УДК 338.264:001.83:351.824.11 А.С. Бондаренко
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ПАРТНЁРСТВО В ИНТЕРЕСАХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Рассмотрена актуальная в настоящее время проблема международной энергетической безопасности. Проведен анализ места и роли России в решении данного вопроса на примере взаимодействия Российской Федерации и Евросоюза в энергетической сфере. Рассмотрены основные тенденции, которые в наибольшей мере характеризуют состояние дел сегодня в мировой энергетике. Даётся оценка Договору к Энергетической хартии с точки зрения его роли в современной системе международной энергетической безопасности. Предложен ряд рецептов решения первостепенных задач, которые необходимо решить в рамках энергодиалога Россия-ЕС для укрепления глобальной энергетической безопасности.
Ключевые слова: Российская Федерация, Евросоюз, энергетическая безопасность, энергодиалог Россия-ЕС, Договор к Энергетической хартии, энергетическая политика.
ЖЭ наши дни укрепление глобаль--Ш.9 ной энергетической бе-
зопасности - одна из самых обсуждаемых тем последнего времени. Значимость этого вопроса в международной повестке дня связана с объективными процессами.
Вот несколько ключевых тенденций. Первая - рост мирового энергопотребления. За последние тридцать лет, по данным МЭА, потребление нефти увеличилось на 50%, газа - в 2,3 раза, ядерной энергии - в 25 раз. В ближайшие двадцать лет потребление энергии в мире может вырасти еще на 50-60%, причем две трети увеличения мирового спроса придется на развивающиеся страны.
Вторая тенденция - рост спроса на природный газ, который к 201 году разделит с углем второе место в перечне первичных источников энергии, а на европейском пространстве и вовсе станет доминирующим.
Третья - значительное удорожание энергоресурсов к середине столетия. При существующем уровне технологий
экономически оправдано извлечение не более 15% мировых запасов нефти и газа. Две трети перспективных ресурсов имеют стоимость извлечения в 3 раза выше нынешних затрат.
Четвертая - нарастающие экологические ограничения.
Пятая тенденция - растущий разрыв в энергопотреблении между, условно, богатыми и бедными. При настойчивом стремлении развивающихся стран к более равномерному распределению энергии это также становится дестабилизирующим фактором мирового масштаба.
В этой ситуации развитые страны должны дать пример того, как искать и находить решения в энергетике. Примером такого подхода служит обсуждение проблем энергобезопасности на саммите
- «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в 2006 г. Там было сформулировано новое определение энергобезопасности как защищенности от угроз надежному топливному и энергетическому обеспечению и четко выделено шесть ключевых условий ее укрепления:
- повышение прозрачности, предсказуемости и стабильности мировых энергетических рынков;
- улучшение инвестиционного климата;
- повышение энергоэффективности и энергосбережения;
- диверсификация видов энергии, обеспечение безопасности инфраструктуры;
- сокращение энергетической бедности;
- решение проблемы климатических изменений.
На этой основе должен строиться общий курс, включающий взаимную ответственность поставщиков, потребителей и транзитных стран. В этих координатах можно будет добиться долгосрочных гарантий энергетической безопасности на основе баланса интересов сторон. Нужны понимание «общей энергетической судьбы» и политическая воля. Об этом говорилось на Берлинской конференции, проходившей в Германии 2006 г.
Ключевые положения Берлинской конференции РГО - Еврогаз 2006 года, отраженные в материалах Саммита G8, который проходил в 2006 г. в Санкт-Петербурге:
- безопасность и стабильность поставок, а также прозрачность инвестиционного климата со стороны производителя должны быть уравновешены стабильным спросом;
- долгосрочные соглашения являются обязательным условием стабильного и взаимовыгодного газового обеспечения, наиболее важным инструментом доверия и стабильности капиталовложений;
- создание рамочных условий для содействия кооперации и инвестиций вдоль всей газовой цепочки от добычи до потребления, например путем обмена
активами, является важным фактором снижения рисков;
- создание надежной системы мониторинга газовых потоков от производителя к покупателям через транзитные страны является необходимым условием повышения надежности газоснабжения;
- улучшение утилизации газа и повышение энергоэффективности является залогом обеспечения устойчивого развития.
Энергетическое партнерство России и Европы является примером взаимозависимости поставщиков и потребителей энергоресурсов.
Более 40 лет назад, в 1968 году, были осуществлены первые поставки советского газа в Западную Европу - в Австрию, по договору с австрийской компанией «OMV» сроком на 20 лет. Другой значимой датой стал 1970 год, когда «Союэнефтеэкспорт» и «Рургаз» заключили долгосрочный контракт на поставку газа в ФРГ. Он вошел в пакет соглашений, получивший название «газ-трубы». Это событие стало началом крупномасштабного сотрудничества между Востоком и Западом, которое развивалось все эти годы. Построена не имеющая аналогов в мире система магистральных нефте- и газопроводов, связывающая Россию со странами Евросоюза.
Россия на протяжении многих лет является крупнейшим внешнеторговым партнером Европейского союза. На 25 стран - членов ЕС приходится, по данным на 1 января 2009 года, примерно 40% внешнеторгового оборота России со странами дальнего зарубежья. При этом в товарной структуре российского экспорта в ЕС доминирующую позицию занимают поставки энергоносителей. Таким образом, российский ТЭК в каком-то смысле является основой не
только российской, но и европейской экономики. Надежной основой.
Общее потребление энергии расширенным Европейским союзом к 2030 году, как прогнозируется, вырастет на 14%. В это же время потребление газа будет расти опережающими темпами по сравнению с другими энергоносителями и к указанному сроку возрастет на 39%. Повышение конкурентоспособности продукции Евросоюза и снижение негативного влияния на окружающую среду возможны только при увеличении доли газа, атома и возобновляемых источников в структуре потребления энергоресурсов.
Главными вопросами обеспечения энергетической безопасности для ЕС становятся гарантии надежности поставок газа. При этом включение в состав Евросоюза новых членов усиливает неоднородность европейского энергетического рынка. В вопросе диверсификации источников поставок энергоносителей свобода маневра ограничена отсутствием глобального газового рынка, невозможностью резко увеличить импорт природного газа из стран - традиционных поставщиков (Норвегия и Алжир) и невозможностью в кратко- и среднесрочном периоде организовать значимые по объему поставки из иных регионов добычи. Таким образом, реальной основой энергетической безопасности Европы могут быть только долгосрочные договоры, взаимные обязательства поставщиков и потребителей.
Энергодиалог с Россией, инициированный Европейским союзом в октябре 2000 года, стал признанием стратегической необходимости сохранения и увеличения поставок природных ресурсов из России. С этого момента ЕС пытается, если можно так выразиться, «сидеть на двух стульях»: добиваясь гарантий растущих поставок из России и продол-
жая искать новые источники поставок газа. При этом любые попытки России диверсифицировать направления экспорта газа встречают в ЕС достаточно резкие комментарии. Мы, в свою очередь, полагаем, что России и ЕС нужна координация подходов в энергообеспечении. Немало важную роль играет и рационализация развития инфраструктуры в энергетике. Снижение политических рисков вокруг проблемы поставок энергоресурсов приведет к увеличению совокупного эффекта.
Энергетика занимает важное место в «дорожной карте» по формированию общего экономического пространства. Отмечу при этом, что продвижение интеграции России и ЕС в энергетике должно опираться на принцип баланса интересов сторон, отражаемый и в международно-правовых конструкциях.
В качестве иллюстрации можно привести Договор к Энергетической хартии, который мы не ратифицируем по нескольким принципиальным причинам. Речь идет о механизмах формирования транзитных тарифов, применении «права первого отказа» в связи с транзитом российского газа через территорию других государств и регулировании транзита по территории самого ЕС на основе концепции «организации региональной экономической интеграцию. Кроме того, Договор к Энергетической хартии не предполагает решения вопросов по ядерным технологиям и материалам, где позиции России традиционно сильны, а также не регламентирует транзит нефти через проливы Босфор и Дарданеллы. Исключение этих вопросов из обсуждения российская сторона также считает принципиально неверным.
Названные моменты невозможно исправить никакими дополнительными документами. Значит, необходим пересмотр Договора с учетом интересов России как крупнейшего производителя
энергоресурсов и крупной транзитной страны.
Рассматривая перспективы развития своей энергетики, в частности нефтяной и газовой отраслей, Россия внимательно изучает возможности развития новых экспортных направлений углеводородов. Вместе с тем «европейский вектор-энергетической политики России остается ведущим и при развитии отношений со странами СНГ, а также таких направлений, как северо-американское и азиатско-тихоокеанское.
Как уже отмечалось выше, отношения в газовой сфере связывают нас уже около 40 лет. Без сомнения, именно газовый аспект придает дополнительную крепость нашему партнерству. Импорт российских углеводородов в настоящее время покрывает около четверти конечного потребления нефти и природного газа в Европе. В 2008 году на европейский рынок было поставлено 184,4 млрд. м3 газа, 198 млн. тонн нефти, 81 млн. тонн угля. Мы готовы развивать эти отношения и в будущем, о чем свидетельствуют наши только что реализованные и предполагаемые к реализации новые газовые проекты.
В 2006 году вышел на проектную мощность 30 млрд. куб. м газа в год газопровод -Ямал-Европа». Долгосрочные перспективы этого газопровода обеспечиваются колоссальными запасами газа на полуострове Ямал.
Качественно новым этапом сотрудничества с европейскими потребителями газа станет Северо-евро-пейский газопровод. Способствует ли он повышению энергобезопасности стран ЕС? Да, поскольку создается альтернативный канал поставок природного газа, позволяющий диверсифицировать пути транспортировки и существенно снизить транзитные риски. При этом загрузка действующих газопроводов не умень-
шится, они будут задействованы для выполнения уже существующих контрактов.
Разработка Южно-Русского месторождения, с запасами более чем 1 трлн. м3 газа, и Штокмановского месторождения объемом не менее 3,7 трлн. м3 газа дают гарантии поддержания, а при необходимости и увеличения объемов экспорта российского газа в Европу. Также этому будут способствовать и достигнутые недавно договоренности между Россией, Казахстаном и Туркменистаном по строительству Прикаспийского газопровода.
Ведутся работы и по другим проектам, обеспечивающим рост объемов и увеличение надежности экспорта российского газа: строительство газопровода «Северные районы Тюменской области -Торжок», расширение Уренгойского газотранспортного узла, а также расширение газотранспортной системы на северо-западе России.
Важным элементом энергетического сотрудничества между Россией и ЕС должно стать многостороннее инвестиционное, производственное и технологическое взаимодействие при освоении перспективных месторождений в нефтегазоносных регионах. Также необходимо углубление международной кооперации при реализации проектов по расширению транспортной инфраструктуры, ориентированных на диверсификацию экспортных потоков и развитие новых рынков. В качестве примера, помимо упомянутых выше проектов, может быть приведено строительство нефтепровода Бургас - Александруполис.
Сотрудничество Россия - ЕС реализуется и в других сферах энергетики. В 2002 году Россия и Евросоюз открыли в Москве совместный Центр энергетических технологий. Это - важное достиже-
ние в сфере технологического сотрудничества между Россией и ЕС.
В июне 2005 года Россия и ЕС наряду с Китаем, Республикой Корея, Японией и Индией подписали соглашение о сотрудничестве по проекту ИТЭР. Строительство реактора займет от 10 до 15 лет. Что касается первой термоядерной электростанции, то она, по обещаниям ученых, может появиться примерно к 2030 году. Наряду с этим следует отметить программу создания международной системы обращения с облученным ядерным топливом при использовании международных централизованных хранилищ и центров обогащения урана, а также сотрудничество по проекту ИНПРО, который играет заметную роль в формировании программ МАГАТЭ.
Нельзя не упомянуть и работу по интеграции электроэнергетических рынков, в частности важность своевременного завершения в 2006 году первого этапа разработки совместного техникоэкономического обоснования проекта объединения электроэнергетических систем стран СНГ и Балтии с Объединенной европейской энергосистемой. Это позволит сформировать трансконтинентальное объединение, способное обеспечивать электроэнергией около 700 млн. потребителей.
Растущие масштабы и качество взаимодействия России и ЕС в энергетической сфере требуют соответствующего институционального оформления. В его основе должно лежать не декларативное, а реальное понимание и признание взаимодополняемости наших экономик по ряду ключевых направлений.
В рамках энергодиалога Россия - ЕС необходимо провести объективный анализ правовых инструментов и институтов, определяющих взаимодействие сторон в энергетической сфере, включая
соответствующие многосторонние документы. Цель - отойти от фрагментарного, временами импульсивного поведения и построить стройную, логичную систему отношений.
Основные темы энергодиалога Россия - ЕС на ближайшую перспективу:
- снятие барьеров в торговле и инвестициях;
- взаимное консультирование при принятии решений в сфере энергетики, затрагивающих интересы партнера;
- использование возобновляемых источников энергии;
- создание условий для снятия ограничений торговли ядерными материалами;
- допуск на рынок ЕС российской электроэнергии;
- торговля товарами высокой степени переработки (нефтепродукты, продукты нефтехимии, энергоемкие товары).
На новом этапе основным принципом в наших отношениях должно быть не «инвестиции в обмен на ресурсы», а «инвестиции в обмен на инвестицию.
Особую актуальность сегодняшнему энергодиалогу Россия - ЕС придает необходимость подготовки в ближайшее время нового соглашения о стратегическом партнерстве между Россией и Евросоюзом, призванного стать основой для развития взаимовыгодного партнерства между Россией и Европейским союзом на обозримую перспективу. Очевидно, что энергетика станет одним из важнейших элементов данного соглашения.
В заключение автор хотел бы добавить, что необходимым условием для укрепления энергетической безопасности является упреждающий диалог заинтересованных сторон с участием национальных правительств, парламентов, деловых и общественных кругов. При этом залогом динамичного и устойчиво-
го развития мировой энергетики явля- стников и их согласованный подход к ются гармонизация интересов всех уча- пониманию и разделению рисков,
— Коротко об авторе ----------------------------------------------------
Бондаренко А. С. - аспирант кафедры МЭО экономического факультета РУДН, e-mail: [email protected]
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ
Автор
Название работы
Специальность
Ученая степень
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИХАЙЛОВА Анна Ивановна Эколого-экономическая оценка проведения лесохозяйственной рекультивации территорий, нарушенных горными работами 08.00.05 к.э.н.
КОРЧАК Анастасия Андреевна Совершенствование системы экологических платежей для стимулирования реализации природоохранных мероприятий при освоении подземного пространства мегаполисов 08.00.05 к.э.н.