Научная статья на тему 'РОССИЯ И ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

РОССИЯ И ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировая экономика / Восточная Азия / российская экономика / инвестиционная политика / международная торговля / АСЕАН / world economy / East Asia / Russian economy / investment policy / international trade / ASEAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т.М. Мамахатов, Т.О. Цыгулёва

В данной статье проанализированы ключевые направления взаимодействия России и государств Восточной Азии в сфере международной торговли, энергетического сотрудничества и прямых иностранных инвестиций. Выявлена динамика развития по каждому из направлений сотрудничества. Обозначены основные отрасли, задействованные в международной торговле, энергетике и сфере приложения инвестиций. Начиная с 2000-х гг. Россия начала укреплять свои позиции в азиатском регионе, но более значимым игроком она стала с 2014 г., когда из-за обострившихся отношений с Европой и Западом Россия постепенно начала менять направление своей экономики с европейского на азиатское. Основным партнёром в данном регионе является Китай и его торговые, энергетические, сельскохозяйственные и научно-технические сотрудничества с Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA AND EAST ASIA: ECONOMIC ASPECTS OF INTERACTION

This article analyzes the key areas of cooperation between Russia and East Asian states in the field of international trade, energy cooperation and foreign direct investment. The dynamics of development in each of the areas of cooperation is revealed. The main industries involved in international trade, energy and investment applications are identified. Since the 2000s, Russia has begun to strengthen its position in the Asian region, but it has become a more significant player since 2014, when, due to strained relations with Europe and the West, Russia gradually began to change the direction of its economy from European to Asian. The main partner in this region is China and its trade, energy, agricultural, scientific and technical cooperation with Russia.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ И ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

УДК 338.2

doi:10.52210/2224669X_2022_4_34

РОССИЯ И ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Т.М. Мамахатов, Т.О. Цыгулёва

Аннотация. В данной статье проанализированы ключевые направления взаимодействия России и государств Восточной Азии в сфере международной торговли, энергетического сотрудничества и прямых иностранных инвестиций. Выявлена динамика развития по каждому из направлений сотрудничества. Обозначены основные отрасли, задействованные в международной торговле, энергетике и сфере приложения инвестиций. Начиная с 2000-х гг. Россия начала укреплять свои позиции в азиатском регионе, но более значимым игроком она стала с 2014 г, когда из-за обострившихся отношений с Европой и Западом Россия постепенно начала менять направление своей экономики с европейского на азиатское. Основным партнёром в данном регионе является Китай и его торговые, энергетические, сельскохозяйственные и научно-технические сотрудничества с Россией.

Ключевые слова: мировая экономика, Восточная Азия, российская экономика, инвестиционная политика, международная торговля, АСЕАН.

RUSSIA AND EAST ASIA: ECONOMIC ASPECTS OF INTERACTION

T.M. Mamakhatov, T.O. Tsyguleva

Abstract. This article analyzes the key areas of cooperation between Russia and East Asian states in the field of international trade, energy cooperation and foreign direct investment. The dynamics of development in each of the areas of cooperation is revealed. The main industries involved in international trade, energy and investment applications are identified. Since the 2000s, Russia has begun to strengthen its position in the Asian region, but it has become a more significant player since 2014, when, due to strained relations with Europe and the West, Russia gradually began to change the direction of its economy from European to Asian. The main partner in this region is China and its trade, energy, agricultural, scientific and technical cooperation with Russia.

Keywords: world economy, East Asia, Russian economy, investment policy, international trade, ASEAN.

Глобализация как особая фаза международных отношений стала в XXI в. необратимым процессом, определяющим все остальные тенденции. Ее противоречивые последствия проявляются в регионализации, порождающей создание нескольких конкурирующих

и взаимодействующих группировок, определяющих многополюсный характер мировой системы. Быстрый рост новых глобальных и региональных держав с Китаем и Индией во главе явился результатом и прямым следствием глобализации. Несмотря на кризисы и конфликты, центр мирового экономического и политического развития благодаря демографическим, технологическим и геополитическим сдвигам медленно, но верно перемещается с Запада на Восток (в Японию, к «тиграм» Восточной Азии, в Китай и Индию). Тем самым глобализация приобретает отчетливые азиатские черты, а Азия стала рассматриваться как воплощение угрозы [8].

Трансформации, происходящие в Азии, свидетельствуют о том, что региональная структура там также претерпевает значительные изменения. Здесь складываются два заметных региона, которые заслуживают самостоятельного анализа - Большой Ближний Восток и Большая Восточная Азия, включающая географические регионы Центральной, Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии. Менее распространенной является идея Большой Южной Азии, которая подразумевает соединение пространства от Юго-Восточной Азии до Ближнего Востока [1].

Восточная Азия позиционирует себя как экономически наиболее динамичный, а политически - неоднородный регион планеты. В разные годы среднегодовые темпы прироста ВВП существенно разнились по странам: от 2,0 % у Японии до 10 % у Китая [2]. Темпы роста внешней торговли максимальными также были у Китая - порядка 30 % годовых. Суммарный восточно-азиатский ВВП достигает 75-80 % % от ВВП США и ЕС [21]. При этом на три страны СевероВосточной Азии - Японию, Китай и Южную Корею - приходится более 90 % региональной экономики. Уступая Китая в хозяйственной динамике, Япония остается региональным лидером по абсолютным экономическим показателям и влиянию на мировую экономику [21].

По итогам 2021 г. товарооборот между Россией и Китаем побил рекорд и достиг 140,7 млрд долл., что на 35,3 % выше аналогичного показателя 2020 г. [6]. За последние восемь лет товарооборот между данными странами вырос в два раза. В основном Россия поставляет в Китай топливно-энергетические товары, на долю которых приходится более 71 % российского экспорта [22]. Наша страна является основным поставщиком нефти в Поднебесную после Саудовской Аравии. Кроме того, в 2021 г. Россия нарастила поставки трубо-

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

проводного газа в Китай: за январь-ноябрь они выросли в три раза. Если Россия поставляет в Китай в основном энергоресурсы и сырьё, то закупает - высокотехнологичное оборудование, машины, участвующие в производстве [10].

Товарооборот России и Китая в 2021 г. вырос на 35,8 %, достигнув рекордной отметки 146,88 млрд долл. экспорт в РФ за 12 месяцев вырос на 33,8 % и составил около 67,56 млрд долл. Импорт российских товаров и услуг увеличился на 37,5 %, до 79,32 млрд долл. [17].

Положительное сальдо России за 2021 г. достигло 11,76 млрд долл., увеличившись на 78,4 %. Только за декабрь объем торговли двух стран составил 16,44 млрд долл., что на 11,5 % больше, чем в ноябре [14].

Структура экспорта России в Китай в 2021 г. отражена на рисунке 1.

Товарооборот между Японией и РФ в 2021 г. вырос на 56,9 %, до 2,7 трлн иен (20,8 млрд долл.) [9]. Экспорт японских товаров вырос на 37,4 %, а импорт из России - на 68,5 %. В частности, на 21,6 % вырос экспорт японских автомобилей в Россию и на 49,9 % - импорт из России энергоносителей [15].

Структура экспорта России в Японию в 2021 г. отражена на рисунке 2.

Торговый оборот Россия-Китай

■ Продовольственные товары н с/х сырьё

■ Продукция химической промышленности

■ Минеральные продукты

■ Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

■ Металлы и изделия из них

Рисунок 1. Торговый оборот Россия - Китай

Торговый оборот Россия-Япония

■ Минеральные продукты

■ Металлы и изделия из них

■ Драгоценные металлы и камни

■ Продовольственные товары и с/х сырьё

■ Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

■ Продукция химической промышленности

Рисунок 2. Торговый оборот Россия - Япония

Россия и Республика Корея достигли в 2021 г. заметных успехов в торгово-экономическом сотрудничестве. По итогам 2021 г. объем российско-корейской торговли вырос на 52 % до около 29 млрд долл.[12].

Торговый оборот Россия-Республика Корея

■ Минеральные продукты

■ Продовольственные товары и с/х сырьё

■ Металлы и изделия из них

■ Драгоценные металлы и камни

■ Продукция химической промышленности

■ Древесина н целлюлозно-бумажные изделия

Рисунок 3. Торговый оборот Россия - Республика Корея

Торговый оборот Россия-Сингапур

■ Продукция химической промышленности

■ Минеральные продукты

■ Машины, оборудование и т/с

■ Металлы и изделия из них

Рисунок 4. Торговый оборот Россия - Сингапур

Республика Корея - один из важных и перспективных партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а развитие двусторонних отношений можно охарактеризовать как динамичное и поступательное [16].

Структура экспорта России в Республику Корея (Южную Корею) в 2021 г. отражена на рисунке 3.

Торговый оборот России и Сингапура (представитель стран АСЕАН) в 2021 г. превысил 2,2 млрд долл., увеличившись на 35,6 % по сравнению с показателем 2020 г. [11]. Экспорт России составил 1,67 млрд долл., вырос на 45,1 % по сравнению с 2020 г., импорт из Сингапура составил 0,6 млрд долл., увеличившись на 14,8 % [13].

Структура экспорта России в Сингапур в 2021 г. отражена на рисунке 4.

Таким образом, можно заметить, что основными направлениями в экспорте России в Восточную Азию являются минеральная продукция, металлы и изделия из них, а также продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё. Это связано с тем, что российская промышленность производит конкурентоспособные на международном рынке товары.

Рассмотрим инвестиции и совместные проекты России

и Китая:

1. Амурский газохимический комплекс - крупный проект российской компании Сибур (60 %) и Китайской нефтяной и химической корпорации Sinopec (40 %). «СИБУР Холдинг» оценил объем предварительных инвестиций в строительство Амурского газохимического комплекса в Приамурье в 10,7 млрд долларов США. Ожидается, что сырье будет поставляться «Газпромом» с Амурского ГПЗ в размере 3,5 млн т в год. Производственные мощности ГХК составят 2,3 млн т полиэтилена и 400 тыс. т полипропилена в год [4].

2. Haval (Great Wall Motor) - китайский автомобильный бренд активно продолжает продвижение в Россию. Ранее на территории ОЭЗ «Узловая» был построен завод Haval, который стал первым зарубежным предприятием полного цикла для этой компании. В дальнейшем в рамках особой экономической зоны будут построены завод по производству моторов и R&D Центр. Инвестиции в эти проекты составляют 3,5 млрд руб. (46,4 млн долл.) [4].

3. Китайская железнодорожная строительная корпорация (CRCCI) подписала тендер на пятый участок проекта скоростного шоссе «Москва - Казань», сумма контракта составила 58,26 млрд руб. (773 млн долл.). Данная трасса позволит сократить путь из Москвы в Казань с 12 часов до 6,5 часов. Скоростная автомагистраль Москва - Казань является частью российского участка международного транспортного коридора Европа - Западный Китай. После ввода в эксплуатацию эта трасса станет полноценной частью Экономического пояса Шелкового пути и будет способствовать развитию сухопутных грузоперевозок между Азией и Европой [4].

4. Китайская компания Sichuan Golden-Elephant Sincerity Chemical планирует разместить завод удобрений в ОЭЗ «Алабуга» в Республике Татарстан. Сычуаньская компания планирует производить до 140 тыс. т карбамида и 120 тыс. т меламина в год. Кроме того, подобное предприятие позволит создать сотни рабочих мест в Татарстане. Инвестиции в данный проект составят 330 млн долл. [5].

Россия и Япония реализуют совместные проекты в ряде сфер:

1. В сфере медицины стоит отметить два проекта. Один из них - совместная разработка портативной системы диагностики инфекционных заболеваний, созданная японо-российской компанией «Эвотек-МирайГеномикс». В ней используется метод экспресс-диагностики SmartAmp, изобретенный в Японии. Это компактное устройство, которое помещается в двух чемоданах. Для анализа нужно всего 30 минут, причем результат отличается очень высокой точностью. Другой совместный проект - создание японо-российского Центра превентивной медицины на базе больницы компании «РЖД» в Хабаровске [7].

2. Поскольку Япония - самый большой потребитель сжиженного природного газа в мире, особое значение имеет сотрудничество в энергетике. Особый интерес представляет проект российской компании НОВАТЭК «Арктик СПГ-2» на Гыданском полуострове. В июне 2019 г. японские компании JOGMEC и Mitsui решили принять участие в проекте. В присутствии президента РФ В.В. Путина и тогдашнего премьер-министра Японии Абэ был подписан договор, по которому японская сторона приобретает 10 процентов компании «Арктик СПГ-2» [7]. Отдельная тема - доставка сжиженного газа с Ямала в Японию. В настоящее время прорабатываются проекты транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) по Северному морскому пути. Японская компания Mitsui O.S.K. Lines совместно с COSCO владеет тремя из пятнадцати танкеров повышенного ледового класса для доставки газа в рамках «Ямал СПГ». В рамках проекта «Арктик СПГ-2» был заключен регулярный фрахтовый контракт еще на три судна. Планируется, что они станут доставлять газ до перегрузочного комплекса в Бечевинской бухте на Камчатке, а там СПГ примут танкеры более низкого ледового класса, чтобы доставить в Японию. Строительство терминала - один из проектов компании НОВАТЭК [7].

3. Говоря о промышленности и сельском хозяйстве, отметим намеченный на 2023 г. запуск завода по производству метанола в Сковородино Амурской области, который строит российская компания «Технолизинг». Японская компания Marubeni Corporation уже заключила контракт на долгосрочную поставку

метанол-конечной продукции этого завода. Завод в Сковородино позволит повысить добавленную стоимость за счет переработки природного газа, поэтому проект важен не только с точки зрения роста занятости, но и как способ повышения уровня обрабатывающей отрасли. В январе 2020 г. подписан меморандум о «Совместном японо-российском проекте по повышению эффективности производства сельскохозяйственной и рыбной продукции на Дальнем Востоке России» по трем направлениям, предусматривающим использование технологий и ноу-хау японских частных компаний. Сельское хозяйство обладает серьезным экспортным потенциалом. Еще в 2016 г. в якутском селе Сырдах российская сторона и японская компания Hokkaido Corporation возвели уникальные круглогодичные теплицы «Саюри», в которые позволяют собирать около 400 т овощей в год.

Россия и Южная Корея также осуществляют ряд совместных

проектов.

1. Еще в 2012 г. они анонсировали масштабные совместные экономические проекты, однако затем геополитическая обстановка изменилась. И хотя Корея напрямую не присоединилась к санкциям США и ЕС, проекты были заморожены. Спустя пять лет отношения двух стран снова активизировались. Сработало несколько факторов. Один из главных - Северная Корея, которую в понимании южных соседей нужно не столько запугать, сколько умиротворить. Поэтому Южная Корея заинтересована в строительстве транскорейской железной дороги, энергомоста через территорию КНДР (который обеспечит поставки электроэнергии из России) и в других подобных проектах. Для нее это такой же вопрос безопасности, как наличие американской военной базы в Сеуле. Другой фактор - это особенности корейской экономики. Внутренний рынок давно насыщен, Южная Корея является одним из ведущих мировых экспортеров. Заморозив на несколько лет российское направление, она, похоже, больше не хочет игнорировать такой большой и платежеспособный рынок. Конечно, для нее это не вопрос выживания, но активного развития [18]. Свою роль играют также, как ни странно, особенности потребления, и в частности - корейской кухни. Корейцы очень любят морепродукты, которые вылавливают в том числе в российских террито-

риальных водах. Но ранее такая деятельность, откровенно говоря, велась на грани браконьерства. Сейчас рынок становится более цивилизованным, и корейцы готовы заплатить за право ловить рыбу в наших водах, инвестируя в развитие рыбоперерабатывающего кластера на Дальнем Востоке (в апреле корейская сторона подготовила инвестиционный проект рыбохозяйственного комплекса, а Росрыболовство подтвердило, что может выделить дополнительную квоту на добычу 3000 т минтая).

2. Проект «Девять мостов» включает в себя соответствующее число направлений: газовая промышленность, развитие железнодорожного сообщения, создание портовой инфраструктуры, электроэнергетика, Северный морской путь, судостроение, сельскохозяйственное производство, рыбное хозяйство и создание новых рабочих мест. По каждому пункту обеим странам есть что предложить друг другу. Например, Корее необходимо диверсифицировать поставки газа. Сейчас он поставляется в страну в основном с Ближнего Востока - не самого стабильного региона в мире. Россия (наряду с США и, возможно, в скором будущем - с Австралией) может стать для Кореи крупным поставщиком СПГ. Доля «Газпрома» на южнокорейском рынке в 2016 г. составила всего 7 %, или 1,9 млн т СПГ. Долгосрочный контракт позволит увеличить поставки в 2-5 раз. Также обе стороны заинтересованы в развитии железнодорожных перевозок - как транзитных через Россию на заводы Samsung в Восточной Европе, так и контейнерных перевозок грузов Samsung до станции Ворсино в Калужской области, где расположены основные мощности корейской компании на территории России [18].

3. Один из самых интересных и перспективных проектов - освоение Северного морского пути и создание портовой инфраструктуры, которая на российском Дальнем Востоке развита очень слабо. Сейчас Корея заинтересована в строительстве Дальневосточного зернового терминала в порту Зарубино (Приморск) - это один из приоритетных проектов Объединенной зерновой компании. А для развития Севморпути, который на 30-40 % сокращает расстояние для перевозки грузов с Востока на Запад, требуется атомный ледокольный флот. Здесь Росатом способен предоставить силовые установки, а Корея - собственно суда. Интерес к проекту проявляют Hyundai Heavy Industries, Daewoo

Shipbuilding & Marine Engineering, Samsung Heavy Industries. С российской стороны в подобных проектах заинтересованы также «Газпром», «Роснефть» и «Новатэк», которые нуждаются в расширении танкерного флота. Плюс необходимо развивать портовую инфраструктуру Севморпути.

4. Россия - региональный лидер и гарант региональной безопасности. Ставя на Россию и Китай, которые поддерживают идею мирного разрешения северокорейской проблемы, Южная Корея в значительной степени уравновешивает американские методы силового решения. Однако парадокс российско-корейских отношений заключается в том, что политическая часть диалога традиционно оказывалась не скоординирована с экономической. И там, где Россия могла получить выгоды, она в лучшем случае не получала ничего.

5. Российские территории опережающего развития на Дальнем Востоке, как и режим свободного порта Владивосток, создавались в условиях конкурентной среды Азиатско-Тихоокеанского региона. У корейского инвестора есть богатый выбор преференциальных режимов в специальных экономических зонах Китая, Вьетнама, да и самой Кореи. Да, Россия сделала многое, чтобы превратить Дальний Восток в «территорию особых инвестиционных правил», которая получила «особую модель контрольно-надзорной деятельности». Но, по мнению корейцев, главными препятствиями для инвестиционной активности продолжают оставаться бюрократия, коррупция, неразвитость инфраструктуры и неуважение к праву частной собственности. До сих пор южнокорейских инвесторов в регионе очень мало: всего девять организаций с долей менее 5 % от общего объема инвестиций в российский Дальний Восток. Поэтому озвученные корейской стороной инициативы требуют всестороннего и сбалансированного развития отношений.

В октябре 2019 г. был принят комплексный план действий по реализации стратегического партнёрства, который направлен на реализацию взаимовыгодного сотрудничества между Российской Федерацией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в 2021-2025 гг. в соответствии с Совместным заявлением третьего саммита Российская Федерация - АСЕАН о стратегическом

партнерстве, принятым в 2018 г. и ознаменовавшим повышение уровня отношений между Россией и АСЕАН до стратегического партнерства. В течение пяти лет (2021-2025 гг.) Россия и АСЕАН будут руководствоваться настоящим Планом для достижения взаимовыгодных целей и получения отдачи от стратегического партнерства, развивая отношения, установленные в 1991 г. В рамках настоящего Плана Россия и АСЕАН согласились укреплять диалоговое партнерство и сотрудничество по широкому спектру направлений, включая взаимодействие в области политики и безопасности, экономики, в социально-культурной сфере, кооперацию в области развития, а также обязались продвигать партнерство в интересах большей взаимной выгоды и процветания [4].

1. Проект ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Индонезия. Данный проект охватывает несколько направлений: строительство инфраструктуры и морского угольного терминала, железной дороги для перевозки добываемого в провинции Восточный Калимантан угля, а также поставку 1100 грузовых 40-тонных железнодорожных вагонов и 40 сдвоенных тепловозов [4]. В качестве якорного инвестора выступает РЖД: финансирование идет через Газпромбанк, затем планируется увеличить уставной капитал за счет кредита Внешэкономбанка. В планах компании - привлечение индонезийских инвесторов, а также международных банков. В качестве потенциальных субподрядчиков рассматриваются российские, индонезийские и региональные компании. Помимо того, что проект оценивается как экономически выгодный (по прогнозам Минпромторга, он должен окупиться за 6 лет), немаловажен и тот факт, что введение проекта в эксплуатацию будет способствовать социально-экономическому развитию Индонезии. В стране впервые будет запущена программа по внедрению экологически чистого способа перевозки угля вне зависимости от погодных условий, что станет первым подобным проектом для азиатского государства. Индонезия получит российские технологии и помощь в подготовке кадров в железнодорожных вузах России. Примечательно, что Индонезия планирует расширение железнодорожного строительства, поэтому в случае успешной практики стороны смогут нарастить сотрудничество в данной сфере.

2. Одно из наиболее стратегически важных направлений деятельности российских компаний в ЮВА - сотрудничество в сфере атомной энергетики. Среди проектов, реализуемых Россией в странах АСЕАН, особое место занимает строительство атомной электростанции «Ниньтхуан-1», которая станет первой АЭС во Вьетнаме (провинция Ниньтхуан, г. Фуокдин). В ноябре 2011 г. было подписано Межправительственное соглашение, согласно которому российская сторона выделила кредит в размере 8 млрд руб. для реализации данного проекта. Договоренности предусматривают создание вьетнамского центра ядерной науки и техники, а также подготовку соответствующих специалистов в российских вузах [4]. АЭС «Ниньтхуан-1» будет построена с применением новейших технологий в сфере атомной энергетики и в полном соответствии с требованиями Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). На данный момент в провинции ведется подготовка к строительным работам и создается необходимая инфраструктура. Несмотря на то, что начало строительства АЭС запланировано на 2017 г., проект было решено перенести на 2020 г. в связи с желанием вьетнамской стороны провести подробный анализ экологических рисков совместно с экспертами МАГАТЭ.

3. Еще одно перспективное направление продвижения стратегических интересов России в Юго-Восточной Азии - это сотрудничество между Россией и Вьетнамом в разработке шельфа в Южно-Китайском море. В 2006 г. между ПАО «Газпром» и Вьетнамской государственной компанией Ре^о^еШат было подписано первое соглашение в областях геологоразведки, добычи, транспортировки, продажи и переработки углеводородов, технического обслуживания оборудования и инфраструктуры, а также совместного участия в разработке нефтегазоносных месторождений в других странах. В 2008 г. стороны подписали Соглашение о дальнейшем сотрудничестве, обязавшись проводить совместные работы по геологоразведке на новых участках вьетнамского шельфа, и создали Совместную операционную компанию (СОК) «Вьетгазпром», на которую возложены функции контроля над реализацией проектов. Подобным образом была сформирована компания СП «Газпромвьет», целью которой стала совместная разработка углеводородов в третьих странах.

В настоящее время успешно проводится геологоразведка на вьетнамском континентальном шельфе, уже определены сектора наибольшей концентрации углеводородов, где разработка скважин будет наиболее рентабельной. С октября 2013 г. началась добыча на месторождениях «Мок Тинь» (Moc Tinh), «Хай Тхать» (Hai Thach) и «Ким Куонг Тай» (Kim Cuong Tay), общие запасы которых составляют 55,6 млрд куб. м газа и 25 млн т газоконденсата.

4. Другая российская компания, успешно реализующая проекты на шельфе Южно-Китайского моря, - ОАО «НК Роснефть». На сегодняшний день «Роснефть» осуществляет свою деятельность в рамках двух проектов на континентальном шельфе Вьетнама. Первый из них (блок 06.1) реализуется в бассейне Нам Кон Шон, где находятся месторождения Лантай и Ландо, потенциал которых достигает 68 млрд м3 газа. На основе Соглашения о разделе продукции (СРП) доля Rosneft Vietnam B.V. составляет 35 % от общей газодобычи на данном блоке. К лету 2015 г. на этой части вьетнамского шельфа было извлечено около 46 млрд м3 природного газа. В лице предприятия Rosneft Vietnam B.V. совместно с Hakuryu 5, дочерней компанией японской Japan Drilling Co., Ltd (JDC), «Роснефть» подписала соглашение о разработке шельфовых залежей нефти и газа в секторе PLDD, потенциал которого оценивается в 12,6 млрд м3 газа и 0,6 млн м3 газового конденсата. В целом потенциал и перспективы российских нефтегазовых компаний в ЮВА оцениваются высоко.

5. Российская компания «Петрос» реализует в Индонезии проекты по внедрению отечественных технологий, способствующих повышению нефтеотдачи из скважин. Несмотря на благоприятные условия, создаваемые Индонезией, продвижение российских компаний на индонезийский рынок осложнен тем обстоятельством, что доминирующее положение в нефтегазовой отрасли страны занимают американские компании, в частности, Chevron. Дополнительным барьером выступает сертификация оборудования согласно требованиям American Petroleum Institute (API). Особую роль играет действующее в Индонезии Соглашение о разделе продукции (СРП), регулирующее распределение доходов между государством и иностранными нефте- и газодобывающими компаниями. Данное СРП определяет, что все затраты, связанные

с разработкой и дальнейшей эксплуатацией месторождения, полностью возмещает государство. По этой причине производители получают возможность использовать дорогие и не всегда эффективные материалы, в результате чего продвижение более дорогих, эффективных и экологичных российских технологий сопряжено со сложностями. Несмотря на это, компания «Петрос» постепенно расширяет свое присутствие в Индонезии. Разработан проект по повышению нефтеотдачи для месторождения на о. Суматра, основанного на экологичной технологии воздействия водяного пара на пласт. Компания «Петрос» участвует в различных мероприятиях, повышающих осведомленность индонезийских нефтяников о российских разработках.

Особого внимания заслуживает энергетическое сотрудничество России со странами Восточной Азии.

Россия и Китай сотрудничают в нефтяной сфере.

За последние 10 лет в Китай было направлено более 300 млн т нефти и 55 млн т нефтепродуктов. Только в 2017 г. Россия экспортировала в эту страну около 60 млн т нефти, обогнав по объему поставок Саудовскую Аравию [23]. Большой вклад в развитие энергосотрудничества внесла «Роснефть», которая совместно с CNPC (China National Petroleum Corporation) реализует беспрецедентный по масштабам многолетний проект поставок нефти в Китай по трубопроводной системе «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО). В 2011 г. от нее было построено ответвление - от Сковородино до нефтеперекачивающей китайской станции Мохэ близ российской границы и далее до города Дацин (северо-восточная провинция Хэйлунцзян). На строительство трубопровода Банк развития Китая предоставил «Роснефти» и «Транснефти» кредит в размере 25 млрд на 20 лет в обмен на поставки в течение этого периода 300 млн т нефти [23]. После введения в эксплуатацию в январе 2018 г. второй ветки этого участка его пропускная способность увеличилась до 30 млн т.

Еще одним совместным проектом «Роснефти» и CNPC является строительство нефтеперерабатывающего завода в городе Тяньцзинь мощностью 16 млн т в год (работы ведет Китайско-российская восточная нефтехимическая компания, в которой «Роснефти» принадлежит 49 % акций, CNPC - 51 %). Россия будет поставлять на завод 70 % нефти.

В рамках 1-го российско-китайского энергетического форума (ноябрь 2018 г.) «Роснефть» подписала ряд контрактов с китайскими компаниями. Один из них - на поставку в течение года 2,4 млн т нефти Китайской национальной химической корпорации (через ВСТО и порт Козьмино). Другой контракт - с Beijing Gas - предусматривает совместное строительство и эксплуатацию в России 170 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Соглашение с Hengli Group касается сотрудничества по перспективным проектам в области разведки и добычи, нефтепереработки и нефтехимии на территории обеих стран, а также трейдинга нефтью и продуктами нефтехимии.

Говоря о сотрудничестве России и Китай в газовой сфере, следует отметить, что в настоящее время «Газпром» ведет строительство газопровода «Сила Сибири», по которому газ из месторождений Восточной Сибири (Чаяндинского в Якутии и Ковыктинского в Иркутской области) будет транспортироваться как на внутренний российский рынок (через Хабаровск до Владивостока), так и на экспорт в Китай. Ответвление от газопровода в восточные районы Китая (восточный маршрут) строится на российско-китайской границе в районе Благовещенска и города Хэйхэ, расположенного на противоположной стороне реки Амур. Согласно контракту, подписанному «Газпромом» и CNPC 21 мая 2014 г., по восточному маршруту будет поставляться 38 млрд куб. м газа в год в течение 30 лет. Сумма контракта - 400 млрд долл. Условия партнерства в проектировании, строительстве и эксплуатации трансграничных зон газопровода определены межправительственным соглашением от 13 октября 2014 г. [19].

Важным шагом в рамках реализации восточного маршрута является создание газоперерабатывающего завода в городе Свободный (Амурская область). Его строительство началось в октябре 2015 г., выход на проектную мощность планируется в 2025 г. На Амурский ГПЗ по газопроводу «Сила Сибири» будет поступать многокомпонентный газ. Для реализации в КНР он будет перерабатываться в этан (около 2 млн т в год), пропан (около 1 млн т), бутан (500 тыс. т), газовый бензин (260 тыс. т ежегодно). Проектная мощность по переработке газа составит 42 млрд м3 в год. Как заявил в апреле 2019 г. глава «Газпрома» Алексей Миллер, за 30 лет по газопроводу «Сила Сибири» китайским потребителям будет поставлено более 1 трлн м3 газа.

Второй проект по транспортировке российского газа в КНР, так называемый западный маршрут, находится в стадии согласования. «Газпром» и CNPC в ноябре 2014 г. подписали рамочное соглашение. 8 мая 2015 г. они согласовали сроки и объемы поставок, которые должны войти в будущий контракт. Начало строительства этого газопровода мощностью 30 млрд м3 ожидается в ближайшее время.

Кроме того, инвесторы из КНР проявляют интерес к российским проектам по производству сжиженного природного газа (СПГ). Так, в декабре 2015 г. Фонд Шелкового пути приобрел 9,9 % акций «Ямал СПГ», а также выдал предприятию кредит на €700 млн. Еще 20 % в этом проекте принадлежит CNPC.

22 июля 2019 г. ПАО «Новатэк» заключило сделку по продаже 20 % доли участия в проекте строительства завода по сжижению природного газа «Арктик СПГ-2» двум китайским корпорациям (по 10 %) - CNPC и CNOOC (China National Offshore Oil Corporation).

Рассмотрим сотрудничество россии и Японии в нефтяной сфере. С 2008 г. между «Газпром нефтью» и Yokogawa Electric Corporation (Yokogawa) действует соглашение о стратегическом сотрудничестве. Yokogawa принимала участие в формировании долгосрочных стратегических программ модернизации систем автоматизации «Московского» и «Омского НПЗ». На нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) «Газпром нефти» действуют технические центры, созданные в партнерстве с Yokogawa и предназначенные для управления технологическими процессами и производством с использованием оборудования и программного обеспечения японской компании и обучения профильных специалистов предприятий. В декабре 2016 г. в рамках визита президента РФ Владимира Путина в Японию «Газпром нефть» и Yokogawa подписали соглашение о создании в Санкт-Петербурге международного центра инноваций в сфере автоматизации нефтеперерабатывающих производств. Соглашение предусматривает расширение технологического сотрудничества между компаниями, новым этапом которого станет разработка инновационной системы управления эффективностью нефтепереработки. На первом этапе совместного проекта будет создан центр разработок новых технологических решений для нефтепереработки, группа точного моделирования процессов на базе технологии «Цифровой двойник», учебный центр и лаборатория.

В 2019 г. на ПМЭФ-2019 «Газпром нефть» и Yokogawa подписали меморандум, предусматривающий совместное внедрение решений для формирования центра управления производством НПЗ «Газпром нефть» [5].

22 июня 2012 г. в рамках 16-го Петербургского международного экономического форума компании «Газпром» и JOGMEC подписали соглашение о совместном геологическом изучении компаниями нефтяных запасов Игнялинского лицензионного участка (начальные извлекаемые запасы по категориям С1+С2 оцениваются более чем в 40 млн т нефти), расположенного в Иркутской области. В октябре 2012 г. совет директоров «Газпром нефть» одобрил сделку. Исполнителем геологоразведочных работ стала «Газпромнефть-Ан-гара», гарантом - «Газпром нефть», а JOGMEC - стратегическим инвестором.

В феврале 2017 г. «Газпромнефть-Сахалин», дочерняя компания «Газпром нефти», подписала контракт с компанией Hakuryu 5, Inc. (100 % дочернее предприятие Japan Drilling) об аренде буровой платформы, которая построит поисково-оценочную скважину на Аяшском лицензионном участке на шельфе Охотского моря. Полупогружная плавучая буровая установка HAKURYU-5 должна была завершить бурение в течение летнего сезона 2017 г., обеспечить испытание скважины и отбор керна для проведения лабораторных исследований. В октябре 2017 г. «Газпромнефть-Сахалин» завершила бурение и испытание поисково-оценочной скважины на Аяшском лицензионном участке. По результатам выполненных работ открыто новое месторождение углеводородов с оценочными геологическими запасами порядка 255 млн т н.э.

В мае 2018 г. на ПМЭФ-2018 «Газпром нефть» и японская Mitsui заключили меморандум о взаимопонимании, предусматривающий оценку перспектив сотрудничества по развитию мелководного шельфового проекта на острове Сахалин [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В газовой сфере Япония сотрудничает с ПАО «Газпром» и ПАО «НОВАТЭК».

В декабре 2016 г. состоялся рабочий визит делегации «Газпрома» во главе с председателем правления Алексеем Миллером в Японию, где прошли встречи с руководством «Агентства по природным ресурсам и энергетике Министерства экономики, торговли

и промышленности Японии», Mitsui, Mitsubishi и JBIC. Между «Газпромом» и «Агентством по природным ресурсам и энергетике» было подписано соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым стороны будут координировать действия по развитию партнерства между «Газпромом» и японскими компаниями в научно-технической, производственной и инвестиционной сферах.

Между «Газпромом» и Mitsui подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве, предусматривающее взаимодействие по различным направлениям, в том числе в рамках расширения проекта «Сахалин-2», а также в области СПГ-бункеровки морского транспорта.

Между «Газпромом» и Mitsubishi подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве, предусматривающее развитие партнерства в области СПГ, в частности, в рамках создания третьей очереди «Сахалина-2». Стороны также выразили намерение расширять сотрудничество в различных сферах бизнеса, не ограничиваясь реализуемым в настоящее время проектом СПГ.

В декабре 2016 г. «Газпром» и JBIC подписали меморандум о взаимопонимании. Документ определяет общие принципы сотрудничества в сфере организации финансирования проектов «Газпрома» с участием японских компаний.

В сентябре 2017 г. «Газпром» и JBIC подписали дополнительный меморандум о взаимопонимании. Документ направлен на развитие сотрудничества между компанией и банком и конкретизирует ряд положений меморандума, подписанного в декабре 2016 г.

В ноябре 2017 г. «Газпром», японские банки Mizuho Bank и Sumitomo Mitsui Banking Corporation и американский банк JPMorgan Chase Bank заключили соглашение о предоставлении кредита в размере 1 млрд евро сроком на 5 лет.

В декабре 2016 г. были подписаны меморандумы о взаимопонимании между «НОВАТЭКом» и японскими Mitsui, Mitsubishi и Marubeni.

Помимо этого, между «Ямал СПГ» и банком «JBIC» было подписано кредитное соглашение о предоставлении кредитной линии в 200 млн евро.

В ноябре 2017 г. «НОВАТЭК» подписал трехсторонний меморандум о взаимопонимании с компаниями Marubeni Corporation

и Mitsui O. S. K. Lines, Ltd. (MOL). Меморандум определяет намерения сторон и конкретный план мероприятий по изучению возможности создания комплекса по перевалке и маркетингу СПГ в Камчатском крае, включая, в том числе, инвестиции в развитие этого инфраструктурного проекта. В сентябре 2018 г. по проекту было подписано соглашение о намерениях между «НОВАТЭКом» и правительством Камчатского края, а японский банк JBIC совместно с «РФПИ» заявил о намерении инвестировать в проект. Также JBIC заключил с Marubeni и Mitsui соглашение о сотрудничестве по совместному участию в проекте.

В сентябре 2018 г. было подписано рамочное соглашение между «НОВАТЭКом» и японской JOGMEC. Также компании подписали меморандум о взаимопонимании, который закрепляет намерения сторон изучить возможности сотрудничества по проектам на полуостровах Ямал и Гыдан.

Южная Корея является пятым в мире импортером нефти и занимает второе после Японии место по импорту сжиженного газа. Страна не располагает промышленными запасами углеводородов и не ведет добычу на своей территории, что обусловливает значительный интерес южнокорейских компаний к реализации нефтегазовых проектов за рубежом [7].

Единственное разрабатываемое шельфовое месторождение природного газа Donghae-1 с доказанными запасами 7 млрд м3 открыто компанией Korea National Oil Corporation в 1998 г.

Добыча природного газа на месторождении Donghae-1 осуществляется с 2004 г. Текущий уровень годовой добычи составляет 510 млн м3, что соответствует 1,5 % совокупного национального объема потребления природного газа в год. За счет импорта СПГ обеспечивается 88,5 % потребления страны. Поставки сжиженного природного газа осуществляются через расположенные на западе и юге страны, специализированные приемные морские СПГ-терминалы: Pyong Taek, Inchon, Tong Yeong, принадлежащие компании Korea Gas Corporation (KOGAS) общей мощностью 56 млрд м3 регазифи-цированного газа. Терминал Gweangyang, мощностью 2,32 млрд м3 принадлежит консорциуму, состоящему из корейской компании POSCO и японской Mitsubishi. Поставщиками СПГ в Южную Корею являются: Катар - 26,3 % совокупного объема импорта; Малайзия -

22,0 %; Оман - 20,8 %; Индонезия - 19,7 %; Египет - 3,7 %; Бруней -

з,4 %; Австралия - 2,5 %; Алжир - 0,9 %; Тринидад и Тобаго - 0,2 %.

До 2013 г. поставки газа в Республику Корея из-за рубежа росли. Но, как и в Японии, дешёвый импортный уголь привёл к тому, что загрузка газовых теплоэлектростанций начала снижаться, а в 2014 г. часть из них была выведена из эксплуатации. В результате потребность электроэнергетики в газе снизилась за 2013-2014 гг. на 10,9 %, а в период с 2014 г. по 2015 г. - еще на 14,5 %. Прогнозируется, что в 2016 г. газовая электрогенерация страны снизится ещё на 12,3 %

и, соответственно, уменьшится спрос на газ в отрасли [7].

Республика Корея стремится диверсифицировать поставки природного газа, активно реализует соответствующие зарубежные проекты и изучает возможности разработки шельфовых залежей газогидратов. Основная газовая компания страны - KOGAS реализует 26 газовых проектов в 13 странах. Семь проектов непосредственно связаны со сжижением природного газа и его последующим импортом в Корею. В настоящее время KOGAS имеет 16 долгосрочных (до 25 лет) и 3 среднесрочных (от 8 до 13 лет) контрактов на импорт СПГ из 10 стран. Кроме того, в рамках диверсификации поставок компания подписала соглашение о закупке в США сланцевого СПГ с терминала Sabine Pass, расположенного на побережье Мексиканского залива в объёме 3,5 млн т в год. Другая корейская компания -SK Energy - заключила 20-летний контракт с американской Freeport LNG тоже на импорт сланцевого газа с 2019 г. в объёме 2,2 млн т в год. Всего до 2020 г. законтрактовано 56 млрд куб. м СПГ в год.

В настоящее время основу энергетического баланса Южно Кореи составляют нефть, уголь и газ. Они же будут доминировать и в ближайшие годы, причём самыми быстрыми темпами растет потребление угля, доля которого в 2016 г. увеличилась на 10 %. Небольшой рост спроса на газ в Южной Корее прогнозируется до 2040 г.

В результате быстрого развития атомной энергетики уже в 2013 г. страна вышла на четвёртое место в мире по выработке электроэнергии на АЭС и на пятое - по величине установленной мощности. Планируется, что в 2016 г. электрогенерация на АЭС вырастет ещё на 12,3 %.

Одновременно правительство поддерживает переход страны на газовую генерацию и субсидирует развитие альтернативной

энергетики. На международном уровне Южная Корея взяла на себя обязательства внедрять программу роста «зелёной» энергетики.

Что касается Северной Кореи и Монголии, то планов широкого использования природного газа в этих странах нет. Хотя в случае прохождения по их территории транзитных газопроводов потребности в газе, несомненно, возникнут.

Потребление природного газа в промышленно-развитых странах Северо-Восточной Азии, согласно прогнозам экспертов, в будущем будет расти. В этих условиях для российского природного газа открываются значительные возможности, позволяющие воспользоваться стремлением стран СВА к снижению выбросов парниковых газов и вытеснить из энергетических балансов определённую долю угля.

С Сингапуром Россия сотрудничает в нефтяной сфере.

Сингапур является мировым лидером в строительстве морских буровых платформ и специальных судов для обеспечения добычи нефти и газа. На верфях страны были построены 7 кораблей для «ЛУКОЙЛа» (ледоколы, нефтехранилища и суда обеспечения) и 2 буксира для проекта «Сахалин-2» [20].

В мае 2005 г. и январе 2006 г. «ЛУКОЙЛ-Калининградмор-нефть» подписал с Keppel Singmarine Pte Ltd контракт на поставку двух судов. В феврале 2007 г. в адрес компании «ЛУКОЙЛ-Калинин-градморнефть» поставлено судно обеспечения буровых платформ «Светлый», в июне 2007 г. - судно обеспечения «Взморье».

В июле 2006 г. «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» разместил на верфях Keppel Singmarine Pte Ltd заказ на производство двух судов для работы на севере Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. В августе 2008 г. в адрес компании поставлен буксир ледокольного типа «Тобой», в ноябре 2008 г. - ледокол «Варандей».

В 2009 г. для работы на Каспийском море «ЛУКОЙЛ-Калинин-градморнефть» получил от Keppel Singmarine Pte Ltd многоцелевые суда ледового класса «Лангепас» и «Когалым», предназначенные для выполнения дежурно-спасательных работ. Кроме того, на верфях компании Keppel в Сингапуре и Баку построено плавучее нефтехранилище, предназначенное для загрузки танкеров-челноков и транспортировки нефти с месторождения имени Юрия Корчагина.

Keppel FELS в 2008 г. создала в Астрахани совместное предприятие с судостроительным заводом «Красные баррикады»

- «Фелс-КБ Каспий Шельф» - с целью удовлетворения растущих потребностей в судах для работы на шельфовых месторождениях нефти и газа в Каспийском море [20].

В мае 2016 г. «Роснефть» (45 %), Keppel Offshore & Marine (45 %) и MH Wirth (10 %) подписали акционерное соглашение об учреждении СП по созданию на территории РФ Центра инженерно-технического проектирования морских буровых установок «Звезда-Кеппель». В сентябре 2016 г. стороны подписали соглашение об основных условиях в отношении якорного заказа на проектирование морских буровых установок.

В июле 2017 г. якутская нефтяная компания «Туймаада-нефть» и сингапурская компания Asian Oil & Gas подписали меморандум по разработке Западно-Анабарского лицензионного участка недр в Якутии. Для реализации проекта планируется создать совместное предприятие, где российская сторона получит 51 % уставного капитала, а сингапурская - 49 %. Перспективные ресурсы по Западно-Анабарскому участку составляют: нефти - 267 млн т, природного газа - 495 млрд кубометров.

В апреле 2019 г. «Роснефть» открыла офис дочерней структуры Rosneft Singapore в Сингапуре. Новое подразделение компании будет управлять региональными проектами, а также заниматься развитием международной торговли нефтью и нефтепродуктами.

Подводя итоги осуществленному исследованию, можно отметить, что присутствие России в Восточной Азии должно быть усилено и приумножено. Будущее России во многом находится в зависимости от позиций государства в данном регионе в экономической, энергетической, а также в инвестиционной сфере. Её политическое положение в Восточной Азии должно быть прочным, что предполагает под собой членство России во всех важных региональных организациях и проведение в них гибкой и продуманной политики. Расширение и углубление экономического сотрудничества является самым логичным способом увеличения влияния России в регионе. В связи с этим существует дискуссия, должна ли Россия сосредоточиться на отношениях с ключевыми партнёрами - Китаем, Японией, Южной Кореей, Вьетнамом - или развивать экономические отношения с относительно новыми партнёрами.

Многие ученые видят в более тесном экономическом сотрудничестве между Россией и АСЕАН хорошую возможность для

усиления присутствия и влияния России в регионе. Существуют различные препятствия для развития отношений между Россией и странами АСЕАН, в первую очередь это географическая удаленность и низкий уровень развития торговли. Однако большой потенциал этих взаимоотношений может быть реализован через формы взаимодействия, где география не имеет первостепенного значения: взаимные инвестиции, участие в проектах вообще и т.д.

Представляется, что переплетение экономик дальневосточной части России и Северо-Восточной части КНР может придать значительную динамику артикулированному стратегическому партнёрству между двумя странами. Несмотря на наличие аргументов против развития сотрудничества с этой страной, очевидно, что значимость Китая на ближайшую и среднесрочную перспективу как главного экономического и инвестиционного партнёра сохраняется, и альтернативы статусу российско-китайских отношений как «стержню» российского «азимута внешней политики на восточноазиатском направлении» не просматривается. Однако, как представляется, интересам России соответствует развитие отношений со всеми странами Восточной Азии, и политика, направленная на углубление сотрудничества с Японией, Южной Кореей, КНДР, странами АСЕАН и Индией, вселяет значительный оптимизм.

Библиографический список

1. Александрова В.А. Экономическое сотрудничество России и государств Центральной Азии: торговля, инвестиции, перспективы развития // Скиф. 2020. № 2 (42).

2. Внешняя торговля России в 2021 году // Отчёт о внешней торговле России в 2021 году: товарооборот, экспорт, импорт, торговые партнёры, структура, товары, динамика. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022-02/vneshnyaya-torgovlya-rossii-v-2021-godu/ (дата обращения: 10.06.2022).

3. Внешняя торговля России: итоги 2021 года. URL: https://journal.open-broker.ru/research/vneshnyaya-torgovlya-rossii-itogi-2021-goda/ (дата обращения: 17.06.2022).

4. К 20-летию диалогового партнерства АСЕАН // Новый виток интеграции и позиции России. URL: https://russiancouncil.ru/asean-russia#aseanrussia (дата обращения: 22.06.2022).

5. Как развиваются российско-японские экономические проекты. URL: https://rg.ru/2021/03/30/kak-razvivaiutsia-rossijsko-iaponskie-ekonomicheskie-proekty.html (дата обращения: 22.06.2022).

6. Киреева А.А. Отношения России со странами Восточной Азии: новые вызовы и возможности // Вестник МГИМО. 2014. № 3 (36).

7. Почему Южная Корея активизировала экономические отношения с Россией. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/blogs/2017/12/07/744486-yuzhnaya-koreya-ekonomicheskie-rossiei (дата обращения: 23.06.2022).

8. Президент России // Комплексный план действий по реализации стратегического партнёрства между Российской Федерацией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (2021-2025 годы). URL: http://www. kremlin.ru/supplement/5726 (дата обращения: 20.06.2022).

9. Товарооборот между Японией и Россией в 2021 финансовом году вырос на 56,9 %. URL: https://tass.ru/ekonomika/14419699 (дата обращения: 21.06.2022).

10. Товарооборот России и Китая в 2021 году достиг рекордных 146,88 млрд долл. URL: https://tass.ru/ekonomika/13424783 (дата обращения: 21.06.2022).

11. Товарооборот России и Сингапура в 2021 году вырос на 35,6 %. URL: https://tass.ru/ekonomika/14260261 (дата обращения: 21.06.2022).

12. Товарооборот России и Южной Кореи за девять месяцев 2021 года вырос на 60 %. URL: https://tass.ru/ekonomika/13278267 (дата обращения: 21.06.2022).

13. Топ российско-китайских проектов 2020. URL: https://raspp.ru/business_ news/top-russian-chinese-projects/ (дата обращения: 22.06.2022).

14. Торговля между Россией и Китаем в 2021 г. // Отчёт о внешней торговле между Россией и Китаем в 2021 году: товарооборот, экспорт, импорт, структура, товары, динамика. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2021-g/ (дата обращения: 16.06.2022).

15. Торговля между Россией и Республикой Корея (Южной Кореей) в 2021 г. // Отчёт о внешней торговле между Россией и Республикой Корея (Южной Кореей) в 2021 году: товарооборот, экспорт, импорт, структура, товары, динамика. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-respublikoy-koreya-yuzhnoy-koreey-v-2021-g/ (дата обращения: 16.06.2022).

16. Торговля между Россией и Сингапуром в 2021 г. // Отчёт о внешней торговле между Россией и Сингапуром в 2021 году: товарооборот, экспорт, импорт, структура, товары, динамика. URL: https://russian-trade. com/reports-and-reviews/2022-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-singapurom-v-2021-g/ (дата обращения: 16.06.2022).

17. Торговля между Россией и Японией в 2021 г. // Отчёт о внешней торговле между Россией и Японией в 2021 году: товарооборот, экспорт, импорт, структура, товары, динамика. URL: https://russian-trade.com/reports-and-

reviews/2022-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-yaponiey-v-2021-g/ (дата обращения: 16.06.2022).

18. Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса // Российско-японское сотрудничество в сфере ТЭК. URL: https:// www.cdu.ru/tek_russia/articles/1/750/ (дата обращения: 24.06.2022).

19. Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса // Газовый рынок Северо-Восточной Азии. URL: https://www. cdu.ru/tek_russia/articles/3/213/ (дата обращения: 24.06.2022).

20. Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса // Сотрудничество России и Сингапура в сфере ТЭК. URL: https:// www.cdu.ru/tek_russia/articles/1/776/ (дата обращения: 24.06.2022).

21. Russia-China trade turnover up almost 40 % in two months. URL: https:// www.rt.com/business/551389-china-russia-trade-growth/ (дата обращения: 14.06.2022).

22. Statista // Value of Russian trade in goods (export, import, and trade balance) with China from 2007 to 2020. URL: https://www.statista.com/ statistics/1003171/russia-value-of-trade-in-goods-with-china/ (дата обращения: 15.06.2022).

23. Statistical Review of World Energy 2021. URL: https://www.bp.com/ content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/ statistical-review/bp-stats-review-2021-full-report.pdf (дата обращения: 14.06.2022).

Т.М. Мамахатов

кандидат экономических наук

старший научный сотрудник Центра «Россия. Китай и мир»

Институт Китая и современной Азии РАН

научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности

E-mail: tmmamakhatov@gmail.com

Т.Ю. Цыгулёва

студент

Юго-Западный государственный университет

E-mail: tsuguleva02@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.