Научная статья на тему 'Россия как Великая держава'

Россия как Великая держава Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
9426
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / НОВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЛИК / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / РУССКАЯ ДУША / ГЕНИИ НАРОДА РУССКОГО / ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РУССКИМИ И ДРУГИМИ НАРОДАМИ СТРАНЫ / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА / NATIONAL IDEOLOGY / A NEW ECONOMIC FORM / STANDARD OF LIVING / ON THE STATE LANGUAGE OF THE RUSSIAN FEDERATION / INTERNATIONAL CONFLICTS / RUSSIAN SOUL / THE GENIUS OF THE RUSSIAN PEOPLE / RETHINKING THE NATURE OF RELATIONS BETWEEN THE RUSSIAN AND OTHER PEOPLES OF THE COUNTRY / SOCIAL-ORIENTED ECONOMY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хубулава Н.М.

Рассматриваются актуальные вопросы становления России как многонациональной, великой державы, чтобы Россия стала лидером в странах не только Центральной, Восточной Европы, но и на Западе. Россия на самом деле целый континент с огромным людским потенциалом, богатейшим опытом. В статье цитируются высказывания известных деятелей культуры и искусства: Н.А. Бердяева, Ф.М. Достоевского и других. Отмечено, что Россия формировалась как многонациональное государство. Теперь, когда в России формируется новый рыночный облик немало проблем, но «национальная карта» не должна разыгрываться на российском политическом поле. Сегодня положение в экономике не удачное. Но как отмечает автор статьи, важно придать нашей стране не только новый экономический облик, но и повысить качество и уровень жизни народов. Самое главное укрепить их доверие к власти, поднять международный авторитет великой державы. Важным, по мнению автора, является формирование национального сознания, правильного взгляда власти на историю. Русский народ сыграл основополагающую роль в создании российского государства. Как упоминает автор статьи, благодаря этому в стране сохранилось уникальное единство и многообразная духовная общность и союз различных народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia as a great country

The article deals with important issues of Russian establishment as a multinational, great country, for Russia becoming a leader in the countries not only in Central and Eastern Europe, but also in the West. Russia is actually a continent with enormous human potential, wealth of experience. The article quotes the statements of famous people of culture and art: N.A. Berdyaev, Fyodor Dostoevsky and others. It notes that Russia was initially formed as a multinational state. Now that a new market economic image is developing: a number of problems occurring in Russia, but the «national question» should not be drawn to the Russian political scene. Today, the economic situation is not encouraging. But, as the author of this article points out, it is important to give our country not only a new economic form, but also improve the quality and standard of life of the peoples. The most important thing is to strengthen their confidence in the government, to raise the international prestige of a great power. A special importance, according to the author, must be given to the formation of national consciousness, the correct authority perspective of History. The Russian people have played a fundamental role in the creation of the Russian state. As the author mentions, thanks to the country’s unity, a unique and diverse spiritual community and the union of different peoples remained in the state.

Текст научной работы на тему «Россия как Великая держава»

ЛИТЕРАТУРА

1. Соколов А.В. Взгляд в будущее \\Форсайт, №1 (1) 2007.

2. Перспективы Форсайта в России безграничны \\ Форсайт», № 1 (1) 2007.

3. Руфф В. Кризис роста и «погоня за улучшениями»: Вызовы для инноваций и маркетинга \\ Форсайт, №2 (2) 2007.

4.Китова Г.А, Кузнецова Т.Е., Самоволева С.А. Государство в инновационных проектах: возможности и ограничения \\Форсайт №1 (1) 2007.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Хубулава Н.М.

РОССИЯ КАК ВЕЛИКАЯ ДЕРЖАВА

Россия — не просто государство, это целый континент с несметными богатствами, огромнейшим людским потенциалом, собственным богатейшим опытом. Народу России нечего занимать. В великой российской многонациональной нации вновь и вновь будут пробуждаться сознание гордости и стремление использовать свои собственные силы в сохранении и приумножении достоинства нашей державы.

Минувший век был подлинно веком России: ее социалистическая революция и опыт построения нового справедливого общества на основах упразднения частной собственности, спасение всего мира от нацистского рабства, несправедливая «холодная война» неблагодарных спасенных государств с СССР и мировой системой социализма, короткий период мирного сосуществования, крушение колониальной системы, полет человека в космос, война в Афганистане, перестройка, развал СССР и контрреволюция в странах Восточной Европы, кровавые всплески национальных конфликтов, «большой скачок» и расцвет Китая, торжество «демократии» и прав человека, частного капитала, рыночные отношения, голод и болезни, разрастание пропасти между бедными и богатыми. А как тут не вспомнить об автомобильной революции, развитии авиации, телевидения, электроники, компьютеризации, трагедии Чернобыля... Сколько сделано великого и одновременно страшного, недостойного человека.

За минувшее столетие Россия трижды меняла тип своей государственной

организации. При этом из самых лучших побуждений совершены такие многочисленные роковые ошибки, что, в конце концов, мы пришли к весьма печальным результатам, противоположным ожиданиям. В итоге россия оказалась отброшенной на задворки истории. Фактически стала третьеразрядной слаборазвитой страной, правда, с ядерной кнопкой. По существу, в конце XX века россия постепенно становится колонией западных государств, теряет свою былую политическую и экономическую самостоятельность.

ТЕПЕрЬ ВАЖНО придать нашей стране не только новый экономический облик, повысить качество и уровень жизни народов, ее населяющих, но, прежде всего, укрепить их доверие к власти и взаимопонимание, поднять международный авторитет некогда великой державы. Нужны упорный труд, продолжительная черная работа. Все это можно сделать лишь совместными усилиями всех народов страны, как единой нации, только тогда, когда процесс коренного реформирования российского демократического общества, осуществления социально-ориентированной политики станет необратимым, когда будет обеспечено поступательное движение по пути прогресса и процветания, когда в стране будут расти и воспитываться патриоты, настоящие граждане россии, болеющие за ее прошлое, настоящее и будущее, желающие ей добра и счастья.

Тем не менее, мы наблюдаем, что, казалось бы, совершенно неожиданно XXI век оказался веком неслыханно обострившегося национализма. В странах, столетия живших в мире, то тут, то там вспыхивают национальная рознь, вражда, которые порой достигают неслыханной раньше степени взаимного озлобления. В то же время все более проявляют себя обе тенденции: ко все большей взаимозависимости стран и континентов под лозунгом глобализации и к распаду крупных полиэтнических государств, руководимых национальной идеей, раздроблению человечества на мелкие национальные единицы. Данные процессы не обошли стороной и нашу страну, даже с ее уникальным и в основном позитивным историческим опытом национальных отношений.

Еще и предшествовавшая советскому союзу российская империя применяла весьма успешные способы и формы государственного устройства своих многочисленных народов. Более того, сущность «имперства» россии вообще мало походила на колониальные империи. расовые и этнические особенности многих этносов не помешали вовлечению их разноукладных социальных и культурных обществ в новую общность, сложившуюся в результате добровольного, вынужденного или насильственного присоединения этих народов к российскому государству. К тому же за многовековую историю россии и ссср ни один народ, как окраин, так и центра не исчез с лица земли. Это уникальный случай в мировой цивилизации. Казалось бы, одним из завоеваний нынешней новой, не полностью еще сформировавшейся демократии стали признание важности национального интереса в системе российских общегосударственных ценностей, открывшаяся возможность нового национального развития народов. Однако не всем это по душе. В результате мы сталкиваемся порой с проявлениями неприязни, подозрительности во взаимоотношениях недавних братских

народов, и даже доходим до войны и крови. Мы сами, своими необдуманными действиями, порой некомпетентным вмешательством растаптываем желанные ростки демократии, не сумев их любовно и сообща выпестовать. Деятельность национальных «героев» будет оценена по достоинству лишь тогда, когда в помыслах о национальном суверенитете превыше всего будут поставлены права человека, причем не абстрактные, а с бережным учетом национально-исторических особенностей, и когда это на деле станет проявлением чести, уважения, а не личных амбиций.

Смело можно утверждать, что в отношениях между народами зарождаются и складываются как доброта и взаимоподдержка, так и зло, нетерпимость. История хранит немало Фактов сострадательной участливости к народам, подвергшимся стихийным бедствиям или губительным эпидемиям. Но она знает и целый ряд примеров, когда недоверие и подозрительность между людьми перерастали в разрушительные войны. Впрочем, это не только история, но и горькая быль наших дней. Национальные вопросы являются сложными и деликатными. Они охватывают различные сферы человеческих отношений: экономическую, социально-политическую, культурную.

ОСОБОЕ МЕСТО в формировании общероссийского национального сознания занимает правильный взгляд на историю страны, ее народов, начиная с самого многочисленного и цементирующего нашу общность — русского народа. В целом представляется, что на нынешнем этапе одной из важных в сфере национальных отношений у нас является проблема именно его национально-культурного развития. Русский народ сыграл основополагающую роль в создании российского государства, в деле социально-экономического и национально-культурного развития других народов Российской империи и бывшего СССР, и продолжает оставаться становым хребтом нашей государственности. Благодаря ему в стране сохраняются уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

Философ Н.А.Бердяев отмечал: «Россия — самая не шовинистическая страна в мире. Национализм у нас производит впечатление чего-то нерусского, наносного... Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто даже — увы! — чуждо национальное достоинство. Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм, наклонности насильственной русификации. Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других. В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность... Русская интеллигенция всегда с отвращением относилась к национализму, гнушалась им, как нечистью. Она исповедовала исключительно национальные идеалы».

Ф.М.Достоевский завещал: «Судите наш народ не по тому, чем он есть, а по тому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы, и они-то и спасли его в века мучений; срослись с душой его искони и наградили ее навеки простодушием и честностью, искренностью и широким всеоткрытым умом, и все это в самом привлекательном гармоническом соединении. А если притом и так много грязи,

то русский человек и тоскует от нее всего более сам, и верит, что все это — лишь наносное и временное, наваждение диавольское, что кончится тьма и что непременно воссияет когда-нибудь вечный свет».

В настоящее время русский народ сам нуждается в осуществлении комплекса мер по социально-экономической и национально-культурной поддержке. К концу XX века он подошел во многом утратившим свою целостность, разделенным на части государственными границами, катастрофически сокращающимся по своей численности, ущемленным в ряде случаев, как в самой россии, так и за ее пределами. Из-за глубокого экономического кризиса государство не в состоянии обеспечить сносные условия жизни граждан, в том числе и русским, переехавшим из стран СНГ и Балтии. Между тем межнациональные отношения в россии и в будущем во многом, как представляется, будут определяться национальным самочувствием именно русского народа. Понятно, что его национально-культурное развитие не может быть направлено на ущемление национальных интересов других этносов, а наоборот, вместе с ними должно способствовать дальнейшему укреплению российского государства и, в конечном счете, является задачей не узконациональной, а в полном смысле слова общегосударственной.

Определенные меры по реализации задач национально-культурного развития русского народа в последние годы уже предпринимались. Это и федеральная целевая программа «русский язык», и разработка ряда федеральных законов, в частности, «О государственном языке российской Федерации», «О мерах предупреждения и разрешения межнациональных конфликтов в российской Федерации». Подготовлена Концепция государственной политики российской Федерации в отношении зарубежных соотечественников. «русская» тема неоднократно обсуждалась на парламентских слушаниях в Госдуме. Важно теперь ускорить принятие и реализацию этих решений, что благотворно скажется на межнациональных отношениях в россии, где русский вопрос всегда объединял, объединяет и будет только объединять, а не разъединять все народы страны. Когда мы слышим, а гораздо реже и наблюдаем, проявления собственно русского национального самосознания, то должны рассматривать их как закономерный и в целом позитивный процесс. К тому же нужно отметить, что русское самосознание не несет национальной ограниченности, которая вообще не присуща русскому человеку. Оно и не может быть «чисто русским». Ведь в россии этот этнос локально не обособлен, как многие другие. Он не имеет сугубо определенного компактного ареала размещения. Уже в силу этого у нас нет условий для зарождения чисто русского ограниченного, переходящего в национализм сознания.

Как замечает Ф.М.Достоевский, «русская душа, гений народа русского, может быть, наиболее способны из всех народов, вместить в себя идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное и извиняющего несходное, снимающего все различия. И это не экономическая черта и не какая другая, это лишь нравственная черта, и может

ли кто отрицать и оспорить, что ее нет в народе русском?.. Народ же наш именно заключает в душе своей эту склонность к всемирной отзывчивости и к всепримирению, и уже проявил ее во все двухсотлетие с петровской реформы не раз. Лишь одному только русскому духу дана всемирность, дано назначение в будущем постигнуть и объединить все многоразличие национальностей и снять все противоречия их».

Русским якобы агрессивным, переходящим в национализм сознанием ныне постоянно стращают нас разные русофобствующие элементы, приклеивая всяческие ярлыки, доходя даже до обвинений в «фашизме». Это, конечно, явно провокационные действия, оскорбительные для русского народа, столько вынесшего горя от подлинного фашизма. Такие сознательно навязываемые передержки ведут в итоге к натравливанию народов нашей страны друг на друга. Причем «забота» этих русофобов лицемерна, ибо главное для них разыграть «национальную карту», разрушить Россию.

Русский народ разбросан на огромной территории, перемешан с другими этносами, народами. В большом количестве он и сейчас проживает в государствах бывшего СССР. И, разумеется, русские — не кочевой народ и не захватчики жизненного пространства. Им своего вполне достаточно, даже с избытком. И разве не в таком уж далеком советском прошлом со стороны русского народа не оказывалась другим народам безвозмездная помощь, нередко сопряженная для самих русских с определенными жертвами? Иначе в небольшой исторический срок невозможно было бы вырвать из хозяйственной отсталости многие народы Советского Союза. И разве теперь в свою очередь сам русский народ в свою нелегкую пору не вправе рассчитывать на ответную помощь, чтобы созданные им отношения содружества и взаимопомощи, несмотря на нынешние сложности бытия, сохранялись на благо всех народов России?

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА отношений между русским и другими народами страны, безусловно, предполагает и преодоление среди отдельных слоев населения негативного отношения к «неблагодарным инородцам», якобы живущим за счет других. Как будто в годы войны те же таджики и узбеки, казахи и другие жители тыловых регионов СССР не делили хлеб и кров с беженцами и эвакуированными жителями России? Равным образом не оправданы и какие-либо претензии на верховенство одного народа над другим. В то же время разве историческая совесть и справедливость не требует признать, что и в прошлом, и особенно сейчас жизненный уровень русского народа во многих регионах был ниже, чем у других народов?

Можно даже вести разговор о «колониализме» русского типа, когда «колонизаторы» заботились о себе меньше, чем о «колонизируемых»! Вряд ли кто-либо сможет доказать, что, например, в период коллективизации, русские не гораздо больше пострадали, чем другие народы. И когда именно они сейчас обвиняются демократами и националистами всех мастей в «великодержавном шовинизме», то стоит напомнить, что подавление русской национальной культуры и в Российской империи, и в СССР было почти непрерывным, тогда

как, когда любое проявление национальной самобытности других народов почти всегда активно поддерживалось. Еще с конца позапрошлого века либеральное общественное мнение объявило русский патриотизм реакционным, для русских — позорным, для всех — опасным. Как пишет И.р.Шафаревич, так до сих пор русское национальное сознание и живет под неусыпным враждебным присмотром, как преступник, сосланный под надзор полиции.

Народы нашей страны именно благодаря русскому народу на самом деле спаяны общей историей, практикой совместного труда, мирного сожительства. Все это наделило нас уникальным опытом, которым не обладают другие. И здесь мы находимся неизмеримо дальше и выше на историческом пути, чем иные народы, которые мы привыкли только «догонять». Выстраданный нами трудный опыт накладывает на русских, другие нации россии и особые моральные обязательства. Мы сейчас способны видеть и сказать миру то, что никто не в состоянии: указать выход из национального лабиринта, в котором сейчас заблудились и мы, и человечество. В этом наша историческая миссия, и только на пути ее выполнения воспрянет россия.

Преобразующие ветры реформ освободили россиян от многих потерявших жизненное наполнение условностей. Но этим вот духовным пробуждением, к сожалению, воспользовались националистические проповедники, которые под флагом национального самосознания и суверенности начали сеять ядовитые семена вражды и ненависти к другим народам. Появились экстремистские группки, подстрекающие к сведению запутанных и в большинстве своем недостоверных исторических счетов, к раздорам в понимании современных реальностей.

НАШИ средства МАССОВОЙ информации, особенно «супердемократические», то ли от бескультурья, то ли по злонамеренному заказу, систематически рассуждают об «изначальных преступных» качествах тех или иных народов. с экранов телевизоров слетают ежедневно с подтекстом слова «черный», «хачик», «хохол», «кавказец»... Отдельные политики на митингах, демонстрациях, в Госдуме не стесняются озвучивать такое, что нормальный человек никогда себе не позволит, что можно было раньше, в советское время, услышать разве что в пьяной драке или прочитать на заборе. Под прикрытием свободы слова в центре и на местах распространяется информация и тиражируется литература и другие печатные издания, разрушающие фундаментальные основы российской многонациональной государственности, задевающие наиболее сокровенные чувства людей, народов. Можно привести еще примеры разжигания национальной розни. Мы их эпизодически слышим по радио, видим и слышим по телевидению. Выступая по радио, постоянно хихикая, иные авторы прибегают к откровенно антироссийским и антирусским выпадам. Вроде того, что россия — «обреченная и не нужная миру страна», а нынешний русский человек «работать не хочет, но при этом все время рот у него раскрывается, хлеба и зрелищ хочет». Или вот такой перл: «Они (русские) так собой любуются, до сих пор восхищаются своим балетом и своей классической литературой XIX

века, что не в состоянии ничего нового сделать». разве это не прямое и крайне отвратительное русофобство?

На одной из встреч с корреспондентами известному писателю Валентину распутину был задан явно провокационный вопрос:

— Как вы относитесь к русскому фашизму?

— Как я могу относиться к тому, чего нет? — ответил он.

Действительно, нет ничего более кощунственного, чем возлагать

ответственность за сегодняшнюю необъявленную войну против россии, самую тяжелую и разорительную по своим последствиям, на русских, ограбленных, доведенных до сумы, оклеветанных, несущих огромные жертвы, убиваемых, которые якобы несут в себе «коричневую чуму», опасную для всего цивилизованного человечества. Заявления об угрозе «русского фашизма», звучащие с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов — это грубая и примитивная, организованная ложь тех, кто хочет очередного шабаша, кто творит зло.

Тревожит и антисемитизм, нетерпимость к еврейскому народу, публично высказываемая с высоких трибун. сколько можно разыгрывать «еврейский вопрос», ставя на карту то позитивное, что достигнуто в межнациональных отношениях? Почему-то кому-то очень хочется восстановить русских против евреев, а евреев против русских, достав старые запыленные лозунги «черной сотни». Не потому ли, что многие смуты в россии начинались с еврейских погромов? Надо сказать решительное «нет» любым проявлениям фашистской идеологии, в которой политика антисемитизма ставилась во главу угла. Не допустимы высказывания, сеющие национальную рознь между народами, унижающие нации. Неужели история национальных отношений в россии нас так ничему и не научила? Неужели мракобесие одержит победу над разумом? Неужели политические амбиции и партийная конъюнктура, как отдельных политических деятелей, так и экстремистских партий возьмут верх над конституцией и законностью? Верится, что этого не будет. Политическому экстремизму и дискриминации по национальному признаку, торжествующему антипатриотизму нет места в нашей многонациональной стране.

сейчас российская Федерация переживает нелегкие времена. Государство предпринимает большие усилия, чтобы выйти из кризиса, поразившего прежде всего экономику, болезненно ударившего по благосостоянию основной массы населения. Это возможно лишь при условии усиления государства, общегражданского согласия относительно тех мер, которые позволят вывести нас на путь социально ориентированной рыночной экономики, возрождения россии как великой державы. Вот почему столь вредны любые действия, направленные на подрыв межнационального согласия и солидарности наших народов, затрагивающие их национальные чувства, особенно если они исходят от политиков, как действующих, так и уже отстраненных или отошедших от власти.

Оскорбление народов, больших или малых, — дело-то, конечно, нехитрое,

особенно в условиях свободы слова. Но трудно, очень трудно сгладить, минимизировать негативные последствия дремучего национализма или нагловатого антипатриотизма тех, кто, пользуясь безнаказанностью властей, позволяетсебе попирать наши основополагающие ценности:доброжелательность, взаимоуважение и терпимость в межнациональных отношениях. А ведь это именно то, без чего невозможно возрождение былого величия и могущества государства российского.

Удивляет, что даже те политические партии, которые провозгласили в своих программах «верность интернационализму и дружбе народов», не могут найти в себе достаточно моральных сил, чтобы резко и однозначно осудить тех, у кого «пещерные» инстинкты агрессивного национализма, будь то в форме шовинизма, русофобии, или антисемитизма, национал-сепаратизма, национал-шовинизма и национал-фашизма, берут верх над самым элементарным гражданским благоразумием. Долг ответственных партий, движений, их лидеров сделать все, чтобы антагонизм, политический и национальный экстремизм ни в коем случае не использовались для нагнетания этнополитической напряженности, раздувания старых и создания новых очагов межнациональной розни, чреватых тяжелыми последствиями. Нет таких разумных политических целей, ради которых могла бы разыгрываться «национальная карта». Эта истина должна стать обязательным элементом общероссийской политической культуры.

Национальная идеология — не прерогатива какой-либо социальной группы, узурпировавшей право на том или ином этапе ее формулировать и насаждать силой. Это то, что добровольно принимается большинством народа. Она вырабатывается теми государственными и общественными структурами, которые по самому своему статусу призваны осуществлять национальное представительство. Лишь совместными усилиями можно выработать и сформулировать в рамках национальной идеологии устойчивые цели национального развития своего народа и всего многонационального народа России, пути их достижения в современных условиях, которые будут отвечать народным чаяниям, и положительно восприняты обществом.

Вот почему кажется опасным тот почти повсеместно торжествующий примитивный антикоммунизм в форме антисоветизма, который иные злонамеренные политические движения разной ориентации пытаются навязать чуть ли не в качестве основы российской национальной идеологии. И ведь мало того, что подобная тенденция начисто игнорирует, казалось бы, тот бесспорный и трагический опыт некоторых либеральных демократий прошлого века, которые своей недальновидной борьбой с коммунистами проложили дорогу к власти нацистским режимам Италии, Испании и Германии, от агрессии которых пришлось спасать Европу и весь мир именно коммунистам этих стран во главе с СССР.

Не менее опасно, что тотальный антисоветизм не позволяет использовать тот бесценный позитивный опыт СССР, в частности его национальной политики, который только и может послужить прочной основой для лучшего будущего

россии и всего постсоветского пространства. Ведь древние недаром учили, что высоко подняться можно только на плечах предшественников, а не на их груди...

литература

1. Основы политической социологии. Ученик. Ред. Изд-во В.П.Пермичева и РАГС при Президенте РФ. 1998. Под ред. член-корр. РАЭН, с. 249.

2. Политическая социология: Курс лекций. М., Луч, 1993.

3. Амелин В.Н. Социология политики. М., 1992.

4. Политическая социология. Учебник. Ростов-на-Дону, 1996.

5. Lipset S.M. Agrarian socialism. A study in political socio (ogy. — Ottawa),

1950.

6. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

7. Аверьянов А.Я. Искусство задавать вопросы. М., 1993.

8. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.

9. Х. Боков. О России с любовью болью. М., 2016, 371.

Панченко Е.Л.

анализ и направления совершенствования параметров бюджета муниципального образования город-курорт сочи краснодарского края

Объектом анализа данного исследования являются показатели динамики бюджетных параметров муниципального образования «Город сочи Краснодарского края» за 2013 - 2015 г.г. как инструмента развития территории и исполнения основных функций органов МсУ. В целом за исследуемый период размер доходов бюджета возрос на 8,7% вследствие увеличения налоговых и безвозмездных поступлений (таблица 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.