Научная статья на тему 'Россия — Восточная Азия: чего ожидать после вступления в ВТО'

Россия — Восточная Азия: чего ожидать после вступления в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ТОРГОВЫЕ СВЯЗИ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / WTO / EAST ASIA / ECONOMIC INTEGRATION / CUSTOMS DUTIES / REGIONAL TRADE AGREEMENTS / TRADE CONTACTS / INVESTMENT COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арапова Екатерина Яковлевна

Статья представляет собой анализ условий вступления России в ВТО с точки зрения ее стратегических интересов. Автором рассмотрено возможное влияние присоединения к ВТО на развитие торговых и инвестиционных связей с государствами Восточной Азии, а также возможность включения России в интеграционные процессы со странами региона, как двусторонние, так и общерегиональные. Особый акцент сделан на выявлении наиболее перспективных направлений сотрудничества в связи с открывающимися возможностями после вступления в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA - EAST ASIA: WHAT TO EXPECT AFTER RUSSIA’S WTO ACCESSION

The article gives an analysis of the provisions of Russia’s WTO accession according to the country’s strategic interests. The author examines the possible influence of WTO accession on Russia’s trade and investment ties with East Asian countries. Besides, the article explores the prospects for Russia’s inclusion into integration processes with Asian countries both bilateral and within the entire region. The special stress in laid on finding the most perspective directions of cooperation taking into account new opportunities after WTO accession.

Текст научной работы на тему «Россия — Восточная Азия: чего ожидать после вступления в ВТО»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Е.Я. Арапова

УДК 327.1

Россия — Восточная Азия: чего ожидать после вступления в ВТО

Статья представляет собой анализ условий вступления России в ВТО с точки зрения ее стратегических интересов. Автором рассмотрено возможное влияние присоединения к ВТО на развитие торговых и инвестиционных связей с государствами Восточной Азии, а также возможность включения России в интеграционные процессы со странами региона, как двусторонние, так и общерегиональные. Особый акцент сделан на выявлении наиболее перспективных направлений сотрудничества в связи с открывающимися возможностями после вступления в ВТО.

Ключевые слова: ВТО, Восточная Азия, экономическая интеграция, таможенные пошлины, региональные торговые соглашения, торговые связи, инвестиционное сотрудничество.

Ожидаемый эффект от присоединения России к ВТО

Одним из главных событий уходящего 2012 года стало вступление России во Всемирный торговую организацию, что стало итогом длительного периода ведения переговоров на протяжении более 19 лет. Подписав соглашение о вступлении в ВТО, Россия стала ее 156-м членом и последней страной, вступившей в организацию, в «Большой восьмерке» ^8), «Большой двадцатке» ^20), БРИК£ и АТЭС [1].

Специалисты международных организаций и исследовательских институтов, как правило, ссылаясь на опыт стран, вступивших в ВТО раньше, утверждают, что либерализация внешнеэкономической политики неизменно ведет к повышению конкурентоспособности экономики и, как следствие, росту ВВП и уровня жизни населения. В связи со вступлением России в ВТО как российскими, так и зарубежными аналитиками был проведен ряд исследований и расчетов эффекта от присоединения России к ВТО как непосредственно для нашей страны, так и для ее торговых и инвестиционных партнеров. Экономисты Всемирного банка отмечают, что «в долгосрочной перспективе российская экономика может вырасти на 11%, или — в денежном исчислении — на 215 млрд. долларов» [2]. При этом в наибольшей степени должны выиграть отрасли, составляющие почти треть национальной экономики.

© Арапова Е.Я., 2012

С подобными выводами экспертов сложно не согласиться: либерализация торговли действительно ведет к снижению цен на товары и услуги за счет падения тарифов, повышая их конкурентоспособность, снижение стоимости оборудования и комплектующих, используемых в национальном производстве, повысит производительность российских предприятий и приведет к росту реальной заработной платы работников. Однако при анализе возможных последствий от присоединения к ВТО нельзя отталкиваться исключительно от количественных показателей прироста производства, экспорта и ВВП. На сегодняшний день гораздо более важным представляется анализ возможных изменений структуры внешней торговли и инвестиционных потоков. Важно не только то, сколько мы начнем производить и продавать, но и что мы будем производить, в каких секторах экономики намечается максимальный прирост и какие отрасли в наибольшей степени выиграют от вступления в ВТО.

По оценкам как российских, так и зарубежных экономистов максимальный положительный эффект ожидается в таких отраслях, как черная и цветная металлургия, а также химическая промышленность (в частности, по оценкам РЭШ прирост выпуска цветных металлов ожидается на уровне 14,45%). Выигрывают в первую очередь традиционные экспортноориентированные отрасли, в то время как в проигрыше остаются машиностроение, легкая промышленность, национальное сельское хозяйство. То есть ожидаемый результат от присоединения к ВТО можно сформулировать следующим образом: те отрасли, на которые традиционно приходилась максимальная доля экспорта, будут продолжать развиваться, те же, где была высока доля импорта, могут быть окончательно «задушены» резким наплывом более дешевой иностранной продукции. Общий эффект вполне может и скорее всего окажется положительным, но насколько это соответствует стратегическим интересам российской экономики и концепции ее модернизации и перехода на инновационный путь развития?

Таким образом, присоединение к ВТО может только усилить сырьевую направленность отечественного экспорта, увеличив дисбаланс между производством сырья и продукции низкого уровня переработки и высокотехнологичных товаров. Но этого может и не произойти, в том случае если Россия сможет грамотно выстроить внешнеэкономическую политику и определить наиболее перспективных партнеров и направления взаимодействия.

Присоединение к ВТО повышает уязвимость страны за счет возможного резкого наплыва более конкурентоспособных товаров и услуг из-за рубежа, но и открывает колоссальные возможности интенсивного развития тех направлений и секторов, которые могут в долгосрочной перспективе способствовать росту эффективности российской экономики. Во-первых, интеграция в глобальную экономику открывает перед Россией доступ к передовым технологиям, преимущественно развитых стран Запада. Во-вторых, что представляется особенно важным, вступление в ВТО будет

способствовать еще большему смещению акцента в российской внешнеэкономической политике в сторону укрепления взаимодействия (торгового и инвестиционного) со странами Восточной Азии.

В среднесрочной перспективе эффект от присоединения России к ВТО в отношениях с государствами Восточной Азии может выразиться в следующем:

1. Увеличение темпов прироста взаимного товарооборота.

2. Увеличение притока инвестиций из стран Восточной Азии (в первую очередь прямых иностранных инвестиций) и создание совместных инвестиционных фондов.

3. Активизация сотрудничества в области подписания соглашений о свободной торговле с отдельными государствами Восточной Азии.

4. Инициация и активное развитие переговорного процесса о создании зоны свободной торговли формата АСЕАН+1 с участием России.

Условия присоединения России к ВТО и отношения с государствами Восточной Азии.

Следует отметить, что 2010—2011 годы характеризовались резким ростом товарооборота со странами Восточной Азии (в особенности с государствами Северо-Восточной Азии). В частности, в 2011 году прирост товарооборота с Китаем составил 40,8%, в том числе 73,4% по экспорту и 23,9% [3] по импорту, что способствовало резкому снижению отрицательного сальдо торгового баланса. С Японией ситуация сложилась обратная: несмотря на достаточно высокий темп прироста общего товарооборота (28,7%), обеспечен он был в основном приростом импорта (46,2%), в то время как прирост экспорта составил лишь 14,6% [4].

Однако несмотря на высокие темпы роста внешней торговли, ее структура остается традиционной:

• минеральные продукты (в основном продукция ТЭК) — 72,4% всего объема экспорта (25,9% прироста к 2010 году);

• продукция химической промышленности — 9,8% (21,7% соответственно);

• древесина и целлюлозно-бумажные изделия — 9,5% прирост — 16,2%, [5].

Российский экспорт в Японию также представлен в основном сырой нефтью, сжиженным природным газом, нефтепродуктами, а также металлами. Импортируются же в первую очередь готовая продукция машиностроения, оборудование, транспортные средства и проч.

Для того чтобы лучше понять, каких изменений в объемах и структуре внешней торговли со странами Восточной Азии следует ожидать в 2013 году, необходимо более подробно остановиться на изучении тех условий, на которых Россия присоединилась к Всемирной торговой организации.

В общей сложности при вступлении в ВТО Россия подписала 57 соглашений, охватывающих вопросы доступа на национальные товарные рынки. Средний уровень таможенных пошлин будет снижен с 11,7% до 7,8%,

в том числе до 11,3% на сельскохозяйственную продукцию (с 15,2%) и на промышленные товары до 6,4% (с 11,2% соответственно) [6].

Российские таможенные пошлины составят [7]:

• 12% на автомобили (по сравнению с 15,5%);

• 6,2% на электротехническую продукцию (с 8,4%);

• 5,2% на продукцию химической промышленности (с 6,5%);

• 6,5—5% на медикаменты (по сравнению с 15%, действовавшими до вступления в ВТО);

• в течение 3 лет до 0 будут снижены пошлины на продукцию в области информационных технологий, в частности компьютеров и их комплектующих (с 5,4%).

Кроме того, Россия приняла на себя обязательства снизить до 0 экспортные субсидии и сократить дотации предприятиям сельского хозяйства с 9 млрд. долларов в 2012 году до 4,4 млрд. долларов к 2018 году. Цены на электроэнергию будут устанавливаться под действием свободных рыночных сил без вмешательства государства, а через некоторое время будут ликвидированы экспортные пошлины по ряду товарных позиций сырьевого сектора: минеральных ресурсов, металлов и древесины.

Было подписано 30 соглашений в области торговли услугами. Россия приняла на себя обязательство в течение 4 лет снять ограничение для телекоммуникационных компаний, согласно которому доля иностранных компаний не может превышать 49%. Ограничение доли иностранного капитала для банков составит 50% общего объема банковских ресурсов, а иностранным банкам будет разрешено открывать в России свои филиалы [8]. Иностранные страховые компании получат доступ на российский рынок через пять лет после присоединения к ВТО, а открывать собственные филиалы они смогут по истечении девятилетнего периода.

В связи с этим уже в 2013 году можно ожидать значительного прироста товарооборота со странами Восточной Азии, в особенности Китаем и Японией, хотя традиционная структура товарооборота в отношениях с этими странами будет сохраняться. Особенностью торговых отношений с азиатскими государствами является высокая ценовая эластичность, то есть объем товарооборота с этими странами зависит от ценовых факторов в гораздо большей степени, нежели оборот с государствами других регионов. В отношениях с Китаем это в большей степени характерно для российского экспорта; эффект от присоединения к ВТО, выражающийся в росте импорта, вероятнее всего, наступит несколько позже, то есть в ближайшие годы можно ожидать некоторого сокращения отрицательного сальдо торгового баланса с его последующим увеличением. С Японией как раз может сложиться противоположная ситуация: вероятнее всего, импорт России из этой страны резко возрастет уже в 2013 году, в то время как расширение экспорта может быть несколько отсрочено. Аналогичная динамика будет характерна и для Республики Корея.

От снижения импортных пошлин на сельскохозяйственную продукцию существенно выиграют такие государства Восточной Азии, как Вьетнам, Таиланд и в особенности Китай [9], осуществляющий крупные поставки в Россию отдельных категорий сельскохозяйственных товаров (в частности, риса).

Экономические отношения со странами Восточной Азии и стратегия экономического роста

Несмотря на сохранение прежней структуры внешней торговли России со странами Восточной Азии, после присоединения к ВТО именно этот регион может оказаться наиболее перспективным. В основе будущего экономического развития российской экономики должна лежать концепция трех факторов экономического роста или, если можно так выразиться, «треугольник роста» российской экономики: космос, инновации, территориальное развитие (КИТ).

Первая вершина данного «треугольника» предполагает развития авиационного и космического машиностроения. Авиакосмическое машиностроение — это как раз тот сектор, в котором за Россией как правопреемницей Советского Союза уже закрепилось амплуа если не лидера, то полноценного партнера. Тем не менее присоединение к ВТО может некоторым образом пошатнуть позиции отечественных производителей за счет значительного сокращения в течение семи лет пошлин на магистральные авиалайнеры с 20% до 7,5% на широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты и до 12,5% — на все остальные воздушные суда [10].

В связи с этим растет значимость государств Восточной и Южной Азии как торговых партнеров России. В последние годы расширилось взаимодействие в космической области с КНР, Индией, Японией, Республикой Корея, Индонезией. Заключены соглашения с Индией по совместному использованию потенциала российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС [11]. Торговля с Индией заслуживает особого внимания. В структуре российского экспорта в эту страну преобладает машино-техническая продукция, составляющая почти половину всех поставок. В машино-техни-ческой продукции значительную долю составляют летательные аппараты, прирост экспорта которых в 2010 году составил более 40%, а также другие машины и оборудование, используемые в оборонной промышленности.

Государства Восточной Азии могут выступить и полноценными партнерами в области обмена инновационными технологиями: «На Востоке у России начали формироваться модернизационные альянсы с целым рядом передовых в технологическом отношении государств. В качестве примера можно привести интерес к участию в проекте «Сколково», проявленный Республикой Корея, Китаем, Японией, Индией, Сингапуром» [12].

Однако наибольший эффект, как представляется, можно получить от взаимодействия со странами региона в сфере развития транспорта. Вступление в ВТО означает, что иностранным компаниям будет разрешено участвовать в морских и наземных перевозках грузов и пассажиров. В связи с

этим перед Россией открываются новые возможности по освоению новых территорий и транспортных маршрутов на условиях совместного участия российских и иностранных перевозчиков, а также с участием отечественного и зарубежного иностранного капитала. Особое внимание необходимо уделить развитию Северного морского пути.

Идя «на Восток» и расширяя экономическое сотрудничество со странами Восточной Азии, Россия способна выступать не только в роли экспортера или импортера товаров и услуг, но и в качестве посредника, способствующего росту товарооборота между Европой и Восточной Азией. Государства Восточной Азии и отдельные транспортные компании не могут не осознавать тех преимуществ, которые открывает перед ними развитие Северного морского пути. В свою очередь присоединение России к ВТО может и должно стать отправной точкой активного развития сотрудничества в данной области.

Вступление в ВТО стимулирует иностранные компании более активно инвестировать в экономику страны, открывать бизнес и расширять свое присутствие в стране-участнице. Однако оно не влечет за собой автоматическое решение проблем, укоренившихся в национальной экономической системе и препятствующих привлечению иностранных инвестиций. В 2010 году Россия заняла 123-е место (из 183 государств) в рейтинге Doing Business, ежегодно составляемом Всемирным банком, 63-е место в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума и 154-е в коррупционном рейтинге Transparency International. Процесс открытия бизнеса и регистрации собственности в России для иностранных инвесторов все более усложняется, все труднее становится получить доступ к финансовым ресурсам, а риски растут. В подобных условиях иностранные инвесторы зачастую принимают решение либо вкладывать средства в экономики других стран, либо ограничиться краткосрочными инвестициями и получением прибыли в короткие сроки. А это абсолютно не соответствует стратегическим интересам нашей страны.

В этой связи акцент должен быть сделан именно на те страны, которые изначально в большей степени ориентированы на расширение инвестирования в российскую экономику. К таким государствам, в частности, относится Китай. Эта страна (в прочем, как и многие другие страны Восточной Азии) располагает колоссальными финансовыми ресурсами для расширения иностранных вложений. И несмотря на зачастую высокие риски прямых вложений в российскую экономику, эта страна готова инвестировать более охотно, нежели государства, переживающие нехватку финансовых средств. Еще 11 октября 2010 года было объявлено о создании российско-китайского инвестиционного фонда совместно с Китайской инвестиционной корпорацией и Российским фондом прямых инвестиций, а в сентябре 2012 года Фонд объявил о первой инвестиционной сделке в российскую лесоперерабатывающую отрасль. Создание подобной структуры имеет стратегически важное значение для российской экономики и открывает новый этап в развитии российско-китайского инвестиционного сотрудничества. Об этом свиде-

тельствует, во-первых, величина целевого капитала фонда — 3—4 млрд. долларов, из которых 1 млрд. будет выделен Китайской инвестиционной корпорацией. Вступление в ВТО будет еще в большей степени способствовать развитию инициатив прямого инвестирования, и существующий потенциал должен быть использован в направлении реализации наиболее перспективных и стратегически важных проектов, таких как совместная работа, направленная на развитие Северного морского пути.

Восточноазиатские партнеры России в последние годы все более пристальное внимание уделяют изучению потенциала Северного морского пути для расширения поставок в Европу, а с присоединением России к ВТО, когда маршрут становится свободен от протекционизма, а суда всех государств-членов получают равные возможности прохода по трассе, популярность маршрута вырастет в разы, и Россия должна быть максимально готова к тому, чтобы в полной мере использовать имеющиеся конкурентные преимущества.

Сотрудничество с этими государствами должно сводиться к:

• совместной выработке и реализации инфраструктурных проектов на условиях софинансирования;

• расширению информационного сотрудничества;

• совместной работе при выработке ставок гарантийного обслуживания транзита;

• кооперации поисково-спасательных служб быстрого реагирования для обеспечения надежного обслуживания мореплавания в зоне со сложными климатическими условиями и созданию пограничных станций служб спасения.

Вступление в ВТО и перспективы интеграции со странами Восточной Азии

Вступление России в ВТО может дать мощный толчок присоединению России к интеграционным процессам в Восточной Азии. Данный процесс активизировался еще до официального объявления о вступлении нашей страны в ВТО, в частности, были начаты переговоры о создании зоны свободной торговли между Вьетнамом и Таможенным союзом в составе России, Казахстана и Белоруссии.

На встрече заместителей председателей правительств России и Вьетнама еще в ноябре 2011 года были определены основные направления расширения сотрудничества, к числу которых относятся промышленность, финансы, банковская система, телекоммуникации, сельское хозяйство и образование. Между Россией и Вьетнамом были подписаны межправительственное соглашение о сотрудничестве в строительстве АЭС на территории Вьетнама, о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, соглашение о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, активизации которого будет способствовать присоединение к ВТО. Между министерствами России и Вьетнама подписано соглашение о сотрудничестве

в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, соглашение о создании Инвестиционного фонда ВТБ и Банка инвестиций Вьетнама [13]. Но приоритетом сотрудничества выступает энергетика: нефтегазовая сфера и атомная энергетика. Стороны заинтересованы в первую очередь в повышении эффективности деятельности совместных нефтегазовых предприятий «Вьетсовпетро», «Газпромвьет» и «Вьетгазпром».

Вступление в ВТО повышает и вероятность создания зон свободной торговли с Республикой Корея и Новой Зеландией (также в составе Таможенного союза), поскольку оно значительно упрощает процесс согласования тарифных и нетарифных вопросов реализации внешнеэкономической политики в рамках интеграционного объединения.

Однако эффект от вступления в ВТО может выразиться не только в повышении вероятности подписания двусторонних и многосторонних соглашений о свободной торговле с ограниченным составом участников. Данный шаг способен создать серьезные предпосылки присоединения России к общерегиональным интеграционным процессам, в частности, создания в перспективе зоны свободной торговли с АСЕАН. На сегодняшний день подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве России и АСЕАН в области экономики и развития, а также разработана комплексная программа действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005—2015 годы.

Пока говорить о наличии серьезных перспектив подписания между Россией и АСЕАН соглашения о свободной торговле не приходится, результаты проведенных расчетов агрегированного индекса интеграции свидетельствуют о том, что степень торговой и инвестиционной взаимозависимости между Россией и АСЕАН значительно ниже соответствующих показателей для других стран-партнеров АСЕАН по азиатскому региону, с которыми она уже заключила соглашения по формуле АСЕАН+1 (см. таблицу 1).

Таблица 1

Агрегированный индекс интеграции АСЕАН с внешнеэкономическими партнерами

1998 2000 2003 2006 2007 2008 2009 2010

АСЕАН 5,795 6,920 7,711 9,566 8,647 8,743 6,261 7,519

Китай 0,165 0,260 0,640 1,498 1,560 1,525 1,414 1,490

Япония 2,684 3,356 2,359 2,095 1,636 1,817 1,153 1,205

Республика Корея 0,115 0,218 0,203 0,241 0,203 0,242 0,248 0,274

Индия 0,019 0,023 0,028 0,063 0,075 0,094 0,068 0,087

Австралия 0,065 0,077 0,066 0,101 0,095 0,109 0,085 0,086

Новая Зеландия 0,001 0,001 0,001 0,002 0,002 0,002 0,001 0,001

Россия 0,000 0,000 0,001 0,001 0,002 0,004 0,002 0,002

Источник: самостоятельные расчеты автора на основе ASEAN Community in Figures. 2010, 2011 / ASEANSecretanat. — Jakarta, 2011, 2012.

Агрегированный индекс интеграции (АИИ), рассчитанный как средневзвешенное индексов торговой и инвестиционной интеграции (ИТИ и ИИИ) для России значительно меньше соответствующего показателя для других азиатских государств, с которыми АСЕАН уже подписала соглашения о свободной торговле (см. коммент. 1). Если для Китая и Японии данный показатель в 2010 году составил 1,49 и 1,205 соответственно, то для России он достиг лишь 0,002.

Объясняется такой разрыв в соответствующих показателях относительно низким уровнем как торговой, так и инвестиционной взаимозависимости (см. таблицы 2, 3).

Таблица 2

Индекс торговой интеграции АСЕАН с внешнеэкономическими партнерами

1998 2000 2003 2006 2007 2008 2009 2010

АСЕАН 23,010 24,887 26,853 28,973 27,887 27,929 24,808 26,688

Китай 3,885 4,820 7,746 11,495 11,873 11,697 11,751 11,912

Япония 15,492 17,331 14,730 13,287 12,008 12,737 10,611 10,609

Республика Корея 3,250 4,420 4,358 4,595 4,245 4,649 4,929 5,064

Индия 1,326 1,440 1,625 2,357 2,584 2,899 2,580 2,847

Австралия 2,440 2,624 2,494 2,990 2,912 3,124 2,892 2,846

Новая Зеландия 0,308 0,335 0,340 0,374 0,402 0,466 0,355 0,377

Россия 0,197 0,205 0,311 0,363 0,375 0,582 0,446 0,465

Источник: самостоятельные расчеты автора на основе ASEAN Community in Figures. 2010, 2011 / ASEANSecretanat. — Jakarta, 2011, 2012.

Таблица 3

Индекс инвестиционной интеграции АСЕАН с внешнеэкономическими партнерами

1998 2000 2003 2006 2007 2008 2009 2010

АСЕАН 6,223 1,682 5,762 7,242 6,878 9,987 6,867 8,387

Китай 0,662 -0,294 0,429 0,966 1,237 1,956 5,417 1,954

Япония 8,997 1,110 8,333 9,723 6,283 4,310 4,903 5,728

Республика Корея 0,208 -0,093 1,173 1,163 1,930 1,621 1,755 2,575

Индия 0,212 0,177 0,218 -0,263 1,041 0,617 1,057 1,765

Австралия -0,689 -0,669 0,335 0,296 1,059 0,919 1,011 1,205

Новая Зеландия 0,057 0,095 0,188 -0,195 0,072 -0,185 0,343 0,064

Россия 0,000 0,000 0,000 0,007 0,022 0,086 0,205 0,042

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: самостоятельные расчеты автора на основе ASEAN Community in Figures. 2010, 2011 / ASEANSecretanat. — Jakarta, 2011, 2012.

Тем не менее на сегодняшний день существуют реальные основания говорить о возможности начала в среднесрочной перспективе (ближайшие 3—5 лет) переговоров о создании с АСЕАН зоны свободной торговли. Во-первых, вступление в ВТО будет способствовать росту торговых и инвестиционных отношений с АСЕАН в большей степени, нежели с партнерами по другим регионам. Во-вторых, помимо чисто экономических в отношениях между Россией и странами АСЕАН существует ряд политических факторов, способных оказать значимое влияние на развитие интеграционных процессов и стимулировать развитие взаимодействия в данном направлении.

Вступление России в ВТО может дать положительные результаты, выражающиеся в первую очередь количественно. Однако для того чтобы количественные изменения выразились и в качественных, России необходимо правильно расставить акценты во внешнеэкономической политике и четко определить приоритеты дальнейшего развития. Необходимо эффективно и, что особенно важно, своевременно использовать открывающиеся перед нашей страной возможности, связанные с присоединением к ВТО.

Комментарии

1. Агрегированный индекс интеграции рассчитывается по формуле: АИИ = ИТИ*а + ИИИ*р, где АИИ — агрегированный индекс интеграции;

ИТИ — индекс торговой интеграции;

ИИИ — индекс инвестиционной интеграции;

а — отношение величины товарооборота стран АСЕАН с каждым из торговых партнеров, к величине ВВП Ассоциации;

в — отношение величины притока прямых иностранных инвестиций к величине ВВП Ассоциации.

ИТИ = (а1 + р1)*100/2, где а1 — доля товарооборота стран АСЕАН с каждым из шести торговых партнеров, в общем внешнеторговом обороте АСЕАН;

в1 — доля товарооборота стран АСЕАН в ВВП АСЕАН.

ИИИ = (а2 + р2)*100/2, где а2 — доля притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из каждой из шести государств, в общем притоке ПИИ в АСЕАН;

Р2 — доля притока ПИИ из стран-партнеров АСЕАН в ВВП АСЕАН. Индексы торговой и инвестиционной интеграции рассчитаны по методике Евразийского банка развития (система индикаторов евразийской интеграции) с поправкой на страны АСЕАН как центр экономической интеграции в регионе.

Литература

1. Regional Agreement Database WTO www.wto.org

2. Кто в выигрыше от вступления России в ВТО? // Русская служба ВТО 22 августа, 2012 http://www.bbc.co.uk/russian/business/2012/08/120821_ russia_wto_accession.shtml

3. Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации и Китайской Народной Республики // Министерство экономического развития, 2012.

4. Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации и Японии // Министерство экономического развития, 2012.

5. Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации и Японии // Министерство экономического развития, 2012.

6. Russian Federation’s Accession to the WTO: Impact on its Trading Partners in North-East Asia // North-East Asia Forum on Trade and Transport Facilitation. Russian APEC Study Center. — Seoul, 23 October, 2012.

7. Составлено автором на основе Russian Federation’s Accession to the WTO: Impact on its Trading Partners in North-East Asia // North-East Asia Forum on Trade and Transport Facilitation. Russian APEC Study Center. — Seoul, October, 23, 2012 и WTO Accession of the Russian Federation // King and Sparling. International Trade and Litigation Practice Group. — Geneva, December, 21, 2011.

8. WTO Accession of the Russian Federation // King and Sparling. International Trade and Litigation Practice Group. — Geneva, December, 21, 2011.

9. Данные расчетов независимого Международного центра по торговле и устойчивому развитию (МЦТУР).

10. Официальные данные Министерства экономического развития www. economy.gov.ru

11. Бородавкин А.Н. Восточное направление российской внешней политики — итоги и перспективы // Международная жизнь. — 2011. № 1. С. 160.

12. Бородавкин А.Н. Восточное направление российской внешней политики — итоги и перспективы // Международная жизнь. — 2011. № 1. С. 160.

13. www.rosbalt.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.