Научная статья на тему 'Россия на пути к Светлому Граду: через сотрудничество к духовному возрождению'

Россия на пути к Светлому Граду: через сотрудничество к духовному возрождению Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
127
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР РУССКОГО НАРОДА / СОБОРНОСТЬ / КОСМИЧЕСКОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ / ВЫСОКАЯ МИССИЯ ЖЕНЩИНЫ / NATIONAL CHARACTER OF RUSSIAN PEOPLE / SOBORNOST / COSMIC ATTITUDE / HIGH WOMAN MISSION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Богдановская Ирина Николаевна, Сальникова Нина Евгеньевна

Авторы статьи придерживаются «энергетического мировоззрения» и связывают разрушение не соответствующих эволюционной ступени социальных форм с новыми идущими на нашу планету энергиями. В статье рассматриваются некоторые практические аспекты кооперации и сотрудничества, о которых идет речь в Учении Живой Этики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia on the way to the Lucid city: through cooperation to spiritual renascence

The authors adhere to «energy world view» and connect with social forms destructions which inadequate to evolution stage with new energies arriving at our planet. This article is represented some practical aspects of cooperation and contribution, that is given in the Living Ethics Teaching

Текст научной работы на тему «Россия на пути к Светлому Граду: через сотрудничество к духовному возрождению»

УДК 341.232.7(470)

И. Н. Богдановская, Н. Е. Сальникова

Россия на пути к Светлому Граду: через сотрудничество - к духовному возрождению1

Авторы статьи придерживаются «энергетического мировоззрения» и связывают разрушение не соответствующих эволюционной ступени социальных форм с новыми идущими на нашу планету энергиями. В статье рассматриваются некоторые практические аспекты кооперации и сотрудничества, о которых идет речь в Учении Живой Этики.

Ключевые слова: национальный характер русского народа, соборность, космическое мироощущение, высокая миссия женщины

I. N. Bogdanovskaya, N. E. Salnikova Russia on the way to the Lucid city: through cooperation to spiritual renascence

The authors adhere to "energy world view" and connect with social forms destructions which inadequate to evolution stage with new energies arriving at our planet. This article is represented some practical aspects of cooperation and contribution, that is given in the Living Ethics Teaching

Keywords: the national character of Russian people, Sobornost, cosmic attitude, high woman mission

Поверх всяких Россий есть одна незабываемая Россия.

Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь2.

Н. К. Рерих

Я никогда не мог понять мысли, что лишь одна десятая доля людей должна получать высшее развитие, а остальные девять десятых должны лишь послужить к тому материалом и средством, а сами оставаться во мраке. Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все, когда-нибудь, образованы, очеловечены и счастливы3.

Ф. М. Достоевский

В конце ХХ столетия объективная энергетика Космоса разрушила нежизнеспособную, противоречившую его законам систему. В своей книге «Град Светлый» Л. В. Шапошникова обобщает опыт, полученный в результате неудачной попытки построения коммунистического общества. «Путь, по которому идет и нормально

развивается и в духовном, и в материальном отношении любой народ, имеет два главных условия. Во-первых, этот путь должен соответствовать характеру этого народа, его национальной Культуре и <...> той самобытности, которая сложилась в течение многих веков его истории. Во-вторых, этот путь должен соответствовать основным тенденциям культурно-духовной эволюции, в энергетическом пространстве которой находится этот народ вкупе с другими»4.

Говоря о национальном характере русского народа, отметим две отличительные черты - искреннюю жажду божественной правды и соборность. Н. А. Бердяев связывал воплощение соборности с реализацией русской идеи как идеи братства людей и народов5. По мнению Н. О. Лосского, соборность означает сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям6.

Насильственные методы, с помощью которых строился казарменный социализм, шли вразрез с этими идеями и принесли много страданий всем народам России. Согласно взглядам философа-славянофила А. С. Хомякова, хоть историческое развитие каждого народа и предопределено абсолютом, однако в своем развитии народ в силу тех или иных причин может отклониться от него и не выполнить возложенной на него миссии7. Именно об этом свидетельствует трагическая история нашей страны.

Отрицание «вождями пролетариата» Высших начал повлекло за собой духовную деградацию последующих поколений. Накануне революции русский мыслитель Н. А. Бердяев предупреждал: «Цель жизни народов - не благо и благополучие, а творчество ценностей, героическое и трагическое переживание своей исторической судьбы. А это предполагает религиозное отношение к жизни»8. Здесь имеется в виду не какая-либо конкретная религия, а духовная и естественная религиозность человека, чувство Высшего, то космическое мироощущение, которое было свойственно человеку с первых дней становления его сознания.

Поиск русским человеком гармонии и смысла Бытия, стремление к Высшей Реальности, прочно связанной с земным миром, получают закономерное отображение в национально-культурных реалиях.

В 1933 году Николай Константинович Рерих создал картину «Странник Светлого Града». Вдоль берега озера, опираясь на посох, идет человек. Идет туда, где у подножья гор высятся белокаменные здания, увенчанные куполами. «В этом пронзительно одиноком страннике, - пишет Л. В. Шапошникова, - заключен духовный многослойный образ целого народа, целой беспредельной страны. Чтобы создать именно такой образ, надо было глубоко почувствовать характер народа, проникнуть в его внутреннюю суть и извлечь из всего ту единственную Россию, которая, как говорил сам художник, «поверх всех Россий». Так иногда через искусство мы постигаем самые сложные явления, распутываем ускользающие нити разнообраз-

ных времен и пространств, синтезируя все это в один четкий и ясный образ, где «ни прибавить, ни убавить»9.

Эта Высшая Реальность пробивается в наш мир и через творчество других мастеров кисти и слова.

Не случайно возникновение в русской литературе XIX века галереиженских образов, среди которых Татьяна Ларина, Лиза Калитина, Ася, Лукерья, Мария Болконская, Наташа Ростова. Объяснение этому явлению находим в книге одного из величайших русских провидцев Д. Андреева «Роза Мира». В главе о Небесной России говорится, о близком Приходе Навны - Соборной Души России - после Ее выхода из плена адской цитадели. От Ее брака с демиургом (Духом) России Яросве-том должна родиться дочь - Звента-Свентана, которая выведет наш народ к Свету и поможет приблизить Царство Божье на Земле10. В конце XIX - начале XX вв. на духовную значимость женского начала обращают внимание некоторые русские философы и поэты. Отметим, в первую очередь, «Вечную Женственность» философа-мистика Владимира Соловьева - пророческое видйние, описанное им в поэме «Три свидания»11. Влияние произведения сказалось на творчестве символистов, в особенности А. Блока. В циклах его стихов о Прекрасной Даме и «На поле Куликовом» Россия предстает в образе Возлюбленной поэта.

Доктор философских наук профессор О. В. Рябов отмечает, что образ России как «жены, облеченной в солнце», наряду с другими образами и идеями В. Соловьева, принимается виднейшими представителями религиозно-философского ренессанса. К этой теме обращаются многие деятели общественной мысли, в частности, А. И. Герцен, В. В. Розанов и Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Н. О. Лосский, В. И. Иванов, И. А. Ильин и Г. В. Флоровский. Уже сам перечень имен мыслителей, принадлежащих к различным школам и направлениям отечественной философии, позволяет предположить, что обращение к идее женственности России, русской души является не случайным12.

Вслед за Д. Андреевым можно сделать вывод, что в произведениях наиболее прозорливых представителей литературыобрели отражение Высокие Женские Сущности, призванные помочь духовному возрождению нашей страны.

О значении женщины, ее высокой миссии писала и Елена Ивановна Рерих: «В руках женщины спасение человечества и планеты. Женщина должна осознать свое значение, свою великую миссию Матери Мира и готовиться к несению ответственности за судьбы человечества...»13. «Женщина, носительница сокровенного знания, может стать зовущей силой, зажигая готовые души огненным словом»14. Здесь прямо указывается Высокий Образ - Источник одухотворения наших лучших соотечественниц. Верховенство женского начала на новом этапе эволюции символически отображено в картине Н. К. Рериха «Ведущая» (1944 г.), где женщина в белых одеждах ведет мужчину через отроги скал на вершину горы. Сама Елена Ивановна

явилась ярчайшим примером этого предназначения, приняв на себя миссию духовного лидера Новой Эпохи.

Ближе к нашему времени появляются работы художников Х. Г. Лайендеккера и А. Рекуненко. Яркий немецкий художник Ханс Георг Лайендеккер еще в начале 90-х годов в целой серии своих картин изобразил светловолосую Деву, явно владычествующую над природой и зовущую к Свету и Духовности. На картине московского художника Александра Рекуненко «Возвращение Царицы Небесной» (1988 г.) -тоже женский образ, причем один из самых Высоких и ярких: изображен момент Ее Коронации Отцом Небесным! По крайней мере, двое живущих в разных странах и очевидно не знакомых между собой современных художников в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века, словно имея перед собой одну и ту же натуру, очень похоже изобразили одну из ипостасей Мировой Женственности, богоподобной личности.

Золотой и серебряный век русской литературы, опыт, полученный в результате осмысления трагической судьбы России, предчувствие возможных перемен в жизни будущего страны, постепенное возвращение к подлинной культуре, техническое совершенствование (Интернет) создают основу дляформирования новой реальности.

На рубеже ХХ века в России как итог века и послание в будущее возникло уникальное явление. В 1996 - 1997 годах появляются первые книги серии «Звенящие кедры России» Владимира Мегре15. Можно спорить о художественных достоинствах книг и о реальности существования на физическом плане их героини - Анастасии. Однако о том, что этот образ имеет прямое отношение к Высокой Женской Сущности, свидетельствует вдохновенная, яркая и красивая речь героини, а также удивительная для духовной литературы популярность книг, общий тираж которых превысил сейчас 8 миллионов экземпляров.

Познакомим читателя с основными идеями Анастасии:

- Мысль - Творящая Сила мироздания, она материальна и реальна, и поэтому надо стремиться к позитивному мышлению. От чистоты наших мыслей и чувств зависит гармония окружающего пространства.

- Любовь - это тот благодатный огонь, главная Нетварная Энергия Бога, при помощи которой ВСЕ СОТВОРЕНО, которой все скрепляется и строится в этом мире. А без Любви все, наоборот - рассыпается и чахнет.

- Детей надо растить в Пространстве Любви, и тогда из них вырастут боги-творцы.

- Люди, живущие в своем Родовом Поместье, на ЛЮБИМОЙ ими земле, питающиеся плодами этой земли - НЕ БОЛЕЮТ и не уязвимы к негативному влиянию СМИ.

- Все Знание Бог уже дал каждому человеку (как своему сыну), и надо лишь раскрыть его в своем сердце. А все религии только подводят к этому.

Идеи Анастасии - это широкий взгляд на мир, легко и естественно обнимающий все веры и религии.

Авторы статьи не ставят целью дать обоснование экономической целесообразности родовых поселений и оценку их роли в духовном развитии тех, кто последовал призыву создать Пространство любви на своей земле. Они лишьхотят отметить, что без соответствующей поддержки Высших Миров невозможно вызвать творческий подъем огромного количества людей, всем сердцем принявших какую-либо идею - подъем, связанный с позитивным отношением к людям и миру. В настоящий момент есть уже сотни песен и стихов об Анастасии. И они воздействуют на Душу не меньше, чем слова героини книг В. Мегре. Большинство идей, изложенных в книгах Мегре, в сущности совсем не новы, но Анастасия донесла великие насущные Истины в такой гениально простой форме, доступной тысячам россиян, совершенно не привыкших читать духовную литературу, что это произвело эффект квантового скачка сознания. Словно благодатный огонь сошел к людям в повседневную жизнь и, не опаляя, осветил, преобразил и позвал. Так не тот ли Анастасия -центральный,ведущийобраз (пусть даже для кого-то - вымышленный), которого так не хватало русской идее, чтобы не только поднять ее на достойную высоту, но сделать необоримой?

В словах Анастасии, обращенных к читателям, новыми красками заиграла любовь к природе, высветив иные грани мировидения и мироведения, секреты достижения гармонии с ней - все то, что жизненно необходимо современному человеку.

Так или иначе, идеи Анастасии влияют на нас, одухотворяя повседневные дела, помогая создавать новые проекты. Среди этих новых, не очень популярных ранее дел, - помощь природе. Осознанный путь многих людей, воодушевленных образом Анастасии, эффективнее, светлее, необычнее, чем путь тех, кто просто следует своему сердцу, самоотверженно содействуя работе экологических организаций. Скорость перемен в жизни анастасийцев - как тех, кто называет себя таковыми, так и тех, кто только соизмеряет свою жизнь с намеченными ею направлениями, - невероятна.

Мы имели возможность наблюдать описанное выше, не только знакомясь с жизнью экопоселений, но и в течение восьми лет сотрудничая с представителями движения в нашем проекте «Живое озеро». Цель этого проекта - сохранить красоту и гармонию на Лемболовском озере в Ленобласти. Более 1000 человек поддержали нас. Около 30 человек участвовали в помощи озеру в течение нескольких лет. Многие, вдохновившись, создали свои мини-проекты в Санкт-Петербурге и других городах.

Идеи Анастасии о гармоничном отношении человека к Природе удивительно созвучны строкам из «Граней Агни-Йоги»: «Овладение природой может быть не только механическим, и притом часто разрушительным, но и психическим, и созидательным, и творящим, если психическая энергия применена во благо. Будет время <...> когда уничтожаемый ныне растительный покров планеты будет вновь восстановлен и расцветет небывало земной сад. Будет время, когда огромные кол-

лективы человеческие, вооруженные знанием Космических Законов и умеющие разумно пользоваться психической энергией, будут сознательно, творчески, строительно и благостно ее применять, усиливая плодоносность планеты, и управляя сознательно многими ее процессами, и регулируя климат при помощи использования магнитных токов Земли. Многое в будущем людям будет доступно, когда они войдут в созвучие с законами природы и научатся сотрудничать с нею»16.

Авторы статьи считают, что наиболее прогрессивные идеи движения «Звенящие кедры России» заслуживают внимания - как со стороны государства, так и со стороны духовных организаций, имеющих опыт работы в условиях современности. Идеи анастасийцев, не оцененные пока по достоинству, являются ростками сияющего нового будущего, их начинания - вехи на пути к Граду Светлому, образу, который есть в душе у большинства из нас. Возможно, создание родовых поселений - один из путей Общины будущего, если понимать ее как планетарное братство свободных и равных тружеников.

Соборность как веха на пути к мировой Общине может рассматриваться как сотрудничество различных движений и организаций, как синтез устремлений отдельных ячеек: «Великие Учителя совершенно не имеют в виду объединить все имеющиеся группы в одну или в несколько «замкнутых» общин - это было бы смертью. Жизнь и красота лишь в разнообразии, потому пусть ячейки света процветают свободно, как прекрасные цветы на жизненном лугу. Единение должно заключаться не в непременном общежитии или в одном методе приложения и достижения и т. д. (выделено нами. - И. Б., Н. С.). Единение, как истинный двигатель, должно сначала зародиться в духе и проявляться в дружелюбии и сотрудничестве в жизни каждого дня, во всех условиях. Кооперация, сотрудничество или содружество предполагают самое широкое допущение. Нет места насилию при объединенном сознании»17. И сегодня, в переходный период, особое значение приобретают диалог, сотворчество различных движений и отдельных людей доброй воли. Через сотрудничество с Миром духа, через сотрудничество между людьми, с природой, через культурное строительство придет Россия к будущему процветанию. Как напутствие, звучат слова Н. К. Рериха: «в каждом воинстве много знамен - лишь бы они двигались к общей благой цели»18.

Практическая организация сотрудничества нуждается в опоре на национальные особенности русского народа, с учетом имеющихся недостатков. Наиболее серьезным недостатком, замеченным давно, считается привычка во всем доходить до крайностей, до пределов возможного. Существенная поляризация сознания приводит к тому, что каждойчерте противостоит как некий противовес другая черта: щедрости - неоправданная скупость, доброте - неоправданная злость, любви к свободе - деспотизм и т. д. Но, по счастью, реальной национальной черте противостоит по большей части призрачная, которая особенно заметна на фоне первой -настоящей и определяющей историческое бытие19. Преодоление крайностей явля-

ется задачей и каждого человека, и системы образования. Указанную национальную особенность важно учитывать руководителям разного уровня.

В России сейчас действует множество тенденций, противоречивых, кажется взаимоисключающих, потому особенно важно осознать те из них, которые направляют к эволюционным переменам, - в контексте русской истории, с учетом национальной культуры и характера - и поддержать, конструктивно преодолевая возникающие при этом трудности.

Выделим одну из главных тенденций развития нашей страны - ее ведущую роль в объединении Запада и Востока. Именно на Россию, обладающую в силу сложившихся культурно-исторических условий огромным духовным потенциалом, возложена свыше эта важная объединительная миссия: «Новое мышление и эволюция требуют от нас сейчас рывка, одухотворяющего материю нашей жизни и тем продвигающего человечество вперед. Россия может и должна совершить этот рывок. В этом состоит ее эволюционная миссия»20.

Елена Ивановна Рерих провидела грядущие перемены в Судьбе России, ее роль в духовном возрождении человечества, когда писала: «Тяжкие сроки, тяжкие времена! Но лучшая страна станет космической основою равновесия в мире. Страна лучшая станет страною самой строительной и самой прекрасной <...> Мы будем свидетелями многих космических проявлений в Европе и позднее на Востоке. Сотрудничество с Силами Света спасет многих <...> Итак, лучшая страна станет и самой молодой. Никто не коснется ее. Она не будет затронута космическими знаками и пойдет путем особым, путем самостоятельным, путем сотрудничества с Силами Космическими, Силами Света»21.

Примечания

1 Статья опубликована на сайте независимого интернет-проекта «Грани эпохи» в электронном журнале: Грани эпохи. 2012. № 50 дата публикации: 03. 06. 2012. URL: http: // grani. agni-age. net (дата обращения: 25. 11. 2014), а также на сайте «Новый Мир». URL: http: // nowimir.ru (дата обращения: 25. 11. 2014).

2 Рерих Н. К. Оборона. Урусвати, Гималаи. 1936. URL: http: // roerih.ru (дата обращения: 08. 11. 2014)

3 Достоевский Ф. М. Дневник писателя, 1876 год. URL: http: // az. lib.ru (дата обращения: 31. 10. 2014)

4 Шапошникова Л. В. Град Светлый. М., 1999. С. 161, 184.

5 Бердяев Н. А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в. // Н. А. Бердяев. Русская идея. Харьков; М., 1999. С. 156, 241.

6 Лосский Н. О. История русской философии. М., 1999. С. 42

7 Исторические взгляды А. С. Хомякова // Википедия. URL: http: // ru. wikipedia. org (дата обращения: 31. 10. 2014)

8 Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990. С. 53.

9 Шапошникова Л. В. Град Светлый М., 1999. С. 9.

10 Андреев Д. Л. Роза Мира. М.: Прометей, 1991. С. 65, 124, 191-194.

11 Соловьев В. С. Стихотворения. М., 1921.

12 Рябов О. В. Идея женственности России в сочинениях В. С. Соловьева и поиски национальной идентичности в отечественной историософии // Соловьевские исследования: период. сб. науч. тр. Иваново, 2001. Вып. 2. С. 216-229.

13 Рерих Е.И. Письма. СПб.: Гос. ин-т культ. программ, 2009. Т. 1. С. 16-18. Письмо от 1 марта 1929 г.

14 Там же. С. 54. Письмо от 7 октября 1930 г.

15 Мегре В. Кто же мы? СПб.: Диля, 2002. Кн. 5.

16 Грани Агни Йоги. 1971 г. Т. 12 / [записи Б. Н. Абрамова; сост. Б. А. Данилов]. Новосибирск: Алгим: Экор, 1997. § 632. С. 219-220.

17 Рерих Е. И. Письма, 1929-1938: в 2 т. Минск: Белорус. фонд Рерихов: Сергей Тарасевич, 1994. Т. 2. С. 192. Письмо от 3 августа 1936 г.

18 Рерих Н. К. Священный дозор. Харбин, 1934.

19 Лихачев Д. С. О национальном характере русских // Вопр. филос. 1990. № 4. С. 3-5.

20 Шапошникова Л. В. Град Светлый. М., 1999. С. 186.

21 Рерих Е. И. Письма. Новосибирск, 1993. Т. 3. С. 509. Письмо от 17 ноября 1949 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.