Научная статья на тему 'Россия и Азербайджан в постсоветский период'

Россия и Азербайджан в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
738
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и Азербайджан в постсоветский период»

на СК, что могло бы напрямую указать на присутствие «Аль-Каиды» в регионе, с другой - многие эксперты сходятся во мнении, что Чечня не является приоритетом политики «Аль-Каиды», а лишь считается одним из полей глобального джихада.

Тем не менее по всему БВ насчитывается более 90 организаций, так или иначе связанных с поддержкой экстремизма на СК. Многие структуры осуществляют широкомасштабный сбор пожертвований для экстремистов Чечни, используя различные подставные фирмы и офшорные зоны для трансферта финансовых средств (яркий пример - Турция). Так, в Объединенных Арабских Эмиратах «International Islamic Relief Organization» совместно с «Human Appeal International» создали «Специальный фонд помощи чеченским беженцам», в который от вышестоящих в иерархии организаций переводятся финансовые средства нижестоящим. В результате они достигают пункта назначения - СК, Чечня. Это касается фондов, организаций, официально действующих под эгидой помощи мусульманским братьям. Важно отметить тот факт, что кавказским экстремистам просто невыгодно отдавать свой регион в руки одной какой-либо международной террористической организации. Нерентабельно это ни политически, ни экономически, ведь финансовые средства они уже несколько лет получают от различных диаспоральных и исламистских организаций, которые расположены на БВ. По сути, экстремизм на СК схож с инвестиционным проектом, в котором велика доля капиталовложений ближневосточных организаций, чья деятельность не представлялась бы возможной без государственной поддержки.

«Фундаментальные проблемы пространственного развития Юга России: Междисциплинарный синтез», Р. н/Д., 2010 г., с. 70-73.

Станислав Чернявский,

доктор исторических наук, директор Центра постсоветских исследований МГИМО РОССИЯ И АЗЕРБАЙДЖАН В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Российско-азербайджанские отношения сегодня представляют собой важную составляющую многослойной структуры мирового сообщества. Несмотря на кажущийся чисто региональный характер сотрудничества двух стран, оно оказывает существенное

влияние на решение вопросов не только энергетической, но и военно-политической безопасности на глобальном уровне. Иран, Ирак, Пакистан, Афганистан - все эти страны, отличающиеся повышенной нестабильностью, находятся в географической близости от Азербайджана. Отсюда - особая роль, которую призвано играть в решении связанных с ними проблем российско-азербайджанское взаимодействие.

В первые годы после развала СССР Россия, занятая наведением порядка внутри Федерации, не проводила активных политических мероприятий на Южном Кавказе, рассматривая его как свою неоспоримую зону влияния. Военное присутствие в Грузии и Армении, закрепленное межправительственными соглашениями, позволяло надеяться, что Тбилиси и тем более Ереван будут покорно шагать в фарватере российской политики. Между тем политическая конфигурация в регионе быстро менялась, новые правящие элиты декларировали иные приоритеты развития, ориентируясь на внерегиональные державы и подкрепляя свой выбор конкретными межгосударственными документами, создававшими правовую базу для заполнения «оставленного Россией вакуума». Отношения Азербайджана с Россией в первые годы независимости не отличались дружественным характером. В них превалировали взаимные претензии и упреки (как правило, крайне эмоциональные). Москва и Баку с трудом приучались жить по-новому. С учетом военных действий в Карабахе наиболее сложной частью переговорного процесса между Азербайджаном и Россией оказались вопросы, касающиеся статуса российских войск, раздела воинского имущества Советской армии и Каспийской военно-морской флотилии, а также переговоры о порядке охраны границ. Неожиданной и весьма болезненной проблемой стало наемничество, поскольку в нагорно-карабахском конфликте с обеих сторон воевало немало военнослужащих бывшей Советской армии. Нервозно складывалась обстановка вокруг крупного военного объекта - Га-балинского узла системы предупреждения о ракетном нападении, построенного в советское время в 250 км от Баку.

К моменту возвращения к власти Г. Алиева (лето 1993 г.) оба государства находились в стадии противостояния. Не прекращались взаимные обвинения и упреки, обмен посланиями и нотами протеста. С 5 сентября 1993 г. Г. Алиев отбыл в Москву для проведения переговоров с руководством Российской Федерации. Перед вылетом он заявил, что не считает обретение независимости «поводом для разрыва политических, экономических, культурных

и чисто человеческих связей с Россией». «Нынешний уровень отношений между двумя государствами нуждается в серьезных корректировках, более того, я убежден, что им необходимо придать более высокий статус. Это в интересах, прежде всего, республики, испытывающей ныне серьезные трудности из-за разрыва межхозяйственных связей», - подчеркнул он. В Москве Г. Алиев встретился с Б. Ельциным и провел серию переговоров с российским руководством. Позитивное значение имела встреча с председателем Верховного Совета Р. Хасбулатовым, в ходе которой Г. Алиев вручил ему текст постановления Милли Меджлиса с согласием на передачу правоохранительным органам России шести российских военнослужащих, пятеро из которых были приговорены Военной коллегией Азербайджана к высшей мере наказания. Стороны подписали межправительственное соглашение об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего СССР. Согласно документу, Россия принимала на себя обязательства по выплате доли Азербайджана во внешнем государственном долге бывшего Союза по состоянию на 1 декабря 1991 г. Одновременно Азербайджан передал России долю своих активов бывшего СССР.

После вступления страны 26 сентября 1993 г. в СНГ азербайджанское руководство рассчитывало, что Россия поможет ему на достойных условиях прекратить войну в Карабахе, которая препятствовала наведению порядка в стране, укреплению политической стабильности, осуществлению неотложных экономических мероприятий. Однако пассивность руководства России летом и осенью 1993 г. в прекращении карабахской войны, а затем новые захваты армянами азербайджанских земель значительно охладили эти надежды, что стало одной из причин переориентации Баку на сближение с Западом. Определенную роль сыграло и то обстоятельство, что Россия с ее разрушенной экономикой не могла оказать реальной помощи в хозяйственном возрождении Азербайджана и тем более конкурировать с предложениями Запада по разработке нефтяных месторождений Каспийского шельфа. Следует признать и то, что российская сторона в рассматриваемый период не имела четкой стратегической линии в отношении Закавказья и принимала половинчатые, зачастую непродуманные и необоснованные решения, которые способствовали ослаблению ее позиций в регионе.

В декабре 1994 г. российская армия начала активные действия по «наведению конституционного порядка» в Чечне, а

19 декабря правительство приняло постановление № 1394 «О мерах по временному ограничению пересечения государственной границы РФ с Азербайджаном и Грузией», в результате чего граница России с Азербайджаном в одностороннем порядке закрывалась. Приостановилось движение железнодорожного, морского и автомобильного транспорта в северном направлении. Причиной «блокады» послужили обвинения со стороны России в том, что Баку оказывает военную помощь Чечне, переправляя через свою территорию боевиков-иностранцев, грузы оружия и боеприпасов, поставляет боевиков-азербайджанцев, а также беспрепятственно размещает чеченских боевиков на лечение в азербайджанских военных госпиталях, предоставляя постоянное местожительство многочисленным чеченским семьям. С руководством Чечни велись официальные переговоры о совместном строительстве нефтепровода через Кавказский хребет на грузинское побережье Черного моря. Через Азербайджан осуществлялись внешнеполитические контакты руководства Ичкерии.

Подобная «прочеченская» позиция Баку во многом объяснялась развернувшейся борьбой за гарантированный, беспрепятственный вывоз каспийской нефти - единственного источника получения валюты для стабилизации социально-экономической ситуации в стране и отражения военного наступления Армении в Карабахе. Активные действия по «наведению конституционного порядка» в Чечне привели к тому, что «северный маршрут» (Баку - Грозный - Тихорецк - Новороссийск), на исключительном использовании которого настаивала Россия, окончательно потерял свою привлекательность для западных компаний, инвестирующих значительные средства в каспийские месторождения. Хотя Россия и Азербайджан подписали в Москве 18 января 1996 г. межгосударственный Договор о транзите азербайджанской нефти через территорию Российской Федерации, стало ясно, что маршрут основного экспортного трубопровода пройдет в обход России. Силы, заинтересованные в ослаблении позиций России на Кавказе, бесцеремонно использовали «чеченскую карту».

Российская сторона стремилась свалить вину за невыполнение своих обязательств по транзиту нефти через чеченский участок трубопровода (153 км) на азербайджанскую сторону, которая, естественно, не была виновна. Более того, в ходе обсуждения делегациями Азербайджана и России вопроса транспортировки азербайджанской нефти через Чечню выяснилось, что в российском

руководстве нет единого мнения по поводу статуса чеченской стороны. Россия не смогла обеспечить безопасность нефтепровода.

Вооруженный конфликт в Дагестане в 1999 г. наряду с возобновившейся той осенью антитеррористической операцией в Чечне лишь закрепили неблагоприятное для России положение и дали дополнительные аргументы сторонникам ее «трубопроводной» изоляции. Во многом благодаря этим обстоятельствам США и Турции удалось добиться политического решения и в короткие сроки завершить строительство нового нефтепровода Баку - Суп-са. Стало ясно, что Азербайджану нужен другой нефтепровод, проходящий через Турцию к Средиземноморью. Постоянным раздражителем российско-азербайджанских отношений было и остается военное сотрудничество Москвы с Ереваном, которое рассматривается в Баку как попытка дестабилизировать ситуацию в пользу Армении. Справедливости ради следует сказать, что российская сторона неоднократно давала поводы для подобных подозрений.

8 марта 1997 г. Г. Алиев направил Б. Ельцину послание, в котором выражалась «особая тревога» в связи с сообщениями о поставках российских вооружений в Армению и содержалась просьба «разобраться в этих фактах и принять по ним действенные меры». Далее последовало новое послание Г. Алиева Б. Ельцину по этому поводу и заявление МИД Азербайджана. Азербайджанская сторона выражала надежду на то, что в результате проведенного расследования должностные лица, вовлеченные в противоправную деятельность по поставкам российского вооружения в Армению, будут выявлены и наказаны, а главное - будут приняты надлежащие меры по изъятию и выводу этого вооружения из Армении. 28 марта Г. Алиев поднял вопрос о поставках оружия на заседании Совета глав государств СНГ, а на следующий день, 29 марта, эта проблема стала предметом обсуждения на личной встрече президентов России и Азербайджана. В результате удалось достичь компромиссной договоренности о тщательной проверке всех связанных с этим обстоятельств, а также о том, что до окончания проверки стороны воздержатся от публичных высказываний на эту тему (в дальнейшем азербайджанская сторона неоднократно нарушала эту договоренность). Российское руководство дало поручение Главной военной прокуратуре России провести тщательное расследование этого дела, а Госдума России создала специальную комиссию.

В апреле, заслушав на закрытом заседании доклад председателя комитета по обороне Л. Рохлина о незаконных поставках вооружения, военной техники и военного имущества в Армению на сумму в 1 млрд. долл., Государственная дума приняла постановление «О мерах по соблюдению законодательства Российской Федерации при поставках вооружения и военной техники иностранным государствам». Депутаты обратились к Б. Ельцину с просьбой провести необходимые политические и дипломатические мероприятия по предупреждению возможных межгосударственных осложнений в связи с незаконными поставками вооружения и военной техники в Армению, а также принять исчерпывающие меры по недопущению подобных фактов нарушения законности при поставках вооружения в другие страны и привлечению к персональной ответственности лиц, причастных к этим нарушениям. В этих крайне неблагоприятных условиях 2-4 июля 1997 г. состоялся первый официальный визит президента Азербайджанской Республики Г. Алиева в Российскую Федерацию.

Через некоторое время (29 августа 1997 г.) Россия, как и планировалось, подписала с Арменией Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Этот документ азербайджанская сторона расценила как стремление «нормативно оформить военный союз между двумя государствами». Среди обвинений в адрес России были и утверждения в том, что ее обязательства, «вытекающие из документов, подписанных в одном случае с Арменией, а в другом случае - с Азербайджаном, находятся в противоречии друг с другом». В документе, подписанном с Азербайджаном, декларируется готовность при урегулировании армяно-азербайджанского конфликта руководствоваться принципами и нормами международного права, а в документе, подписанном с Арменией, Россия обязуется руководствоваться поисками взаимоприемлемого решения. Это расценивалось Азербайджаном как несоответствие статусу России как сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Не менее резкой оказалась и реакция российской стороны на указанные обвинения. МИД России напомнил, что в процессе подготовки обновленного Договора между Россией и Азербайджаном азербайджанская сторона не согласилась с ее предложениями расширить связи в военно-политической сфере. Интенсивность нотной переписки и «градус» взаимных обвинений достигли такого уровня, что 7 октября 1997 г. в Баку прибыл министр иностранных дел России Е. Примаков. Ему, однако, не удалось снять напряженность.

К осени 1999 г. российско-азербайджанские отношения окончательно зашли в тупик. Взаимные обвинения, ноты протеста не прекращались. Азербайджан внимательно отслеживал контакты Москвы с Ереваном и в резкой форме реагировал на, мягко говоря, «необдуманные» заявления высоких российских военных чинов о вкладе России в обороноспособность Армении. Москва, со своей стороны, справедливо указывала на то, что в бакинских госпиталях и санаториях поправляют здоровье несколько сот чеченских боевиков, а через столичный аэропорт полевые командиры и иностранные эмиссары вылетают в Западную Европу и США. Не секрет, что в российском обществе того периода широко распространились антиазербайджанские настроения, прочно внедрился тезис об «азербайджанской мафии», захватившей всю розничную торговлю. В практической плоскости встал вопрос о введении визового режима с Азербайджаном - 5 ноября 1999 г. МИД России предложил начать переговоры о введении визового режима на поездки граждан и направил в Баку соответствующую делегацию. По неофициальным данным, в тот период около 2 млн. азербайджанцев (до 30% взрослого мужского населения) полулегально работало в России. Ежегодные переводы денег на Родину составляли от 2,5 до 4 млрд. долл. (объем экспорта Азербайджана за 2002 г. не превышал 2,16 млрд. долл.).

Обострение политического климата отражалось и на показателях взаимного товарооборота. Летом 1999 г. объем российско-азербайджанского товарооборота по сравнению с тем же периодом 1997 г. сократился на 33%, а доля России в товарообороте Азербайджана упала до 18%.

Точкой отсчета принципиально нового этапа в развитии отношений между Россией и Азербайджаном по праву считается январь 2001 г. Именно тогда, в рамках первого за весь постсоветский период официального визита в Баку президента Российской Федерации, Г. Алиеву и В. Путину удалось снять многие раздражители, накопившиеся в двусторонних отношениях. Переговоры, носившие доброжелательный и конструктивный характер, стали важным этапом в становлении регулярного политического диалога на высшем уровне. Динамика, приданная двустороннему сотрудничеству в 2001 г., получает новое ускорение в наши дни. Характер контактов между руководителями во многом определяет и уровень сотрудничества между странами. Как сказал президент Азербайджанской Республики И. Алиев на встрече в Москве 17 апреля 2009 г. с президентом РФ Д. Медведевым: «Отрадно, что друже-

ские отношения между Россией и Азербайджаном также наблюдаются и в отношениях между президентами. Мы каждую встречу используем максимально эффективно, в очень откровенной, искренней атмосфере обсуждаем все вопросы, которые требуют обсуждения. И каждый раз убеждаемся, что вопросов, которые требовали бы какого-то оперативного вмешательства, становится все меньше и меньше. Между нашими странами не существует никаких проблем, а те вопросы, которые требуют обсуждения и решения, оперативно решаются».

Правовым фундаментом нынешнего этапа российско-азербайджанских отношений является Декларация о дружбе и стратегическом партнерстве, принятая президентами двух стран в Баку 3 июля 2008 г. В ней отмечается, что обе стороны, основываясь на ранее подписанных документах, будут продолжать всестороннее развитие равноправных, взаимовыгодных и конструктивных двусторонних отношений, которые носят стратегический характер. В настоящее время между сторонами заключено более 80 межгосударственных и межправительственных соглашений.

Неразрывной частью политического взаимодействия является военное и военно-техническое сотрудничество. 27 февраля 2003 г. в Баку подписано межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве, а 4 декабря 2006 г. - межправительственное соглашение о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества. 29 июля 2008 г. в Москве состоялось II заседание Российско-Азербайджанской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. На регулярной основе осуществляется обмен визитами руководителей оборонных ведомств обеих стран. Внесенное президентом РФ В. Путиным 8 июня 2007 г. на саммите «Большой восьмерки» в Хайлигендамме предложение об использовании Габалинской РЛС в разрабатываемой США системе ПРО получило поддержку азербайджанского руководства, которое рассматривает его как конкретный вклад в укрепление стабильности и безопасности в регионе. Важным компонентом российско-азербайджанских связей является пограничное сотрудничество.

На высоком уровне находится взаимодействие правоохранительных и судебных органов двух государств. Подписаны и работают соглашения о сотрудничестве между МВД России и МВД Азербайджана, о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных районов, Меморандум о взаимоотношениях в области

борьбы с терроризмом, а также протоколы о сотрудничестве, Меморандум о взаимодействии между МВД России и Азербайджана в сфере обеспечения сохранности транзитных грузов. Анализируя нынешнее состояние двустороннего политического сотрудничества, нельзя не отметить заметно возросший интерес российской стороны к решению нагорно-карабахского конфликта. Нагорно-карабахский конфликт - один из наиболее сложных для урегулирования. Прежде всего потому, что у Армении и Азербайджана совершенно разные подходы к его решению. Позиции двух стран никак нельзя совместить без серьезных уступок каждой из них, без готовности к компромиссу, т. е. к отходу от своих первоначальных установок. При этом урегулирование конфликта возможно лишь при том условии, что главы конфликтующих сторон найдут устраивающую их формулу сосуществования.

Все рассуждения о том, что Запад или Россия из-за нефти, размещения военной базы, участия (или неучастия) в военной операции против Ирана, разблокирования турецко-армянской границы или каких-либо других выгод «в благодарность» «отдаст» Нагорный Карабах Азербайджану, лишены всякого смысла. В этом контексте важно отметить, что в отличие от многих азербайджанских экспертов и политологов, считающих, что Россия должна «наконец определиться», кто ей более важен: Армения или Азербайджан, руководство Азербайджана понимает, что Москва не может выстраивать отношения с Азербайджаном в ущерб своим отношениям с Арменией и наоборот.

Высокий уровень политического взаимодействия позитивно отражается на развитии торгово-экономического сотрудничества. Россия является ведущим экспортером в Азербайджан товаров машинно-технической группы, строительных материалов, древесины, проката черных металлов, химической продукции, на долю которых приходится более 90% российского экспорта. Российская сторона ожидает роста азербайджанского экспорта, связанного с поставками на российский рынок продовольственной продукции, традиционно пользующейся спросом и отвечающей стандартам качества.

С 1 января 2010 г. начался экспорт в Россию азербайджанского газа. В 2008 г. российские инвестиции в экономику Азербайджана составили 12,4 долл., что говорит о необходимости активизации работы в этом направлении. Весьма перспективным для российских инвесторов представляется создание совместных предприятий в области нефтяного машиностроения, производства ме-

дикаментов, переработки и хранения сельхозпродукции, а также в финансовой и банковской сферах. Стратегическое значение для России имеет сотрудничество с Азербайджаном в развитии международного транспортного коридора «Север - Юг» для организации сквозного железнодорожного сообщения из Европы через Россию, Азербайджан и Иран в Индию и страны Юго-Восточной Азии. Реализация этого проекта позволит государствам-участникам получать существенные доходы от транзитных перевозок грузов, объем которых в перспективе достигнет 15-20 млн. т в год. Среди других перспективных сфер возможного интереса российских предпринимателей можно назвать инвестиции в цветную металлургию Азербайджана, а также участие в приватизации малых ГЭС, предприятий по хранению и переработке сельхозпродукции.

По словам российского министра Э. Набиуллиной, в вопросах экономического сотрудничества между партнерами любого уровня в условиях мирового кризиса на первое место выдвигаются два критерия: прагматичность и взаимная выгода. В нашем случае сотрудничать, вероятно, необходимо в тех сферах, конечный продукт которых остается востребованным и в условиях кризиса. Взять хотя бы в качестве примера топливно-энергетический комплекс, где азербайджанской стороне необходимы поставки нефтегазового промыслового оборудования и инструмента, а также предоставление услуг по бурению, капитальному ремонту скважин и т. д., а российская сторона в состоянии удовлетворить эти потребности. Можно найти и другие взаимовыгодные сферы. Например, выполнение российскими предприятиями крупного заказа Каспийского морского пароходства Азербайджана на строительство сухогрузов и танкеров или закупки авиатехники специального назначения российского производства для МЧС Азербайджана. Актуально создание совместных предприятий в области легкой промышленности, производства медикаментов, лизинговых компаний, а также предприятий по обслуживанию сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники. Кроме того, актуально сотрудничество в области нанотехнологий, и обе стороны уже рассматривают вопросы взаимодействия в этой сфере.

Вопросы гуманитарного сотрудничества также находятся в центре внимания как высшего руководства Азербайджана и России, так и конкретных государственных ведомств и неправительственных структур. К перспективным направлениям сотрудничества относятся образование и наука. В настоящее время в высших учебных заведениях России обучается 5755 граждан Азербайджа-

на, в том числе 1420 за счет федерального бюджета Российской Федерации. 27 февраля 2008 г. в Баку открыт филиал МГУ им. М.В. Ломоносова, число студентов в котором на втором году его функционирования приблизилось к 200. Более 1200 человек обучаются в другом российском учебном заведении на территории Азербайджана - филиале Московского государственного открытого университета. Всего в вузах Азербайджана на русском языке

получают образование свыше 15 тыс. студентов.

* * *

Подводя итог краткому анализу текущего периода российско-азербайджанского сотрудничества, важно подчеркнуть его созидательный характер, нацеленность на расширение взаимодействия в различных сферах. Стратегические линии определены руководством России и Азербайджана, а практическая реализация согласованных планов возложена не в последнюю очередь на дипломатов обеих сторон. Росссию с Азербайджаном объединяют общность исторических судеб народов, бесценный политический, экономический и духовный потенциал. Жизнь подтвердила, что, как и прежде, Россия нуждается в Азербайджане, так же, как и Азербайджан нуждается в России. Отношения между двумя суверенными государствами - Россией и Азербайджаном - обрели прагматичный, деловой и взаимовыгодный характер, учитывающий, прежде всего, национальные интересы каждой страны.

«Кавказ и глобализация», Азербайджан-Швеция, 2010 г., вып. 1-2, с. 31-41.

Д. Вильковски,

политолог

АРАБО-МУСУЛЬМАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ: ВНЕШНЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ИСЛАМСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ

В начале 90-х годов прошлого столетия «возрождение» ислама как символа духовного обновления приобрело особую значимость для мусульманских регионов бывшего Советского Союза, что имеет непосредственное отношение и к республикам Центральной Азии. На фоне некоторой универсальности для постсоветского пространства этот феномен в контексте современного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.