Научная статья на тему 'Россия и ВТО: плюсы и минусы'

Россия и ВТО: плюсы и минусы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1845
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВТО / АРГУМЕНТЫ И КОНТРАРГУМЕНТЫ / КАТЕГОРИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА» / ВОЗМОЖНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наговицин А.

Рассматриваются вопросы, связанные с готовностью России к вступлению во Всемирную торговую организацию. Анализируются преимущества и негативные последствия вступления России в ВТО. Даются рекомендации по возможному участию России в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и ВТО: плюсы и минусы»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

А. НАГОВИЦИН,

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН

РОССИЯ И ВТО: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Рассматриваются вопросы, связанные с готовностью России к вступлению во Всемирную торговую организацию. Анализируются преимущества и негативные последствия вступления России в ВТО. Даются рекомендации по возможному участию России в ВТО.

Ключевые слова: принципы функционирования ВТО, аргументы и контраргументы, категория

«экономическая свобода», возможные преимущества и негативные последствия.

В связи с разразившимся мировым финансовым кризисом возникает законный вопрос: а готова ли Российская Федерация вообще к укреплению своих позиций в мирохозяйственных связях? Многие полагают, что таким важным шагом может стать ускоренное вступление России в ВТО. Последнее время эта тема не сходит с первых полос как деловых, так и научных изданий.

Данная проблема имеет принципиальное значение. Ведь практически каждое основополагающее действие законодательных и исполнительных органов власти РФ в рассматриваемой сфере должно запускать в действие более или менее устойчивые цепочки конкретных мер по обеспечению наиболее выгодных условий включения национальной экономики в мирохозяйственные связи. Нарушение последовательности и запаздывание с введением таких мер связано, как правило, со значительным ущербом для национальных экономических интересов.

Так, рыночный фундаментализм в России («рынок определит все сам») привел к тому, что на внешние рынки мира вышли совершенно неподготовленные сотни тысяч субъектов рыночных отношений Российской Федерации. Они мало связаны между собой, а их эгоистические корпоративные интересы все больше и больше приходят в противоречие с интересами государства. Процесс ускоренного включения России в международную систему торгово-экономических отношений, т.е. сотрудничества, автоматически никак не может привести к решению накопившихся за два десятилетия проблем.

Готова ли Россия к вступлению в ВТО?

Структура экономики России на сегодня такова, что основной доход страны приносят те отрасли, где меньше процент занятости населения: в нефтедобыче и металлургии работают не более 3% трудоспособного населения страны. Если в процессе вступления в ВТО придерживаться позиции защиты интересов этих отраслей, что, естественно, позволит сохранить положительное сальдо внешнеторгового баланса РФ, то это приведет к ущемлению интересов других отраслей. Еще хуже то, что это может привести к столкновению интересов отраслей, в частности, между металлургией (заинтересованной во вступлении в ВТО) и, например, автомобилестроением, которое не заинтересовано во вступлении в ВТО, поскольку не выдержит жесткой международной конкуренции.

Именно поэтому с теоретико-методологической точки зрения в процессе вступления России в ВТО следует четко определиться, какие сегменты рынка страна может открыть

для конкуренции, а какие - ни в коем случае. Ведь в торговом балансе РФ удельный вес конкурентоспособной продукции на сегодня составляет всего 7%, поскольку отечественные товаропроизводители не могут обеспечить конкурентный уровень цен, не говоря уже о качестве самой продукции.

В соответствии с анализом, проведенным группой стратегических исследований Высшей школы бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова, только 5% российских предпринимателей внедряют научно-технические достижения1.

Более того, исследования, проведенные Национальным инвестиционным советом России вместе с учеными Российской академии наук, показали, что готовыми успешно конкурировать на отечественном рынке считают себя только 25% российских предприятий, на рынках СНГ -18%, в дальнем зарубежье - 9%, а готовыми к членству в ВТО - лишь 10%2.

Все это означает, что как законодательные, так и исполнительные органы власти РФ, должны разработать научно обоснованную концепцию вступления России в ВТО, предусмотрев все причинно-следственные связи такого вступления по каждой отрасли хозяйства и в масштабах всей экономики.

В этом смысле очень поучительна история объявленных российской стороной календарных сроков присоединения России к ВТО. Как известно, СССР еще в 1990 г. получил статус наблюдателя в ВТО, а Российская Федерация на правах его правопреемницы до сих пор ведет интенсивные переговоры о вступлении в ВТО на правах полноправного члена, заявив о своем стремлении содействовать следующим обязательным требованиям ВТО:

- дальнейшей либерализации внешней торговли;

- снижению таможенных тарифов;

- снятию количественных ограничений на импорт;

- устранению внешнеторговой дискриминации в отношении государств - партнеров по ВТО.

Впервые на официальном уровне Россия объявила о готовности к вступлению в ВТО в 2002 г., затем в 2003 г., далее сроки были перенесены на 2005 и 2007 г. Совсем недавно было заявлено, что РФ готова стать полноправным членом ВТО в 2010 - 2011 гг. С нашей точки зрения, такая неумелая позиция переговорщиков РФ приводит лишь к существенному ослаблению всех позиций российской стороны, поскольку ужесточается с каждым разом позиция главных партнеров по ВТО, в том числе по выдвижению дополнительных требований.

Все это означает, что российская сторона по переговорам о вступлении в ВТО не должна форсировать сами переговоры, соглашаясь на неоправданные уступки. Так, известен случай, когда нескоординированные действия российских министерств и ведомств по снижению в одностороннем порядке в начале 2000-х годов импортных пошлин на более чем 3,5 тыс. товаров, равно как и принятие законов по дальнейшей либерализации ВЭС и валютного законодательства, еще в большей степени открывающих внутренний рынок для зарубежных товаров, прошли без взаимных уступок со стороны иностранных партнеров. Иначе говоря, эгоистические корпоративные интересы отдельных представителей крупного бизнеса были поставлены выше интересов государства как такового.

Более того, Россия, как в старое советское время, проводит переговоры о вступлении в ВТО «втихую». Общественность страны не знает, с какими конкретными предложениями

1 Бизнес и банки. 2006. № 36. С. 8.

2 Валютное регулирование и валютный контроль. 2007. № 3. С. 93.

переговорщики вступают в очередной раунд о вступлении РФ в ВТО и на каких условиях. Лишь только после проведения переговоров результаты становятся достоянием общественности.

С нашей точки зрения, все это связано с недостаточной профессиональной квалификацией самих российских переговорщиков. Если, например, Китай в свое время задействовал в переговорах о его вступлении в ВТО более трех тысяч специалистов по разным сферам экономики, то в Минэкономразвития РФ, являющимся головным по переговорам о вступлении России в ВТО, занято чуть более 60 человек (!).

Вызывает удивление подобное отношение исполнительных органов власти к принципиально важному вопросу как для всей страны, так и для определенных сфер экономики. Качественный аспект переговоров с ВТО, с нашей точки зрения, связан с тем, что для подготовки специалистов такого масштаба в среднем требуется от 4 до 7 лет. Россия не провела широкомасштабной подготовки кадров по рассматриваемым вопросам.

Более того, Россия не выстроила своего алгоритма устранения отрицательных последствий от присоединения к ВТО, что, например, сделал Китай, который 14 лет добивался вступления в ВТО. Достигнув желанной цели, он принялся выстраивать свое ВТО в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, еще в ноябре 2000 г. состоялся Брунейский саммит о формировании самой крупной в мире в 2010 - 2011 гг. зоны свободной торговли, куда помимо стран-членов АСЕАН, вошли бы Япония, Республика Южная Корея и, естественно, сам Китай.

Возникает другой законный вопрос: каковы российские интересы России в ВТО? Чтобы ответить на этот вопрос, по нашему мнению, следует учитывать позицию трех сторон, а именно: правительства РФ, деловых кругов, т.е. малого, среднего и крупного бизнеса, и, наконец, самих трудящихся, - поскольку только так можно максимально сбалансировать интересы всех субъектов рыночных отношений в процессе присоединения страны к ВТО.

Из более чем 150 стран, входящих в состав ВТО, с Россией решили отрегулировать на двусторонней основе торговые споры почти 1/з этих стран, что предусмотрено правилами ВТО. Между тем в настоящее время за чертой тарифных переговоров, как и прежде, остаются самые «чувствительные» для РФ товары, начиная с самолетостроения и автомобильной промышленности, кончая фармацевтической, мебельной и текстильными отраслями, производством одежды, а также продукция российских сельхозпроизводителей.

Очевидно, что резкое снижение пошлин на продукцию указанных отраслей неминуемо приведет к наплыву на отечественный рынок зарубежных товаров, и в конечном счете - к свертыванию этих отраслей, поскольку последние просто не готовы к суровой конкуренции с иностранными производителями. Это, в свою очередь, приведет к росту безработицы и к социальному взрыву в российском обществе.

Здесь уместно упомянуть, что неконкурентоспособное^ многих российских товаров в мировой торговле с точки зрения наличия соответствующих кадров имеет более глубокие корни, чем может показаться на первый взгляд. Так, высококвалифицированные рабочие составляют только 5% от общего числа рабочих в России. Для сравнения: доля высококвалифицированных рабочих в ФРГ составляет 47%, во Франции - 51%, в США -56%3. При таком раскладе едва ли можно рассчитывать на обновление технологического профиля внешней торговли России в ближайшие годы, с тем чтобы хоть как-то конкурировать в мировой торговле (не считая «нефтяной и газовой иглы», а также

3 Бизнес и банки. 2006. № 36. С. 8.

некоторых отраслей ВПК). Более того, в гражданских отраслях промышленности за годы реформ не было построено ни одного крупного завода (комплекса), если не считать ТЭК.

Таким образом, в стратегическом плане России нельзя вступать в ВТО до тех пор, пока не будет повышена конкурентоспособность основных высокотехнологичных отраслей промышленности. Опыт наиболее развитых стран показывает, что новые технологии и инновации стали ключевым ресурсом экономического роста, и в перспективе их значимость увеличивается. Поэтому продолжающаяся сырьевая ориентация обрекает Россию на консервацию технической отсталости.

Более того, реформаторами в России, с нашей точки зрения, была сделана принципиальная ошибка. Курс на монетаристскую теорию означает ориентацию на спрос, но не на предложение товара, что, собственно, и явилось одной из главных причин разрушения отечественного машиностроения. Естественно, на восполнение такого огромного пробела в масштабе российской экономики потребуется не меньше 20 - 25 лет.

В процессе вступления~России в ВТО ей предлагают в очень короткие сроки (от двух до трех лет) переработать, а фактически изменить, всю нормативно-правовую базу под нормативные правила и стандарты ВТО. Это означает фактический отказ от государственного регулирования внешней торговли, т.е. открытие шлюзов и без того крупномасштабной коррупции, от системы дотаций сельхозпроизводителям.

В вопросах упорядочения соотношения внешних и внутренних цен возникает противоречие: структура внутренних цен в РФ и мировых цен очень сильно различается и практически не поддается никакому сравнению. Например, доля переменного капитала, т.е. зарплаты, в структуре мировых цен в несколько раз выше, чем в ценах на аналогичную продукцию (товары) российских производителей. Поэтому стремление исполнительных органов власти РФ достичь мировых цен, т.е. ориентироваться на них, с концептуальных позиций выглядит крайне нелепо.

Кроме того, отсутствует сама методологическая база в регулировании процесса сближения внутренних цен с мировыми. Необходимо также рассчитывать производительность труда как по отдельным отраслям, так и в целом по общественной производительности труда (как частное от деления произведенного национального дохода на занятых, которые его производят). Но таких расчетов сейчас в РФ не производится, а без этого сопоставление внутренних цен с мировыми теряет теоретический, методологический и практический смысл.

При анализе аргументов за и против вступления России в ВТО можно использовать метод «мозгового штурма», который позволит выяснить возможные шансы участия в новой архитектуре международных экономических отношений.

Возможные преимущества и негативные последствия вступления России в ВТО

Можно формализовать пять чаще всего встречающихся аргументов и, соответственно, нашу реакцию в виде контраргументов по классической методологии «тезис» -«антитезис».

Первый аргумент «за» сторонников вступления РФ в ВТО.Опыт наиболее развитых стран показывает, что новые технологии и инновации стали ключевым ресурсом экономического роста. В перспективе их значение будет усиливаться. Однако инновационный тип экономического роста невозможен без присутствия на мировых рынках высоких технологий.

Контраргумент «против» вступления РФ в ВТО. Россия на мировом рынке представлена главным образом сырьевыми товарами, а возможности увеличения экспорта высокотехнологичных товаров почти ничтожны. Так, по расчетам академика А.

Аганбегяна, инновационные, высокотехнологичные и наукоемкие отрасли обеспечивают лишь 0,1 -0,2% экономического роста Российской Федерации4. Это означает, что уже по одному этому параметру Россия в условиях глобализации до 2025 - 2030 гг. вряд ли перескочит «предлагаемые обстоятельства».

Более того, если в 1991 г. доля России в наукоемком секторе мира составляла 7,2%, то в настоящее время - лишь 0,9%, т.е. в 9 раз ниже. Недавно проведенные опросы независимых экспертов показали, что 90% российских предприятий считают, что качество их продукции не соответствует требованиям, предъявляемым на мировом рынке, равно как и цена, по которой будет продаваться их продукция5.

Наконец, в результате отсутствия до сих пор научно обоснованной промышленной политики доля передового оборудования, соответствующего мировым стандартам, по данным платежного баланса России, составляет всего 14%. Поэтому не удивительно, что львиная доля валютных поступлений в РФ в настоящее время, как и на протяжении всех 20 лет реформ, идет за счет роста цен на топливно-энергетический сегмент экономики, т.е. за счет роста цен на газ, нефть, а также на лес, минеральные удобрения, рыбу и рыбопродукты, что в совокупности составляет почти 90% всего экспорта страны, включая некоторые отрасли ВПК.

Второй аргумент «за» сторонников вступления РФ в ВТО. Соглашения ВТО и механизм урегулирования спорных проблем дают возможность приобретения знаний и опыта управления процессами международного трансферта и коммерциализации технологий защиты прав интеллектуальной собственности, используемых в мировой практике, что снизит потери, которые Россия несет в данной сфере.

Контраргумент «против». Защита прав на интеллектуальную собственность препятствует распространению наукоемких продуктов, технологий и культурных ценностей. Нет оснований увязывать защиту прав интеллектуальной собственности с либерализацией торговли, как это делает ВТО.

Третий аргумент «за» сторонников вступления РФ в ВТО. Мировая практика последних десятилетий свидетельствует, что членство в ВТО не препятствует проведению «прозрачной» промышленной и инновационной политики, допуская бюджетное финансирование НИОКР, а также отраслевые региональные и прочие адресные льготы производителям наукоемкой и технически сложной продукции.

Контраргумент «против». Вступление России в ВТО не позволит ей проводить самостоятельную политику, т.е. предоставлять бюджетные субсидии и тарифную защиту традиционно слабым, однако важным отраслям производства. Это приведет к потере экономической безопасности страны.

В подтверждение нашей позиции отметим, что на рубеже XX - XXI вв. членами ВТО стали Киргизия (1998), Грузия (2000), Молдавия (2001), Армения (2002 г.). Однако здесь прослеживается одна любопытная закономерность, влияющая на место и роль этих стран в новой системе международных экономических отношений: чем менее развита страна (т.е. чем меньше у нее ВВП на душу населения), тем больше она вынуждена идти на тарифные уступки вопреки своим национальным интересам.

Проведенный нами анализ показал, например, что Киргизия согласилась на тарифные уступки по сельскохозяйственным товарам в течение 5 лет в размере 11,7% без применения специальных защитных мер. Заметим, что в Киргизии ВВП на душу населения составляет 300 долл.

4 Экономическая наука в современной России. 2008. № 2. С. 139.

5 Долгосрочные сценарии внешнеэкономической стратегии России / Под общ. редакцией академика С.А. Ситаряна. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. С. 423.

Молдавия (370 долл. ВВП на душу населения) согласилась в процессе вступления в ВТО на тарифные уступки от 10 до 15% (максимально - даже до 40%) в течение 4 лет, и также без использования специальных защитных мер.

Грузия (620 долл. ВВП на душу населения) дала согласие в переходный период в течение 5 лет на тарифные уступки по сельскохозяйственным товарам в среднем в 12,1% (в основном от 12 до 20%), и также без применения специальных защитных мер.

Четвертый аргумент «за» сторонников вступления РФ в ВТО. Технологическая безопасность в настоящее время обеспечивается не только оборонными, но также и гражданскими производствами.

Контраргумент «против». Интересы национальной безопасности требуют уменьшения зависимости от импорта целого ряда высокотехнологичных товаров, исключают захват иностранным капиталом ключевых позиций на стратегически важных сегментах российского рынка. Практика такова, что до сих пор за чертой тарифных переговоров, как и прежде, остаются, как мы отмечали выше, самые «чувствительные» для России товары, начиная с самолетостроения и автомобильной промышленности, кончая фармацевтической, мебельной и текстильными отраслями, производством одежды, а также продукцией российских сельхозпроизводителей.

С нашей точки зрения, резкое снижение пошлин на продукцию указанных отраслей неминуемо приведет к еще большему наплыву на отечественный рынок зарубежных товаров и, в конечном счете, к свертыванию этих отраслей, поскольку последние просто не готовы к жесточайшей конкуренции с иностранными производителями. Все это может привести к еще большему росту безработицы, которая уже достигла 5-миллионного уровня. В этом случае в российском обществе неизбежен социальный взрыв, подобно тому возмущению россиян, которое было связано с монетизацией льгот в результате непродуманных действий исполнительных органов власти.

Наконец, последний, пятый аргумент «за» сторонников вступления РФ в ВТО. Правилами ВТО предусмотрено, что в течение переходного периода могут использоваться специальные меры по защите экономики.

Контраргумент «против». России, по нашему мнению, все равно придется пойти на определенные уступки, которые неизбежно затронут интересы отечественных производителей и потребителей, что может привести к непредсказуемым опасным последствиям.

Достаточно напомнить, что довольно большая группа специалистов из Совета Федерации РФ некоторое время назад после скрупулезного исследования данной проблемы пришла к выводу, что после вступления в ВТО от 50 до 60% промышленных и 80% сельскохозяйственных предприятий России просто прекратят работать и более 30 млн. человек окажутся безработными6.

В целом, основные аргументы сторонников вступления России в ВТО сводятся к следующим пунктам:

- Россия выйдет на новые рынки товаров и услуг;

- страна получит доступ к механизму разрешения торговых споров в рамках ВТО;

- будут устранены различного рода тарифные и нетарифные барьеры, ограничивающие международную торговлю;

- отечественное законодательство и практика внешнеэкономической деятельности России будут приведены в соответствие с принятыми международными нормами.

6 Долгосрочные сценарии внешнеэкономической стратегии России / Под общ. ред. академика С.А. Ситаряна. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. С. 427.

Наши контраргументы против ускоренного вступления России в ВТО сводятся к следующим тезисам:

- во-первых, существенно будет затруднена государственная защита отечественного товаропроизводителя (особенно среднего и малого бизнеса) от жесткой иностранной конкуренции по отмеченным выше причинам;

- во-вторых, повсеместная либерализация тарифов сделает более привлекательным импорт товаров, а не само производство, что противоречит национальным интересам России;

- в-третьих, исходя из весьма жестких законов рыночной экономики, Россия все больше будет сталкиваться с проблемами зарубежных инвестиций. Ведь если в ту или иную страну есть возможность поставлять товары, то туда, в соответствии с логикой получения максимальной прибыли в короткие сроки, никогда не придут зарубежные инвестиции;

- в-четвертых, кто и по каким ценам на мировом рынке станет покупать 93% неконкурентоспособной продукции России, ибо, по данным платежного баланса РФ, лишь 7% ее продукции соответствует мировым стандартам;

- в-пятых, после вступления России в ВТО будут отменены, в соответствии с правилами ВТО, последние таможенные и тарифные барьеры, и производство многих видов товаров может просто «заглохнуть».

В этой связи очень интересную точку зрения еще в начале 2000-х годов высказал тогдашний председатель общественного Совета по ВТО, заместитель председателя Госдумы РФ по природным ресурсам К. Ремчуков: «В нашей стране пока нет осмысленной экономической политики, скажем, региональной или отраслевой. А раз нет этой политики, нет осмысленной политики субсидий. Поэтому мы, подписав соглашение с ВТО, можем лишиться этого важнейшего инструмента госрегулирования, в частности, в региональной экономике. Тем более, что сами стандарты ВТО разрешают иметь субсидию для регионов, в которых среднегодовой доход меньше 85% средненационального. А таких регионов в России 69 из 89. После вступления в ВТО начинать вводить региональные субсидии будет практически невозможно»7.

В разгар мирового финансового кризиса в сентябре 2008 г. тогдашний министр сельского хозяйства А. Гордеев сделал весьма интересное замечание по поводу ВТО: «Все вопросы в ВТО рассматриваются с чисто коммерческой точки зрения. При этом такая сфера, как сельское хозяйство, совершенно не рассматривается еще и как жизнеообразующая отрасль для многих стран, не учитываются социальные аспекты... ВТО - это лицемерная организация, в какой-то мере вредная для мировой экономики»8.

Пессимизм относительно ближайших перспектив ВТО был высказан и в начале 2010 г. со стороны министров торговли, представляющих 20 государств с крупной экономикой, собравшихся в ходе Международного экономического форума в швейцарском Давосе. На конференции, в частности, было отмечено, что многосторонние торговые переговоры по линии ВТО с участием представителей 153 стран были прерваны еще в 2008 г., во многом из-за противоречий между США, Индией и Китаем относительно уровня защиты фермеров в развивающихся странах. «Либерализации глобальной торговли не получается», - было подтверждено на давосском экономическом форуме9.

Таким образом, сама ВТО находится в стадии преодоления многочисленных противоречий, в первую очередь связанных с тем, что до сих пор ВТО не может добиться

7 Коммерсантъ Дейли. 23 янв. 2002 г. С. 3.

8 Савиных А. Россию сгубит ВТО // Известия. 26 сент. 2008. С. 9.

9 БИКИ. 2010. № 21. С. 1.

открытия глобальных рынков без ущемления интересов развивающихся стран. Как это ни парадоксально звучит, Российская Федерация, несмотря на ее несметные природные ресурсы, так и не смогла вырваться за последние 20 лет ее экономических реформ в фарватер мировой экономики. Наоборот, доля России в мировом ВВП за годы реформ постоянно сокращается - с 5,5% в 1991 г. до 2,5 - 2,6% в настоящее время.

В результате, по официальным данным органов статистики РФ, доля России в мировом экспорте составляет всего 1,4 - 1,6% (с «нефтяной и газовой иглой» всего 2,5 - 2,7%), соответственно импорта - 0,8 - 0,9%.

Следовательно, в глобально-структурном плане получается, что вступление России в ВТО имеет намного больше негативных сторон, чем преимуществ.

Выводы и предложения

1. В целом для объективной оценки всех плюсов и минусов вступления России в ВТО необходимо исходить из самой развитости рыночных отношений как базового фактора членства той или иной страны в составе ВТО. Принципиальное значение для формирования рыночной экономики любой страны мира стала такая новая категория в условиях глобализации, как «экономическая свобода», которая вот уже в течение нескольких лет используется в структуре ООН в качестве объективного фактора для экономического анализа всех 192 стран мира. Напомним, что членами ВТО на начало 2010 г. были 153 страны.

2. Экономическая свобода в первую очередь показывает защиту граждан от криминала, коррупции и государственного произвола. В соответствии с расчетами, проведенными экономическими институтами из 69 стран мира, по этому показателю Россия занимает 115 место из исследованных 127 стран мира10.

Категория «экономическая свобода» действительно имеет прямое отношение к рассматриваемой теме, поскольку она показывает возможность граждан в любой стране мира производить товары и услуги, покупать их и продавать, сберегать заработанные деньги, инвестировать, пользоваться различными валютами, в том числе резервными валютами мира (английский фунт стерлингов, японская йена, швейцарский франк, набирающий силу китайский юань), переводить деньги из одной страны в другую законными средствами.

3. Наиболее свободные страны оказываются и самыми богатыми. Исследователи за высшую планку взяли 10 возможных очков в качестве шкалы квалификации любой страны мира. На сегодня Российская Федерация имеет рейтинг 5,1 и делит его наравне с такими развивающимися странами мира, как Руанда и Того. Несколько ниже в рейтинге такие страны, как Мьянма (бывшая Бирма), Зимбабве, Венесуэла, Гвинея-Бисау, Бурунди.

Для сравнения (по восходящей шкале): Украина имеет индекс 5,5, Польша - 6,1, Грузия - 6,4, Литва и Латвия - по 6,8, а у Эстонии индекс составляет 7,8. Таким образом, Эстония входит в первую десятку самых свободных стран мира вслед за Гонконгом, Сингапуром, Швейцарией и США. По мнению бывшего советника Президента РФ по экономическим вопросам А. Илларионова, если бы индекс экономической свободы был в России на несколько пунктов выше, то рост ВВП в России составлял бы не 5 - 6%, как сегодня, а 16 - 18%, а уровень потребления граждан увеличился бы ровно в два раза11.

10 Платонова И.Н., Наговицин А.Г., Коротченя В.М. Перестройка мировой валютной системы и позиция России. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. С. 207.

11 Бизнес и банки. 2006. № 36. С. 6.

4. Цивилизованному включению России в мирохозяйственные связи мешают два основных «гиганта» - теневая экономика и коррупция. Не так давно Европейский банк реконструкции и развития совместно с Всемирным банком сделали вывод о том, что наряду с теневой экономикой, доля которой все возрастает и составляет в настоящее время 40 - 45% от общего объема ВВП РФ, коррупция в России приобрела качественно новые черты по сравнению, например, с 90-ми годами12.

Согласно расчетам российского фонда ИНДЕМ, на полях бизнес-коррупции чиновники собирают ежегодно более 300 млрд. долл.13, что уже само по себе следует рассматривать как невозможность для России благоприятного развития хотя бы в обозримом будущем. Без коррупции невозможен стал сам бизнес. В офшоры за 20 лет ушло более 2 трлн. долларов14. Спрашивается: зачем российскому предпринимателю ВТО?

5. Возникает принципиальный вопрос: что будет в ближайшем будущем с экономикой Российской Федерации, если она сойдет с «нефтяной и газовой иглы», которая дает ей почти 2/3 доходов, т.е. поступлений в консолидированный бюджет?

Такие прогнозы уже сделаны. Так, нефти и газа в России, с учетом их открытой разработки, достаточно будет лишь на 13-17 лет, остальные разработки приходятся на подземные источники.

Ясно, что Россия не подготовлена к такому сценарию. Поэтому у нее остается единственный путь возможного участия в мирохозяйственных связях, в том числе в качестве полноправного члена ВТО, - радикальное обновление технологического профиля внешней торговли как обязательное условие ее полноправного членства в ВТО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Таким образом, можно сделать вывод: Российская Федерация пока не готова к вступлению в ВТО. Более того, основные экспортные товары - нефть, газ, драгоценные металлы, лес и продукты лесной промышленности, рыба и морепродукты, не говоря уже о некоторых видах военно-промышленного комплекса, доставшихся ей от СССР (особенно подводные лодки, ракетные комплексы типа «Сатана» и «Акула», а также атомное и ядерное топливо) - Россия успешно продает на внешних рынках всех регионов мира и без ВТО, т.е. главным образом на двусторонней основе.

7. Но, пожалуй, самый главный аргумент, с нашей точки зрения, о преждевременности вступления России в ВТО заключается в том, что членство в ВТО наиболее выгодно развитым странам мира. Ведь рынком сбыта их продукции становится фактически весь мир, поскольку на ВТО, как известно, приходится в настоящее время 96% мирового торгового оборота. Государства с низким уровнем развития, естественно, сталкиваются повсеместно с очень серьезными проблемами, например, с необходимостью защитить свой отечественный национальный рынок от засилья дешевых импортных товаров и услуг. Ведь импорт в Россию по многим товарам, например по сельхозпродуктам, товарам массового спроса, давно превысил критически допустимый уровень экономической безопасности страны.

12 Внешнеэкономические связи России в глобализирующемся мире (долгосрочные сценарии). Ростов н/Д.: ЮФУ,2010. С. 169.

13 Финансовый бизнес. 2008. № 6. С. 13.

14Дынкин А. Мы после кризиса //Аргументы и факты. 2010. № 26. С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.