Научная статья на тему 'Россия и Англия: путь к Антанте и соглашение 1907 года'

Россия и Англия: путь к Антанте и соглашение 1907 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Россия / Англия / соперничество / переговоры / интересы / соглашение / союзник / Russia / England / rivalry / negotiations / interests / agreement / ally

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Плеханов А.Е.

В статье анализируются российско-британские отношения к моменту заключения договора 1907 года. Державам удалось договориться о разделе сфер интересов в Афганистане, Иране и Тибете. Подчеркивается, что необходимость компромисса была вызвана нарастающим внешнеполитическим соперничеством двух стран с Германией. России и Англии удалось на время преодолеть свои противоречия и пойти на взаимные политические уступки. Однако впоследствии недоверие двух стран к друг другу давало о себе знать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia and England: the path to the Entente and the 1907 agreement

The article analyzes Russian-British relations at the time of the conclusion of the 1907 treaty. The powers managed to agree on the division of spheres of interest in Afghanistan, Iran and Tibet. It is emphasized that the need for compromise was caused by the growing foreign policy rivalry between the two countries and Germany. Both Russia and England managed to overcome their contradictions for a while and make political concessions to each other. However, subsequently, the distrust of the two countries towards each other made itself felt.

Текст научной работы на тему «Россия и Англия: путь к Антанте и соглашение 1907 года»

Плеханов А.Е.

Кандидат исторических наук, доцент, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина.

Россия и Англия: путь к Антанте и соглашение 1907 года

История взаимоотношений двух стран Англии и России прошла в постоянном соперничестве и борьбе за внешнеполитические интересы. Противостояние было длительным. В начале ХХ века обе страны вели борьбу за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала. Их интересы сталкивались во многих регионах мира, где они боролись за укрепление своего влияния вместе с другими развитыми в экономическом отношении странами. Однако у двух противников появляется конкурент-Германия. Будущими противниками Германии являлись Франция, Англия и Россия. Между Россией и Францией был подписан договор о союзе, а между Англией и Россией продолжалась внешнеполитическая борьба. Таким образом русско-английское звено будущего антигерманского союза не было сформировано. Урегулированию противоречий между двумя странами послужило соглашение 1907 года по Афганистану, Тибету, Персии. По каждому из этих пунктов шли длительные переговоры. Россия меняет свои внешнеполитические приоритеты, заключая договор с Англией. Россия включается третьим участником в англо-французскую Антанту. Сближение России с Англией усиливает противоречия России с Германией, которая является непримиримым соперником Англии.

Инициатива заключения англо-русского соглашения 1907 г. принадлежала Англии. Для английских правящих кругов это было необходимым в виду все более обостряющихся англо-германских противоречий. Вопрос о сближении с Россией английской дипломатией ставился в конце XIX в. Англия выдвигала предложение о заключения соглашения по среднеазиатским делам и по вопросу о разграничении сфер влияния в Персии. Однако русские правящие круги отвергли это предложение [1, л. 12].

Затем произошла смена дипломатических руководителей в обеих странах и объективная обстановка способствовала сближению. Возросло англо-германское противоречие. Россия постоянно ощущала

финансовое давление со стороны Франции, которая стремилась присоединить Россию к англо-французскому блоку. Россия, оказавшись перед финансовым крахом, в период революции дала устное согласие на улучшение отношений с Англией. Совместно предоставленный России франко-английский заем 1906 г., был первым шагом сближения бывших врагов.

Тяжелое поражение России в войне с Японией, заморозило ее наступательную политику на востоке. Поэтому новый министр иностранных дел А.П. Извольский изменил курс ее внешней политики с одобрения императора Николая II.

Основные пункты соглашения с Россией, в его тибетской части, состояли в следующем:

1. Россия признает сюзеренитет Китая над Тибетом, и будет уважать территориальную целостность Тибета, а также не вмешиваться в его внутренние дела.

2. Россия должна признать, что у Великобритании есть интересы, касающиеся внешней политики Тибета, которые не должны нарушаться другими державами.

3. Британское и русское правительство обязуются ни в коем случае не посылать своих представителей в Лхасу.

4. Британия и Россия не будут получать для себя каких-либо концессий в Тибете.

Британское и русское правительство условились, что никакие тибетские доходы в товарах или деньгах не будут закладываться или уплачиваться им или их подданным [3, р. 86].

Исторически, однако, Россия давала некоторую надежду народам Тибета и населению Средней Азии, включая тех, которые жили в пределах границ России, а так же в Монголии, как защитника Верховного буддийского священного лица Далай-ламу.

Поражение России в войне с Японией ослабило ее позиции на Востоке, она перенесла центр тяжести своих усилий во внешнеполитических действий в Европу. Россия оставалась совершенно пассивна в отношении к Тибету.

Извольский предложил рассмотреть и решить следующие вопросы:

а) о политике по отношению к Далай-ламе в будующем;

б) о доступе официальных представителей России в Тибете;

в) о русских научных экспедициях в Тибете;

г) о правилах направления британских официальных представителей в эту страну из районов, где имеются пункты для торговли;

д) об определении границ Тибета; ■

г) о рассмотрении вопроса о Монголии [4, р. 54]. Среди вопросов были такие, которые затрагивали интересы Тибета, а именно вопрос о его границах, который затрагивался в англокитайских конвенциях 1890 и 1906 гг., но не был еще решен и с течением времени становился все более актуальным.

Российская делегация проявила пассивность при обсуждении поставленных вопросов и конвенции в целом. Британия проявила больше активности по всем вопросам. Английские дипломаты настаивали, что решение многих проблем зависит от китайских наместников. Часть вопросов затрагивала интересы только России и британская дипломатия до времени постаралась избежать их решения [3, р. 23].

Что касается Афганистана, то он представлял из себя буфер между Англией и Россией. К началу ХХ в. Афганистан был в экономическом отношении слаборазвитой страной с феодально-патриархальным строем. Занимая стратегически важное положение на подступах к Индии, Персии и России он являлся объектом противоречий между Великобританией и Россией. Англо-индийская администрация в Индии, руководствуясь указаниями из Лондона, в течение ряда десятилетий стремилась овладеть Афганистаном и подчинить его своему влиянию.

Одной из причин, побудивших британских руководителей подчинить себе Афганистан, было стремление захватить позиции, с которых можно было бы угрожать России, оказывать давление на Персию и оградить Индию от внешнего влияния. Кроме того, стремление к подчинению Афганистана диктовалось тем, что в результате реформаторской деятельности эмира Афганистана Абдур-Рахмана, Афганистан превращался в централизованное государство. Окрепли его вооруженные силы, усилилось его сопротивление агрессивной политики англо-индийской администрации, которая стала его рассматривать как потенциального противника, стремясь помешать его дальнейшему укреплению [5, с. 245].

Эмир Абдур-Рахман не допускал в страну английских и русских купцов, не предоставлял концессий на афганской территории. Англо-индийское правительство, руководимое из Лондона, неоднократно пыталось навязывать Афганистану свою волю, предлагая меры по укреплению обороны Афганистана от внешнего нападения с севера. Оно предлагало реорганизацию и реформирование армии под руководством английских офицеров, строительство железных дорог и телеграфных линий. Но все предложения английской администрации _

■ эмир Афганистана отвергал решительным образом. Новым правите-

лем Афганистана стал эмир Хабибулла. Британские дипломаты надеялись, что теперь можно будет склонить его к уступкам.

В это время русское правительство официально заявило британскому правительству, что ввиду естественного развития отношений между Россией и Афганистаном императорское правительство поставлено в положение, когда не возможно непосредственно вступать в прямое сношение с правительством афганского эмира. Но оно признает необходимым установление таких отношений по пограничным вопросам, которые не будут иметь политического характера, так как императорское правительство продолжает признавать Афганистан страной вне сферы влияния России [1, л.23]. Это заявление побудило британское правительство усилить нажим на эмира. Оно заявило, что договор, который был заключен ранее, является персональным, поэтому новый афганский эмир Хабибулла должен заключить новый договор.

Так один из приближенных эмира Хабибуллы Сердар Балх в 1907 г., в письме, посланном начальнику термезского гарнизона, сообщил, что афганское правительство и «наш самодержавный государь» желают мира и полного благополучия между Афганистаном и его соседями. Афганистан сохранил самостоятельность. Его Величество эмир был приглашен посетить Индию без обсуждения политических вопросов. Английское правительство хотело упрочить свое влияние в Афганистане, но эмир препятствовал этим намерениям. Далее в письме сообщается, что Афганистан надеется на помощь правительства России [6, л.39].

Постоянное давление британских представителей оставалось неизменным достаточно длительное время.

Британцы смогли понять, что Афганистан не поддается их давлению, и старались дать понять русским представителям, что политика Англии в отношении Афганистана остается прежней и поэтому Российская империя должна признать английское влияние над внешней политикой Афганистана. Однако, Россия не признавала этого.

В связи со сменой внешнеполитического курса, политики Великобритании и России, произошла смена лиц на высоких дипломатических постах. Министром иностранных дел стал Эдуард Грей, английским послом в России был назначен Артур Николсон - сторонник союза с Россией.

Не требовалось больших усилий, чтобы понять, что Англия стоит

перед неизбежностью войны с Германией. В этой войне решающую _

роль будет иметь борьба на суше. Чтобы добиться победы над Гер- ■

манией, нужен был союзник, имеющий сильную сухопутную армию. Такая армия была только у России. Извольский считал необходимым пойти на встречу желаниям английской дипломатии, которая желала заключить соглашение с Россией о разделе сфер влияния в Персии, Афганистане и Тибете [1, л. 10 об.].

Сближение с Англией означало поворот во внешней политике. Требовалась решительная ломка стереотипов, причем не только в переговорах, но и в общественно-политическом сознании правящих кругов и в сознании социально-политических групп населения. Соглашение России с Великобританией по Афганистану встретило резкую критику как в правительственных кругах, так и среди военных. Так 10 мая 1907 г. при обсуждении этого вопроса начальник штаба Туркестанского военного округа заявил, что предложение Англии об Афганистане нельзя признать выгодным для России [5, с. 135].

В 1907 г. после достигнутой договоренности между Россией и Великобританией по Тибету продолжались переговоры по Персии и по Афганистану. Британцы настаивали, чтобы Россия признала Афганистан сферой влияния Англии. Английский министр иностранных дел Э. Грей понимал, что этот пункт встретит возражение в правящих кругах России. Он заявлял, что ради хороших отношений с Россией Англии следует оставить в прошлом политику закрытых проливов для России и борьбы против нее на дипломатических конференциях держав [7, р. 89]. Это был один из дипломатических ходов английской дипломатии, которым она постоянно пользовалась чтобы добиться принятия нужного ей решения.

В итоге Россия была вынуждена признать, что Афганистан находится в сфере контроля Великобритании, но при этом требовать гарантий.

Англия должна была не присоединять афганской территории, не занимать части территории этой страны и не вмешиваться во внутренние дела Афганистана.

Не предпринимать действий, направленных против России.

Совещание признало неприемлемыми те английские предложения, которые были направлены против русской торговли в Афганистане [5, с. 140].

Во время переговоров при заключении соглашения, каждая сторона упрямо отстаивала свои внешнеполитические позиции, не желая уступать другой.

Было достигнуто согласие по включению в конвенцию, которая _

касалась Афганистана обещаний Англии не присоединять и не занимать какой-либо части афганской территории, не вмешиваться во внутренние дела этой страны, не угрожать России и не поощрять к таким мерам Афганскую сторону. Английское правительство признает принцип торгового равноправия в Афганистане. Обе стороны пришли к согласию по проекту договора. Соглашение между двумя странами по Персии, Афганистану и Тибету были подписаны 18 (31) августа 1907 г. [8, с. 204].

Соглашение 1907 года не устраивало полностью обе стороны. В 1912 г. английская сторона выдвинула предложения по изменению договора. В свою очередь Россия предъявила свои предложения по расширению своего присутствия в Северном Афганистане, потребовала установления контроля над ирригационными сооружениями, а также запрещение деятельности английских монополий. Споры об изменении конвенции 1907 г. прекратились только с началом Первой мировой войны.

Борьба двух стран за сферы влияния продолжалась. Как Россия, так и Англия продолжали расширять свое влияние на новые земли и государственные образования в этих районах.

Не менее важным было и соглашение по Персии. Вступив в переговоры с Англией, правительство провело несколько особых совещаний с представителями заинтересованных ведомств. На совещаниях намечались основные вопросы и предложения по будущему соглашению, давались рекомендации министерству иностранных дел. Первое совещание проходило 7 сентября 1906 г. Второй раз особое совещание собралось 1 февраля 1907 г. В нем приняли участие министр финансов В.Н. Коковцов, военный министр А.Ф. Редигер, начальник Генерального штаба Ф.Ф. Палицын, министр торговли и промышленности Д.А. Философов, военно-морской министр И.М. Диков, помощник военного министра А.А. Поливанов, русский посол в Лондоне А.К. Бенкендорф. Выступающие на совещании Коковцов, Философов говорили о важности соглашения по Персии, так как положение России на Среднем Востоке несколько ухудшилось. При обсуждении вопроса о разграничении сфер влияния, выступил начальник Генерального штаба Палицын и предложил линию разграничения сферы влияния России, несколько продвинуть к югу в отличие от той линии, которую намечали на первом совещании. Он предложил провести ее по линии Керман-Шах - Исфаган - Иезд - Кусан. Это предложение было поддержано Извольским и остальными участниками. Подводя итоги, обсуждению

Извольский высказал мнение, что может возникнуть возражение со стороны третьих держав. Он имел в виду Германию, поэтому он предложил заручиться поддержкой Англии и Франции. Это предложение было принято.

Линия разграничения, которую предложил Генеральный штаб, включалась в договор от 18 августа 1907 г. Вся территория Персии была поделена на три участка: России, Англии и нейтральную территорию. В сферу русского влияния отходила территория, лежащая от русской границы и линии, идущей от Касри-Ширина через Исфаган, Иезд, Хакк и кончалась на персидской границе при ее пересечении с русско-афганской границей. В сферу влияния Англии входила часть Персии к югу от линии, идущей от афганской границы через Газик, Бирджанд, Керман и заканчивалась в Бендер-Аббасе [8, с. 387].

Великобритания и Россия обязались не домогаться для самих себя и для своих подданных, равно в пользу подданных третьих держав каких-либо концессий: железнодорожных, транспортных, страховых. Великобритания в зоне России, Россия в зоне Великобритании.

В соглашении также оговаривалась деятельность банков - Шахиншахского и Учетно-ссудного, погашение и уплаты процентов по персидским займам [2, л. 28].

Соглашение предусматривало как-будто выгодные условия для России, так как она получала северную часть Персии более развитую и более населенную. Идя на соглашение, Россия ограничивала свои цели по овладению всей Персией и фактически получила то, что имела. Россия отказывалась от своего влияния в Южной Персии и Персидском заливе, должна была ликвидировать свои консульства, морские рейсы.

Южная Персия, вошедшая в сферу влияния Англии, была менее населенной, но в ней и в нейтральной зоне находились нефтяные запасы страны. Английские нефтяные концессии, уже работали как в южной зоне, так и в нейтральной.

Заключение англо-русского соглашения означало становление сфер влияния не только в Персии и определение сфер влияния в других районах Средней Азии и Дальнего Востока. Борьба между двумя странами будет продолжаться, однако важным результатом переговоров являлось включение России в Антанту.

Конвенция встретила одобрение в Англии и Франции и имела широкий резонанс в Европе. Она стала основой для союза трех стран - Англии, Франции и России, противостоящего Германии и Австро-Венгрии.

Взяв курс на сближение с Англией, Россия делала все возможное, чтобы избежать столкновения с центральными державами. Соглашение не предусматривало каких-либо важных обязанностей, кроме обеспечения своих интересов на границах в Средней Азии и стремления поддерживать в этих областях прочный и продолжительный мир. Однако, военного соглашения между Англией и Россией так и не было заключено. Соглашение между Великобританией и Россией знаменовало урегулирование противоречий между бывшими соперниками во имя объединения усилий для борьбы против нового грозного противника Германии. Англо-русское соглашение не ликвидировало, конечно, противоречий между Россией и Англией на Среднем Востоке, а лишь временно смягчило их.

Библиографический список

1. Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ). АВПРИ. Ф. 133, оп. 470, д. 211, л.12.

2. АВПРИ.Ф.144, оп.488, д. 4139, л.28.

3. Gillard. D. The struggle for Asia 1828-1914. London, 1977. Р. 105.

4. Tatiana Shaumian. Tibet. The Great Game and Tsarist Russia. Oxford, 2000. 223 р.

5. Мендельсон В.Н. Англо-русские противоречия в Афганистане в начале ХХ в. // Исторические записки. АН СССР. — М.: 1969. Т. 83. С. 244-259.

6. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). РГВИА. Ф. 1396, оп. 2, д. 1683, л.39.

7. British documents on the origins of the war (BD). 1898-1914. Vol. IV. Ed. by Y. P. Yooch. H. Temperley. L., 1926-1938. Р. 143.

8. Сборник дипломатических документов, касающихся событий в Персии с конца 1906 г. по июль 1909 г. Вып. 1. — СПб.: Военная типография, 1911. 314 с.

References

1. Archive of Foreign Policy of the Russian Empire (AVPRI). AVPRI. F. 133, op. 470, d. 211, l.12.

2. AVPRI.F.144, op.488, d. 4139, l.28.

3. Gillard. D. The struggle for Asia 1828-1914. London, 1977. P. 105.

4. Tatiana Shaumian. Tibet. The Great Game and Tsarist Russia. Oxford, 2000. P. 223.

5. Mendelson V.N. Anglo-Russian contradictions in Afghanistan at the beginning of the twentieth century. // Historical notes. Academy of Sciences of the USSR. — M.: 1969. Vol. 83. P. 244-259.

6. Russian State Military Historical Archive (RGVIA). RGVIA. F. 1396, op. 2, d. 1683, l.39.

7. British documents on the origins of the war (BD). 1898-1914. Vol. IV. Ed. by Y. P. Yooch. H. Temperley. L., 1926-1938. P. 143.

8. Collection of diplomatic documents relating to events in Persia from the end of 1906 to July 1909. Vol. 1. - St. Petersburg: Military Printing House, 1911. 314 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.