Научная статья на тему 'Россия в системе международных финансовых отношений'

Россия в системе международных финансовых отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4271
464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА / ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савинова Евгения Анатольевна

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения являются составной частью, а также одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них отражаются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно. По мере глобализации и интернационализации мирового хозяйства происходит интенсификация международных потоков товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савинова Евгения Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия в системе международных финансовых отношений»

УДК 339.72

Евгения Анатольевна Савинова

(кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и статистики,

Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, Брянск)

E-mail: joan.savinova@gmail.com

РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения являются составной частью, а также одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них отражаются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно. По мере глобализации и интернационализации мирового хозяйства происходит интенсификация международных потоков товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

Ключевые слова: мировая валютная система, валютно-кредитные отношения, финансовые отношения, глобализация, интернационализация, международное развитие.

Evgeniya A. Savinova

(Candidate of Economic Science, Associate Professor of the Chair of Finance and Statistics, Academic

I.G.Petrovskiy Bryansk State University, Bryansk) E-mail: joan.savinova@gmail.com

RUSSIA IN INTERNATIONAL FINANCIAL RELATIONS

International Monetary and financial relations are an integral part of, as well as one of the most complex areas of a market economy. They reflected the problems of national and world economy, the development of which historically runs parallel. With globalization and the internationalization of the world economy is intensifying international flows of goods, services and capital and credit in particular.

Keywords: world monetary system, monetary and credit relations, financial relations, globalization, internationalization, international development.

Россия постепенно интегрируется в международное экономическое сообщество. Возрастает значение внешнеэкономических связей в хозяйственном развитии страны, расширяются формы ее участия в международном разделении труда. Россия вступила во Всемирную торговую оргнизацию (ВТО), стала членом Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ), Парижского клуба стран-кредиторов. Лондонского клуба банков-кредиторов, заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Россия принята в Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). 1 января 2015 г. в целях создания условий для устойчивого развития экономик Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза, повышения конкурентоспособности национальных экономик начал свою деятельность Евразийский экономический союз.

Интеграция России в мировое хозяйство происходит в условиях нерешенности многих проблем ее социально-экономического развития и зависимости экономики от конъ-

юнктуры цен на мировых товарных рынках. Россия пока не сумела в полной мере извлечь выгоду из усиливающейся интеграции в мировую экономику. Напротив, финансовый кризис показал чувствительность российских фондового, кредитного, валютного рынков к внешним экономическим условиям. В процессе глобализации необходимы всеобъемлющая мобилизация и грамотное использование национальных ресурсов для хозяйственного развития. В экономике России есть отрасли, обладающие большим научно-техническим потенциалом и способные создать конкурентоспособные изделия. Успешное подключение российской экономики к мировому хозяйству связано с разработкой концепции содействия международному развитию [1-9].

В последние годы на основе ранее рассмотренных тенденций наравне с построением в России сильной конкурентоспособной экономики на различных уровнях в качестве ключевой выдвигается задача формирования в Москве международного финансового центра, что рассматривается как одно из необходимых направлений повышения инвестиционной привлекательности экономики страны и дальнейшего вхождения России в глобальный финансовый рынок. Несмотря на различ-

ные подходы к основным целям и путям реализации необходимость участия государства и проведение целенаправленной политики в данной области не вызывает сомнений.

По оценке Еврокомиссии, финансовый рынок России по своим масштабам относится к числу средних, поскольку составляет около 10 % рынка США, 20% — КНР, 40 % — Японии, 50 % — Великобритании, примерно равен южнокорейскому и южноафриканскому и является типичным развивающимся рынком. Мировой опыт создания современных глобальных финансовых центров в Сингапуре, Гонконге и Шанхае достаточно убедительно показал, что для реализации проектов МФЦ, помимо масштабов финансовых операций, необходимо наличие нескольких макроэкономических опорных «точек роста», создающих предпосылки для возникновения и развития такого центра, среди которых можно выделить потенциал долгосрочного роста экономики, устойчивую национальную валюту, развитую систему регулирования финансового сектора и в целом экономики страны, развитие акционерной формы собственности.

В качестве официальной общей цели сотрудничества выдвигается обеспечение целостности и стабилизации мирового хозяйства. Наиболее широко сфера финансового сотрудничества охватывается институтами и организациями в системе ООН: МВФ и группой Международного банка реконструкции и развития (МБРР). К ним можно также отнести Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство, региональные банки развития, неправительственные организации: Парижский и Лондонский клубы кредиторов и целый ряд других.

Круг вопросов, связанных с деятельностью мировых финансов, значительно расширился и детализировался с началом саммитов «Группы двадцати» (С20). С 2008 г. начались саммиты С20, в повестке дня которых одно из основных мест стала занимать выработка совместных программ по борьбе с глобальными финансовыми угрозами и рисками, финансовому регулированию и надзору, международных инвестиций, различных видов финансирования, деятельности международных финансовых организаций и целый ряд других.

Деятельность международных финансовых институтов направлена в первую очередь на преодоление дисбалансов на уровне государственных организаций, в то время как деятельность основных сегментов финансового рынка определяется действиями частно-корпорационного сектора.

Принятые на начальном этапе деятельности «двадцатки» меры по выходу из глобального финансового кризиса не смогли преодолеть его глубокие последствия, продолжающиеся вплоть до настоящего времени. Сохраняются высокие риски финансовых институтов и суверенные риски в ряде развитых и развивающихся стран, определяющиеся высокими уровнями дефицита финансов и платежных балансов, расширением глобальных дисбалансов. Эти риски, в первую очередь в странах Западной Европы, могут стимулировать очередной глобальный кризис в финансовом секторе, поставить перед необходимостью новой рекапитализации банков. Дальнейшая разработка мер по улучшению мировой финансовой архитектуры предполагает преодоление посткризисных явлений, что потребовало обратить повышенное внимание на следующие группы вопросов:

1 )проблемы финансовой консолидации и обеспечения устойчивости государственных финансов в странах со значительным бюджетным дефицитом;

2 )реформа международных финансовых институтов;

3 )усиление регулирования финансовых рынков, повышение их прозрачности, снижение рисков для их участников.

Основные принципы и направления международного сотрудничества России в сфере финансов реализуются преимущественно по линии различных международных валютно-кредитных и финансовых институтов, членом которых она является.

Деловое сотрудничество с этими институтами началось с начала 1990-х гг., когда Россия вступила в МВФ и ВБ. Если до 1998 г. Россия выступала как крупный заемщик для целей стабилизации экономики и пополнения валютных резервов, сбалансированности бюджета и платежного баланса в связи с неблагоприятной экономической ситуацией, то с начала XXI в. по мере восстановления своих позиций страна превратилась в нетто-кре-дитора и в 2005 г. досрочно погасила свой долг МВФ в размере 3,3 млрд долл. В настоящее время квота России в Фонде составляет 5,9 млрд долл, или 2,5% общей суммы квот стран — членов МВФ.

Заметное место в международном сотрудничестве по развитию региональных и глобальных финансов имеет сотрудничество России с ОЭСР, влияющее на условия заимствования на глобальных финансовых рынках.

Значительное усиление валютно-финансовых позиций России с начала XXI в. обеспечило необходимые условия для внесения изменений в бюджетную политику

по предоставлению государственных кредитов зарубежным странам. В разы увеличились взносы России в различные международные программы и фонды поддержки развивающихся стран. В 2011 г. объем российской помощи развивающимся странам, без учета списания задолженности, составил около 500 млн долл. США. При этом первостепенное внимание уделялось региону СНГ.

Особое значение в контексте развития глобальной финансово-экономической системы приобретают международные саммиты Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и группы БРИКС.

Сотрудничество в рамках этих организаций осуществляется в различных формах: ежегодные плановые саммиты, встречи лидеров на полях саммитов «Группы двадцати», министров финансов и руководителей центральных банков (в рамках сессий советов управляющих МВФ и ВБ, а также встреч министров финансов «Группы двадцати»), встречи высоких представителей, курирующих вопросы национальной безопасности, встречи министров иностранных дел (в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН), министров сельского хозяйства, министров здравоохранения.

В рамках четвертого саммита БРИКС, проходившего в Республике Индия, была высказана необходимость реформирования международных финансовых институтов, а также расширения притока финансовых средств для развивающихся стран через инструменты ВБ. Именно на четвертом саммите БРИКС появилась идея о создании нового банка, целью которого была бы мобилизация ресурсов для инфраструктурных проектов и устойчивого развития стран БРИКС, а также других развивающихся стран.

Созданная по результатам четвертого саммита рабочая группа министров финансов подготовила доклад о возможности создания подобного банка, который был рассмотрен на пятом саммите БРИКС, проходившем в марте 2013 г. в ЮАР.

Соглашение о создании Нового банка развития было подписано уже на шестом саммите БРИКС в Брязилии 15 июля 2014 г. и вступит в силу с момента завершения процедуры одобрения или ратификации всеми странами — участницами БРИКС. РФ ратифицировала данное соглашение 8 марта 2015 г. в соответствии с Федеральным законом от 08.03.2015 №29-ФЗ «О ратификации Соглашения о Новом банке развития».

7 апреля 2015 г. комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила внесенный Министерством иностранных дел и Министерством финансов России проект Федерального закона «О ратификации договора о создании пула условных валютных резервов стран БРИКС». Комиссия высказала мнение, что это будет способствовать реализации стратегических целей России в сфере валютно-фи-нансового сотрудничества, зафиксированных в концепции участия России в объединении БРИКС, к которым, в частности, относится развитие привилегированных отношений с партнерами. Указанный законопроект был одобрен правительством РФ и внесен в Государственную Думу в установленном порядке.

Дальнейшее усиление позиций России в мировой финансовой системе определяется потребностями устойчивого экономического роста и повышением потенциала внешней экономики. В более долгосрочной перспективе есть основания предполагать дальнейшее сближение российского и международного финансовых рынков, в том числе в результате существенного увеличения емкости внутреннего финансового рынка и масштабов использования национальной валюты в международных операциях, расширения потоков иностранного капитала в национальную экономику, а также приведения в соответствие с мировыми стандартами законодательной и налоговой систем, принципов бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В более близком будущем эти вопросы могут решаться в ходе проводимой финансовой интеграции стран СНГ, которая уже приобрела конкретные очертания.

Библиографический список

1. Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию (утв. Указом Президента РФ от 20 апреля 2014 г. № 259).

2.Баранова И.А. Подходы к анализу эффективности управления в сфере туристского бизнеса // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2013. — №27.

3.Ковалерова Л.А. Влияние финансовых санкций на развитие экспорта и импорта России в условиях ограничения бюджетных ресурсов // Вестник Брянского государственного университета. - 2015. — №1.

4.Савинова Е.А., Баранова И.А. Динамика экспорта Российской Федерации в 2012—2015 гг. // Глобальный научный потенциал. - 2016. — №3 (60).

5.Рулинская А.Г., Беспалов Р.А., Беспалова О.В. и др. Финансовый рынок России: современные характеристики, инструменты, регуляторы: монография / под общ. ред. А.Г. Рулинской. - М., 2015.

6.Савинова Е.А., Гавриченко Н.В. Регулирование международных валютно-финансовых отношений в Евразийском экономическом союзе // Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития : материалы Международной научно-практической конференции. - Вологда, 2016.

7.Шахрай С.М. Взаимодействие органов, осуществляющих финансовый контроль (бюджетно-правовой аспект). Международное сотрудничество и поиск новых подходов к проблеме совместного развития // European social science journal. - 2014. — №8-2 (47).

8.Беспалова О.В., Беспалов Р.А. Аутсорсинг в страховании // Концепт : научно-методический электронный журнал. - 2016. - Т. 15.

9.Глушак Н.В., Глушак О.В. Анализ стратегических направлений развития высоких технологий в России // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №2/2 (67/2).

References

1.Concept of the Russian Federation's State Policy in the Area of International Development Assistance (approved by Decree No.259 of the President of the Russian Federation of April 20, 2014).

2.Baranova, I.A. Podkhody k analizu effektivnosti upravleniya v sfere turistskogo biznesa // Ekonomika i sovremennyy menedzhment: teoriya i praktika. — 2013. - №27.

3.Kovalerova L.A. Vliyanie finansovykh sanktsiy na razvitie eksporta i importa Rossii v usloviyakh ogranicheniya byudzhetnykh resursov // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2015. - №1.

4.Savinova E.A., Baranova I.A. Dinamika eksporta Rossiyskoy Federatsii v 2012-2015 gg. // Global'nyy nauchnyy potentsial. - 2016. - №3 (60).

5.Rulinskaya A.G., Bespalov R.A., Bespalova O.V.i dr. Finansovyy rynok Rossii: sovremennye kharakteristiki, instrumenty, regulyatory: monograph / General edition by A.G. Rulinskaya. - M., 2015. - P. 122.

6. Savinova E.A., Gavrichenko N.V. Regulirovanie mezhdunarodnykh valyutno-finansovykh otnosheniy v Evraziyskom ekonomicheskom soyuze // Nauka segodnya: global'nye vyzovy i mekhanizmy razvitiya. Proceedings of International Scientific Practical Conference. - Vologda, 2016.

7.Shakhray S.M. Vzaimodeystvie organov, osushchestvlyayushchikh finansovyy kontrol' (byudzhetno-pravovoy aspekt). Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo i poisk novykh podkhodov k probleme sovmestnogo razvitiya // European social science journal. - 2014. - №8/2 (47).

8.Bespalova O.V., Bespalov R.A. Autsorsing v strakhovanii // Koncept : nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal. - 2016. - V. 15.

9.Glushak N.V., Glushak O.V. Analiz strategicheskikh napravleniy razvitiya vysokikh tekhnologiy v Rossii // Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2016. - №2/2 (67/2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.