Научная статья на тему 'Россия и Германия: ностальгия по социалистическому прошлому'

Россия и Германия: ностальгия по социалистическому прошлому Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
778
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / ГЕРМАНИЯ / СОЦИАЛИЗМ / АДАПТАЦИЯ / НОСТАЛЬГИЯ / КРИТИКА / КУЛЬТУРА / ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Топоркова Ольга Александровна

Статья анализирует некоторые социально-культурные явления жизни общества в России и ФРГ, иллюстрирующие отношение жителей обеих стран (главным образом Восточной Германии) к социалистическому прошлому и их восприятие современного режима. Автор показывает, что для населения каждого из государств характерна ностальгии по ушедшей эпохе, которая проявляется сходным образом, но из-за разного отношения к этому властей приводит во многом к разным результатам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и Германия: ностальгия по социалистическому прошлому»

Ольга ТОПОРКОВА

РОССИЯ И ГЕРМАНИЯ: НОСТАЛЬГИЯ ПО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ

Уже двадцать лет мир развивается в так называемой "постбиполярной" системе международных отношений. После окончания "холодной войны" и развала СССР в целом ряде регионов происходят социально-экономические трансформации, связанные с переходом от социализма к капитализму. Они означают не только политические и экономические реформы, осуществляемые государствами, но и сложные процессы социально-психологической адаптации населения постсоциалистических стран, связанные в том числе с необходимостью перенимать западные стандарты практически во всех сферах жизни. Это весьма непросто, особенно для представителей старшего поколения, молодость и личностное становление которых пришлись на эпоху противоборства двух систем. Общество постсоцилистических стран по-разному реагирует на кардинальные перемены, при этом часть его болезненно переживает изменения и ностальгирует по прошлому. Ведь социализм и строительство "светлого будущего" имели свои привлекательные черты по сравнению с капитализмом, и очень многим нелегко расставаться с идеалами минувших лет.

Показательны и сходны в этом смысле ностальгические процессы, протекающие в России и Германии, особенно восточной её (Германии) части, поскольку Германская Демократическая Республика (ГДР) была советским форпостом на Западе, "витриной социализма", "наиболее западной" из всех стран соцлагеря. Между Россией и ФРГ - партнёрами во многих сферах - много общего, в том числе и ностальгия по социалистическому прошлому. Ощущение потерянности, недоверие к капитализму, трудности адаптации к коренным изменениям, утраченные иллюзии и желание вернуться в ту эпоху, где всё было понятно и сравнительно надёжно, характерны для значительной части российского и немецкого общества.

© Топоркова Ольга Александровна - соискатель кафедры теории и истории международных отношений ИМО и СПН Московского государственного лингвистического университета. E-mail: [email protected], [email protected] Ключевые слова: Россия; Германия; социализм; адаптация; ностальгия/остальгия; критика; культура; история.

Германия: перемены и отношение населения

Со времени объединения Германии (1990) страна стала принципиально новым субъектом международных отношений, где в целом успешно развивается экономика и выстраиваются внешние связи. И всё же, несмотря на два десятилетия интеграционных мероприятий, в Германии и сегодня актуальна проблема социальной интеграции немцев западных и восточных земель, адаптации жителей бывшей ГДР к новым условиям.

Бетонная стена, разделявшая запад и восток страны, ушла в прошлое. Однако в Германии говорят о "стене в головах людей" ("ментальном барьере" -Charaktermauer), о существенных различиях в поведении, в ценностных ориентирах, в представлении западных и восточных немцев о том, как должна функционировать общественная система.

Распад Советского Союза в 1991 году стал в мировом масштабе ещё более значимым событием, чем объединение Германии. Россия пошла по рыночному, капиталистическому пути развития, и сразу же у неё появились проблемы социальной адаптации людей, схожие с проблемами немецкого общества. Жизненные ориентиры значительной части населения оказались смещены, идеология, на которой были воспитаны поколения, - заменена противоположными установками. Фактически был запущен процесс пересмотра истории, смены оценочных координат прошлого и настоящего.

Удивительна скорость, с которой литература, журналистика, кинематограф (позднее и Интернет) в обеих странах откликнулись на произошедшие изменения. Был создан (и продолжает создаваться) целый культурный пласт произведений, в которых отображен процесс осмысления периода социализма с позиций сегодняшнего дня.

Ostalgie. После воссоединения восточные и западные немцы воспринимали друг друга как чужаков. Различия в уровне жизни, менталитете, психологии людей в условиях существования двух самостоятельных немецких государств были весьма велики. Обе группы были охвачены множеством взаимных предрассудков и стереотипов. Необходимость оказывать финансовую помощь "новым землям" стала причиной недовольства "весси", а полный отказ от прежнего, ставшего привычным и естественным образа жизни вызвал у "осси" так называемый шок адаптации. Серьёзным негативным последствием объединения Германии стало травмирование и даже разрушение самосознания населения ГДР, кризис его идентичности1. В стране возникли серьёзные региональные диспропорции. Они стали очевидны в сфере экономики (уровень развития производства на бывших территориях ГДР значительно ниже, чем в западных землях), политики (восточные немцы на выборах отдавали своё предпочтение левым партиям), социальных отношений (существует высокомерное отношение западных немцев к новым гражданам ФРГ), что тоже

1 Шаншиева, Л. Н. Проблемы социально-психологической адаптации жителей восточных земель // Объединённая Германия: 10 лет. Проблемно-тематический сборник / отв. ред. и сост. А.А. Амплеева. М. : ИНИОН РАН, 2001. - С. 143.

вносит свою лепту в формирование у последних комплекса неполноценности. Как следствие всего этого в восточных землях получило распространение явление остальгии - ностальгии по Востоку.

Ряд зарубежных историков и антропологов исследовали феномен остальгии. Остановимся на работах немецких исследователей. Так, Катя Неллер из Института социальных наук Штуттгартского университета разграничивает понятия "ностальгия по ГДР" и "остальгия". По мнению Неллер, ностальгия по ГДР свойственна исключительно бывшим гражданам ГДР, в то время как остальгия - "общегерманский феномен"1. Если ностальгия по исчезнувшему государству - явление, связанное с личными воспоминаниями отдельно взятого человека, то остальгия - явление массовое, вызванное, особенно в Западной Германии, коммерциализацией предметов быта ГДР, распространением культа социалистической эпохи, моды на неё2.

С момента объединения по сегодняшний день немецкие исследователи не перестают сравнивать Восток и Запад, проводить опросы среди населения. Была ли ГДР "социальным раем" или "государством Штази"? В частности, политолог Клаус Шрёдер, руководитель Союза исследователей государства СЕПГ (Forschungsverbund SED-Staat) при Свободном университете Берлина (Freie Universität Berlin), выяснил, что большая часть молодёжи в восточных землях "не знает и не хочет знать о тёмной стороне бывшей ГДР", а более взрослые полагают, что после крушения берлинской стены восточные немцы оказались "изгнанными из рая", ведь только после объединения они "узнали, что такое неуверенность в завтрашнем дне, попрошайничество и беспризорность"3. В 2009 году Клаус Шрёдер опубликовал книгу под названием "О, как прекрасна ГДР", где он делает вывод, что "большинство восточных немцев до сих пор не ассоциируют себя с современной общественно-политической системой"4.

Доктор общественных наук профессор Дортмундского университета Томас Голль называет остальгию "культурой воспоминаний"5, которая имеет свои черты, своих героев, свой стиль, и которая широко представлена в немецкой литературе, кино, на телевидении и в коммерции.

1 Neller, Katja. DDR-Nostalgie: Dimensionen der Orientierungen der Ostdeutschen gegenüber der ehemaligen DDR, ihre Ursachen und politischen Konnotationen. - Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2006. - S. 49.

2 Neller, Katja. DDR-Nostalgie: Dimensionen der Orientierungen der Ostdeutschen gegenüber der ehemaligen DDR, ihre Ursachen und politischen Konnotationen. - Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2006. - S. 50.

3 Schroeder, Klaus. Soziales Paradies oder Stasi-Staat? Das DDR-Bild von Schülern - ein Ost-West-Vergleich. - München: Ernst Vögel Verlag, 2008. - S. 11.

4 Deutz-Schroeder Monika. Oh, wie schön ist die DDR / Deutz-Schroeder Monika, Schroeder Klaus. - Schwalbach: Wochenschau-Verlag, 2009. - S. 32.

5 Goll Thomas. Ostalgie als Erinnerungskultur? / Thomas Goll und Thomas Leuerer. -Baden-Baden Nomos 2004. - 111 S.

Содержательная сторона явления

Тоска многих восточных немцев по ГДР, и интерес к ней западных немцев, порождают высокий спрос на остальгию и соответствующие предложения: книги о культуре и быте ГДР, фильмы и телешоу, посвященные ей, товары с брендами, знакомыми восточным немцам с тех времён.

Книжные магазины в ФРГ предлагают покупателям как серьёзные исследования социалистической Восточной Германии, её внутренней и внешней политики, развития общества в условиях тоталитаризма, опубликованные архивы штази (министерство госбезопасности ГДР)1, так и полуразвлекательные повествования о быте восточных немцев2. Целевой аудиторией такой литературы становятся "осталь-гирующие" восточные немцы и немцы из западных земель, которым интересно узнать о жизни, существовавшей по ту сторону "железного занавеса". Поваренная книга "Германская Деликатесная Республика: так готовили в ГДР"3 напомнит осси и научит весси, как приготовить нетипичные для Запада блюда, к примеру, борщ или солянку. Из книги "Песочный человечек в стране Траби. Культовая книга остальгии"4 можно узнать (или вспомнить) о Песочном человечке (Sandmännchen) -персонаже детской передачи - аналога "Спокойной ночи, малыши!", который с 1959 года был регулярным телегостем в каждой семье ГДР, о трабанте (восточногерманском автомобиле вроде "Запорожца") и прочих предметах и персонажах, наделивших Восток культурной самобытностью. Кроме того, имеются уже и исследования самого явления остальгии,5 предпринятые западными историками, антропологами и социологами.

Телевизионные шоу в Германии также не оставляют тему остальгии без внимания. Считается, что первым слово "остальгия" употребил Уве Штаймле (Uwe Steim-le), эстрадный артист из Саксонии. Штаймле выступал в программе "Остальгия",

1 См., например, "ГДР. Далекая страна 1949-1990: О жизни в ГДР" (DDR. Ein fernes Land 1949 - 1990: Vom Leben in der DDR von Thomas Bickelhaupt von Bucher, München, 2009), "Восточный Берлин: жизнь до падения стены" (Ost-Berlin: Leben vor dem Mauerfall. Life before the Wall fell von Lutz Rathenow von Jaron Verlag, Berlin, 2005).

2 См., например, "Во времена ГДР: будни государства рабочих и крестьян" (Damals in der DDR: Der Alltag im Arbeiter- und Bauernstaat von Hans-Hermann Hertle und Stefan Wolle von Goldmann, 2006).

3 Trögel Tatjana. Deutsche Delikatessen Republik: So kochte die DDR / Tatjana Trögel, Verena Zemme. - Bindlach: Gondrom Verlag Gmbh, 2006. - 192 S.

4 Reinhard Ulbrich. Sandmännchen im Trabi- Land. Das Ostalgie- Kultbuch / Reinhard Ul-brich, Andreas Kämper. - Düsseldorf/München: Econ Tb., 1997, 160 S.

5 См., например, "Реконструкция прошлого в объединенной Германии: Исследование попкультурного феномена на примере телевизионных шоу, посвященных остальгии" (Ostalgie: Vergangenheitsrekonstruktion im vereinten Deutschland: Eine Untersuchung des populärkulturellen Phänomens am Beispiel der Ostalgie-Shows von Annekatrin Himmelreich von Vdm Verlag, 2008), "Тема остальгии в современной немецкой литературе" (Ostalgie in der gegenwärtigen deutschen Literatur von Katerina Fisova von Grin Verlag, 2008), "(N)Ostalgia" for the Present: Memory, Longing, and East German Things" (by Daphne Berdahl, Ethnos,1999) и др.

выходившей в 1990-х годах на региональном канале МДР (Mitteldeutscher Rundfunk, MDR), в аудиторию которого входят новые федеральные земли. Вместе с артистом Томом Паульсом Штаймле разыгрывал юмористические миниатюры на тему остальгии и отношений „осси и весси". Впоследствии миниатюры были изданы в виде книги "Нас ведь никто не спрашивает"1.

На популярных "ГДР-телешоу" под музыку и песни гэдээровских времён звучат воспоминания о буднях той жизни. Бывшая олимпийская фигуристка Катарина Витт ведёт ток-шоу о социалистическом прошлом и снимается в рекламных роликах. Витт, которую в 1980-х годах американский журнал "Тайм" назвал "прекрасным ликом социализма", на публике вспоминает о радостных эпизодах своей жизни, а не о том, как за ней следили агенты штази. "Если подводить итог моей жизни в ГДР, то он в целом позитивен. Я ни о чём не жалею и испытываю гордость", -говорит Катарина Витт под аплодисменты зрителей2.

ГДР-телешоу помогают молодым немцам, которые не знали ГДР, почувствовать, что за фасадом, созданным партсекретарями и державшим в страхе Запад, была нормальная жизнь нормальных людей. Исследователи говорят, что наиболее привлекательна вся эта ГДР-мода для тех, кому в 1980-е годы было 10-12 лет3.

Яркими примерами кинофильмов, посвящённых ГДР, могут служить две ленты, противоположные по настроению. Это "Жизнь других"4 (Das Leben der Anderen, 2006) режиссера Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка и "Гуд-бай, Ленин!"5 (Goodbye, Lenin!, 2003) Вольфганга Беккера.

"Жизнь других" рассказывает о борьбе творческой личности с Системой в лице спецслужбы штази. Фильм стал обладателем премии "Оскар" 2007 года в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Даже в этом фильме проскальзывает остальгия: главный отрицательный персонаж "Жизни других" в конце произносит: "И все-таки при социализме было лучше. Нам было во что верить, и вам было с чем бороться".

В трагикомедии "Гуд-бай, Ленин!" восточные немцы увидели свою жизнь до объединения без прикрас, но и без насмешек и критики. Фильм проникнут осталь-гией, светлой грустью по ГДР и её идеалам. "Гуд-бай, Ленин!" завоевал призы Берлинского кинофестиваля, премию "Гойя" как лучший европейский фильм 2004 года, награды Европейской киноакадемии; кроме того, был номинирован на американские премии "Оскар" и "Золотой Глобус" в номинации "Лучший иностранный фильм". То, с каким теплом публика приняла этот фильм и какими темпами он набрал популярность, свидетельствует о признании населением Германии суще-

2

1 Steimle, Uwe. Uns fragt ja keener - Ostalgie. - Berlin: Eulenspiegel-Verlag, 1997, 224 S.

Агаев, Виктор. Остальгия в Германии // [электронный ресурс] : Немецкая волна. -Режим доступа : www.dw.com (08.10.2003)

3 Агаев, Виктор. Остальгия в Германии // [электронный ресурс] : Немецкая волна. -Режим доступа : www.dw.com (08.10.2003)

4 Das Leben der Anderen [электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.imdb.com/title/tt0405094/

5 Goodbye, Lenin! [электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.imdb.com/title/tt0301357/

ствования проблемы "осси"-"весси", а населением Европы - проблем, связанных с крушением биполярной системы и адаптацией постсоциалистических обществ к новым жизненным реалиям. Это был "экспортный вариант" остальгии, посредством которого Германия на мировом культурном пространстве заявила о соответствующей проблеме.

Теме "ГДР-ностальгии" посвящены также такие немецкие фильмы, как "Солнечная аллея" (Sonnenallee1, 1999) Леандера Хаусманна и "Легенды Риты" (Die Stille nach dem Schuss2, 2000) Фолькера Шлендорфа.

Коммерциализация остальгии

С момента возникновения остальгии в середине 1990-х годов по сегодняшний день идёт активная коммерциализация этого явления. В Германии высок спрос на продукцию, напоминающую о ГДР, - музыку, фильмы, книги о перестройке, комсомольские синие рубашки, сумки, майки, солдатские ремни, хрустящие хлопья Zetti, сосиски Halberstadt, кофе Mokka Fix Gold, пятновыводители Nuth, лосьон для малышей Elasan, бюсты Ленина, футболки с изображением Карла Маркса или надписью "Рожденный в СССР". Цель бизнесменов, занимающихся продажей "старых добрых" товаров — сохранение "отблеска умершего коммунистического государства"3. Обороты фирм, "продающих ностальгию", неуклонно растут, причём товары скупают не только жители Восточной Германии, но даже США и Японии. Многие компании Восточной Германии после 1989 года были куплены западными фирмами, которые предпочли сохранить названия марок.

Интернет-магазин "ОссиФерзанд" (OssiVersand.de) имеет оборот около миллиона евро. "Оссиладен" (Ossiladen), рассылающий свои товары по почте, насчитывает десятки тысяч постоянных клиентов. В его ассортименте 900 наименований: от шоколада, горчицы и легендарных шпреевальдских огурчиков до напитка VitaCola. Есть здесь даже гэдээровский план Берлина, в котором западная часть города отсутствует. Подобные магазины открываются и на западе страны4. Коммерсанты готовы обеспечить потребителей атрибутами остальгии, и её долгосрочность можно считать в определённой мере и их заслугой.

Повсеместно празднуются так называемые ост-вечеринки (Ostalgieparty) - семейные и молодёжные праздники, стилизованные под реалии ГДР.

Художественный критик Марина Дмитриева в своей статье "Остальгия. Заметки о восточногерманской визуальности" пишет о городе Айзенхюттенштадт, где спустя несколько лет после воссоединения Германии был создан музей действительности

Sonnenallee [электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.imdb.com/title/tt0177242/

Die Stille nach dem Schuss [электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.imdb.com/title/tt0234805/

Флейшман Дж. Модная "остальгия" по Восточной Германии // Los Angeles Times, In-opressa. - 2008. - 19 февр. - С. 8.

Дмитриева М. Остальгия. Заметки о восточногерманской визуальности // Художественный Журнал. - 1999. - № 24. - C. 73.

2

3

4

ГДР. Задача музея и связанного с ним научно-исследовательского проекта - документация быта ГДР. По просьбе устроителей граждане несут в музей предметы, произведённые в ГДР, либо типичные для устройства квартиры среднего обывателя.

В Интернете популярностью пользуется игра - викторина Оssiquiz (www.ossiquiz.de), в которой собраны 700 вопросов из повседневной жизни ГДР. Например: "Кто был председателем ГДР?", "Как назывался пластилин, из которого лепили на уроках в школе?", "Что было написано на первой странице пионерского удостоверения?", "Сколько дверей у "Трабанта"?"

Высказывания, приведённые в статьях газеты "Аргументы и факты" "ОСТаль-гия": верните нам Берлинскую стену! - требуют западные и восточные немцы спустя 20 лет после её краха" (от 04.11.2009) и "Памяти покойной ГДР" (от 07.10.2009), позволяют понять отношение рядовых восточных немцев к ГДР, её символам, ностальгии по ней, а также то, насколько коренные изменения произошли в восточногерманском обществе с момента объединения: "В самом Берлине остатки грозной Берлинской стены из мрачного символа тоталитаризма давно превратились в объект туристической привлекательности. Сейчас уже и сами берлинцы не верят - неужели 20 лет назад всё было по-другому? И колючая проволока, и электрический ток, и нейтральная зона у Бранденбургских ворот, и вышки со снайперами? У обломков стены возле Потсдамерплац позируют арабские гастар-байтеры, переодетые в форму пограничников ГДР, и стоит гэдээровский автомобиль "Трабант" - желающие могут сфотографироваться за 1 евро. В любом магазине сувениров у КПП "Чарли" (пропускной пункт для дипломатов) - камешки из стены с сертификатом. Куски посолиднее увезли на Запад - теперь они стоят в главном офисе корпорации "Майкрософт" и штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли. Сейчас символика страны-привидения - ГДР приносит городу внушительный доход от туристов".1

В то же время, несмотря на распространение остальгии, ни восточные, ни западные немцы не отрицают негативных сторон политического режима ГДР. В тех же "АиФ" читаем: "Во времена ГДР я учился в школе и, разумеется, носил пионерский галстук и голубую рубашку FDJ. В общем, у меня осталось приятное чувство коллективизма, с одной стороны, но и неприятные воспоминания до сих пор живы. Помню, в нашем классном журнале была специальная графа, по которой классифицировали происхождение родителей: А - рабочий, В - крестьянин, I - интеллигенция. Из двух классов по 30 учеников в каждом только шесть смогли стать абитуриентами. Конечно, букве А отдавалось предпочтение".

По мнению другого респондента "АиФ", "тоскуют по социалистическому прошлому те, кто остался за бортом и не вписался в реалии новой жизни. А плавать-то многие не умели... Другие задачи были - корабли строить, план выполнять, а не учиться выживать в обществе, где каждый только за себя. Но я лично не знаком ни с кем, кто испытывал бы какие-либо нежные чувства по отношению к госсимволам и прочим атрибутам ГДР". Кроме того, в статье отмечается: "пресловутая

1 Георгий Зотов, ""ОСТальгия": верните нам Берлинскую стену! - требуют западные и восточные немцы спустя 20 лет после её краха", "Аргументы и факты", №45 от 4 ноября 2009 г.

"ностальгия" - это тоска по прошлому без той политической и идеологической подоплёки, которую иной раз так старательно пытаются к этому прицепить. В молодости и трава была зеленее, и люди добрее, и яблоки слаще. А бесчисленные музеи, выставки и шоу на ТВ вокруг жизни в ГДР рассчитаны на туристов и тех немцев, которые в ГДР никогда не жили".1

Как правило, объектами критики социалистического режима в Германии являются практически все признаки системы, неприемлемые для Запада, не характерные и оттого непонятные для западного человека. Главным образом это тотальный контроль со стороны государства, который имеет различные проявления. В сфере экономики это отсутствие или незначительная роль частного предпринимательства и, как следствие, разнообразия товаров и услуг, конкуренции; в политике это отсутствие плюрализма; в сфере культуры - наличие цензуры и пропаганда унифицированных норм и ценностей. Но правила коммерции предписывают апеллирование к позитивным чувствам потребителей, и зачастую кажется, что в рамках остальгии недостатки ГДР как будто отфильтровываются. Согласно опросам, результаты которых приводила немецкая радиостанция "Дойче велле", 59% немцев считают, что ГДР-шоу показывают ГДР в искажённом свете. 22% уверены, что, поскольку она была неправовым государством, то заслуживает только осуждения и критики2. По мнению же редакторов "Дойче велле", организаторы остальгических программ доказывают, что они ничего не приукрашивают, а просто хотят показать, что и в неправовом государстве люди имели маленькие радости.

В результате можно констатировать, что и восточные, и западные немцы в целом положительно восприняли остальгию. Им удалось из негативного явления (ностальгии по прошлой эпохе и недовольства от негативных последствий объединения) сделать позитивное, тоску по утраченному перевести в "светлую грусть", разобщенность "осси" и "весси" превратить в сплочённость. Благодаря остальгии западные немцы больше узнали о своих восточных соотечественниках, на протяжении сорока лет скрытых за "железным занавесом", и научились лучше понимать их, а восточные немцы таким образом пережили "проводы" социализма. Пик остальгии в Германии пришёлся на конец 1990-х годов, теперь же она медленно идёт на спад и, вероятно, будет ослабевать и дальше - в значительной мере из-за смены поколений. Остальгия стала естественной реакцией немцев на адаптационные трудности, связанные с объединением. Можно считать заслугой германских властей то, что они не препятствовали распространению остальгии, и это стало одним из решений проблем интеграции немецкого общества.

Ностальгия по-русски

Культура новой России тоже стала отражением процесса глубокой трансформации общественного сознания. Ностальгия по социалистическому прошлому проявилась в тех же сферах, что и в Германии, однако она не стала позитивной, консо-

1 Виктория Шкаровская, "Памяти покойной ГДР", "Аргументы и факты", №41 (2009), 07.10.2009.

2 Агаев, Виктор. Остальгия в Германии // [электронный ресурс] : Немецкая волна. -Режим доступа : www.dw.com (08.10.2003).

лидирующей общество тенденцией. Российскую ностальгию можно разделить на два направления: критическое (ностальгия, связанная с критикой существующей власти, оппозиционностью, и прославляющая СССР без оглядки на негативные стороны советского прошлого) и конформистское (ностальгия по советской культуре, по эстетике советского периода, не имеющая оппозиционного посыла).

Кроме того, есть и "парадный", или "экспортный", вариант ностальгии по СССР: это сувениры на память о социалистической эпохе, скупаемые в России иностранными туристами. Популярностью пользуются значки, агитационные плакаты, открытки, футболки с изображением серпа и молота и многое другое.

Критическая ностальгия в России практически составляет политическую платформу оппозиционных партий. Это настойчивые напоминания о крахе великой державы - Советского Союза, об утрате геополитического влияния и об экономических проблемах современной России. Ностальгия конформистская аполитична и больше похожа на германскую остальгию. Она проявляется, например, в моде на "советский стиль", которая появилась в середине 1990-х годов и продолжается по сей день. Можно вспомнить, что на открытии Олимпийских игр 2002 года сборная команда Российской Федерации была облачена в костюмы, "вдохновлённые светлыми 50 и 60-ми"1. Государственный гимн РФ с 2000 года исполняется снова на музыку А. В. Александрова, написанную им в 1943 году для советского гимна. Как и в Германии, некоторые производства в России выкуплены иностранными компаниями, которые в угоду спросу сохраняют старые торговые марки. Появляется много телевизионной продукции, посвящённой советским временам, однако в современных фильмах и телепередачах ностальгия может проявляться как в конформистской, так и в критической форме.

Наряду с неослабевающей популярностью советских фильмов, высокий зрительский рейтинг удерживают передачи и документальные ленты, посвящённые советской эпохе, из чего следует, что обществу интересно узнать больше о прошедшей эпохе или вспомнить о ней с ностальгией. Так, популярностью пользуются (пользовались на момент выхода) "Как это было" (ОРТ), "Следствие вели..." (НТВ), "Советская Империя" (телеканал "Россия"), "Ордена ушедшей страны" (телеканал "Культура"). Кроме того, почти все телеканалы предлагают вниманию зрителей телесериалы, время действия которых - советская эпоха: "Александровский сад" (телеканал "Россия", 2005), "Брежнев" (телеканал "Россия", 2005) и др. Появились шоу, на которые приглашаются звезды советской эстрады, и шоу, посвящён-ные советским вождям. Зачастую фильмы и передачи так или иначе развенчивают положительный образ Советского Союза и советской жизни.

Как критическую, так и конформистскую ностальгию по Советскому Союзу вызывает фильм Ю. Гусмана "Парк советского периода"2 (2006). Сюжет вкратце таков: в Москве создают тематический парк, где всё советское, причём только то, что вызывает положительные эмоции. Это и крымский санаторий, где чистота, порядок, дешё-

1 Модные Олимпийские игры [электронный ресурс] : Режим доступа www.bosco.ru/news/ (11.08.2008).

2 Soviet Park [электронный ресурс] : Режим доступа http://www.imdb.com/title/tt0933382/

вые и качественные продукты, где выступают талантливые артисты прошлых лет и все называют друг друга "товарищ"; это напоминания о достижениях той эпохи - от полётов космонавтов до успехов в народом хозяйстве; но главное - это светлая атмосфера романтики, утопическая идея вселенского счастья в виде мирового социализма. Но ближе к середине фильма проявляются и негативные стороны той действительности: необходимость подчиняться не всегда справедливым правилам, контроль даже над личной жизнью гостей Парка, насилие со стороны властей, безысходность из-за тщетных попыток бороться с системой. Конец фильма представляет собой фантастический коллаж их разных эпох: герои сбегают из Парка, преследуемые его управляющими - поборниками железной дисциплины, и натыкаются на современных российских бандитов. Таким образом, два человека, ищущие свободу, оказываются как бы зажатыми между враждебным прошлым и столь же враждебным настоящим. На помощь к героям приходит (видимо, из Парка) не кто иной, как Чапаев с отрядом красноармейцев. Возможно, идею такой концовки можно объяснить так: социализм был изначально очень притягателен (его ранний этап как раз и символизирует образ Чапаева), а потом, когда идея постепенно превратилась в режим, а олицетворять его стали люди не всегда порядочные и идейные (управляющие Парком), появились и отрицательные явления, изображённые в фильме.

И люди искусства, и исследователи, и рядовые граждане предпринимают попытки разобраться в плюсах и минусах социалистического режима, чтобы оценить утраты и приобретения страны в связи со сменой режима. Множество мнений на эту тему можно найти в российском интернет-пространстве - рунете, где помимо форумов с полемикой по поводу утрат и приобретений новой России имеются десятки сайтов, посвященных СССР, его истории, символике, эстетике, кино и т.д. Лозунг одного из сайтов: "Цель сайта - не вернуть СССР. Цель сайта - не забыть его"1 в целом отражает отношение к прекратившему своё существование государству со стороны молодых и зрелых людей, родившихся в Советском Союзе, хорошо помнящих его и ... живущих в новой России.

Подобно тому, как в немецком Айзенхюттенштадте был создан музей действительности ГДР (2009 г.), в Новосибирске открылся первый в России музей СССР. Его коллекцию составляют советские игрушки, пластинки, телевизоры и портреты Гагарина, кинозвёзд тех лет и генсеков - свидетельства достижений страны и "вещественная документация" быта её граждан. Предметы музея возвращают посетителя в уже несуществующую страну и в юность. Экскурсия в такой музей - лучший урок истории2.

Российская ностальгия подпитывается произведениями советской культуры и воспоминаниями старших поколений о великой державе, которой они посвятили всю свою жизнь. Отметим, что зачастую ностальгия по СССР вызвана воспоминаниями о годах детства и молодости, сравнением нынешнего и прошлого состояния своей жизни. У людей, выросших в СССР и ностальгирующих по этому государ-

1 Рождённые в СССР [электронный ресурс]: Режим доступа: www.savok.name/index.php (19.03.2010).

2 Первый канал [электронный ресурс]: Режим доступа: www.1tv.ru/news/social (21.11.2009).

ству, часто вызывают недовольство и обиду всевозможные попытки исказить прошлое и принизить те светлые идеалы и ценности, на которых они выросли (имеются в виду идеи справедливости, коллективизма, товарищеского отношения друг к другу). C другой стороны, ностальгия по СССР и советскому строю выражается в отрицании или недооценке реально существовавших в СССР недостатков (товарного дефицита, очередей, почти всеобщей бедности, массового принуждения, подавления инакомыслия, ограничений в творческой деятельности, закрытости границ и т.д.) В ряде случаев ностальгия по СССР является следствием социальной неустроенности или неудовлетворённости жизнью в современной России, характерной для части людей, привыкших к советскому образу жизни. Кроме того, ностальгия по СССР часто связана с неприятием капиталистических принципов, в корне противоречащих советским.

Поскольку национальная идея в современной России никак не может сформироваться, различные веяния, в том числе отечественный вариант остальгии, пытаются эту недостающую идею временно заместить. В образовавшемся сегодня плюрализме мнений деятели культуры, да и всё общество, разделились на почве оценок исторического наследия СССР. В поисках объективности они обращаются то к образу Сталина, то к церковным лидерам; то к "белым", то к "красным" военачальникам; то к прославлению, то к поруганию. Настроение в российском обществе можно выразить цитатой из рецензии на ленту "Адмирал" (2008): "Всё в духе нашего времени - большевики плохие, белые хорошие, ещё через лет 20 снимем наоборот, а потом наоборот ещё раз"1.

Таким образом, если у немцев в головах образовалась "стена", то у русских -"каша". Поиск чёрных пятен в том, что раньше преподносилось исключительно как правильное, светлое (например, появление в СМИ материалов, бросающих тень на ранее не вызывавшую сомнения правильность действий советских руководителей во время Великой Отечественной войны), а также попытки обелить персонажей и события прошлого, до перестройки преподносившиеся как безусловно отрицательные (например, канонизация Николая II), в современной России предпринимаются так радикально, что это, несомненно, дезориентирует немалую долю населения.

Интересный пример ностальгии - результаты кампании "Имя Россия", организованной телеканалом РТР в 2008 году. Целью кампании было выяснить, кого же страна считает своими героями. Несколько месяцев шло свободное голосование, в котором могли принять участие все жители России. В промежуточном результате на первое место по рейтингу вышел не кто иной, как И.В. Сталин. С учётом всей негативной пропаганды, которая велась последние десятилетия и демонизировала советского вождя, как Адольфа Гитлера, результат оказался парадоксальным. В итоговом рейтинге Сталин занял третье место, уступив "политкорректным" Александру Невскому и П.А. Столыпину2.

1 "Адмиралъ" Reviews. [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.afisha.ru (26.10.2008)

2 "Имя Россия" [электронный ресурс]: Режим доступа : http://www.nameofrussia.ru/

В поисках новой культуры

Совершенно очевидно, что и в России, и в объединённой Германии современная культура формируется как бы с оглядкой на прошлое. В обеих странах она весьма эклектична и складывается из наследия различных эпох существования государств и из реакции на актуальные события, происходящие как внутри стран, так и за их пределами и вызывающие общемировой резонанс. Общей чертой двух стран можно назвать и тенденцию относиться к массовой культуре как к средству получения финансовой выгоды, а к её получателю - как к потребителю услуг. В обеих странах ностальгия, персонифицированная в вещах, превращена в продукт массовой культуры, адаптированный под вкусы среднего потребителя. Культура кино, театра, музыки стала шоу-бизнесом, способом заработать деньги, предлагая не всегда качественный продукт. Притягательная свобода, добытая ценой радикальных перемен и отказа от социализма, постепенно превращается в такой же объект критики, каким при тоталитаризме была несвобода, что, в свою очередь, также создаёт почву для ностальгии по "недобрым старым дням"1, поскольку нынешний режим начинает ассоциироваться с беспорядком, а прошлый - с порядком и безопасностью.

Но интересно, что при всей "свободе" проявлений культуры в России именно ностальгии по советскому прошлому не удаётся получить столь широкое распространение, как в Германии. Возможно, если бы чувства ностальгирующих россиян имели свободный выход, это снизило бы социальную напряжённость. Опыт Германии показывает, что можно давать волю массовым ностальгическим проявлениям. И если дать части населения возможность "переболеть" ностальгией, это позволило бы российскому обществу стать более единым и преодолеть разрозненность на почве оценок прошлого. Не простившись с прошлым, невозможно ассоциировать себя с настоящим и тем более строить будущее.

* * *

Испытывая сходные ностальгические чувства, Германия и Россия нынешний (промежуточный) постсоциалистический итог встречают в разном состоянии их преодоления. В отличие от Германии, где остальгия постепенно исчезает, чему способствует в том числе выравнивание уровня жизни в Восточной и Западной Германии, в столь разобщённом и разнородном обществе, как современное российское, трудно прогнозировать развитие ностальгии. А поскольку, как отмечалось выше, в России ностальгические настроения не получают необходимого выхода и приводят таким образом к возрастанию социальной напряжённости, вряд ли стоит ожидать, что они исчезнут сами собой просто благодаря, как в Германии, смене поколений. Избавить население от ностальгии могла бы достойная национальная идея, но её поиск в России затянулся так же, как и проводы "светлого будущего".

1 . "East German Brands That Refuse To Die: 'Ostalgie' For The Bad Old Days", Caroline Winter, Businessweek, 01.10.2009, Режим доступа :

http://images.businessweek.com/ss/10/01/09_east_german_brands.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.