Научная статья на тему 'Россия на пути «Кадрового голода»'

Россия на пути «Кадрового голода» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ECONOMIC MODERNIZATION / TRAINING / INNOVATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быкова Ольга Николаевна

Для осуществления процессов модернизации всех сторон экономики и культуры современной России на первый план выходит процесс формирования благоприятной образовательной среды, способствующей становлению креативно-управленческого класса по всей стране, а для этого необходим новый подход к подготовке кадров, построению новой образовательной системы, ориентированной на современные экономические отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Быкова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA ON THE PATH OF “LACK OF PERSONNEL”1

A process for the implementation of modernization of all aspects of the economy and culture of contemporary Russia to the forefront of the educational process of creating an enabling environment conducive to the formation of creative and managerial classes across the country, and for that we need a new approach to training, the construction of a new educational system focused on modern economic relations.

Текст научной работы на тему «Россия на пути «Кадрового голода»»

ВОПРОСЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

УДК 338

Россия на пути «кадрового голода»

Для осуществления процессов модернизации всех сторон экономики и культуры современной России на первый план выходит процесс формирования благоприятной образовательной среды, способствующей становлению креативно-управленческого класса по всей стране, а для этого необходим новый подход к подготовке кадров, построению новой образовательной системы, ориентированной на современные экономические отношения.

Ключевые слова: модернизация экономики, подготовка кадров, инновационные процессы.

Стратегическая задача России — обеспечение национальной безопасности и суверенитета. И у этой задачи единственное решение — формирование эффективной конкурентоспособной инновационной экономики, которую невозможно представить без подготовки соответствующих кадров.

Однако подготовка таких специалистов весьма проблематична. В условиях неоднократных преобразований, реформ системы образования сформировался рынок образовательных услуг, где целью многих вузов стало получение прибыли, а не предоставление качественного образования.

В начале второго десятилетия XXI века ввиду интеграции России в мировое сообщество высшим учебным заведениям был брошен новый вызов: переход к западной модели образования. Система бакалавриата и магистратуры должна была заменить классическую советскую модель подготовки специалистов.

Однако переход от советской системы образования в России затянулся, во многих вузах по-прежнему огромное количество непрофильных предметов, часто в ущерб основным. Европа же предлагает обучение, ориентированное на практику, конкретное и внятное.

Бакалавры считаются специалистами широкого профиля, хорошо знающими теорию и способными применить свои знания в разных областях. Карьерный рост при получении степени бакалавра ограничен отсутствием специализированных знаний. Согласно статистике, только 20—30% выпускников

О.Н. Быкова

© Быкова О.Н., 2013

45

Россия на пути «кадрового голода»

бакалавриата начинают работать. Остальные продолжают образование по магистерским программам, причем самым разным: от направления полученной степени до принципиально иных.

Магистратура подразумевает основательное углубление в специализацию. Однако в настоящих условиях реформы рынка образовательных услуг не ясно, чем принципиально магистр отличается от специалиста. Без опыта работы выпускнику магистерской программы до сих пор сложно объяснить работодателю специализированность его образования.

В 2012 году из стен российских университетов вышло около 200 тысяч юристов и экономистов. На их долю в последние несколько лет традиционно приходится 30—40% от всего выпуска, что порождает во властных структурах и среди экспертов бесконечные разговоры о перепроизводстве кадров в этих областях. Но можно ли делать категоричные выводы только на основе статистики о количестве студентов?

Из 7,5 миллионов российских студентов 2 миллиона учатся на экономистов и управленцев, 800 тысяч — на юристов. Многим кажется вполне логичным тот факт, что Министерство образования и науки Российской Федерации уже несколько лет ведет «бой с гуманитариями». С 2004 по 2008 год был сокращен прием на бюджетные места по укрупненным специальностям: «гуманитарные науки» (в числе которых и юриспруденция) — на 18,3%, «образование и педагогика» — на 20,2%, «экономика и управление» — на 31,5%.

Данные решения, бесспорно, вызваны колоссальной разницей между количеством выпускников юридических и экономических факультетов и количеством трудоустроенных по специальности. К сожалению, применение такого инструмента, как сокращение бюджетных мест, не оказывает должного эффекта баланса количества выпускников и количества рабочих мест, наоборот, это приводит к появлению большего числа контрактных мест в вузах, что приводит к практически постоянным наборам на направления экономики и юриспруденции.

Система прогнозирования кадровых потребностей в России работает неэффективно. Выдвигается следующий тезис: много неспециалистов, слишком большое количество дипломов.

Вузы ежегодно увеличивают прием студентов как на бюджетную форму обучения, так и на платную, причем на последнюю в настоящее время практически нет ограничений. Прием увеличивается на все специальности, в том числе и не пользующиеся спросом на рынке труда, что ведет к сохранению сложной ситуации с трудоустройством. При этом в подавляющем числе случаев прогнозы экономического развития, а следовательно, и прогнозы потребностей в квалифицированных кадрах не учитываются, следствием чего является значительная нехватка (или, напротив, избыток) кадров всех уровней образования. Таким образом, имеется несбалансированный рынок труда выпускников высших учебных заведений.

46

Россия на пути «кадрового голода»

Любое развитие невозможно без участия человеческого потенциала. Инновации также не находятся в безвоздушном пространстве, их обязательно кто-то производит и выводит на рынок. Огромное количество высокообразованных людей занимается творческим процессом на этом уникальном инновационно-технологическом рынке труда. В последнее время мы забываем, что инновации — это не только разработки и изобретения, но и колоссальный системный процесс, который движим именно людьми.

Оценки показывают, что для достижения реальным сектором экономики объема производства в сфере высоких технологий примерно 1,5— 2,0 триллиона рублей к 2016 году потребуется дополнительно не менее 50 тысяч специалистов высшего уровня квалификации с междисциплинарной подготовкой.

Очевидно, что рынок страдает от повышенного предложения со стороны специалистов тех направлений, которые в настоящий момент предлагают практически все высшие учебные заведения, и постоянно меняющегося спроса со стороны работодателей, компании которых относительно быстро реагируют на изменения внешней среды и ставят акцент на новые кадры.

Наиболее явной настоящая диспропорция представляется для таких направлений, как менеджмент, экономика, государственное и муниципальное управление, юриспруденция и др. (рисунок 1).

5.0

4.5 4.7_

м.

5.8

3.5

5.5

5.0

2.6

2.5

2.5

1.9

1.7

1.7

1.5 0.7

Изменение относительно

предыдущего месяца

Государственная служба о,а Топ-персонал

-0,9 Юриспруденция

«с,в СМИ, издательства

-1,2 Искусство, культура, развлечения

■1,4 Административная работа, секретариат, АХО

-о,б Кадры, управление персоналом

-0,7 бухгалтерия, финансы, аудит

-о,9 безопасность, службы охраны

-о,2 Домашний персонал

о,9 Консалтинг, стратегическое развитие

-о,б Закупки, снабжение

-о,8 Дизайн

1,7 Некоммерческие организации, волонтерство

-о,? Наука, образование, повышение квалификации

-о,2 Транспорт, логистика, ВЭД

•0,3 Спорт, фитнес, салоны красоты, SPA

-о,5 Туризм, гостиницы, общественное питание

-0.4 банки, инвестиции, лизинг

о Маркетинг, реклама, PR

-о,з Строительство, проектирование, недвижимость

-о,1 IT, интернет, связь, телеком

-0,3 Промышленность, производство, сельское хозяйство

-о,2 Продажи

-о,з Страхование

-од Медицина, фармацевтика, ветеринария

-о,г Услуги, ремонт, сервисное обслуживание

-о,з Рабочий персонал

о,2 Сырье

среддам монсурс

3,8

резюме на емкие

Рисунок 1. Соотношение предложения и спроса на рынке труда (данные на апрель 2012 г.) по данным социологического исследования компании Superjob.

47

Россия на пути «кадрового голода»

Все это приводит к тому, что на рынке труда создается пресыщение вышеуказанными специалистами, которое достаточно проблемно для разрешения, поскольку эластичность спроса в настоящем случае не зависит от величины предложения. В данном случае наиболее разумным решением, было бы проведение системного анализа количества и качества выпускников учебных заведений. Попытки проведения подобных мониторингов имеют место быть, однако зачастую они носят фрагментарный характер, отражая показатели тех или иных вопросов, но не изучают их сущность, не приводя к системному пониманию всей области проблемы.

Именно поэтому с определенной частотой на рынке возникают ситуации, приводящие к повышению напряженности на рынке труда для определенных специальностей, в то время как параллельно существует дефицит работников в других профессиональных сферах. Специалисты по экономическому анализу характеризуют данную ситуацию с помощью такого инструмента, как коэффициент напряженности.

Коэффициент напряженности — это отношение числа безработных соискателей к числу вакансий; численность незанятых граждан в расчете на одну вакансию, чел./1 рабочее место (рисунок 2).

В современной жизнедеятельности можно выделить 50—70 ключевых сфер деятельности, в которые входят энергетика, медицина, строительство и прочие. В каждой сфере деятельности требуется номенклатура продукции емкостью в несколько тысяч видов. Оценим среднюю номенклатуру продукции в отрасли в 2000 наименований. Отсюда получим, что для обеспечения всех сфер деятельности продукцией необходимо производить 100—140 тысяч видов продукции.

Для поддержания конкурентоспособности каждого вида продукции в различных организациях должно производится не менее трех наименова-

48

Россия на пути «кадрового голода»

ний. Таким образом, суммарно должно производиться не менее 300 тысяч разных продуктов.

Средний срок жизни продукта в современных условиях — от нескольких месяцев (в IT сфере) до 10 лет (например, в строительстве). Для оценки можно принять срок полного обновления продуктовой линейки — 5 лет. Таким образом, за 5 лет должно возникнуть 300 тысяч новых продуктов, то есть в среднем должно возникать около 60 тысяч новых продуктовых решений в год.

Над созданием каждого продукта работает команда — разработчики, технологи, маркетологи, экономисты и т.п. Если принять характерный размер команды 5 человек на 1 продукт в год, то для поддержания конкурентной номенклатуры продуктов в стране должно работать 60 тысяч команд, или 300 тысяч человек. Современные технологии быстро устаревают, поэтому кадровый состав должен обновляться с периодом 10 лет. Таким образом, среднегодовая потребность в новых кадрах разного профиля, специализирующихся только на создании новых продуктов, — 30 тысяч человек. Из них 3 тысячи — руководители инновационных проектов. Помимо создателей новых продуктов нужны люди, специализирующиеся на внедрении, создании сетей распространения, эксплуатации, инвестировании и т.п. И все они должны обладать профессиональными компетенциями в полном объеме.

Компетенции будущих специалистов инновационного типа заключаются в таких характеристиках личности, как профессиональная компетентность, творческий подход, гражданственность; социальная ответственность, стратегическое инновационно-ориентированное мышление, инициатива, умение взаимодействовать с институтами гражданского общества; обладание инновационной информационной культурой, обладание качествами социального технолога-конструктора социальной реальности.

К числу наиболее важных параметров, характеризующих научные ресурсы страны, то есть наукоемкость экономики, относятся инвестиции в науку и образование, финансирование инновационных процессов, в частности, удельный вес расходов на НИОКР в ВВП. Хотя не существует тесной зависимости уровней развития научного потенциала и экономики страны в целом от доли расходов на НИОКР в ВВП, все же у развитых стран эта корреляция, как правило, значительно выше, чем у развивающихся (таблица 1).

Несмотря на решение многих из поставленных задач, запланированные показатели в отношении качества экономического роста, соответствующего современной (наукоемкой, информационной) экономике, не были достигнуты. Так, произошло сокращение удельного веса сектора услуг в ВВП, удельный вес НИОКР в ВВП не достиг запланированного повышения (на 0,2%), охват обучением в средней школе верхней ступени оказался в 2005 году на 8% ниже планировавшегося.

49

Россия на пути «кадрового голода»

Таблица 1

Зависимость уровня развития экономики страны и ее научного потенциала от расходов на НИОКР

Индекс развитости экономики знаний 1

Место среди 27 стран Субиндексы

Страна Сводный индекс инновацион- ность экономическое стимулирование информаци-образование оиная инфраструктура

США 1 8,81 9,91 7,97 8,28 9,09

Япония 5 8,41 9,78 7,42 8,09 8,35

Израиль 6 7,44 7,44 7,31 6.78 8,21

Россия 10 6,26 888 3,34 7,88 4,91

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мексика 12 5,77 7,37 5,79 4,43 5,51

Бразилия 13 5,82 8,08 3,94 5,75 5.50

ЮАР 14 5,21 6,54 4,55 4,47 5,26

Китай 18 4,95 9,00 2,55 3,74 4,50

Индия 23 3,97 8,59 2,91 2,33 2,06

Кения 24 2,62 5,31 1,29 2,07 . 1.83

Камерун 27 1,41 1,78 0,55 3,93 1.38

Рассчитан Всемирным банком по десятибалльной шкале на основе примерно 200 показателей, характеризующих переход к экономике знаний, Индексы Китая и Индии представляются несколько заниженными из-за использования душевых показателей. Здесь важно обратить внимание на индексы ин-

новационности этих стран, отражающие потенциалы НИОКР. Источник: The Global Technology Revolution 2020, R236-237.

Крайне полезно освоить западный опыт практической ориентации каждой программы профессионального обучения, так как в России фундаментально преподаются учебные дисциплины, но зачастую поверхностно формируются конкретные профессиональные умения. А в инновационном образовании нового поколения кадров профессиональные умения потребуется разработать и довести до отработки навыков создания и внедрения нововведений в практику профессиональной деятельности.

Перед российскими вузами открывается возможность в рамках реализации Болонских соглашений объединить усилия с образовательными заведениями зарубежных стран и кардинально доработать образовательные стандарты, закрепив их впоследствии как международные. Наряду с обязательным сохранением фундаментализации и системности научного и профессионального знания следует обеспечить социогуманизацию знаний, инновационную ориентацию, а также существенно увеличить перечень и разнообразие учебных дисциплин, предназначенных для выбора.

Требуется также принять то обстоятельство, что даже хорошая подготовка учащегося в рамках одного направления не обеспечивает ему столь необходимых для молодого специалиста конкурентоспособных преимуществ на рынке труда.

Умение комплексного применения знаний, переноса идей и методов из одной науки в другую, установление согласованности учебных программ и учебного материала составляют требования по подготовке студентов

50

Россия на пути «кадрового голода»

к профессиональной деятельности. Эта проблема решается с помощью междисциплинарных связей.

Междисциплинарные связи профессиональной подготовки студентов в вузе являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и обществе. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки студентов, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности. С помощью использования междисциплинарных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания студентов, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому междисциплинарные связи являются важным условием в обучении и воспитании студентов.

Междисциплинарная интеграция, однако, сталкивается с проблемой выявления и оценки междисциплинарных связей между дисциплинами.

Однако недостаточно реформировать только систему образования, в таком случае желаемого эффекта ожидать не приходиться. Необходимо исследовать демографическую обстановку, заниматься прогнозированием, разрабатывать вариативные сценарии изменения внешней среды на макро-, мезоуровнях.

В настоящее время имеются разные демографические прогнозы для России на ближайшие 50 лет. Их делают ООН, Росстат, Бюро цензов США, различные исследовательские центры. Некоторые из этих прогнозов представлены на рисунке 3. Хотя конкретные траектории будущей динамики численности населения различаются, все прогнозы — и более оптимистические, и менее оптимистические — предсказывают сокращение численности населения до 2050 года.

1 &и 140 ■

'^^=5—=—-

-

2010 2015 2020 2025 2030 2035 2040 2045 2050

идем ГУ-ВШЭ, 2007, прогноз с нулевой мшрэцией идем ГУ-8ШЭ. 2007. “нормативный" прогноз идем гу-вшэ, 2007, аналитический прогноз ^“ООН. 200В, верхний вариант ООН, 200В, средний вариант —ООН 200б, нижний варигит ^—Росстат. 2006, основной вариант —Бюроценэоз США. 2003

Рисунок 3. Численность населения России до 2050 года по различным прогнозам, млн человек.

51

Россия на пути «кадрового голода»

Эксперты постоянно сравнивают демографические показатели нашей страны с другими странами.

На рисунке 4 показано, как выглядит и будет выглядеть Россия на фоне стран «золотого миллиарда». На графике представлены Россия, СНГ (включая Россию), Европейский союз (самое крупное объединение стран с населением около 500 млн человек), США и Япония. Хотя численность населения России сократится и ее доля в «золотом миллиарде» понизится, все-таки тенденции к 2050 году будут постоянными, а это значит, Российскую Федерацию ожидают серьезные демографические проблемы.

Рисунок 4. Население стран «золотого миллиарда» в 2007 и 2050 годах, млн человек.

Сейчас мы стоим на пороге очень неприятного этапа давно разворачивающегося в России демографического кризиса. Хотя население страны уже почти 15 лет сокращается, в силу особенностей российской возрастной пирамиды число лиц в трудоспособном возрасте росло, а нагрузка на одного трудоспособного иждивенцами — детьми и пожилыми — сокращалась и была необычайно низкой. Так что в каком-то смысле мы были в выигрыше, получали так называемый «демографический дивиденд». Но сейчас этот этап заканчивается, начинается сокращение численности трудоспособного населения (у нас принято относить к нему женщин в возрасте от 16 до 55 и мужчин от 16 до 60 лет). Оно будет очень быстрым — 600—800 тысяч человек в год в ближайшее время и свыше 1 миллиона в год через несколько лет (рисунок 5).

Это огромное сокращение, которое будет продолжаться очень долго. К 2015 году оно достигнет пика, потом будет становиться все меньше и меньше, но не прекратится еще и в 2025 году — к этому времени общая убыль потенциальных работников превысит 15 миллионов человек. При тотальной нехватке профессионалов проблема обостряется тем, что для модернизации экономики только профессионализма недостаточно: нужны лидеры, личности, способные брать ответственность на себя.

52

Россия на пути «кадрового голода»

Рисунок 5. Сокращение трудоспособного населения по прогнозу Росстата, тысяч человек к 2007 году.

Подбор способных, склонных к новаторской деятельности людей является важной задачей инновационного управления.

Для подготовки новых, квалифицированных кадров необходимо создание мощной образовательной базы, и результат работы таких специалистов будет являться вкладом в развитие современного государства, модернизацию технологического уклада страны.

Для осуществления процессов модернизации всех сторон экономики и культуры современной России актуализируется процесс формирования благоприятной образовательной среды, способствующей становлению креативного управленческого класса по всей стране, а для этого необходим новый подход к образовательной системе, ориентированный на современные экономические отношения.

России нужна новая экономика. И определяющий фактор в этом — человеческий ресурс. Кадры действительно решают все. Но при выстраивании цельной системы подготовки высококвалифицированных специалистов высшая школа не может рассматриваться в отрыве от общеобразовательной. Беда многих высших учебных заведений не в слабой профессиональной подготовке преподавателей, а в том, что уровень знаний абитуриентов оставляет желать лучшего.

Реализация целей квалифицированной подготовки кадров предполагает решение следующих приоритетных задач:

• обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование интегрированных научно-образовательных структур;

• обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;

• развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата.

Решение именно этих задач позволит подготовить инновационно-ориентированных специалистов, способных к формулированию и реализации

53

Россия на пути «кадрового голода»

стратегических социально-экономических задач, способствующих развитию и процветанию России.

Литература

1. Белякова Е.И. Особенности подготовки специалистов в области управления инновациями // Современные научные исследования и инновации. 2012. Январь. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/ issues/2012/01/6420

2. Боярский Алексей. Жертвы модернизации 28.03.11 // URL: http://www. mgimo.ru/news/press/document184419.phtml (дата обращения — 15.03.2012 г.).

3. Быкова О.Н., Мусатова Ж.Б. Роль высшей школы в подготовке кадров для инновационной экономики // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2012. № 1.

4. Грохлина Юлия. Профессии 2016 года / Взгляд // http://vz.ru/society/ 2006/10/30/54860.html (дата обращения — 12.08.2012 г.).

5. Денис Конанчук, Дмитрий Кайсин. Инновации в бизнес-образовании URL: http://magazine.hrm.ru/db/hrm/D99A41E0E2985677C325761500551043 /print.html (дата обращения 12.09.2012 г.).

References

1. Belyakovа E.I. Features training in the field of innovation management. // Modern scientific research and innovation. 2012. January. [Electronic resource]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6420

2. Alexey Boyarsky victims of modernization 28.03.11 // URL: http://www. mgimo.ru/news/press/document184419.phtml (date accessed - 15.03.2012 city).

3. Bykov O.N., Musatov J.B. The role of higher education in training for the innovation economy // Human Capital and vocational education. N 1. 2012.

4. Grohlina Julia Professions 2016 / Look // http://vz.ru/society/2006/10/30/54860. html (date accessed — 12.08.2012).

5. Denis Konanchuk, Dmitry Kaysin. Innovation in Business Education URL: http://magazine.hrm.ru/db/hrm/D99A41E0E2985677C325761500551043/print. html (date accessed 12/09/2012)

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.