Научная статья на тему 'Россия и Грузия: некоторые итоги конфликта'

Россия и Грузия: некоторые итоги конфликта Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
437
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фролов Александр Владимирович

Из детства на рубеже 50-х-60-х годов помню, как дворовая шпана, собираясь «на дело», посылала вперед маленького наглеца, который совершенно развязно приставал к прохожим. И стоило кому-то дать ему подзатыльник, как вокруг этого человека тотчас же появлялись рослые хулиганы с вопросом: как ты посмел маленького? Наблюдая за поведением грузинского руководителя, нельзя отделаться от такой аналогии. М. Саакашвили охотно взялся за эту роль наглеца, но сценарий вдруг пошел не по отработанному варианту. То ли хулиганы не появились, то ли растерялись, то ли не захотели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и Грузия: некоторые итоги конфликта»

Александр ФРОЛОВ

РОССИЯ И ГРУЗИЯ: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ КОНФЛИКТА

Из детства на рубеже 50-х-60-х годов помню, как дворовая шпана, собираясь «на дело», посылала вперед маленького наглеца, который совершенно развязно приставал к прохожим. И стоило кому-то дать ему подзатыльник, как вокруг этого человека тотчас же появлялись рослые хулиганы с вопросом: как ты посмел маленького? Наблюдая за поведением грузинского руководителя, нельзя отделаться от такой аналогии. М. Саакашвили охотно взялся за эту роль наглеца, но сценарий вдруг пошел не по отработанному варианту. То ли хулиганы не появились, то ли растерялись, то ли не захотели.

Очевидно, нельзя не согласиться с мыслью, что все это сделать он не посмел бы, не заручившись поддержкой Вашингтона, где по большому счету мало знакомы с ситуацией в этом регионе и едва ли понимают, чем Южная Осетия отличается от Абхазии, но четко преследуют свои стратегические установки. Не ясно также, до какой степени была обещана поддержка М. Саакашвили. Как бы то ни было, но настал тот момент подведения итогов, когда впору задуматься над тем, что получили в результате этой авантюры основные действующие лица.

Главный вывод: по большому счету в проигрыше от нее оказались все — и Запад, и Грузия, и Россия. При этом четко обозначился водораздел: Абхазия и Южная Осетия окончательно определились с путем своего развития — вне Грузии. Однако и их путь к независимости не из лепестков роз. Учитывая возникшие прецеденты, эта агрессия стала тем водоразделом в мировой политике, который отделяет сегодняшний день от того периода, который именовался Ялтинской системой.

Для России этот конфликт совершенно некстати; он создал для нее ряд серьезных, но не убийственных проблем в виде осложнения отношений с рядом западных стран, прежде всего с США, не говоря уже о моральной, экономической и политической составляющих проблемы для федеративного государства. Скорее всего, начинается и новый отсчет российской внешней и внутренней политики.

Отдельные обозреватели склонны полагать, что едва ли не единственными бенефициантами выглядят Соединенные Штаты. Но это чисто условно. Путем незначительных и малозатратных, по их меркам, военных поставок они спровоцировали М.Саакашвили на безответственный шаг, глубже «подсадили» Москву на кавказские проблемы и вызвали трудности экономического порядка, которые, не исключено, что начнут сказываться в первой половине грядущего года1. Косвенно Вашингтон лишний раз «подтвердил» своим европейским союзникам нужность НАТО как инструментария по решению спорных международных проблем на фоне неэффективности существующих международных институтов, прежде всего ООН, на которую американцы давно точат зуб. Чиновники НАТО, по крайней мере, будут обеспечены работой, чтобы у них не отпало желание вообще что-то делать. Вопросы ускоренного вступления ФРОЛОВ Александр Украины в НАТО в связи с происходящими событиями и усилия В.

Владимировт, 1 См., например, статью: Весной россиянам грозят массовые увольнения и

ИМЭМО РАН, д.п.н. сокращение зарплат. // NEWSru.com, 2 сентября 2008 г.

10’2008

ВЛАСТЬ

37

Ющенко в этом направлении — еще одно намерение Вашингтона, которое, тем не менее, ставится под сомнение действиями украинской оппозиции. При этом проблемы атлантического единения по противодействию России остаются спорными.

В Вашингтоне, и это не дань избирательной кампании, так и не придумали действенных мер по «обузданию России». Вряд ли Америка при наличии ее нынешних проблем в Ираке, Афганистане, в отношениях с Ираном готова пойти на новую холодную войну с Россией. Посетивший с блиц-визитом Тбилиси Р Чейни в этом плане пообещать Тбилиси ничего не смог, кроме моральной поддержки и 1 млрд долл. в виде помощи — очевидно, максимум того, что в Вашингтоне могли дать. На что реально способны США — создавать Москве дальнейшие проблемы по периметру российских границ. США смогут дополнительно вооружить Грузию и некоторых новых членов альянса из числа стран Балтии.

Вопрос об исключении России из большой восьмерки, на чем активно настаивает кандидат в президенты США от Республиканской партии Дж. Маккейн, также ставится под сомнение, поскольку позиции других членов восьмерки также разнятся, а важнейшие для США и Запада проблемы ядерной безопасности вообще не могут решаться вне контекста России. Пока, как более чем полстолетия назад подметил один великий грузин, «у Америки ничего не выходит, кроме скрежета зубовного».

Насчет возможных санкций: никто не думает лишить россиян поставок автомобилей, электроники, обуви, бананов и т.п. ширпотреба, который мы научились и сами производить. Нефть и газ России по-прежнему будут высоко востребованы как на западе, так и на востоке, о чем недавно заявил В. Путин в ходе своей недавней поездки на Дальний Восток. Как ни странно, но возможные ограничения России в предоставлении ей новейших технологий должны стимулировать разработку ее собственных новейших технологий. Прогнозируется падение инвестиций извне1, но почему бы не активизировать российского инвестора?

1 В 2009 году российскую экономику ждут нелегкие испытания. // РотЛи, 2 сентября 2008 г.

По возможному недопущению России в ВТО и Д. Медведев, и В. Путин высказались достаточно четко: вступление в эту организацию несет для Москвы и ряд минусов. Россия, которой есть что предложить на мировой рынок и которой есть что закупать, причем в больших объемах, по сути, должна являться желанным членом ВТО. И тем более ей абсолютно негоже сидеть в приемной этой организации в то время, как отдельные мелкие новоявленные ее члены, значимость которых для мировой торговли несущественна, будут судить да рядить, стоит ли ее туда принимать или нет.

В складывающейся ситуации практически не просматривается позитив для Европы, получающей еще одну головную боль и дилемму. Как принять в свои ряды мелкого и весьма проблемного агрессора, как реагировать на самоопределение — больную тему для многих европейцев? Так уж получается, что после того, как США заварят кашу, как это случилось в Югославии в 1999 г., европейцам приходится ее расхлебывать. Состоявшийся в Брюсселе 1 сентября 2008 г. саммит ЕС принял решение оказать моральную и политическую поддержку Тбилиси. Однако, скорее всего, придется оказывать еще и финансовую, которая, по оценкам, со стороны Евросоюза и финансовых институтов может составить 2—3 млрд долл. Подходы европейских стран в отношении России разнятся. Те государства, которые имеют опыт, которым реально дорога стабильность в Европе и кто реально готов понести финансовую ответственность за ситуацию на Кавказе (Германия, Франция, Испания) предпочитают вести себя сдержанно и осторожно. Другие (Польша, страны Балтии), которые малоспособны вкладывать средства, намеренно гонят волну алармизма.

Два слова о Грузии. Во-первых, подзабывшему исторический опыт грузинскому руководству следует помнить, что при определенных обстоятельствах интерес к нему со стороны США может быть внезапно утрачен со всеми вытекающими последствиями. Как следствие, утрачен и интерес ЕС. В военном плане грузинские войска никак не проявили себя. Грузия как государство, имеющее спорные проблемы, не может стать членом НАТО, если только не освободит себя от претензий на Абхазию и Южную Осетию.

В экономическом плане Грузия не представляет для Запада потенциала, а ее традиционные статьи экспорта, в т.ч. вино и фрукты, известны скорее в пределах постсоветского пространства.

Широко рекламируемый и запущенный нефтепровод Баку—Тбилиси— Джейхан пока остается скорее виртуальным политическим проектом. Он не может быть наполнен одними усилиями Азербайджана даже наполовину до уровня рентабельности. Разрыв Тбилиси дипломатических отношений с Москвой больно ударил в основном по представителям одной национальности — грузинской. Для малой страны перечеркивать отношения с могущественным соседом — это непростительная глупость, ибо цена ее будет большой. Д. Медведев заявил, что Россия не будет иметь никаких дел с нынешним грузинским лидером, поскольку считает его преступником. Однако, похоже, что ни руководство Грузии, ни ее население еще не ощутили в полной мере последствия этой безответственности. Политика М. Саакашвили только начинает приносить свои «плоды» в виде очередей в сворачивающих свою деятельность консульствах. Проблемы эти ударят и по 1 млн проживающих или находящихся в России грузин.

Тем не менее, ситуация с Грузией ставит перед Россией ряд таких важных проблем.

1. Последующее укрепление оборонно-промышленного комплекса в пределах разумной достаточности, оснащение вооруженных сил последними образцами современного отечественного вооружения, повышение боевой выучки и бое-

способности армии и флота для зашиты территориальной целостности страны. При этом Россия не должна обязательно стремиться к паритету с НАТО.

2. Уделить больше внимания разработке новых научных технологий, способных поменять вектор развития экономики страны и переориентировать ее с преимущественно сырьевого на преимущественно технологическое развитие.

3. Как следствие — укреплять научный потенциал общества, увеличить ассигнования на науку, в т.ч. фундаментальную.

4. Повышение сельскохозяйственной и продовольственной безопасности государства, постепенное уменьшение зависимости от импорта продовольствия.

5. Проведение мер по укреплению российского федеративного государства.

6. В социальном плане — реализация проектов по формированию в России реального среднего класса и дальнейшее развитие демократических институтов.

7. Во внешнеполитическом плане представляется целесообразным внесение большего числа элементов прагматизма во внешнюю политику России. Необходимо всячески поощрять, в том числе и экономическими мерами, отношения с дружескими странами и наоборот, использовать эти меры в отношении тех, кто занимает по отношению к России недружественную позицию. Например, вряд ли разумно оставить без ответа те инициативы, с которыми выступили на недавнем саммите ЕС Польша и страны Балтии, и которые были нацелены на наложение экономических санкций на Россию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.