Научная статья на тему 'РОССИЯ И КИРГИЗИЯ: ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА'

РОССИЯ И КИРГИЗИЯ: ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
378
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КИРГИЗИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЕАЭС / ЕС / США / КИТАЙ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ядрихинский Марк Дмитриевич

Автором рассмотрена динамика взаимоотношений России и Киргизии за годы независимости. Вскрыты проблемы в экономической и военно-политической сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA AND KYRGYZSTAN: PROBLEMS OF COOPERATION

The article examines the dynamics of relations between Russian Federation and Kyrgyz Republic during the years of independence.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ И КИРГИЗИЯ: ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА»

DOI: 10.48137/2074-2975_2021_10_87 УДК 327 (470+571) + (575.2)

Россия и Киргизия: проблемы сотрудничества

Марк ЯДРИХИНСКИЙ

Основы внешней политики Киргизии

Основы внешней политики Киргизии были заложены её первым президентом Аскаром Акаевым, который с момента обретения независимости страны пытался налаживать внешние связи и искал партнёров.

За первые четыре года своего правления А. Акаев посетил США, Турцию, Швейцарию, Японию, Сингапур и Израиль. Его эмиссары также побывали в Иране, Ливане и Южной Африке, а его премьер-министр объехал большую часть Европы. А. Акаев неоднократно подчёркивал, что в основе его внешней политики лежит принцип строгого нейтралитета: Киргизия - это небольшая страна, которая скорее обратится за помощью к мировому

сообществу, чем будет активно участвовать в мировой политике [1]. В первые месяцы независимости президент подчёркивал интеллектуальный и политический потенциал Киргизии, надеясь привлечь мировое сообщество к финансированию «молодой демократии». Акаев говорил о будущем превращении своей страны в азиатскую Швейцарию через масштабное привлечение в страну международных финансовых организаций и модернизации оборонной промышленности советской эпохи [2, р. 9].

В этот период Киргизия активно поддерживала отношения с Западом, реализуя концепцию многовек-торности [3, р. 138-139]. В 1994 г. она присоединилась к программе «Партнёрство ради мира» НАТО, а в

ЯДРИХИНСКИЙ Марк Дмитриевич - внештатный сотрудник Института стран СНГ. E-mail: markyadrichinskiy@yandex.ru

Ключевые слова: Россия, Киргизия, интеграция, ЕАЭС, ЕС, США, Китай.

1 Curtis G. E. Kyrgyzstan: A Country Study // Foreign Relations. Washington: GPO for the Library of Congress, 1996.

2 Huskey E. Foreign Policy in a Vulnerable State: Kyrgyzstan as Military Entrepot Between the Great Powers // China and Eurasian Forum Quarterly. 2008. Vol. 6. № 4.

3 Sari Y. Foreign Policy of Kyrgyzstan Under Askar Akayev and Kurmanbek Bakiyev // Center for Strategic Research. 2012. Vol. XVII. № 3.

1998 г. была принята в члены Всемирной торговой организации (ВТО). Основными внешнеполитическими направлениями Киргизии в то время было: укрепление независимости и суверенитета, обеспечение национальных интересов и проведение столь необходимых стране политических и экономических реформ.

С другой стороны, Акаев стремился наладить отношения и на постсоветском пространстве, в первую очередь с Россией. Он с энтузиазмом относился и к проектам реинтеграции на постсоветском пространстве, таким как Евразийский союз, предложенный Н. Назарбаевым (июнь 1994 г.). В начале 1996 г. в Киргизии русский язык стал вторым государственным языком с внесением соответствующей поправки в конституцию [1]. Эта инициатива совпала с заключением Таможенного союза, подписанного с Россией, Казахстаном и Белоруссией (февраль 1996 г.).

В начале XXI в. Киргизия начала менять акцент своей внешней политики, уделяя больше внимания России, а не Западу, что было связано с разочарованием политической элиты и населения страны в западных ценностях, которые не смогли обеспечить выход из кризиса. Учитывалась и высокая зависимость киргизской экономики от российской, а дальнейший обрыв этих связей грозил внутренней стабильности Бишкека, поэтому были приняты меры по наращиванию экономического сотрудничества с Москвой [3, р. 139].

Однако война в Афганистане сместила центр тяжести мировой политики в сторону Средней Азии и резко повысила геостратегическое значение Киргизии. У Запада теперь

был реальный интерес к стране на севере от Афганистана. Это вновь обретённое партнёрство не только привело к созданию авиабазы США и их союзников в Манасе (недалеко от Бишкека), но и обеспечило Киргизии дополнительную финансовую поддержку [3, р. 140-141].

Таким образом, внешнеполитическая многовекторная линия балансирования между Западом и Востоком продолжалась. После предоставления США и их союзникам прав на авиабазу Ганси (в районе аэропорта Манас) Киргизия и России позволила открыть базу недалеко от г. Кант (2003 г.), всего в 50 км от американской авиабазы в Манасе [3, р. 141].

Пришедший к власти после «тюльпановой революции» Курман-бек Бакиев подтвердил приверженность многовекторной внешней политике, развивая свои отношения с США, Россией и Китаем. Кроме того, правительство Киргизии было готово укреплять связи с Евросоюзом и азиатскими странами, такими как Япония и Корея.

Несмотря на заявление о проведении многовекторной внешней политики, киргизское руководство подчёркивало приоритетность отношений с Россией и рассматривало Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в качестве основных региональных организаций. В целом страна зависит от России как гаранта безопасности в регионе, что способствует дальнейшему сближению двух стран.

Всего через две недели после прихода к власти К. Бакиев объявил, что пришло время пересмотреть ситуацию с американской авиабазой в

88

0Б0ЗРЕВАТЕЛЬ-0BSERVER

10/2021

Манасе [3, р. 141]. Кроме того, он рассчитывал, что в случае ухудшения внутренней ситуации в Киргизии Россия охотнее окажет помощь в противодействии любым подобным угрозам [3, р. 142-143].

Стоит отметить, что у Бишкека всегда были проблемные отношения с другими среднеазиатскими странами как из-за территориальных споров, в частности нерешённого вопроса с демаркацией границы с Узбекистаном, так и из-за внутренних проблем в самой стране: соседи Киргизии опасаются, что киргизские оппозиционные движения могут угрожать им, так как слабое центральное правительство неспособно с ними бороться.

Узбекистан неоднократной нарушал киргизскую границу, преследуя боевиков из Исламского движения Узбекистана, правозащитников и журналистов, которые бросили вызов официальной линии узбекского руководства [3, р. 145].

Примером слабости Киргизии и неспособности защитить себя стал неравноправный договор с Китаем (1999 г.), согласно которому Бишкек уступил 1 км2 своей территории Пекину при демаркации китайско-киргизской границы [2, р. 7-10].

Однако Бакиев так и не решил вопроса с американской военной базой в Манасе в том ключе, который ожидала Москва, подписав соглашение о продлении сроков её аренды, что вызвало досаду у Кремля.

Недовольство режимом, экономическая неопределённость и этническая напряжённость вылились в кровавые беспорядки и демонстрации.

После смещения Бакиева (2010 г.) премьер-министр страны Роза Отун-баева стала исполняющим обязанности президента до проведения новых выборов, так как основные политические игроки не могли прийти к единому мнению относительно определения и реализации внешнеполитических приоритетов.

Президентские выборы состоялись осенью 2011 г., и Роза Отунбаева уступила место Алмазбеку Атамбаеву.

Результат выборов стал разочарованием для Москвы, поскольку она поддерживала другого кандидата. Тем не менее своей внешней политикой Атамбаев акцентировал внимание на отношениях Киргизии с Россией и стал активным сторонником присоединения своей страны к ЕАЭС. Кроме того, он подписал соглашение о закрытии американской военной базы в Манасе, которая долгое время была проблемой в киргизско-российских отношениях [4].

В ноябре 2017 г. состоялись новые президентские выборы, и Сооронбай Жээнбеков стал пятым президентом страны, который продолжил традиции своих предшественников, и его первый визит в конце 2017 г. был в Москву, где он встретился с президентом России В. В. Путиным. При этом С. Жээнбеков сразу же заявил о своей поддержке многовекторной внешнеполитической стратегии страны и в течение первых 100 дней пребывания в должности провёл встречи с лидерами всех крупных мировых и региональных держав [5].

4 Troitskiy E. Turmoil in Kyrgyzstan: A Challenges to Russian Foreign Policy // Swedish Institute of International Affairs. 2012. № 8.

5 Kyrgyz Elections Shows There Is Another Way Forward in Central Asia // URL: https://www. chathamhouse.org/expert/comment/kyrgyz-election-shows-there-another-way-forward-central-asia

Однако Жээнбеков за время своего президенства не смог обеспечить стабильный рост доходов населения и снизить социальное неравенство: страна оставалась бедной и поражённой коррупцией. Социальная напряжённость - бич постсоветской Киргизии, не была ослаблена. В результате 5 октября 2020 г. в стране вновь вспыхнули массовые беспорядки (повод - многочисленные фальсификации во время парламентских выборов), в результате которых президент Жээнбеков был смещён со своего поста 15 октября, а и. о. президента Киргизии стал киргизский государственный и политический деятель Садыр Жапаров (стал официальным главой государства в январе 2021 г.). Стоит отметить, что новый киргизский президент придерживается националистических взглядов: он выступал с националистическими лозунгами во время ошских погромов 2010 г., оказывая информационную поддержку киргизским погромщикам. На выборах в парламент 2010 г. он шёл как кандидат от националистической партии Ата-Журт [6]. Его взгляды могут оказывать влияние на внутреннюю политику, в частности, его позиция на руку киргизским националистам и может быть использована в антирусском ключе, повлияв и на языковую политику в сторону ужесточения и сужения сферы русского языка, а также на положение всё ещё многочисленного русского

меньшинства в стране. Однако визит нового киргизского президента в Москву на встречу с российским коллегой (24 февраля 2021 г.) не изменил основы российско-киргизского сотрудничества [7].

На переговорах были достигнуты договорённости по сохранению и дальнейшему развитию статуса русского языка в Киргизии, в частности, об увеличении количества учителей русского языка в провинциальных городах и сёлах, а также строительстве новых школ с русским языком обучения, а также:

- по созданию новой системы маркировки товаров, чтобы уменьшить объёмы контрабанды;

- о выделении средств киргизскому МВД на операции по борьбе с наркотрафиком;

- об обеспечении Бишкека вакцинами от ко-ронавируса российского производства [7].

В отношениях с Китаем главной движущей силой являются экономические соображения, поскольку Киргизия рассматривает Китай как критически важного экономического партнёра, помощь которого не зависит от каких-либо политических требований [8, р. 17-18]. Тем не менее вопросы безопасности усиливаются в киргизско-китайском внешнеполитическом сотрудничестве, поскольку Пекин рассматривает стабильность в Средней Азии как важный фактор, влияющий на его внутренний регион Синьцзян, где проживает мусульманское уйгурское меньшинство.

6 Почему осуждённого Садыра Жапарова так продвигают в премьер-министры и как он стал так популярен среди некоторых протестующих // URL: https://kloop.kg/blog/2020/10/07/ pochemu-osuzhdennogo-sadyra-zhaparova-tak-prodvigayut-v-premer-ministry-i-kak-on-stal-tak-populyaren-sredi-nekotoryh-protestuyushhih/

7 Kyrgyzstan: What did Japarov get in Russia? // URL: https://eurasianet.org/kyrgyzstan-what-did-japarov-get-in-russia

8 Kuchins A., MankoffJ., Backes O. Central Asia In a Reconnecting Eurasia: Kyrgyzstan's Evolving Foreign Economic and Security Interests. Center for Strategic and International Studies. 2015. June.

В экономическом плане Китай является главным торговым партнёром Киргизии, поэтому её правительство подчеркнуло своё активное участие в китайской инициативе «Шёлковый путь», которая, как ожидается, принесёт значительные инвестиции в экономику и инфраструктуру страны [8, р. 17-18].

После того как США начали сокращать своё присутствие в Афганистане, снизилась и роль Киргизии в рамках американских внешнеполитических интересов [8, р. 21-22]. Фактически же с экономической точки зрения Бишкек ничего не может предложить американцам.

Доля импорта из США в общем товарообороте страны 2% в 2019 г. (3,8% в 2016 г.), экспорт же в США практически отсутствует (0,1 % в общем экспорте) [9].

Такой же минимальный процент США и в общем объёме привлечённых ПИИ в Киргизию (менее 1%) [10].

С Евросоюзом у Киргизии такие же отношения, как и с США: Бишкек хотел бы, чтобы ЕС инвестировал больше как для поддержки демократии, так и экономического развития страны. Но фактически этого нет: ЕС как коллективное образование составляет около 5% от общего объёма торговли Киргизии [9].

Стоит отметить, что Бишкек с 2017 г. стал резко наращивать экспорт в Великобританию (на тот момент члена ЕС). Однако это был моноэкспорт: практически весь экспорт Бишкека в Лондон составляет золото [11].

Кроме того, отношения между Евросоюзом и Киргизией осложняются требованиями ЕС соблюдать основные права человека и другие положения демократии по-европейски [8, р. 21].

Несмотря на настойчивые усилия Бишкека, экономические связи как с ЕС, так и с США значительно отстают от его ожиданий.

Военно-политическое сотрудничество России и

Киргизии

Исторически сложилось так, что Россия сыграла решающую роль в финансировании Вооружённых сил Киргизии.

В течение 90-х годов военное сотрудничество и помощь со стороны России были ключевым компонентом партнёрства между странами. По инициативе Москвы в 2001 г. в Бишкеке было создано Региональное управле-

ние по борьбе с терроризмом и Управление коллективного развёртывания сил ОДКБ в Центральной Азии.

При этом Москва не желает вмешиваться во внутрикиргизские национальные проблемы. Так, в июне 2010 г. на юге страны (в г. Ош и Джа-лал-Абад) сотни людей погибли в результате межэтнического столкновения между киргизами и узбеками,

9 Внешняя и взаимная торговля Кыргызской Республики 2015-2019. Бишкек, 2020 // URL: http://www.stat.kg/ru/publications/sbomlk-vneshnyaya-torgovlya-kyrgyzskoj-respubliki/

10 Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. Поступление прямых иностранных инвестиций по странам // URL: http://www.stat.kg/ru/opendata/category/248/

11 Почти всё золото Киргизия экспортирует в Великобританию // URL: https://regnum.ru/ news/2516434.html

что в итоге привело к масштабной этнической миграции: сотни тысяч узбеков бежали в Узбекистан. Российское правительство отклонило предложение временного президента Киргизии Р. Отунбаевой о военном вмешательстве России для прекращения насилия.

Это было истолковано аналитиками как неудача России в качестве гаранта стабильности в регионе [12].

После 2010 г. произошёл заметный сдвиг российской политики безопасности в отношении Киргизии в двусторонних отношениях.

В сентябре 2012 г. во время государственного визита президента России В. В. Путина в Бишкек было подписано новое соглашение о военном базировании, предусматривающее дальнейшую 15-летнюю аренду российской авиабазы в Канте. На основе соглашения была создана единая российская военная база в Киргизии, объединившая все стратегические военные объекты России в стране, включая авиабазу Кант, Дастанский торпедный завод и испытательную торпедную базу на о. Иссык-Куль. Соглашение не включило Отдельную группу пограничных войск ФСБ России, дислоцированную в Оше. На основании договорённостей была проведена некоторая модернизация военного потенциала России в стране,

включая поставку новых истребителей [13].

В качестве поощрения после закрытия американской базы в Манасе Россия списала почти 500 млн киргизского долга (сентябрь 2012 г.). В 2013 г. Россия также предложила Киргизии пакет военной помощи, стоимость которого превысила 1 млрд долл. [14].

Номенклатура поставок включает артиллерию, стрелковое оружие, бронетехнику, а также помощь в развитии местной военной промышленности.

Ежегодно в российских военных академиях обучается более 60 киргизских офицеров.

Россия также обеспечила подготовку кадров для киргизских спецслужб, что привело к установлению широких институциональных и личных связей между местным Государственным комитетом национальной безопасности (ГКНБ) Киргизии и Федеральной службой безопасности России.

Новая инициатива, выдвинутая в 2013 г., включала размещение отрядов сотрудников ФСБ в учебных целях в Киргизии. Перед российскими сотрудниками ФСБ была поставлена задача «консультировать и направлять свои отряды для помощи при проведении оперативно-разыскных и других специальных мероприятий» [15].

СМИ свидетельствуют о том, что ФСБ и другие российские спецслужбы стали более активны в Киргизии после 2010 г. [16].

В мае 2014 г. президент Атамбаев подписал закон о запрете «ложных обвинений», которые предусматри-

12 Россия поставила в Киргизии на кон свою репутацию // URL: http://www.km.ru/ world/2013/02/27/otnosheniya-rossii-s-respublikami-byvshego-sssr/705022-rossiya-postavlla-v-kirgizii

13 Russia Reinforces Air Base in Kyrgyzstan With New Attack Jets // URL: http://www.eurasianet. org/ ussia-reinforces-air-base-in-kyrgyzstan-with-new-attack-jets

14 Россия начала возвращение в Среднюю Азию // URL: https://www.km.ru/ world/2012/09/21/otnosheniya-rossii-s-respublikami-byvshego-sssr/692871-rossiya-nachala-vozvrashchen

15 The FSB Opens a New Foreign Front // URL: http://www.themoscowtimes.com/2013/03/17/ the-fsb-opens-a-new-foreign-front-a22392

16 Russian Intelligence in Kyrgyzstan, Cold War Redux // URL: http://thediplomat.com/2014/12/ russian-intelligence-in-kyrgyzstan-cold-war-redux/

вают уголовную ответственность за клевету и ограничивают свободу слова. Были приняты также законопроекты, запрещающие «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений» и ограничивающие деятельность НПО, получающих финансирование из-за границы, которые в законе были определены как «иностранные агенты». Все эти изменения в законодательстве, как утверждается, были подсказаны Россией и были ею поддержаны. Эти мероприятия направлены на сокращение присутствия в стране финансируемых Западом НПО, которые Москва рассматривает как угрозу своему положению в Киргизии.

Таким образом, с военно-политической точки зрения Россия смогла добиться определённых успехов: военное присутствие Запада в Киргизии было ликвидировано, российские же войска имеют прочную законодательную и материальную основу присутствия в республике.

Российская военная промышленность сохранила своё положение как главнейшего поставщика техники и вооружения в киргизскую армию. Особенную роль играет присутствие военных и спецслужб в качестве противодействия распространению на территории страны радикального ислама. Хотя Киргизия и не граничит с Афганистаном, но Бишкек остаётся весьма уязвимой целью для радикалов: значительная часть населения (пока небольшая) поддерживает фундаменталистов, а нестабильное внутреннее состояние страны, слабая экономика и бедность населения подпитывают исламистские настроения.

Рост исламского фундаментализма в Киргизии - прямая угроза Рос-

сии с учётом свободного передвижения людей между странами. Кроме того, рост популярности радикального ислама в стране будет способствовать росту внутренней нестабильности, что представляет опасность и для всей Средней Азии.

Особенно актуальной проблема обеспечения безопасности Киргизии стала после победы в Афганистане «Талибана».

Заключённые несколько лет назад соглашения в военной сфере между Москвой и Бишкеком дают свои плоды: налажено взаимодействие между киргизской и российской армиями, Россия обучает киргизских офицеров и снабжает киргизские вооружённые силы современной боевой техникой, что способствует повышению боеспособности ВС республики. Контингент российских войск в стране обеспечивает дополнительную безопасность, налажено взаимодействие между российскими и киргизскими спецслужбами, включая обмен данными и обучение сотрудников ФСБ в Киргизии.

Все эти меры нейтрализуют попытки радикальных исламистов превратить Киргизию в очередное исламистское государство и базу терроризма, что представляло бы угрозу как для России, так и для остальных стран Средней Азии.

В политической сфере Российская Федерация также добилась определённых успехов: Киргизия втянута в российскую орбиту, войдя в политико-экономические блоки (ЕАЭС, ШОС и т. д.), в значительной степени нейтрализовав западное влияние. Общее прошлое, а также близость идеологических установок объединяет российские и киргизские политические элиты, что даёт

преимущества российской стороне перед западной.

Также активно используется потенциал русского языка, который в Киргизии остаётся языком деловой сферы. Последние заключённые соглашения гарантируют сохранение статуса русского языка и его развитие в стране, что, безусловно, будет работать на дальнейшие сближение двух стран.

При президенте Атамбаеве было изменено по российским лекалам внутреннее законодательство.

Однако Россия, несмотря на своё влияние внутри страны, пока неспособна обеспечить внутреннюю политическую стабильность: Киргизию регулярно сотрясают многочисленные перевороты. Опасность насильственной смены власти за-

ключается как в том, что новое правительство, поднявшееся на волне «цветной революции», вполне может оказаться прозападным, так и в том, что в условиях нестабильности может усилиться активность радикальных сил, особенно исламистов. Пока Москва смогла дипломатическими методами купировать последствия последнего переворота, а новое киргизское руководство подтвердило приверженность пророс-сийской ориентации.

С учётом сказанного России целесообразно принять участие в модернизации политической системы Киргизии, чтобы обеспечить регулярную мирную смену правительств страны при единой идеологической линии, которая была бы выгодна Москве.

Экономическое сотрудничество России и Киргизии

Экономическое сотрудничество

Москвы и Бишкека не слишком развито, хотя при президенте Жээн-бекове были заключены соглашения на общую сумму 6 млрд долл.

Наиболее крупные контракты (на 2,5 млрд долл.), по словам заведующего отделом политики стратегического развития, экономики и финансов аппарата президента Киргизии Д. Иманалиева, были подписаны в энергетике, на которую приходится почти половина суммы по заключённым соглашениям.

На переговорах были достигнуты договорённости по развитию нефтегазодобычи, газотран-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

спортной системы, горнодобывающей промышленности и железнодорожной сети.

Главными инвесторами будут «Газпром», который собирается приобрести ОАО «Кыргыз-нефтегаз», главную газонефтедобывающую компанию страны, и Евразийский банк развития (ЕАБР). Кроме того, обсуждались перспективы по совместному развитию солнечной энергетики, совместной золотодобыче и добыче серебра (в последнем случае планируется вложить до 2040 г. 600 млн долл.).

Потенциальный объём добычи - до 90 т золота и до 10 т серебра. Всего проекты по геологической разработке перспективных месторождений будут стоить 1,2 млрд долл. [17].

Кроме того, «Газпром» предполагает вложить 35 млрд руб. инвестиций в газотранспортную си-

17 Россия и Кыргызстан подписали договор на $1,2 млрд в сфере геологии. Что он даст // URL: https://ru.sputnik.kg/economy/20190327/1043775927/kyrgyzstan-russia-geologiya-razvedka-soglashenie.html

стему страны и увеличить процент населения, обеспеченного газом, с 22 до 66%.

Был создан специальный фонд развития в размере 500 млн долл. (Российско-Кыргызский фонд), и Бишкеку были обещаны дополнительные поступления для финансирования инфраструктурных проектов в рамках ЕАЭС.

В стране работает 638 совместных с Россией предприятий и 291 компания с чистым российским капиталом, а в общем объёме накопленных ПИИ Киргизии доля России составляет 22%.

Однако, как показала практика, большинство подобных соглашений остаётся лишь заявлениями о намерениях. Даже официоз вынужден признать, что крупнейшие проекты по строительству Верх-ненарынского каскада ГЭС Камбаратинской ГЭС-1 на р. Нарын провалились [18].

Главной причиной незначительности торгово-экономических связей двух стран является финансовая несостоятельность Киргизии, что не позволяет обеспечивать финансирование крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов. Достаточно отметить хроническую неспособность Бишкека оплачивать свои долги перед Москвой, которая регулярно прощает крупные (для киргизской экономики) суммы (более 700 млн долл.) [19]. Весьма сомнительно, что в таких условиях российские инвесторы рискнут вкладывать в страну большие суммы.

Стоит отметить, что доля Киргизии во внешнеторговом обороте Рос-

сии мала и составляет всего лишь 0,3% [9]. Самому же Бишкеку предложить особо нечего, о чём свидетельствуют минимальные объёмы киргизского экспорта в Москву, которые не превышают 350 млн долл. в год. У Киргизии в торговле с Москвой постоянный отрицательный торговый баланс, достигающий порядка 15% ВВП.

Основу российского экспорта составляют минеральные продукты, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности и др.

Экспорт Киргизии в Россию представлен металлами и изделиями из них, текстилем и обувью, машинами, оборудованием и транспортными средствами, продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьём и другими товарами (табл. 1, 2).

Ещё более показательна динамика ПИИ из России в Киргизию. За период 2007-2013 гг. страна получила 288,57 млн долл. ПИИ из России, что составило 6% от общего их притока (Казахстан -18,8%, Китай - 15,8%, Канада - 23,5%) [20].

Вступление Бишкека в ЕАЭС дало значительный толчок инвестициям из России, но «запал» был недолгим: достигнув рекордного уровня в 515 млн долл., приток ПИИ из России с 2016 г. постоянно сокращался, составив в итоге лишь 13,5 млн долл. (российская доля в общем объёме привлечённых Киргизией ПИИ упала за этот же период с 33 до 2,5%) (табл. 3). Приведённые данные показыва-

18 Деньги, инвестиции и оружие - чем связаны Кыргызстан и Россия // URL: https:// ru.sputnik.kg/economy/20190328/1043779262/kyrgyzstan-russia-sotrudnichestvo-ehkonomika.html

19 Россия приостановила финансовую помощь Киргизии // URL: https://www.rbc.ru/econ omics/14/10/2020/5f8740519a794747a9369708

20 Прямые иностранные инвестиции в Кыргызской Республике. Тенденции и перспективы. Министерство экономики и финансов Кыргызской Республики // URL: http://mineconom.gov. kg/ru/direct/7/61/241

экономические: в конце ноября 2020 г. стало известно, что Россия окажет гуманитарную помощь Киргизии в размере 8 млн долл., закупив 9 тыс. т продовольствия.

Таблица 1

Динамика товарооборота Киргизии с Россией, [9, 21, 22]

ют, что заключённые экономические соглашения стоимостью в миллиарды долларов имеют мало перспектив.

Пока что успешно исполняются только гуманитарные проекты, а не

млн долл.

Показатели По годам:

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Экспорт 122,29 166,8 178,4 265,68 351,2 281,25 241,5

Импорт 1779 1460 1143,2 1232,7 1510,7 1404,3 1316

Товарооборот 1901,3 1626,8 1321.6 1498,38 1861,9 1685,5 1557,5

Сальдо -1656,7 -1293,2 -964,8 -967 -1159,5 -1123 -1074,5

Таблица 2

Доля России в экспорте и импорте Киргизии [9, 21, 23]

Показатели По годам:

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Доля в экспорте 6,5 11,3 11,3 15,1 19,5 14,2 12,3

Доля в импорте 31 35,2 28,6 27,4 28,5 28,1 35,7

Таблица 3

Динамика поступлений ПИИ в Киргизию [24]

млн долл.

Показатели По годам:

2015 2016 2017 2018 2019 2020

ПИИ всего 1573,2 813,96 616,8 851,74 1076,9 537,5

ПИИ из ЕАЭС, в том числе из России 576,96 515,5 314,8 291,54 145,62 98,6 153,83 124,36 76,76 38,22 47,22 13,47

21 Внешняя торговля Кыргызской Республики 2013-2017, Бишкек, 2018 // URL: http:// www.stat.kg/ru/publications/sbornik-vneshnyaya-torgovlya-kyrgyzskoj-respubliki/

22 Взаимная торговля товарами Кыргызской Республики с государствами - членами Евразийского экономического союза (бюллетень) в январе-декабре 2020 г. // URL: http://www.stat. kg/ru/publications/vzatmnaya-torgovlya-tovarami-kyrgyzskoj-respubliki-s-gosudarstvami-chlenami-evrazijskogo-ekonomicheskogo-soyuza/

23 Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. Внешнеэкономическая деятельность // URL: http://www.stat.kg/ru/statistics/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost/

24 Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. Поступление прямых иностранных инвестиций по странам // URL: http://www.stat.kg/ru/opendata/category/248/

Вместе с тем определённый успех был достигнут в области либерализации движения рабочей силы и единого рынка труда, что было обеспечено вступлением Киргизии в Евразийский экономический союз: теперь граждане Кыргызской Республики имеют те же права, что и граждане Российской Федерации [25].

Страна крайне зависит от денежных переводов своих граждан из-за границы, большая часть которых работает в России.

С 2005 г. Киргизия получила 22 млрд долл. денежных переводов от граждан, работающих за рубежом (ВВП страны за 2019 г. не превышал 8,5 млрд долл.), 90% этой суммы поступило из России (табл. 4) [18].

Успешность либерализации миграционного режима в рамках ЕАЭС для Бишкека показывают следующие данные.

В период с 2014 по 2019 г. количество граждан Киргизии, обратившихся за регистрацией по месту жительства в России, увеличилось на 47% [26]. При этом киргизским рабочим не надо получать разрешительные документы для устройства на работу в России [26, 27, с. 80, 102].

Таблица 4

Динамика денежных переводов в Киргизию из других

стран [18, 28]

млн долл.

Показатели По годам:

2014 2015 2016 2017 2018 2019

Денежные переводы 2,243 1,688 1,995 2,486 2,689 2,411

Современное состояние российско-киргизских отношений в экономической и военно-политической сферах сильно различаются.

В экономике положение достаточно удручающее.

На торговлю с Киргизией приходится лишь 0,3% внешнеторгового оборота России. Многочисленные попытки интенсифицировать экономическое сотрудничество результатов не принесли. Последний пакет экономических соглашений на сумму 6 млрд долл., заключённый в начале 2019 г., не дал ожидаемых результатов: планировалось в кратчайшие сроки значительно расширить экспорт Киргизии в Россию, но если в 2019 г. размер киргизского экспорта в Россию составил 281 млн долл., то в следующем году он сократился на 40 млн.

25 Департамент трудовой миграции ЕЭК. Аналитические и справочные материалы // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/migration/social_security/Pages/analytical_ reference_materials.aspx

26 Статистический сборник Россия в цифрах. 2019 год. М, 2019. С. 79 // URL: https://gks. ru/storage/mediabank/rus19.pdf

27 Статистический сборник Россия в цифрах. 2020 год. М., 2020 // URL: https://rosstat.gov. ru/storage/mediabank/G0yirKPV/Rus_2020.pdf

28 Personal remittances, received (current US$) - Kyrgyz Republic Data World Bank // URL: https://data.worldbank.org/indicator/BX.TRF.PWKR.CD.DT?end=2019&locations=KG&start=1993 &view=chart

Конечно, пандемия коронавируса повлияла на размер экономик почти всех государств мира, а мировая торговля сократилась ещё сильнее.

Так, российский экспорт в Киргизию сократился с 2014 г. на 460 млн долл. Общая сумма российских ПИИ в киргизскую экономику с 2014 г. составила внушительную для Бишкека сумму в 1,1 млрд долл., проблема заключалась в том, что с 2016 г. российское инвестирование в республику постоянно снижается, только за 2015-2017 гг. объём инвестиций сократился почти в 4 раза и в 2019 г. составил лишь 77 млн долл., а в следующем году эта сумма уменьшилась до 47 млн долл.

Таким образом, будущее запланированных в 2019 г. инфраструктурных проектов в сфере энергетики, горнодобычи и железнодорожного строительства очень проблематичное.

Главным достижением в экономической сфере оказалась либерализация российского рынка труда для киргизских рабочих в связи с вступлением Бишкека в ЕАЭС. Реально Киргизия может предоставить России только большое количество в основном неквалифицированной рабочей силы.

С военно-политической точки зрения Россия смогла добиться значительных результатов: военное присутствие Запада в Киргизии было ликвидировано, российские войска имеют прочную законодательную и материальную основу присутствия в Киргизии. Все эти меры нейтрализуют попытки радикальных исламистов превратить Киргизию в очередное исламистское государство и базу терроризма.

В политической сфере Россия также добилась определённых успехов, в частности, Киргизия была втянута в российскую орбиту влияния, войдя в политико-экономические блоки ЕАЭС и ШОС, в значительной степени нейтрализовав западное влияние.

Активно используется и потенциал русского языка.

Однако Россия, несмотря на своё влияние внутри страны, пока неспособна обеспечить внутреннюю политическую стабильность: Бишкек постоянно сотрясают многочисленные перевороты, и чтобы это нивелировать, Москве необходимо принять участие в модернизации местной политической системы для обеспечения регулярной мирной смены правительств Киргизии при единой идеологической линии, которая была бы выгодна Москве.

Библиография • References

Взаимная торговля товарами Кыргызской Республики с государствами - членами Евразийского экономического союза (бюллетень) в январе-декабре 2020 г. // URL: http://www.stat.kg/ru/publications/vzaimnaya-torgovlya-tovarami-kyrgyzskoj-respubUM-s-gosudarstvami-cMenami-ewazijskogo-ekonomicheskogo-soyuza/

[Vzaimnaya torgovlya tovarami Kyrgyzskoj Respubliki s gosudarstvami - chlena-mi Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza (byulleten') v yanvare-dekabre 2020 g. // URL: http://www.stat.kg/ru/publications/vzaimnaya-torgovlya-tovarami-kyrgyzs-koj-respubliki-s-gosudarstvami-chlenami-evrazijskogo-ekonomicheskogo-soyuza/]

Внешняя и взаимная торговля Кыргызской Республики 2015-2019. Бишкек, 2020 // URL: http://www.stat.kg/ru/publications/sbornik-vneshnyaya-torgov-lya-kyrgyzskoj -respubliki / [Vneshnyaya i vzaimnaya torgovlya Kyrgyzskoj Respubliki 2015-2019. Bishkek, 2020 // URL: http://www.stat.kg/ru/publications/sbornik-vneshnyaya-torgov-lya-kyrgyzskoj-respubliki/] Внешняя торговля Кыргызской Республики 2013-2017, Бишкек, 2018 // URL: http://www.stat.kg/ru/publications/sbornik-vneshnyaya-torgovlya-kyrgyzskoj-respubliki/

[Vneshnyaya torgovlya Kyrgyzskoj Respubliki 2013-2017, Bishkek, 2018 // URL: http://www.stat.kg/ru/publications/sbornik-vneshnyaya-torgovlya-kyrgyzskoj-respubliki/]

Деньги, инвестиции и оружие - чем связаны Кыргызстан и Россия // URL: https://ru.sputnik.kg/economy/20190328/1043779262/kyrgyzstan-russia-sotrudnichestvo-ehkonomika.html [Den'gi, investicii i oruzhie - chem svyazany Kyrgyzstan i Rossiya // URL: https:// ru.sputnik.kg/economy/20190328/1043779262/kyrgyzstan-russia-sotrudnich-estvo-ehkonomika.html] Департамент трудовой миграции ЕЭК. Аналитические и справочные материалы // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/migration/ social_security/Pages/analytical_reference_materials.aspx [Departament trudovoj migracii EEK. Analiticheskie i spravochnye materialy // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/migration/social_ security/Pages/analytical_reference_materials.aspx] Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. Внешнеэкономическая деятельность // URL: http://www.stat.kg/ru/statistics/ vneshneekonomicheskaya-deyatelnost/ [Nacional'nyj statisticheskij komitet Kyrgyzskoj Respubliki. Vneshneekono-micheskaya deyatel'nost' // URL: http://www.stat.kg/ru/statistics/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost/]

Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. Поступление прямых иностранных инвестиций по странам // URL: http://www.stat.kg/ru/ opendata/category/248/ [Nacional'nyj statisticheskij komitet Kyrgyzskoj Respubliki. Postuplenie pryamyh in-ostrannyh investicij po stranam // URL: http://www.stat.kg/ru/opendata/cate-gory/248/]

Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. Поступление прямых иностранных инвестиций по странам // URL: http://www.stat.kg/ru/ opendata/category/248/ [Nacional'nyj statisticheskij komitet Kyrgyzskoj Respubliki. Postuplenie pryamyh in-ostrannyh investicij po stranam // URL: http://www.stat.kg/ru/opendata/cate-gory/248/]

Почему осуждённого Садыра Жапарова так продвигают в премьер-министры и как он стал так популярен среди некоторых протестующих // URL: https:// kloop.kg/blog/2020/10/07/pochemu-osuzhdennogo-sadyra-zhaparova-tak-prodvigayut-v-premer-ministry-i-kak-on-stal-tak-populyaren-sredi-nekotoryh-protestuyushhih/

[Pochemu osuzhdyonnogo Sadyra ZHaparova tak prodvigayut v prem'er-ministry i kak on stal tak populyaren sredi nekotoryh protestuyushchih // URL: https://kloop. kg/blog/2020/10/07/pochemu-osuzhdennogo-sadyra-zhaparova-tak-prodviga-

yut-v-premer-ministry-i-kak-on-stal-tak-populyaren-sredi-nekotoryh-protestuy-ushhih/]

Почти всё золото Киргизия экспортирует в Великобританию // URL: https://

regnum.ru/news/2516434.html [Pochti vsyo zoloto Kirgiziya eksportiruet v Velikobritaniyu // URL: https://reg-

num.ru/news/2516434.html] Прямые иностранные инвестиции в Кыргызской Республике. Тенденции и перспективы. Министерство экономики и финансов Кыргызской Республики // URL: http://mineconom.gov.kg/ru/direct/7/61/241 [Pryamye inostrannye investicii v Kyrgyzskoj Respublike. Tendencii i per-spektivy. Ministerstvo ekonomiki i finansov Kyrgyzskoj Respubliki // URL: http:// mineconom.gov.kg/ru/direct/7/61/241] Россия и Кыргызстан подписали договор на $1,2 млрд в сфере геологии. Что он даст // URL: https://ru.sputnik.kg/economy/20190327/1043775927/ kyrgyzstan-russia-geologiya-razvedka-soglashenie.html [Rossiya i Kyrgyzstan podpisali dogovor na $1,2 mlrd v sfere geologii. CHto on dast // URL: https://ru.sputnik.kg/economy/20190327/1043775927/kyrgyzstan-russia-geologiya-razvedka-soglashenie.html] Россия начала возвращение в Среднюю Азию // URL: https://www.km.ru/ world/2012/09/21/otnosheniya-rossii-s-respublikami-byvshego-sssr/692871-rossiya-nachala-vozvrashchen [Rossiya nachala vozvrashchenie v Srednyuyu Aziyu // URL: https://www.km.ru/ world/2012/09/21/otnosheniya-rossii-s-respublikami-byvshego-sssr/692871-rossiya-nachala-vozvrashchen] Россия поставила в Киргизии на кон свою репутацию // URL: http://www.km.ru/ world/2013/02/27/otnosheniya-rossii-s-respublikami-byvshego-sssr/705022-rossiya-postavila-v-kirgizii [Rossiya postavila v Kirgizii na kon svoyu reputaciyu // URL: http://www.km.ru/ world/2013/02/27/otnosheniya-rossii-s-respublikami-byvshego-sssr/705022-rossiya-postavila-v-kirgizii] Россия приостановила финансовую помощь Киргизии // URL: https://www.rbc.

ru/economics/14/10/2020/5f8740519a794747a9369708 [Rossiya priostanovila finansovuyu pomoshch' Kirgizii // URL: https://www.rbc.

ru/economics/14/10/2020/5f8740519a794747a9369708] Статистический сборник Россия в цифрах. 2019 год. М, 2019. - 549 с. // URL:

https://gks.ru/storage/mediabank/rus19.pdf [Statisticheskij sbornik Rossiya v cifrah. 2019 god. M, 2019. - 549 s. // URL:

https://gks.ru/storage/mediabank/rus19.pdf] Статистический сборник Россия в цифрах. 2020 год. М., 2020. - 550 с. // URL:

https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/G0yirKPV/Rus_2020.pdf [Statisticheskij sbornik Rossiya v cifrah. 2020 god. M., 2020. - 550 s. // URL: https://

rosstat.gov.ru/storage/mediabank/G0yirKPV/Rus_2020.pdf] Curtis G. E. Kyrgyzstan: A Country Study // Foreign Relations. Washington: GPO for

the Library of Congress, 1996. Huskey E. Foreign Policy in a Vulnerable State: Kyrgyzstan as Military Entrepot Between the Great Powers // China and Eurasian Forum Quarterly. 2008. Vol. 6. № 4. Р. 5-18.

Kuchins A., MankoffJ., Backes O. Central Asia In a Reconnecting Eurasia: Kyrgyzstan's Evolving Foreign Economic and Security Interests. Center for Strategic and International Studies. 2015. June. - 36 p. Kyrgyz Elections Shows There Is Another Way Forward in Central Asia // URL: https://www.chathamhouse.org/expert/comment/kyrgyz-election-shows-there-another-way-forward-central-asia Kyrgyzstan: What did Japarov get in Russia? // URL: https://eurasianet.org/kyrgyz-

stan-what-did-japarov-get-in-russia Personal remittances, received (current US$) - Kyrgyz Republic. Data World Bank // URL: https://data.worldbank.org/indicator/BX.TRF.PWKR.CD.DT?end=2019&lo cations=KG&start=1993&view=chart Russia Reinforces Air Base in Kyrgyzstan With New Attack Jets // URL: http://www.

eurasianet.org/ ussia-reinforces-air-base-in-kyrgyzstan-with-new-attack-jets Russian Intelligence in Kyrgyzstan, Cold War Redux // URL: http://thediplomat.

com/2014/12/russian-intelligence-in-kyrgyzstan-cold-war-redux/ Sari Y. Foreign Policy of Kyrgyzstan Under Askar Akayev and Kurmanbek Bakiyev //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Center for Strategic Research. 2012. Vol. XVII. № 3. P. 131-150. The FSB Opens a New Foreign Front // URL: http://www.themoscowtimes.

com/2013/03/17/the-fsb-opens-a-new-foreign-front-a22392 Troitskiy E. Turmoil in Kyrgyzstan: A Challenges to Russian Foreign Policy // Swedish Institute of International Affairs. 2012. № 8.

Статья поступила в редакцию 27 сентября 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.