Научная статья на тему 'Россия и ВТО. Проблемы и возможные сценарии развития'

Россия и ВТО. Проблемы и возможные сценарии развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
704
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарькина Н. Г., Кузьмичева О. В.

В статье рассмотрены проблемы и возможные сценарии развития взаимоотношений, связанные со вступлением России во Всемирную торговую организацию. Разработан алгоритм методики расчета показателей эффективности от введения правил и норм международной торговли в нашей стране. В качестве подтверждения гипотезы о пессимистическом сценарии развития регионов приводится расчет на примере трех субъектов Федерации: Краснодарского края, Самарской области и Приморского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA AND THE WTO. PROBLEMS AND POSSIBLE SCENARIOS OF DEVELOPMENT

In the work the problems and possible scenarios of development of interrelations of Russia and the WTO after accepted decision by the Russian Federation about joining the WTO are presented. The algorithm of method of calculation of efficiency index from the introduction of rules and norms of international trade in our country is developed. As a confirmation of hypothesis about the pessimistic scenario of development of regions the calculation by the example of three subjects of Federation: Krasnodar Region, Samara Region and the Primorsky Kray is presented.

Текст научной работы на тему «Россия и ВТО. Проблемы и возможные сценарии развития»

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИ М РАЗВИТИЕМ ОБЩЕСТВА

УДК 334

Н.Г. Гаръкина, О.В. Кузьмичева* РОССИЯ И ВТО. ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрены проблемы и возможные сценарии развития взаимоотношений, связанные со вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Разработан алгоритм методики расчета показателей эффективности от введения правил и норм международной торговли в нашей стране. В качестве подтверждения гипотезы о пессимистическом сценарии развития регионов приводится расчет на примере трех субъектов Федерации: Краснодарского края, Самарской области и Приморского края.

Ключевые слова: Россия, Всемирная торговая организация, экономика, национальная экономика, глобализация, проблемы, сценарии развития.

Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой международную организацию, выступающую за расширение свободы экономических действий в сфере международной торговли, а также регулирующую торговые и политические взаимоотношения стран-участников данной организации. В основу регулирования торговли между странами было положено Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).

Вступление в ВТО во многом объясняется желанием развитых стран реализовывать свою продукцию в зарубежные страны путем минимизации издержек на поставки. В этом и заключается понятие свободной торговли в рамках концепции ВТО. Следует отметить, что реализация продукции с последующим получением максимальной прибыли в условиях всемирной торговли наиболее приемлема для развитых стран, нежели развивающихся или стран с переходной экономикой, к которым относится и Россия.

Очевидно, что оценка влияния ВТО как ключевого института глобализации на национальную экономику должна быть комплексной, в том числе включать оценку роли транснациональных корпораций, которые концентрируют до 2/3 между-

народной торговли, основную часть передовых технологий и трансграничныгх инвестиций, которые базируются в основном в развитых странах [4].

Снижение импортных ставок и обострение конкуренции с иностранными производителями осложнит функционирование отечественных предприятий и компаний, а «умный», патриотически настроенный потребитель начнет задавать себе вопрос: кому я собственно плачу, за что и куда идут мои деньги?

Принятое решение о вступлении в ВТО Российской Федерации (Россия стала ее 156-м членом 22 августа 2012 года), несомненно, изменит правила игры и ситуацию на многих товарных и финансовыгх рышках России.

Непосредственные условия вступления в торговую организацию размещены в Перечне обязательств по товарам и Перечне обязательств по услугам, которые являются частью Протокола и определяют условия вступления России в ВТО [6].

Протокол говорит о том, что государство, присоединившееся к ВТО, принимает на себя обязательства по Соглашению с ВТО вместе со всеми изменениями и дополнениями, которые были

* © Гарькина Н.Г., Кузьмичева О.В., 2013

Гаръкина Наталья Геннадьевна (nggarkina@rambler.ru), Кузьмичева Ольга Валерьевна (nggarkina@rambler.ru), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

приняты членами ВТО и стали действующими на дату вступления в силу Протокола [7].

Однако, несмотря на длительный период сложных переговоров об «условиях» присоединения России к ВТО и повышенное внимание СМИ к данной теме в течение последних месяцев, бизнес и общество не до конца понимают масштаб предстоящих изменений. С трудом подписанный и ратифицированный Госдумой договор о вступлении в ВТО предполагает значительную либерализацию таможенно-тарифной политики в отношении импортных товаров, а также снижение пошлин на них [1].

Во-первых, практически невозможно выделить «чистые эффекты от присоединения к ВТО», и это не удавалось ни одной развитой и развивающейся стране.

Во-вторых, раскрывающиеся возможности очень сложно однозначно отнести к выгодам или потерям.

В-третьих, большинство оценок в данном случае носят вероятностный характер, поскольку неизвестны конечные условия вступления (т. к. до сих пор нет полного согласованного текста документа на русском языке).

С учетом специфики экономик субъектов Российской Федерации для нашей страны возможны два сценария развития, один из которых оптимистический, а другой — соответственно, пессимистический.

Потребители получат более низкие цены на широкий спектр товаров, бизнес окажется более интегрирован в мировую экономику, а ВТО улучшит российское законодательство и снизит инвестиционные риски — таков на первый взгляд оптимистический сценарий развития. Данный сценарий исходит из того, что существующие протекционистские меры экономически неэффективны, способствуют коррупции, а расходную часть перекладывают на конечного потребителя.

Вступление в ВТО является своеобразным толчком для стимулирования конкуренции, а правительство сможет принять меры по равноправной конкуренции внутри страны. Исследование Мирового Банка предсказывает выгоду в 3,3 % ВВП в среднесрочной перспективе, а также приток прямых иностранных инвестиций [2]. При вступлении в ВТО Россия упростила для себя систему торговых договоров с партнерами, нет надобности в двухсторонних договорах. Оставаясь за пределами торговой организации, страна находилась бы в определенной торговой изоляции.

Присоединение России к ВТО дает стране право на международно-правовую защиту, гарантируемую нормами ВТО. Это проявляется в свободе транзита, защите российского товара от диск-

риминационных мер и т. д. Предоставленная международно-правовая защита должна содействовать развитию отечественной внешней торговли.

Плюсы от вступления страна ощутит не сразу по сравнению с минусами, которые ожидаются в скором времени. Пессимистический сценарий основывается на методологическом расчете, который был представлен аналитической группой РАН института народнохозяйственного прогнозирования [5].

Россия в территориальном разрезе отличается сильной неравномерностью экономического развития. Эта неравномерность во многом обусловлена обеспеченностью природными ресурсами, сложившейся инфраструктурой, климатическими показателями и другими факторами объективного характера, которые во многом определяют уровень экономического развития регионов. Важно также, насколько эффективно местное руководство использует природные преимущества региона и имеющиеся в наличии факторы производства или, напротив, насколько результативно оно восполняет недостаток этих преимуществ за счет каких-то собственных уникальных инициатив. Все это находит отражение в показателе валового регионального продукта (ВРП), который традиционно используется как базовый индикатор социально-экономического развития отдельных регионов РФ.

Вследствие представленных причин неравномерности вступление в ВТО отразится на субъектах федерации неодинаково. Неоднородный состав валового продукта создает дополнительную сложность в прогнозировании степени влияния ВТО на экономику отдельных регионов.

Издержки, масштаб которыгх незначителен для России в целом, выглядят иначе на региональном уровне, поскольку, с одной стороны, отрасли локализуются в ограниченной группе регионов, с другой стороны, региональный фактор — самый мощный фактор неравенства доходов населения. В контексте потерь и вы1год от вступления России в ВТО для каждого региона важно посмотреть на экономические параметры в сочетании с социальными характеристиками и закономерностями расселения населения.

Возможные потери после вступления в торговую организацию были разделены на две категории: прямые и косвенные. Первые отражают сокращение объемов производства, вторые — недополученный прирост выпуска или упущенные возможности роста. Методика для расчета показателей эффективности от вступления РФ в торговую организацию представлена следующим алгоритмом:

1. Определение темпа прироста производства отдельного вида продукции.

2. Определение для каждого субъекта РФ динамики производства базовой отрасли.

t = 1-к

отр 1 кор '

(1)

где tomr, — темпы роста в регионе соответственно базовой отрасли и производства продукции /-го вида (в процентах);

ккор — корректирующий (поправочный) коэффициент.

3. Определение темпа роста ВРП в субъектах РФ.

Расчет производится по формуле:

t ВРП

где t¡

= 100 + п (t0тp - 100)К м, (2)

Врп — темп роста ВРП в регионе (в про-

центах);

п — доля базовой отрасли в структуре ВРП региона за базисный год;

Км — значение территориального коэффициента мультипликативности (задается экспертно единым для всех учитываемых регионов и отраслей на уровне 1,4).

4. Определение по субъектам РФ прироста новых рабочих мест

АГМ =

(3)

где ДТМ — прирост новых рабочих мест в регионе; tвpп — прирост ВРП в регионе (в процентах);

Ь — численность занятых в экономике региона за базисный год;

# — доля влияния в приросте ВРП фактора, отражающего повышение уровня использования действующих производственных мощностей (принимается экспертно единой для всех учитываемых регионов и отраслей на уровне 0,3, или 30 %).

5. Определение темпов роста бюджетных доходов субъектов РФ

г = 100 + s(bf -100), (4)

где г — темпы роста доходов федерального бюджета за счет изменения импортных тарифов (в процентах);

5 — доля поступлений от импортных пошлин в доходах федерального бюджета за базисный год;

Ь — рост средневзвешенного тарифа к концу расчетного периода (в процентах);

/ — индекс прогнозируемого изменения общего объема импорта по РФ [5].

Общий объем убытков рассчитывается как сумма прямых и косвенных потерь. Для упрощения анализа представленных потерь расчеты выражены в процентах к выпуску отрасли в результате вступления в ВТО и отражают возможный прирост отрасли в случае невступления в ВТО. Расчет по данной методике произведен по всем субъектам федерации, по материалам Росстата и статистики регионов, а также отраслевых стратегий с целью определения возможных последствий для каждого из них.

По расчетам, наблюдается сокращение ВРП — значит, последствия от вступления в ВТО носят негативный характер и преобладает пессимистический сценарий развития экономики. Для подтверждения гипотезы о пессимистическом развитии регионов приведем расчет, согласно вышеуказанной методике, на примере трех разноплановых субъектов федерации: Самарская область, Краснодарский край, Приморский край.

Краснодарский край представляет интерес следующими отраслями экономики, являющимися для региона базовыми: пищевая промышленность, растениеводство, производство воды, животноводство. На данные отрасли приходится более половины совокупного выпуска сырьевых секторов экономики и промышленности.

При применении данной методики для Краснодарского края потери будут выражаться в следующих цифрах: 21,7—23,1 % от выпуска, намеченного стратегией развития до 2020 года. В силу тарифной политики относительно ввоза мяса и прочей продукции животного происхождения наибольшее потрясение от вступления в торговую организацию ощутит ведущая отрасль производства — пищевая. При рассмотрении потерь отдельно по отраслям производства в 2020 г. расчеты показывают следующие результаты недополученного выпуска продукции:

1) пищевая промышленность — 51,44-54,17 млрд руб. (34,5-36,9 %);

2) производство зерна и сахарной свеклы — 41,88-50,04 млрд руб. (23,9—28,6 %);

3) животноводство — 15,02—16,56 млрд руб. (19,2—21 %).

Совокупный негативный эффект составит 160,7—170,7 млрд руб., в том числе по значимым отраслям — 109,88—119,23 млрд.

Главным богатством Приморского края являются его географическое положение и природные ресурсы как основа реализации экономических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, обеспечивающие ему целый ряд конкурентных преимуществ.

Приморский край одновременно граничит с двумя активно развивающимися по собственному сценарию странами — Китаем и Северной Кореей и имеет кратчайший морской выход ко многим высокоразвитым и развивающимся странам. Развитие экономики края обеспечивается главным образом через отрасли по добыче и первичной переработке сырья, морепродуктов; авиастроения; машиностроения, а также транспортные перевозки и оборонную промышленность.

Следует отметить, что в отрасли добычи и переработки морепродуктов на многие виды рыбного сырья пошлины снизятся с 10 до 6—8 %, в отдельных случаях — до 3—5 %. В результате снижения инвестиций в развитие производства упу-

щенные возможности роста составят дополнительные 22 % от объема производства в 2020 году. Потери другого ряда производственных отраслей в 2020 году выглядят так:

1) производство транспортных средств и оборудования — 20,11-28,16 млрд руб. (31,8—44,6 %);

2) пищевая промышленность — 12,71 — 13,49 млрд руб. (37,4—41,3 %);

Совокупный негативный эффект составит 72,7— 77,4 млрд руб., в том числе по значимым отраслям — 60,95—67,49 млрд.

Самарская область — один из наиболее значимых регионов в Приволжском федеральном округе. В ней расположен ряд градообразующих предприятий, которые могут ощутить влияние от вступления в ВТО. Для области актуальны вопросы структуризации и технического обновления ведущих отраслей: машиностроения, нефтехимической, пищевой промышленности с целью повышения конкурентоспособности продукции. Требуют внимания меры по определению роли области в территориальном разделении труда в агропромышленном секторе экономики. Более того, 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области (особая экономическая зона), территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.

Развитие промышленного комплекса Самарской области в условиях торговой организации характеризуется следующими тенденциями: совокупный негативный эффект составит 323,5—141 млрд руб., в том числе по значимым отраслям — 298,62—119,1 млрд. На уровне субъекта предполагаются следующие снижения, рассчитанные по отраслям производства:

1) производство транспортных средств и оборудования — 205,13—27,11 млрд руб. (33,1—4,4 %);

2) пищевая промышленность — 19,39 — 18,82 млрд руб. (33,3—32,6 %)

В процентном соотношении негативные последствия от вступления в ВТО составят 25,1 % от выпуска 2020 г. Расчет прямых потерь роста показал 2,9 %, а упущенные возможности роста будут равны 22,2 %. В целом для Самарской области такие потери приведут к сокращению 171 — 342 тысяч рабочих мест, что составит примерно 14,3—28,5 % от общего числа проживающих в области.

Дальнейший ход событий и развитие национальной экономики (как суммы, где слагаемыми выступают экономики регионов) можно предугадать, если проанализировать определенные механизмы внешнеторговой политики страны.

Объем и характер международных обязательств столь велик, что на данный момент мы не имеем полного перечня принятых уступок в результате присоединения к ВТО. Для того чтобы не допус-

тить абсолютного замещения отечественных товаров импортной продукцией, необходимо аккуратно и взвешенно применять тарифные и нетарифные методы регулирования во внешнеэкономической деятельности страны.

Общая задача таможенно-тарифной политики состоит в необходимости дополнительного тщательного анализа действующего федерального законодательства на предмет соответствия ему механизмов реализации и правоприменения. Таможенные органы должны иметь минимум свободы маневра в плане подготовки собственных нормативных актов. Большинство вопросов должно быть четко решено на законодательном уровне с учетом обеспечения максимальной выгоды собственной стране.

Нетарифные инструменты регулирования внешней торговли играют исключительно важную роль в современном торгово-политическом механизме. Сфера их применения расширяется, а число множится. Степень воздействия нетарифных инструментов на ход международной торговли не поддается количественной оценке, так как их влияние не носит явно выраженного характера. В отличие от тарифного регулирования, устанавливаемого в законодательном порядке, нетарифные ограничения могут вводиться по решению органов исполнительной и местной власти.

По заключению экспертов ЮНКТАД, в общем объеме нетарифных мер количественные ограничения занимают до 20 %, столько же налоговые меры (внутренние и пограничные), несколько меньше — технические нормы и правила. По общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония и ЕС.

В настоящее время инструменты нетарифного регулирования применяются в основном в целях защиты национальной экономики, соблюдения международной безопасности, охраны жизни и здоровья людей, выполнения международных обязательств, поддержания стабильности международной торговой системы.

Так почему же Россия не разрабатывает новые санитарные нормы в отношении продуктов с ген-номодифицированными организмами (ГМО)?

Ведь ни для кого не секрет, что одним из специальных (т. е. не входящих в базовый пакет членства в ВТО) условий нашего присоединения стал подписанный с американцами протокол о доступе на российский рынок товаров на основе ГМО. Это, по сути, чревато подавлением конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства, потому что крупные ТНК, которые работают на основе технологий ГМО, обладают подавляющей ценовой конкурентоспособностью. Если снять ограничения на их продукцию, то они могут полностью занять российский рынок. Население у

нас в основном бедное (в среднем около 500 долл. на человека в семье), и борьба развернется в низких ценовых сегментах рынка.

Одна из мер, которые требуют обсуждения, — возможность аннулирования действия этого протокола с американцами. На наш взгляд, другие меры могут просто не иметь никакого смысла, если вал ГМО-продукции пойдет на российский рынок. В принципе, оставаясь в рамках ВТО, единственный путь это скорректировать заключается в том, чтобы либо разработать и принять новые санитарные нормы, либо присоединиться к Картахенскому протоколу по биобезопасности. Он вводит массу ограничений на оборот ГМО. Этот протокол не подписан Канадой, США, Австралией, т. е. основными производителями ГМО, и Россия в этом протоколе не участвует. А вот ряд других стран Европы подписал этот документ, в результате производителям ГМО надо пройти множество согласований с еврокомиссией, и только потом они будут допущены на рынок данных стран.

Почему не развиваются технические и качественные стандарты поставляемых товаров в нашу страну? От грамотного использования правового инструментария в условиях ВТО зависит успех отечественных предприятий на международном рышке. Здесь необходимо соблюсти определенный разумный баланс между устранением избыточных административных барьеров, эффективными мерами контроля безопасности и разработкой новых технических барьеров, чтобы не навредить, открыв путь некачественной продукции зарубежных производителей на российский рынок.

Защита производства нетарифными методами остается приоритетом для сохранения российского бизнеса и рабочих мест.

Детальный анализ применения нетарифных методов, а также смена приоритета в отраслях производства сыграют огромную роль во внешнеэкономической деятельности государства. Совершенствование нормативно-правовой базы должно позволить более эффективно проводить внешнюю и внутреннюю торговую политику, повысить конкурентоспособность отечественной продукции и защитить российского товаропроизводителя от недобросовестной конкуренции.

Библиографический список

1. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации / К.А. Бабкин, А.В. Кузнецов, Е.А. Корчевой [и др.]. М., 2012. 44 с.

2. Время электроники. Выгоды России от вступления в ВТО. URL: http://www.russianelectronics.ru/leader-r/ review/ doc/58868.

3. ВТО-информ, аналитический центр. URL: http:// wto-inform.ru.

4. Мальцев: вступление РФ в ВТО — стратегический выбор. 2012. URL: http://www.zanauku.ru// index.php?option=com_content&task=view&id=5703&itemid=39.

5. Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО (методика и результаты расчетов). М., 2002. 241 с.

6. Перечень специфических обязательств Российской Федерации по услугам. URL: http://www.stop-vto.ru/wp-content/uploads/docs/specific-trebov%20(rus).pdf.

7. Protocol on the accession of the Russian Federation. URL: http://www.stop-vto.ru/wp-content/uploads/docs/ wto protocol%20(eng).pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N.G. Garkina, O.V. Kuzmicheva* RUSSIA AND THE WTO. PROBLEMS AND POSSIBLE SCENARIOS OF DEVELOPMENT

In the work the problems and possible scenarios of development of interrelations of Russia and the WTO after accepted decision by the Russian Federation about joining the WTO are presented. The algorithm of method of calculation of efficiency index from the introduction of rules and norms of international trade in our country is developed. As a confirmation of hypothesis about the pessimistic scenario of development of regions the calculation by the example of three subjects of Federation: Krasnodar Region, Samara Region and the Primorsky Kray is presented.

Key words: Russia, the WTO, economy, national economy, globalization, problems, scenarios of development.

* Garkina Natalya Gennadievna (nggarkina@rambler.ru), Kuzmicheva Olga Valerievna (nggarkina@rambler.ru), the Dept. of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.