Научная статья на тему 'Россия и Запад в публицистике Ю. Ф. Самарина'

Россия и Запад в публицистике Ю. Ф. Самарина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
301
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РОССИИ XIX В. / НАРОДНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / NATIONHOOD (FEDERAL STATUS) / CULTURE OF RUSSIA OF XIX AGE / NATIONALITY / NATIONAL CONSCIOUSNESS / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Захаров Эдуард Владимирович

В статье рассматриваются основы мировоззрения славянофила, известного общественного деятеля и литератора Ю.Ф. Самарина. Россия и Запад фундаментальные понятия суждений, определяющих его многогранную деятельность в России середины XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia and the West in the Journalism Yu. F. Samarin

This article is proposed the fundamental view of the world of the slavophile Yuri Samarin who is the famous public figure and the writer. Russia and West are the basic concept which is embraced his multifarious activities in Russia from mid XIX century.

Текст научной работы на тему «Россия и Запад в публицистике Ю. Ф. Самарина»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 4

НАШИ УЧИТЕЛЯ

К 190-летию со дня рождения Ю.Ф. Самарина Э.В. Захаров

РОССИЯ И ЗАПАД В ПУБЛИЦИСТИКЕ Ю.Ф. САМАРИНА

В статье рассматриваются основы мировоззрения славянофила, известного общественного деятеля и литератора Ю.Ф. Самарина. Россия и Запад - фундаментальные понятия суждений, определяющих его многогранную деятельность в России середины XIX в.

Ключевые слова: культура России XIX в., народность, национальное самосознание, государственность, патриотизм.

This article is proposed the fundamental view of the world of the slavophile Yuri Samarin who is the famous public figure and the writer. Russia and West are the basic concept which is embraced his multifarious activities in Russia from mid XIX century.

Key words: culture of Russia of XIX age, nationality, national consciousness, nationhood (federal status), patriotism.

Традиционно Юрия Федоровича Самарина (1819-1876) представляют как славянофила, пытающегося в своей государственной деятельности воплотить идеи единомышленников (А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, К.С. Аксакова), однако это далеко не исчерпывает его богато одаренную натуру.

Самарин был старшим сыном в семье шталмейстера и фрейлины императрицы Марии Федоровны, которая стала его крестной матерью. Имя дано в честь деда - известного поэта Ю.А. Нелединского-Мелецкого. Самарин получил великолепное домашнее образование, позволившее ему в 1834 г. успешно поступить в Московский университет на словесное отделение. Одновременно с ним в университете обучались К.С. Аксаков, Ф.И. Буслаев, С.М. Соловьёв и др. К последнему году обучения относится запись профессора М.П. Погодина: "В четвертом курсе первое место принадлежит Юрию Самарину. Он имеет много сведений, обладает средствами для приобретения новых, рассуждает логически, говорит ясно и складно, трудов много

Захаров Эдуард Владимирович - канд. филол. наук, доц. кафедры истории, философии и литературы Российской академии театрального искусства (ГИТИС).

174

и дельных"1. Во время учебы Самарин сблизился с К.С. Аксаковым; вместе они посещали литературные гостиные, где было представлено многообразие мнений московского общества: С.П. Шевырёв, А.С. Хомяков, братья Киреевские, П.Я. Чаадаев, Т.Н. Грановский.

Важным моментом в определении Самариным собственной позиции стала работа над магистерской диссертацией "Стефан Яворский и Феофан Прокопович" (защищена в 1844 г.). Анализируя наследие двух выдающихся представителей Церкви, Самарин выделяет антикатолические и антипротестантские начала в православии. Автор посчитал своим долгом научно обосновать сущность восточного христианства с целью утвердить за ним достойное место в современном научном сознании. Однако он намеревался использовать метод философии Гегеля, примиряя науку и религию, знание и веру. В результате Самарин впал в трагическое противоречие, лишившее его внутреннего покоя. Вопросы науки оказались вопросами самой жизни, которые невозможно разрешить отвлеченным разумом и которые требовали вовлечения всей личности человека для постижения духовных основ мироздания. Внимательное отношение А.С. Хомя -кова, жившего внутри Церкви, позволило Самарину восстановить целостность собственного мировоззрения, на личном опыте осознавшего реальность Божественного Откровения, непостижимого логикой разума, но открывающегося чистому сердцу. С этого момента для Самарина начинается путь утверждения религиозного сознания во всех сферах человеческой жизни. Именно вера стала границей, разделившей позиции славянофилов и западников. Впоследствии Самарин объяснил постигнувшее отчаяние "болезнью века", как результат "одностороннего развития ума", когда забывается питающий источник личности - бессмертная душа человеческая.

Деятельность Ю.Ф. Самарина в полной мере отразилась в его публицистическом наследии. Сочинения и письма Самарина содержат множество любопытнейших фактов, касающихся общественной и культурной жизни России XIX столетия. Его адресатами были А.С. Хомяков, Киреевские, Аксаковы, П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Н.В. Гоголь, А.О. Смирнова, М.П. Погодин и многие другие. Прежде всего Самарин был политическим публицистом, его проницательный взор касался самых важных тем общественной жизни. Центральная тема в его трудах - проблема взаимоотношений между Россией и Западом. Эта проблема ведет за собой ряд сопоставлений, характерных для мировоззрения Самарина: вера и разум, религия и наука, православие и католичество. Едва покинув студенческую скамью, Самарин, уверенный в силе собственных убеждений, разъясняет

1 Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина: В 22 т. СПб., 1888-1910. Т. 9. С. 134.

в письме (1840) к французскому политическому деятелю Ф. Мо-гену будущее России на международной арене2. В письме автор обращается к важным вехам исторического развития страны, что позволяет доказательно раскрыть своеобразие пути России. Для характеристики государственного и национального устройства Самарин использует термин "народность", который становится основой всех его построений и в последующих сочинениях. Позже проблема народности будет заострена Самариным на страницах славянофильских изданий и вызовет бурную полемику в российской печати. Для него народность - это совокупность качеств нации, отличающих ее от других национальных объединений. Формирование народности является процессом историческим, на который влияет множество факторов. Самарин уточняет, что народность - "не только фактическое проявление отличительных свойств народа в данную эпоху, но и те начала, которые народ признает, в которые он верит, к осуществлению которых он стремится, которыми он поверяет себя, по которым судит о себе и других"3. Причем публицист подчеркивает, что в сознании самого народа эти начала предстают "безусловно истинными, абсолютными", в них раскрывается "полная и высшая истина"4. С этой позиции он определяет составные элементы русской народности - "религиозное начало и самодержавие"5.

Самарин отмечает, что Восток - "это значит: не Китай, не исламизм, не татары, а мир славяно-православный, нам единоплеменный и единоверный, вызванный к сознанию своего единства и своей силы явлением Русского государства"6. Высказывание красноречиво характеризует общественную позицию Самарина, с которой он выступал в своих публицистических трудах. Находясь в Риге в составе ревизионной комиссии (1845-1848), Самарин кроме официального исследования "История города Риги" создает свое первое публицистическое произведение - "Письма из Риги"7, где он с негодованием описывает притеснения русскоязычного населения и общее положение в Прибалтийском крае. Позже Д.Ф. Самарин, его младший брат и издатель сочинений, назовет "Письма из Риги" "одним из первых произведений русской политической литературы вообще"8. Они получили широкое распространение в Москве и Петербурге, в результате чего Самарин был заключен в Петропавловскую кре-

2 См.: СамаринЮ.Ф. Соч.: В 12 т. Т. 12. М., 1877-1911. С. 447-457.

3 Там же. Т. 1. С. 150-151.

4 Там же. С. 151.

5 Самарин Ю. Ф. Статьи. Воспоминания. Письма / Сост. и автор вступ. статьи Т.А. Медовичева. М., 1997. С. 154.

6 Самарин Ю.Ф. Соч. Т. 1. С. 98.

7 См.: Самарин Ю.Ф. Православие и народность. М., 2008. С. 507-658.

8 Цит. по: Нольде Б.Э. Юрий Самарин и его время. Париж, 1926; 2-е изд. Париж, 1978. С. 44.

пость. Основная идея произведения - обнародование сложившейся ситуации в дальней российской губернии, где торжествует произвол немецкой аристократии, прикрывающейся волей монарха. Самарин с предельной реалистичностью изображает действительность и осмысливает ее с позиции политической целесообразности. Первый опыт изучения внутреннего устройства России становится определяющим в характере его публицистики.

Самарин связывал будущее развитие страны с самосознанием народа. К середине 1850-х гг. относятся его черновые наброски статьи о народе. Главным тезисом этих разрозненных отрывков можно обозначить следующее высказывание: "Вопрос о народе есть вопрос будущего, <...> наступающая эра общественного развития принадлежит ему"9. Публицист осознает неизбежность этого процесса, в частности, как результат социального неравенства в стране. Он видел в крепостном праве факт противоестественности человеческих отношений.

В 1860-е гг. он обращается к большому труду "Окраины России", первый выпуск которых издан в августе 1868 г. Самарин задумал "Окраины России" как целый ряд публикаций по всем русским окраинам: первая серия посвящалась русскому Балтийскому Поморью, вторая - Северо-Западному краю, третья - Польше и Юго-Западному краю. План этот не был осуществлен за те несколько лет, которые отделяли Самарина от смерти.

Интерес к богословским вопросам является отличительной чертой литературного наследия Самарина. Начиная с диссертации "Стефан Яворский и Феофан Прокопович", он почувствовал благодатную почву религиозного сознания для развития своего творчества. По замечанию протоиерея А.М. Иванцова-Платонова, богословские воззрения, "раскрываемые в диссертации Ю.Ф. Самариным, в существе дела - те же, какие развиты Хомяковым в трех брошюрах о западных вероисповеданиях и других богословских сочинениях его."10, т.е. самостоятельно выработаны младшим славянофилом. После смерти Хомякова Самарин обращается к К.С. Аксакову по поводу совместной подготовки трудов своего учителя для издания. При этом Самарин определяет себе область деятельности - рассмотрение богословского наследия лидера славянофилов, что воплотилось в обширном предисловии к трудам Хомякова11. Другим большим трудом, несомненно, являются самаринские письма к иезуиту Мартынову, где православие представлено через отрицательное отношение к ордену иезуитов и католицизму в целом.

9 НИОР РГБ. Ф. 265. Карт. 73. Ед. хр. 1. Л. 3.

10 Иванцов-Платонов А.М., протоиерей. Предисловие // Самарин Ю.Ф. Соч. Т. 5. С. XIX.

11 НИОР РГБ. Ф. 265. Карт. 34. Ед. хр. 1. Л. 299.

12 ВМУ, лингвистика, № 4

Для обозначения роли России в стремительно развивающейся современной истории Самарин старался последовательно охарактеризовать основные черты западноевропейского мироустройства. Так, в противоположность Востоку Самарин определяет Запад как "мир романо-германский, или католико-протестантский"12. Показательно, что Самарин объединяет два противостоящих друг другу западных вероисповедания, исходя из высшей позиции, обладающей бесспорной истиной. Эту заслугу он приписывает Хомякову, который "первый взглянул на Латинство и Протестантство из Церкви, следовательно, сверху; поэтому он и мог определить их"13. Однако еще в начале 1840-х гг. Самарин в своей диссертации " Стефан Яворский и Феофан Прокопович" предпринял удачный опыт характеристики двух начал в западной религиозности. Впоследствии протоиерей А.М. Иванцов-Платонов так отозвался о труде Самарина: "Мы смело можем сказать, что этот важный вопрос о характеристических основах католицизма и протестантизма, их принципиальном различии от православия и отражении влияний их на исторической почве самого православия и доселе никем не был исследован у нас так широко, отчетливо и последовательно, как Ю.Ф. Самариным в его диссертации"14.

Философские идеи во многом обусловили западное политическое устройство. Самарин не столько сосредоточивается на институте папства в критике латинства, сколько концентрирует внимание на содержании западного миросозерцания, в основе которого он выделяет рационализм. Это способствовало развитию науки на Западе. Однако научный подход подвержен односторонности, что проявилось в самой римской церкви, тогда как "в бытии церкви лежит ее разумное оправдание; и рассудок со своими вопросами, сомнениями и доказательствами не должен иметь места"15.

К августу 1849 г. относится характерное признание Самарина в письме к Хомякову. Он сообщал о желании написать статью о "современной безалаберщине" в Западной Европе. Его останавливало лишь то обстоятельство, что "подобной статьи нельзя напечатать, а если бы и напечатать, то для нее не нашлось бы читателей"16. Собственные идеи Самарин излагает в том же письме. Он проводит непосредственную взаимосвязь между философией Гегеля, "горделивыми притязаниями отвлеченного мышления", и коммунизмом Франции. По Самарину, коммунизм - это, в сущности, конечное

12 Самарин Ю.Ф. Соч. Т. 5. С. 98.

13 Самарин Ю. Ф. Предисловие к первому изданию богословских сочинений А.С. Хомякова // Соч. Т. 6. С. 359.

14 Иванцов-Платонов А.М., протоиерей. Предисловие. С. XII.

15 Самарин Ю.Ф. Соч. Т. 5. С. 7.

16 Там же. Т. 12. С. 432.

требование философии. В основе философских заключений лежит суждение, выведенное из "знания мысли о самой себе"17. В результате на поверхности остается голый рационализм, навязывающий свое руководство. Как следствие рационализм разрушает связь "между Верховною истиною, между Началом великого бытия и конечным проявлением бытия в личности человеческой", что является сущностью религии. Личность, представленная себе одной, признает лишь свой закон. Самарин приходит к выводу, "что всякое покушение мысли в себе самой найти точку своего отправления ведет непременно к безусловной и всесторонней автономии личности, к тому разъединяющему началу, против которого не устоит никакое общество"18. Неслучайно в предисловии к богословским сочинениям Хомякова Самарин не разделял идеализм и материализм в их основе: одно естественно вытекало из другого под действием рационализма. Но главное, в чем проявлялось сходство обоих философских направлений, - это их отношение к вере - полное отвержение19. Самарин остановился подробно на этом вопросе в своем незаконченном сочинении "Письма о материализме".

Самарин стремится противостоять западным влияниям рационализма, свободно развивающегося в недрах латинской церкви. Рим выстроил свою религию на том же фундаменте рационализма - апофеозе человеческому я. Самарин видит в самодостаточном личном я причину социальных потрясений. В статье "Революционный консерватизм", написанной в ответ на книгу Р.А. Фадеева "Русское общество в настоящем и будущем (Чем нам быть)", Самарин прямо называет вещи своими именами: "... революция есть не иное что, как рационализм в действии, иначе: формально правильный силлогизм, обращенный в стенобитное орудие против свободы живого быта."20.

Непримиримость к односторонности рационализма, воплощенного в западном мироустройстве, становится побудительным мотивом выступлений Самарина на страницах "Дня" по польскому вопросу и по проблеме иезуитов, посвящая им отдельные работы.

В XIX столетии проблема государственности Польши широко обсуждалась в русском обществе, особенно во время восстаний 1830-1832 и 1863 гг. Самарин вместе со всей Россией внимательно

17 Там же.

18 Там же.

19 Самарин писал про Хомякова: "Он поднял голос не против вероисповеданий латинского и протестантского, а против рационализма, им первым опознанного в начальных его формах, латинской и протестантской" (Самарин Ю.Ф. Соч. Т. 6. С. 367), т.е. через рационализм обосновывается все западное мироустройство.

20 Самарин Ю. Ф. Революционный консерватизм: Письмо Р. Фадееву по поводу его книги "Русское общество в настоящем и будущем (Чем нам быть)" // Самарин Ю.Ф. Православие и народность. С. 369-370.

следил за ходом Польского восстания 1863 г. Для него несомненно, что Польша выражает общественное мнение Европы и мятеж ведет за собой гражданскую войну.

В майском номере газеты "День" за 1863 г. опубликована статья "Как к нам относится Римская церковь". Самарин с эмоциональным напором раскрыл направляющую силу Польского восстания - латинство. Он развеял ложь официальных заявлений католического духовенства о непричастности к событиям в Польше.

В другой статье, «По поводу мнения "Русского вестника" о занятиях философиею, о народных началах и об отношении их к цивилизации»21, Самарин приводит непосредственные доказательства жизненности и верности славянофильских идей, освещающих вопрос о Польше с объективной философско-исторической позиции. Самарин предлагает рассмотреть своеобразие осмысления в России слова "цивилизация". Он убедительно доказал невозможность существования "всемирной цивилизации", объединяющей все народы, для которой требуется "исключить религиозные и политические начала, равно как и все то, что выросло и вырастает от этих корней; иными словами - все, что образует людей изнутри, чем обуславливается их нравственный уровень и основной характер их общежития"22. Гораздо обоснованнее заявляет о себе существование противопоставления "цивилизации западноевропейской, или католико-про-тестантской, цивилизации православно-русской"23. Самарину чужда позиция, с которой разница воспринимается лишь внешне, как наличие или отсутствие удобств и комфорта общественной жизни. Чтобы избежать несправедливости поверхностного заключения, Самарин призывает всмотреться глубже в условия религиозного, политического, общественного и семейного быта Запада и России. В одном случае ясно проявились бы внутренние противоречия, сотрясающие основы жизни западных народов, в другом почувствовалось бы присутствие "более широких начал и биения жизни,

24

хотя и не вполне развитой, но здоровой и крепкой" .

Далее, при развитии мысли о различии России и Запада Самарин настаивал, что Польша более относится к "латино-германским и католико-протестантским" землям, оправдывая название "передовой дружины латинства в Восточной Европе"25. Подтверждением служит развернувшаяся кампания против России в связи с Польским восстанием. Европейские державы, несмотря на расхождения по существенным своим интересам, едины в одном - "в желании

21 День. 1863. 7 сент. № 36.

22 Самарин Ю.Ф. Соч. Т. 1. С. 266-267.

23 Там же. С. 267.

24 Там же. С. 285.

25 Там же. С. 287.

всякого зла России"26. Самарин раскрыл действительное отношение Европы к России - лишь как к "вещественной силе", - завершая статью обращением к национальному самосознанию соотечественников, способных утвердить истинное содержание России - "земля Русская, Святая Русь.. ,"27.

Главное же, с чем столкнулась Россия, - разрешение исторического противоречия. Для Самарина неоспоримым фактом является совершенная несовместимость славянства с латинством. Славянская природа уничтожается под воздействием латинства, тем более если оно принимается искренне и добровольно, как в Польше. Для сравнения публицист обращается к истории Чехии, которая обязана спасением своей народности национальному движению XV в. под предводительством Я. Гуса (о нем Ф.И. Тютчев писал: "Бестрепетный свидетель о Христе / И римской лжи суровый обличитель..." ("Гус на костре", 1870)). Историческая судьба Польши лишена подобных примеров.

1860-е гг. можно назвать временем расцвета самаринской публицистики: обсуждение на страницах "Дня" польского вопроса, подготовка к изданию богословских сочинений Хомякова (1867), появление в свет первых выпусков " Окраин России" (1867-1876). Важной вехой публицистического творчества Самарина явились статьи-письма об иезуитах. В этой работе сосредоточены проблемы, актуальные для автора, - религиозно-нравственного и общественно-исторического характера. Впервые письма опубликованы в аксаковском "Дне" (1865. № 45-52) под заглавием "Ответ иезуиту отцу Мартынову, письма I-V". Для создания статей-писем об иезуитах Самарин использовал большое количество фактического материала, поэтому его книга - ценнейший источник при изучении проблемы. Переиздавая статьи-письма, автор воспользовался одной из рукописей "Мопйа secreta" - тайным наставлением ордена иезуитов, найденным им в 1867 г. в Пражской библиотеке. Самарин представил подробный и глубокий анализ нравственного учения иезуитов, выяснив его генеалогию. Публицист рассматривал орден иезуитов как результат логических выводов из учения латинства: орден является "обличительным зеркалом" всего католичества. Таким образом, в лице иезуитов Самарин обличал нравственные основы римского вероучения, изменившего истине первоначального Предания.

Рассмотрение общественно-политических идей в публицистике Самарина позволяет сделать вывод об основах его мировоззрения:

26 Там же. С. 137. (А.С. Хомяков, анализируя политическую ситуацию во время Крымской войны, четко заявлял, что "в западных исповедованиях у всякого на дне души лежит глубокая неприязнь к восточной Церкви" (ХомяковА.С. Соч. богословские. СПб., 1995. С. 113).)

27 СамаринЮ.Ф. Соч. Т. 1. С. 288.

отрицание односторонности рационалистического подхода Запада, его преклонения перед "человеческим я" и определение России как носительницы Высшего Откровения, для осознания которого необходима "русская точка зрения". Из этих фундаментальных положений развиваются все остальные характеристики двух миров. Самарину свойственна глубокая прозорливость в оценке современного политического устройства Европы, в трактовке ее прошлого и будущего. Он верно определил движущие силы идейных споров между двумя противоположными сторонами, считая революцию плодом западного мироустройства, подчеркивая ее антихристианское начало. Отсюда противопоставление "Россия-Запад", по сути, трансформировалось у него в "христианство-революция". Самарин давал следующую характеристику особенности современного состояния общества: "И у нас также брожение, но оно не оправдывается прирожденными условиями нашего быта. Оттого оно у нас более поверхностнее, безобразнее и в то же время легче и скорее доходит до последних крайностей. Нет ему задержки ни в чем."28. При обобщении идей Самарина обосновывается своеобразие исторического процесса в России, предопределившего катастрофу в начале ХХ столетия.

Личность Ю.Ф. Самарина в истории России представляет образец органичного соединения нравственных и интеллектуальных дарований, направленных на достижение высоких идеалов личной и общественной жизни.

Список литературы

Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина: В 22 т. СПб., 1888-1910. В память Ю.Ф. Самарина: Речи, произнесенные в Петербурге и в Москве по

поводу его кончины. СПб., 1876. Научно-исследовательский отдел рукописей РГБ. Ф. 265. Фонд Самариных. Нольде Б.Э. Юрий Самарин и его время. Париж, 1926; 2-е изд. Париж, 1978. Самарин Ю.Ф. Соч.: В 12 т. М., 1877-1911.

Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма / Сост. и автор вступ. статьи

Т.А. Медовичева. М., 1997. Самарин Ю.Ф. Православие и народность / Сост., вступ. и прим. Э. Захарова;

Отв. ред. О. Платонов. М., 2008. Хомяков А.С. Соч. богословские. СПб., 1995.

28 НИОР РГБ. Ф. 265. Карт. 40. Ед. хр. 1. Л. 290.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.