Научная статья на тему 'Россия как полноправный участник Всемирной торговой организации: задачи и возможности аграрного сектора экономики'

Россия как полноправный участник Всемирной торговой организации: задачи и возможности аграрного сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) / WORLD TRADE ORGANIZATION (WTO) / РОССИЯ / RUSSIA / ЭКСПОРТ / EXPORT / ИМПОРТ / IMPORT / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INVESTMENT CLIMATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шуплецов Александр Федорович, Помулева Юлия Анатольевна, Колесник Вера Анатольевна

Рассматриваются последствия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) для аграрного сектора экономики. Проанализированы основные варианты для России: положительные и отрицательные стороны сотрудничества с ВТО. Обозначены издержки для многих отечественных предприятий сельскохозяйственной отрасли, которые в настоящее время еще не выработали стабилизационную политику практических действий из-за многочисленных реформ. Выделены рекомендации по адаптации российской экономики к нормативам ВТО. Сделаны выводы о том, что все меры, направленные на возрождение российской сельскохозяйственной экономики, необходимо рассматривать с точки зрения краткосрочных и среднесрочных перспектив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA AS A FULL MEMBER OF THE WTO: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES OF AGRICULTURAL SECTOR

The article considers consequences for the agricultural sector resulting from Russia's accession to the WTO. It analyzes the main options for Russia: positive and negative aspects of cooperation with WTO. The article also considers the implications for many domestic agricultural enterprises that haven’t developed a stabilization policy of practical actions yet due to numerous reforms, and specifies the recommendations for Russian economy adaptation to the WTO standards. A conclusion is derived that all the measures aimed at reviving of the Russian agricultural economy must be considered in terms of short-term and medium-term prospects.

Текст научной работы на тему «Россия как полноправный участник Всемирной торговой организации: задачи и возможности аграрного сектора экономики»

УДК 339.923

РОССИЯ КАК ПОЛНОПРАВНЫЙ УЧАСТНИК ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ЗАДАЧИ И ВОЗМОЖНОСТИ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Л _ л <5

© А.Ф. Шуплецов1, Ю.А. Помулева2, В.А. Колесник3

1,3Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

2Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются последствия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) для аграрного сектора экономики. Проанализированы основные варианты для России: положительные и отрицательные стороны сотрудничества с ВТО. Обозначены издержки для многих отечественных предприятий сельскохозяйственной отрасли, которые в настоящее время еще не выработали стабилизационную политику практических действий из-за многочисленных реформ. Выделены рекомендации по адаптации российской экономики к нормативам ВТО. Сделаны выводы о том, что все меры, направленные на возрождение российской сельскохозяйственной экономики, необходимо рассматривать с точки зрения краткосрочных и среднесрочных перспектив. Ключевые слова: Всемирная торговая организация (ВТО); Россия; экспорт; импорт; инвестиционный климат.

RUSSIA AS A FULL MEMBER OF THE WTO: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES

OF AGRICULTURAL SECTOR

A.F. Shupletsov, Yu.A. Pomuleva, V.A. Kolesnik

Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, 664003, Russia. Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article considers consequences for the agricultural sector resulting from Russia's accession to the WTO. It analyzes the main options for Russia: positive and negative aspects of cooperation with WTO. The article also considers the implications for many domestic agricultural enterprises that haven't developed a stabilization policy of practical actions yet due to numerous reforms, and specifies the recommendations for Russian economy adaptation to the WTO standards. A conclusion is derived that all the measures aimed at reviving of the Russian agricultural economy must be considered in terms of short-term and medium-term prospects.

Keywords: World Trade Organization (WTO); Russia; export; import; investment climate.

Россия вступила во Всемирную торговую организацию 22 августа 2012 г., но формально правила ВТО начали действовать в нашей стране с 1 января 2013 г. [3]. Сам процесс присоединения дал России возможность получить статус страны с рыночной экономикой и усовершенствовать законодательство по вопросам экспорта и импорта. Эти изменения открывают большие возможности для международных ин-

вестиций в отечественную экономику.

ВТО может быть инструментом, который поможет России стать сильнее, сделать внутренний рынок конкурентным, закрепить свои позиции на международном рынке и не только экономически, но и политически. Соглашаясь с правилами и нормами, Россия обязуется выполнять принятые ВТО протоколы и нормативы, а также урегулировать многосторонние торговые

1

Шуплецов Александр Федорович, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики предприятий и предпринимательской деятельности, тел.: (3952) 747123.

Shupletsov Alexander, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Business Economy and Entrepre-neurship, tel.: (3952) 747123.

2Помулева Юлия Анатольевна, старший преподаватель кафедры рекламы и журналистики Института изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук, тел.: 89025608872, е-mail: julia-1975@mail.ru Pomuleva Yulia, Senior Lecturer of the Department of Advertising and Journalism of the Institute of Fine Arts, Social Sciences and Humanities, tel.: 89025608872, e-mail: julia-1975@mail.ru

3Колесник Вера Анатольевна, магистрант кафедры экономики предприятий и предпринимательской деятельности, тел.: 89086615813, е-mail: vera.kolesnik1@gmail.com

Kolesnik Vera, Master's Degree Student of the Department of Business Economy and Entrepreneurship, tel.: 89086615813, е-mail: vera.kolesnik1@gmail.com

споры с другими странами [9].

В то же время все еще нет точного и однозначного ответа на вопрос, какой социально-экономический результат получит Российская Федерация от вхождения в ВТО. В большей степени это обусловлено тем, что детальные обязательства по изменению ставок и квот были опубликованы только после подписания протокола. Необходимо признать, что широкий спектр вопросов внешнеторгового значения, относящихся к реализации полномочий ВТО, в том числе имеющих практическое значение для Российской Федерации, уже являющейся полноправным членом ВТО, изучен неполно. Мало внимания уделялось критериям улучшения государственной системы регулирования и содействия развитию торговли международного значения в показателях уже существующего членства в ВТО, включая грамотное использование мер, которые разрешаются правилами ВТО для стимулирования экспорта и лимитирования потребностей в импорте.

Вопрос вступления России в ВТО с учетом влияния на сельское хозяйство становится все более актуальным. Сельское хозяйство - это социально значимая отрасль, которая определяет продовольственную безопасность государства. Тем более что климатические условия нашей страны менее благоприятны, чем, например, в США, Аргентине или Новой Зеландии, что ведет к удорожанию продукции сельского хозяйства [1].

Новизна работы состоит в теоретическом анализе предпринимательства в аграрном секторе в условиях реализации требований Всемирной торговой организации и выработке первоочередных рекомендаций по адаптации российской экономики к условиям членства в ВТО.

Присоединившись к ВТО, Россия получила возможность использовать имеющуюся в организации систему регулирования споров. Если условия торговли внутри таможенных союзов изменяются, Россия имеет право на возмещение за ограничение доступа отечественных товаров к другим рынкам [2].

Одним из положительных моментов в получении статуса России как полноправного участника ВТО, по мнению авторов, можно считать увеличение доли российского экспорта не только за счет общепризнанных экспортных товаров, но также за счет продукции пищевой промышленности. Россия получила возможность использовать механизмы ВТО для продвижения своих товаров, если они подвергаются дискриминации на внешних рынках.

Продолжается совершенствование системы технического регулирования и санитарного контроля. Были приняты правила и нормы для фруктов и овощей, жиров и масел, молока и молочных продуктов, а также табачных изделий. В среднесрочной перспективе должно быть разработано значительное число новых стандартов (для безалкогольных напитков, продуктов питания с маркировкой; нормы по безопасности пищевых продуктов и т.д.) [11]. Кроме того, технические регламенты должны быть согласованы и применены в отношении членов Таможенного союза. Дело в том, что Таможенный союз лишь недавно начал свою работу и завершает процесс согласования, что займет еще длительное время, и это необходимо учесть. В настоящее время ассортимент агропромышленного комплекса приведен в соответствие с техническими регламентами ВТО в области безопасности упаковки, безопасности косметической и пищевой продукции (зерна, жиров, овощей и т.д.).

На сегодняшний день ведется работа по улучшению экономической обстановки, в том числе инвестиционного климата страны. Для малых и средних российских предприятий процесс регистрации, доступ к источникам финансирования и получение государственной поддержки должны быть упрощены. Присоединившись к ВТО, Россия обязана придерживаться соглашений с организацией. Это касается вопросов лицензирования импорта, используемых барьеров в торговле и сфере применения санитарных и фитосанитарных норм. Кроме того, подписанные соглашения с ВТО включают в себя около 40 конкретных обя-

зательств, принятых Российской Федерацией [10].

При этом опыт функционирования агропромышленной отрасли в условиях реализации требований ВТО в таких странах, как Киргизия, Украина, Молдавия, странах Балтии указывает на то, что положительно решить все вопросы для вхождения в ВТО пока никому не удалось.

Наряду с плюсами необходимо выделить некоторые серьезные проблемы для отечественных производителей в условиях реализации предъявляемых требований ВТО. Во-первых, открытие рынков может создать серьезные барьеры для российских предприятий и отдельных отраслей экономики. Во-вторых, адаптация к различным уровням защиты таможенно-тарифной системы и освоение новых правил также могут быть очень сложными задачами. В-третьих, допускаются меры поддержки в промышленности и при субсидировании сельского хозяйства только в соответствии с правилами и нормами ВТО, которые должны быть изучены. К примеру, для поддержки отечественных товаропроизводителей Правительство Российской Федерации разработало «План по адаптации экономики к вступлению России в ВТО» и обсудило возможное влияние нормативов ВТО на некоторые сельскохозяйственные районы. Также Правительство РФ учитывало принятые обязательства перед ВТО при разработке «Государственной программы развития сельскохозяйственного сектора и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период 2013-2020 гг.» [14].

Период адаптации сельскохозяйственных предприятий к вступлению России в ВТО позволяет приспособиться к ограничениям в мерах поддержки, относящихся к «желтой корзине». Россия может расширить список продуктов, входящих в перечень этой «корзины». С точки зрения экспортной конкуренции Россия установила экспортные субсидии и объявила о снижении пошлин на некоторые виды масличных культур. Таким образом, экспортные пошлины на подсолнечник должны быть сни-

жены с 20 до 6,5% до 2017 г. Россия взяла на себя обязательство по отмене экспортной пошлины на сою в течение трех лет (в настоящее время она составляет 20%) и снижению тарифов на горчицу с 10% до нуля.

Отрицательные последствия вхождения России в ВТО:

Во-первых, сельскохозяйственный комплекс России еще не имеет стабилизационную политику развития из-за многочисленных реформ и последующих кризисных ситуаций. За последние 20 лет среднегодовой размер производства зерна сократился на 20%. Увеличилась зависимость сбора зерна от погодных условий. К примеру, в 2012 г. было собрано 128 млн т, а в 2014 г. - лишь 118 млн т. Вышеуказанная статистика производства зерна говорит о том, что нарушается стабильность экономики сельского хозяйства, в частности животноводства и перерабатывающей индустрии. По данным Росстата, за тот же период сократилось поголовье птицы - с 660 млн до 400 млн голов [15]. Ситуация характеризует кризисное положение в животноводстве - главной отрасли сельскохозяйственного комплекса.

Во-вторых, уровень прибыльности большей доли сельскохозяйственных товаропроизводителей остается невысоким. Доходы от реализации получаемой ими продукции не гарантируют расширенного воспроизводства. На сегодняшний день кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций составляет около 1,5 трлн руб., что превышает их суммарную годовую выручку от реализации продукции [3].

В-третьих, недостаточность собственных и привлеченных денежных ресурсов не способствует модернизации сельскохозяйственных предприятий и сельхозмашиностроения. Это отрицательно сказывается на их конкурентоспособности.

В-четвертых, преобладает неоправданное отставание оплаты труда занимающегося в сельском хозяйстве населения от заработной платы по прочим отраслям экономики государства. Сейчас данное от-

ставание составляет 52%. Инфраструктура сельских земель социального назначения также развивается медленными темпами, в большинстве регионов нарастают проблемы демографического плана [5].

В-пятых, экономика Российской Федерации начала работать в рамках подписанных соглашений со странами Таможенного союза, а значит, потребуется согласование всех принятых критериев в ВТО с партнерами по интеграционному процессу. Финансовые институты Россельхозакаде-мии оценили вполне вероятные издержки российского агропромышленного комплекса в 2013-2020 гг. от присутствия Российской Федерации в ВТО. Ожидается уменьшение производства мяса, в первую очередь свинины. Расчеты Россельхозакадемии указывают на то, что за восемь лет производство продукции сельского хозяйства замедлится с 21 до 14%. К 2020 г. это может привести к срыву реализации пороговых значений Доктрины продовольственной безопасности по ряду товаров. В частности, пороговое значение части российского мяса на отечественном рынке, предусмотренное государственной программой, составляет 88% [5].

Данный процесс будет характеризоваться отрицательным сальдо внешнеторгового баланса по сельскохозяйственному сырью и продовольствию. Это затрагивает показатель занятости сельского населения: может быть потеряно как минимум 200 тыс. рабочих мест. Снижение таможенных пошлин и сборов, сокращение налоговых поступлений от организаций, занятых в сфере сельского хозяйства, приведет к уменьшению доходной части федерального бюджета.

Вышеуказанные основные отрицательные последствия вступления России в ВТО обусловили необходимость выработки инструментов, ориентированных на защиту проблемных отраслей экономики и обеспечение конкурентного развития экономики России.

В целом необходимо отметить, что вступление России в ВТО будет способствовать развитию конкуренции на рынке.

Тем не менее, негативное влияние - незначительно, хотя рост конкуренции будет влиять в основном на пищевую промышленность, а не на сельское хозяйство [16]. Импорт сельскохозяйственной продукции может увеличиться менее чем на 1% из-за обязательств перед ВТО (по данным Комитета РСПП по торговой политике и ВТО). Импорт аграрно-промышленного комплекса будет обусловлен увеличением спроса и способностью отечественных производителей удовлетворить этот спрос, а не с точки зрения вступления в ВТО.

Необходима разработка мер государственной политики, направленных на устранение барьеров для отечественных и иностранных инвестиций. Из-за таких барьеров для реализации проектов требуется больше времени, а стоимость увеличивается, по крайней мере, вдвое. Другими словами, изменения в институциональной системе должны быть разработаны, но не за счет увеличения внутренней поддержки [12]. Обязательства по инвестиционной среде являются хорошим стимулом для этого. Вероятные негативные социально-экономические последствия (к примеру, банкротство и закрытие предприятий, их преобразование и слияние) должны быть смягчены разработкой профессиональных программ повышения квалификации и за счет упрощения организации малых и средних предприятий в сельской местности. Система грантов для создания сельскохозяйственных предприятий может быть также эффективной в этом контексте.

Возможности, предоставляемые государственными программами, в частности «Планом по адаптации экономики к вступлению России в ВТО», являются социально значимыми для развития традиционных сельскохозяйственных отраслей в некоторых регионах России, а также для становления производства, что важно для социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

По мнению авторов, после вступления в ВТО Россия столкнется с повышением уровня безработицы, что, скорее всего, будет носить временный характер (эта

проблема будет только на начальной стадии членства в ВТО). По истечении льготного периода членство в ВТО изменит текущую концентрацию рынка российских товаров и товаров из стран дальнего зарубежья; объем торговли в России должен будет увеличиться за счет развития и совершенствования качества российской продукции; отечественные производители услуг могут пострадать от большой потери в разнице цен, в то время как в долгосрочной перспективе они выиграют от вступления России в ВТО; отрасли промышленности, такие как производство продуктов питания, машиностроение и легкая промышленность, будут испытывать трудности, в то время как металлургия и химическая промышленность приобретут больше плюсов [6].

Проанализировав работы современных экономистов, авторами сделан вывод о том, что некоторые эксперты, а именно глава Минпромторга Денис Мантуров, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медвед-ков, высказывают мнение, что плюсы и минусы от вступления России в ВТО будут уравновешивать друг друга на ранней стадии, и присоединение не будет иметь существенного влияния на экономику в краткосрочной перспективе. Однако в долгосрочной перспективе это принесет улучшение производительности и некоторые положительные институциональные изменения на фоне устойчивого роста экономики [8].

В заключение необходимо выделить рекомендации по адаптации российской экономики к нормативам ВТО:

1. Адаптация хозяйственной деятельности в сельском хозяйстве и других отраслях агропромышленного комплекса в условиях членства России в ВТО должна поощряться. Российские предприятия должны быть знакомы с правилами ВТО и готовы к изменениям для повышения своей конкурентоспособности.

2. Важно постоянно следить за производством и сферой торговли в наиболее чувствительных секторах экономики и при-

менять меры поддержки и защиты, предусмотренные правилами ВТО. Это задача не только государственных органов, но и научно-исследовательских организаций.

3. Система поддержки сельскохозяйственных предприятий постепенно улучшается, должны быть расширены меры «зеленой корзины», в том числе инвестиционной помощи реструктуризации производства сельскохозяйственных предприятий [7]. Регионы с неблагоприятными природными условиями и суровым климатом нуждаются в поддержке, а их доходы должны быть защищены. Также необходимо отметить, что программа по страхованию продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей показывает хорошие результаты. Данная программа финансируется из государственного и местных бюджетов, а также самими производителями [17].

4. Поддержка на развитие животноводства и элитного семеноводства, производство комбикормов и использование витаминных добавок должна быть увеличена с учетом присоединения России к ВТО.

5. Доступ к ВТО в рамках «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции в России до 2020 года» следует изучать в соответствии с особенностями правил и требований ВТО. Размер финансирования не должен превышать обязательства, взятые на себя Россией, но должен быть достаточным для сельского хозяйства и других сельскохозяйственных секторов в условиях адаптации [17].

6. В целях эффективного присоединения к ВТО и применения всех преимуществ от членства необходимо обучение персонала, повышение квалификации работников сельскохозяйственной отрасли экономики.

7. Вопрос о разработке мер по улучшению информационной системы должен решаться в тесном сотрудничестве с деятельностью международных организаций и с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) [13].

Подводя итог, можно сказать, что авторами статьи на основе проведенного анализа современных публикаций по заявленной тематике и новых законодательных актов в сфере реализации нормативов ВТО были рассмотрены положительные момен-

Библиогра

1. Байбекова Р.А. Меры государственного регулирования развития сельского хозяйства в условиях присоединения к ВТО // Специалисты АПК нового поколения: материалы всерос. науч.-практ. конф. Саратов, 2013. С. 239-240.

2. Ветрова Е.Н., Инькова Г.В. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации для отечественных производителей // Экономика и экологический менеджмент. 2013. № 1. С. 9-15.

3. ВТО // официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.wto.ru (28.03.2015).

4. Год России в ВТО: страхи не оправдались [Электронный ресурс]. URL:

http://1prime.ru/News/20130822/ 765729684.html (28.04.2015).

5. Дембицкий С.Г., Семенович В.С., Желтенков А.В. Анализ экономических проблем после вступления России в ВТО // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Экономика». 2013. № 2. С. 21-30.

6. Итоги первого года членства России в ВТО [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/7846 (05.05.2015).

7. Круглый стол «Последствия присоединения России к ВТО: кто выиграл?» [Электронный ресурс]. URL: http://me-forum.ru/media/events/round-table-the-implications-of-russia-s-accession/ (15.04.2015).

8. Минэкономразвития не обнаружило чрезмерных потоков импорта после вступления России в ВТО [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/04/18/myaso-vto.html

ты и отрицательные последствия вступления России в ВТО для аграрного сектора экономики и выделены риски, связанные с этим.

Статья поступила 06.06.2015 г.

кии список

(15.04.2015).

9. Путылин В.И. Использование интеграционных преимуществ вступления России в ВТО в повышении конкурентоспособности экономики // Известия СПбУЭФ. 2013. № 2. С. 29-36.

10. Российская газета // официальный сайт издания [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru (03.03.2015).

11. Россия в ВТО: итоги первого года [Электронный ресурс]. URL: http://www.arms-expo.ru/ 050049054050124051051049051053.html (09.02.2015).

12. Синягин А.К. Первые уроки пребывания России в ВТО // Бюджет. 2013. № 6. С. 76-79.

13. Смитиенко Б., Рулина Е. Россия на мировом рынке услуг в условиях глобализации // Международная экономика. 2008. № 5. С. 2-3.

14. Совет Федерации Федерального Собрания РФ // официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.council.gov.ru/ (25.02.2015).

15. Федеральная служба государственной статистики РФ // официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (25.03.2015).

16. Черкасов М.Н. Анализ качественных факторов, влияющих на конкурентоспособность отечественной промышленности // Экономические науки. 2012. № 12. С. 110-114.

17. Шарапова Н.В. Государственная поддержка и меры адаптации сельхозтоваропроизводителей к условиям ВТО // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013. № 9. С. 6-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.