Научная статья на тему 'РОССИЯ И КИТАЙ: НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА'

РОССИЯ И КИТАЙ: НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
110
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / САНКЦИИ / НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / СЕВЕРНЫЙ МАРШРУТ / ТРАНЗИТ / РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ / РИСКИ / ПРЕИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Максимова Е.И., Максимов А.А.

В статье дается оценка текущим российско-китайским экономическим отношениям, а также рассматриваются их перспективы в условиях продолжающегося политического и санкционного давления в отношении России. В качестве потенциального ключевого направления развития российско-китайских торгово-экономических отношений рассматривается Новый Шелковый путь как часть концепции долгосрочного социально-экономического развития Китая. Приводится экспертная оценка преимуществ и рисков от участия России в проекте Нового Шелкового пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ И КИТАЙ: НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА»

Максимова Е. И., Максимов Л. Л.*

РОССИЯ И КИТАЙ: НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация: В статье дается оценка текущим российско-китайским экономическим отношениям, а также рассматриваются их перспективы в условиях продолжающегося политического и санкционного давления в отношении России. В качестве потенциального ключевого направления развития российско-китайских торгово-экономических отношений рассматривается Новый Шелковый путь как часть концепции долгосрочного социально-экономического развития Китая. Приводится экспертная оценка преимуществ и рисков от участия России в проекте Нового Шелкового пути. Ключевые слова: экономика, экономические отношения, торгово-экономические отношения, санкции, новый шелковый путь, северный маршрут, транзит, российско-китайские, риски, преимущества.

Итоги референдума 16 марта 2014 года о присоединении Крымского полуострова к составу Российской Федерации стали историческим прецедентом и «потрясли» устоявшийся миропорядок. Это историческое событие с политической точки зрения имело несколько значений и последствий. Россия, с одной стороны, твердо заявила миру о намерении и готовности отстаивать свои национальные интересы как великая держава, на фоне чего произошла небывалая консолидация общества, рост патриотизма и популярности власти среди населения. С другой стороны, этот геополитический шаг послужил удобным формальным поводом для выставления нашей страны агрессором и развязывания против нее санкционной войны США и целым рядом других стран.

Внешнеполитические и внешнеэкономические отношения России с западными странами на этом фоне существенно пострадали. По данным доклада ООН, в результате введения санкций, начиная с 2014 года, Россия в общей сложности потеряла не менее $55 млрд. В то же время, санкции в отношении России стоят странам, которые их ввели, по $3,2 млрд ежемесячно, причем основное бремя потерь ложится на страны ЕС1.

Антироссийские санкции Запада послужили поводом для начала бурного обсуждения в СМИ возможного «разворота» нашей страны в сторону Китая

* Максимова Елена Ивановна - к.э.н., научный сотрудник Отдела экономических исследований Института востоковедения РАН

** Максимов Арсений Андреевич - к.с.н., брендменеджер ООО «Машимпорт»

1 В ООН назвали суммарные потери России от санкций // https://www.vedomosti.ru/economics/ г^5/2017/09/13/733623-ООП-ГО55Н

и дальнейшая теплая дружба со второй экономикой мира2. Существуют, впрочем, и другая версия того, почему российско-китайские экономические отношения в последние годы стали носить приоритетный характер. Так, Сафронова Е.И3. в своей статье пишет, что еще в преддверии саммита АТЭС, прошедшего во Владивостоке в сентябре 2012 г. В.В. Путин отметил колоссальный потенциал делового сотрудничества с Китаем, выразив тем самым готовность и желание это сотрудничество развивать. А в Послании ФС 2013 г. президент назвал подъем Сибири и российского Дальнего Востока (РДВ) стратегической целью и национальным приоритетом на весь XXI век4.

Уникальное географическое положение и размеры нашей страны действительно скрывают огромный потенциал для сотрудничества не только с Европой, но и с Азией и, в первую очередь, с Китаем, который, как известно, будучи соседом России, является и ее важнейшим экономическим партнером. Думается, что настало время, для того, чтобы разумно оценить возможность использования этого ресурса с точки зрения взаимовыгодного торгово-экономического развития наших стран. Как отмечают китайские эксперты В. Шуцунь и В. Циньсун, две больших соседних страны должны дружить, а не выступать друг против друга, мы нуждаемся друг в друге, так что стратегическое сотрудничество между двумя странами неизбежно. Кроме того, подъем Китая и возрождение России сталкиваются с давлением внешних сил, будь то с идеологической точки зрения или с точки зрения национальных интересов; некоторые западные страны по-прежнему рассматривают Китай и Россию как вызов западному миру и продолжают оказывать на них давление. Именно поэтому КНР и РФ должны прилагать совместные усилия, для того чтобы уменьшить издержки, связанные с эко-

«-» с

номическим, политическим и культурным возрождением каждой из стран5.

Кризис, как возможность и повод сближения с Китаем

Для того, чтобы оценить возможные направления развития торгово-экономических отношений России и Китая, рассмотрим вкратце сложившийся на сегодняшний день товарообмен наших стран.

2 Китай, Россия и санкции. Как прагматичность Китая помогает Западу?//Ьй:р5://ги.е5рге50.1:у/ article/2016/02/09/kytay_rossyya_y_sankcyy_kak_pragmatychnost_pekyna_pomogaet_zapada

3 Сафронова Е.И. Поворот России на Восток: дискурс и состояние дел. - Современные российско-китайские отношения Российская академия наук; Федеральное государственное бюджетное Учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук. М., 2017. - С. 34-35.

4 Там же. С. 35.

5 Шуцунь В., Цинсун В. На пути к взаимовыгодному сотрудничеству. «Экономический пояс шелкового пути» и ЕАЭС - конкуренты или партнеры? / Свободная мысль. - 2014. - № 4 (1646). - С. 100.

Рисунок 1

Основные торговые партнеры Российской Федерации среди стран дальнего зарубежья (данные на графике представлены за 2017 г.)

Китай Германия Нидерланды Италия США

Источник: Статистика внешней торговли ФТС РФ.

Россия традиционно экспортирует в КНР товары сырьевой группы. В 2013 г. на поставки топливных ресурсов и электроэнергии пришлось 67% всего российского экспорта в стоимостном выражении. Вторую позицию занимает экспорт лесоматериалов (7%), а на третьем месте расположились цветные металлы - медь, никель и алюминий (5%). Экспортерами являются преимущественно крупные государственные компании или небольшие фирмы, находящиеся под контролем местных администраций. Основу российского импорта из Китая составляет готовая продукция. Более 40% приходится на машины и оборудование, 20% - на одежду, обувь и другие продукты текстильной промышленности, а 10% - на химические товары6. Сравнительные данные по товарному экспорту из России в Китай представлены на рисунке 2.

6 Россия и Китая: взаимодействие двух гигантов // https://fortrader.org/opinion/rossiya-i-kitaj-vzaimodejstvie-dvux-gigantov.html

Основные страны экспорта России

Опираясь на сравнительные данные диаграммы 3, импорт из Китая за период 2015-2017 гг. также вырос в процентном отношении. Структура импорта по данным Федеральной таможенной службы РФ на 2016 год состояла в основном из таких видов товаров, как:

• Машины, оборудование и транспортные средства - 58,65% от всего объема импорта России из Китая (в 2015 году - 54,70%);

• Текстиль и обувь - 11,38% (в 2015 году - 13,00%);

• Продукция химической промышленности-9,43%(в2015году-9,56%);

• Металлы и изделия из них - 6,71% (в 2015 году - 7,34%);

• Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё - 4,26% (в 2015 году - 4,41%);

• Древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 1,03% (в 2015 году - 1,11%).

Основные страны импорта России Основные страны импорта

Прочие

29%

1% 2%

Чехия % Чк

2% 2% 2%/\. Финляндия г% Нидерланды

Великобритания 1%

Казахстан ^НИГ

Китай

Германия

Украина Польша Юж. Кореи

Япония Италия

Франция

Беларусь

В своих торговых отношениях с Россией Китай в первую очередь заинтересован, в укреплении своей энергобезопасности. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в 2010 г. Китай вышел на первое место в мире по потреблению энергии. В 2013 г. страна стала крупнейшим в мире импортером нефти, обойдя Соединенные Штаты, занимавшие эту позицию с 1970-х гг.7 Учитывая это обстоятельство, а также снижение поставок энергоресурсов в Европу, доля Китая в структуре российского экспорта нефти выросла.

В марте 2013 года «Роснефть» и СОТС договорились о поставках в Китай 35 млн т нефти до 1 января 2019 года на условиях предоплаты. В соответствии с допсоглашением, с 1 января 2017 года по 31 декабря 2023 года в КНР будет поставлено 70 млн т нефти. Это означает, что с учетом ранее направленных 21 млн т общий объем поставок по этому контракту достигнет 91 млн т за 10 лет, а поставки нефти в КНР вырастут на 56 млн т8.

7 Россия и Китая: взаимодействие двух гигантов // https://fortrader.org/opinion/rossiya-i-kitaj-vzaimodejstvie-dvux-gigantov.html

8 Куда течет наша нефть: рейтинг стран-покупателей сырья // http://www.forbes.ru/biznes-photogallery/341975-po-druzhDe-i-morem-kuda-techet-nasha-neft

В январе 2017 года Россия впервые стала крупнейшим поставщиком сырой нефти в Китай, обойдя по этому показателю Саудовскую Аравию. По данным таможенной службы КНР, поставки топлива из России выросли по сравнению с 2015 годом на четверть и составили 1,05 млн баррелей в сутки. Саудовская Аравия в 2016 году поставляла в КНР 1,02 млн баррелей в сутки, что на 0,9% больше, чем годом ранее9. При этом Китай, по данным Статистики внешней торговли ФТС РФ на 2017 занимает второе место в списке стран-импортеров российской нефти, уступая Нидерландам10.

Не праздный интерес, однако, вызывает будущее экономических отношений России и Китая. Перспектива российско-китайских торгово-экономических отношений, однако, оценивается неоднозначно. Объем двусторонней торговли действительно растет и в 2017 году прибавил 20% и превысил 80 миллиардов долларов. «В январе-марте 2018 года объем российско-китайской торговли вырос на еще 31%. По словам В.В. Путина, если нам удастся сохранить такие темпы, то к концу года мы сможем выйти на рекордный показатель, на уровень, о котором мы говорили в течение предыдущих нескольких лет - 100 миллиардов долларов»11.

Эти цифры свидетельствуют о безусловном потенциале торговых взаимоотношений двух стран. Однако, поскольку в структуре российско-китайского экспорта превалируют природные ресурсы, а мощности Китая ограничены, нет оснований рассчитывать на значительное увеличение его объемов. Очевидно, что нынешние торгово-экономические отношения с Китаем себя исчерпали и их развитие требует катализатора, способного открыть новые перспективы. Одним из основных направлений развития торгово-экономических отношений наших стран выступает китайский проект глобального масштаба, получивший название Новый Шелковый путь.

Чего хочет Китай?

Давно не является секретом, что у Китая грандиозные долгосрочные планы развития, ёмко сформулированные в тезисе о «великом возрождении китайской нации». В выступлениях и статьях китайских лидеров - Мао Цзедуна, Дэн Сяопина, Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао - пропагандируется общее стремление к «организации и сплочению в деле построения независимого, свободного, демократического, единого, богатого и могучего Нового Китая»12.

9 Куда течет наша нефть: рейтинг стран-покупателей сырья // http://www.forbes.ru/biznes-photogallery/341975-po-aruzhbe-i-morem-кuda-tecnet-nasha-neft

10 http://ru-stat.com/date-M201701-201712/RU/export/world/0527

11 Как далеко можно зайти в союзе с Китаем? /http://expert.ru/2018/06/10/kak-daleko-mozhno-zajti-v-soyuze-s-kitaem/

12 Цит. по: Максимова Е.И. Экономика Китая: перспективы смены модели экономического роста. -Восточная аналитика. - 2014. - № 4. С. 9

Дэн Сяопин, например, говорил о длительном построении социализма

«-» «-» 1 и п

с китайской спецификой. «За два десятилетия, то есть к концу нашего века (имеется в виду ХХ век), [необходимо] увеличить производство промышленной и сельскохозяйственной продукции в четыре раза, достигнуть сред-незажиточного уровня жизни... [но] для того, чтобы действительно стать развитой страной. Китаю потребуется еще 30-50 лет»13. Эти идеи нашли свое воплощение в документе, получившем название «Прогноз-2050», который, как отмечает К.Г. Муратшина, представляет четко сформулированную и просчитанную с учетом всевозможных вызовов стратегию экономического развития Китая, преобразования его экономики в индустриально-информационную, подъема на уровень экономически развитых стран.

План долгосрочного развития, однако, не ограничивается постановкой промышленных и экономических целей. У китайских лидеров было и есть понимание того, что достигнуть столь высоких целей невозможно без главной силы государства - его сплоченного народа. Поэтому уже не одно десятилетие делается акцент на формирование нужного морально-нравственного облика китайского гражданина. Так, в частности, Дэн Сяопин отмечал, что китайский гражданин должен «хладнокровно наблюдать, укреплять расшатанные позиции, проявляя выдержку, справляться с трудностями, держаться в тени и ничем не проявлять себя, быть в состоянии защищать пусть неуклюжие, но свои собственные взгляды, ни в коем случае не лезть вперед, на первое место, и при этом делать что-то реальное»14. Си Цзиньпин в своем выступлении перед студентами и преподавателями Пекинского университета 4 мая 2014 года выделил четыре ценности современной эпохи (патриотизм, прогресс, демократия и наука). Кроме того, им были отмечены четыре соотносящихся с этими ценностями добродетели (вежливость, чувство долга, умеренность и совесть), «если не придерживаться [которых],. государство погибнет»15.

В целом прорыв китайской экономики по замыслу создателей стратегии зиждется на особой системе ценностей сложившейся у Китая за несколько тысяч лет. Некоторые из них в форме конфуцианских цитат приведены ниже16:

• «Народ - основа государства»

• «Природа и человек едины»

• «Достигать согласия при наличии разногласий»

• «Как небесные светила движутся без остановки, так и благородный муж должен постоянно самосовершенствоваться»

13 Цит. по: Максимова Е.И. Экономика Китая: перспективы смены модели экономического роста. -Восточная аналитика. - 2014. - № 4. С. 9 Дэн Сяопин. Идея «одно государство - два строя» выдвинута на основе реальных условий// Основные вопросы современного Китая. М., 1988, с. 120 Цит. по: Муратшина К.Г. «Китай-2050»: специфика формирования стратегии, Актуальные проблемы ШОС, 2010, с. 87

14 Цит. по: Максимова Е.И. Экономика Китая к 2050 г. /.../с. 10

15 Тавровский Ю.В. Си Цзиньпин: По ступеням китайской мечты. - М.; Эксмо, 2015. - с. 90.

16 Тавровский Ю.В. Си Цзиньпин: По ступеням китайской мечты. - М.; Эксмо, 2015. - с. 90.

• «Когда осуществляются признанные обществом нормы, тогда Поднебесная становится общественным достоянием»

• «На каждом человеке лежит ответственность за судьбу страны»

• «Благородный муж думает о долге»

• «Благородный муж в душе безмятежен»

• «Благородный муж во всех делах считает справедливость самым главным»

• «И слово должно быть верным и дело решительным»

• «Человек, которому нельзя доверять, ни на что не годен»

• «Высоконравный муж не одинок - у него всегда найдутся сторонники»

• «Гуманный муж всегда любит других людей»

• «Помогать другим в добрых делах»

• «Не делать другим того, чего себе не пожелаешь»

• «Быть со всеми в дружеских отношениях, оказывать взаимопомощь в охране территории и наблюдении за врагом»

• «Уважать своих стариков, а также стариков других людей, заботиться о своих детях, а также о детях других людей»

• «Приходить на помощь в трудную минуту»

• «Не бояться бедности, а бояться неравенства».

Выдвинутая руководством КНР стратегическая цель возрождения китайской нации, амбициозные задачи построения к 2021 г. среднезажиточного общества, а к 2049 г. - богатого и сильного модернизированного социалистического государства диктуют Китаю необходимость радикальной активизации внешнеэкономической деятельности17.

Одной из наиболее амбициозных инициатив предпринятых Китаем в последние годы является концепция «Один пояс - один путь» («Новый Шелковый путь», «Экономический пояс Шелкового пути»), впервые выдвинутая китайским лидером Си Цзиньпином в 2013 году. Сама по себе идея грандиозна, носит инновационный характер, не имеет организационных рамок и предполагает, по сути, создание огромного международного торгового пространства. Как известно, она включает в себя два проекта: «Экономический пояс шелкового пути» и «Морской пояс шелкового пути XXI века». В соответствии с «Концепцией и планом действий по содействию совместному строительству Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века» целью проекта является создание «новых механизмов экономического развития», которые будут «способствовать более эффективному распределению ресурсов» и укреплению «рыночной интеграции между государствами Европы, Азии и Африки»18.

17 Титаренко М.Л., Ларин А.Г., Матвеев В.А. Концепция экономического пояса шелкового пути и интересы России. - Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. -2015. - Т. 7. № 1. -С. 6.

18 Китай опубликовал план действий по реализации инициатив о строительстве «экономического пояса Шелкового пути» и «морского Шелкового пути 21-го века» // http://kz.chineseembassy.org/rus/ gyzg/t1250518.htm

В основных направлениях «Один пояс и один путь» (см. Рис. 4, Рис. 5) будет создаваться новый континентальный мост между Европой и Азией в форме трех международных коридоров экономического сотрудничества: «Китай-Монголия-Россия», «Китай - Центральная Азия-Западная Азия» и «Китай-Индокитай».

Рисунок 4

Проекты

Экономический пояс Шёлкового пути

Предполагаемые основные маршруты

Северный (Китай - Центральная Азия - Россия - Европа (до Балтийского моря}} ---Центральный (Китай - Центральная и Западная Азия - Персидский залив и Средиземное море}

— Южный (Китай - Юго-Восточная Азия - Южная Азия - Индийский океан)

Морской Шёлковый путь XXI века

.....Из морских портов Китая через Южно-Китайское море в южную акваторию Тихого океана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^Из морских портов Китая через Южно-Китайское море до Индийского океана и дальше до Европы

Маршрут Великого Шелкового пути (около I в. н.э.)

В указанных направлениях планируется сформировать международные коридоры экономического сотрудничества

■ «Китай - Монголия - Россия»

■ «Китай - Центральная Азия - Западная Азия»

■ «Китай - Индокитай»

■ «Китай - Пакистан»

■ «Бангладеш - Индия - Мьянма - Китай»

Источник: https://inosmi.ru/infographic/20170515/239348942.html

Источник: http://to-ros.info/?attachment_id=60835

В их основу лягут крупные международные маршруты с опорными точками в ключевых городах и площадками для сотрудничества в важных тор-гово-экономико-производственных зонах. Важнейшим преимуществом торговых путей, создаваемых под эгидой «Нового Шелкового пути» является скорость доставки грузов. Если морем грузы из Поднебесной в Старый свет добираются порядка 40 дней, то по железной дороге товары могут доставляться за 14—15 дней19. На море планируется создавать безопасные, бесперебойные и высокоэффективные транспортные маршруты с узловыми точками в важнейших портах20.

Не менее грандиозный морской путь начинается в городе Цюаньчжоу (провинция Фузцянь), следует через крупные южнокитайские города, через Малаккский пролив, заходя в Куала-Лумпур. Пересекая Индийский океан, останавливается в Калькутте (Индия), Коломбо (Шри-Ланка), на Мальдивах, доходит до Найроби (Кения). Далее маршрут проходит по Красному морю через Джибути, через Суэцкий канал следует до Афин (Греция), в Венецию (Италия) и смыкается с наземным Шелковым путем21.

19 Логисты осваивают «новый шелковый путь» // http://expert.ru/2017/06/26/logistyi-osvaivayut-novyij-shelkovyij-put/

20 Китай опубликовал план действий по реализации инициатив о строительстве «экономического пояса Шелкового пути» и «морского Шелкового пути 21-го века» // http://kz.chineseembassy.org/rus/ gyzgXt1250518.htm

21 Новый Шелковый путь: маршрут, схема, концепция // http://fb.ru/article/208819/novyiy-shelkovyiy-put-marshrut-shema-kontseptsiya

Говоря о значении Нового шелкового пути, Си Цзинпинь привел в качестве аналогии Великий шелковый путь22, начавший свою историю в 120 гг. до н.э23. Этот торговый путь имел протяженность более 7 тыс. км и просуществовал более 1,5 тыс. лет, потеряв свою актуальность с развитием торгового мореплавания. Великий шелковый путь сыграл огромную историческую роль не только как путь торговли, но и с культурологической точки зрения. Например, буддизм, как отметил Си Цзинпинь, «возник в Индии, расцвел в Китае и обогатился в Юго-Восточной Азии. Конфуцианская культура, зародившаяся в Китае, получила признание среди европейских мыслителей, таких как Лейбниц и Вольтер. В этом и заключается привлекательность общения и успехи взаимного обучения.»24

В своей речи на первом международном экономичеком форуме «Один пояс, один путь» 15 мая 2017 года китайский лидер, обращаясь к тому историческому периоду создал перед слушателями практически утопическую картину. «Люди разных цивилизаций, религий и рас старались находить общее, несмотря на существующие различия, они были открыты и терпимы друг к другу. Они плечом к плечу писали великолепные стихи, проникнутые взаимным уважением, рука об руку писали прекрасную картину о совместном развитии. Сегодня древние города Цзюцюань, Дуньхуан, Тур-фан, Самарканд, Багдад и Константинополь, а также древние порты Нинбо, Цюаньчжоу, Гуанчжоу, Бэйхай, Коломбо, Джидда и Александрия являются живыми памятниками этого исторического периода, говорящими нам, что цивилизация развивается благодаря открытости, а народы - благодаря взаимодействию. История, как подытожил Си Цзинпинь, - «наш лучший учитель.»25

С экономической точки зрения, Великий шелковый путь был чрезвычайно выгодным предприятием для Китая, поскольку многие китайские товары, в частности, как шелк, до поры не имели аналогов в Европе и продавались за золото и серебро. С античных времен до конца своего функционирования Великий шелковый путь действовал как канал «перекачивания» драгоценных металлов из Европы на Восток26.

Таким образом, апеллируя к общеизвестному и, безусловно, грандиозному историческому явлению (любопытно, что свое название Великий шелковый путь получил лишь в конце XIX века в книге Г. Рихтгофена), китайский лидер, подчеркнул, что новые торговые пути создаются в интересах всех без исключения стран-участников проекта. Концепция «Одного

22 «Один пояс, один путь»: полный текст речи Си Цзиньиина //https://inosmi.ru/politic/20170519/239391693.html

23 Великий шелковый путь - история // http://taynikrus.ru/zagadki-istorii/velikij-shelkovyj-put-istoriya/

24 «Один пояс, один путь»: полный текст речи Си Цзиньпина //https://inosmi.ru/politic/20170519/239391693. html

25 «Один пояс, один путь»: полный текст речи Си Цзиньпина //https://inosmi.ru/politic/20170519/239391693. html

26 Великий шелковый путь - история // http://taynikrus.ru/zagadki-istorii/velikij-shelkovyj-put-istoriya/

пояся-одного пути», как следует из его доклада, строится на пяти основных принципах:

• Дорога к миру («Мы должны сформировать международные отношения нового типа, отличительной чертой которых станет выгодное для всех сотрудничество. Мы должны формировать партнерства на основе диалога и дружбы, а не конфронтационные альянсы.»)

• Дорога процветания («Мы должны укреплять международное сотрудничество по наращиванию производственных мощностей и изготовлению оборудования...»; «Мы должны создать устойчивую и жизнеспособную систему финансовых гарантий, которая будет ограничивать риски, создавать новые модели инвестирования и финансирования, содействовать укреплению сотрудничества между государственным и частным капиталом.»; «Мы должны содействовать сопряжению наземной, морской, воздушной и цифровой инфраструктур, сосредоточить усилия на ключевых коридорах, городах и проектах, а также соединить сети автомобильного, железнодорожного сообщения и морские порты.»)

• Дорога к открытости (Мы должны создать открытую платформу сотрудничества, защищая и развивая открытую мировую экономику. Открытость ведет к прогрессу, а изоляция к отсталости... Мы должны без предубеждений относиться к внешнему миру, отстаивая многосторонний торговый режим, содействуя созданию зон свободной торговли, способствуя либерализации, торговле и инвестициям.)

• Дорога инноваций (Мы должны без предубеждений относиться к внешнему миру, отстаивая многосторонний торговый режим, содействуя созданию зон свободной торговли, способствуя либерализации, торговле и инвестициям... Мы должны ускорить интеграцию науки и технологий, внедряя их в промышленность и финансы, совершенствуя условия для инноваций и объединяя ресурсы.)

• Дорога, соединяющая разные цивилизации (Мы должны установить многоярусный механизм культурных и межличностных обменов. Мы должны формировать новые модели сотрудничества в культуре, спорте и здравоохранении. Мы должны развивать межпарламентские и межпартийные связи, налаживать обмены между неправительственными организациями разных стран.).

Овеянный духом романтизма и веры в светлое будущее доклад Си Цзинь-пина, как и полагается в концепции был лишен конкретики, но вместе с тем, как думается, только придал больше привлекательности проекту Нового Шелкового пути в глазах партнеров Китая.

Как отмечает заместитель директора Института Дальнего Востока РАН А.В. Островский, «Экономический пояс шелкового пути» и «Морской пояс шелкового пути XXI века» - это настоящие стратегические проекты

на длительную историческую перспективу, целью которых является создать самые экономически объемные платформы Азии и Европы 27. А.О. Строганов называет Новый шелковый путь гигантским интеграционным проектом, комплекс спроектированных или будущих маршрутов, не только дорожных, но нефте- и газопроводных, а также Морской путь из Китайского моря в Европу28. Н.И. Рыбас пишет, что проект Нового шелкового пути представляет собой инициативу по укреплению экономического взаимодействия в Евразии: он призван объединить евразийское пространство, включая Китай, Центральную Азию, Восточную и Западную Европу. Подобная модель сотрудничества позволит странам поддерживать более тесные связи, углубить экономическое взаимодействие, расширить пространство для развития29.

Посол КНР в России Ли Хуэй сформулировал идею «одного пояса - одного пути» следующим образом: «Речь идет о том, чтобы конвертировать преимущества политического взаимодействия, географической близости, экономической взаимодополняемости и культурных контактов в преимущества практического сотрудничества и устойчивого роста, чтобы сделать экономические связи государств Евразии более тесными, а их взаимное сотрудничество более глубоким, рамки развития более широкими»30.

Обобщая отмеченные выше высказывания экспертов справедливо будет назвать «Один пояс - один путь» новым форматом межгосударственной интеграционной платформы направленной в первую очередь на развитие торгово-экономического взаимодействия и сотрудничества, обеспечение роста эффективности и ускорения товарообмена. Конечно, сложность реализации такого рода проектов возрастает пропорционально росту числа его участников. Думается, что по этой причине Китай с самого начала говорил о возможности нескольких направлений торговых путей.

В финансировании Нового Шелкового пути будут принимать участие как государства-участники, так и частные инвесторы. Говорить об общих размерах финансирования преждевременно, тем не менее, некоторая информация уже была анонсирована. В частности, китайский лидер пообещал государственное финансирование проекту в размере $124 млрд, при этом по состоянию на август 2017 года уже сложено более $50 млрд. По данным информационного агентства Reuters, один из крупнейших China Construction Bank Corp (CCB), собрал как минимум 100 млрд юаней (15 млрд долларов) на финансирование проекта. Еще один, очень крупный Bank of China (BOC), согласно источникам агентства, должен собрать

27 Новый Шелковый путь и роль России в Большой Евразии // https://tsargrad.tv/articles/novyj-shelkovyj-put-i-rol-rossii-v-bolshoj-evrazii_54789

28 Строганов А.О. Новый Шелковый путь: вызов российской логистике / http://rusrand.ru/analytics/ novyy-shelkovyy-put-vyzov-rossiyskoy-logistike

29 Рыбас Н.И. «Экономический пояс шелкового пути»: интересы и противоречия Китая и России. -

30 Посол Китая в России назвал «Шелковый путь» пу- тев к сотрудничеству и развитию: [Электронный ресурс] - URL: http://www.interfax.ru/world/424020

для фонда OBOR около 20 млрд юаней. В финансировании также примут участие и два оставшиеся члена «Большой четверки» китайских банков: Industrial and Commercial Bank of China Ltd (ICBC) и Agricultural Bank of China Ltd (ABC)31.

Среди причин, по которым Китай решил предпринять столь масштабный проект выделим следующие:

• С одной стороны, как отмечает С.А. Луконин32, перед китайским правительством остро стоит задача модернизации экономики, расширения инновационного сектора. Учитывая трудности в продвижении китайских инновационных товаров, встает вопрос их сбыта. С другой стороны, как пишут В. Шуцунь и В. Циньсун33, Китай все больше рассматривает неосвоенный потенциал внутреннего спроса менее развитых районов страны - центральной и западной частей (в частности Синцзян-Уйгурского автономного района (СУАР), который граничит со странами Центральной Азии) как средство для избавления от чрезмерной зависимости экономики от экспорта и для перехода на путь, ориентированный на внутреннего потребителя. Фролова И.Ю. выделяет два главных аспекта проекта. Основная задача - это содействие социально-экономическому развитиюцентральной и западной частей КНР, которые заметно отстают от других регионов страны. Кроме того, реализация проекта может способствовать обеспечению национальной безопасности34.

• Также Китай, как пишет С. В. Никишин, в целом заинтересован в укреплении своего финансового и экономического положения, а также новых инфраструктурных взаимосвязей со странами Европы, Азии и Африки. КНР старается сформировать на мировой арене собственные «крепости» - инфраструктурные, финансовые, политические, демографические, а потом соединить их в единую сеть «одного пояса», охватив, таким образом, значительную часть мира - не только на евразийском континенте35.

• Еще одной, весьма актуальной для Китая проблемой является транспортная безопасность. По словам Т.В. Бордачева: «Сейчас и поставки энергоресурсов в Китай, и экспорт из КНР зависят от тех, кто контролирует океан. А мы с вами понимаем, что Тихий океан и проливы

31 Стала известна стоимость Нового Шелкового пути // http://expert.ru/2017/08/22/stala-izvestna-stoimost-novogo-shelkovogo-puti/

32 Экономический пояс Шелкового пути: риски и возможности для России [Текст] / С.А. Луконин // Международная торговля и торговая политика. - 2015. - № 4(4). - С. 18-29. // https://cont.ws/@ sulakshin/617749

33 Шуцунь В., Цинсун В. На пути к взаимовыгодному сотрудничеству. «Экономический пояс шелкового пути» и ЕАЭС - конкуренты или партнеры? / Свободная мысль. - 2014. - № 4 (1646). -С. 94.

34 Фролова И.Ю. Китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути»: развитие, проблемы, перспективы. - Проблемы национальной стратегии. - 2016. - № 5 (38). - С. 51.

35 Никишин С.В. Китай. Куда приведет новый шелковый путь? //Управление производственными и экономическими системами/ «Энергия XXI век». - 2015. - № 4 (92). С. 121.

контролируют американцы. Китайцам хочется вырваться из этого геостратегического окружения. Сделать это они могут только в западном направлении - в сторону Центральной Азии, Ирана и России.»36 КНР, преимущественно, зависит от морских поставок как углеводородов, так и пищевой продукции. В результате гипотетического серьезного обострения геополитической ситуации морское снабжение Китая очень легко существенно затруднить37. В. Шуцунь и В. Циньсун также подчеркивают38, что если конфликты на море будут накаляться и далее, то открытие торгового маршрута через Евразию позволит сократить зависимость Китая от Южно-Китайского моря и Малаккского пролива. Таким образом, идея Нового шелкового пути выступает необходимой альтернативой морских транспортных путей.

• Подавляющая часть торговых поставок из Китая в Европу осуществляется морским путем. Однако Пекину приходится учитывать возникающие в перспективе угрозы, в частности возможную монополизацию морских перевозок рядом западных транснациональных перевозчиков с соответствующим ростом тарифов. Кроме того, существует необходимость ускорения доставки ряда высокотехнологичных товаров потребителям. Все это мотивирует Китай на развитие трансконтинентальных сухопутных перевозок в контейнерах на главном направлении Восток-Запад39.

• Л.И. Кравченко отмечает, что китайский внутренний рынок строительства дорог исчерпан. При этом страна располагает колоссальными ресурсами для того, чтобы осуществлять транспор-тно-инфраструктурные проекты. «Проще говоря, в КНР очень много компаний, имеющих большой опыт, технологии, технику и рабочую силу для того, чтобы строить классные дороги»40. Инвестируя средства в соседние государства, Китай, таким образом, способствует развитию собственной экономики, поскольку кредиты предоставляются Китаем хотя и на льготных, но на особых условиях. Так, их получатели берут на себя обязательство использовать китайское оборудование и технику, а также привлекать для их обслуживания и эксплуатации квалифицированных специалистов из КНР. Иными словами, Китай реализует свое экономическое влияние в Центрально-Азиатском

36 «Новый шелковый путь» - не экономика, а геополитика // http://rusrand.ru/analytics/novyj-shelkovyj-р^-пе-екопо1глка-а^еороП^ка

37 Никишин С.В. Китай. Куда приведет новый шелковый путь? //Управление производственными и экономическими системами/ «Энергия XXI век». - 2015. - № 4 (92). - С. 111.

38 Шуцунь В., Цинсун В. На пути к взаимовыгодному сотрудничеству. «Экономический пояс шелкового пути» и ЕАЭС - конкуренты или партнеры? - Свободная мысль. - 2014. - № 4 (1646). -С. 95.

39 Титаренко М.Л., Ларин А.Г., Матвеев В.А. Концепция экономического пояса шелкового пути и интересы России. - Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. - 2015. - Т. 7. № 1. - С. 19.

40 http://rusrand.ru/analytics/novyj-shelkovyj-put-ne-ekonomika-a-geopolitika

регионе за счет использования эффективных финансовых механизмов повышенной привлекательности китайских инвестиций41.

• Существует также мнение, согласно которому китайская инициатива не носит сугубо экономического характера. На региональном уровне для КНР приоритетной задачей остается политическая и экономическая стабильность приграничных регионов: Восточной, Центральной и Юго-Восточной Азии. Главным барьером для распространения китайского экономического явления стал фактор, так называемой, «китайской угрозы». Свести угрозу на «нет» планируется с помощью стратегии «мягкой силы», усиления культурного влияния КНР. Число студентов азиатского региона, учащихся в вузах КНР, отражает сте-

«-» «-» до

пень проникновения китайской культуры42.

В ходе реализации проекта планируется построить или объединить в единую сеть автомобильные и железные дороги, порты, нефтегазовые трубопроводы и электростанции на маршрутах, которые свяжут Китай со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Персидского залива, Центральной Азии, Африки и Европы. Наряду с созданием железнодорожного сообщения между Китаем и Россией планируется и, в настоящее время осуществляется, проект скоростной автомагистрали, соединяющей Европу и Западный Китай.

Что от этого может получить Россия?

Это, пожалуй, наиболее животрепещущий вопрос, по которому немало различных мнений. Осложняется все, в первую очередь, тем, что концепция Нового Шелкового пути все еще находится на стадии согласования между странами участниками. В отсутствии должной ясности того, как будет окончательно выглядеть Экономический пояс Шелкового пути упрекают друг друга и сами китайские коллеги43. Тем не менее, в этой неопределенности можно усмотреть гибкий подход китайской стороны, открытой к многостороннему диалогу и обсуждению возможных корректировок маршрутов условий сотрудничества. Очевидно также, что существование альтернативных маршрутов Нового Шелкового пути объясняется нежеланием Китая ставить себя в полную зависимость от политической и экономической конъюнктуры, а также от взаимоотношений с каким-либо государством, например, с Россией.

41 Титаренко М.Л., Ларин А.Г., Матвеев В.А. Концепция экономического пояса шелкового пути и интересы России. - Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2015. Т. 7. № 1. С. 22.

42 Новый Шелковый путь: маршрут, схема, концепция // http://fb.ru/article/208819/novyiy-shelkovyiy-put-marshrut-shema-kontseptsiya

43 Титаренко М.Л., Ларин А.Г., Матвеев В.А. Концепция экономического пояса шелкового пути и интересы России. - Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. -2015. - Т. 7. № 1. - С. 11.

Северный маршрут Нового Шелкового пути по плану частично проходит по территории России, отводя ей роль транзитной зоны. Интерес для Китая в этом проекте наша страна представляет по нескольким причинам. Во-пер-въх, Россия, будучи суверенным государством, имеет выход к Балтийскому морю и Европе. Во-вторъх, это наиболее безопасный путь транспортировки грузов с учетом сохраняющейся нестабильности на Среднем Востоке и в Закавказье. В-третьих, Россия является самостоятельным региональным центром, что вынуждает Китай учитывать ее стратегические интересы в отношении стран Центральной и Западной Азии.

Вопрос целесообразности участия России в проекте Нового Шелкового пути предполагает оценку преимуществ и рисков. За прошедшие с момента первой общественной презентации проекта годы накопилось немало экспертных мнений по этому поводу. Это обстоятельство, на наш взгляд, позволяет обратить внимание на различные аспекты проблемы и служит более трезвому ее пониманию. Обобщая различные точки зрения, выделим некоторые экономические преимущества для России:

• Интеграция России в новый формат торгово-экономических отношений и усиление позиции нашей страны на мировой экономической арене

• Приток инвестиций в инфраструктурные проекты международного значения. Так, китайские компании выразили готовность вложить в проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань» 104 млрд руб., а китайские банки могут предоставить под проект кредиты еще на 250 млрд руб. (при том, что общая стоимость проекта оценивается в 1 триллион рублей).

• Развитие сотрудничества со странами Нового Шелкового пути

Риски участия России в проекте Нового шелкового пути:

• Развитие сухопутной транспортной инфраструктуры по китайскому проекту несет ряд рисков для российской стороны. представляет серьезную конкуренцию Северному морскому пути и Транссибирской магистрали, что может нанести ущерб российским национальным интересам.

-г-1 «_» С» С» т-1 С»

• Есть опасения, что китайский проект станет помехой Евразийскому экономическому союзу. ЕАЭС, как известно, был инициирован Россией с целью реинтеграции республик на постсоветском пространстве, что отвечает их общим стратегическим интересам. В то же время, аналогичную цель, однако в более широком масштабе преследует и китайский проект. Развивая торговлю, Китай будет всеми силами способствовать разрушить различного рода препятствия в регионе, что может повлечь за собой поглощение проекта евразийской интеграции. Товарооборот по китайскому пути будет продвигаться быстрее и проще, для этого Китай выделяет огромные деньги

на развитие инфраструктуры в регионе44. Вопрос относительно возможности их сопряжения снял В.В. Путин, заявив, что «проекты евразийской интеграции и экономического пояса Шелкового пути могут гармонично дополнять друг друга». «По сути, речь идет о выходе в перспективе на новый уровень взаимодействия, подразумевающий общее экономическое пространство на всем евразийском континенте»45. Как отмечает Лузянин С.Г., «основной формат сопряжения между ЕАЭС и ЭПШП видится больше как двусторонний - Китай (главный исполнитель и вдохновитель проекта) - Россия (основной «держатель» евразийского пространства, по которому пройдет часть маршрутов «Нового Шелкового пути»)46.

• Существует также опасность использование «обходных» поясов Нового Шелкового пути Китаем для снижения транзитной роли России, а также для оказания политико-экономического давления.

• Транзитная роль имеет свои положительные стороны. Так, с одной стороны, она «обеспечит интеграцию России в глобальную транспортную систему, ускорит рост национального валового продукта». С другой стороны, «транспортные услуги [возможно] превратятся в одну из крупнейших после нефтегазового сырья статей российского экспорта, что в значительной мере снизит риски, связанные с перспективой ухудшения конъюнктуры на мировых рынках сырья. Будут существенно расширены возможности увеличения экспорта российских товаров на наиболее быстро развивающихся рынках стран Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона»47.

Очевидным плюсом является строительство новых и реконструкция старых транспортных магистралей. В настоящее время КНР по качеству и уровню развития дорог практически завоевал позиции мирового лидера, и уже китайские технологии выходят на экспорт. Если будет расширяться сеть дорог, то, как следствие, необходимо будет развивать инфраструктуру вдоль этих магистралей. На протяжении всех дорог будут строиться различные объекты здравоохранения, образования, культуры, логистические центры, туристические фирмы и т. д. А это, самое главное, даст большое количество рабочих мест. И в свою очередь, посодействует реальной диверсификации и децентрализации экономик и полновесному развитию

44 Рыбас Н.И. «Экономический пояс шелкового пути»: интересы и противоречия Китая и России. / Актуальные проблемы современных международных отношений. - 2015. - № 6. - С. 172-176.

45 Проекты интеграции в рамках ЕАЭС и Шелкового пути могут гармонично дополнять друг друга // http://eurasia.nlm/2017/01/proekty-integracii-v-ramkax-eaes-i-shelkovogo-puti-mogut-garmonicnno-dopolnyat-drug-druga/

46 Лузянин С.Г. «Один пояс, один путь»: Российская проекция и проблемы сопряжения // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2017. № 22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ odin-poyas-odin-put-rossiyskaya-proektsiya-i-problemy-sopryazheniya (дата обращения: 21.06.2018).

47 Россия выезжает на «Шелковый путь» // https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/12/13/669337-rossiya-viezzhaet

прилегающих регионов. Следствием этих мероприятий будет являться расширение торговли. В этот процесс будут задействованы не только Китай и Россия, но и Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан и многие другие страны48.

Участие в создании дорожной инфраструктуры на территории России, предназначенной для проекта Нового шелкового пути сегодня оценивается как один из приоритетов политики Росавтодора. Очевидно, что потребуются значительные расходы, о размере которых судить на настоящем этапе довольно сложно, ввиду отсутствия полной информации в открытом доступе. Как отмечает А. Садовников в своей статье, участок от Санкт-Петербурга до Москвы (трасса М-11) оценивается в 373 млрд рублей. Скоростная трасса, которая должна пройти между существующими федеральными трассами М-7 «Волга» и М-5 «Урал» через Гусь-Хрустальный, Муром, Арда-тов, южнее Нижнего Новгорода обойдется в сумму около 400 млрд рублей. В Республике Башкортостан собираются построить 282-километровый участок международного транспортного коридора (МТК) от поселка Бавлы до города Кумертау, его стоимость оценивается в 156 млрд рублей. В Оренбургской области планируется строительство 172-километрового участка в обход Оренбурга, Саракташа и до границ с Казахстаном - 84 млрд рублей. Таким образом, весь российский участок МТК от Санкт-Петербурга до границ с Казахстаном должен быть готов к 2023 году. Кроме того, до 2020 года будет проведена реконструкция автодороги М-1 «Беларусь», которая должна обеспечить прямой выход грузов, перевозимых по коридору в Республику Беларусь и страны Западной Европы49.

Одной из приоритетных задач стоящей перед российским правительством является обеспечение условий ускоренного развития Сибири и дальнего Востока. Участие в инициированном Китаем проекте может послужить ее более эффективному достижению. В качестве одной из возможных перспектив рассматривается сценарий по которому « Новый Шелковый путь» будет связан с Транссибом хордовыми коридорами, один из которых пройдет через Новосибирск. Включение в данные проекты позволит Новосибирской области участвовать в распределении прибывающих и отправляющихся в Китай грузов, в обслуживании пассажиров, что положительно повлияет на экономическую ситуацию в регионе. Новосибирская область

48 Кравченко Л.А., Зачёсова Г.М. Транспортный коридор «Экономический пояс вдоль Шелкового пути» -значение и перспективы. - Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XI международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 года). - С. 140.

49 Новый путь через Россию будет Шелковым? // —ctbsbazhbctieai.ru-an.info/%D0%BD%D0 %BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D1%88%D1%91%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0% B2%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C-%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8E-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D1%83%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D1%81-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0 %B8-%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BD%D1%8F%D0%BC%D0%B8/

закрепит за собой статус крупнейшего транспортно-распределительного и транзитного узла Восточной части России50.

Эффективное выполнение транзитных функций, однако, потребует немалых затрат. Во-первых, для увеличения транзитного грузопотока через Россию нужно усовершенствовать таможенные процедуры, обеспечивающие работу без длительных простоев груза, а также продумать упрощенный документооборот, в том числе за счет организации перевозок по единому транспортному документу. В идеале должен быть один документ, оформляемый и подаваемый в пункте отправления грузоотправителем. Во-вторых, процесс доставки грузов железнодорожным транспортом замедляется из-за разноколейности с китайской и европейской железных дорог. В-третьих, увеличение транзита требует качественно нового развития транспортных узлов, терминально-логистических комплексов.

Таким образом, можно констатировать, что участие России в проекте Нового Шелкового пути оправданное, хотя и весьма затратное предприятие. К сожалению или к счастью обстоятельства для нашей страны складываются таким образом, что фактически выбора принимать или не принимать предложения Китая у нас нет. Как показывает время, оценить среднесрочный и долгосрочный эффект такого масштабного проекта непросто. С уверенностью, однако, можно сказать следующее. Улучшение инфраструктуры в рамках Нового шелкового пути будет способствовать не только увеличению количества предприятий, но и развитию регионов, что, как показывает опыт, приводит к общему социально-экономическому росту51.

Подводя итог, нужно сказать, что, действительно, с одной стороны, антироссийская политика западных стран и прежде всего США подтолкнула Россию к укреплению партнерских отношений с Китаем. Однако также с уверенностью можно сказать, что поскольку географические параметры неизменны, начало нового витка сближения наших государств было лишь вопросом времени.

Важно, что укрепление российско-китайских экономических взаимоотношений в последние годы происходит на фоне экономического подъема наших стран, когда у обеих держав есть возможность вести взвешенную внешнюю политику. В Китае уверены, что XXI век будет веком Азиатско-Тихоокеанского региона: политический и экономический центр мира уже переместился сюда52. Как отмечает Ф.А. Лукьянов, «в XXI столетии Евразия все больше и больше попадает в центр международного внимания, будь то политические перемены, экономические перспективы,

50 Братство дорожного кольца // http://expert.ru/siberia/2018/22/bratstvo-dorozhnogo-koltsa/

51 Россия выезжает на «Шелковый путь» // https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/12/13/669337-rossiya-viezzhaet

52 Шуцунь В., Цинсун В. На пути к взаимовыгодному сотрудничеству. «Экономический пояс шелкового пути» и ЕАЭС - конкуренты или партнеры? / Свободная мысль. - 2014. - № 4 (1646). - С. 100.

ресурсный потенциал, риски и угрозы или дискуссии о наличии моделей национально-государственного строительства, альтернативных западной. Потенциально Евразия является единым регионом, где могут быть созданы региональные институты и действовать общие правила, и в этом случае он претендует на лидирующую роль в мире, на определение того, какую форму примет глобализация»53.

В Евразии, таким образом, появились предпосылки для формирования нового полюса силы. Изменение зон влияния, а также особенности мирового экономического процветания, заставляют многие государства интегрировать свою внешнюю деятельность. Вопрос касается не только формирования новых экономических контактов, он относится к появлению новых валютных союзов. В перспективе именно они должны помочь решить глобальную мировую проблему: сильное влияние американского доллара на экономики почти всех стран мира54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, для России вопрос экономического сотрудничества с Китаем сегодня стоит как нельзя широко и выходит далеко за рамки чисто торгово-экономических отношений. Сегодня решается вопрос, как будет выглядить мир в будущем. Поэтому, с одной стороны, руководству нашей страны нельзя допускать принципиальных ошибок, а, с другой, медлить тоже нельзя. Имеет смысл также помнить высказываение Си Цзиньпина: «... ни у кого не может быть ни малейшей надежды на то, что мы [Китай] вкусим горькие плоды ущемления суверенитета, безопасности и интересов развития государства»55.

Литература

1. Тавровский Ю.В. Си Цзиньпин: По ступеням китайской мечты. - М.; Эксмо, 2015. 272 С.

2. Лузянин С.Г. «Один пояс, один путь»: Российская проекция и проблемы сопряжения // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - 2017. - № 22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/odin-poyas-odin-put-rossiyskaya-proektsiya-i-problemy-sopryazheniya (дата обращения: 21.06.2018).

3. Кравченко Л.А., Зачёсова Г.М. Транспортный коридор «Экономический пояс вдоль Шелкового пути» - значение и перспективы. - Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XI междуна- родной научно-практической конференции (27 февраля 2015 года).

53 Лукьянов Ф.А. Евразийская интеграция не по-нашеву // Российская газета. 20.11.2013. № 6237.

54 Экономический пояс Шелкового пути. План действий по строительству экономического пояса Шелкового пути // http://fb.ru/article/183202/ekonomicheskiy-poyas-shelkovogo-puti-plan-deystviy-po-stroitelstvu-ekonomicheskogo-poyasa-shelkovogo-put i

55 Тавровский Ю.В. Си Цзиньпин: По ступеням китайской вечты. - М.; Эксво, 2015. - с. 168.

4. Лукьянов Ф.А. Евразийская интеграция не по-нашему // Российская газета. 20.11.2013. № 6237.

5. Максимова Е.И. Экономика Китая: перспективы смены модели экономического роста. - Восточная аналитика. - 2014. - № 4.

6. Никишин С.В. Китай. Куда приведет новый шелковый путь? //Управление производственными и экономическими системами/ «Энергия XXI век». - 2015. -№ 4 (92).

7. Рыбас Н.И. «Экономический пояс шелкового пути»: интересы и противоречия Китая и России. - Актуальные проблемы современных международных отношений. - 2015. - № 6.

8. Сафронова Е.И. Поворот России на Восток: дискурс и состояние дел. - Современные российско-китайские отношения Российская академия наук; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук. М., 2017.

9. Строганов А.О. Новый Шелковый путь: вызов российской логистике / http:// rusrand.ru/analytics/novyy-shelkovyy-put-vyzov-rossiyskoy-logistike

10. Титаренко М.Л., Ларин А.Г., Матвеев В.А. Концепция экономического пояса шелкового пути и интересы России. - Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. - 2015. - Т. 7. № 1.

11. Фролова И.Ю. Китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути»: развитие, проблемы, перспективы. - Проблемы национальной стратегии. - 2016. -№ 5 (38).

12. Шуцунь В., Цинсун В. На пути к взаимовыгодному сотрудничеству. «Экономический пояс шелкового пути» и ЕАЭС - конкуренты или партнеры? / Свободная мысль. 2014. № 4 (1646).

13. Братство дорожного кольца // http://expert.ru/siberia/2018/22/bratstvo-dorozhnogo-koltsa/

14. Великий шелковый путь - история // http://taynikrus.ru/zagadki-istorii/velikij-shelkovyj-put-istoriya/

15. В ООН назвали суммарные потери России от санкций // https://www.vedomo-sti.ru/economics/news/2017/09/13/733623-oon-rossii

16. Как далеко можно зайти в союзе с Китаем? /http://expert.ru/2018/06/10/ kak-daleko-mozhno-zajti-v-soyuze-s-kitaem/

17. Китай опубликовал план действий по реализации инициатив о строительстве «экономического пояса Шелкового пути» и «морского Шелкового пути 21-го века» // http://kz.chineseembassy.org/rus/gyzg/t1250518.htm

18. Китай, Россия и санкции. Как прагматичность Китая помогает Западу?// https://ru.espreso.tv/article/2016/02/09/kytay_rossyya_y_sankcyy_kak_ pragmatychnost_pekyna_pomogaet_zapada

19. Куда течет наша нефть: рейтинг стран-покупателей сырья //http://www.forbes.ru /biznes-photogallery/341975-po-druzhbe-i-morem-kuda-techet-nasha-neft

20. Логисты осваивают «новый шелковый путь» // http://expert.ru/2017/06/26/ logistyi-osvaivayut-novyij-shelkovyij-put/

21. Новый путь через Россию будет Шелковым? // http://xn----ctbsbazhbctieai.ru

22. Новый Шелковый путь и роль России в Большой Евразии // https://tsargrad.tv/ articles/novyj-shelkovyj-put-i-rol-rossii-v-bolshoj-evrazii_54789

23. Новый Шелковый путь: маршрут, схема, концепция // http://fb.ru/ article/208819/novyiy-shelkovyiy-put-marshrut-shema-kontseptsiya

24. «Новый шелковый путь» - не экономика, а геополитика // http://rusrand.ru/ analytics/novyj-shelkovyj-put-ne-ekonomika-a-geopolitika

25. «Один пояс, один путь»: полный текст речи Си Цзиньпина //https://inosmi.ru/ politic/20170519/239391693.html

26. Посол Китая в России назвал «Шелковый путь» пу- тем к сотрудничеству и развитию: [Электронный ресурс] - URL: http://www.interfax.ru/world/424020

27. Проекты интеграции в рамках ЕАЭС и Шелкового пути могут гармонично дополнять друг друга // http://eurasia.film/2017/01/proekty-integracii-v-ramk-ax-eaes-i-shelkovogo-puti-mogut-garmonichno-dopolnyat-drug-druga/

28. Россия выезжает на «Шелковый путь» // https://www.vedomosti.ru/business/ articles/2016/12/13/669337-rossiya-viezzhaet

29. Россия и Китая: взаимодействие двух гигантов // https://fortrader.org/opin-ion/rossiya-i-kitaj-vzaimodejstvie-dvux-gigantov.html

30. Стала известна стоимость Нового Шелкового пути // http://expert.ru/2017/ 08/22/stala-izvestna-stoimost-novogo-shelkovogo-puti/

31. Экономический пояс Шелкового пути. План действий по строительству экономического пояса Шелкового пути // http://fb.ru/article/183202/ ekonomicheskiy-poyas-shelkovogo-puti-plan-deystviy-po-stroitelstvu-ekonomich-eskogo-poyasa-shelkovogo-puti

32. Экономический пояс Шелкового пути: риски и возможности для России [Текст] / С. А. Луконин // Международная торговля и торговая политика. - 2015. -№ 4(4). - С. 18-29. // https://cont.ws/@sulakshin/617749

33. http://ru-stat.com/date-M201701-201712/RU/export/world/0527

34. https://inosmi.ru/infographic/20170515/239348942.html

35. http://to-ros.info/?attachment_id=60835

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.