Научная статья на тему 'Российская эстрада как фактор «Мягкой силы» России на постсоветском пространстве (на примере Беларуси и Казахстана)'

Российская эстрада как фактор «Мягкой силы» России на постсоветском пространстве (на примере Беларуси и Казахстана) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
277
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«МЯГКАЯ СИЛА» / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / РОССИЙСКАЯ ЭСТРАДА / РУССКИЙ ЯЗЫК / БЕЛАРУСЬ / КАЗАХСТАН / SOFT POWER / FOREIGN POLICY / MASS CULTURE / RUSSIAN POP / RUSSIAN LANGUAGE / BELARUS / KAZAKHSTAN

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Калитько Ирина Игоревна

Статья посвящена изучению потенциала масс-культурных факторов «мягкой силы» современной российской эстрады в странах постсоветского пространства. После распада СССР ключевыми целями для России стали восстановление и укрепление российского политического влияния на постсоветском пространстве, а также сохранение социокультурного пространства «русского мира». Политика «мягкой силы», в особенности ее культурные аспекты, являются эффективным инструментом для достижения данных целей. Сегодня сфера шоу-бизнеса и музыкальная эстрада становятся наиболее доступными и действенными инструментами продвижения российской политики «мягкой силы». В статье рассматриваются перспективы российского внешнеполитического влияния и роль «мягкой силы» российской музыкальной эстрады, проводится анализ популярности российских исполнителей в странах постсоветского пространства - Беларуси и Казахстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN POP MUSIC AS A FACTOR OF RUSSIA’S “SOFT POWER” IN THE POST-SOVIET SPACE (ON THE EXAMPLE OF BELARUS AND KAZAKHSTAN)

The article is devoted to the study of the potential of mass-cultural factors of “soft power” of modern Russian pop music in the post-Soviet countries. After the collapse of the USSR, Russia’s key goals were to restore and strengthen its political influence in the post-Soviet space, as well as to preserve the socio-cultural space of the “Russian world”. Soft power policies, especially their cultural aspects, are a useful tool for achieving these goals. Today, the sphere of show business and the musical stage are becoming the most accessible and practical tools for promoting the Russian policy of “soft power”. The article examines the prospects of Russian foreign policy influence and the role of the Russian musical variety “soft power”, using the analysis of the popularity of Russian performers in the post-Soviet countries, on the example of Belarus and Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Российская эстрада как фактор «Мягкой силы» России на постсоветском пространстве (на примере Беларуси и Казахстана)»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-3-29-36 УДК 327.83(045)

Российская эстрада как фактор «мягкой силы» России на постсоветском пространстве (на примере Беларуси и Казахстана)

И. И. Калитько

Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid. огд/0000-0002-9729-0408

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению потенциала масс-культурных факторов «мягкой силы» современной российской эстрады в странах постсоветского пространства. После распада СССР ключевыми целями для России стали восстановление и укрепление российского политического влияния на постсоветском пространстве, а также сохранение социокультурного пространства «русского мира». Политика «мягкой силы», в особенности ее культурные аспекты, являются эффективным инструментом для достижения данных целей. Сегодня сфера шоу-бизнеса и музыкальная эстрада становятся наиболее доступными и действенными инструментами продвижения российской политики «мягкой силы». В статье рассматриваются перспективы российского внешнеполитического влияния и роль «мягкой силы» российской музыкальной эстрады, проводится анализ популярности российских исполнителей в странах постсоветского пространства - Беларуси и Казахстане .

Ключевые слова: «мягкая сила»; внешняя политика; массовая культура; российская эстрада; русский язык; Беларусь; Казахстан

Для цитирования: Калитько И. И. Российская эстрада как фактор «мягкой силы» России на постсоветском пространстве (на примере Беларуси и Казахстана). Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020;10(3):29-36. DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-3-29-36

ORIGINAL PAPER

Russian Pop Music as a Factor of Russia's "Soft Power" in the Post-Soviet Space (on the Example of Belarus and Kazakhstan)

I. I. Kalitko

Financial University, Moscow, Russia https://orcid. org/0000-0002-9729-0408

ABSTRACT

The article is devoted to the study of the potential of mass-cultural factors of "soft power" of modern Russian pop music in the post-Soviet countries .After the collapse of the USSR, Russia's key goals were to restore and strengthen its political influence in the post-Soviet space, as well as to preserve the socio-cultural space of the "Russian world". Soft power policies, especially their cultural aspects, are a useful tool for achieving these goals . Today, the sphere of show business and the musical stage are becoming the most accessible and practical tools for promoting the Russian policy of "soft power". The article examines the prospects of Russian foreign policy influence and the role of the Russian musical variety "soft power", using the analysis of the popularity of Russian performers in the post-Soviet countries, on the example of Belarus and Kazakhstan .

Keywords: soft power; foreign policy; mass culture; Russian pop; Russian language; Belarus; Kazakhstan

For citation: Kalitko I. I. Russian pop music as a factor of Russia's "soft power" in the post-Soviet space (on the example of Belarus and Kazakhstan). Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2020;10(3):29-36. DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-3-29-36

© Калитько И.И., 2020

Представители российского шоу-бизнеса и звезды российской эстрады сегодня активно проводят свою гастрольную деятельность не только на территории России, но и в странах ближнего зарубежья, бывших республиках СССР. Эта ситуация стала возможной благодаря общему культурно-историческому наследию. В советский период именно русская (российская) культура являлась общей и доминирующей для всех жителей Союза. Однако, если в XX в. российское культурное влияние и общность языка были естественными в силу существования единого государства, то после его распада перед Российской Федерацией возникла серьезная проблема сохранения влияния на пространстве СНГ. Кроме того, в последние годы для России большое значение имеет создание позитивного имиджа страны и «пула доброжелателей из числа зарубежной общественности» [1]. И в этом контексте весьма важной является политика «мягкой силы». В рамках культурной «мягкой силы» приобретают большое значение массовые события, такие как концерты, празднования и совместные фестивали (например «Славянский базар», традиционно проводящийся в Беларуси при активном участии России). Присутствие российских звезд в странах СНГ, исполнение песен на русском языке способствуют росту популярности современной российской культуры и русского языка, консолидации русскоязычного населения в этих странах, повышению лояльности во властных кругах, усилению российского политического влияния.

Звезды российской эстрады регулярно принимают участие в благотворительных и праздничных концертах, посвященных Дню Победы, национальным праздникам, приезжают в рамках международных фестивалей, культурного сотрудничества и самостоятельных гастрольных туров. Наиболее активное присутствие российской эстрады наблюдается в Беларуси и Казахстане.

В Беларуси существует самостоятельная эстрада, но ее популярность относительно невысока. В государственных концертах в День Победы или День независимости Беларуси (Квггней мая Беларусь!) участвуют преимущественно белорусские «звезды». Такие концерты транслируются по центральным каналам, а российских звезд на подобных празднованиях практически нет. Исключением могут быть исполнители белорусского происхождения (Дмитрий Колдун, Алек-

сандр Рыбак), или «звезды» советского времени (Ринат Ибрагимов, Лев Лещенко). Тем не менее при анализе концертной афиши Минска1 за 2 месяца (ноябрь-декабрь 2019 г.) преобладание российских звезд очевидно: в среднем на 45 концертов приходится 30 (75%) сольных концертов представителей российской эстрады (Григорий Лепс, Баста, «Ленинград», Полина Гагарина и др.). Это демонстрирует наличие высокого спроса на российскую эстраду, поскольку промоутеры организовывают концерты зарубежных звезд только при условии окупаемости. При этом представители белорусского шоу-бизнеса обеспокоены активной экспансией российских «звезд». Рынок переполнен «русскими», а белорусам не остается места для работы с аудиторией: количество российских выступлений и спрос на них значительно выше, особенно ярко это видно на примере малых городов Беларуси [2]. Местные представители шоу-бизнеса называют сложившуюся ситуацию «засильем российской попсы» [3].

Уровень популярности российских исполнителей в Беларуси можно проанализировать по количеству поисковых запросов в системе «Яндекс». Наиболее популярные белорусские исполнители значительно проигрывают российским «звездам» в популярности среди местного населения (табл. 1).

Аналогичный результат демонстрирует и анализ трендов в Google (табл. 2 и рис. 1).

Кроме того, прослеживается поддержка российских концертов со стороны властей Беларуси, в том числе Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. В 2016 г., по данным СМИ, «Лукашенко передал роскошный букет для Филиппа Киркорова» [4], когда он выступал в Минске с шоу «Я». 12 января 2018 г. на торжественный президентский прием для представителей СМИ и творческой интеллигенции были приглашены для выступления Наташа Королева, Таисия Пова-лий, Григорий Лепс, Николай Басков2. 12 октября 2019 г. юбилейный вечер Игоря Крутого в Минске проходил в сопровождении Президентского оркестра и при участии многих российских звезд: Ирины Аллегровой, Филиппа Киркорова, Ани

1 Концерты: афиша и билеты на концерт в Минске. URL: https://www.kvitki.by/rus/bileti/muzyka/page:2/ (дата обращения: 22.10.2019).

2 На прием Лукашенко из Москвы выписали Лепса, Баско-ва и Наташу Королеву. Наша Шва. URL: https://nn.by/?c=a r&i=203198&mo=7092f2a3910edcf71141273275af6cbdf9d03b 1a&lang=ru (дата обращения: 22.10.2019).

И.И. Калитько

Таблица 1 / Table 1

Сравнение популярности российских и белорусских исполнителей на основе данных о поисковых запросах в Яндекс в Беларуси / A comparison of the popularity of Russian and Belarusian performers

based on search requests in Yandex in Belarus

Исполнитель Количество поисковых запросов в месяц

Поп-певец

Российский исполнитель Филипп Киркоров 7022

Белорусский исполнитель Руслан Алехно 1323

Рок-группа

Российский исполнитель Би-2 20 023

Белорусский исполнитель Дай Дарогу! 587

Поп-исполнитель, участник Евровидения

Российский исполнитель Полина Гагарина 13 476

Белорусский исполнитель Александр Рыбак 1060

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author

Таблица 2 / Table 2

Анализ трендов: сравнение популярности российских и белоруссских рок-групп в Беларуси на основе данных о поисковых запросах в Google за последние 12 месяцев / Trend analysis: comparing the popularity of Russian and Belarusian rock bands in Belarus based on Google search

queries over the past 12 months

Уровень интереса к теме за последние 12 месяцев, в %

Российские группы Белорусские группы

Субрегион Би-2 Сплин Дай дарогу! Без билета N. R. M.

Могилевская область 69 24 4 3 0

Гомельская область 63 25 4 6 2

Витебская область 66 24 3 5 2

Брестская область 57 23 15 3 2

Минская область 61 25 4 7 3

Гродненская область 57 31 6 4 2

Средний % по стране 62,16 25,3 6 4,6 1,8

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

УРОВЕНЬ ПОПУЛЯРНОСТИ ГРУПП В БЕЛАРУСИ В %

■ Би-2 ■ Сплин «Дайдарогу! « Безбилетв ■ N.R.M.

Рис. 1 / Fig. 1. Уровень популярности российских и белорусских рок-групп в Беларуси на основе данных табл. 2 / Level of popularity of Russian and Belarusian rock bands in Belarus based on Table 2 data

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

Лорак, Николая Баскова, Жасмин, Сергея Лазарева, Димы Билана [5].

Творчество российских исполнителей оказывает позитивное влияние с точки зрения сохранения и популяризации русского языка в Беларуси: около 70% говорят на русском и только 27% используют белорусский для повседневного общения. Из 18 театров Беларуси русскоязычными являются 14. Русский язык также преобладает в белорусских СМИ (особенно на телевидении), книгоиздании, делопроизводстве, работе органов государственной власти [6]. По итогам 2016 г., количество книг и брошюр на русском языке составило почти 80% от всех изданных в Беларуси. После придания русскому языку статуса государственного он стал вытеснять белорусский язык из всех сфер общественной жизни в Беларуси. Однако, несмотря на то, что для 70% русскоговорящего населения присутствие российских исполнителей — позитивный показатель, существует и отрицательная сторона вопроса — недовольство представителей белорусского творческого сообщества (выдвигаются инициативы по ограничению российского гастрольного присутствия), активизация белорусских националистов, для которых постоянное

присутствие россиян и иногда их пренебрежительное отношение к белорусской аудитории (выступления в нетрезвом виде, работа под фонограмму, скандалы и т.д.) [3] срабатывают как триггер.

В Казахстане ситуация несколько иная. Местная эстрада, на первый взгляд, гораздо слабее в сравнении с российской. Однако в 2016 г. ввиду кризиса происходит падение интереса населения к крупным концертам в целом и особенно — российских «звезд», поскольку цены на их концерты выше, чем на выступления казахстанских «звезд». Тем не менее спрос на российских исполнителей в крупных городах и столице остался на прежнем уровне: такие «звезды» как Валерий Меладзе, «Ленинград», «Звери», Стас Михайлов, Баста, исполнители лейбла «Black Star» продолжают выступать для местных политических и бизнес-элит [7].

По данным казахстанских промоутерских агентств, до 2016 г. высокий спрос был на концерты «Би-2», «Руки Вверх», «Серебро», «Black Star», а сегодня происходит их замещение, но не только местными исполнителями, а более дешевыми русскоязычными вокальными коллективами, исполняющими каверы или собственные песни на русском языке [7].

И. И. Калитько

Таблица 3 / Table 3

Сравнение популярности российских и казахстанских исполнителей на основе данных о поисковых запросах в Яндекс в Казахстане за 2019 г. / Comparison of the popularity of Russian and Kazakh performers based on data on Yandex search queries in Kazakhstan for 2019

Исполнитель Количество поисковых запросов в месяц

Поп-певица

Российский исполнитель Ани Лорак 20 408

Казахстанский исполнитель Жанар Дугалова 6

Поп-исполнитель

Российский исполнитель Стас Михайлов 34 040

Казахстанский исполнитель Кайрат Нуртас 114

Поп-исполнитель с высоким рейтингом за 2019 г.

Российский исполнитель Дима Билан 11 841

Казахстанский исполнитель Димаш Кудайбергенов 4166

Источник/Source: составлено автором / rompi^d by the author.

УРОВЕНЬ ПОПУЛЯРНОСТИ ПОП-ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦ

В КАЗАХСТАНЕ В %

■ Лобсда ■ Полина Гагарина иАшаМатай Жанар Дугалова

Рис. 2 / Fig. 2. Анализ трендов: сравнение популярности российских и казахстанских поп-исполнительниц

в Казахстане на основе данных о поисковых запросах в Google за последние 5 лет / Trend analysis: comparing the popularity of Russian and Kazakh pop artists in Kazakhstan based on data on Google search

queries over the past 5 years

Источник/Source: составлено автором / rompi^d by the author.

Рис. 3 / Fig. 3. Анализ трендов: сравнение популярности российских и казахстанских исполнителей в Казахстане на основе данных о поисковых запросах в Google за последние 12 месяцев / Trend analysis: comparing the popularity of Russian and Kazakh artists in Kazakhstan based on Google search

query data for the past 12 months

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

УРОВЕНЬПОПУЛЯРНОСТИ ПОП-ИСПОЛНИТЕЛЕИ В

КАЗАХСТАНЕ В %

I Дим.а билан

I Сергей Лазарев ■ Димаш Кудайбергенов ■ КайратНуртас

Дима Билан7%

Сергей Лазарев 4%

КайратНуртас 50%

Димаш Кудайбергенов 39%

Если говорить о сравнении популярности казахстанских и российских артистов при помощи Яндекс-метрики, мы увидим следующее (табл. 3).

Однако более популярной поисковой системой для Казахстана является Google, потому анализ google-трендов будет более объективным (рис. 2,3).

За последние 5 лет популярность российских и казахстанских исполнителей одной категории находится почти на одинаковом уровне (см. рис. 2). Однако казахстанские «звезды», вышедшие на мировой рынок в последний год, имеют значительно большую популярность, чем российские исполнители (см. рис. 3). Казахстан проводит жесткую национальную политику — политику «казахизации», направленную на возрождение «национальных, культурных, языковых ценностей», усиление роли казахского языка и влияния казахоязычных кадров в государственном управлении. В частности «сверху» оказывается активная поддержка отечественной эстраде и исполнителям. В силу этого, а также экономического кризиса в последние несколько лет, воздействие российской «мягкой силы» в сфере эстрады снизилось. С падением доходов спрос на концерты

российских звезд уменьшился, а государственные концерты, транслируемые по телевидению, задействуют только казахстанских «звезд». Тем не менее 84% населения Казахстана говорят на русском, потому отечественные исполнители исполняют песни не только на казахском, но и на «великом и могучем», правда, значительно реже.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отношении государственных концертов позиция схожа с Беларусью: на национальных и государственных праздниках преобладают казахстанские исполнители. Однако на крупных фестивалях, таких, как Big Love Show и ежегодная премия Муз-ТВ, проходящих в Нурсултане (Астане), в основном задействован российский «контингент».

Исходя из проведенного анализа, мы можем сделать вывод, что и для Беларуси, и для Казахстана характерны:

1. Высокая популярность российских исполнителей.

2. Регулярные гастроли российских звезд, проведение крупных «негосударственных» концертов, российских или совместных с Россией фестивалей на территориях стран СНГ.

И.И. Калитько

3. Лояльность местных властных и бизнес-элит к российским исполнителям.

Все это свидетельствует о возможности использования «звезд» российского шоу-бизнеса в качестве инструмента культурной «мягкой силы», однако вряд ли мы можем говорить о сознательном и направленном использовании данного инструмента сегодня. Частота и территории гастрольных туров определяются исходными данными: большим количеством русскоязычного населения в странах СНГ, наличием исторической памяти (период общей культуры и единой эстрады в СССР), территориальной близостью, имеющимися партнерскими связями в промо-ушен-среде и у представителей шоу-бизнеса.

Успех внешнего воздействия на местное население зависит от характера национальной политики государства: так, в Казахстане популярность российских «звезд» ниже, чем в Беларуси, в силу целенаправленной политики «казахизации», а в Беларуси, при более мягкой национальной политике, влияние российской эстрады значительно выше.

Важно отметить изменение характера отношений России и Беларуси в 2020 г. ввиду нефтяного конфликта. Не найдя взаимовыгодного решения по условиям поставок нефти из России в Беларусь, страны перешли к конфронтацион-ной модели взаимодействия, что отразилось на экономической и политической сферах. Негативная риторика в адрес России президента Беларуси Г. Лукашенко и его стремление заместить российскую нефть альтернативной, безусловно, сказываются на отношениях двух стран. Одним из главных рисков (кроме экономических) для России в этой ситуации является рост антироссийских настроений в Беларуси, и, как следствие, потеря официального союзника и возможное повторение украинского сценария.

В подобных условиях одним их приоритетных интересов России становится активизация политики «мягкой силы» в Беларуси с целью предупреждения подобных рисков и сглаживания последствий российско-белорусского конфликта. Гастроли российских звезд, формально остающихся вне политики, будут способствовать сохранению памяти об исторических основах российско-белорусской дружбы, укреплению симпатий и лояльности к России у белорусов.

Таким образом, выступления звезд российского шоу-бизнеса в республиках бывшего Советского Союза обладают потенциалом «мягкой

силы» России, способствуют сохранению и продвижению русского языка во внешней среде. Однако на данный момент воздействие данного фактора в некоторых странах СНГ снижается в силу характера национальной политики этих государств и социально-экономического положения населения. Для эффективного воздействия на зарубежную аудиторию российская эстрада должна искать новые сегменты и формы присутствия. Пока эффективной формой влияния являются лишь совместные фестивали и конкурсы (премия Муз-ТВ, Славянский базар, Big Love Show, Новая волна). При этом имеется возможность привлечь аудиторию к русскоязычному творчеству за счет увеличения доступности контента в сети Интернет, особенно в соцсе-тях (возможность бесплатного прослушивания и скачивания альбомов/композиций; просмотра и скачивания клипов). Подобная работа должна проводиться не только в российском сегменте глобальной сети, но и вне его. В том же Казахстане основной поисковой системой является Google, в Беларуси ее популярность также стремительно растет.

В целях предупреждения потери культурного влияния в странах СНГ и сглаживания последствий конфликтов и агрессивной политики лидеров этих стран необходимо укреплять культурные связи, в том числе посредством сферы шоу-бизнеса, заранее. Так, создание совместных долгосрочных проектов, проведение конкурсов и фестивалей со значительной долей участия представителей российской эстрады поможет закрепить культурные связи. Особенно сильный эффект могут дать мероприятия, направленные на поддержку местных талантов и представителей других стран СНГ (по примеру «Новой волны»). Укрепление российского влияния посредством сохранения и популяризации русского языка и культуры на постсоветском пространстве также возможно при помощи создания аналога «Евровидения», только для стран СНГ. Главной особенностью такого аналога станет использование русского языка как основного языка исполнения для всех конкурсантов. Участие российских «звезд» в качестве наставников и жюри также станет элементом проведения культурного обмена между всеми участниками конкурса. Таким образом, при участии представителей российского шоу-бизнеса станет возможным создание эффективного фактора культурной «мягкой силы» России на постсоветском пространстве.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Шатилов А. Б. Академическая мобильность иностранных студентов гуманитарных и обществоведческих направлений в рамках политики «мягкой силы» Российской Федерации. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019;9(6):10-13.

2. Пепеляев В. Что мешает нашим артистам зарабатывать гастролями. URL: https://yandex.ru/ turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.sb.by%2Farticles%2Fcherez-tsennik-k-zvezdam-.html.

3. Яновская О. Почему белорусская попса проиграла российской собственную сцену. URL: https://naviny.by/ rubrics/culture/2016/04/25/ic_articles_117_191525.

4. Сацюк С. «Люди, я иду к вам». Филипп Киркоров еще раз показал Минску свое «Я» URL: https://yandex.ru/ turbo?text=https%3A%2F%2Fnaviny.by%2Farticle%2F20171022%2F1508620927-lyudi-ya-idu-k-vam-filipp-kirkorov-eshche-raz-pokazal-minsku-svoe-ya.

5. Тан Ю. Русский язык в Белоруссии: проблемы и перспективы. URL: https://moluch.ru/archive/269/61799/.

6. Хомичев Т. Юбилейный вечер Игоря Крутого в Минске: какие звезды будут выступать. URL: https://www. belnovosti.by/kultura/yubileynyy-vecher-igorya-krutogo-v-minske-kakie-zvezdy-budut-vystupat.

7. Тойшибекова А. Интерес к концертам в Казахстане снизился, но звезды по-прежнему частые гости на закрытых вечеринках. URL: https://vlast.kz/biznes/17135-interes-k-koncertam-v-kazahstane-snizilsa-no-zvezdy-po-preznemu-castye-gosti-na-zakrytyh-vecerinkah.html.

REFERENCES

1. Shatilov A. B. Academic Mobility of Foreign students in Humanities and social studies as a Component of the "soft Power" Policy of the Russian Federation. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2019;9(6):10-13. (In Russ.).

2. Pepelyaev V. What prevents our artists from earning money on tour. URL: https://yandex.ru/ turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.sb.by%2Farticles%2Fcherez-tsennik-k-zvezdam-.html. (In Russ.).

3. Yanovskaya O. Why Belarusian pop music lost its own stage to Russia. URL: https://naviny.by/rubrics/ culture/2016/04/25/ic_articles_117_191525. (In Russ.).

4. Satsyuk S. "People, I'm coming to you". Philip Kirkorov once again showed Minsk his "I". URL: https://yandex. ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fnaviny.by%2Farticle%2F20171022%2F1508620927-lyudi-ya-idu-k-vam-filipp-kirkorov-eshche-raz-pokazal-minsku-svoe-ya. (In Russ.).

5. Tan Yu. Russian language in Belarus: problems and prospects. URL: https://moluch.ru/archive/269/61799/. (In Russ.).

6. Fomichev T. The Anniversary evening of Igor Krutoy in Minsk: What the stars will play. URL: https://www. belnovosti.by/kultura/yubileynyy-vecher-igorya-krutogo-v-minske-kakie-zvezdy-budut-vystupat. (In Russ.).

7. Toychubekova A. The interest in concerts has decreased in Kazakhstan, but the stars are still frequent guests at private parties. URL: https://vlast.kz/biznes/17135-interes-k-koncertam-v-kazahstane-snizilsa-no-zvezdy-po-preznemu-castye-gosti-na-zakrytyh-vecerinkah.html. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Ирина Игоревна Калитько — студент-бакалавр 4-го курса факультета социологии и политологии, Финансовый университет, Москва, Россия kalitko.ira@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

Irina I. Kalitko — 4th year bachelor course, Faculty of Sociology and Political Sciences, Financial University,

Moscow, Russia

kalitko.ira@mail.ru

Статья поступила 20.03.2020; принята к публикации 10.04.2020. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article received on 20.03.2020; accepted for publication on 10.04.2020. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.