ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
РОССИЯ И ЕВРОПА: ЭНЕРГОСОЮЗ ИЛИ ЭНЕРГОКОНФЛИКТ?'
В статье обсуждается вопрос о форме взаимодействия между Россией и Европой в сфере энергетики на ближайшую и долгосрочную перспективы. Эти взаимоотношения анализируются с политической, правовой, но, прежде всего, с экономической точек зрения. Дается оценка мирового и европейского спроса на энергоресурсы. Анализируются перспективные ресурсы углеводородов, а также даются прогнозы энергопотребления внутри России, взаимоувязанные с динамикой развития российской экономики. На основе вышеперечисленного определяется форма взаимодействия между Россией и Европой в области энергетики, обеспечивающая как внутренние потребности России, так и спрос Европы на российские энергоресурсы.
Дискуссии по поводу факторов экономического роста России и вклада в него цен на энергоносители - постоянная тема в сообществе экономистов. Действительно, Россия получает масштабные вливания в финансовую систему в результате экспорта сырья и энергоносителей. Но институциональные несовершенства, недостаток политической воли, взаимное недоверие бизнеса, государства и общества - все это не позволяет активизировать инвестиционный процесс, несмотря на накопленные резервы, как в частном, так и в государственном секторе.
После кризиса 1998 г. российская экономика не имела серьезных ограничений по энергоснабжению, т.е. спрос на энергию не являлся ограничителем экономического роста. Однако очень скоро возникнет вопрос: достаточно ли Россия добывает нефти и газа, чтобы снабжать энергией собственную экономику? Не получится ли так, что ради удовлетворения быстрорастущего внутреннего спроса придется сокращать экспорт? Какова будет стоимость тонны добытой нефти через 25 лет, когда известные месторождения исчерпаются и придется добывать нефть на шельфах северных морей и в Восточной Сибири, создавая там инфраструктуру, требующую многомиллиардных вложений?
Поставив себе эти вопросы, мы провели соответствующие расчеты - исчислили внутреннюю потребность экономики в энергоресурсах на среднесрочную и долгосрочную перспективы, а также оценили запасы углеводородов в России и стоимость их извлечения. Из наших расчетов, учитывающих безусловный приоритет покрытия внутренних потребностей экономики в энергии, следует, насколько Россия сможет в будущем без привлечения зарубежных инвестиций самостоятельно удовлетворять зарубежный спрос - сколько нефти и газа можно экспортировать, в частности в Европу. С использованием этих оценок были рассчитаны объемы дополнительных инвестиций в энергетический сектор, необходимых для надежного энергообеспечения Европы в рамках предлагаемого формата «энергосоюза».
Исходя из того, что действующие отношения производителей и потребителей энергии, скорее, конфликтны, мы противопоставили логику «энергоконфликта» логике «энергосоюза». В русле энергоконфликта события сегодня развиваются следующим образом: наблюдается меньше склонности к заключению долгосрочных контрактов, нередко используется политическое давление в целях пересмотра старых договоренностей, экономические споры выходят на уровень геополитики.
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 04-02-00152а).
Статья написана коллективом авторов в составе: В.В. Ивантер (руководитель), В.С. Панфилов, А.С. Некрасов, М.Н. Узяков, Ю.В. Синяк, А.К. Моисеев, АА. Широв, А.Г. Шураков, А.В. Панфилов, В.В. Семикашев.
В логике энергосоюза высокотехнологичные инвестиции и доступ на рынок потребителей обмениваются на долгосрочный доступ к гарантированным поставкам энергоресурсов, что соответствует интересам обеих сторон.
Энергетика и политика. В отличие от мировой торговли, осуществляемой по правилам ВТО, торговля энергоресурсами и доступ к нефтегазовым ресурсам характеризуются постоянно изменяющимися правилами. Эти правила устанавливаются регионами, странами, объединениями производителей или потребителей энергоресурсов и непрестанно трансформируются (последние примеры: доступ к ресурсам -Боливия, Россия (Сахалин-2); условия торговли - Россия и Украина, Россия и Грузия). Энергетическая хартия, которая не ратифицирована, или не подписана крупнейшими странами - экспортерами энергоресурсов, на наш взгляд, явно ущемляет интересы стран - производителей нефти и газа. Выполнение Энергетической хартии, на наш взгляд, затруднено внутренней противоречивостью этого механизма. Современный уровень взаимоотношений с поставщиками энергоресурсов, включая Россию, не обеспечивает в должной степени ни надежности, ни долговременности поставок. К примеру, напряженность с поставками газа в Европу в январе 2006 г. была вызвана комплексом причин, среди которых - неурегулированность правовых отношений между поставщиками, транзитными странами и потребителями газа. При этом нет достаточной гарантии, что аналогичная ситуация не повторится в ближайшее время.
Политическая напряженность в международных энергетических связях имеет, по нашему мнению, множество экономических составляющих. Некоторые аспекты напряженности можно снять с помощью чисто экономических механизмов.
Например, существующая система газопроводов - длинные, протяженные маршруты, с большим количеством потребителей вдоль «трубы» с фиксированной пропускной способностью, но постоянно растущим спросом, - не может не вызывать конфликтов, особенно в критических погодных условиях. Своевременные инвестиции в систему резервирования нефте- и газоснабжения позволяют решать заблаговременно многие вопросы, не выводя их на уровень геополитики.
В то же время нефтегазовым компаниям необходима политическая определенность относительно направлений инвестирования - и в этом случае не обойтись без долгосрочной энергетической стратегии с расстановкой приоритетов в международных отношениях. Требуется выработать единые правила для инвесторов, готовых вкладывать средства в активы, не признанные стратегически важными для государства - как в России, так и в Европе. Если удастся определить критерии «стратегической важности» активов нефтегазового сектора, то от возникающего взаимного недоверия можно перейти к долгосрочному энергетическому партнерству. Имеется в виду, конечно, экономическая стратегия. С точки зрения экономики стратегическую важность представляют собой те активы, которые обеспечивают бесперебойное снабжение российских потребителей топливом и энергией при соблюдении всех контрактных обязательств (в том числе с зарубежными партнерами).
Оценки мирового спроса на энергоресурсы. Складывающаяся ситуация на мировом энергетическом рынке и прогноз на обозримую перспективу показывают, что основой функционирования мировой экономики остается углеводородное топливо2. Оценка энергобалансов на перспективу для крупнейших экономик мира прогнозирует дефицит собственного обеспечения энергией. При этом прирост спроса на энергию проистекает во все большей степени из быстроразвивающихся стран Азии.
По нашим оценкам, подготовленным на основе анализа данных Международного энергетического агентства (МЭА), Всемирного Банка, ОЭСР, при росте мировой
2 Для справки: рост мировой экономики на 3-4% сопровождается ростом потребления нефти на 1,5-2%.
экономики в 1,9-2,4 раза к 2030 г. спрос на энергию в мире может вырасти на 55-75% по сравнению с началом века, что соответствует примерно ежегодному приросту в 1,8-2,2%. При этом более 2/3 прироста мирового спроса на энергию будет приходиться на развивающиеся страны. Пока нет необходимости беспокоиться об истощении природных углеводородных ресурсов - их более чем достаточно на период до 2030 г. Менее оптимистично выглядят прогнозные оценки стоимости извлечения этих ресурсов и доставки их к потребителю.
Мы считаем, что органическое топливо сохранит свое доминирующее положение в энергетическом балансе мира - его вклад в прирост спроса на энергию составит 85%.
Ожидается, что мировой спрос на нефть будет возрастать темпом около 1,6-2,0% и к 2030 г. достигнет 6,3-6,9 млрд. т/год. Основной прирост спроса на жидкие виды топлива будет связан с развитием автомобильного, морского и воздушного транспорта, где наиболее сложно решаются вопросы сокращения спроса и повышения эффективности использования топлив. Почти половина добываемой нефти будет поступать на мировые рынки. Более 50% мирового спроса на нефть в 2030 г. будет покрываться поставками из стран ОПЕК. Прогнозы цен на нефть на мировых рынках остаются наиболее неопределенными. В сценарии МЭА принимается мировая цена нефти в период 2000-2030 гг. на уровне 35 долл./барр. (в ценах 2000 г.).
Потребление природного газа к 2030 г. практически может удвоиться. Основной прирост спроса на газ прогнозируется в развитых странах и странах бывшего СССР. Предполагается, что значительная часть прироста будет использована для генерирования электроэнергии, так как газ является более предпочтительным видом топлива по сравнению с углем с учетом требований охраны окружающей среды, капиталовложений и гибкости регулирования.
Доля угля в мировом энергетическом балансе составит 22%, т. е. практически не изменится. В основном спрос на уголь будет расти в азиатских развивающихся странах. Так, прирост спроса на уголь в Китае и Индии, которые не располагают ресурсами нефти и газа в больших объемах, составит 68%.
К 2030 г. ожидается двухкратный рост потребления электроэнергии в мире; большая часть прироста будет приходиться на развивающиеся страны. К этому периоду почти половина добываемого природного газа будет сжигаться на электростанциях. Электроэнергетика останется наиболее капиталоемким сектором: на ее долю придется около 60% всех инвестиций (примерно 10 трлн. долл. США) в мировой топливно-энергетический комплекс, половина из которых должна быть освоена в развивающихся странах.
Ожидается незначительный рост ядерной энергетики, при этом ее доля в генерировании электроэнергии даже сократится. На АЭС произойдет значительный объем ввода новых мощностей на замену выбывающих по срокам эксплуатации. В западноевропейских странах проводится политика вытеснения ядерной энергетики, хотя азиатские страны (Китай, Республика Корея, Япония и Индия) продолжат свои программы расширения использования ядерной энергии для выработки электроэнергии. Однако не исключено, что ряд развитых стран может изменить свое отношение к ядерной энергетике и станет наращивать мощности АЭС, так как уход от ядерной энергетики, обоснованный эколого-политическими причинами, уже теряет свою актуальность. Сейчас табу с обсуждения атомной энергетики снято.
Возобновляемые источники энергии увеличат свой вклад в энергетический баланс мира с 2% в 2002 г. до 6% к 2030 г. Наиболее реальными источниками этого вида остаются гидроэнергия, энергия ветра и биомасса. Основной прирост их использования придется на Западную Европу, где сильна государственная поддержка этого направления.
Оценка европейского спроса на энергоресурсы. Европейский Союз (ЕС) потребляет около 16% энергии в мире и является крупнейшим нетто-импортером энергоресурсов. По прогнозам МЭА, к 2030 г. рост потребления первичных энергоресурсов в ЕС ежегодно будет составлять 0,7% (при росте экономики в странах ЕС на 1,9% в год). Таким образом, внутреннее потребление первичных энергоресурсов в ЕС увеличится более чем на 20% по сравнению с 2000 г. и достигнет примерно 1800 млн. т н.э. в год.
В ЕС нефть является основным энергоресурсом, занимая в энергетическом балансе 41% (2000 г.). Доля природного газа занимает 23%, уголь и ядерная энергетика по 15%, гидроэнергия и другие возобновляемые источники - около 6%. Начиная с 70-х годов ХХ в. доля нефти в потреблении первичных энергоресурсов в регионе сокращается. Также снижается и доля угля - сейчас он в основном используется для производства электроэнергии. Наибольший рост энергопотребления произойдет на транспорте. Со стороны промышленности и других секторов экономики, а также населения рост будет не таким сильным.
Сейчас ЕС импортирует до половины необходимых ему энергоресурсов, в том числе нефти 73% и газа 44% от объемов спроса. Ожидается, что доля импорта энергоресурсов к 2030 г. увеличится до 70%, нефти до 92% и газа до 81%.
Роль природного газа значительно возрастет. В целом по 30-ти странам ЕС суммарный объем потребления газа к 2030 г. может возрасти до 950 млрд. куб. м в год (почти в 2 раза по сравнению с уровнем 2000 г.). При этом добыча газа из собственных источников сократится. Это означает, что чистый импорт газа в страны ЕС должен возрасти со 180 млрд. куб. м до 650 млрд. куб. м. Таким образом, страны ЕС в наибольшей степени заинтересованы в решении проблемы поставки энергетических ресурсов на долгосрочной и прозрачной основе.
В настоящее время в общем потреблении Европейского Союза (ЕС-25) более 20% составляет нефть, поступающая из России, и более 25% - российский природный газ. Россия предполагает и в дальнейшем оставаться важнейшим партнером стран ЕС в обеспечении энергией в первой трети XXI в. Для этого есть все основания - Россия обладает значительными запасами природных энергетических ресурсов.
Оценка энергетических ресурсов и прогнозы энергопотребления в России. Перспективные и прогнозные ресурсы природного (свободного) газа в России оцениваются в 176 трлн. куб. м (более половины мировых), в том числе на наименее изученные ресурсы (категории D2) приходится 77,2 трлн. куб. м. Основная часть ресурсов сосредоточена в малоизученных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и на шельфах Карского, Баренцева и Охотского морей.
Разведанные запасы свободного газа в России составляют 47,2 трлн. куб. м [1, с. 74-76]. Почти 71% запасов сосредоточен в 24-х крупнейших месторождениях с балансовыми запасами газа в каждом более 500 млрд. куб. м и лишь 3% разведанных запасов -на многочисленных мелких и средних месторождениях. Свыше 70% разведанных запасов природного газа находится в Урало-Западносибирском регионе (главным образом -в Ямало-Ненецком АО). В значительной части разведанные запасы газа кроме метана содержат конденсат, этан и другие насыщенные ациклические углеводороды (так называемые С2+), а также гелий. Эти компоненты являются ценнейшим сырьем для химического производства - использовать такой газ в качестве топлива без их предварительного извлечения недопустимо. В будущем структура запасов будет усложняться, средняя глубина скважин увеличиваться, а масштаб открываемых месторождений уменьшаться.
Согласно оценкам US Geological Survey [2], в неоткрытых месторождениях на территории России содержится от 11 трлн. куб. м (с вероятностью более 95%) до 83 трлн. куб. м (с вероятностью менее 5%) при средней оценке 41 трлн. куб. м газа.
По нашим оценкам, к 2025 г. усредненные затраты на добычу газа возрастут от 15 долл. в настоящее время до 27-28 долл./1000 куб. м. В этот период следует ожидать роста удельных капиталовложений в добычу газа примерно в 1,5 раза, и они составят около 200 долл./1000 куб. м годовой добычи в 2030 г.
Перспективные и прогнозные ресурсы нефти страны составляют 13% мировых. По разведанным запасам нефти Россия уступает только Саудовской Аравии, однако распределены они неравномерно. Более 4/5 всех прогнозных ресурсов нефти приходится на Сибирь, Дальний Восток и прилегающие к ним шельфовые акватории.
Разведанность начальных ресурсов нефти в целом по России невысока: на Урале и в Поволжье она составляет около 65%, в Западной Сибири - 40%, а разведка большинства шельфовых объектов находится в начальной стадии. Около 50% запасов сосредоточено в уникальных месторождениях: в каждом из них более 300 млн. т. Еще более 20% приходится на крупные месторождения с запасами от 30 до 300 млн. т. Запасы мелких месторождений в основных добывающих регионах составляют очень небольшую долю в общих разведанных запасах нефти.
По оценкам US Geological Survey, запасы сырой нефти и газового конденсата в неоткрытых месторождениях России колеблются от 4,8 млрд. т (с вероятностью более 95%) до 31 млрд. т (с вероятностью менее 5%) при средней оценке около 16 млрд. т. Ожидается, что до 2030 г. стоимость добычи нефти в России может значительно возрасти: от примерно 55 долл./т в настоящее время до 80-85 долл./т к концу периода, а удельные капиталовложения будут возрастать от 300 до 450-470 долл./т годовой добычи в 2030 г.
По нашим оценкам, перспективы долгосрочного развития ТЭК России в период до 2030 г. выглядят следующим образом:
- суммарное производство энергоресурсов возрастет в 1,25-1,40 раза: с 939 млн. т н.э. в 2000 г. до 1375-1635 млн. т н.э.3 к 2030 г. Производство энергоресурсов в течение длительного времени будет значительно опережать внутренние потребности страны, что позволит гарантировать неснижающиеся поставки энергоресурсов на экспорт, прежде всего - нефти и газа;
- в целом прогнозируется нарастание экспорта энергоресурсов к 2020-2025 гг. до 550-570 млн. т н.э., что будет связано в значительной мере с невозможностью полноценной замены топлива и сырья другими продуктами в структуре экспорта. В дальнейшем неизбежно сокращение экспорта энергоресурсов в связи с истощением дешевых энергоресурсов, прежде всего, сырой нефти и расширением экспорта промышленной продукции и услуг взамен сырья. Можно ожидать, что при принятых темпах развития нефтяной и газовой промышленности объемы экспорта нефти и нефтепродуктов заметно увеличатся, достигнув примерно к 2020 г. 280-300 млн. т (затем их экспорт начнет сокращаться), а природного газа - 330-380 млрд. куб. м. При этом прирост экспортных поставок газа должен составить 140-190 млрд. куб. м и распределен между западным и восточным направлениями следующим образом: в Европу - 90-110 млрд. куб. м и в страны АТР - 50-80 млрд. куб. м;
- экспорт угля к 2030 г. может почти утроиться. Интенсивно будет нарастать экспорт электроэнергии, хотя вклад двух последних видов энергии в суммарный вывоз энергоресурсов из России будет оставаться относительно небольшим;
- добыча угля увеличится со 160 до 280-410 млн. т н.э.;
- добыча природного газа в 2030 г. должна составить 800-825 млрд. куб. м. При этом доля европейской части увеличится с 12 до 25% в общероссийской добыче газа. Доля региона Восточной Сибири и Дальнего Востока к 2030 г. может составить 10% по сравнению с 1% в 2000 г., а доля региона Урала и Западной Сибири сократится с 87
3 Пересчет ядерной энергии и возобновляемых источников проведен по физическому эквиваленту (1 кВтч = 0,086 кг н.э.).
до 65%. При этом регион Урала и Западной Сибири останется крупнейшим по объему добычи. К 2030 г. извлекаемые запасы газа могут сократиться на 20%;
- добыча нефти будет расти с 323,6 млн. т в 2000 г. до своего максимума в 2015-2020 гг. на уровне 490-530 млн. т, а затем, по-видимому, начнет сокращаться и к 2030 г. может снизиться до 395-470 млн. т. В рассматриваемый период доля европейской части уменьшится с 29 до 25%, а доля региона Урала и Западной Сибири - с 68 до 51%. Следует ожидать роста добычи в регионе Восточной Сибири и Дальнего Востока, доля которого в суммарной добыче нефти по стране возрастет с 3% в 2000 г. до 24% к 2030 г.
Согласно результатам прогнозов, обеспечение стран ЕС нефтью в условиях высоких цен на нее, когда увеличиваются объемы экономически эффективной добычи и обеспечивается усиление диверсификации поставок, не должно создавать угроз надежности поставок в Европу сырой нефти. Экспорт российской нефти по трубопроводам и танкерами позволяет демпфировать заранее непредвиденные сбои. В долгосрочном плане устойчивое обеспечение нефтью из России будет связано с наращиванием разработки месторождений с более трудными, чем в настоящее время, условиями добычи. Вклад европейских нефтяных компаний в этом случае будет весьма полезным.
Опережающими темпами будет возрастать производство электроэнергии: с 878 млрд. кВт-ч в 2000 г. до 1500-2300 млрд. кВт-ч к 2030 г. При этом величина установленной мощности электростанций к концу периода достигнет 300-470 млн. кВт. Производство электроэнергии потребует расходов топлива в объеме 310-435 млн. т н.э.
Принципиальным вопросом в развитии электроэнергетики является оценка возможностей ядерной энергетики. При отсутствии ограничений на ввод мощностей АЭС выработка электроэнергии на АЭС может вариантно увеличиться с 131 млрд. кВт-ч в 2000 г. до 390-765 млрд. кВт-ч к 2030 г. При этом мощности АЭС к концу периода должны составить 50-100 млн. кВт. Введение ограничений на развитие мощности АЭС приведет к росту расходов органического топлива, в первую очередь угля, что отразится на величине выбросов СО2.
Водород как топливо в топливно-энергетическом балансе России появится после 2020 г. К 2030 г. может потребоваться производство 15-20 млн. т Н2 из природного газа для удовлетворения нужд электроэнергетики и транспорта.
На внутреннем рынке России к 2030 г. ожидается появление синтетического моторного топлива из природного газа в размере 5-10 млн. т.
Новые источники энергии в варианте без ограничений на выбросы СО2 и развитие ядерной энергетики займут скромное место в топливно-энергетическом балансе.
Инвестиции в ТЭК России должны возрасти с 45-50 млрд. долл. в год в период 2005-2010 гг. до 70-100 млрд. долл. в 2030 г. При этом за 25-летний период (2006-2030 гг.) капиталовложения в добычу газа могут быть приблизительно оценены в 320-350 млрд. долл., а в добычу нефти - в 450-500 млрд. долл.
Рост выбросов СО2 при высоких темпах экономического развития и отсутствии специальных мер по их сокращению может составить 30-35% по сравнению с 1990 г. Пролонгация требований Киотского протокола по сдерживанию выбросов СО2 приведет к заметным смещениям в структуре топливно-энергетического баланса в сторону безуглеродных технологий.
Покрывает ли сегодня добыча внутренние потребности страны и спрос Европы на российские энергоресурсы? Тезис об энергоизбыточности4 российской экономики сегодня следует воспринимать критически. Если проанализировать характер и динамику энергопотребления, то можно утверждать следующее.
4 Под энергоизбыточностью понимается такая ситуация, когда потребление энергии намного превышает ее потенциально возможный уровень использования.
Потребление энергии неэффективно, прежде всего, в системах теплоснабжения. Быстро эту проблему решить нельзя, так как внедрение энергосберегающих технологий потребует капитальной перестройки зданий и инженерной инфраструктуры по всей стране и смены парадигмы выработки (доставки) тепла потребителям.
Недостаток инвестиций в разведку и обустройство месторождений, добычу и генерирование энергии, в энергосбережение приводит к дефициту энергии для внутреннего потребления при прогнозируемой динамике экономического развития.
Действительно, существующая технико-технологическая база российской экономики, созданная ранее в СССР и характеризуемая высокой энергоемкостью, способна бесперебойно функционировать только при сравнительно низких ценах на энергию. По сути, экспортируется из России дешевая энергия в виде продуктов энергоемкого производства (например алюминия).
Ориентация производства на дешевую энергию замедлила процессы модернизации. Сегодня производство промышленных товаров в России существенно более энергоемко, чем в странах, где цены на газ и электроэнергию выше. С ростом промышленного производства потребление энергии растет, и скоро российская промышленность может столкнуться с локальным, а затем и повсеместным недостатком энергетических ресурсов для дальнейшего роста. Недоинвестирование электроэнергетической отрасли уже приводит к техногенным кризисам (например, блэ-кауты в Москве и центральной России).
Такая ситуация сегодня требует внедрения энергосберегающих технологий для сдерживания стихийного роста спроса на энергию. В противном случае неуправляемый рост спроса на энергию неминуемо будет стимулировать ускоренный рост цен. Это, хотя и может позволить дорогим в настоящее время новым энергопроизводящим технологиям начать приносить реальную прибыль, однако затормозит развитие остальных сфер экономики, темпы энергоэкономной перестройки которых значительно ниже, чем у финансово обеспеченных энергетических отраслей. При сохранении ориентации промышленности и основной части электростанций на газовое топливо цены на энергию будут привязаны к внутренним ценам на углеводороды (цены на газ в свою очередь привязаны к ценам на нефть).
Одна из распространенных точек зрения состоит в том, что привязка цен на газ к цене на нефть изжила себя и следует перейти к независимому рыночному формированию цен на газ. Однако такая точка зрения не учитывает того, что мировые технологии производства электроэнергии в большей степени ориентированы на сжигание углеводородов, так как замена нефти на газ (и наоборот) требует относительно небольших инвестиций (существенно меньших, чем требуется для перехода на экологичное использование угля). Поэтому «развязка цен» даже при биржевой торговле газом произойдет не скоро - только при смене поколения технологий. Следовательно, для оценки масштабов возможного энергосбережения и «нулевой точки» рентабельности внедрения сберегающих технологий требуется оценить возможные пределы роста цен на углеводороды в России.
Сценарии развития российской экономики и возможностей экспорта энергоносителей. В качестве первого приближения можно рассмотреть уже существующие оценки спроса на энергию ЕС, а также прогноз возможностей экспорта энергии из России, полученный на основе базового экономического сценария Минэкономразвития России на период до 2015 г. Оценки производились при разных темпах изменения энергоемкости производства в отраслях экономики, включая электроэнергетику (табл. 1).
Основные гипотезы, лежащие в основе прогнозов макроэкономического развития, следующие:
- объемы добычи нефти растут незначительно: примерно на 1% в год;
- добыча газа растет в среднем на 1,6% в год;
- внутреннее потребление имеет приоритет перед экспортом (т.е. главное -обеспечить энергией собственную экономику, а излишки можно экспортировать);
- внедрение энергосберегающих технологий способно за период 2006-2015 гг. снизить потребление энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Несмотря на рост автомобильного парка в стране, потребление продуктов нефтепереработки транспортом вырастет не столь значительно, что также связано с повышением экономичности двигателей и ужесточением экологических норм.
Таблица 1
Макроэкономические параметры расчетных сценариев на 2005-2015 гг., %*
Параметр Сценарий
инерционный (1) сберегающий (2) экспортный (3)
Прирост ВВП 5,2 6,9 4,0
потребления домашних хозяйств 9,3 10,6 6,1
потребления госсектора -0,7 0,1 0,1
инвестиции 7,2 12,4 6,0
экспорта 3,7 3,7 4,3
импорта 9,7 11,5 7,1
Среднегодовое падение энергоемкости 1,6 3,4 3,7
Доля услуг в ВВП 56,0 52,7 53,0
Доля товарооборота внешней торговли в ВВП 78,0 74,7 77,0
* Оценки авторов.
В табл. 2 приведены расчеты возможностей российского экспорта энергоносителей по трем сценариям.
Таблица 2
Добыча и экспорт энергоносителей по сценариям на 2005-2015 гг.
Сценарий (показатель) 2005 г. 2010 г. 2015 г.
Инерционный Нефть, млн. т добыча 469 505 520
экспорт 259 285 294
Газ, млрд. куб. м добыча 649 689 731
экспорт 207 227 236
Уголь, млн. т добыча 297 326 346
экспорт 88 106 123
Сберегающий * Экспорт Нефть, млн. т. 248 275 268
Газ, млрд. куб. м 207 244 251
Уголь, млн. т. 88 141 143
Экспортный* Экспорт Нефть, млн. т. 259 292 315
Газ, млрд. куб. м 207 271 330
Уголь, млн. т. 88 145 153
* Добыча на том же уровне.
Экспорт газа в «инерционном» сценарии к 2015 г. вырастет всего на 29 млрд. куб. м. Такой рост означает, что при условиях выполнения контрактных обязательств и «заполнения» газом намечаемых к строительству газопроводов, возможно возникновение дефицита энергоресурсов для экспортных поставок. Предполагаемый дефицит может быть компенсирован (в меньшей степени) при проведении мер по увеличению добычи и (в большей степени) - снижению затрат энергии в экономике. Эти расчеты стали базой для иллюстрации дефицита экспортных поставок энергии в Европу (табл. 3).
При оценке объема поставок энергоресурсов европейским потребителям и объема требуемых европейских инвестиций для их обеспечения, были приняты следующие предположения:
- в 2015 г. с учетом роста масштабов сотрудничества в энергетической сфере с неевропейскими странами доля Европы в экспортных потоках российских нефти и газа снизится до 70 и 75% соответственно;
- при допуске европейского капитала в российскую нефтегазодобычу европейские компании в 2015 г. будут осваивать те месторождения, которые осваивались бы российскими компаниями только в 2030 г. Логика такого решения правомерна: допуская европейский капитал в добычу российских энергоресурсов, целесообразно, чтобы европейские страны использовали для обеспечения своего спроса передовые технологии в освоении более затратных месторождений. Соответственно удельные инвестиции в добычу нефти в 2015 г., по нашим оценкам, для европейских компаний составят не менее 450 долл./т годовой добычи, а в добычу газа -255 долл./1000 куб. м годовой добычи.
Три сценария развития российской экономики были сопряжены с двумя вариантами оценок потребности европейских стран в российских энергоресурсах. В первом варианте уровень поставок российских энергоресурсов в 2015 г. в Европу соответствует уровню 2004 г. Во втором варианте предполагается рост спроса на российские нефть и газ на уровне 1% в год.
При первом сценарии развития российской экономики, характеризующемся инерционным изменением эффективности использования энергоносителей, дефицит поставок российских энергоресурсов (т. е. разница между потребностями Европы в российской энергии и возможным российским экспортом в Европу) составит 44 млн. т нефти и 13 млрд. куб. м газа в варианте сохранения европейских потребностей в российских энергоресурсах на уровне 2004 г. Объем требуемых инвестиций в наращивание добычи нефти и газа для покрытия данного дефицита составит 23 млрд. долл. В свою очередь в случае роста европейских потребностей в российских энергоресурсах на 1% в год (базовый сценарий ЕИ-30), дефицит составит 72 млн. т нефти и 35 млрд. куб. м газа, а объем суммарных требуемых инвестиций - 40 млрд. долл.
В случае реализации второго сценария, характеризующегося развитием собственной перерабатывающей промышленности и энергосбережения, дефицит поставок российских энергоресурсов составит от 62 до 91 млн. т нефти и от 2 до 24 млрд. куб. м газа. Соответственно требуемые инвестиции составят от 29 до 46 млрд. долл.
Если в России экономический рост замедляется примерно до 4% в год, но при этом эффективность электроэнергетики вырастает до мировых аналогов, ресурсы газа для экспорта могут составить 330 млрд. куб. м. Это позволит обеспечить газом новые экспортные направления: по Североевропейскому газопроводу и газовым веткам в направлении Китая. Однако за это придется платить, так как потребуется существенное снижение энергоемкости экономики (в среднем на 3,7% ежегодно на интервале 2006-2015 гг.). Это может быть осуществлено лишь путем инвестирования крупных средств в энергосберегающие технологии, реконструкцию передающих сетей, модернизацию технологий.
Табл. 3
В то же время низкие темпы экономического роста в данном сценарии создают серьезные проблемы на пути интенсивного инвестирования. Одним из способов решения данной проблемы может стать привлечение европейского капитала в модернизацию энергетического сектора народного хозяйства России в рамках построения энергосоюза.
Экономическая политика России в сфере энергетики. В процессе интеграции в различного рода региональные союзы необходимо отстаивать интересы страны, изначально четко формулируя их для партнеров по бизнесу. Сформулируем нашу позицию относительно императивов политики России в сфере энергетики.
Соотношение внутренних и внешних цен на энергию. В настоящее время внутри России цены занижены по сравнению с европейскими и среднемировыми. Причин такого снижения две: низкие доходы населения и низкая энергоэффективность обрабатывающей промышленности. Очевидно, что с течением времени внутренние цены будут плавно приближаться к мировым, но это не может произойти в одночасье, по постановлению правительства. Динамика цен будет определяться условиями внутреннего рынка, ростом доходов населения, законами биржевой торговли. К примеру, цены на газ будут еще долго сдерживаться низкой энергоэффективностью производства, но вектор их движения явно направлен в сторону сближения с мировыми ценами.
Государственное участие в нефтегазовом секторе, в том числе проблема разделения Газпрома. Сложившаяся на сегодня структура собственности энергетических компаний соответствует уровню развития экономики. Газпром - уникальная компания, обладающая рекордными резервами газа и возможностями по долгосрочному планированию его добычи с учетом интересов страны. Поэтому в обозримой перспективе вопрос о ее разделении не стоит.
В то же время, признавая проблему эффективности управления Газпромом, вполне допустимы децентрализация управления и разделение центров прибыли внутри компании для повышения ее эффективности. Злоупотребление монопольным положением компании объективно существует. Введение, на наш взгляд, современных принципов корпоративного управления публичной компанией, какой Газпром формально является после либерализации рынка акций, совершенно необходимо. Определение роли Газпрома в принятии стратегических решений входит в задачи государства, а не наоборот. Тенденция превращения крупных энергетических компаний, - неважно, государственных или частных, -в настоящие публичные компании, с прозрачной отчетностью и заинтересованностью менеджмента в повышении долгосрочного благосостояния всех акционеров, на наш взгляд, необратима. Государство может инициировать этот процесс в отношении госкомпаний, а также создать стимулы для движения в этом направлении частного бизнеса. В обращении Президента РФ к Федеральному Собранию (10 мая 2006 г.) подчеркивалась ответственность бизнеса перед обществом за сконцентрированные в его руках активы.
Создание энергосоюза с Европейским Сообществом подразумевает не только надежное снабжение энергией, передачу технологий, финансовые вливания. Союзнические отношения подразумевают перенос энергоемких производств ближе к месту добычи энергоресурсов. Россия заинтересована в размещении на своей территории энергоемких производств, основанных на современных технологиях, отвечающих жестким экологическим требованиям и управляемых по корпоративным принципам с высокой степенью прозрачности.
Россия удерживает низкие внутренние цены на энергию за счет имеющихся в наличии дешевых энергоресурсов. Экспорт углеводородов дает высокую прибыль благодаря низкой стоимости их добычи и относительно высоким ценам на мировом рынке. Конечно, подавляющая часть нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в России, ис-
пользующая устаревшие технологии переработки нефти, не может вырабатывать качественных нефтепродуктов, способных конкурировать на развитых рынках.
Предполагается использовать следующий сценарий развития переработки нефти. В целях «снятия экономики с нефтяной иглы» и уменьшения ее зависимости от мировых цен на нефть, разумно допускать иностранные нефтяные компании к труднодоступным и дорогим в разработке месторождениям с условием переработки растущей доли добытых углеводородов на НПЗ в России - возможно, собственных, построенных с применением современных технологий. При этом заказы на строительство НПЗ должны частично размещаться у российских подрядчиков. Речь идет не об обязательной привязке инвесторов к конкретным поставщикам, но о недискриминационном допуске российских фирм к открытым, прозрачным тендерам, объявляемым иностранными инвесторами. Это придаст импульс развитию строительной отрасли и машиностроения, принесет им новые знания и технологии. Допустимо, чтобы иностранные компании владели лицензиями на разработку недр и НПЗ, - главное, в российской промышленности появятся современные технологии, которые смогут использовать и российские нефтяники. Логично также, используя аналогичную схему допуска, побуждать иностранные компании к строительству нефтехимических комбинатов, чтобы насытить российский рынок современными материалами. Это приведет к размещению на российской территории высокотехнологичных производств.
Размещение в России энергоемких производств европейских компаний может быть поддержано государственными органами стран - членов ЕС. Они, как нам представляется, напрямую заинтересованы в этом. К примеру, если энергоемкие производства будут выноситься в Азию, то рост спроса в этом регионе заставит российские компании ориентировать экспортные потоки энергоресурсов в восточном направлении.
Еще один принцип союзничества в энергетической сфере - внедрение зарубежными компаниями энергосберегающих технологий. Учитывая возможный прогнозируемый дефицит нефтегазовых ресурсов для экспорта, вполне допустимо передавать энергорасточительные объекты (тепловые и электрические сети и т. п.) в концессии иностранным компаниям, обладающим энергосберегающими технологиями. Сэкономленные в масштабах народного хозяйства ресурсы могут экспортироваться.
Наиболее востребованы прогрессивные технологии экономии тепла в секторе ЖКХ. Как утверждают эксперты, основной перерасход тепла в России происходит из-за неэкономичных технологий, используемых при строительстве домов и трубопроводов. Заменить эти технологии очень сложно в течение срока службы уже построенных зданий. Поэтому резервы энергосбережения связаны с изменением парадигмы теплоснабжения и индивидуальным подходом к выбору модели совмещения производства тепла и энергии для каждой климатической зоны с учетом конкретных факторов расселения и градообразования.
Ответ на вопрос о допуске иностранных компаний в российский топливноэнергетический сектор вообще и о допуске европейских инвестиций в добычу российских энергоресурсов в частности зависит от того, на каком фундаменте будет строиться стратегия взаимоотношений между Россией и Европой. Если взаимоотношения будут больше напоминать энергоконфликт, когда каждая из сторон не берет на себя каких-либо обязательств, экспортные потоки энергоносителей в Европу будут определяться не нуждами европейских потребителей, а объемом энергоресурсов, оставшимся после удовлетворения внутреннего спроса и экспортных поставок по неевропейским направлениям. В этом случае ситуация в энергетическом комплексе Европы будет достаточно нестабильной.
Могут возразить, что иностранные потребители обеспечивают российским нефтегазовым компаниям значительно б0льшую долю прибыли. Но учитывая рост как внутренних потребностей в энергоресурсах, так и спроса зарубежных потребителей, российские компании даже в условиях высоких цен на энергоресурсы вряд ли смогут значительно увеличить экспорт по европейскому направлению. Поэтому стратегия энергосоюза является предпочтительной и для европейских стран, и для России.
Литература
1. Государственный доклад «О состоянии минерально-сырьевой базы Российской Федерации». Минприроды, Минэкономразвития и Минэнерго России, 2001.
2. World Petroleum Assessment 2000. USGS, 2001. Assessment Results Summary — Russia.
Таблица 3
Оценка требуемых инвестиций в добычу российских энергоресурсов для удовлетворения европейского спроса по сценариям развития до 2015 г.
Показатель Базовый период - 2004 г. Экспорт энергоресурсов по вариантам
инерционному сберегающему экспортному
в Европу на уровне 2004 г. по базовому сценарию Еи-30 в Европу на уровне 2004 г. по базовому сценарию Еи-30 в Европу на уровне 2004 г. по базовому сценарию Еи-30
Добыча нефти в РФ, млн. т. 459 520
Внутреннее потребление нефти, млн. т 202 226 252 207
Экспорт нефти в Европу, млн. т 249 206 188 219
Потребность Европы в российской нефти, млн. т 249 249 278 249 278 249 278.
Дефицит поставок, млн. т - 44 72 62 91 30 59
Требуемые инвестиции в добычу нефти, млрд. долл. - 20 33 28 42 14 27
Итоговая добыча нефти, млн. т 564 592 582 611 550 579
Добыча газа в РФ, млрд. куб. м 632 731
Внутреннее потребление газа, млрд. куб. м 432 495 480 401
Экспорт газа в Европу, млрд. куб. м 190 177 188 248
Потребность Европы в российском газе, млрд. куб. м 190 190 212 190 212 190 212
Дефицит поставок, млрд. куб. м - 13 35 2 24 Дефицита нет
Требуемые инвестиции в добычу, млрд. долл. - 3 7 0,4 5 -
Итоговая добыча газа, млрд. куб. м - 744 766 733 755 731
Справочно: минимальные экономически целесообразные цены для инвестиций в добычу при условной рентабельности добычи = 20%: нефть — 34 долл./барр., газ — 62 долл./1000 куб. м