Научная статья на тему 'Россия и ее положение на мировом рынке наукоемких технологий'

Россия и ее положение на мировом рынке наукоемких технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
500
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомина Ю.В., Городищева А.Н.

Данная статья рассказывает о местах стран в мировом технологическом пространстве, который определяется наборами показателе наукоемкости и наукоотдачи. Автор рассматривает общее экономическое развитие России с учетом внедрения технологий мирового уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и ее положение на мировом рынке наукоемких технологий»

светлые краски больше притягивают глаз, чем тёмные. Ещё более притягательной способностью обладают светлые и тёплые тона. Окрашенные таким образом объекты кажутся ближе. В то же время светлый, но чрезмерно ядовитый цвет вызывает беспокойство, и глаз ищет отдохновения в холодном синем или зелёном [3].

Следовательно, и физическое, и психическое воздействие цвета во многом определяются личностными характеристиками воспринимающего человека. Индивидуальность восприятия цветовых композиций позднее была обоснована в работах немецкого психолога М. Люшера, который доказал, что состояние реципиента в момент контакта с объектом может влиять на его отношение к одному и тому же цвету.

Выбор цвета в рекламном обращении, а тем более в фирменных константах не может зависеть от вкуса дизайнера. С одной стороны, это одно из простейших средств привлечения непроизвольного внимания реципиента, с другой, сильнейший раздражитель, способный затруднить восприятие. И дизайнеру необходимо найти оптимальное решение этого противоречия. И тогда оно может быть самым неожиданным. Так, например, на изобилующих цветом полосах рекламного еженедельника скорее привлечет непроизвольное внимание читателя и будет легко воспринята черно-белая реклама, в которой цвет как таковой отсутствует. С этой точки зрения логично отказаться от использования цвета, в том числе и цветных иллюстраций, в изданиях с низким уровнем полиграфии. Качество бумаги, неточность совмещения могут значи-

тельно изменить цвет, возможно, придав обращению нежелательный подтекст [4].

Итак, определяясь с цветовым решением, подумайте о том, кто ваш посетитель и каково его настроение. Подчеркните контрастными оттенками важную информацию или разделы сайта. Протестируйте свое решение до публикации, предложив знакомым или друзьям оценить цветовую гамму. Следует помнить, что стиль проекта и его дизайн - это художественные аспекты, которые могут служить инструментом передачи фирменных отличий.

Библиографические ссылки

1. Дизайн сайтов - выбор цвета [Электронный ресурс] // Danilidi.ru. URL: http://www.danilidi.ru/sait/ selecting-colour-for-design-site.html (дата обращения: 01.04.2014).

2. Какого цвета должен быть дизайн сайта [Электронный ресурс] // Webmaze.ru : сайт для веб-мастера. URL: http://www.webmaze.ru/kakogo-cveta-dolzhen-byt-dizayn-sayta. (дата обращения: 04.04.2014).

3. Восприятие цвета человеком [Электронный ресурс] // Мой сайт. URL: http://rzkv.ucoz.ru/publ/ vosprijatie_cveta_chelovekom/1-1-0-16 (дата обращения: 02.04.2014).

4. Какие использовать цвета [Электронный ресурс] // Anwiza. URL: http://www.anwiza.com/content/ view/2454/3/ (дата обращения: 01.04.2014).

© Страшко И. О., 2014

УДК 008

Ю. В. Фомина Научный руководитель - А. Н. Городищева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РОССИЯ И ЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА МИРОВОМ РЫНКЕ НАУКОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Данная статья рассказывает о местах стран в мировом технологическом пространстве, который определяется наборами показателе наукоемкости и наукоотдачи. Автор рассматривает общее экономическое развитие России с учетом внедрения технологий мирового уровня.

Тенденцией развития информационных технологий является глобализация информационного бизнеса. Чисто теоретически любой человек (или фирма) является сегодня возможным потребителем информации. Поэтому возможности информационного рынка по-прежнему являются беспредельными, хотя и существует довольно жесткая конкуренция между основными производителями. К традиционно сильным производителям, таким как США, Япония, Франция, Великобритания и ФРГ, в последние годы добавились фирмы Австралии, Южной Корен, Тайваня, Сингапура и др. Одной из главных причин интенсификации мировой конкуренции является распространение спроса на конкретные виды информационных и иных наукоемких технологий в мировом масштабе. Можно сказать, что, несмотря на различие рынков, продук-

ция, пользующаяся спросом в Америке, фактически аналогична той продукции, на которую существует спрос в Японии и Европе [3].

Экономическое развитие современной России определяется судьбой внедрения высоких технологий мирового уровня. Доля научно-технического прогресса в насыщении экономического роста в развитых странах составляет более 90 %. Фактически экономический рост происходит за счет освоения новых технологий, а в конкурентной борьбе выигрывают те, кто в состоянии эти технологии создавать и использовать. Место любой страны в мировом технологическом пространстве определяется двумя наборами показателей: наукоемкостью (параметры на входе) и наукоотдачей (эффективность и конкурентоспособность) [5].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

Еще два года назад, в своей статье «Новая карта мира» в журнале «The Economist», известный либеральный экономист Джеффри Сакс утверждал, что карту мира теперь необходимо разграничивать не по признаку идеологии, а по признаку технологического развития. И по этому критерию Россию уже не первый год относят к третьей группе стран, технологическим маргиналам, не только не способным создавать технологические инновации, но и воспринимать их [3].

Россия на период до 2025 г. могла бы поставить задачу приоритетного развития по 12-16 макротехнологиям. Причем до 2013 г. основными макротехнологиями могли бы быть 6-7 из них, по которым наш суммарный уровень знаний сегодня приближается к мировому, если не превосходит его (авиация, космос, ядерная энергетика, судостроение, спецметаллургия и энергетическое машиностроение). Если указанные макротехнологии удастся сделать конкурентными, то Россия на рынке наукоемкой продукции способна подняться с 0,3 % до 10-12 % занимаемой на нем доли, что только за счет экспорта дало бы до 140-180 млрд долларов в год [1].

Ключевыми факторами успеха здесь будут конкурентные качество, цена, соответствующее сервисное обеспечение продукта и услуг. Для сравнения: США уже сегодня получают 700 млрд долл., Германия - 530 млрд долл., Япония - 400 млрд долл. в год [4].

Конечно, Россия не желает становиться аутсайдером. Но для реального национального прорыва нужно выполнить ряд условий. И первое из них - опережающее развитие высокотехнологичных отраслей, главнейшая из которых - информационно-коммуникационная (ИКТ). Экономически развитые страны показывают в своем ВВП 8-12 %, которые приходятся на этот сектор, ИКТ - лидер капитализации, его роль увеличивается с большой динамикой. Отечественный сектор ИКТ уже можно сравнивать по темпам развития с нефтедобычей, что является явным показателем развития высоких технологий [1].

Объективно Россия, в современных экономических условиях, может освоить 5-7 высоких технологий мирового уровня, по которым она способна быть конкурентной на мировом рынке [2].

Место любой страны в мировом технологическом пространстве определяется двумя наборами показате-

лей: наукоемкостью (параметры на входе) и наукоот-дачей (эффективность и конкурентоспособность). В табл. 1 приведены данные о наукоемкости и науко-отдаче национальных экономик высокоразвитых стран. Таблица позволяют определить место России в мировом технологическом пространстве.

Показатели наукоемкости:

• доля расходов на НИОКР в ВВП составляет 1,01 %;

• численность научных работников на 10 тысяч занятых. Традиционно мы удерживали первенство по данному параметру. Сегодня мы находимся на третьей позиции после США и Японии.

Показатели наукоотдачи:

• индекс конкурентоспособности - занимаем 58 место, уступаем Китаю и Индии;

• доля высокотехнологического экспорта в товарном экспорте - 3 %, уступаем более чем в 5 раз Китаю и в 4 раза Италии;

• доля в торговле информационным оборудованием составляет 0,2 %. Наша доля в мировой торговле информационным оборудованием сегодня ничтожно мала - уступаем более чем в 5 раз Китаю и в 4 раза Италии;

• доля в торговле информационным оборудованием составляет 0,2 %. Наша доля в мировой торговле информационным оборудованием сегодня ничтожно мала. Рынок информационного и телекоммуникационного оборудования сегодня является самым динамично растущим. Его объем достиг 940 млрд. долларов, что превышает все совокупные рынки энергосырьевых и продовольственных товаров. За последние 10-15 лет нето-экспортерами на этом рынке стали Таиланд, Малайзия и Мексика.

Анализ таблицы показывает, что при одинаковых параметрах наукоемкости Китая, Италии и России на выходе наукоотдача России по доле высокотехнологичного экспорта уступает в 5 раз Китаю, в 4 раза Италии, находится на уровне Индии; по конкурентоспособности уступает Италии более чем в 2 раза, уступает Китаю; по доле в мировом экспорте информационного оборудования уступает Китаю в 23 раза, Италии в 5 раз.

Наукоемкость и наукоотдача национальных экономик [1]

Страна ВВП, ВВП на од- Доля расходов Текущий ин- Доля Доля в мировом

млрд ного занято- на иссл. и раз- декс конку- hi-tech продук- экспорте ин-

долл. го, тыс. долл. раб. в ВВП, % рентоспособ- ции в товарном формац. обору-

ности экспорте, % дования, %

США 9 875 73,1 2,64 2 28,2 16,3

Китай 5 135 7,2 1,00 47 16,7 4,6

Япония 3 425 56,0 3,04 15 26,3 11,5

Индия 4,9 36 3,2

Германия 56 2,44 4 15,3 4,8

Франция 56,2 2,17 12 19,4 3,4

Великобритания 54,5 1,87 7 26,2 5,3

Италия 1 410 56,5 1,04 24 7,9 1,1

Россия 1 185 18,0 1,01 58 3,1 0,2

Причина низкой наукоотдачи видится в архаичной организации национальной инновационной системы [1]:

1) при создании нововведений сохраняется ориентация исключительно на логику развития науки и техники без учета реального спроса и общественных потребностей (так называемого «вызова спроса»);

2) в нашей инновационной системе отсутствуют крупные высокотехнологичные фирмы, которые способны брать на себя решение финансовых и технологических задач. На Западе, несмотря на развитие малого бизнеса и огромную роль государства, ключевым звеном в создании инноваций остается крупное предпринимательство, поскольку именно здесь возможна наиболее полная реализация инновационных стимулов за счет выхода на рынки и реализации предпринимательского дохода, получаемого именно за счет расширения рынков;

3) в российской экономике отсутствуют институциональные сигналы, которые поощряли бы инвестиции в новые изделия и технологии.

Основной проблемой национальной инновационной системы России является отсутствие крупных высокотехнологичных фирм, способных брать на себя внедрение хайтековских технологий. Национальная инновационная система включает в себя не только инфраструктурные элементы, но и нормативно-правовую базу, способствующую коммерциализации научно-технических разработок. На сегодняшний день можно констатировать фактическое отсутствие эффективной национальной инновационной системы, способной продвигать высокие технологии на мировой рынок. Формирование замкнутой инновационной

цепочки, способной материализовать высокие технологии и продвинуть их на мировой рынок, является актуальной проблемой России.

Библиографические ссылки

1. Дынкин А. А. Место России в мировом технологическом пространстве. Национальная инновационная система // Высокие технологии XXI века : материалы конф. Четвертого международного форума. М. : Экспоцентр, 2013. С. 12-15.

2. Каблов Е. Н. Инфраструктура национальной инновационной системы // Высокие технологии XXI века : материалы конф. Четвертого международного форума. М. : Экспоцентр, 2013. С. 15-16.

3. Нариньяни А. С. Интеллектуальные информационные технологии - золотой ключ к будущему России // Высокие технологии XXI века : материалы конф. Четвертого международного форума. М. : Экспоцентр, 2012. С. 31-37.

4. Сироткин О. С. Роль государства в создании конкурентоспособных наукоемких корпораций / Инвестиционные проекты и технологии : материалы конф. М. : Экспоцентр, 2012. С. 29-32.

5. Мухин В. И. Основные факторы, влияющие на развитие наукоемких технологий в России // ОАО «Межрегиональный научный центр сравнительных исследований и оценки соответствия «НАУСЕРТ». URL: http://www.naucert.ru/2011/03/30/permalink (дата обращения: 14.02.2014).

© Фомина Ю. В., 2014

УДК 659.1:004

Н. Б. Яковлева Научный руководитель - О. А. Петрова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

САЙТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ ТОРГОВОЙ КОМПАНИИ

Рассматривается сайт как один из важных инструментов продвижения торговой компании в Интернете, приводятся характеристики сайта и рекомендации по его структуре и содержанию.

Современный корпоративный web-сайт позволяет не только представить торговую компанию в сети, но и создает новые пути взаимодействия с партнерами и клиентами компании.

Новая коммуникационная интернет-платформа торговой компании, как правило (при грамотной её разработке и продвижении) очень быстро оправдывает себя, так как служит дополнительной площадкой представления продукции или услуг компании, значительно расширяет круг потенциальных покупателей, частично автоматизирует процессы работы с клиентами и является удобным и востребованным личным средством массовой информации.

Сайты торговых компаний отличаются друг от друга, однако набор сервисов электронных ресурсов включает аналогичные компоненты.

Основа сайта торговой компании - создание каталога продукции, так как это то, что в первую очередь будет интересовать каждого посетителя сайта. Подобный каталог должен иметь перечисление всей продукции, действующую цену и сведения, которые будут в первую очередь интересны потенциальному покупателю. К примеру, сайт компании - производителя продуктов питания должен содержать информацию о соответствии товара ГОСТам, состав, условия хранения и прочее.

Важным моментом создания сайта крупной торговой компании является размещение прайса в формате XLS. Основная часть клиентов, приобретающих товар большими партиями, проводят сравнение цен у разных поставщиков. В случае, если сайт не имеет прайса, компания может не войти в список потенциальных поставщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.