Научная статья на тему 'Россия на мировом рынке лизинга'

Россия на мировом рынке лизинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шеверда Д.В.

На основе результатов экономического сопоставления объемов российского и общемирового рынка лизинговых услуг автор обозначает место России на этом рынке, показывает тенденции и перспективы развития лизинга, а также его значимость для экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия на мировом рынке лизинга»

На основе результатов экономического сопоставления объемов российского и общемирового рынка лизинговых услуг автор обозначает место России на этом рынке, показывает тенденции и перспективы развития лизинга, а также его значимость для экономики России.

Россия на мировом рынке лизинга

Д. В. ШЕВЕРДА, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, Москва

В мировой практике лизингу принадлежит заметное место среди финансовых инструментов. Он используется как дополнительная схема продаж, как обоюдовыгодный экономический механизм, направленный на инвестирование в обновление основных фондов предприятия, как удобный элемент стратегического планирования развития компании.

Заключая лизинговую сделку, ее участники преследуют различные цели. Производитель (продавец) оборудования заинтересован в его скорой реализации - от лизинговой компании он получает денежные средства в полном объеме. Лизинговая компания хочет получить за свои услуги процент (маржу) от суммы сделки. Лизингополучатель имеет возможность обновлять свои производственные фонды, увеличивая эффективность выполняемых работ и их качество, ускоряет реализацию проектов, не отвлекая при этом единовременно большие объемы денежных средств, эффективнее распоряжается (управляет) своими денежными потоками: лизинговые платежи учитывают сезонность работ и могут производиться по гибкому графику. Лизингополучатель также приобретает инвестиционный механизм, не требующий залога и поручительства, пакет дополнительных услуг по обслуживанию оборудования; имеет возможность диверсифицировать риски.

Таким образом, преследуя разные цели, все участники сделки в общенациональном смысле способствуют увеличению ВВП страны через обновление основных производственных фондов.

© ЭКО 2007 г.

164 ЭКО

Этапы развития лизинговых отношений

В развитых странах лизинг занимает третье место среди элементов обновления основных фондов в общем объеме прямых инвестиций в основные средства, а его доля в ВВП составляет 5-10%. В своем развитии лизинг проходит как минимум шесть стадий.

Первая стадия характеризуется оказанием услуг в виде краткосрочной аренды без оказания дополнительных услуг со стороны лизингодателя и возвратом ему имущества в конце срока договора лизинга.

Вторая - классический финансовый лизинг с передачей права собственности на объект лизингополучателю. Длительность второй стадии обычно не превышает 5-7 лет.

На третьей стадии в дополнение к существующей классической финансовой аренде лизингодатели разрабатывают и организуют усложненные формы сделок, реализуют различные варианты опционов на передачу права собственности. На этом этапе наблюдается наибольшая динамика роста объемов лизинга и его доли в общем объеме инвестиций в основные фонды. На первых трех стадиях развития находятся практически все развивающиеся страны мира.

Начало четвертой стадии характеризуется появлением новых, нестандартных решений в организации форм сделок, требования клиентов значительно возрастают, по отраслям, где лизинг представлен в наибольших объемах, заканчивается формирование вторичного рынка оборудования. Ужесточается конкуренция, лизингодатели предлагают более гибкие условия по сделкам, подстраиваются под интересы лизингополучателя, оказывают ряд дополнительных услуг (инжиниринговые, логистические, услуги по установке и эксплуатации оборудования). Происходит стабилизация основных показателей рынка лизинговых услуг, темпы роста объемов операций совпадают с темпами роста инвестиций в основные фонды.

На пятой стадии появляются новые и усложняются уже известные продукты: возникает выбор среди опционов на передачу права собственности (пул, кол, право на внесение дополнений, право на досрочное прекращение или продле-

ние договора, на замену оборудования на новое). С финансовой стороны развивается секьюритизация сделок, возможность применения финансовой аренды в комплексе с другими формами привлечения средств.

Шестая стадия определяется консолидацией бизнеса: слияние, поглощение, создание совместных предприятий, реализация совместных проектов, обмен акциями и др. Наблюдается снижение маржи лизингодателя до 2-3%, что подталкивает лизинговые компании к развитию международных операций и выходу на новые рынки (табл. 1).

Таблица 1

Стадия развития лизинга, 2006 г.

Стадия развития лизинга Страна

Первая. Простейший Узбекистан, Таджикистан

Вторая. Классический Киргизия, Туркменистан

Третья. Креативный Казахстан, Украина

Четвертая. Оперативный Россия

Пятая. Усложненный Германия, Великобритания, Япония, Австралия

Шестая. Консолидированный США

Из табл. 1 видно, что Россия вступила в четвертую стадию развития лизинга. Эту стадию переживают российский лизинг автотранспорта и железнодорожного подвижного состава. Лизинг строительной техники, как и большинство сегментов российского лизингового рынка, находится на третьей стадии развития. Такие страны, как Германия, Великобритании, Япония, Австралия, где лизинг развивается не один десяток лет, находятся на пятом этапе эволюции лизинговых отношений. Самый старый лизинговый рынок США проходит шестой этап развития.

Роль государства в управлении лизинговыми отношениями заключается в формировании четких и понятных правил игры на рынке, создании инструментов стимулирования, регулирования и контроля.

Законы и лизинг в развитых странах

С точки зрения российского права, лизинг в развитых странах - США, Германии, Великобритании - находится вне правового поля этих стран. Однако это не является препятствием для регулирования со стороны государства этой сферы бизнеса, а лишь указывает на очевидные особенности осуществления лизинговых операций в этих странах.

В ходе исследования государственного влияния на развитие лизинга автором обнаружены ключевые различия в основах правовых систем России и, например, США и Германии.

В этих странах, в отличие от России, за основу принимается так называемая система «общего права», отличительной особенностью которой является наличие системы права прецедента, то есть судебного решения по схожему делу, ранее рассмотренному судом. Англо-американская система права не дает четких определений элементам права, в ней отсутствуют специальные законы, наличие которых свойственно российскому праву. Так достигается описательность всех правовых отношений. Многие немецкие юристы отмечают, что выработка определений - дело опасное для законодателя, поскольку «определения часто бывают неверными вследствие трудности найти подходящее выражение» '.

Рассмотрим особенности американского и европейского законодательства как фундамента, выстроенного государством для создания четких правил на рынке лизинговых услуг (табл. 2).

Анализом сделок и их соответствия закону в США занимается специальный орган - Служба внутренних доходов США. Постановление этой службы № 55-540 определило черты, регулирующие область лизинговых договоров.

В США большое внимание уделяется государственному регулированию лизинговых отношений в части установления различий между финансовой арендой и «скрытой» сделкой купли-продажи в целях предотвращения финансовых и налоговых злоупотреблений участниками лизингового рынка.

1 Weacker F. Privat Rechts Geschichte der Neuzeit - Gottinger, 1994.

Таблица 2

Особенности законодательства по лизингу в развитых странах в сравнении с законодательством России

Наименование ^рана

США Германия Россия

Правовая система Англоамериканская Англоамериканская с элементами римского права Континентальная

Особенность правовой системы Описательный характер, «прецедентное право» Специальные законы,точные определения

Единый торговый кодекс США (Раздел 2А), в редакции от 1990 г. Германское гражданское уложение, 1900 г. Гражданский кодекс Российской Федерации

Нормы права, регулирующие лизинговые Гражданские кодексы, принятые в штатах Калифорния, Луизиана, Северная и Южная Дакота, Джорджия, Монтана Германское торговое уложение, 1976 г.

отношения Закон «О полном раскрытии информации в международных операциях с земельной собственностью» Закон «О регулировании права применения условий сделок» 1976 г. с изменениями 2000 г. Таможенный кодекс Российской Федерации

Закон «О правдивой информации в кредитовании», 1968 г. Закон «О потребительском кредите»

Окончание табл. 2

^рана

США Германия Россия

Нормы права, регулирующие лизинговые отношения Закон «О потребительской аренде», в редакции от 1988 г. Закон «О кредитной системе» Таможенный кодекс Российской Федерации

Закон Магнусона-Мосса «О гарантиях», 1975 г.

Налоговое законодательство Закон «О справедливом налогообложении и финансовой ответственности», 1982 г. «Предписание о лизинге движимости», 1971 г. Налоговый кодекс Российской Федерации

Общеамериканский стандарт бухгалтерского учета FASB-13, 1976 г. «Предписание о полной амортизации», 1971 г.

Налоговый акт реформ 86 MACRS «Предписание о частичной амортизации», 1975 г.

Участники сделки Юридические и физические лица Юридические и физические лица Юридические лица и ПБОЮЛ

Определение сторон при сделке В зависимости от числа коммерсантов В зависимости от числа коммерсантов В зависимости от количества участников сделки

Законодательно определены виды лизинга Финансовая, оперативная, возвратная аренда Финансовая, оперативная, возвратная аренда Финансовая и возвратная аренда

Еще одной особенностью лизинга в США является отсутствие разделения понятий «аренда» и «лизинг». Само по-

нятие «лизинг» происходит от английского «to lease» (брать в аренду, нанимать) и его производной формы «leasing». В ряде случаев также используются английское понятие «leasing» и производные от него, например, немецкое «Leasingvertrag». Словосочетание «finance lease» в буквальном переводе означает финансовая аренда; «operating lease» - оперативная (операционная) аренда. Таким образом, понятия аренды и лизинга и в американской, и в европейской практике отождествляются.

Четкое деление на оперативную и финансовую аренду прослеживается в бухгалтерских стандартах финансовой отчетности: американском FASB-13 и европейском международном стандарте IAS 17 (рис. 1).

Рис. 1. Деление аренды на финансовую и оперативную в соответствии с европейским международным стандартом IAS 17

В международном праве широкую известность приобрела Конвенция УНИДРУА «О международном финансовом лизинге», принятая в 1988 г. в Оттаве. Положения конвенции в общем виде описывают нормы унификации лизинга в международном праве. Помимо России, из 55 стран-участниц ее ратифицировали только восемь. К конвенции присоединились также Беларусь, Венгрия, Латвия, Нигерия, Панама, Франция, Италия, Украина. На территории США Конвенция УНИДРУА не ратифицирована Сенатом. От ратификации данного документа воздержались Канада, Великобритания, Германия, Япония. По мнению автора, это связано с особенностями правовых систем этих стран.

Основным критерием отнесения аренды к финансовой, в соответствии с IAS 17, служит существенный перенос на арендодателя рисков и выгод, связанных с владением активами, независимо от того, будет ли передано право собственности в конце срока аренды. Лизинговые платежи в течение неразрывного срока лизинга обеспечивают лизингодателю возврат стоимости имущества и получение прибыли на вложенный капитал.

Под оперативным лизингом в IAS 17 понимаются экономические взаимоотношения, при которых все риски несет в основном владелец имущества, сдающий его во временное пользование. Срок договора соответствует сроку найма имущества. Это важное условие для пользователя, так как оно страхует его на случай непредвиденного морального старения техники, а также дает возможность своевременно освободиться от арендуемого имущества, если потребность в нем миновала.

По итогам 2004 г. увеличение сделок оперативного лизинга по странам Европы (Австрия, Дания, Финляндия, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария) составило 14% от нового рынка лизинга; по прогнозам доля оперативного лизинга по этим странам в 2006-2010 гг. вырастет на 12,8%2.

2 Operational Leasing Spreads Growth Across Europe / Table of Contents, 2006.

Лизинг в России и странах СНГ

В рамках исследования рынка лизинговых услуг рассмотрим опыт бывших союзных республик и оценим степень развития лизинга в этих странах в сравнении с Россией. Страны ближнего зарубежья интересны для такого рода анализа в силу своих особенностей, во многом схожих с Россией:

• изношенность основных фондов достигает 60-70%;

• страны имеют одну историческую «точку старта» - выход из Советского Союза;

• во всех странах СНГ действует континентальная система права;

• имеются схожие проблемы экономического характера.

Наиболее законодательно и экономически развитые страны постсоветского пространства - Казахстан и Украина. Проведем на их примере сравнение с Россией.

В украинском праве, в отличие от российского, предусмотрена возможность использовать механизм лизинга не только для юридических, но и для физических лиц. Это является положительной чертой, так как способствует расширению сферы применения механизма лизинга и его более глубокому проникновению в экономику. Другая положительная черта - возможность повторной сдачи в лизинг имущества, возвращенного лизингодателю в результате досрочного прекращения сделки по вине лизингополучателя. Такой механизм в российском праве отсутствует, что влечет за собой издержки со стороны лизингодателя в случае возвращения ему имущества. В этом случае лизинговая компания либо продает, либо сдает в аренду возвращенное имущество без возможности применения к нему механизма финансового лизинга. Это обстоятельство, по мнению автора, влечет со стороны лизингодателя увеличение маржи по лизинговой сделке для дополнительного страхования своего риска на случай досрочного расторжения договора и последующей сложной процедуры возврата своего имущества, что в конечном итоге ведет к удорожанию общей стоимости договора лизинга для арендатора.

Возможность покупки оборудования лизингодателем на свой страх и риск, а не только по заявке потенциального лизингополучателя, объясняет высокий уровень распространения на Украине сделок оперативной аренды. По итогам 2005 г. доля оперативного лизинга в структуре лизинговых сделок составляла 34,5%, финансового - 65,5%3. В России возможность покупки на свой страх и риск запрещена, что тормозит развитие лизинговых отношений.

Отрицательной особенностью украинского права является невозможность сдачи в лизинг имущественных комплексов предприятий, а также их отдельных структурных подразделений (филиалов, цехов, участков). В России такая возможность предусмотрена законодательством, что, безусловно, дает большие преимущества российским предпринимателям.

Автором проведены экономические сопоставления развитости лизинговых отношений в различных отраслях экономики России и странах СНГ (табл. 3).

Таблица 3

Укрупненная структура имущества, переданного в лизинг, к общему объему лизинговых сделок в 2004 г., %

Вид имущества Н.азахстан Украина Россия

Авиационная техника 0 29 9

Железнодорожный подвижной и 0 0 23

тяговый состав

Сельхозтехника 48 5 9

Производственное оборудование, 22 7 18

всего

пищевое 0 2 2

строительное 8 1 7

полиграфическое 0 2 2

текстильное 0 0 1

деревообработка 0 0 2

прочее 14 2 5

3Меренге Э. Лизинг на Украине. К.: LEASING.ORG.UA. 2006. Сентябрь.

Окончание табл. 3

Вид имущества Еазахстан Украина Россия

Транспорт, всего 25 48 16

грузовой 13 24 9

пассажирский 12 3 2

легковой 0 21 5

Компьютеры и оргтехника 0 1 1

Информационные системы, 0 1 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

телекоммуникации

Недвижимость 1 3 1

Торговое оборудование 1 0 1

Медицинское оборудование 0 1 1

Прочее 3 5 2

Источники: Лизинг в Центральной Азии // ШС. 2005. № 3; Лизинг в УкраГш // МФК. 2006. № 3; Лизинг-Ревю - Деловая пресса. 2006. № 6.

Из табл. 3 видно, что лизинг в строительстве не получил развития на Украине, однако в России и Казахстане входит в пятерку лидеров после лизинга автотранспорта, сельхозтехники, железнодорожного подвижного состава. На Украине широкое развитие получил автолизинг и лизинг авиационной техники.

Законодательных ограничений для лизинга на Украине нет, однако имеют место экономические и информационные ограничения, которые в России большей частью преодолены:

• недостаточность ресурсов банков Украины для обеспечения кредитными средствами лизинговых компаний на долгосрочной основе;

• высокая стоимость заемного капитала - от 20% (в России - от 14%);

• короткий срок кредита, не превышающий 2-4 года (в России - 3-6 лет);

• низкая сознательность и осведомленность руководителей компаний о лизинге как об альтернативном механизме инвестирования в основные фонды;

• проблемы в налоговом регулировании данного вида деятельности (до настоящего времени на Украине не принят Налоговый кодекс, в стране действует система разрозненных актов и постановлений, регулирующих порядок начисления и уплаты налогов).

В этой связи лизинг в России представляется как четко сформированный и законодательно определенный экономический механизм инвестирования, направленный на обновление основных фондов компаний, требующий лишь небольших уточнений в регулировании некоторых сфер деятельности применения закона.

Для сравнения уровня и объемов развития лизинга стран СНГ проведен экономический анализ в сопоставимых цифрах (табл. 4).

Таблица 4

Рынок лизинга России и стран СНГ* в 2004 г.

Наименование Казахстан Украина Итого по СНГ* Россия

Объем рынка лизинга, млн дол. 172,2 206,0 423,2 6750,0

Доля лизинговых услуг в общем объеме инвестиций, % 1,5 1,16 1,36 7,5

Отношение годовых объемов лизинговых операций к ВВП, % 0,41 0,25 0,35 1,15

Справочно: Объем ВВП, млрд дол. 43,2 64,9 122,3 589,0

* Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Украина.

Источники: Лизинг в Центральной Азии // 1БС. 2003. № 1; 2004. № 2; 2005. №3; Л1зинг в УкраТш // МФК. 2006. № 3, № 5; Лизинг-Ревю - Деловая пресса. 2006. № 2, № 6.

Как по объемам рынка лизинговых услуг, так и по структуре лизинговых услуг в общем объеме инвестиций, а также по отношению годовых объемов лизинговых операций к ВВП Россия далеко опередила страны СНГ. Доля лизин-

говых услуг в инвестициях в России в 5,5 раза выше средневзвешенного показателя по СНГ, отношение лизинга к ВВП - выше в 3,3 раза.

Место России в мировом рынке лизинговых услуг

Для оценки роли России в общемировом рынке лизинга проведено экономическое сравнение в сопоставимых цифрах объемов российского и общемирового рынка лизинга ( табл. 5).

Таблица 5

Россия и мировой рынок лизинга в 2004 г. (в сопоставимых цифрах)

Показатель Россия СНГ* Европа США

Объем рынка лизинга, млрд дол. 6,75 0,423 229,8 220,0

Доля лизинга в инвестициях в машины и оборудование, % 6,7 1,36 12,6 29,9

Доля лизинга в ВВП, % 1,15 0,35 2,39 1,91

Справочно: Объем ВВП, млрд дол. 589,03 122,3 9 624,7 11 518,3

* Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Украина. Источники: Лизинг в Центральной Азии // IFC. 2003. № 1, 2004. №2; 2005. № 2; Лизинг в Укра1ш // МФК. 2006. № 3, № 5; Пояснювальна записка до проекту Програми розвитку л1зинга вУкра!ш на перюд 2006-2010 рр; Лизинг - Финансовые услуги. Октябрь 2006; Лизинг-Ревю - Деловая пресса. 2006. № 2, №6; Leasing: Room to Maneuver, Credit Suisse, Emagazine, 03.11.2006; World Leasing Yearbook 2006 - London, Euromoney Publication, 2006; World Economic Outlook Database (International Monetary Fund) September 2006 (www.imf.org).

По итогам 2004 г. Россия занимает 11-е место в мире и 7-е место в Европе по годовому объему нового лизингового бизнеса4 , опередив Нидерланды, Швейцарию, Швецию, Данию, Бельгию - страны, где лизинг развивается уже несколько десятилетий. Как видно из таблицы 5, общий объем лизинга по странам СНГ меньше российского

4 Газман В. Д. Ценообразование лизинга: Учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006. 543 с.; Он же. Рынок лизинговых услуг России - 2005 // Лизинг-Ревю. 2006. №2.

в 16 раз! В то же время ВВП этих стран меньше ВВП РФ только в 5 раз. Таким образом, можно сделать вывод об отставании развития этого экономического механизма и низкой степени его проникновения в экономику стран бывших союзных республик в сравнении с Россией, что говорит о понимании со стороны государства и российских компаний важной роли лизинга в развитии экономики страны.

Одной из важнейших задач на современном этапе экономического развития России является осуществление структурных преобразований в промышленности, модернизация производственно-технологической базы отраслей и предприятий. Решение этой задачи требует значительных капита-ло-вложений и активизации инвестиционных процессов в реальном секторе российской экономики при недостатке собственных финансовых средств предприятий.

Радикально изменить ситуацию в сложившихся условиях можно на основе развития и широкого использования лизинга как одного из наиболее эффективных и перспективных инструментов обновления производственных фондов, расширения инвестиционных возможностей, рынков сбыта и повышения конкурентоспособности российских компаний.

В 2006 г. объем лизинга в РФ достиг 17,08 млрд дол.5, увеличившись с 2002 г. в 7 раз (табл. 6).

Доля лизинга от объема инвестиций в основные фонды в 2006 г. составила в России 10,27%, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой аналогичный показатель находится на уровне 20-30%. В то же время доля лизинговых сделок в ВВП России достигла 1,75% (в развитых странах - 5-10%).

Темп роста инвестиций посредством лизинга превышает общий темп роста инвестиций в основные фонды почти в 2 раза, что говорит об увеличении влияния механизма лизинга в инвестиционном процессе в целом по России. Кроме того, лизинговый бизнес России растет быстрее ВВП в 2,3 раза. Его доля в валовом продукте за 5 лет увеличилась в 2,6 раза.

5 Газман В. Д. Рынок лизинговых услуг России - 2005 // Лизинг-Ревю. 2006. № 2.

Таблица 6

Оценка развития лизинга в России (в сопоставимых цифрах)

Показатель 2002 2003 2004 2005 2006

ВВП, млн дол. 345486 431429 589025 763287 975338

Объем инвестиций в основные фонды, 56198 71284 101070 124816 165835

млн дол.

Стоимость

заключенных договоров лизинга, млн дол. 2320 3640 6750 8510 17080

Доля инвестиций в ВВП, % 16,3 16,5 17,2 16,4 17,0

Доля лизинга в инвестициях в основные фонды, % 4,1 5,1 6,7 6,8 10,3

Доля лизинга в ВВП, % 0,67 0,84 1,15 1,11 1,75

Источники: Газман В. Д. Ценообразование лизинга: Учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006. 543 с.; Газман В. Д. Рынок лизинговых услуг России-2006. // Лизинг-Ревю. 2007. № 2; World Economic Outlook Database (International Monetary Fund) September 2006 (www.imf.org); Российский статистический ежегодник. 2005. Стат. сб. / Росстат, 2006.; Официальный сайт Министерства регионального развития РФ (www.minregion.ru); Социально-экономическое развитие субъектов РФ // Волга-Бизнес. 2007. № 04 (154) (www.volgabiz.ru ).

И хотя по масштабам развития лизинга Россия пока отстает от развитых стран, где он существует уже не один десяток лет, лизинг в России имеет большой нереализованный потенциал развития. Его доля в инвестициях в машины и оборудование почти в 1,5 раза меньше европейского уровня и в 4 раза уступает американским показателям. Достигнутые темпы роста, многообразие используемых продуктов, качество ведения бизнеса в стране демонстрируют, что имеющийся разрыв между Россией и другими странами-лидерами лизингового рынка быстро сокращается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.