Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА В ЗЕРКАЛЕ РУБРИКАТОРОВ И КЛАССИФИКАТОРОВ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ'

РОССИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА В ЗЕРКАЛЕ РУБРИКАТОРОВ И КЛАССИФИКАТОРОВ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
123
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДК / ББК / ГРНТИ / АРХИТЕКТУРА / АРХИТЕКТУРНАЯ ТЕОРИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кияненко Константин Васильевич

Библиотечные классификаторы и Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ) рассматриваются в работе с точки зрения отражения в них архитектурного знания. Исследуется, к каким сферам общественной практики отнесена архитектура, какова степень развитости, дифференцированности позиций классификаторов, как архитектурное знание представлено на фоне смежных областей - строительства и искусства, насколько системно и развёрнуто выглядит раздел теории архитектуры по сравнению с теорией искусства. Обнаружено, что позиционирование архитектуры, количество рубрик, кодов, отводимых архитектурному знанию, его разветвлённость по уровням иерархии в целом и в отношении теории свидетельствуют о сравнительно худшем состоянии или менее информативной репрезентации архитектуры по сравнению со строительством и искусствоведением и о необходимости предпринимать усилия по исправлению ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Кияненко Константин Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ARCHITECTURE IN THE MIRROR OF RUBRICATORS AND CLASSIFIERS OF ACADEMIC KNOWLEDGE

Library classifiers and the Scientific and Technical Information Rubricator (GRNTI) are considered in the work as the mirrors reflecting architectural knowledge. The paper examines which spheres of public practice architecture belongs to, what is the degree of development, differentiation of classifiers' positions, how architectural knowledge is presented against the background of related fields - construction and art, how systematic and detailed the section of architecture theory looks compared to art theory. It was found that the positioning of architecture in the classifiers, the number of headings, codes assigned to architectural knowledge, its structuring by hierarchy levels of architecture in general and in relation to its theory indicate a significantly worse state or less informative representation of archi tecture in comparison to construction and art history and the need to make efforts to improve the situation.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА В ЗЕРКАЛЕ РУБРИКАТОРОВ И КЛАССИФИКАТОРОВ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ»

АРХИТЕКТУРА

DOI 10.22337/2077-9038-2022-1-33-38

УДК 72.01

Кияненко Константин Васильевич (Вологда). Доктор архитектуры, профессора советник РААСН. Научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства (филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России») (111024, Москва, ул. Душинская, 9. НИИТИАГ); профессор (по совместительству) Московского архитектурного института (государственной Академии) (107031, Москва, ул. Рождественка, 11/4, кор. 1, стр. 4. МАРХИ); профессор (по совместительству) ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6. РУДН). Эл. почта: kiyanenko_k@yahoo.com.

Kiyanenko, Konstantin V. (Vologda). Doctor of Architecture, Professor, Advisor of RAACS. Senior Research Fellow of the Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning (9 Dushinskaya st, Moscow, 111024. NIITIAG), branch of the Central Institute for Research and Design of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation (TsNIIP); Adjunct Professor of the Moscow Institute of Architecture (State Academy) (11/4 Rozhdestvenka st., block 1, bldg. 4, Moscow, 107031. MARKHI); Adjunct Professor of the FGAOU VO " RUDN University" (6 Miklukho-Maklaya Street; Moscow, 117198. RUDN). E-mail: kiyanenko_k@yahoo.com.

© Кияненко К.В., 2022. Academia. Архитектура и строительство, № 2, стр. 33-38.

Российская архитектура в зеркале рубрикаторов и классификаторов академического знания

Библиотечные классификаторы и Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ) рассматриваются в работе с точки зрения отражения в них архитектурного знания. Исследуется, к каким сферам общественной практики отнесена архитектура, какова степень развитости, дифференцированности позиций классификаторов, как архитектурное знание представлено на фоне смежных областей - строительства и искусства, насколько системно и развёрнуто выглядит раздел теории архитектуры по сравнению с теорией искусства. Обнаружено, что позиционирование архитектуры, количество рубрик, кодов, отводимых архитектурному знанию, его разветвлённость по уровням иерархии в целом и в отношении теории свидетельствуют о сравнительно худшем состоянии или менее информативной репрезентации архитектуры по сравнению со строительством и искусствоведением и о необходимости предпринимать усилия по исправлению ситуации.

Ключевые слова: УДК, ББК, ГРНТИ, архитектура, архитектурная теория

Russian Architecture in the Mirror of Rubricators and

Classifiers of Academic Knowledge

Library classifiers and the Scientific and Technical Information Rubricator (GRNTI) are considered in the work as the mirrors reflecting architectural knowledge. The paper examines which spheres of public practice architecture belongs to, what is the degree of development, differentiation of classifiers' positions, how architectural knowledge is presented against the background of related fields - construction and art,

how systematic and detailed the section of architecture theory looks compared to art theory. It was found that the positioning of architecture in the classifiers, the number of headings, codes assigned to architectural knowledge, its structuring by hierarchy levels of architecture in general and in relation to its theory indicate a significantly worse state or less informative representation of archi

tecture in comparison to construction and art history and the need to make efforts to improve the situation.

Keywords: UDC, Library Bibliographic Classification (BBK), Code of State Categories Scientific and Technical Information (GRNTI), architecture, architectural theory.

Введение

Ни один исследователь не избавлен от необходимости периодического обращения к рубрикаторам и классификаторам академического знания. Код Универсального десятичного классификатора (УДК) или Библиотечно-библиографического классификатора (ББК) присваивается всякому подготавливаемому к изданию научному труду. А поиски нужных публикаций в электронных или бумажных базах данных существенно ускоряются при уточнении области поиска указанием рубрик Государственного рубрикатора научно-технической информации (ГРНТИ), к которым относятся интересующие нас материалы. Подача заявок на выполнение научных исследований также сопряжена с позиционированием заявляемых НИР в поле рубрик данного документа.

Но, хотя упорядочение и систематическое представление источников информации, их идентификация и отыскание яв-

ляются основными функциями указанных систем, имеются и другие. Каждый классификатор воплощает и отражает, репрезентирует академическим и профессиональным сообществам, обществу в целом состояние и устройство, структуру, логику развития отраслей знания и практики, их взаимосвязи, границы между ними. Структура классификаторов свидетельствует о степени развитости каждой дисциплины, в том числе по сравнению с другими, о главных объектах внимания, о приоритетах и акцентах, которые она расставляет. Лексика классификаторов воспроизводит ключевые понятия дисциплин, основные их тематические области, рассматриваемые проблемы, теоретические подходы к их решению, стратегии и методы действий.

Конечно, области знания не имеют способности самопроецироваться в логику классификаторов, их интерпретацией, превращением в иерархии и формулировки кодов и рубрик занимаются конкретные люди. В этом смысле, классификаторы и рубрикаторы отражают не только, а, может быть, не столько объективное состояние отраслей знания, сколько понимание, видение, научную квалификацию, вкусы и образованность своих составителей. Отдавая себе в этом отчёт, автор данного исследования, попытался ответить на следующий основной вопрос: как в упомянутых классификаторах и рубрикаторах представлена архитектура? В том числе:

- К каким сферам знания и общественной практики отнесен раздел архитектуры?

- Какова степень развитости, дифференцированности, детализации архитектурного знания на фоне родственных областей - строительства, с одной стороны, и искусствоведения, с другой?

- Как представлен теоретический компонент архитектурного знания - в целом и по сравнению с теорией строительства и искусствоведения?

Для ответов на поставленные вопросы автор воспользовался структурно-логическим и понятийно-терминологическим анализом классификаторов и рубрикатора1.

Раздел «Архитектура» в Универсальном десятичном

классификаторе (УДК)

Универсальная десятичная классификация не является отечественным изобретением. Она была создана в Бельгии в конце XIX века на основе подхода, предложенного американцем Мелвилом Дьюи для систематизации публикаций, документов, произведений искусства в Библиотеке Конгресса США. Система УДК (англ. UDC - Universal Decimal Classification) широко используется в мире более столетия, а в б. СССР стала целенаправленно развиваться с 1962 года [1]. Администрирует систему международный консорциум, в управленческие структуры которого входит и отечественный представитель - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ РАН), так

что определённый канал воздействия на систему УДК с нашей стороны имеется, тем более что классификатор периодически обновляется и переиздаётся - и за рубежом, и в русскоязычной версии.

В полном соответствии с названием «десятичный» УДК группирует все отрасли знания в десять позиций. Архитектура отнесена к седьмому классу, в переводе на русский названному: «Искусство. Развлечения. Зрелища. Спорт» (рис. 1)2. По-английски это звучит несколько иначе - Arts. Recreation. Sport.

За архитектурой закреплён код 72. На одном с нею уровне иерархии как равнозначные разделы «Искусства» выделены «Планировка. Районная и городская планировка... Ландшафтная и садово-парковая архитектура» (код 71)3, «Пластические искусства» (код 73), «Рисование.» (код 74), «Живопись» (код 75) и другие. Присутствие в этом разделе развлечений, зрелищ, спорта, в основном не относящихся к искусству, не вполне логично, но «де-сятичность» требует жертв. Возможно, с точки зрения архитектора такие жертвы не оправданы, но принимали ли архитекторы участие в формировании базовой версии классификатора и позиционировании своего раздела, нам выяснить не удалось. Лишь в третьем советском издании УДК (1986) отмечено привлечение к его разработке специалистов ВНИИТЭ [2, с. 5], но, даже если бы они захотели что-то изменить, на уровне национальной версии едва ли возможны корректировки, затрагивающие общую структуру классификатора.

В подразделе «архитектура» выделен подкласс третьего уровня - «Теория, философия, эстетика архитектуры» (72.01)4.

Для оценки развитости раздела «Архитектура» рассмотрим, во-первых, количество кодов (рубрик, позиций), закреплённых за ним в сравнении с некоторыми другими

2 В разных версиях русскоязычного УДК можно встретить разные переводы данного класса с английского.

3 Понятно, что под «городской планировкой» имеется в виду англ. urban planning, привычное для русского уха как «градостроительство».

4 В англоязычной версии название подраздела звучит так: Theory and philosophy of architecture. Principles of design, proportion, optical effect (Теория и философия архитектуры. Принципы проектирования, пропорции, зрительное воздействие).

УДК

ГРНТИ

ББК

38. Строительство

38.2. Изыскания и

архитектурно-

строительное

проектирование

38.4. Части зданий

(архитектурные

конструкции)

1 Более подробный анализ того, как отражается в рассматриваемых

документах содержание архитектурного знания, составляет предмет даль-

нейшего исследования.

7. Искусство. Развлечения Зрелища. Спорт

72. Архитектура

72.01 Теория, философия,

архитектуры

67. Строительство и

архитектура

67.07. Архитектура

67.07.03

Теория

архитектуры,

архитектурные

композиции

85.1 Изобразительное

искусство и

архитектура

85.11. Архитектура

85.110

Теория

архитектуры

Рис. 1. Место раздела «архитектура» в классификаторах и рубрикаторе. Схема К.В. Кияненко

(«строительством» и разделами «искусства») и внутреннее распределение этих кодов (рис. 2)5.

5 Количество кодов подсчитывалось автором вручную на основе версии УДК 2021 года, представленной на сайте издательства «Триумф», см.: https:// www.triumph.ru/html/serv/udk.html

72 АРХИТЕКТУРА (344)

72.01 Теория, философия, эстетика архитектуры 72.02 Методы работы. Материалы /.../. Сохранение, ремонт. Перестройка

72.04 Архитектурные детали. Отделка. Украшения и орнаменты 72.05 Части зданий, пространства и помещения определённого назначения 72.06 Этические и социологические аспекты 72.07 Занятия (профессии), имеющие отношение к архитектуре 72.092 Архитектурные конкурсы 721 Здания вообще. /.../ Части зданий /.../ для определённых целей 725 Общественные, коммерческие и промышленные здания /.../ 726 Культовые здания и сооружения /.../ 727 Здания образовательного, научного и культурного назначения

Рис. 2. Наименование классов и количество кодов в разделе «Архитектура» УДК. Схема К.В. Кияненко

7.01 Общая теория искусства. 72.01 Теория, философия,

Философия искусства эстетика архитектуры

Сплошные линии разной толщины - разделы УДК разного иерархического уровня; пунктирные линии - связи между ними

Рис. 3. Подразделы теории искусства и архитектуры в УДК: формально-структурная организация. Схема К.В. Кияненко

Сравнение показывает, что по количеству разделов классификатора, отведённых ей, «архитектура» вчетверо менее развита, чем «строительство» (344 кода против 1418), но в классе «искусство» заметно опережает рядоположенные ей «планировку» и «пластические искусства». Тринадцать кодов внутри раздела «архитектура» неоднородны. Первые восемь характеризуют отдельные дисциплинарные области архитектурного знания - «теория и философия», «методика», «история», «этика и социология» архитектуры, профессиональная организация. А последние пять посвящены основным классам зданий «для определённых целей», или «по назначению», то есть - структурированы функционально-типологически. Среди подразделов наиболее количественно развиты «теория» (48 кодов), «история» (30), «типология» (77) и «жилищная архитектура» как самостоятельный типологический класс (81).

Уже в формулировках и соотношении подразделов не обошлось без логических противоречий и непоследовательности, а их содержание, как мы увидим позднее, то и дело конфликтует с названиями, но оставим анализ содержания следующей публикации. Здесь же коснёмся ещё одной характеристики представленности архитектурного знания в УДК - формально-структурной организации подраздела по теории архитектуры в сравнении с теорией искусства (рис. 3).

Заметим, что составители классификатора исходят из установки, что имеются некоторые общие теоретические и философские основания всех жанров и видов искусства, они собраны в подразделе 7.01. А теория и философия каждого вида и жанра представлены в соответствующих подразделах, для архитектуры - в 72.01. Что можно сказать о них, если не вдаваться в содержание, с точки зрения лишь сравнительной развитости и ступенчатости структур?

- Оба теоретических подраздела - это многоступенчатые иерархии, раздел истории искусств - четырёхступенчатая, а архитектуры - пятиступенчатая, что, казалось бы, даёт достаточный простор для подробной репрезентации соподчинённо устроенных отраслей знания. Более того, если говорить о теории архитектуры в строгом смысле слова, то освоить пять ступеней иерархии содержательно, с учётом реальной развитости дисциплины, не так-то и просто. Неожиданно то, что теория архитектуры и по количеству отведённых ей кодов превосходит теорию искусств в целом. Заметно, что отдельные структурные элементы иерархий разветвлены очень неодинаково, и это, с точки зрения формальной логики, говорит не в пользу классификации. Но, как мы покажем позднее, выводы на основе формального анализа структур не всегда корректны.

«Архитектура» в государственном рубрикаторе ГРНТИ

Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ) разрабатывался в стране с 1984 года для систематизации всего потока научно-технической информации с акцентом на использование в автоматизированных базах данных, имеет хождение и в странах СНГ. Его поддерживает и

развивает упомянутый институт ВИНИТИ РАН. Архитектура в ГРНТИ объединена со строительством в рубрику 67 (см. рис. 1). В наименовании рубрики на первом месте - строительство, а выражение «и архитектура» подразумевает, пусть подчинённое, но сравнимое по значимости положение последней. Так ли это?

На рисунках 4 и 5 представлена структура объединённой рубрики, распределение кодов рубрикатора между двумя составляющими её отраслями знания, а также сравнение архитектуры и строительства по количеству кодов с выделенным в ГРНТИ в самостоятельную рубрику «искусством».

Как видим, чёрные полосы, отображающие в линейчатой диаграмме архитектуру, количественно уступают белым («строительство») и присутствуют в трёх подразделах (см. рис. 4). Помимо основной подрубрики (67.07.00) некоторые архитектурные темы отражены в «общих вопросах строительства» (67.01.00) и в «архитектурно-строительном проектировании» (67.23.00)6. Но даже суммировав количество архитектурных кодов ГРНТИ, мы обнаружим, что они соотносятся со строительными как 12:170! Отражает ли этот дисбаланс реальное различие в степени развитости архитектурного и строительного знания, разные принципы составления рубрик или разную подготовленность самих составителей ГРНТИ, описывавших две отрасли знания, - вопрос, который требует специального исследования7.

Если же добавить к сравнению рубрику «Искусство. Искусствоведение» (18.00.00), то обделённость раздела «архитектура» просто бьёт в глаза (рис. 5).

Вспомним, что исторически и строительство, и искусство были тесно связаны с архитектурой (известна теория, что

6 Так, к «общим вопросам строительства» отнесены «история строительства и архитектуры» (67.01.09), «преподавание строительных дисциплин и архитектур... (67.01.45) (курсив авора).

7 Анализ рубрикатора ГРНТИ проведён автором на основе: https://www. triumph.ru/html/serv/grnti.html.

67.00.00

СТРОИТЕЛЬСТВО. АРХИТЕКТУРА (182)

ш

67.01.00 Общие вопросы строительства 67.03.00 Инженерно-теоретические вопросы строительства 67.07.00 Архитектура 67.09.00 Строительные материалы и изделия 67.11.00 Строительные конструкции 67.13.00 Технология СМР 67.15.00 Технология производства строит, материалов и изделий 67.17.00 Машины, механизмы, оборудование/.../ 67.21.00 Инженерные изыскания в строительстве 67.23.00 Архитектурно-строительное проектирование 67.25.00 Районная планировка. Градостроительство 67.29.00 Объекты строительства 67.53.00 Инженерное обеспечение объектов строительства

Рис. 4. Структура раздела «Строительство и архитектура» в ГРНТИ (чёрным цветом выделены рубрики, относящиеся к архитектуре). Схема К.В. Кияненко

67.00.00 Строительство (без "архитектуры" 67.07.00) 18.00.00 Искусство. Искусствоведение 67.07.00 Архитектура (вкл. рубрики, общие со "строительством")

Ef

J 108

1 ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чёрным цветом выделены рубрики, общие для строительства и архитектуры

Рис. 5. Раздел «Архитектура» на фоне родственных рубрик ГРНТИ по количеству кодов. Схема К.В. Кияненко

они просто некогда «отпочковались» от зодчества) и что значительные анклавы строительного и искусствоведческого знания до сих пор интегрированы в архитектурное. Поэтому объективность, научная обоснованность отражённого в ГРНТИ соотношения вызывает большие сомнения.

За архитектурой в рубрикаторе закреплены шесть кодов, в том числе:

- Общие вопросы (67.07.01);

- Теория архитектуры. Архитектурные композиции8 (67.07.03);

- Национальные особенности архитектуры (67.07.11);

- Памятники архитектуры. Мемориальные комплексы (67.07.29);

- Архитектура интерьера и мебель (67.07.31);

- Синтез искусств в архитектуре (67.07.33).

Забегая вперёд, отметим, что бессистемность и конъюнктурный характер рубрикации очевиден. Вторая рубрика нелогична, поскольку, или отождествляет всю «теорию» архитектуры с её аспектом - «теорией композиции», или подчёркивает только этот аспект, не упоминая другие. Темы рубрик с третьей по шестую просто «надёрганы» с учётом приоритетов уже довольно отдалённого прошлого, и можно себе представить, какое впечатление об архитектурном знании создаёт у системно мыслящего исследователя эта «классификация».

Подрубрика «Теория архитектуры.» в ГРНТИ не имеет внутренних членений, а вот «Теория и методология искусства.» имеет. Их сравнение - опять не в пользу архитектуры (рис. 6).

Против одного кода, закреплённого за теорией в архитектуре, мы обнаруживаем 26 кодов в рубрике теории и методологии искусства. Первые восемь - это различные аспекты теории. Если заменить в них «искусство» на «архитектуру» мы получим абсолютно легитимные позиции для раздела «теория архитектуры», например, «происхождение архитектуры» или

8 В единственном числе «архитектурная композиция» - это предмет и раздел теории архитектуры. В чём заключается смысл и преимущество употребления множественного числа, понять трудно.

67.07.03 ТЕОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ. АРХИТЕКТУРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ (1)

18.07.00 ТЕОРИЯ. МЕТОДОЛОГИЯ ИСКУССТВА И ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ (26)

18.07.03 Общеэстетические категории и проблемы 18.07.09 Происхождение искусства 18.07.21 Искусство и общество

18.07.26 Искусство и окружающая среда

18.07.27 Социология искусства

18.07.28 Психология искусства 18.07.31 Художественный метод

18.07.33 Темы, сюжеты, мотивы, образы в искусстве

18.31.07 Теория и методология изобразительного искусства

18.41.07 Теория и методология музьжи

18.45.07 Теория и методология театра

18.46.97 Теория массовых зрелищ и театрализованных

праздников 18.49.07 Теория хореографического искусства 18.51.07 Теория циркового искусства 18.55.07 Теория эстрадного искусства 18.67.07 Теория киноискусства 18.71.07 Теория народного искусства

Рис. 6. Сравнительная развитость в ГРНТИ рубрик «теория архитектуры» и «теория искусства». Схема К.В. Кияненко

«архитектура и общество», или «социология архитектуры», или «психология архитектуры»... Последующие 18 рубрик в теории искусства - это теории различных видов и жанров искусства. Но разве теории «жилищной архитектуры», архитектуры «общественных зданий», «архитектурной реставрации» или «архитектуры интерьера» не заслуживают в такой же степени собственных подрубрик в рубрике «теория архитектуры»?

Специалисты весьма критически оценивают то, насколько актуальные представления о разных отраслях знания создаёт ГРНТИ; есть компетентное мнение, что лишь биотехнологиям удаётся поддерживать свои рубрики на уровне, соответствующем современному состоянию отрасли знания, а 49 рубрик, в числе которых «Строительство и архитектура» с годами «остаются практически в неизменном виде» и «не соответствуют современному уровню развития науки, техники и технологий» [3, с. 211-212]. Говорится о необходимости «самых активных действий по включению в работу над современной версией ГРНТИ профильных научных организаций, ведущих учёных и специалистов по тематике каждого раздела ГРНТИ» [3, с. 212].

«Архитектура» в библиотечно-библиографическом

классификаторе (ББК)

Библиотечно-библиографический классификатор, как и ГРНТИ, это отечественная система. Он разрабатывался с 1968 года в качестве определённой альтернативы зарубежному УДК для полного контроля над содержанием и структурой классификатора, для возможности отразить в нём идеологические, социально-культурные и иные особенности знания «по эту сторону железного занавеса». Считается, что в пореформенный период идеологические составляющие ББК потеряли значение. Продвижением и развитием ББК занимается объединение трёх российских библиотек - РГБ, РНБ и библиотеки РАН (БАН) [4].

ББК группирует всю информацию об архитектуре в два раздела: «Строительство» (38) и «Искусство. Искусствознание» (85), его подраздел «Изобразительное искусство и архитектура» (85.1). Их сравнение по количеству кодов, отводимых архитектуре, представлено на рисунке 79.

Технические аспекты архитектуры представлены в разделе «строительство» (код 38) двумя темами: «архитектурно-строительное проектирование» и «части зданий». Архитекторы привыкли думать, что многие темы проектирования никак строительными не являются (например, методы средового проектирования, методы «устойчивого проектирования», методы современного компьютерного моделирования, «творческий метод архитектора» и др.), но у авторов ББК другое мнение. Пусть бы в разделе «строительство» оказалось «строительное черчение», но туда отнесена «архитектурно-стро-

9 Анализ проведён на основе двух источников: https://www.triumph.ru/ Ь^1Т|1^е^/ЬЬк^аЬНсу-оп1ауп.Ь^1Т|1 и https://classinform.ru/bbk/85.113.html.

10 В отождествлении «теории» с «композицией» очевидна перекличка позиций ГРНТИ и ББК.

ительная графика». Традиционно именно в архитектурной типологии, а не где-то ещё рассматриваются вопросы устройства зданий по этажности и по виду планировки, архитектуре принадлежат «малые архитектурные формы». Но составители ББК и эти темы отнесли к строительству.

С другой стороны, из тридцати двух позиций раздела «Архитектура» в «Изобразительном искусстве и архитектуре» (85.1) только первые шесть принадлежат, действительно, архитектуре, а все остальные - градостроительству, которое здесь, вопреки всё шире распространяющемуся пониманию, рассматривается не как самостоятельная сфера средового (пространственного) проектирования, но как часть архитектуры. К тому же градостроительство объединено с «дизайном архитектурной среды», а значит, относимая к ДАС проблематика «архитектуры интерьеров» теперь тоже - часть градостроительства? .Такое впечатление, что специалисты-архитекторы к разработке ББК не привлекались.

«Теория архитектуры» (85.110) имеет единственный внутренний подраздел - «Теория архитектурной композиции», как будто ничто другое содержанием архитектурной теории быть не может (теория архитектурной деятельности и профессии, теория архитектурного образования, теория архитектурного знания ...)10. Другое дело «Теория изобразительного искусства» (85.100), которая распадается на 28 подразделов (!), включая «общетеоретические проблемы», «происхождение», «функции» ИЗО, «искусство в системе культуры», «в социально-историческом процессе», «художественный образ в изобразительном искусстве», «процесс художественного творчества», «методы искусства», «теория видов и жанров» и т.п. И вновь - стоит мысленно заменить в этих позициях классификатора «изобразительное искусство» на «архитектуру», как возникает вопрос: были бы такие формулировки лишними в «теории архитектуры» и почему там их нет?

Заключение

Классификаторы и рубрикатор УДК, ББК, ГРНТИ не просто позволяют идентифицировать и отыскивать научные труды. Они репрезентируют отрасли знания, свидетельствуют о степени их развитости, демонстрируют общую организацию, теоретические основы, доминирующую проблематику, исследовательскую культуру.

Архитектурное знание выглядит в рассматриваемых системах невыигрышно. Очевидно, что не решены даже ключевые

85 ИСКУССТВО. ИСКУССТВОЗНАНИЕ

85.1 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА

38 СТРОИТЕЛЬСТВО

38.2 Изыскания и архитектурно-строительное проектирование

38.22 Архитектурно-строительное проектирование 38.228 Архитектурно-строительной графина

38.4 Части зданий (архитектурные конструкции)

38.702 Здания по количеству этажей

38.707 Здания по виду планировки

38.711 Жилищное строительство

38.712 Общественные здания и сооружения 38.718 Малые архитектурные формы

85.11 Архитектура (6)

85.110 Теория архитектуры

85.110,5 Теория архитектурной композиции

85.113 История архитектуры

85.113(2) Архитектура России и СССР

85.113(2)6 Архитектура России новейшего времени

85.113(3) Архитектура зарубежных стран

85.118 Градостроительство. Дизайн архитектурной среды

(архитектурный дизайн) (26)

85.118.1 Районная планировка

85.118.85 Реконструкция и восстановление сельских населённых мест

Рис. 7. «Архитектура» в разделах ББК. Схема К.В. Кияненко

вопросы его отнесения к крупным сферам общественной практики. Архитектура непоследовательно рассматривается то как раздел техники и строительства (ГРНТИ), то как принадлежность искусства (УДК), а то и расчленяется между строительством и искусством (ББК). Между тем ни одна из этих позиций теоретически не обоснована. Так же спорно выглядят используемые в классификаторах модели сопряжения архитектуры с градостроительством и другими сферами пространственного проектирования.

Архитектурное знание и архитектурная теория на фоне родственных разделов - искусствоведения, с одной стороны, и строительства, с другой, - представлены в рассмотренных документах как значительно менее развитые количественно, структурно, менее системно организованные и слабо дифференцированные, значительно менее теоретически продвинутые области. В какой степени отмеченные особенности отражают реальное состояние дисциплины «архитектура», а в какой - недостаточные усилия архитектурной науки, неадекватное её участие или неучастие в разработке классификаторов и рубрикатора, - пока можно только предполагать, но поводы для размышления возникают.

Упорядочение, развитие, более полное и системное представление архитектурного знания в системах классификаторов и рубрикатора должно быть осмыслено как важная и постоянная задача архитектурной науки, РААСН , её решение требует специальных научных исследований по широкому кругу фундаментальных вопросов.

Библиографический список

1. Сукиасян,Э.Р. Универсальная десятичная классификация. Возникновение, распространение в современном мире / Э.Р. Сукиасян // Научные и технические библиотеки. - 2006. - № 9. - С. 11-18.

2. Универсальная десятичная классификация / Третье советское издание. Выпуск 6. 7/9 Искусство. Языкознание. География. История. - М. : Издательство стандартов, 1986. - 136 с.

3. Смыслова, И.С. ГРНТИ как базовая классификация ГСНТИ: современное состояние, проблемы и задачи развития. Версия ГРНТИ 2021 г. / И.С. Смыслова, О.В. Смирнова // Сбор-

ник докладов Шестого Международного профессионального форума «Книга. Культура. Образование. Инновации» «Крым-2021» 27-ой Международной конференции «Крым-2021», г. Судак, 5-13 июня 2021 г. - М., ГПНТБ, 2021. - С. 208-213.

4. Сукиасян, Э.Р. Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) - Национальная классификационная система Российской Федерации : информационные материалы / Э.Р. Сукиасян. - М. : РГБ, Научно-исследовательский центр развития Библиотечно-библиографической классификации (ББК), 2015. - 64 с.

References

1. Sukiasiyan E.R. UniversL'naya desiyatichnaya klassifikatsiya. Vozniknovenie, rasprostranenie v sovremennom mire [Universal decimal classification. Emergence, spread in the modern world]. In: Nauchnye i tehnicheskie biblioteki [Scientific and Technical Libraries], 2006. no. 9, pp.11-18. (In Russ.)

2. Universl'naya desiyatichnaya klassifikatsiya. Tret'e sovetskoe izdanie [Universal decimal classification. 3rd Russian Edition]. In: Issue6. 7/9Iskusstvo. Yazykoznanie. Geographiya. Istoriya [Art. Linguistics. Geography. History]. Moscow: Izdatel'stvo standartov, 1986, 136 p. (In Russ.)

3. Smyslova I.S. GRNTI kak bazovaya klassifikatsiya GSNTI: sovremennoe sostoyanie, problemi i zadachi razvitiya. Versiya GRNTI 2021 [GRNTI as a basic classification of GSNTI: current state, problems and tasks of development. GRNTI Version 2021]. In: Sbornik dokladov shestogo mezhdunarodnogo professional'nogo foruma «Kul'tura. Obrazovanie. Innovatsii» 27-oi Mezhdunarodnoi konferentsiii "Krym-2021" [Proceedings of the Sixth International Professional Forum "Culture. Education. Innovation" of 27th International Conference "Crimea-2021"]. Sudak, 5-13.06 2021). Moscow, 2021, pp. 208-213. (In Russ.)

4. Sukiasiyan E.R. Bibliotechno-bibliographicheskaya klassifikatsiya (BBK) - Natsional'naya klassifikatsionnaya Sistema Rossiyskoy Federatsii: informatsionnye materialy [Library and Bibliographic Classification (BBK) - The National Classification System of the Russian Federation: information materials]. Moscow, RGB, Nauchno-issledovatel'skiy tsentr razvitiya Bibliotechno-bibliographicheskoy klassifikatsii (BBK), 2015, 64 p. (In Russ.)

Данная публикация представляет фрагмент исследования, выполненного за счёт средств государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» на 2021-2030 годы в рамках Плана фундаментальных научных исследований РААСН и Минстроя России на 2022 год, тема № 1.2.3.2. «Расширение диапазона научных исследований в архитектуре 21 века. Между академизмом и практикой» (рук. И.А. Добрицына).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.