Научная статья на тему 'Россия и Европа: взгляд из Беларуси'

Россия и Европа: взгляд из Беларуси Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
400
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CIVILIZATION / ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS / ПРОТИВОБОРСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / МНОГОВЕКТОРНОСТЬ / МНОГОПОЛЯРНОСТЬ / RIVALRY / MULTI-VECTOR / MULTI-POLARITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Карпиленя Николай Васильевич

В данной статье автор анализирует развитие современного мироустройства с учетом собственного исторического развития России Евразии и Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA AND EUROPE: A LOOK FROM BELARUS

Its purpose is to analyze the development of the modern world with access to some of the great Western understanding of the processes taking place in social media, taking into account its historical development of RussiaEurasia and Belarus.

Текст научной работы на тему «Россия и Европа: взгляд из Беларуси»

Keywords: development of informative society in Russia, culture, moral values, public policy in the field of culture and moral

References

1. Rossijskij media-landshaft: televidenie, pressa, Internet. Mart 2014 // http://www.levada.ru/17-06-2014/rossiiskii-media-landshaft-televidenie-pressa-internet// Rus-sian media landscape: TV, press, Internet. March 2014 // http://www.levada.ru/17-06-2014/rossiiskii-media-landshaft-televidenie-pressa-internet

2. Issledovanie VCIOM ot 27 fevralja 2007// http://wciom.ru// Research polls from February 27, 2007//

http://wciom.ru

3. Issledovanie VCIOM ot 27 ijunja 2014. Press-vypusk №2614

4. Dobrovol'chestvo v Rossii: potencial uchastija molodezhi. Press-vypusk №1785 ot 24 ijunja 2011// http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111713// Volunteering in Russia: the potential of youth participation. Press release No. 1785 dated June 24, 2011// http://wciom.ru/index.php?id=459

5. http : // data.worldbank.org/country/russian-federation/russian

http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0011/152687/e94277exsumR.pdf

6. Bogdanov V. Zapretnyj spisok. FSKN soobshhila: sokrashhaetsja smertnost' ot narkotikov // Rossijskaja

gazeta. Federal'nyj vypusk, 25 aprelja 2014, №6367 (95)// Bogdanov V. the Forbidden list. Federal drug control service reported: reduced mortality from drug use // the Russian newspaper. Federal issue, April 25, 2014, No. 6367 (95)

7. http://minjust.ru/ru/extremist-materials

8. Rossija i strany - chleny Evropejskogo sojuza//http://www.gks.ru// Russia and member countries of the

European Union//http://www.gks.ru

9. Rossijskij obzor jekonomicheskih prestuplenij za 2014 god//www.pwc.ru/crimesurvey// Russian economic

crime survey for 2014//www.pwc.ru/crimesurvey

10. Kolichestvo detej-sirot uzhe sostavljaet 650 tysjach //http://www.russia-on.ru/45366//The Number of orphans is already 650 thousand//http://www.russia-on.EN/45366

11. http://gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info

12. http://data.worldbank.org/country/russian-federation/russian http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0011/152687/e94277exsumR.pdf

13. Vserossijskij opros VCIOM ot 3-4 fevralja 2007 goda//http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111713// Russian opinion poll from February 3-4, 2007//http://wciom.EN/index.php?id=459

14. http://mkrf.ru/

УДК 327

РОССИЯ И ЕВРОПА: ВЗ ГЛЯД ИЗ БЕЛАРУСИ

Карпиленя доктор военных наук, доцент, профессор кафедры социальных наук, Николай Учреждение образования «Военная академия Республики Беларусь» Васильевич (220057, Беларусь, г. Минск, проспект Независимости, 220).

E-mail: [email protected]

Аннотация

В данной статье автор анализирует развитие современного мироустройства с учетом собственного исторического развития России - Евразии и Беларуси.

Ключевые слова: цивилизация, геополитика, противоборство, национальная безопасность, идентичность, многовекторность, многополярность.

Политическая турбулентность, охватывая значительную часть мира, борьба двух глобальных проектов: однополярного мира по-американски и полицентричного, что определяется сдвигом мирового лидерства из Евроатлантики в Азиатско-Тихоокеанский макрорегион, до предела обострила противоречия Запада (США, НАТО, ЕС) и России, продвигающей проект евразийской интеграции и сближения незападных государств (БРИКС и др.).

Глобальное противостояние ставит вопрос о роли и судьбе славянских народов, прежде всего Беларуси, России и Украины, оказавшихся перед цивилизационным и геополитическим

выбором (Запад или Евразия, растворение в массовой западной литературе или Русский мир). Взгляд на проблему из Беларуси является задачей данной статьи.

«Исторический народ, пока не соберет воедино всех своих частей, всех своих органов, должен считаться политическим калекою» [1, с. 30]. В этом выражении Н. Я. Данилевский придерживался распространенного в XIX в. взгляда об этническом единстве великорусов, малороссов (украинцев) и белорусов, видя в них (включая и население принадлежащих Австрии Галиции и Угорской Руси) представителей единого русского народа [1, с. 30]. К глубокому сожалению, с распадом СССР не только не успела сформироваться и окрепнуть историческая общность под названием «советский народ», но и не завершилось историческое воссоединение русской нации.

Вместе с тем сегодня также очевидно, что Европа, даже при включении в Европейский союз ряда славянских государств (кстати, само собирательное самоназвание «славяне» означает «люди слова», в отличие от «немцев» - иноязычных иноплеменников, речь которых была непонятна славянам [2, с. 22]), признает Россию и славянство чем-то для себя чуждым, и не только чуждым, но и враждебным. Королевство Польша, «которая хотя и осталась материально независимою от немецкого владычества, одна из всех славянских стран приняла без борьбы западные религиозные начала и усвоила их себе, а потому и была в течение большей части своей истории членом славянской семьи, изменившим общим славянским началам, стремившимся распространить насилием и соблазном враждебный славянскому миру католический и шляхетско-аристократический принцип в самую глубь России вплоть до 1612 года» [1, с. 350]. Для беспристрастного наблюдателя это «неотвержимый факт» [1, с. 63]. Как известно, в 1596 г. при поддержке польских магнатов и шляхты удалось расширить католическую экспансию на православный Восток путем заключения Брестской унии, которая ставила своей целью подчинить православную церковь на Украине и Белоруссии Папе Римскому; плодом церковной унии явилась униатская церковь, действовавшая вразрез с интересами украинского и белорусского народов [1, с. 355]. Не служат ли причинно-следственные связи и приведенные исторические факты прологом наблюдаемых и переживаемых нами с горечью трагических событий конца 2013 и всего 2014 г. на Украине?

Принадлежат ли Россия, Украина как единая страна и Беларусь к Европе? И сегодня можно согласиться с великим русским мыслителем XIX в., основоположником учения о цивилизациях Николаем Яковлевичем Данилевским, ответившим на подобный вопрос так: «К сожалению или к удовольствию, к счастью или несчастью, - нет, не принадлежит. Они не питались в большей части своей истории ни одним из тех корней, которыми всасывала Европа как благотворные, так и вредоносные соки непосредственно из почвы ею же разрушенного древнего мира, не питались и теми корнями, которые почерпали пищу из глубины романо-германского духа. Если совсем обобщить - они не причастны ни к европейскому добру, ни к европейскому злу» [1]. Ни истинная скромность, ни истинная гордость не позволяют (по крайней мере, России) и ныне считаться (тем более в ее усеченном виде) Европой. Только выскочки, не знающие ни скромности, ни благородной гордости, втираются в круг, который считается ими за высший; понимающие же свое достоинство люди остаются в своем кругу, не считая его (ни в каком случае) для себя унизительным, а стараются его облагородить так, чтобы некому и нечему было завидовать [1, с. 70]. Но, может, наши страны принадлежат к Европе по праву усыновления? Но мы не наблюдаем что-то родительских чувств. А возможно ли вообще такое усыновление? Мы ощущаем, что как бы в нас (как в дичку) привит, начиная с Петра Великого, европейский черенок. Но и ныне наши самобытные славянские государства есть препятствие делу европеизма и гуманитарности и, безусловно, когда Запад отчетливо это понимает, ему не остается ничего другого, как ослаблять то народное начало, которое дает силу и крепость всему нашему общественному и политическому организму. В то же время мы видим, что многие земли, присоединенные к России после Петра (большая часть Центральной и Западной Украины), не русеют,

несмотря ни на желания правительства достигнуть этого, ни на бесконечно усиливающиеся средства его действовать на народ, между тем как в старину все приобретения без всякого насилия, которое не было ни в духе правительства, ни вообще в духе русского народа, быстро обращались в чисто русские области [1, с. 76].

То, что мы наблюдаем в последние годы на Украине, в желании проявления политических патриотических чувств части народа западных областей, в мечте о европейских ценностях, можно охарактеризовать как горькое сомнение в самих себе, как сознание жалкого банкротства. Люди как бы говорят себе: мы ничего сами по себе не стоим; в нас надобно вложить силу и вдунуть дух извне, с Запада; нас надо притянуть к нему, насильно в него втиснуть - авось выйдет что-нибудь вылепленное по той форме, которая одна достойна человечества, которая исчерпывает все его содержание.

Вся история доказывает, что цивилизация не передается от одного культурно-исторического типа другому (это третий закон, описанный Н. Я. Данилевским в [1]); но из этого не следует, что цивилизации не воздействуют друг на друга. Самый простейший способ этого распространения есть пересадка с одного места на другое посредством колонизации. Таким образом, финикияне передали свою цивилизацию Карфагену, греки - Южной Италии и Сицилии, англичане - Северной Америке и Австралии. Другая форма распространения цивилизации есть прививка, и обыкновенно это и понимают под передачей цивилизации. Но прививка еще никогда не приносила пользы тому, к чему прививается, ни в физиологическом, ни в культурно-историческом смысле. Потому желаемое присоединение Запада Украины со всей Украиной к западной цивилизации есть бесполезное действие, прежде всего для прививки, и имеет лишь геополитическое объяснение стремлениям США и Запада приблизиться к нынешним границам России для непосредственного влияния на процессы в России, а по сути, продления агонии Запада под названием Модерн. Такая прививка создает зону непрекращающегося внутрицивилизационного конфликта, нестабильности, хаоса и политического кризиса в самой Украине с ее негативными последствиями для соседей - России и Беларуси, что и является (по глубокому личному убеждению. - Н.К.) главной целью проталкиваемых Западом идей демократии, прав человека и других западных клише. В то же время мы видим, что происходящее политическое раздробление внутри Украины, как одного культурно-исторического типа, имеет вредную сторону, состоящую в том, что оно лишает страну политической силы, а, следовательно, должной самостоятельности и возможности успешного противостояния внешнему насилию. Всякое же старание во многие века России связать свою историческую жизнь внутренней органической связью с жизнью Европы постоянно вело лишь к пожертвованию самыми существенными интересами России, а для Беларуси это может привести к потере белорусской идентичности и государственности.

Одна из присущих всем народам романо-германского типа (Запада) черт этнографического признака народа, служащего выражением существенной особенности всего психического строя, есть насильственность, превратившая христианство изначально чистой формы православия в католичество, вследствие «насильственного характера западного духовенства, видевшего в себе все, а вне себя ничего знать не хотевшего» [1, с. 206]. Вся религиозная история Европы только подтверждает это. Ибо если бы не общий дух насиль-ственности германо-романских народов, откуда взялся бы несвойственный христианству прозелитизм (от греч.рго^'^уо', букв.: пришелец, т. е. стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания), огнем и мечом принуждавший креститься племена Восточной Германии еще при Карле Великом, а при последующих императорах - и северо-западные славянские племена? Откуда эти рыцарские ордена, Тевтонский, Меченосцев, насильственно несшие проповедь Литве, латышам и эстам и закрепостившие имущество и личность этих народов? Откуда навербовала бы Екатерина Медичи убийц в Варфоломеевскую ночь? [1, с. 207]. Главным интересом европейских народов, после того как прошла колониальная

горячка, стали вопросы гражданской и политической свободы. И опять насильственность характера проявилась не в меньшей силе, чем в религии и в колониальной политике.

Под влиянием этих процессов в западной социальной мысли в политике правящих элит Запада постоянно присутствует культурный расизм (уверенность в своем абсолютном превосходстве над другими народами, своем мессианстве). Что определяет постоянные вспышки русофобии [3].

«Насильственность, в свою очередь, есть не что иное, как чрезмерно развитое чувство личности, индивидуальности, по которому человек, им обладающий, ставит свой образ мыслей, свой интерес так высоко, что всякий иной образ мыслей, всякий иной интерес необходимо должен ему уступить, волею или неволею, как неравноправный ему. Такой склад ума, чувства и воли ведет в политике и общественной жизни, смотря по обстоятельствам, к аристократизму, к угнетению народностей или к безграничной, ничем не умеряемой свободе, к крайнему политическому дроблению; в религии - к нетерпимости или к отвержению всякого авторитета» [1, с. 201]. Не поэтому ли сегодня так и не могут «договориться» по основополагающим проблемам жизнеустройства и развития не только Запад и Россия, но и запад, и восток Украины? Сегодня все очевиднее, к сожалению, что этническое население западных областей Украины так и не стало принадлежать к единому русскому народу (по Данилевскому), или народу русского мира.

История славянских народов (за исключением доли польского народа - шляхетства, усвоившего в себе европейскую насильственность через искажение славянского образа, «совершенно отказавшись от него, сделавшись ренегатом славянства во всех отношениях до такой степени, что обращалось в орудие Турции для угнетения славян» [1, с. 211]), показывает, что они избавлены от такой насильственности характера, которую народам романо-германским, при вековой работе цивилизации, удается только перемещать из одной формы деятельности в другую. Русский народ также имел период обширных, отдаленных завоеваний, или, лучше сказать, расселения; эти завоевания производились, как и во времена испанских конкистадоров, почти без участия правительства искателями приключений и даже разбойничьими атаманами. И, однако же, какая разница! Народы, присоединенные к России, не только не были уничтожены, стерты с лица земли, но даже не были лишены своей свободы и собственности, не были обращены победителями в крепостное состояние и сегодня имеют возможность развиваться. Русский народ и ныне отрешается внутренне от того, что подлежит отмене или изменению тогда, когда борьба, происходящая внутри народного сознания, приходит ко времени, чтобы заменить старое новым на деле, и эта замена совершается с изумительной быстротой, без видимой борьбы, к совершенному ошеломлению тех, кто думает, что все должно совершаться по одной мерке, считаемой ими за нормальную. Именно это и случилось при воссоединении Крыма с Россией и происходит на востоке Украины.

И в целом, анализируя черты русского народного характера, проявлявшегося при самых важных торжественных мгновениях его жизни, можно вывести заключение, что вообще не интерес составляет главную пружину, главную двигательную силу русского народа, а внутреннее нравственное сознание, медленно подготавливающееся в нем, когда настает время для его практического обнаружения и осуществления. В русском человеке всегда присутствовал огромный перевес общенародного над элементом личным, индивидуальным. «Поэтому-то между тем как англичанин, немец, француз, перестав быть англичанином, немцем или французом, сохраняет довольно нравственных начал, чтобы оставаться еще замечательной личностью в том или другом отношении, русский, перестав быть русским, обращается в ничто - в негодную тряпку...» [1, с. 222].

Выйдя из единого христианства, нынешняя европейская цивилизация, превратившаяся на западной почве в протестантство и католичество, по-прежнему тщится заменить христианство рационализмом, более или менее радикальным, в области убеждения, а в области практической старается устранить противоречие разрывом между государством

и церковью, т. е. между телом и духом, другими словами, хочет излечить свою болезнь смертью. Но, продвигая свои «идеалы» рационализма далее на Восток, она, по сути, присущую именно своей цивилизации болезнь желает, осознанно или нет, распространить и на другие, что может привести к болезни и смерти всей человеческой цивилизации.

Вовлечение США, Европейским союзом Украины (целиком, а значит, совершенно различных ее культурно-исторических частей) в ЕС не может не привести ее восточные, центральные, южные части к описанному выше сценарию - излечить себя (западную Украину) на практике же смертью всей остальной Украины. Запад (США, ЕС) продляет свою агонию последних стадий распространения раковых клеток включением в свой состав все новых членов в желании сохранить себя за счет нанесения максимального вреда православной христианской цивилизации, и прежде всего Беларуси и России.

В то же время европейничанье - болезнь русской жизни. Как часто мы в предыдущие века, да и в начале нового тысячелетия, вместо одобрения народной совести, признавали нравственным двигателем наших действий трусливый страх перед приговорами Европы, унизительно-тщеславное удовольствие от ее похвал. Европейничаньем всегда болели Польша и Литва, а в настоящее время эта болезнь превратившись в «мечту» правящей элиты Украины, ведет весь соблазненный народ к катастрофе [4-5], порабощению США и ведущими странами Европы. Искажение русской жизни, вследствие изменения форм быта, начатое Петром Великим, продолжается ныне на Украине уничтожением собственного народа. Некогда единый русский народ все больше раскалывается на два слоя. Низший слой все еще остается русским, высший, отличающийся по иностранному образованию, богатству, общественному положению, сделался европейским - европейским до неотличительности. Поэтому в понятии народа невольно складывается представление, что свое русское (белорусское, украинское) есть (по самому своему существу) нечто худшее, низшее. А соблазненный (с применением массовой манипуляции) народ (его низшие слои) Украины, используя нацистскую идеологию, вообще перестал ощущать реальность и превращается в средство, способное направить всю свою темную энергию против народов русского же мира, т. е. против всей совместной истории.

К нашему счастью, духовное и политическое здоровье характеризует в целом народы, проживающие на территориях Беларуси и России, между тем как «Европа - в духовном отношении - изжила уже то узкое религиозное понятие, которым она заменила вселенскую истину и достигла геркулесовых столбов, откуда надо пуститься или в безбрежный океан отрицания и сомнения, или возвратиться к светоносному Востоку; в политическом же отношении - дошла до непримиримого противоречия между требованиями выработанной всею ее жизнью личной свободы и сохраняющим на себе печать завоевания распределением собственности» [1, с. 295].

Существенная разница - разница типическая между миром германо-романским, или европейским (к которому можно отнести запад Украины), и миром славянским (центр, юго-восток Украины) - заключается еще в ходе исторического воспитания, которое получили тот и другой. Какую нынешняя единая унитарная Украина пытается защитить национальную честь и национальную свободу, когда честь и свобода на западе и востоке Украины разные? Это проявляется, прежде всего, в различиях в вероисповедании, героях и др. Сегодня мы, к сожалению, имеем возможность наблюдать угнетение одной части населения другой, исходя из его географического местоположения. Ведь главная цель государства состоит, главным образом, в защите и охране жизни, чести и свободы народной, и так как эта жизнь, честь и свобода у одной народной личности может быть только одна, то само собою понятно, справедливо и второе положение, т. е., что одна народность может составлять только одно государство. Для этого должен быть или найден народный компромисс, который не может основываться на навязываемой западом Украины национальной унитарности украинцев (хотя у украинцев запада и востока была совершенно разная историческая

жизнь), а должен составлять федерацию, или государство не может существовать единым, так как сегодня не может уже существовать ни одна из «трех форм народных зависимостей, составляющих историческую дисциплину и аскезу народов: рабство, данничество, феодализм» [1, с. 262]. И тогда лучше для всех - если «разойтись» мирно. Если нет желания мирно «разойтись», тогда следует учесть следующее.

И еще некоторые выводы из историко-философских размышлений о мире славянском и романо-германском.

Европа (Запад) во все времена со стальной последовательностью стремилась и будет стремиться, с использованием различных средств, к достижению цели - подчинить себе славяно-греческий православный мир какой бы то ни было ценой. В качестве объекта подчинения в настоящее время на постсоветском пространстве избрана Украина, а в обозримом будущем будет избрана и Беларусь. Ведь конечная цель Запада - мировое господство после расчленения России.

Всеславянская федерация - вот единственное и разумное движение к миру и процветанию славянских, да и самих западноевропейских государств, так как противостоять соединенной Европе и США может только соединенное славянство. Однако насильственная украинизация всей многонациональной и многоконфессиональной Украины в угоду США и западной цивилизации в целом существенно ослабляет славянство и единый русский мир -русских, белорусов и самих украинцев, ставит под сомнение существование самой Украины. Всеславянская федерация способствовала бы, наконец, и Польше стать по-настоящему свободной и принести огромную пользу общеславянскому делу. Как и во многие предыдущие века, правящая элита Польши является выразителем интересов цивилизационных противников всеславянского объединения, прежде всего США и Великобритании.

Всеславянский союз имел бы своим результатом не всемирное владычество, а равный и справедливый раздел власти и влияния между Европой (романо-германской), США и Славянством. Всеславянский союз может стать реальностью лишь в результате ослабления влияния США на Европейский союз, что может произойти из-за усиления внутренних противоречий в ведущих западных национальных государствах. Неадекватные действия в украинском кризисе ведущих западных государств по указке США, направленные против России, способны привести к еще большему ухудшению положения самого ЕС, а справившаяся с санкциями Россия наоборот сплотит весь свой народ и усилит государство. В любом случае выходит, что рано или поздно, хотим мы или не хотим, но борьба России с Европой (или, по крайней мере, со значительной частью ее) неизбежна из-за свободы и независимости славян, которые ныне в ЕС имеют наихудшее экономическое положение и используются США (ибо идея создания Евросоюза принадлежит именно США [6]) лишь для того, чтобы противостоять России. Движение США и Запада на Восток - к России (включение в НАТО все большего числа государств бывших республик СССР) все больше угрожает национальной безопасности Союзного государства (Россия-Беларусь) и на определенном историческом этапе может стать губительным для народов Беларуси и России. Убедительные примеры из истории XVШ-XXI столетий свидетельствуют о том, что Европа всегда все свои устремления направляла на ослабление России, прежде всего через Украину и Беларусь.

На современном этапе развития и построения многополярного мира для укрепления всеславянской цивилизации необходимо последовательное сближение Таможенного, а также Евразийского экономического союза с Турцией. Анализ показывает, что независимость Турции всегда поддерживала Великобритания, которая и ныне (вместе с США) является «самым отъявленным и самым постоянным противником России, с самого окончания наполеоновских войн» [1, с. 494]. Несмотря на это предложение Казахстана по рассмотрению вопроса вступления Турции в Евразийский экономический союз кажется совсем уж не фантастически несбыточным или нежелательным, а налаживание экономического сближения Турции с Россией при объявлении ей санкций со стороны ряда европейских государств яв-

ляются первыми шагами такого сближения. Дело в том, что в России мирно сосуществуют все религии и наши государства могли бы упрочить мир и стабильность не только на европейском континенте, но и в мире в целом. Да, очевидно, что с таким сближением будет не вполне согласна Армения, как новый член Евразийского экономического союза. Но поиск компромисса следует продолжать.

Анализ геополитических доктрин государств, способных оказывать существенное влияние на ход исторического процесса в мире в XXI веке, позволяет выделить следующие уровни угроз национальной безопасности Республики Беларусь: глобальный (планетарный); континентальный; региональный; локальный; местный. При этом угрозы национальной безопасности РБ, выявленные на высших уровнях, по мере восхождения к нижним должны наполняться все более конкретным содержанием. Каждый уровень стратификации предполагает выделение соответствующих центров силы, которые, преследуя свои интересы, способны оказывать влияние на характер военно-политической обстановки в мире.

На глобальном и континентальном уровне национальной безопасности РБ могут возникнуть угрозы из-за неправильного цивилизационного и геополитического самоопределения идентичности сложившейся белорусской нации. Неправильный выбор культурно-мировоззренческого ориентира на Запад (с ценностями индивидуализма и др.]) вместо России (с ценностями коллективизма и др. [6-8]) нарушит определение стратегии формирования устойчивого развития государства практически во всех сферах национальной безопасности Республики Беларусь.

Знание исторически сложившихся смыслов, норм и ценностей, выраженных в метафизических и геополитических доктринах государств-мировых лидеров, а также учет жизненно важных потребностей и интересов различных групп и слоев проживающего в них населения дают возможность военно-политическому руководству РБ с высокой достоверностью прогнозировать развитие военно-политической обстановки в мире, производить оценку характера угроз РБ в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, делать обоснованный выбор рациональных политических решений, обеспечивающих приемлемый уровень национальной безопасности РБ с минимальными экономическими, политическими и духовно-нравственными издержками.

Взгляните на географическую карту. Вступление Украины в ЕС, а в последующем, по апробированной Западом логике развития и в НАТО поставит Беларусь в положение незавершенного полного охвата. Сегодня лишь Россия и Беларусь в полной мере приняли на себя всю мощь удара ценностей Карфагена (Моря) и изо всех сил пытаются выстоять в жестокой схватке цивилизаций Моря и Суши, отстоять свое историческое название «Москва - Третий Рим», тем самым не допустить уничтожения цивилизации Суши вместе с другими, не западными народами, также имеющими право на собственный путь и прогресс в их понимании собственного исторического развития [9].

Незримая граница распространяющихся по Европе ценностей Моря дошла до рубежей России и Беларуси, найдя слабые места и прорвавшись в Западной Украине, разрушает изнутри единую Украину. Сегодня в России, Беларуси, Украине все больше проявляется «заблудившихся» людей во всех политических хитросплетениях под «невинными», а по сути «воровскими» предложениями и желаниями помощи.

Сегодня и в Беларуси (в действиях ряда оппозиционных сил) очевидны попытки втянуть нас в цивилизационное столкновение на стороне Моря против Суши. Глобализаци-онные притязания атлантистской цивилизации интересов «подмяли» под себя весь Запад, страны Прибалтики и с военной машиной НАТО при доминировании США, Великобритании, ФРГ, Франции, воздействуя в политической, экономической, духовной, информационной и иных сферах на национальную безопасность Республики Беларусь, порождают все новые риски, которые, достигая насыщения, способны стать вызовами и превратиться в угрозы национальной безопасности нашему относительно молодому государству, своим

существованием обязанному Российской империи и СССР. Это история, а история, как известно, учит и наказывает за незнание уроков. Беларусь географически и геополитически расположена в центре Европы, между ценностями Моря атлантистского Запада и ценностями Суши в лице России и Востока в целом. Сегодня цивилизационные границы не статичны (прямо на наших глазах рушится Вестфальская система государств с поглощением их ТНК), но многовекторная, миролюбивая европейская и евразийская внешняя и стабильная социальная внутренняя политика демократического правового государства Республики Беларусь способна и дальше служить делу мира, так как, если мы будем поглощены западными ценностями либерализма и неконтролируемого государством рынка «всех против всех», это станет уже угрозой всей социальной, политической, экономической политике и национальной безопасности РБ, а вслед может сработать, как выпущенная стрела из лука, в сторону самоуничтожения планеты Земля в целом в связи с военным столкновением цивилизаций Суши и Моря, как цивилизаций Рима и Карфагена, в котором неминуемо одержит победу Рим. Но цивилизационного столкновения мы можем не допустить. В этом и состоит геополитическая миссия Республики Беларусь [9].

Совершенно очевидно, что процессы выхода российских регионов из-под юрисдикции России могут стать необратимыми после потери Россией исторической культурной идентичности с народами восточных и центральных районов Украины и Беларуси, чего допустить никак нельзя. Поэтому нам следует осознать, что даже в случае гипотетической окончательной победы Морского могущества (США и Запад) над силами Суши (Россия, Беларусь и их союзники в Евразии, а также Китай, Индия) Беларусь никогда не станет полноправным фрагментом Моря. А нашему государству нельзя позволить превратиться в «болото», подконтрольное Морю, так как мы только сухопутная держава, даже из чисто географического расположения в центре Европы. Ибо превращенная в тотальный rimland Суша (территория РБ) далее будет превращена Морем в так называемое «болото». Из этого следует, что основной задачей победителя - цивилизации Моря - будет дозированное насыщение Суши (территории РБ) «влагой» и недопущение попыток ни к ее полному «затоплению», ни к ее полному «осушению» [10, с. 168]. Потеря устойчивого суверенитета Республики Беларусь под воздействием внутренних и внешних угроз неминуемо приведет к потере независимости и поглощению государства соседями с потерей идентичности белорусской нации.

Надо осознавать, что полное уничтожение своего геополитического противника (России) для сил Моря будет означать не только потерю ими источника своего паразитического существования, но и утрату своего «метафизического зеркала», в котором цивилизация Моря может наслаждаться своим истинным геополитическим «отражением».

На сегодня (и в будущем) особо актуальной становится следующая геополитическая аксиома [9]: Кто контролирует Беларусь, Украину, тот управляет западной частью «сердечной земли» (Heartland); кто управляет западной частью «сердечной земли» (Heartland), тот управляет главной западной частью «мирового острова»; если Запад будет управлять Республикой Беларусь и единой Украиной (с Крымом), он сможет стать править миром, так как цивилизация Суши может перестать существовать из-за распада самой России. Это значит, что в ближайшие годы судьба цивилизации Суши будет решаться Москвой в Минске и Киеве, а также Астане, Париже, Берлине, Лондоне, Вашингтоне, Стамбуле, Каире и Пекине. По глубокому личному убеждению автора статьи, все дальнейшие попытки даже обсуждения вопроса «возврата» Крыма кем бы то ни было бесполезны и нанесут лишь вред стороне, мечтающей о таком сценарии. Чтобы вернуть Крым - надо победить Россию. Но ее никто еще не смог завоевать.

Воссоединение Крыма с Россией нанесло серьезный геостратегический и геополитический ущерб планам США и НАТО в целом по приближению к границам России и давлению на нее, а также способствует укреплению Беларуси и Союзного государства в целом (если рассмотреть в геостратегическом плане).

История показывает, каковы бы ни были разделяющие Европу интересы, все они соединяются в общем враждебном чувстве к России, для чего Европе так необходимо, чтобы на ее стороне оказалась Беларусь. А оказавшись на ее стороне, Беларусь станет легкой жертвой в расширении Польши и исчезновении белорусского этноса. В процессе этой борьбы неминуемо произойдет военное столкновение Запада, США и России, Китая. Сильная и процветающая Республика Беларусь во все последующие века может служить важнейшим фактором мира на европейском континенте и развития самой Европы. Настало время и нам, белорусской нации, в эти самые трудные месяцы и годы для России, руководствуясь исключительно национальными интересами Республики Беларусь, сплотиться с народами Российской Федерации, оказав братскую помощь в сохранении ее духовной и культурной системы ценностей, чтобы не допустить падения ее универсалистских и мессианских чаяний, обесценивания и развенчания всей национальной идеологии, оживлявшей многие поколения русского народа и дававшей силы и энергию для подвигов, созидания, борьбы, преодоления невзгод.

Всем нам и всегда надо помнить слова, которые не однажды произносил Иисус Христос: «Наше предназначение - отдавать себя», которые и ныне несут в себе чрезвычайно важный, святой смысл.

Таким образом, только продолжение следованию священным путем в православной вере, т. е. чрезвычайно почетным, исключительным по важности [11], выбранным в результате тщательного отбора на берегу Днепра князем Владимиром, названным в последующем народом Руси - Красным Солнышком и в тесном единстве с другими религиозными конфессиями (всего их 25 на нашей земле), только самая тесная интеграция в союзе с Россией, только консолидация стран бывшего постсоветского пространства и добрососедстве с соседями, УМЕ и ТАЛАНТЕ ВСЕГО НАРОДА РБ, ВОЛЯ и честность элиты и власти перед многонациональным и многоконфессиональным народами нашей земли и демократические принципы правления унитарным государством при построении истинно социального и правового государства в результате проведения взвешенной многовекторной и многополярной политики - непременный стратегический магистральный путь упрочения идентичности нашей нации и недопущения превращения ее в «болото», способное растворить нас в соседях и привести к потере самоидентичности, а значит, сойти с исторического пути. Заявленная в документах Республики Беларусь позиция, направленная на многовекторность внешней политики, не может существовать вне сильной, единой и независимой России и возможна только в рамках Союзного государства России и Беларуси.

Другими словами, УМ свободной созидающей творческой личности, ВЕРА народа в незыблемость тысячелетних ценностей своих предков и ВОЛЯ белорусской элиты и власти к гармонизации и балансу отношений личности, общества и государства [6,7,8,15], оплодотворенная ЛЮБОВЬЮ к своей стране, - залог сильной и процветающей Республики Беларусь и развития каждой личности.

Таким образом, нам необходимо соединить личностные интересы (с превалирующими в них индивидуалистическими началами) с развивающимся гражданским обществом множества индивидуалистических начал и коллективными интересами нашего независимого, суверенного государства, что можно осуществить лишь при объединении нации коллективистским духом, т. е. создать «гармоническую симфонию оркестра» личностных и коллективистских ценностей [11]. Достичь этого можно лишь объединив усилия государств, гражданского общества, интеллектуальных элит и бизнеса русского, белорусского и других славянских и евразийских народов [16].

Беларусь - страна в основном православной цивилизации. Только в таком качестве она может сохранить себя на ветрах истории [2, с. 156]. Отношение российской власти со времен вхождения белорусских земель в состав Российской империи всегда определялось теорией триединства русского народа - великорусов, малорусов и белорусов. Белорусов причисляли к господствующей имперской русской нации, и они рассматривались как

полноценная ее часть [2, с. 255]. Такое отношение к белорусам в целом в российском народе есть сейчас. Пусть так будет во веки веков.

Причинно-следственные связи геополитических событий противостояния России и Запада после вхождение Крыма в состав Российской Федерации для Республики Беларусь означает проведение выбора, какой в 1380 году делало Великое княжество Литовское на Куликовом поле. Если бы тогда выбор был сделан быть ВКЛ вместе с Дмитрием Донским против завоевателей с востока - была бы совсем другая история. Не поддержать, пусть даже морально, Россию сегодня, - стремящуюся сохранить возможность всех не западных цивилизаций строить свое будущее не по лекалам США и Запада в целом, в условиях ее единичного жесточайшего противостояния всему Западу, стержневую страну православной (евразийской) цивилизации, - автоматически может означать поддержку Запада.

Если Республика Беларусь по каким-либо причинам и складывающимся обстоятельствам отойдет от истории тесной интеграции (с 1795 года) с современной Российской Федерацией -существование самой белорусской нации и самих белорусов будет поставлено под угрозу, что может привести к неминуемому геополитическому военному столкновению России и Запада.

Россия должна приложить все усилия для объединения славянского православного мира, прежде всего Беларуси и Украины, чтобы не допустить Запад к мировому господству.

Литература

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Эпоха столкновения цивилизаций. М.: Алгоритм,

2014 (Золотой фонд политической мысли).

2. Трещенок Я. И. История Беларуси: Учеб. пособие / Науч. ред. М.И. Матюшевская. 2-е изд. Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2004. Ч. 1. Досоветский период.

3. Дегтярев А.К., Черноус В.В. Западная социальная мысль: комплекс культурного расизма

и русофобства // Философия права. 2012. № 2. С. 7 - 75.

4. Украинский кризис: Предварительные заметки // Южно-Российское обозрение ЦСРК и П

ИППК ЮФУ. Вып. 83. Ростов н/Д.: Социально-гуманитарные знания, 2014.

5. Крым и Донбасс: год после государственного переворота на Украине // ЮжноРоссийское обозрение ЦРИ ИС и Р ЮФУ. Вып. 88. Ростов н/Д - М.: Социально-гуманитарные знания. 2015.

6. Карпиленя Н.В. Фундамент могущества государств Евразийского союза - в сплаве при-

оритетных черт характера личностей общества // Вестник Военной академии Республики Беларусь. 2014. № 2 (43). - С. 202-215.

7. Карпиленя Н.В. Проект «Духовность Человека» - альтернативная Западу всемирно-историческая модель развития России и государств Евразийского союза // Вестник Военной академии Республики Беларусь. 2014. № 1. - С. 98-108.

8. Карпиленя Н.В. Неоевразийство как мировоззрение, планетарный тренд и интеграцион-

ный проект: суть нашего времени // Вестник Военной академии Республики Беларусь. 2014. № 3. С. 139-149.

9. Карпиленя Н.В. Геополитика: борьба за пространство и могущество в Евразии // Вестник

Военной академии Республики Беларусь. 2013. № 3. - С. 23-29.

10. Анненков В.И. [и др.]. Безопасность России: геополитические и военно-политические аспекты: Учеб. пособие. М.: РУСАВМА, 2006.

11. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка, испр. и доп. М.: АЗЪ, 1995.

12. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск: Амалфея, 2008. - 48 с.

13.Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: утв. Указом Президента Респ. Беларусь № 575 от 9 нояб. 2010 г.

14.О6 утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 14 нояб. 2005 г., № 60-З.

15. Карпиленя Н.В. Духовно-политические основы государственной целостности России: история и современные проблемы построения Евразийского союза // Вестник Военной академии Республики Беларусь. 2013. № 4. - С. 146 - 153.

16. Крамарова Е.Н. Корпоративная социальная ответственность // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 1. - С. 189 - 195.

Karpilenya Nikolay Vasilyevich, Doctor of Military Sciences, Associate Professor of the Department of Social Sciences, Department of Social Sciences, Educational Institution "Military Academy of the Republic of Belarus" (220, Independence Avenue, Minsk, 220057, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

RUSSIA AND EUROPE: A LOOK FROM BELARUS Abstract

Its purpose is to analyze the development of the modern world with access to some of the great Western understanding of the processes taking place in social media, taking into account its historical development of Russia- Eurasia and Belarus.

Keywords: civilization, geopolitics, rivalry, national security, identity, multi-vector, multi-polarity.

References

1. Danilevskij N.Ja. Rossija i Evropa. Jepoha stolknovenija civilizacij. M.: Algoritm, 2014 (Zolotoj fond

politicheskoj mysli).

2. Treshhenok Ja. I. Istorija Belarusi: Ucheb. posobie / Nauch. red. M.I. Matjushevskaja. 2-e izd. Mogilev:

MGU im. A. A. Kuleshova, 2004. Ch. 1. Dosovetskij period.

3. Degtjarev A.K., Chernous V.V. Zapadnaja social'naja mysl': kompleks kul'turnogo rasizma i rusofobstva //

Filosofija prava. 2012. № 2. S. 7 - 75.

4. Ukrainskij krizis: Predvaritel'nye zametki // Juzhno-Rossijskoe obozrenie CSRK i P IPPK JuFU. Vyp. 83.

Rostov n/D.: Social'no-gumanitarnye znanija, 2014.

5. Krym i Donbass: god posle gosudarstvennogo perevorota na Ukraine // Juzhno-Rossijskoe obozrenie CRI

IS i R JuFU. Vyp. 88. Rostov n/D - M.: Social'no-gumanitarnye znanija. 2015.

6. Karpilenja N.V. Fundament mogushhestva gosudarstv Evrazijskogo sojuza - v splave prioritetnyh chert haraktera

lichnostej obshhestva // Vestnik Voennoj akademii Respubliki Belarus'. 2014. № 2 (43). - S. 202-215.

7. Karpilenja N.V. Proekt «Duhovnost' Cheloveka» - al'ternativnaja Zapadu vsemirno-istoricheskaja model'

razvitija Rossii i gosudarstv Evrazijskogo sojuza // Vestnik Voennoj akademii Respubliki Belarus'. 2014. № 1. - S. 98-108.

8. Karpilenja N.V. Neoevrazijstvo kak mirovozzrenie, planetarnyj trend i integracionnyj proekt: sut' nashego

vremeni // Vestnik Voennoj akademii Respubliki Belarus'. 2014. № 3. S. 139-149.

9. Karpilenja N.V. Geopolitika: bor'ba za prostranstvo i mogushhestvo v Evrazii // Vestnik Voennoj akademii

Respubliki Belarus'. 2013. № 3. - S. 23-29.

10. Annenkov V.I. [i dr.]. Bezopasnost' Rossii: geopoliticheskie i voenno-politicheskie aspekty: Ucheb. posobie. M.: RUSAVMA, 2006.

11. Ozhegov S. I. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka, ispr. i dop. M.: AZ##, 1995.

12. Konstitucija Respubliki Belarus' 1994 goda (s izmenenijami i dopolnenijami, prinjatymi na respublikanskih referendumah 24 nojabrja 1996 g. i 17 oktjabrja 2004 g.). Minsk: Amalfeja, 2008. - 48 s.

13.Koncepcija nacional'noj bezopasnosti Respubliki Belarus': utv. Ukazom Prezidenta Resp. Belarus' № 575 ot 9 nojab. 2010 g.

14.Ob utverzhdenii Osnovnyh napravlenij vnutrennej i vneshnej politiki Respubliki Belarus': Zakon Resp. Belarus' ot 14 nojab. 2005 g., № 60-Z.

15. Karpilenja N.V. Duhovno-politicheskie osnovy gosudarstvennoj celostnosti Rossii: istorija i sovremennye problemy postroenija Evrazijskogo sojuza // Vestnik Voennoj akademii Respubliki Belarus'. 2013. № 4. -S. 146 - 153.

16. Kramarova E.N. Korporativnaja social'naja otvetstvennost' // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. 2012. № 1. - S. 189 - 195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.