Геополитика
01’2008__________________ВЛАСТЬ_________________________55
пасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), НАТО и Российская Федерация в качестве ключевого компонента.
Рассмотрим, какова роль Российская Федерация в этой формирующейся системе?
На протяжении всей более чем тысячелетней истории Россия как крупнейшее государство Европы стремилась быть активным участником процессов, затрагивающих интересы европейских стран и народов. Экономические, культурные, человеческие связи всегда лежали в основе понимания необходимости обеспечения общеевропейской безопасности и стабильности как залога безопасности и стабильности самой России. До недавнего времени Россию рассматривали как страну, ослабленную внутренним кризисом и своей непредсказуемостью, внушающую опасения другим странам. Сегодня, возможно, боятся другой России — страны, которая стала более сильной и уверенной в себе после нескольких лет стабильности и непрерывного экономического роста. Она укрепила свою репутацию ответственного участника международных процессов, проводя прагматичную политику, направленную на удовлетворение интересов внутреннего развития, ориентированную на расширение диалога со всем остальным миром, в том числе и по вопросам безопасности. Именно это и подтверждают слова президента РФ В. Путина, что российская внешняя политика «будет строиться сугубо прагматично, исходя из наших возможностей и национальных интересов — военно-стратегических, экономических, политических, а также с учетом интересов наших партнеров»1. Именно с учетом того, что по своей экономической направленности, демографическому распределению, этническому составу, истории, культуре и духовному наследию Россия является неотъемлемой частью Европы в современной Концепции внешней политики Российской Федерации четко зафиксировано приоритетное место европейских стран в ее дипломатической деятельности. В качестве главной цели на европейском направлении определено создание стабильности и демократической сис-
1 В. Путин. Послание президента Федеральному собранию Российской Федерации, 2006 г.
темы общеевропейской безопасности и сотрудничества, которое «опирается на принципы прагматизма, предсказуемости и верховенства международного права»2.
Российская Федерация является ключевым действующим лицом в зонах, вызывающих наибольшую озабоченность в плане такой угрозы, как распространение оружия массового уничтожения (далее ОМУ). Она находится на перекрестке возможных путей нелегального транзита оружия, его компонентов и средств доставки. Здесь можно оценить значение и ответственность державы, которая сама обладает ядерным оружием, за сохранность и за предотвращение попадания в руки международных террористов ОМУ. От ее действий (или бездействий) зависит эффективность работы международных контрольных и принудительных механизмов в сфере нераспространения. Как постоянный член Совета безопасности ООН, и участница основных международных договоров и режимов нераспространения ОМУ, и как крупный поставщик энергооборудования и ядерного топлива для АЭС на мировой рынок, Россия располагает возможностями по убеждению потребителей к соблюдению их обязательств в области ядерного нераспространения.
В доктрине безопасности Европейского союза, предложенной верховным представителем по внешней политике ЕС X. Соланой, говорится: «Мы должны сосредоточить усилия в частности на развитии стратегического партнерства с Россией, Японией, Китаем и др. Эти партнеры играют все более значительную роль в своих регионах и за их пределами». На мой взгляд, это свидетельствует о том, что в силу своей географической близости ЕС воспринимает Россию как влиятельную силу в мировой политике. От политики России зависит положение дел в тех регионах, которые включены в «зону безопасности» ЕС. Для России в свою очередь такое включение имеет особое значение, так как в эту зону входят новые независимые государства, с которыми необходимо выработать и согласовать с ЕС основные принципы совместной деятельности, договорить о возможных институтах сотрудничества. Иначе Россия может оказать изолированной от международ-
2 В. Путин Послание президента Федеральному собранию Российской Федерации, 2006 г.
56 ВЛАСТЬ 01’2008
ных усилий в сфере обеспечения безопасности в районах, которые считаются зоной ее особых интересов. Россия признает объективный характер процесса расширения ЕС за счет принятия новых членов, но здесь не должно возникнуть возврата к разделительным линиям ни в политической, ни в экономической области. Растущая энергозависимость европейских стран острее ставит вопрос об энергодиалоге с Россией. Обеспечить энергобезопасность Европы возможно, «когда будет реализована прокламируемая цель общеевропейской интеграции, включающей как важнейший элемент демократическую Россию»1.
Основополагающим документом в отношениях Россия — ЕС является вступившее в силу в 1977 году Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, срок которого истекает уже в ноябре 2007 года. Реализовать его может помочь Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000—2010 гг.) Уверена, что реальной формой взаимодействия России и ЕС может служить проведение регулярного политического диалога. Однако выражение обоюдных намерений было бы недостаточно. В интересах европейской безопасности — перейти к выработке конкретного содержания с учетом новых возможностей в области безопасности и обороны.
Здесь нельзя также забывать, что в диалоге Россия — ЕС присутствует иногда и третий участник — США, к чьему с разной степенью мнению прислушиваются европейские страны. Закрывая пресс-конференцию после саммита Россия — ЕС в Самаре 18 мая 2007 года, В. Путин признал, что после расширения Евросоюза России стало значительно труднее иметь с ним дело. «Соседей не выбирают, — сказал Путин. — И мы будем жить вместе, несмотря на все сложности».
Важной составляющей системы европейской безопасности может стать углубление сотрудничества России с Североатлантическим альянсом. Приоритетной темой для диалога Россия
— НАТО стал вопрос расширения, где Россия занимает отрицательную позицию. Не может не вызывать тревогу и раз-
вертывание элементов противоракетной обороны США в Европе. Полагаю, что это может послужить началом нового этапа гонки вооружений. «Международный механизм в области разоружения и контроля над вооружениями, создававшийся на протяжении многих лет в период противостояния времен холодной войны продолжает в одностороннем порядке методично разрушаться Соединенными Штатами. Но уже сегодня в Европе формируется понимание того, что все население континента становится заложником чужой игры, где ставки делаются за океаном, а расплачиваться придется европей-цам»2. На саммите «большой восьмерки» в этом году президент России В. Путин продемонстрировал взвешенную позицию по этому вопросу, предложив совместное использование российской радиолокационной станции в Азербайджане в качестве альтернативы размещения систем ПРО в Чехии и Польше. Неожиданно для Запада он показал, что Россия не только открыта для диалога, может действовать в одностороннем порядке, жестко отстаивая свои национальные интересы, но и двигаться в русле мировых тенденций в роли лидера. Наиболее перспективными направлениями сотрудничества могли бы стать: совместная оценка угроз безопасности, реальное создание совместной системы ПРО, формирование совместных контингентов по противодействию терроризму.
Дальнейшее сотрудничество между Россией и НАТО зависит во многом от того, куда и как пойдет процесс трансформации альянса, как будут соблюдаться в его действиях принципы и нормы международного права, как будут учитываться интересы России в контексте изменения геополитической ситуации.
В отношении ОБСЕ для России настало время принятия кардинальных решений. ОБСЕ обладает уникальным потенциалом в области поддержания мира и безопасности в Европе. Однако этот потенциал сегодня реализуется не полностью. Роль ОБСЕ в новой структуре европейской безопасности все более ограничивается мониторингом кризисных ситуаций. Для полноценной работы необходима политическая воля всех участников
1 Ответы России и Евросоюза на вызовы XXI 2 Ю. Валуевский «Про ПРО». «Российская Газета»
века. М., издательство «ОГНИ ТД», 2006, стр. 56 (Федеральный выпуск) № 4357 4 мая 2007 года
01’2008__________________ВЛАСТЬ_________________________57
этой организации, которые должны развивать сотрудничество на равноправной основе.
Ситуация вокруг адаптированного ДОВСЕ представляется абсурдной. Игнорирование вступления в силу заключенного в 1999 году Соглашения об адаптации ДОВСЕ страны НАТО идет вразрез с интересами обеспечения равной безопасности для всех государств ЕвроАтлантического региона. Здесь страдают и безопасность России, и новая атмосфера доверия, которую российская внешняя политика пытается создать в отношениях Россия — НАТО.
Внешнеполитическая стратегия РФ на ближайшие два десятилетия в отношении европейских институтов призвана решить комплекс взаимосвязанных задач: исключить возможность столкновения страны с каким-либо глобальным центром силы; не допустить изоляции России на мировой арене; способствовать модернизации страны; укрепить позиции России как влиятельного субъекта региональной и мировой политики; создать благоприятные условия для обеспечения безопасности европейского континента и обеспечить защит своих национальных интересов. Проект Большой Европы без разделительных линий для России сводит к минимуму перспективу возникновения конфликтов с Западом и Востоком. Страна, активно участвующая в европейском строительстве, сохраняя свой суверенитет, может опереться на поддержку объединяющейся Европы. Россия постепенно превращается в самостоятельный центр силы в многополярном мире. В этом качестве она может проводить самостоятельную внешнюю политику. Благодаря своему потенциалу у России имеются хорошие шансы стать центром притяжения на постсоветском пространстве. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Российская Федерация уверенно возвращается в круг великих держав в качестве одного из столпов нового мирового порядка, более прочного, безопасного и справедливого и вполне может выполнять ключевую роль в формирующейся системе европейской безопасности. Интересной здесь
представляется мысль Достоевского Ф. М., который под европейским призванием России понимал ее «всемирность» и «всечеловечность». Он сказал: «Разве я про экономическую славу говорю, про славу меча или науки? Я говорю лишь о братстве людей и о том, что ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено».
Итак, анализ позволяет сделать следующие выводы:
— появление новых угроз и вызовов мировому сообществу является стимулом построения европейской безопасности, который способен привести все страны и регионы Европы к интеграции вокруг уже сложившегося Европейского союза;
— построение системы европейской безопасности зависит от процесса реформирования ее элементов, сближения и взаимодействия европейских организаций, прежде всего НАТО, ЕС, России;
— общепризнана невозможность создания в Европе эффективной системы безопасности без российского участия. А безопасность России нельзя представить себе вне взаимодействия с действующими международными институтами: ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО. Россия нуждается в построении такой европейской системы международной безопасности, которая бы отвечала как современным требованиям борьбы с новыми вызовами человечеству, так и ее национальным интересам. А мировое сообщество в свою очередь заинтересовано в эффективном функционировании экономического и политического пространства России.
Являясьмультирегиональной державой, Россия расположена в сердце ключевого материка Евразии. Выгодное геоэконо-мическое и геополитическое положение обеспечивает ей усиление влияния, которое повышает статус страны на мировой арене. Отсюда следует уникальная роль, которую она могла бы сыграть в поддержании межцивилизационного согласия в мире, которое ставят под угрозу не только террористы и экстремисты, но и идеологи мировой политики, навязывающие извне политические системы и модели развития.