Научная статья на тему 'РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ УСЛУГ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ'

РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ УСЛУГ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1967
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГА / РЫНОК УСЛУГ / ЭКСПОРТ УСЛУГ / ИМПОРТ УСЛУГ / БАЛАНС УСЛУГ / САЛЬДО БАЛАНСА УСЛУГ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ТОРГОВЫЕ ПАРТНЕРЫ / SERVICE / MARKET OF SERVICES / EXPORT OF SERVICES / IMPORT OF SERVICES / BALANCE OF SERVICE / BALANCE OF BALANCE OF SERVICES / FOREIGN TRADE / TRADE IN SERVICES / WORLD ECONOMY / TRADE PARTNERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова О.А., Скорлупина Ю.О., Федорова М.М.

Статья посвящена исследованию места России на мировом рынке услуг. В настоящее время современную жизнь нельзя представить без возможности использования различных услуг. Услуги обладают определенными характеристиками, которые подробно раскрыты в настоящей статье. Услуги участвуют в создании ВВП и выступают главными объектами соответствующего рынка, что объясняет актуальность темы статьи. В статье представлена характеристика рынка услуг и его основных субъектов. Также проведен анализ динамики торговли услугами в России, который показал негативную тенденцию превышения объемов импорта услуг над объемами экспорта. Данное обстоятельство находит свое отражение на сальдо баланса услуг. Основные методы, используемые в статье, - анализа, группировки и сравнения. В статье авторами дана оценка экспорта и импорта услуг в разбивке по видам услуг и по основным внешнеторговым партнерам России. Проведенный анализ показал, что Россия по многим направлениям торговли услугами уступает своим партнерам. Кроме того, замедлились темпы роста объемов экспорта услуг, что связано с экономическими санкциями, которые были введены после присоединения Крыма и последовавшим за ними кризисом в экономике. Авторами подробно раскрываются факторы устойчивого сохранения отрицательного сальдо баланса услуг и отмечается, что некоторые из этих факторов трудно устранить. Именно поэтому предлагается начать с перестройки структуры экспорта услуг и выделения перспективного направления для роста объема экспорта услуг. Одним из таких направлений представляется экспорт туризма. Результаты исследования могут применяться в теоретических исследованиях, посвященных проблемам внешнеэкономической деятельности РФ, а также в работах, связанных с изучением тенденций развития как мирового, так и отечественного рынка услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA ON THE WORLD SERVICE MARKET: ANALYSIS OF CURRENT TRENDS

The article is devoted to the study of the place of Russia on the world market of services. At present, modern life cannot be imagined without the possibility of using various services. Services have certain characteristics which are described in detail in this article. Services are involved in the establishment of GDP and are the main objects of the relevant market, which explains the relevance of the topic of the article. The article presents a description of the service market and its main subjects. The analysis of the dynamics of trade in services in Russia was also carried out, which showed a negative Tendency of exceeding the volume of imports of services over the volume of exports. This is reflected in the balance of services. The main methods used in the article are analysis, grouping and comparison. The authors give the assessment of the export and the import of services by the type of services and by the main foreign trade partners of Russia. The analysis showed that Russia gives in to its partners in many areas of trade in services. In addition, the growth of services exports slowed down what is connected with the economic sanctions imposed after the annexation of the Crimea and the economic crisis after it. The authors explain in detail the factors of sustainable maintenance of the negative balance of services and note that some of these factors are difficult to eliminate. That is why it is proposed to begin with a restructuring of the structure of services exports and the allocation of a promising direction for the growth of services exports. One such area is tourism exports. The results of the study can be used in theoretical studies devoted to the problems of foreign economic activity of the Russian Federation, as well as in works related to the study of trends in the development of both the world and domestic services market.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ УСЛУГ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ»

УДК: 339.5

ББК: 65.59

Федорова О.А., Скорлупина Ю.О., Федорова М.М. РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ УСЛУГ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

Fedorova O.A., Skorlupina Yu.O., Fedorova M.M.

RUSSIA ON THE WORLD SERVICE MARKET: ANALYSIS OF CURRENT TRENDS

Ключевые слова: услуга, рынок услуг, экспорт услуг, импорт услуг, баланс услуг, сальдо баланса услуг, внешняя торговля, торговля услугами, мировая экономика, торговые партнеры.

Кeywords: service, market of services, export of services, import of services, balance of service, balance of balance of services, foreign trade, trade in services, world economy, trade partners.

Аннотация: статья посвящена исследованию места России на мировом рынке услуг. В настоящее время современную жизнь нельзя представить без возможности использования различных услуг. Услуги обладают определенными характеристиками, которые подробно раскрыты в настоящей статье. Услуги участвуют в создании ВВП и выступают главными объектами соответствующего рынка, что объясняет актуальность темы статьи.

В статье представлена характеристика рынка услуг и его основных субъектов. Также проведен анализ динамики торговли услугами в России, который показал негативную тенденцию превышения объемов импорта услуг над объемами экспорта. Данное обстоятельство находит свое отражение на сальдо баланса услуг.

Основные методы, используемые в статье, - анализа, группировки и сравнения.

В статье авторами дана оценка экспорта и импорта услуг в разбивке по видам услуг и по основным внешнеторговым партнерам России. Проведенный анализ показал, что Россия по многим направлениям торговли услугами уступает своим партнерам. Кроме того, замедлились темпы роста объемов экспорта услуг, что связано с экономическими санкциями, которые были введены после присоединения Крыма и последовавшим за ними кризисом в экономике. Авторами подробно раскрываются факторы устойчивого сохранения отрицательного сальдо баланса услуг и отмечается, что некоторые из этих факторов трудно устранить. Именно поэтому предлагается начать с перестройки структуры экспорта услуг и выделения перспективного направления для роста объема экспорта услуг. Одним из таких направлений представляется экспорт туризма.

Результаты исследования могут применяться в теоретических исследованиях, посвященных проблемам внешнеэкономической деятельности РФ, а также в работах, связанных с изучением тенденций развития как мирового, так и отечественного рынка услуг.

Abstract: the article is devoted to the study of the place of Russia on the world market of services. At present, modern life cannot be imagined without the possibility of using various services. Services have certain characteristics which are described in detail in this article. Services are involved in the establishment of GDP and are the main objects of the relevant market, which explains the relevance of the topic of the article. The article presents a description of the service market and its main subjects. The analysis of the dynamics of trade in services in Russia was also carried out, which showed a negative Tendency of exceeding the volume of imports of services over the volume of exports. This is reflected in the balance of services. The main methods used in the article are analysis, grouping and comparison.

The authors give the assessment of the export and the import of services by the type of services and by the main foreign trade partners of Russia. The analysis showed that Russia gives in to its partners in many areas of trade in services. In addition, the growth of services exports slowed down what is connected with the economic sanctions imposed after the annexation of the Crimea and the economic crisis after it. The authors explain in detail the factors of sustainable maintenance of the negative balance of services and note that some of these factors are difficult to

eliminate. That is why it is proposed to begin with a restructuring of the structure of services exports and the allocation of a promising direction for the growth of services exports. One such area is tourism exports.

The results of the study can be used in theoretical studies devoted to the problems of foreign economic activity of the Russian Federation, as well as in works related to the study of trends in the development of both the world and domestic services market.

Торговля услугами является одной из наиболее перспективных сфер мировой экономики, которая активно развивается в последние десятилетия. При усложнении производства и насыщении мирового рынка товарами растет потребность в услугах.

Во многих странах мира внешняя торговля услугами выступает основной статьей общего экспорта. В разработке и предоставлении услуг сегодня участвуют различные компании, как крупные, так и мелкие. Современные условия ведения бизнеса дают возможность различным участникам производить и потреблять разнообразные услуги.

Сегодня невозможно представить нашу жизнь без возможности использования различными услугами: образовательными; медицинскими; туристическими; финансовыми; информационными; страховыми и т.д.

Экономика как отдельно взятого государства, так и мировая, сегодня напрямую

взаимосвязана с функционированием сферы услуг, её развитием и поступательным движением вперед.

Услуги сегодня предоставляются многими организациями и в различных сферах деятельности. Их главная особенность состоит в том, что они обеспечивают удовлетворение потребностей как физических лиц, так и организаций. А чем более развитое общество, тем больше возникает потребностей, которые необходимо удовлетворять.

В процессе предоставления услуги всегда возникает взаимосвязь между тем, кому услуга необходима, и тем, кто может запрашиваемую услугу предоставить, то есть проявляется связь между потребителем и производителем услуги.

Услуги обладают определенными характеристиками, которые отличают их от товаров. На рисунке 1 представлены характеристики услуг, которые позволяют пользователям отличить их от товара.

Основные хар актерпстгжп услуги

1 F

H еосязаеыо сть и «невидимость» Услуги неотделимы от своего источника Производство и потребление неразрывно Непостоянство качества Несохра; няеыостъ

Рисунок 1 - Основные характеристики понятия «услуга»

Эти характеристики, представленные на рисунке 1, позволяют отличать услугу от товара. Одна из первых характеристик, которая формирует наше понятие об услуге -это та, что услуга невидима и пользователь (потребитель) не может её потрогать. Эта специфика услуги позволяет говорить о том, что создание услуги - это особый вид деятельности, результатом которого является появление нематериального (неощутимого и невидимого) продукта, обладающего и эко-

номической, и социальной, и общественной полезностями.

Производство услуг является одной из отраслей экономики любого государства и участвует в создании валового внутреннего продукта (ВВП). Укрупненно все отрасли объединяются в 3 сектора:

первичный (включает отрасли, добывающие сырье и его перерабатывающие);

вторичный (включает предприятия обрабатывающей промышленности и строительство);

третичный (объединяет производителей различных услуг).

В современных развитых экономиках доля третичного сектора в создании ВВП значительно превышает объем ВВП, производимый в первичном и вторичном секторах. Например, вклад третичного сектора в создание ВВП Великобритании и Франции в 2017 г. составил 70%, а в Германии - почти 62%1.

Но чтобы услуги участвовали в создании ВВП, они, как и любой другой товар, должны быть представлены на рынке. На рынке услуг взаимодействуют определенные экономические субъекты, которые выполняют определенные функции и удовлетворяют определенные потребности.

Основные субъекты рынка услуг и их взаимосвязи представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Взаимосвязи субъектов рынка услуг

Из рисунка 2 следует, что все субъекты рыночных отношений - домашние хозяйства, предприниматели и государство, являются и субъектами рынка услуг, то есть услуги востребованы сегодня всеми без исключения субъектами.

Мировой рынок услуг - это одна из составляющих мирового рынка, в рамках которой действуют основные законы функционирования рынка, начиная от закона спроса и предложения и заканчивая законом стоимости.

Мировая торговля услугами - очень стремительно развивающая составляющая мирового хозяйства, а мировой рынок услуг является одним из самых быстрорастущих сегментов мирового рынка в целом.

В 2018 г. объем мирового экспорта товаров и услуг составил 19475 млрд долл. США, а объем мирового экспорта услуг в этом же году составил 5800 млрд долл. США, то есть от общего объема экспорта примерно 30% приходится на экспорт услуг2. Это позволяет говорить о том, что экспорт услуг активно развивается и в нем появляются как новые сегменты, так и новые участники, которые стимулируют рост данного рынка.

Необходимо отметить, что участниками мирового рынка товаров и услуг в 2018 г. являлись более 159 стран мира, а в 2017 г. - 152 страны3.

1 Квасова Д.С. Развитие третичного сектора экономики в развитых странах // Труды БГТУ. Серия 5. -2018. - № 2. Режим доступа: http: https://cyberlemnka.ru/artide/n/razvitie-tretichmgo-sektora-ekonomiki-v-razvityh-stranah

2 Данные ВТО по экспорту товаров и услуг по странам мира в 2018 году. Режим доступа: https://aftershock.news/?q=node/743700&full

3 Экспорт товаров и услуг. Режим доступа: https://kmema.ru/aÜas/topics/Внешняя-торговля/Экспорт/Экспорт-товаров-и-услуг

Российские компании, как и компании других стран, являются активными участниками мирового рынка услуг. Причем они участвуют и как покупатели услуг (импортеры), так и их поставщики (экспортеры).

В таблице 1 представлена информация о состоянии внешней торговли России в 2016-2018 гг. Из представленных данных следует, что экспорт России в 2016-2018 гг. значительно увеличился по сравнению с 2000 г. и в среднем ежегодный прирост составлял 25%. Импорт России тоже возрастал, но если в 2017 г. по сравнению с 2016 г. прирост импорта составлял примерно столько же, что и прирост экспорта, а именно 25%, то в 2018 г. по сравнению с 2017 г. прирост импорта составил только 4%. На протяжении всех лет внешнеторговый баланс России имел положительное сальдо, то есть экспорт превышал импорт. Во внешней торговле России определенное место приходится на торговлю услугами. Экспорт услуг в 2017 и 2018 гг. увеличивался примерно на 13% в год, а импорт услуг в 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличился на 19%, а в 2018 г. по сравнению с 2017 г. увеличился только на 6%. Негативной тенденцией является тот факт, что импорт услуг значительно превышает экспорт, то есть имеет место отрицательное сальдо внешнеторгового баланса услуг.

Представленные данные показывают, что торговля услугами является важной составляющей международного бизнеса наравне с торговлей нефтью или газом, и способна приносить государству доход.

Совокупный объем экспорта и импорта услуг формируется в рамках внешнеторгового баланса услуг. В таблице 1 представлена динамика внешней торговли России, а также экспорт и импорт услуг России.

Всю информацию о состоянии внешней торговли Российской Федерации, в том числе и торговли услугами, об объемах внешнеторговых операций и о динамике аккумулирует Федеральная служба государственной статистики (ФСГС) на основе данных, которые представляет Федеральная таможенная служба (ФТС) России. Поэтому анализ будет проведен на основании данных этих государственных органов.

В таблице 2 представлены данные об объеме услуг, которые Россия экспортирует на мировой рынок1.

Исходя из представленных таблице 2 данных следует, что объем экспорта услуг Российской Федерацией составил в 2018 г. 64,6 млрд долл. США. Необходимо проанализировать, какие услуги Россия экспортирует на мировой рынок в настоящее время.

Социально-экономическое положение России. Режим доступа: https://www.gks.ru/ сотреМштМоситей/50801

Таблица 1 - Динамика внешней торговли и торговли услугами в России, млн долл. США

Наименование показателя 2000 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Относительное отклонение

2017г./2016г. 2018г./2017г.

Внешняя торговля -экспорт 99220 281709 353102 443130 125,3 125,5

Внешняя торговля -импорт 42131 191494 238384 248701 124,5 104,3

Сальдо торгового баланса +57089 +90215 +114719 +194429 127,2 169,5

Экспорт услуг 9975 50644 57631 64626 113,8 112,1

Импорт услуг 16717 74602 88864 94564 119,1 106,4

Сальдо баланса услуг -6742 -23958 -31233 -29938 130,4 95,9

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 3, том 2, 2020 Таблица 2 - Динамика экспорта услуг Россией на мировой рынок [составлено авторами на

основе данных Федеральной службы государственной статистики РФ], млн долл. США

Наименование услуги 2010 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Относительное отклонение

2017г./2016г. 2018г./2017г.

Экспорт услуг - всего 49159 50644 57631 64626 113,8 112,1

Из них

Транспортные услуги 14872 17144 19859 22144 115,8 113,0

- в т.ч. воздушные 7322 8446 10054 11966 119,0 119,0

Поездки 8830 7787 8945 11486 114,9 128,4

- в т.ч. деловые 4956 3395 4220 4610 124,3 109,2

- личные 3875 4392 4725 6876 113,3 145,5

Прочие деловые услуги 12342 11716 12467 12681 106,4 101,7

Телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги 2624 3904 4653 5260 119,2 113,0

Строительство 3487 3593 4812 5443 133,9 113,1

Услуги по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам 2322 1610 1529 1637 95,0 107,0

Услуги по техническому обслуживанию и ремонту товаров 1826 1543 1800 1599 116,7 88,8

Финансовые и страховые услуги 1482 1554 1462 1891 94,1 129,3

Плата за пользование интеллектуальной собственностью 386 548 733 876 133,7 119,5

В 2016 г. по сравнению с 2010 г. рост экспорта услуг был очень незначительный. Это было вызвано в первую очередь системой экономических санкций, которая была введена после присоединения Крыма и последовавшим за ней кризисом в экономике. Это привело к сокращению в 2016 г. по сравнению с 2010 г. объемов экспорта услуг по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам, по техническому обслуживанию и ремонту товаров, прочих деловых услуг и поездок. Вместе с этим необходимо отметить, что услуги в области предоставления 1Т-технологий, транспортные и финансовые имели положительную динамику. В 2017 г. по сравнению с 2016 г. прирост экспорта услуг составил 13,8%. Наибольший вклад в достижение этого прироста внесли услуги в области предоставления 1Т-технологий, транспортные услуги и поездки, а объем услуг по переработке товаров, финансовых и страховых в 2017 г. по сравнению с 2016 г. снижался. В 2018 г. темп прироста экспорта услуг практически сохранился на уровне 2017 г. Наибольший вклад в рост указанного показателя внесли личные поездки, которые возросли на 45,5%, транспортные услуги и услуги в области 1Т-технологий также возрастали (прирост за год составил 13%). Немного улуч-

шилась ситуация с финансовыми услугами, услугами по переработке товаров и строительством, темп прироста экспорта этих услуг составил около 13%.

В настоящее время Россия не только экспортирует услуги на мировой рынок, но также и активно их приобретает. В таблице 2 представлена динамика импорта услуг в Россию12.

Данные, представленные в таблице 3, показывают, что экономические санкции, введенные против России в 2014 г., и последовавший за этим экономический кризис отразились и на импорте услуг в 2016 г. В целом объем импорта услуг и практически по всем основным видам услуг (транспортные, поездки и др.) в 2016 г. был ниже, чем в 2010 г.

Только в 2017 г. импорт услуг начинает возрастать, причем самым активным направлением являются личные поездки, прирост которых составил 30% против уровня 2016 г. и воздушные транспортные услуги, прирост которых составил 24%.

Социально-экономическое положение России. Режим доступа: https://www.gks.ru/ сотреМштМоситей/50801

2 Торговля в России. 2019. Режим доступа: https://www. gks.rU/folder/210Моситей/13233

Таблица 3 - Динамика импорта услуг в Россию [составлено авторами на основе данных

Федеральной службы государственной статистики РФ], млн долл. США

Наименование услуги 2010 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Относительное отклонение

2017г./2016г. 2018г./2017г.

Импорт услуг - всего 75279 74602 88864 94564 119,1 106,4

Из них

Транспортные услуги 11901 11838 14492 15298 122,4 105,6

- в т.ч. воздушные 7084 6899 8553 8880 124,0 103,8

Поездки 26693 23952 31058 34271 129,7 110,3

- в т.ч. деловые 1812 1240 1476 1561 119,0 105,8

- личные 24881 22712 29581 32710 130,2 110,6

Прочие деловые услуги 15635 17348 19322 20398 111,4 105,6

Телекоммуникационные,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

компьютерные и 3955 5469 5383 5488 98,4 102,0

информационные услуги

Плата за пользование

интеллектуальной собственностью 4842 4997 5980 6288 119,7 105,2

Строительство 4602 3764 4386 4687 116,5 106,9

Услуги по техническому обслуживанию и ремонту 730 1559 1780 2008 114,2 112,8

товаров

Финансовые и страховые услуги 3667 3006 3448 2839 114,7 82,3

Единственное направление, в котором Россия не уступает иностранным поставщикам, - это транспортные услуги (воздушные, морские и прочие). По всем остальным направлениям, особенно по импорту поездок и услугам по пользованию интеллектуальной собственностью, Россия уступает своим внешнеторговым партнерам. Это приводит к тому, что импорт значительно превышает экспорт как по указанным направлениям, так и в целом по услугам, что и приводит к отрицательному сальдо внешнеторгового баланса услуг.

В таблице 4 представлена укрупненная группировка внешнеторговых партнеров России на рынке услуг по объемам услуг1.

Укрупненно группировка внешнеторговых партнеров России включает в себя страны СНГ, страны Европейского союза и прочие страны.

В экспорте услуг большая доля приходится на прочие страны. На протяжении рассматриваемого срока почти 50% экспорта приходится на эту группу партнеров, среди которых основными являются США,

1 Торговля в России. 2019. Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/210/document/13233

Китай и Швейцария. На страны Евросоюза приходится примерно 36% экспорта и основными партнерами здесь выступают Великобритания и Германия. Страны СНГ снизили свое участие в приобретение услуг из России с 17% в 2010 г. до 13% - в 2018 г. Это снижение в основном произошло из-за возникших политических разногласий с Украиной.

В импорте услуг прочие страны и страны Евросоюза продают России практически одинаковый объем услуг (48% и 45% соответственно) и третье место приходится на страны СНГ. Но необходимо отметить, что среди прочих стран основными импортерами услуг являются Турция, США и Швейцария. Крупнейшим импортером сегодня из стран СНГ является Беларусь, а вот среди стран Евросоюза основными импортерами, также как и экспортерами, то есть фактически партнерами являются Великобритания и Германия. Важно отметить, что в предоставлении нам услуг Китай уступил свое место Турции, которая предоставляет нам в большом объеме туристические услуги.

Таблица 4 - Группировка основных внешнеторговых партнеров России на рынке услуг [составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики РФ], млн долл. США_

Наименование услуги 2010 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Относительное отклонение

2017г./2016г. 2018г./2017г.

Экспорт услуг - всего 49159 50644 57631 64626 113,8 112,1

в том числе

страны СНГ 8366 6831 8023 8745 117,4 109,0

Украина 2132 1148 1283 1321 111,8 103,0

Казахстан 1689 1846 1970 2086 106,7 105,9

страны ЕС 17695 19638 22250 23668 113,3 106,4

Великобритания 4108 2811 2967 3229 105,5 108,8

Германия 3180 2646 3028 3439 114,4 113,6

другие страны 23098 24175 27359 32213 113,2 117,7

США 3857 3568 3551 4330 99,5 121,9

Китай 1082 1944 2387 3121 122,8 130,7

Швейцария 3399 3229 3916 4077 121,3 104,1

Импорт услуг - всего 75279 74602 88864 94564 119,1 106,4

в том числе

страны СНГ 8067 5462 5751 6044 105,3 105,1

Украина 3492 786 501 485 63,7 96,8

Беларусь 1149 1687 2115 2244 125,4 106,1

страны ЕС 31535 36425 41923 43188 115,1 103,0

Великобритания 4380 3997 4326 4186 108,2 96,8

Германия 4827 4796 5336 5714 111,3 107,1

другие страны 35677 32715 41190 45332 125,9 110,1

США 3930 4015 4091 4012 101,9 98,1

Турция 4876 2171 4918 6570 226,5 133,6

Швейцария 2209 2569 2974 3476 115,8 116,9

Проведенный анализ экспорта и импорта показывает, что услуги занимают важное место в международном бизнесе и во внешней торговле Российской Федерации, однако все же наблюдается ориентация на товарный экспорт по сравнению с экспортом услуг. Негативным фактором выступает устойчивое отрицательное сальдо баланса услуг на протяжении длительного периода времени. Безусловно, введение экономических санкций стало одним из ключевых факторов, оказавших влияние на динамику экспорта и импорта услуг. Однако присущая на протяжении достаточно длительного периода тенденция существенного превышения импорта услуг над экспортом услуг может быть обусловлена также различными другими факторами:

- структурной несбалансированностью экспорта услуг - очень значительная доля экспорта услуг приходится на транспортные услуги;

- низкой долей экспорта финансовых и информационных услуг, что может быть свя-

зано с недостаточным уровнем развития финансового рынка России;

- существующим в России приоритетом товарной торговли;

- отношением к сфере услуг как к второстепенной сфере по сравнению с товарным производством;

- сырьевой направленностью экспорта российской экономики, оказывающей влияние на соотношение сырьевого и несырьевого экспорта;

- низким уровнем развития предпринимательской среды и плохим инвестиционным климатом России;

- отсутствием комплексной поддержки экспорта услуг малых и средних российских организаций;

- недостаточным развитием инфраструктуры для роста экспорта услуг и др.

Перечисленные выше факторы оказывают существенное влияние на «застаивание» и длительное сохранение тенденции превышения объемов импорта услуг над экспортом,

которая еще сильнее усугубляется под влиянием санкций. Следует отметить, что многие из перечисленных причин возникновения отрицательного сальдо баланса услуг достаточно сложны для решения и требуют длительного временного периода для коренной перестройки российской экономики. Кроме того, немаловажным фактором является сложившийся образ мышления россиян в отношении услуг - экспорт услуг принято считать вспомогательным по сравнению с экспортом товаров. На наш взгляд, начинать изменения, касающиеся снижения размера отрицательного сальдо баланса услуг, необходимо с изменения структуры экспорта и импорта услуг. Это более реальная для достижения цель по сравнению с полным изменением предпринимательской среды, инвестиционного климата и экономики страны. Нужно уделить большое внимание развитию экспорта фи-

Приведенные в таблице 5 данные свидетельствуют о том, что в рассматриваемый период постепенно возрастал спрос на туристические туры России как среди граждан страны, так и иностранцев. Кроме того, наблюдается тенденция некоторого превышения затрат коллективных средств размещения над доходами, что указывает на необходимость более эффективного их использования и повышения доходов путем привлечения новых туристов.

На сайте Ростуризма еще не опубликованы открытые данные о развитии туризма за 2019 год, однако уже понятно, что на итоги

нансовых, информационных и прочих услуг - необходимо добиться некоторого «выравнивания» долей экспорта услуг и избегать сильного «перекоса» в сторону транспортных услуг. Для этого необходимым представляется определение базового направления для развития экспорта услуг на ближайшую перспективу.

На наш взгляд, отечественным компаниям необходимо стремиться к созданию конкурентных услуг и росту объемов их реализации на международном рынке. России необходимо активно развивать экспорт таких услуг как туризм, чтобы предоставлять их больше на рынок и получать от их реализации доход. Для определения целесообразности выдвинутого предложения по развитию туризма необходимым представляется анализ отдельных показателей рынка туризма Российской Федерации (таблица 5).

работы сферы туризма в последнем квартале 2019 года и в 2020 году, безусловно, существенно повлияет пандемия коронавируса. Приостановка международного авиасообщения, закрытие востребованных курортов оказывают колоссальное воздействие на развитие туризма во всем мире. Однако, на наш взгляд, такая обстановка при условии поэтапного снятия ограничений в Российской Федерации становится еще одним фактором для развития российского туризма - российские курорты будут широко востребованы гражданами, лишенными возможности выезда за рубеж. А в

Таблица 5 - Динамика отдельных показателей сферы туризма РФ [составлено авторами на основе открытых данных Ростуризма]_

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. Темп прироста, %

2017 г. / 2016 г. 2018 г. / 2017 г.

Количество иностранных гражданах, принятых российскими турфирмами на территории Российской Федерации, чел. 595621 594393 763795 -0,21 28,50

Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения Российской Федерации, чел. 48338704 53534365 62210071 10,75 16,21

Доходы коллективных средств размещения, тыс. руб. 418465181 432314309 77686513 (за январь-март) 3,31 -

Затраты коллективных средств размещения, тыс. руб. 422766483 438880075 478204299 3,81 8,96

Доходы санаторно-курортных организаций, тыс. руб. 138111538 135752155 141583125 -1,71 4,30

условиях дальнейшего улучшения эпидемиологической обстановки, развитые российские курорты будут привлекать иностранных граждан. Наша страна очень красива и нам есть, что показывать взыскательной иностранной публике. Надо только приложить усилия и ра-

ботать в направлении достижения определенных положительных результатов. Это должно привести к увеличению объемов экспорта услуг и способствовать снижению отрицательного сальдо внешнеторгового баланса услуг России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бурменко, Т.Д. Сфера услуг в современном обществе: Экономика, менеджмент, маркетинг [Электронный ресурс]: курс лекций / Т.Д. Бурменко, Н.Н. Даниленко, Т.А. Туренко. -Режим доступа±йр://иЛеЬшк-опНпе.сот/8оёег2каше/1ех1;Ьоок_130.к1т1.

2. Буценко, И.Н., Тарноруцкая, А.Л. Мировой рынок услуг: сущность, особенности, отраслевая структура. - Режим доступа: кйр8://суЬег1ешпка.ги/аг11с1е/п/т1гоуоу-гупок-ш1и§-8ШсИпо81;-о8оЬеппо81;ьо1га81еуауа-81;гик1;ига

3. Зверев, Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие. - Калининград, 2000. - 124 с.

4. Кнобель, А.Ю., Фиранчук, А.С. Внешний оборот услуг в 2018 г.: рост экспорта// RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT. - 2019. - № 5. - С. 7 - 13.

5. Квасова, Д.С. Развитие третичного сектора экономики в развитых странах// Труды БГТУ. Серия 5. - 2018. - № 2. - Режим доступа: http: https://cyberlemnka.ru/artide/n/razvitie-1ге11скпо§о-8ек1ога-екопот1к1-у-га2у11ук-81гапаЬ

6. Международный рынок услуг: учебник / под ред. В.А. Черненко. - СПб.: Нестор-История, 2011. - 212 с.

7. Румянцев, А.П. Мировой рынок услуг: учебное пособие / А.П. Румянцев, Ю.О. Коваленко. - К.: Центр учебной литературы, 2006. - 456 с.

8. Спартак, А.Н. Стратегические аспекты российского экспорта услуг// Российский внешнеэкономический вестник. - 2018. - № 12. - С. 7 - 30.

9. Тультаев, Т.А. Маркетинг услуг: учебник / Т.А. Тультаев. - М. : Инфра-М, 2017. - 512 с.

10. Данные ВТО по экспорту товаров и услуг по странам мира в 2018 году. - Режим доступа: https://aftershock.news/?q=node/743700&full

11. Открытые данные Ростуризма. - Режим доступа: http://opendata.russiatourism.ru

12. Социально-экономическое положение России. - Режим доступа: Ьйр8://,^^^§к8.ги/сотрепёшт/ёоситеп1;/50801

13. Торговля в России. 2019. - Режим доступа: https://www.gks.ru/folder /210/document/13233

14. Торговля в России. 2017. - Режим доступа: Шр8://-^^^§к8.ги/ stor-а§е/те&аЬапкЛог§ 17.pdf

15. Экспорт товаров и услуг. - Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/topics/Внешняя-торговля/Экспорт/Экспорт-товаров-и-услуг.

16. W^n Trade Statistica1 Review 2018 / WTO. - Режим доступа: https://www.wto.oгg/ еп§-1ish/res_e/statis_e/wts2018_e/wts2018_e.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.