Научная статья на тему 'РОССИЯ И США: ОЦЕНКИ АМЕРИКАНСКИХ ЛИБЕРАЛЬНЫХ "МОЗГОВЫХ ЦЕНТРОВ"'

РОССИЯ И США: ОЦЕНКИ АМЕРИКАНСКИХ ЛИБЕРАЛЬНЫХ "МОЗГОВЫХ ЦЕНТРОВ" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / США / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВООРУЖЕНИЯ / ЛИБЕРАЛЬНЫЙ МИРОПОРЯДОК / АСИММЕТРИЧНОЕ ПРОТИВОБОРСТВО / КИБЕРАТАКИ / RUSSIA / UNITED STATES / STRATEGIC WEAPONS / LIBERAL WORLD ORDER / ASYMMETRIC WARFARE / CYBERATTACKS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Панюжева Марина Михайловна

В статье рассматриваются особенности российско-американских отношений с учётом несистемного подхода Д. Трампа, пересмотра правовой базы в стратегической области и кризиса либерального миропорядка. Проводится компаративный анализ мнений экспертов американских либеральных «мозговых центров» перед президентскими выборами 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA AND THE U.S.: THE ASSESSMENTS OF AMERICAN LIBERAL "THINK TANKS"

In the article the peculiarities of Russian-American relations are considered taking into account the factor of D. Trump’s non-systematic approach, the revision of legal framework in the strategic sphere and the crisis of liberal international order. Comparative analysis of pundits’ assessments from American liberal “think tanks” is conducted in the light of the presidential elections in 2020.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ И США: ОЦЕНКИ АМЕРИКАНСКИХ ЛИБЕРАЛЬНЫХ "МОЗГОВЫХ ЦЕНТРОВ"»

УДК 327(470+571)+73

Россия и США: оценки американских либеральных «мозговых центров»

Марина ПАНЮЖЕВА

Российско-американские отношения и фактор

Трампа

История российско-американских отношений знает разные периоды нелинейного развития с присущим только им микроклиматом.

Украинский конфликт, которой не смог спрогнозировать ни один эксперт, сделал крайне затруднительным сотрудничество [1]. Агрессивная политика США по отношению к России возобладала над перезагрузкой, запущенной в 2009 г. Прагматичный подход «поладить» с Россией «несистемного» президента США Д. Трампа, бывшего бизнес-

мена без политического опыта, нетипичного республиканца, в 2017 г. вселил надежды на улучшение отношений. Однако он ввиду беспрецедентного противодействия вашингтонской элиты, демократов, либеральных «мозговых центров» и СМИ, поддерживающих идею импичмента [2], не смог повлиять на ситуацию.

В условиях антироссийской истерии и расследования Службы специального прокурора, конгрессом и ФБР «сговора» команды Трампа с Кремлём во время президентской

ПАНЮЖЕВА Марина Михайловна - кандидат исторических наук, научный сотрудник Института США и Канады РАН (ИСКРАН). SPIN-код: 5389-2399, Е-тай: [email protected]

Ключевые слова: Россия, США, стратегические вооружения, либеральный миропорядок, асимметричное противоборство, кибератаки.

1 Задохин А. Г., Штоль В. В. Россия и Украина: выбор пути и кризис идентичности // Обо-зревагель-Observer. 2019. № 9.

2 Панюжева М. М. Ключевые внешнеполитические кадры команды Дональда Трампа // США и Канада: экономика, политика, культура. 2018. № 2. С. 95.

кампании Трамп был ограничен в своих действиях, что привело к тому, что:

- были введены антироссийские санкции [3], осуществлены поставки вооружения на Украину, из США были высланы 60 российских дипломатов и закрыты три консульства России;

- своё действие прекратил Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (2 августа 2019 г.), что нанесло удар по правовой базе российско-американских отношений;

- 8 октября в конгрессе заявили о планах Трампа выйти из Договора по открытому небу.

Тем не менее встреча в Хельсинки (июль 2018 г.) и саммит «Большой двадцатки» (июнь 2019 г.) показали, что при Трампе появилось «окно возможностей» для конструктивного диалога.

Во время «трудного» президентства Трампа предложения либеральных «мозговых центров» по российско-американским отношениям необходимы в основном его главному оппоненту - Демократической партии. Особым козырем стала «русская карта», поэтому в период подготовки

к президентским выборам 2020 г. демократы и их интеллектуальный рупор - либеральные «мозговые центры», будут использовать против Трампа все средства влияния, в том числе российскую проблематику.

Став президентом, Трамп выступил с критикой либерального миропорядка, международных институтов и вывел США из важных многосторонних договорённостей. Его подход идёт вразрез с идеями вашингтонского истеблишмента, не признающего кризис либерального миропорядка, связанного с перераспределением влияния в пользу «неЗапада», ослаблением его потенциала и неспособностью ответить на новые угрозы при девальвации либеральных ценностей.

В условиях кризиса либерального миропорядка, достижения российско-американскими отношениями низшей точки и столкновения «старой» и «новой» американских элит представляется важным изучить идеи Брукингского института -одного из ведущих либеральных «мозговых центров», часть из которых, безусловно, повлияет на выработку внешнеполитических решений США.

Специфика подхода Брукингского института к России

Поддерживая основы либерального миропорядка, эти «мозговые центры» продвигают внешнеполитические взгляды Демократической партии. Они в своё время повлияли на администрацию Обамы, предложив начать переговоры с Россией без

предварительных условий. Их подходы к России, безусловно, отличаются от взглядов Республиканской партии и правоконсервативных центров продуманностью и прагматизмом.

Брукингский институт (The Brookings Institution) считается автори-

3 Штоль В. В. Восторжествует ли разум в мировой политике // Обозреватель-Observer. 2017. № 10.

тетным академическим независимым исследовательским центром США и оказывает наибольшее влияние на формирование политики Демократической партии.

Изучением внешней и внутренней политики России, российско-американских отношений занимаются С. Алексашенко, П. К. Баев, Б. Джонэс, С. Пайфер, А. Полякова, Т. Райт, А. Стэнт, С. Тэл-ботт, Дж. Шапиро, Ф. Хилл и М. О'Хэнлон.

Поскольку США не под силу справиться с вопросами международной стабильности, указанные специалисты изыскивают возможности для диалога с Россией, имеющей глобальные интересы в сфере контроля над вооружениями.

Во время украинского конфликта эксперты считали, что «Россия и Запад у черты, за которой возобновляемая конфронтация» [4]. Они предложили «лучше управлять конфликтными отношениями» через сдерживание и выборочное сотрудничество (selective cooperation).

Отличительной особенностью исследований Брукингса стало нахождение области совпадения интересов. Институционализация двусторонних отношений рассматривалась как возможность вернуться к «цивилизованному» общению. В фокусе - диалог по поддержанию стратегической стабильности, борьба с терроризмом, распространени-

ем ОМУ и урегулирование конфликтов.

При Обаме эксперты позитивно оценивали взаимодействие России и США и выдвигали разные инициативы (совместная работа американо-российских центров по уменьшению ядерных рисков, миссии военной связи НАТО и России, ячейки по предупреждению военных инцидентов и коммуникациям; обсуждение ядерных доктрин, мер безопасности в Европе, испытания крылатых ракет и пролонгации СНВ-3; «субрегиональный режим контроля над вооружениями»; договор по ограничению ПРО и ВТО [ 5]).

С приходом республиканца Д. Трампа добавилось пессимизма и критики в публикациях. Предложений по взаимодействию США и России стало меньше, и область общих интересов закономерно сузилась.

В докладе «Восстановление равновесия: варианты для американской политики для противодействия и вовлечения России» (февраль 2018 г.) специалисты предлагали стратегию двойного сдерживания России (военное сдерживание - вовлечение в диалог), чтобы минимизировать риски эскалации и восстановить баланс в американо-российских отношениях в области политического противоборства и гибридных войн [6]. При этом США

4 Back from the Brink: Toward Restraint and Dialogue between Russia and the West // The Brookings Institution. June 20, 2016 // URL: http://www.brookings.edu/research/reports/2016/06/ russia-west-nato-restraint-dialogue

5 Pifer S. The future of U.S.-Russian arms control // The Brookings Institution. February 26, 2016 // URL: http://www.brookings.edu/research/papers/2016/02/26-future-us-russian-arms-control-pifer

6 Restoring equilibrium: U.S. policy options for countering and engaging Russia // The Brookings Institution. February 2018 // URL: https://www.brookings.edu/research/restoring-equilibrium-u-s-policy-options-for-countering-and-engaging-russia

и ЕС должны сочетать наступательные меры, санкции и открытость к сотрудничеству по вопросам, представляющим общий интерес с Россией.

Эксперты говорят о важности американо-российского диалога на высшем уровне по вопросам стратегической стабильности. Они выступают за «поддержание открытыми каналов связи» и взаимодействие военных, подчёркивая, что администрация Трампа должна пойти на компромисс и улучшить отношения с Россией, если Москва «пересмотрит свой реваншизм». При этом ими отмечается, что в стратегии Путина лежит игра с «нулевой суммой», а либеральный миропорядок якобы рассматривается как угроза его власти. Считается, что, для того чтобы «компенсировать» спад экономического роста при сырьевой зависимости и отсутствие модернизации, Россия продолжит проводить «агрессивную внешнюю политику». Этот тезис и ранее звучал в публикациях.

Аналитики института пессимистично относятся к выработке соглашения или общего понимания между Россией и Западом в вопросах безопасности, в частности, будущего НАТО, пока у власти находится В. В. Путин. Россия, как и Китай, представляется ими «долгосрочной, стратегической угрозой для американской национальной безопасности».

Украина останется центром напряжения в отношениях Запада и России из-за невыполнения Мин-

ских соглашений. От России, не являющейся стороной конфликта, этого тоже требуют. Среди экспертов нет согласия по поводу вступления в НАТО Грузии и Украины из-за нестабильного статус-кво в этих странах.

А. Стэнт в книге «Мир Путина: Россия против Запада, но с другими» (2019 г.) отдаёт должное российскому лидеру, который «смог вернуть стране статус силы, с которой считаются» [7]. Причём Россия в постбиполярном мире представляется угрозой США буквально в каждом регионе мира. Указывается, что сама Москва незаслуженно считает, что Запад лишает её места среди великих держав.

Часть сотрудников (С. Алексашенко, Дж. Шапиро) видят в России мощную силу, а другие (П. К. Баев, С. Пайфер, А. Стэнт, Ф. Хилл) отмечают слабость режима. Однако все аналитики выступают за разностороннее сотрудничество между Вашингтоном и Москвой.

С. Пайфер считает Россию «державой, чьё влияние уменьшится в долгосрочной перспективе». С этой точки зрения вакуум силы или проявление взвешенности в её политике истолковывается как повод для расширения влияния США.

Ф. Хилл, до назначения помощником президента по европейским и российским делам, представила действия Российской Федерации угрозой Евро-Атлантическому региону и постбиполярному миропорядку: в формате «игры старых времён» Москва добивается изме-

7 Stent A. Putin's World: Russia Against the West and With the Rest // The Brookings Institution. February 26, 2019 // URL: https://www.brookmgs.edu/books/putms-world-russia-against-the-west-and-with-the-rest

нения баланса сил в Европе и на Ближнем Востоке [8].

Хилл выдвинула тезис о непонимании мировоззренческих установок Путина. По её словам, «Россия Путина - представление одного человека», он не знает, «как работает западное общество и как с ним вести переговоры». Когда обсуждается экономическая или политическая слабость России, то Москва неслучайно делает ставку на силу. При этом исследователь считает Россию не мировым цивилизационным центром, а мультирегиональной державой (a multi-regional power), которая «будет действовать на многих направлениях» и «обсуждать соглашения с США по важным вопросам».

М. Е. О'Ханлон и Ш. Зейглер призывают отказаться от стереотипов холодной войны [ 9]: отношения между США и Россией не балансируют на грани новой войны, так как у России отсутствуют глобальные амбиции по завоеванию мира.

Вместе с тем продвижение военной инфраструктуры НАТО к российским границам приветствуется, но взамен присоединения Грузии,

Украины и Молдавии к блоку предлагается разработка новой стратегии безопасности для этих стран и, кроме того, введение новых санкций для сдерживания возможного российского влияния на Украине, в Грузии и Прибалтике. А для «серых» зон, где Россия проводит кампанию по дезинформации, требуется интеграция экономических и военных мер США и НАТО.

В целом исследователи отвергают парадигму биполярного противостояния и обращают внимание на следующее: несмотря на разногласия, США и Россия продолжили диалог по вопросам глобальной безопасности, совместную работу в СБ ООН в отношении одобрения санкций против Ирана и КНДР и взаимодействие по устранению кризисных ситуаций в Сирии.

В Брукингсе отмечают существенную разницу в мировидении США и России, но предлагают наполнить американо-российские отношения содержанием, наладить каналы коммуникаций, в том числе на неправительственном уровне, и согласовывать взаимоприемлемые позиции.

Отношения США и России в стратегической области

Особое место в работах Брукингса занимают вопросы контроля над стратегической областью, поскольку демократы декларируют о своей заинтересованности в под-

держании международной стабильности.

Как считает С. Пайфер, прекращение режима контроля над стратегическими вооружениями в 2021 г.

8 Hill F. Understanding and deterring Russia: U.S. policies and strategies // The Brookings Institution. February 10, 2016 // URL: https://www.brookings.edu/testimonies/understanding-and-deterring-russia-u-s-policies-and-strategies

9 O'Hanlon M. E, Zeigler S. No, we aren't on the brink of a new Cold War with Russia and China // The Brookings Institution. July 13, 2019 // URL: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2019/07/13/no-we-arent-on-the-brink-of-a-new-cold-war-with-russia-and-china

сделает американо-российские отношения менее стабильными и предсказуемыми, которые и без того находятся на самом низком уровне за многие годы [ 10].

Пайфер неоднократно обвинял Россию в нарушении Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) - в проведении испытания крылатой ракеты средней дальности 9M729. Вместе с тем он критикует администрацию Трампа за выход страны из ДРСМД без консультаций с европейскими партнёрами, размещение крылатых ракет воздушного и морского базирования в Европейском регионе и разработку долгосрочных контрмер (например, размещение баллистических ракет среднего действия).

Помимо этого, Пайфер выступает сторонником продления договора о стратегических наступательных вооружениях, поскольку договор ограничивает стратегический потенциал России и обеспечивает условия для создания новой американской системы. США при этом могут продолжать осуществлять свои стратегические планы по модернизации военного потенциала. В случае пролонгации СНВ-3 возможно начать переговоры по новому договору и добавить дополнительные меры верификации и увеличения порога ограничений.

Суть дилеммы заключается в том, что если Вашингтон выступает за обсуждение количества нестратегического ядерного оружия, то Москва - за ограничение на использование ПРО и обычных ударных систем.

Очевидно, Пайфер не согласен, что у Трампа отсутствует заинтересованность в уменьшении вооружений: «Трамп, кажется, не совсем смыслит в вопросах контроля над ядерными оружиями» [ 11]. Поддержав идею «мира без ядерного оружия» Обамы, С. Пайфер выступает против модернизации ядерных сил США и России. Но стороны должны согласовать свои позиции, так как они в противном случае будут не способны предотвратить распространение ядерного оружия на третьи страны и увеличение гонки вооружения со стороны КНДР и Китая.

Российско-американские отношения, вероятно, будут напоминать реминисценции холодной войны времён 60-х и 80-х годов. По мнению Пайфера, контроль над вооружениями - важный инструмент управления «соревнованием великих держав». В 2021 г. две ядерные сверхдержавы будут находиться в «менее стабильном и безопасном» мире [12].

Против ликвидации правовой базы поддержания международной стабильности, в особенности ДРСМД,

10 Pifer S. With U. S.-Russian arms control treaties on shaky ground, the future is worrying // The Brookings Institution. April 25, 2019 // URL: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2019/04/25/nuclear-security-arms-control-and-the-us-russia-relationship

11 Pifer S. Extending New START is a no-brainer - And yet, we can't count on it // The Brookings Institution. February 20, 2019 // URL: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2019/02/20/extending-new-start-is-a-no-brainer-and-yet-we-cant-count-on-it/

12 Pifer S. 10 years after Obama's nuclear-free vision, the U.S. and Russia head in the opposite direction // The Brookings Institution. April 4, 2019 // URL: https://www.brookings.edu/blog/ order-from-chaos/2019/04/04/10-years-after-obamas-nuclear-free-vision-the-us-and-russia-head-in-the-opposite-direction

выступили и другие аналитики. По мнению Ф. А. Роза, это повлечёт перегруппирование сил внутри международного порядка [13]. Он задаётся вопросом, насколько эффективно Трамп будет действовать с союзниками и Россией. В новое Соглашение стратегических наступательных вооружений (СНВ) предлагается включить новых акторов (Китай) и новые технологии (космическая сфера и киберпространство).

В сущности, Роз выражает беспокойство по поводу намерения России включить ограничения на количество ракет и обычных ударных систем в новый договор. В отличие от Пайфера он не выступает против модернизации ядерных сил и даже советует США отказаться от идеи первого ядерного удара, рекомендуя инвестирование в обычные вооружённые силы и сферу высоких технологий (искусственный интеллект, гиперзвуковое оружие, киберо-ружие).

Роз призывает организовать встречи лидеров США и России на высшем уровне, трёхстороннюю дискуссию США - Россия - Китай и постоянный их диалог по стратегическим вопросам.

Поскольку «США находятся в соревновании с Россией и Китаем за будущий международный порядок», то Роз выступает против уменьшения роли ядерного оружия в оборонной стратегии США. Он признаёт, что Россия и Китай преуспели в раз-

витии обычных вооружённых сил, кибероружия, противоспутниковых систем, разведывательных технологий и гиперзвукового оружия, а также в «агрессивных» действиях на Украине, в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Эксперт приходит к выводу, что способность США выполнять обязанности по защите союзников поставлена под сомнение.

Баев в отличие от Пайфера и Роза полагает, что экономическая слабость и сирийская кампания не позволят России только за счёт ракетной программы участвовать в гонке вооружений на равных со странами НАТО и США.

М. Тэннис и С. Тэлботт критикуют Трампа за «причинение ущерба» контролю над вооружением и соглашениям о ядерном нераспространении [14]. В частности, осуждают выход Трампа из эффективных многосторонних соглашений (Всеобъемлющий совместный план действий - ДРСМД, мораторий на Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний - ДВЗЯИ). Опасения вызвало увеличение в США оборонных расходов и решение о размещении перехватчиков в космосе. Они считают, что вместо ядерных гарантий Трамп открыл «ящик Пандоры» -упор на жёсткую силу, соревнование великих держав и распространение ракетных технологий. Таким образом, у России появился шанс возложить вину за ослабление глобально-

13 Rose F.A. The end of an era? The INF Treaty, New START, and the future of strategic stability // The Brookings Institution. February 12, 2019 // URL: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2019/02/12/the-end-of-an-era-the-inf-treaty-new-start-and-the-future-of-strategic-stability

14 Tennis M., Talbott S. Jettisoning arms control endangers America's edge in great-power politics // The Brookings Institution. July 26, 2019 // URL: https://www.brookings.edu/blog/ order-from-chaos/2019/07/26/jettisoning-arms-control-endangers-americas-edge-in-great-power-politics

го нераспространения и контроля над вооружениями на США. Поэтому Вашингтону следует укреплять свой военный потенциал для противодействия сверхзвуковым ракетам России, а также военным кораблям и подводным лодкам КНР.

В целом эксперты выступают за поддержание стратегической стабильности как основы либерального

миропорядка. Их рекомендации закладывают основу для военной политики следующего президента США. Положительно следует оценивать готовность рассматривать вопросы, вызывающие беспокойство у России. Тем не менее нельзя исключать применение различных тактик для получения преимуществ в рамках транзакционного подхода США.

Сирийский узел противоречий

ВБрукингском институте есть целое направление исследований, посвященных украинскому и сирийскому конфликтам, сотрудничеству России с Ираном, Турцией. Несколько меньше уделяется внимания китайскому фактору, отмечено ухудшение отношений США с Китаем и Россией, и сближение Москвы и Пекина не получило широкого освещения в 2019 г. Видимо, эксперты рассматривают ситуацию как сложную, но стабильную.

Сирийская кампания России оценивается по-разному. По общему мнению, Москва её провела с целью укрепить свои позиции в новом миропорядке. П. К. Баев, Ф. Хилл и Г. Кэмпбелл предупреждают о возможности превращения Сирии в проблему для России. Алексашенко, напротив, считает, что Россия вернула статус великой державы и сохранила Сирию как государство. Кэмпбелл назвал укрепление морской и противоракетной обороны России в Сирии угрозой для НАТО.

По мнению Баева, Россия способна контролировать комплексный сирийский конфликт и взаимодействие между сторонами [15]. Она уже воспользовалась бездействием США на границе Ирак - Сирия. Но при этом он также считает, что сирийская политика России потеряла свою цель и задел. Пространство для манёвра сужается между региональными противниками, а альянсы России с Ираном и Турцией могут распасться, так как существует проблема несовместимости политики России по утверждению статуса «великой державы» и идеологического курса Ирана.

Партнёрство Турции и России весьма хрупкое из-за того, что Анкара предпочитает действовать самостоятельно, например, создать безопасную зону, начав операцию «Источник мира» против Рабочей партии Курдистана и террористической группировки «Исламского государства»* на севере Сирии 9 октября с. г.

Особое внимание в работах получило решение Анкары о покупке

15 Baev P. K. Russia stumbles in the fog of Syrian war // The Brookings Institution. February 21, 2018 // URL: https://www.brookmgs.edu/blog/order-from-chaos/2018/02/21/russia-stumbles-in-the-fog-of-syrian-war

* Деятельность ИГИЛ законодательно запрещена на территории Российской Федерации.

российской системы противоракетной обороны С-400 «Триумф» и отказе от американских истребителей Е-35. Баев в этой связи предупреждает об усилении зависимости Турции от России и ущербе для НАТО.

Итак, эксперты, несомненно, обеспокоены соперничеством США и России на Ближнем Востоке, усилением позиций Москвы и перспективами её взаимодействия с Ираном и Турцией.

Украинский конфликт: Запад vs Россия

Свыше пяти лет украинский конфликт находится в центре внимания американских экспертов, которые поддерживают подход США с некоторыми нюансами.

Так, С. Тэлботт и М. Тэннис считают, что «вторжение» России на Украину вызовет глобальное распространение ядерного оружия, и рекомендуют расширить антироссийские санкции и усилить морское присутствие НАТО в Чёрном море [16].

Придерживаясь мягкой позиции, Дж. Шапиро и С. Чарап выступили за решение украинского вопроса и формирование новой европейской системы безопасности [17]. Они разумно предложили провести переговоры США и России для поиска взаимоприемлемых условий. Отсутствие прогресса в данном вопросе грозит нестабильностью в Восточной Европе, «параличом» многосторонней дипломатии, ядерными рисками и затруднит выработку ответа на глобальные угрозы.

Жёсткую позицию занимает С. Пайфер: «США не должны вести переговоры с Россией по статусу Украины», когда не обозначена область компромиссных решений. Он обвиняет Россию в нарушении Хель-синского акта от 1975 г., предлагая предоставить финансовую и военную поддержку Украине.

Пайфер, Баев и Хилл считают, что политика Москвы в Грузии, на Украине и в Сирии помогла отвлечь внимание общественности от внутренних экономических и политических проблем и поддерживать страну в состоянии мобилизации вокруг патриотической повестки.

Пайфер видит возможность решить конфликт на Донбассе, но не проблему Крыма [18]. Американский эксперт не признаёт итоги крымского референдума в 2014 г. актом самоопределения, утверждая, что они проводились под прикрытием вооружённых сил и в нарушение украинского закона. Он пишет о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Talbott S., Tennis M. 25 years after Ukraine denuclearized, Russian aggression continues to rise // The Brookings Institution. January 18, 2019 // URL: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2019/01/18/25-years-after-ukraine-denuclearized-russian-aggression-continues-to-rise

17 Shapiro J., Charap S. Really, actually avoiding a new Cold War // The Brookings Institution. October 20, 2015 // URL: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2015/10/20/really-actually-avoiding-a-new-cold-war

18 Pifer S. Five years after Crimea's illegal annexation, the issue is no closer to resolution // The Brookings Institution. March 3, 2019 // URL: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2019/03/18/five-years-after-crimeas-illegal-annexation-the-issue-is-no-closer-to-resolution

российских солдатах, неких «маленьких зелёных человечках» в Крыму.

Пайфер подчёркивает, что, по его данным, участие в референдуме в Крыму в 2014 г. приняли не 83%, а 30% населения, при этом ссылается на некие сомнительные источники.

Рассматривая конфликт на востоке Украины, автор не признаёт того факта, что Россия не участвует в украинском конфликте, а в Крыму не было этнических чисток. Украина же систематически уничтожает своё население на востоке, а жители Крыма не хотели для себя этой судьбы. Киев, в отличие от Белграда, не вступил в прямые переговоры с представителями самопровозглашённых Донецкой и Луганской народных республик, за исключением Минского формата при посредничестве России. Пайфер пишет, что «военное вторжение в Крым спровоцировало шторм критики», но не замечает, что гибель мирных жителей ДНР и ЛНР не принимается во внимание, а их попытки защититься от повальной насильственной украинизации оцениваются как сепаратизм. При этом международным сообществом игнорируется мнение мирных жителей, в большинстве случаев этнических русских, их желание участвовать в переговорах и их право на самоопределение.

Пайфер не прав и в том, что конфликт на Донбассе не вызвал солидарности в России с мирными жителями. Он утверждает, что она «не выразила интереса к аннексии Дон-

басса», а значит, «продолжающийся конфликт» - некое «полезное средство» для оказания давления на Киев, чтобы тот отказался от реформ и углубления связей с Европой.

Итак, оценки украинского конфликта остаются предвзятыми.

Далее неуместно приводятся два примера -чеченский и косовский конфликты.

Автор явно не понимает, что чеченские боевики использовали террористические методы, чтобы отделиться, и для этого проводили теракты по всей стране. Эти преступные группы получали поддержку из-за рубежа. Тогда стоял вопрос о сохранении территориальной целостности и национального суверенитета России.

Неуместно Пайфер проводит параллели и с косовским конфликтом: Сербия не проводила этнические чистки, а уничтожала вооружённые преступные группировки, выступающие за распад страны, хотя Косово - её историческая часть, исконная сербская земля.

В 2019 г. меньше говорится о диалоге США и России. В рамках геополитического противоборства Вашингтон продолжает руководствоваться логикой установления глобального лидерства. Во главу угла ставятся изобретённые им правила игры, которые предписано соблюдать.

Складывается впечатление, что для отвлечения внимания Кремль обвинили в подрыве либерального миропорядка. Между тем действия России по поддержанию международного права опровергают эту точку зрения.

Освещение встреч лидеров

Освещение экспертами Брукинг-ского института некоторых событий - саммит «Большой семёрки»

(август 2019 г.) и встреча президентов США и России (июнь 2018 г.) -весьма любопытно. Предложение

Трампа собрать саммит «Семёрки» в своей резиденции в Майами и пригласить Россию в формат расценивалось «политической катастрофой», ударом по американской демократии. В то же время эксперты полагают, что это предоставило бы шанс демократам на выборах в 2020 г.

Итоги встречи в Хельсинки (июль 2018 г.) были истолкованы неоднозначно.

Так, Дж. Шапиро считает, что Трамп пытался объяснить Республиканской партии, как он может выйти из скандала о вмешательстве в президентскую кампанию 2016 г. и защитить американские интересы при сотрудничестве с Россией [ 19]. Поэтому его действия, как полагает эксперт, подрывают трансатлантическую солидарность и усилия американской дипломатии, так как Трамп неоднозначно относится к подходам НАТО и американского разведсообщества к России. По мнению Дж. Шапиро, Москва, несмотря на ужесточение политики США, пытается понять, насколько полезным может быть Трамп, который теперь представляется «неэффективным соперником».

Между тем ухудшение отношений Россия - Запад - это угроза международному порядку. Поэтому Шапиро призывает к достижению ком-

промисса, но сомневается, что Трамп сможет защитить американские интересы и убедить Россию пойти на уступки. Несложно заметить, что от России в первую очередь (и как всегда) требуют идти на уступки.

П. К. Баев считает, что Трамп нуждался в личном успехе, но прогресс не достигнут по большинству сложных вопросов от Украины, Сирии, Северной Кореи до Ирана [20]. Поставив проблему контроля над вооружениями на первое место в повестке, Баев, как и Шапиро, настаивает на уступках России: открытие переговоров по продлению СНВ-3, обещания не создавать лазерное оружие и не размещать ядерное оружие на спутниках, а крылатые ракеты и подводные дро-ны - на ядерном реакторе.

Баев полагает, что лидеры попытаются извлечь максимум пользы от этой встречи, как от «победы», лишённой какого-либо смысла. В будущем они могут раздуть конфликт ради политических дивидендов.

Т. Райт, директор Центра США -ЕС, считает, что саммит показал самостоятельность Трампа и его подход к роли США в мире [21]. Он не связан с эффектом сдерживания «оси взрослых» из команды Трампа.

Любопытно, что Райт уверен в том, что члены администрации долж-

19 Shapiro J. Trump is coming off as Putin's poodle, but that actually undermines Russia's main goal // The Brookings Institution. July 20, 2018 // URL: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2018/07/20/trump-is-coming-off-as-putins-poodle-but-that-actually-undermines-russias-main-goal

20 Baev P. K. In Helsinki Putin can grant Trump great success of sorts // The Brookings Institution. July 6, 2018 // URL: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2018/07/06/ in-helsinki-putin-can-grant-trump-great-success-of-sorts

21 Around the halls: Brookings experts react to the Trump-Putin meeting and NATO summit // The Brookings Institution. July 16, 2018 // URL: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2018/07/16/around-the-halls-brookings-experts-react-to-the-trump-putin-meeting-and-nato-summit

ны минимизировать ущерб от действий президента на международной арене. В случае внешнеполитических ошибок со стороны Трампа эксперт не исключил прямое вовлечение США в следующий кризис во имя поддержания международного порядка.

А. Полякова считает, что президент России - единственный, кто выиграл на этом саммите, поскольку у американской стороны не было чёткой повестки. К. Стелзенмюл-лер, напротив, полагает, что Трамп благодаря администрации не пошёл на уступки и не изменил позицию по Крыму, Украине, Сирии, а также укреплению обороны НАТО на востоке.

С. Пайфер упрекнул Трампа в том, что он не осудил Россию за агрессию против Украины, ухудшение двусторонних отношений, а принял сторону Москвы, считая, что она не вмешивалась в выборы 2016 г. С точки зрения эксперта, встреча нанесла вред национальным интересам США.

В итоге стремление России «стать создателем порядка» беспокоит экспертов Брукингского института. Они полагают, что США при Трампе несколько сбавили инициативу по формированию повестки для двусторонних отношений с Россией. Однако компромиссный подход, в сущности, не отвергается.

Асимметричная информационная война: авторитаризм vs демократия

ВБрукингском институте отдельно изучаются вопросы противодействия дезинформации со стороны России. А. Полякова, директор проекта по глобальной демократии и новым технологиям, в публикации «Уроки доклада Мюллера по российскому политическому противоборству» (2019 г.) безосновательно обвинила Россию в проведении эффективных асимметричных политических войн против Запада [22].

По её мнению, Москва с помощью дезинформации, пропаганды, кибератак, распространения лож-

ных новостей, внедрения политических групп и вмешательства в президентскую кампанию 2016 г. пыталась подорвать доверие избирателей к демократии, её институтам и либеральным ценностям, а также ослабить трансатлантические структуры.

Другой исследователь, М. Л. Тейлор, считает цель вторжений в демократические процессы - ослабить западное влияние и антироссийские санкции, а также обрести глобальную роль и вернуть постсоветские страны в сферу своего влияния [23]. Жертвами асимметричного противоборства стали 24 государства, в

22 Polyakova A. Lessons from the Mueller report on Russian political warfare // The Brookings Institution. June 20, 2019 // URL: https://www.brookings.edu/testimonies/lessons-from-the-mueller-report-on-russian-political-warfare/

23 Taylor M. L. Combating disinformation and foreign interference in democracies: Lessons-from-Europe // The Brookings Institution. July 31, 2019 // URL: https://www.brookings.edu/blog/ techtank/2019/07/31/combating-disinformation-and-foreign-interference-in-democracies-lessons-from-europe

том числе Швеция, Франция, Германия, Великобритания, Венгрия. Он указал на то, что накануне «Двадцатки» (июнь 2019 г.) Путин неслучайно назвал либеральную идею устаревшей (мультикультуризм, права человека, верховенство закона). В условиях кризиса либерального миропорядка необходима адаптация демократических институтов.

А. Полякова и К. Месерол в публикации «Экспорт цифрового авторитаризма: российская и китайская модели» (2019 г.) вновь подняли тезис о столкновении демократии и авторитаризма, предположив, что авторитарные режимы используют цифровые технологии для манипулирования зарубежной и внутренней аудиторией, а также изменения баланса сил [24]. Отметим, что ранее в работах Пайфера конкуренция между демократической и авторитарной моделью отвергалась.

По версии Поляковой, Москва с помощью цифровой дезинформации подавляет оппозицию и подрывает демократические режимы. Причём информационные операции с помощью сети аккаунтов в соцсетях (Fcucebook, Instagram, Twitter, YouTube, Tumblr) достаточно адаптированы к политическому контексту США.

А. Полякова и С. Ф. Бойер рекомендуют США:

- довести до сведения общественности последствия кибератак;

- инвестировать в исследования по развитию высоких технологий;

- улучшить обмен информацией с партнёрами;

- разработать стратегию сдерживания в области информационной безопасности;

- ужесточить экспортный контроль над технологиями;

- внедрить демократическую модель цифрового управления [25].

Эксперты приходят к выводу, что в политической борьбе на высоком технологическом уровне Россия с её «ограниченными возможностями» смогла извлечь преимущества из цифровой информационной войны (digital information warfare) и застать Запад «врасплох» благодаря технологическим инновациям в области искусственного интеллекта, автономи-зации, доступности больших данных (Big data) и т. д.

В целом в данных публикациях обвинения не выглядят убедительными, а выводы - обоснованными, поскольку не были приведены сколько-нибудь весомые доказательства «вины» Москвы. Сама Полякова признаётся в отсутствии методики точного определения и фиксации проведения информационных операций [26]. Тезис о кибератаках на демократию и неспособности республиканской администрации Трампа противостоять им необходим для демократов в предвыборной борьбе 2020 г.

24 Polyakova A., Meserole Ch.. Exporting digital authoritarianism: the Russian and Chinese models // The Brookings Institution. August, 2019 // URL: https://www.brookings.edu/research/ exporting-digital-authoritarianism

25 Polyakova A., Boyer S. Ph. The future of political warfare: Russia, the West, and the coming age of global digital competition // The Brookings Institution. March, 2018 // URL: https://www. brookings.edu/research/the-future-of-political-warfare-russia-the-west-and-the-coming-age-of-global-digital-competition

26 Fighting Russian Disinformation // Foreign Policy. September 30, 2019 // URL: https:// foreignpolicy.com/podcasts/and-now-the-hard-part/fighting-russian-disinformation

На основе вышеприведённого анализа можно сделать несколько выводов.

1. Ввиду неспособности США в одностороннем порядке решать глобальные проблемы Брукингский институт, как типичный либеральный «мозговой центр», связанный с демократами, прагматично выступает за вовлечение России в формат сотрудничества без определённых условий даже в период кризисов.

2. Американские эксперты не готовы перевернуть страницу и оставить в стороне разногласия по поводу украинского кризиса, размещения американских систем ПРО в Европе и расширения НАТО на Восток, соблюдения прав человека. Однако продолжают выступать за поддержание международной стабильности и сокращение стратегического вооружения через прямой диалог США и России.

3. Украинский и сирийский конфликты показали спор России и США за будущее мироустройства: столкнулись принципы международного права и правила игры с позиции силы. Прогнозируется новая эпоха соревнования великих держав [27] и цифровые информационные войны.

4. В период кризиса либерального миропорядка либеральные «мозговые центры» через критику отсутствия постоянного российско-американского диалога стремятся вернуть политику Трампа в прежнее русло: продвижение демократии и прав человека, многостороннее сотрудничество, политико-дипломатические методы решения конфликтных ситуаций.

5. Эксперты уделяют много внимания особенностям внешней и внутренней политики России. Они не считают её великой державой, но склонны представлять её значимым актором, способным соперничать и бросить вызов США в Восточной Европе и на Ближнем Востоке.

6. Россия перестала быть врагом, но не стала полноценным стратегическим союзником. Вместе с тем ведущие американские эксперты готовы признать её ядерный потенциал, военные возможности, «мягкую силу» и просчитывают степень её влияния на международное сообщество, в том числе в интернет-пространстве. Они, как и российские специалисты, задумываются об институционализации отношений и придании им нового качественного содержания.

Таким образом, эксперты считают, что важно начать поиск взаимоприемлемой формулы сотрудничества и обсуждение реформирования евро-атлантической системы безопасности с учётом интересов России. Требуются интеллектуальные контакты российских научных центров и американских либеральных «мозговых центров» в рамках научных дискуссий, обменов, круглых столов, участия в совместных проектах, которые являются неформальным компонентом внешнеполитического механизма для выработки взаимоприемлемых для России и Запада решений.

27 Штоль В. В. Россия и Запад: несостоявшийся альянс, или Противостояние как неизбежность. СПб.: Алетейя, 2019.

Библиография • References

Задохин А. Г., Штоль В. В. Россия и Украина: выбор пути и кризис идентичности // Обозреватель-Observer. 2019. № 9. С. 5-24. [Zadohin A. G., SHtol' V. V. Rossiya i Ukraina: vybor puti i krizis identichnosti //

Obozrevatel'-Observer. 2019. № 9. S. 5-24] Панюжева М. М. Ключевые внешнеполитические кадры команды Дональда Трампа // США и Канада: экономика, политика, культура. 2018. № 2. С. 95-112. [Panyuzheva M. M. Klyuchevye vneshnepoliticheskie kadry komandy Donal'da Trampa // SSHA i Kanada: ekonomika, politika, kul'tura. 2018. № 2. S. 95-112] Штоль В. В. Восторжествует ли разум в мировой политике // Обозреватель-

Observer. 2017. № 10. С. 6-13. [SHtoi' V. V. Vostorzhestvuet li razum v mirovoj politike // Obozrevatel'-Observer.

2017. № 10. S. 6-13] Штоль В. В. Россия и Запад: несостоявшийся альянс, или Противостояние как

неизбежность. СПб.: Алетейя, 2019.- 434 с. [SHtoi' V. V. Rossiya i Zapad: nesostoyavshijsya al'yans, ili Protivostoyanie kak

neizbezhnost'. SPb.: Aletejya, 2019.- 434 s.] Around the halls: Brookings experts react to the Trump-Putin meeting and NATO summit // The Brookings Institution. July 16, 2018 // URL: https://www. brookings.edu/blog/order-from-chaos/2018/07/16/around-the-halls-brookings-experts-react-to-the-trump-putin-meeting-and-nato-summit Back from the Brink: Toward Restraint and Dialogue between Russia and the West // The Brookings Institution. June 20, 2016 // URL: http://www.brookings.edu/ research/reports/2016/06/russia-west-nato-restraint-dialogue Baev P. K. In Helsinki Putin can grant Trump great success of sorts // The Brookings Institution. July 6, 2018 // URL: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2018/07/06/in-helsinki-putin-can-grant-trump-great-success-of-sorts Baev P. K. Russia stumbles in the fog of Syrian war // The Brookings Institution. February 21, 2018 // URL: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2018/02/21/russia-stumbles-in-the-fog-of-syrian-war Fighting Russian Disinformation // Foreign Policy. September 30, 2019 // URL: https://foreignpolicy.com/podcasts/and-now-the-hard-part/fighting-russian-disinformation

Hiii F. Understanding and deterring Russia: U.S. policies and strategies // The Brookings Institution. February 10, 2016 // URL: https://www.brookings.edu/ testimonies/understanding-and-deterring-russia-u-s-policies-and-strategies O'Hanion M. E, Zeigier S. No, we aren't on the brink of a new Cold War with Russia and China // The Brookings Institution. July 13, 2019 // URL: https://www. brookings.edu/blog/order-from-chaos/2019/07/13/no-we-arent-on-the-brink-of-a-new-cold-war-with-russia-and-china Pifer S. 10 years after Obama's nuclear-free vision, the U.S. and Russia head in the opposite direction // The Brookings Institution. April 4, 2019 // URL: https:// www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2019/04/04/10-years-after-obamas-nuclear-free-vision-the-us-and-russia-head-in-the-opposite-direction Pifer S. Extending New START is a no-brainer - And yet, we can't count on it // The Brookings Institution. February 25, 2019 // URL: https://www.brookings.edu/ blog/order-from-chaos/2019/02/20/extending-new-start-is-a-no-brainer-and-yet-we-cant-count-on-it Pifer S. Five years after Crimea's illegal annexation, the issue is no closer to resolution // The Brookings Institution. March, 3 2018 // URL: https://www.

brookings.edu/blog/order-from-chaos/2019/03/18/five-years-after-crimeas-illegal-annexation-the-issue-is-no-closer-to-resolution Pifer S. The future of U.S.-Russian arms control // The Brookings Institution. February 26, 2016 // URL: http://www.brookings.edu/research/papers/ 2016/02/26-future-us-russian-arms-control-pifer Pifer S. With U. S.-Russian arms control treaties on shaky ground, the future is worrying // The Brookings Institution. April 25, 2019 // URL: https://www. brookings.edu/blog/order-from-chaos/2019/04/25/nuclear-security-arms-control-and-the-us-russia-relationship Polyakova A. Lessons from the Mueller report on Russian political warfare // The Brookings Institution. June 20, 2019 // URL: https://www.brookings.edu/ testimonies/lessons-from-the-mueller-report-on-russian-political-warfare Polyakova A., Boyer S. Ph. The future of political warfare: Russia, the West, and the coming age of global digital competition // The Brookings Institution. March, 2018 // URL: https://www.brookings.edu/research/the-future-of-political-warfare-russia-the-west-and-the-coming-age-of-global-digital-competition Polyakova A., Meserole Ch. Exporting digital authoritarianism: the Russian and Chinese models // The Brookings Institution. August, 2019 // URL: https://www. brookings.edu/research/exporting-digital-authoritarianism Restoring equilibrium: U.S. policy options for countering and engaging Russia // The Brookings Institution. February 2018 // URL: https://www.brookings.edu/ research/restoring-equilibrium-u-s-policy-options-for-countering-and-engaging-russia

Rose F A. The end of an era? The INF Treaty, New START, and the future of strategic stability // The Brookings Institution. February 12, 2019 // URL: https://www. brookings.edu/blog/order-from-chaos/2019/02/12/the-end-of-an-era-the-inf-treaty-new-start-and-the-future-of-strategic-stability Shapiro J. Trump is coming off as Putin's poodle, but that actually undermines Russia's main goal // The Brookings Institution. July 20, 2018 // URL: https:// www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2018/07/20/trump-is-coming-off-as-putins-poodle-but-that-actually-undermines-russias-main-goal Shapiro J., Charap S. Really, actually avoiding a new Cold War // The Brookings Institution. October 20, 2015 // URL: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2015/10/20/really-actually-avoiding-a-new-cold-war Stent A. Putin's World: Russia Against the West and With the Rest // The Brookings Institution. February 26, 2019 // URL: https://www.brookings.edu/books/putins-world-russia-against-the-west-and-with-the-rest Talbott S., Tennis M. 25 years after Ukraine denuclearized, Russian aggression continues to rise // The Brookings Institution. January 18, 2019 // URL: https:// www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2019/01/18/25-years-after-ukraine-denuclearized-russian-aggression-continues-to-rise Taylor M. L. Combating disinformation and foreign interference in democracies: Lessons-from-Europe // The Brookings Institution. July 31, 2019 // URL: https:// www.brookings.edu/blog/techtank/2019/07/31/combating-disinformation-and-foreign-interference-in-democracies-lessons-from-europe Tennis M, Talbott S. Jettisoning arms control endangers America's edge in great-power politics // The Brookings Institution. July 26, 2019 // URL: https://www. brookings.edu/blog/order-from-chaos/2019/07/26/jettisoning-arms-control-endangers-americas-edge-in-great-power-politics

Статья поступила в редакцию 9 октября 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.