МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2015 ISSN 2410-700X
мерчендайзинга, обновление рекламных материалов, создание интернет-магазина, обучение персонала, совершенствование системы мотивации персонала.
Список использованной литературы
1 Брагин, Л. А. Организация и управление торговым предприятием. М.: ИНФРА-М, 2009. - 303 с.
©Е.В. Кабашова, И.В.Царев, Е.Страйкова, 2015
УДК 327.57
Ковтунова Светлана Юрьевна
Канд. экон. наук УЮИ МВД РФ, г. Уфа, РФ kovtunovasvetlana@mail. ru Ишмеева Анастасия Сергеевна Канд. экон. наук, доцент УЮИ МВД РФ, г. Уфа, РФ
ishmeeva_ac@mail.ru
РОССИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ШОС
Аннотация
В статье рассмотрены причины и условия создания Шанхайской организации Сотрудничества, а также особенности реализации национальных интересов России в современных условиях.
Ключевые слова
ШОС, экономическая безопасность, интересы, объединение, сотрудничество.
С точки зрения политической географии ШОС представляет собой региональную структуру, центр которой находится в Центральной Азии. Центральноазиатский регион расположен в глубине Евразии, на стыке разных культур и цивилизаций. Регион располагает богатыми запасами стратегических природных ресурсов — нефти и газа, вызывающими значительный интерес внешних сил. В то же время центральноазиатские государства, озабоченные проблемами безопасности и экономики, активно стремятся к развитию внешних связей. В их число входят религиозные и террористические группировки. Поэтому в регионе присутствуют самые разнообразные политические и экономические организации, а также структуры безопасности, в связи с наличием религиозных и территориальных группировок.
ШОС - единственная структура международного сотрудничества, объединяющая Китай, Россию и страны Центральной Азии. Включение этих государств в состав участников ШОС позволяет с уверенностью отнести ее к самым представительным организациям международного сотрудничества. Все центральноазиатские республики за исключением проводящей политику нейтралитета Туркмении являются ее членами. Китай и Россия - две державы, территориально замыкающие организацию с юга и севера. Происходящие в регионе события и наблюдающиеся там тенденции, как благоприятные, так и негативные, в известной степени затрагивают все находящиеся там государства. В геополитическом отношении Китай и Россия - соседи, оказывающие самое большое влияние на Центральноазиатский регион. Участие Китая и России в работе ШОС позволяет сформировать оптимальные рамки и условия для решения региональных вопросов во всех областях - геополитической, экономической и обеспечения безопасности. Особенности состава ШОС позволяют обеспечить широкие возможности для регионального сотрудничества и простор для развития связей в сферах политики, экономики и безопасности.
С точки зрения функциональных особенностей специфика ШОС заключается в том, что в ней сведены воедино самые разные сферы деятельности. Остальные региональные структуры в Центральной Азии характеризуются в основном одноплановым функциональным предназначением, представляя собой политические и экономические организации либо структуры обеспечения безопасности. Шанхайская же
115
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
организация является комплексной структурой, охватывающей самые различные аспекты политики, экономики, культуры, безопасности, гуманитарных отношений и др. Специфика ШОС состоит также в том, что она поступательно расширяет сферу своей деятельности.
Организация начала работу с обеспечения безопасности в пограничных районах и постепенно перешла к борьбе с терроризмом, экономическому сотрудничеству, охране окружающей среды, гуманитарному сотрудничеству и т.д. Все это позволило сформировать традиции открытости в работе ШОС. Иными словами, задачи ШОС формируются в процессе сотрудничества, поэтому ее функции развиваются параллельно структурным характеристикам и, соответственно, также обладают потенциалом для расширения.
В настоящее время главными функциями ШОС являются обеспечение борьбы с террористической угрозой и развитие экономического сотрудничества. Эти функции в определенной степени присущи всем региональным структурам, поэтому ШОС соприкасается с ними во многих областях. Но и здесь есть отличия. С точки зрения борьбы с терроризмом ШОС - наиболее комплексная организация, так как в нее входит абсолютное большинство стран региона. Но все эти террористические организации, тем не менее представляют собой общую угрозу региональной безопасности в Центральной Азии. Следовательно, эффективная борьба с терроризмом может быть обеспечена объединением усилий, и чем сплоченнее будет это объединение, тем эффективнее станет противодействие террору.
ШОС обладает значительными возможностями для борьбы с терроризмом. В ее рамках действует шесть соответствующих структурных подразделений - юстиции, исполнения законов, военное, по охране границ, внутренних дел и безопасности. Объединение сил и средств всех стран-участниц позволило сформировать мощное и эффективное орудие борьбы с терроризмом. В июне 2004 г. в Ташкенте в рамках ШОС была создана региональная структура по борьбе с терроризмом. Она должна стать информационным антитеррористическим центром и играть определяющую роль в борьбе с терроризмом. ШОС обладает еще одной функциональной особенностью: ее члены способны противопоставить террористам не только военную силу. Организация может вести многоплановую всестороннюю борьбу. Терроризм - отнюдь не простое явление. Его зарождение связано с целым комплексом сложных причин. Военная сила неотъемлемый компонент борьбы против терроризма, однако только с ее помощью эту проблему решить нельзя. И тем более невозможно одними военными средствами ликвидировать почву для возникновения и распространения терроризма. У ШОС имеются все средства для обеспечения долгосрочного, комплексного и всестороннего сотрудничества в борьбе с террористической угрозой. Все участники организации расположены в одном регионе. Их беспокоит не столько уничтожение нескольких террористических групп, сколько решение проблемы в целом.
В области экономики страны ШОС заинтересованы в первую очередь в региональном сотрудничестве. Целью является обеспечение комплексного всестороннего развития Центральноазиатского региона, использование в полной мере взаимодополняемости экономических структур государств-участников, установление более тесных экономических связей, содействие развитию каждой из стран. Долгосрочная перспективная цель состоит в создании региональной свободной торгово-экономической зоны. Китай, Россия и четыре центральноазиатских государства обладают огромными возможностями с точки зрения людских ресурсов, территории, природных ресурсов и объема рынка. Формирование важной региональной экономической структуры возможно при условии, что ШОС сможет обеспечить успешное развитие сотрудничества.
В политическом аспекте ШОС стремится к новым принципам и новой атмосфере. В вопросах внутренних взаимоотношений между государствами-участниками она придерживается принципов «взаимного доверия, взаимной выгоды, равноправия, взаимодействия, уважения культурных различий, стремления к совместному развитию». Во внешних отношениях - к соблюдению принципов открытости и отказа от противостояния. Таким образом, мы видим, что организация не направлена против какого-либо отдельного государства или международной организации. ШОС руководствуется новым подходом к
116
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
обеспечению безопасности, соответствующим современным веяниям в мире и готова к расширению состава стран-участниц.
ШОС получила международное признание благодаря широкому региональному представительству, творческому подходу к политическим процессам, борьбе с террористической угрозой и развитию экономического сотрудничества. Все это уже сформировало ей определенный международный имидж. Можно сказать, что она стала самой представительной региональной организацией с потенциалом развития, которым невозможно пренебречь.
ШОС - молодая региональная организация, обладающая возможностями для дальнейшего развития. Но вместе с тем, в ней наличествуют явные и скрытые элементы неопределенности, которые, скорее всего, не помешают ее развитию, но окажут на организацию определенное влияние. Одним из ключевых факторов развития ШОС являются отношения между Россией и Китаем. Поддержание стратегического партнерства и сотрудничество в Центральной Азии между Россией и Китаем — важнейшая предпосылка успешной деятельности ШОС. Государства Центральной Азии проводят многовекторный внешнеполитический курс. Вследствие специфики политики, экономики, безопасности и географического положения, в условиях, когда великие державы и союзы великих держав активно воздействуют на регион, проникая в него и расширяя свое влияние, центральноазиатские страны осуществляют уравновешенную внешнюю политику, стремятся к сбалансированному развитию отношений со всеми великими державами. Такой курс наиболее соответствует интересам стран региона и их развитию.
Залогом преодоления существующих проблем между Россией, Китаем и странами Центральной Азии является общий долгосрочный интерес -формирование мощного экономического блока, который будет способствовать укреплению позиций стран-членов ШОС в мировой экономике. Однако для реализации потенциала организации необходима значительная активизация и усиление координации деятельности внутри ШОС. Основными направлениями экономического сотрудничества должны стать энергетическая кооперация, создание совместных предприятий, развитие транспортных коммуникаций и систем трубопроводов, а также развитие информационных технологий.
В рамках ШОС создаются устойчивые институты, которые позволят России, являясь участником сообщества, сохранить и расширить экономическое и политическое влияние в центральноазиатском регионе.
© С.Ю. Ковтунова, А.С. Ишмеева, 2015
УДК 336
Кремповая Наталия Леонидовна, канд. экон. наук, доцент Крымского федерального университета, г. Симферополь, РФ
Е-mail: natasha_krem@mail.ru
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы финансового выравнивания регионального бюджета, раскрыта сущность бюджетного федерализма и его использования в развитых зарубежных странах, обосновывается необходимость балансирования доходов и расходов регионального бюджета не путем предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Российской Федерации, а путем расщепления федеральных налогов, в первую очередь налога на добавленную стоимость.
Ключевые слова
117