Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №2
УДК 327
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran22021715 Дмитрий ДАНИЛОВ
РОССИЯ- ЕС: ДИАЛОГ БЕЗ ДИАЛОГА
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы политико-дипломатических отношений между Россией и Европейским союзом. Ключевым событием стала встреча Высокого представителя ЕС Ж. Борреля с министром иностранных дел РФ С. Лавровым в Москве в феврале 2021 г. Российская сторона рассматривала её как возможность возобновить прерванный Евросоюзом политический диалог, в том числе в контексте инициированной Брюсселем выработки обновлённой стратегии по России. Автор анализирует различия в подходах европейских стран и институтов в контексте продолжающегося обострения отношений Россия - ЕС. Основным итогом встречи стала не её «безрезультативность», а, напротив, очевидный контрпродуктивный эффект. В Евросоюзе ещё более консолидирована линия на сдерживание России и усиление санкционного давления, что фактически закрывает перспективу выхода на возобновление системного диалога. Рассматривается также политико-дипломатический конфликт в связи с массовой высылкой Чехией российских дипломатов и сужение возможностей компенсировать дефициты российско-европейского диалога на треке двусторонних отношений. В заключении формулируются некоторые выводы относительно российской позиции в будущем.
Ключевые слова: Россия - ЕС, Лавров, Боррель, политический диалог, российская политика ЕС, дело Навального, «чешский кейс», санкции, красные линии.
4-6 февраля 2021 г. Москву по приглашению министра иностранных дел С. Лаврова посетил с рабочим визитом Высокий представитель ЕС по общей внешней политике и политике безопасности Жозеп Боррель. Эта встреча на уровне внешнеполитического руководства ожидалась и готовилась давно, и от её результатов во многом зависело, в каком направлении будут развиваться отношения России и Евросоюза.
Обе стороны понимали, что латентный кризис и деградация политического диалога предельно обострили проблему стратегического выбора. Затянувшаяся стратегическая пауза рассматривалась Россией и ЕС по-разному. Москва пыталась убедить Брюссель в необходимости восстановить политико-дипломатические коммуникации, чтобы открыть возможность для хотя бы избирательного сотрудничества, которое предполагается в «руководящих принципах» Евросоюза. Россия старалась не акцентировать внимание на том, что пакет «принципов» является, по сути, внутренним регламентом Евросоюза и не ориентирован на двусторонние отношения и в нём, по существу, нет адресата - российской стороны. Брюссель долгое время выдерживал «стратегическую паузу» - сначала ожидая эффекта антироссийских санкций, затем - смены власти в Вашингтоне. Но российский «стратегический вызов» заметно усиливал внутреннюю напряжённость в Евросоюзе.
© Данилов Дмитрий Александрович - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель Отдела европейской безопасности ИЕ РАН; профессор МГИМО МИД России. Адрес. 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail. dm.danilov@mail.ru.
Статья поступила в редакцию: 26.04.2021.
Крылья Евросоюза: российский курс
В национальных столицах продолжали по-разному рассматривать Россию в своих политических координатах и не были готовы к согласованию какого-то коллективного стратегического вектора с учётом слишком расходящихся приоритетов и интересов. Однако Евросоюз, заявляющий о себе как об ответственном геополитическом игроке, должен, по определению, выработать долгосрочное видение своих отношений с ведущими мировыми центрами силы. И именно такая задача стояла перед Боррелем - попытаться наметить перспективную линию Евросоюза по России, чтобы вынести соответствующие предложения на обсуждение стран-участниц. Но длительно готовившийся визит Ж. Борреля в Москву показал, что его возможности «договариваться» довольно ограничены в условиях асимметрии интересов внутри ЕС, разные политические «крылья» которого машут не синхронно, особенно на российском треке.
Москва всегда предупреждала, что общая «европейская политика» с наименьшим знаменателем по отношению к России не может быть эффективной, рассчитывая на прагматизм отдельных европейских лидеров и их усилия по укреплению мультилатерализма в международных отношениях. Однако московский визит Высокого представителя ЕС состоялся в момент значительного ухудшения политического климата в Европе. Разгромная критика Ж. Борреля во время отчётного выступления в Европарламенте за его «унизительный» визит в Москву, вплоть до предложений сложить полномочия, свидетельствует именно об этом. Основные претензии состояли в том, что он не смог чётко отстоять жёсткую линию Евросоюза в отношении России, возрастающего авторитаризма российского руководства, в том числе в связи с «делом Навального». Российская сторона обратила внимание на то, что именно это она расценивает как неправомерное вмешательство во внутренние дела и нежелание взаимоуважительного диалога. И как раз на необходимости такого равноправного диалога настаивал С. Лавров ещё осенью прошлого года, когда рассматривались «окна возможностей» в отношениях Россия - ЕС.
Линию на возвращение ЕС и России к стратегическому диалогу отстаивал президент Франции Э. Макрон. На совещании послов Франции он говорил, что это необходимо для продвижения к «новой архитектуре доверия и безопасности в Европе»1. После встречи Макрон -Путин в Брегансоне 19 августа 2019 г. французский Совет по обороне одобрил документ с «пятью корзинами» (включая урегулирование кризисов, военно-техническое сотрудничество и новую архитектуру безопасности), который был представлен российской стороне в возобновлённом формате 4^4 - на встрече министров иностранных дел и обороны двух стран в Москве 9 сентября 2019 г.
Берлин занял более осторожную позицию, воздерживаясь от открытой поддержки французской инициативы, слишком расходящейся с интересами сторонников жёсткого сдерживания «агрессивной России». Однако Германия продолжала курс на прагматичное (избирательное) сотрудничество с Москвой, что в целом отвечало задаче обеспечения устойчивости германо-французского тандема в формулировании европейской политики и ответственном лидерстве в ЕС. Но и такая сдержанность Германии, особенно на фоне острого конфликта по «Северному потоку - 2», рассматривалась её оппонентами как недопустимый поворот в сторону Москвы. Попытки А. Меркель, в ответ на жёсткий нажим Д. Трампа, деполитизировать проект только усилили обвинения в отходе Германии от атлантической солидарности и, с другой стороны, ограничили её роль в формулировании «российской политики» ЕС. Инициа-
1 Макрон выступил за возобновление диалога с Россией вопреки протестам Польши. ТАСС. 07.11.2019. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7088657 (дата обращения 20.04.2021).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №2
тивы Э. Макрона актуализировать в конструктивном ключе диалог с Москвой также теряли опоры, тем более на фоне его призывов к европейской автономии «от США» и констатации «смерти мозга НАТО». Консолидация антироссийского крыла в Европе снижала способность и Германии, и Франции компенсировать дефицит политического диалога по линии Россия -ЕС восстановлением межгосударственных форматов сотрудничества1.
Таким образом, идеи нормализации отношений с Россией изначально торпедировались в ЕС - со стороны Польши, стран Балтии, ряда других государств и политических сил, стоящих на позиции жёсткого сдерживания российской «агрессивной политики» в русле атлантической солидарности. С. Лавров охарактеризовал это как «податливость [Евросоюза - авт.] русофобским тенденциям, которые американцы пытаются насадить в Европе»2. В резолюции Европарламента, принятой 17 сентября 2020 г. подавляющим большинством голосов (532 за, 84 против, 72 воздержались) признаётся: «Существует более чем настоятельная необходимость в тщательной стратегической переоценке отношений между ЕС и Россией». Но резолюция констатирует «масштабную российскую политику репрессивных мер внутри страны и агрессивных действий по всему миру». Следовательно, «переоценка» рассматривается именно под этим углом, подразумевая, в частности, ужесточение санкций из-за Алексея Навального и остановку строительства газопровода «Северный поток - 2». Европарламент адресовал Высокому представителю запрос - провести обзор политики ЕС и пяти руководящих принципов в отношении России и разработать новую всеобъемлющую стратегию «в свете развития ситуации в области демократии, верховенства права и уважения прав человека» в стране3. Эта резолюция сформировала, таким образом, рамочные установки, которые должен был учитывать Ж. Боррель на встрече с С. Лавровым в феврале 2021 г.
Возвращение к диалогу: «или Цезарь - или ничего»
Россия, понимая, с одной стороны, остроту политических разногласий внутри ЕС и, с другой стороны, усиление антироссийского крыла и настроений, стремилась, тем не менее, оставить открытой перспективу восстановления конструктивного и прагматичного диалога. Для этого она обострила дилемму стратегического выбора. В ходе подготовки к визиту Ж. Бор-реля Москва заранее дала понять, что видит смысл размораживания политического диалога во взаимном сближении, конструктивном обсуждении проблем и разногласий и, в этом контексте, обсуждении конкретных направлений возможного взаимодействия. Причём сделала это в предельно жёсткой форме: С. Лавров заявил, что Москва, в случае отказа Евросоюза от возобновления политического диалога, свёрнутого в 2014 г., готова рассмотреть вопрос о целесообразности отношений с коллективными органами и руководством ЕС. Этот сигнал Брюсселю прозвучал в ответ высказываниям председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, что важно «расстаться с иллюзией», будто Россия при нынешнем руководстве сможет восстановить статус геополитического партнёра ЕС. «В таком тоне мы разговаривать не будем: не хотите общаться уважительно и на равных, тогда не будем общаться вообще», - сказал С. Лавров4.
Ж. Боррель, заявивший о своей роли «честного брокера» и «омбудсмена» ОВПБ ЕС, оказался в ситуации трудного выбора - между двумя «крыльями» союза. Сложные межинсти-
1 Белов В.Б. Германо-российское сотрудничество - вызовы 2020 г. и перспективы 2021 г. Часть 1. Политические аспекты // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2021. №1. С. 70-80. DOI: 10.15211/vestnikieran120217080
2 Большое интервью Сергея Лаврова ведущим радиостанциям России. Радио Спутник. 14.10.2020. URL: https://radiosputnik.ria.ru/20201014/lavrov-1579708552.html (дата обращения 20.04.2021).
3 RUSSIA:Navalny case, European Parliament calls on EU to toughen its stance against Russia, including new sanctions // Europe Daily Bulletin. №12562. 18.09.2020. Р. 22-23.
4 Акопов П. Почему Лавров пообещал прекратить общение с европейскими лидерами. РИА Новости. 15.10.2020. URL: https://ria.ru/20201015/lavrov-1579840801.html (дата обращения 20.04.2021).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №2
туциональные отношения внутри Евросоюза, где сталкиваются интересы и амбиции Совета (и ЕВПС) и Комиссии, а Европарламент отстаивает своё видение ОВПБ и её российского измерения, также снижают возможности Высокого представителя говорить от лица ЕС, «единым европейским голосом»1. Очевидно, что Ж. Боррель, направляясь в Москву, должен был учитывать и возникшую коллизию У. фон дер Ляйен - С. Лавров. К тому же он оказался связанным санкционными решениями Евросоюза в октябре 2020 г. в связи с «делом Навального». Однако Боррель высказался за сохранение открытыми, несмотря на санкции, каналов связи с Россией и расширение сотрудничества в представляющих взаимный интерес областях. Москва, со своей стороны, не желая вести диалог «в роли обвиняемого», повысила политические ставки, рассчитывая на «отрезвляющий эффект» и позитивные импульсы встречи. Жёсткая российская позиция: или равноправный диалог - или «не будем общаться вообще»2 вполне оправдана в ситуации, когда ЕС долгое время не отвечает на позитивные сигналы Москвы и, напротив, усиливает санкционное давление.
Февральская встреча внешнеполитических руководителей России и ЕС в Москве не оправдала ожиданий от этого «окна возможностей». Напротив, по возвращении в Брюссель Ж. Боррель, столкнувшись с жёсткими нападками, заявил, что «российские власти не хотели использовать эту возможность для более конструктивного диалога с ЕС»3. Что кардинально расходится с его московскими оценками: стороны провели «открытый и честный диалог» по всем важным вопросам двусторонних отношений. Российский МИД подчёркивал, что настроен именно на «обсуждение всего комплекса проблем и перспектив отношений Россия - ЕС»4. Накануне переговоров Лавров - Боррель прошли предметные консультации политдиректора ЕС с четырьмя заместителями Министра иностранных дел России, что ясно свидетельствует
0 конструктивном настрое российской стороны. И, как подтвердил В. Чижов, постпред РФ при ЕС, «сама идея визита была увязана руководством Евросоюза - а глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен эту поездку всецело поддержала - с рассмотрением перспектив дальнейшего развития отношений с Россией»5. Но Ж. Боррель, защищая «честь мундира» в Брюсселе, интерпретировал это по-иному: «Цель этой миссии состояла в том, чтобы прямо выразить решительное осуждение ЕС этих событий [«дело Навального» - авт.] и рассмотреть, путём принципиальной дипломатии, процесс быстрого ухудшения наших отношений с Россией»6. Реакция российской стороны понятна - для этого не надо было лететь в Москву; а на официальном языке - «упущена очередная возможность для переосмысления Евросоюзом курса искусственных увязок, санкций и давления в отношениях с Россией» .
Однако даже в этой ситуации Москва, несмотря на радикальную постановку вопроса о целесообразности диалога с ЕС, оставляет дверь открытой. Как подтвердил В. Чижов, «речь
1 Данилов Д.А. ОВПБ ЕС: передача стратегической эстафеты новому руководству // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. №2. 2020. С. 35-41. DOI: 10.15211/vestnikieran220203541
2 Акопов П. Почему Лавров пообещал ...
3 My visit to Moscow and the future of EU-Russia relations. URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/92722/my-visit-moscow-and-future-eu-russia-relations_en (дата обращения 20.04.2021).
4 О встрече Министра иностранных дел России С.В. Лаврова с Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности, заместителем Председателя Еврокомиссии Ж. Боррелем. Постоянное представительство РФ при Европейском союзе. 25.01.202l. URL: https://russiaeu.ru/ru/novosti/o-vstreche-ministra-inostranny kh-del-rossii-svlavrova-s-vysokim-predstavitelem-ec-po (дата обращения 20.04.2021).
5 Интервью Постоянного представителя России при Евросоюзе В.А. Чижова газете «Известия». 12.02.2021. URL: https://russiaeu.ru/ru/novosti/intervyu-postoyannogo-predstavitelya-rossii-pri-evrosoyuze-vachizhova-gazete-6zvestiya (дата обращения 20.04.2021).
6 My visit to Moscow ...
7 Заявление МИД России относительно очередных нелегитимных ограничительных мерах Европейского союза против России. Постоянное представительство РФ при Европейском союзе. 22.02.2021. URL: https://russiaeu.ru/ ru/novosti/zayavlenie-mid-rossii-otnositelno-ocherednykh-nelegitimnykh-ogranichitelnykh-merakh (дата обращения 20.04.2021).
не идёт о разрыве отношений России с ЕС», «мы исходим из того, что разговор, в том числе в формате "Лавров - Боррель", будет продолжен», «если Евросоюз будет готов к такой работе [перезапуску двусторонних отношений - авт.]1. Но проблема именно в том, что Брюссель не только не готов, но после московских переговоров ужесточил свою позицию.
Главный итог визита Ж. Борреля отнюдь не в «безрезультативности», как пишут европейские СМИ, а в его контрпродуктивном эффекте. Он фактически закрыл перспективу выхода на конструктивный диалог. Вывод Борреля - «Россия всё больше отдаляется от Европы и рассматривает демократические ценности как угрозу своему существованию» подтверждён общей оценкой Совета министров иностранных дел ЕС 22 февраля: «Россия дрейфует в сторону авторитарного государства и отдаляется от Европы»2. Дискуссия об отношениях с Россией теперь исключает рассмотрение возможностей сближения, она переведена исключительно в плоскость обсуждения средств сдерживания и санкций. «Основное внимание уделяется: противодействию нарушениям международного права и прав человека, сдерживанию дезинформации и кибератак, а также участию в вопросах, представляющих интерес для ЕС»3. Совет принял решение о введении новых санкций против России в связи с «делом Навального», впервые применив новый механизм «Глобальный режим прав человека», утверждённый в ЕС 7 декабря 2020 г.
Импульсы, связанные с попытками направить политико-дипломатический процесс в конструктивное русло, не увязывая его однозначно с «украинским вопросом», исчерпаны. Теперь то политическое крыло, которое направляло Евросоюз в сторону взвешенных и прагматичных отношений с Россией как важным партнёром и геополитическим игроком, вынуждено следовать курсом другого крыла. Э. Макрон, прежние инициативы которого называют «одиночной авантюрой»4, уже призывает обозначить чёткие красные линии для Москвы5 в ответ на «неприемлемое поведение» в связи с «чешским кейсом», «делом Навального»6 и т.д. А. Меркель, отстаивая «Северный поток - 2», старается убедить партнёров в ЕС, что у газа нет российского запаха (но безуспешно7).
Вполне резонный вопрос, насколько Москва, предупредив Евросоюз о возможном прекращении «общения» (а теперь ещё и об «асимметричном, быстром и жёстком ответе» тем, кто готов «сжечь или даже взорвать мосты»8), может восполнить дефицит диалога активизацией двусторонних связей? В нынешнем контексте диапазон для позитивных ответов гораздо меньший. Потенциал межгосударственных отношений существенно снизился, поскольку теперь они будут рассматриваться не как компенсация ограничений на уровне ЕС, а как отход от совместно определённой стратегии по России. Для европейских грандов возможности гибкости и активности на российском направлении существенно ограничены задачами обеспечения европейского лидерства в более широком диапазоне интеграционной политики ЕС; во-
1 Интервью Постоянного представителя России при Евросоюзе В.А. Чижова ...
2 Foreign Affairs Council, 22 February 2021.Highlights from the Foreign Affairs Council held in Brussels on 22 Febru-
ary 2021. Main results. Russia. URL: https://www.consilium.europa.eU/en/meetings/fac/2021/02/22/ (дата обращения 25.03.2021).
4 Ibid.
4 SmolarP. L'introuvable dialogue avec la Russie. Le Monde. 22.04.2021. URL: https://www.lemonde.fr/international/ article/2021/04/22/l-introuvable-dialogue-avec-la-russie_6077597_3210.html (дата обращения 22.04.2021).
6 Ibid.
6 Франция предупредила Россию о санкциях ЕС в случае смерти Навального. РБК. 22.04.2021. URL: https:// www.rbc.ru/politics/22/04/2021/60813a7d9a794788ac90439a?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&nw=1619 183763000 (дата обращения 20.04.2021).
7 Польша призвала Германию отказаться от «Северного потока - 2». РИА Новости. 22.04.2021. URL: https://ria. ru/20210422/potok-1729471040.html (дата обращения 22.04.2021).
8 Послание Президента Федеральному Собранию. Президент России. 21.04.2021. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65418 (дата обращения 22.04.2021).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №2
сточное крыло Евросоюза будет ещё более активно отстаивать свои позиции, стремясь закрепить «успех» и усилить свой голос и вес в европейской политике и трансатлантических отношениях.
Трансатлантический контекст оказал существенное, и во многом определяющее влияние на выработку Евросоюзом его российского вектора. Ключевой задачей европейской дипломатии после президентских выборов в США стало исправление существенных дисбалансов в европейско-американских отношениях, преодоление «трампизма», возвращение США в русло многосторонности и стратегического альянса. Администрация Джо Байдена, пришедшая на волне критики Д. Трампа, декларировала взаимную заинтересованность. Однако вряд ли Джо Байден готов полностью отказаться от «наследия» Трампа, которому удалось существенно усилить рычаги и инструменты влияния на европейских союзников и европейскую политику. Европейские возможности влияния несравненно меньше, и для того, чтобы добиться от Вашингтона реальных шагов навстречу, европейские союзники должны подтвердить ему свою партнёроспособность. Но какие европейские шаги смогли бы мотивировать Америку? В действительности их список довольно ограничен, особенно если провести калькуляцию баланса интересов. Хотя самый главный интерес США состоял бы, очевидно, в поддержке европейцами стратегических установок и приоритетов новой администрации. Президент Байден подтвердил жёсткую позицию по России, готовность ввести новые санкции, и для Европы это стало ясным сигналом. Одновременно Джо Байден подтвердил негативное отношение к «Северному потоку - 2» и неизменную линию в поддержку Украины. Это, с одной стороны, усилило в ЕС позиции стран, настаивающих на сдерживании России, а с другой - подняло трудно преодолимый порог для тех, кто рассчитывал на постепенную российско-европейскую нормализацию.
«Чешский кейс» и выводы для России
Политико-дипломатический конфликт, спровоцированный массовой высылкой в апреле 2021 г. российских дипломатов из Чехии, является следствием и одновременно ясным подтверждением неблагоприятной динамики «падения ко дну» в отношениях Россия - ЕС. Почему именно сейчас Прага обратилась к истории со взрывами 7-летней давности? «Совпадения» слишком очевидны. Она объявила о высылке 18-ти российских дипломатов 17 апреля 2021 г., после введения 14 апреля новых санкций США против России из-за «злонамеренных действий в киберпространстве». Был отменён визит первого вице-премьера Чехии Яна Гамачека в Москву 19 апреля, где должны были обсуждаться вопросы поставок в страну вакцины Спутник V. На этот же день был запланирован Совет ЕС, обсуждавший обострение на Донбассе (и Россию) с министром иностранных дел Украины Д. Кулебой; 21 апреля Совет НАТО рассматривал обновление концептуальных установок альянса в преддверии июньского саммита, включая противодействие «агрессивным действиям России». И, наконец, после ответной высылки из России 20 чешских дипломатов, Прага объявила об исключении «Росатома» из тендера на строительство АЭС «Дукованы» (остались американская компания Westinghouse1, французская EDF и южнокорейская KHNP)2. В связи с этими событиями Прага подняла в ЕС
1 «Будучи одним из мировых лидеров в области атомной энергетики, Westinghouse нередко использовала политическую конъюнктуру в собственных целях. Типичный пример - расширение активности Westinghouse на Украине начиная с 2014 г. Переориентировав АЭС страны на американское топливо, Киев рассчитывал постепенно уйти от сотрудничества с российским "Росатомом"». См.: Алексеева Н. Ядерное бессилие: как обанкротился главный конкурент «Росатома». RT. 09.07.2017. URL: https://russian.rt.com/world/article/407273-rosatom-konkuren t-ssha-bankrot (дата обращения 25.04.2021).
2 «Росатом» исключён из тендера на АЭС в Чехии. Коммерсантъ. 25.04.2021. URL: https://www.kommersant. ru/doc/4781253 (дата обращения 25.04.2021).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №2
и НАТО вопрос о «солидарном ответе» России.
* * *
«Чешский кейс» («механизм вассалитета», по выражению М. Захаровой1) полностью вписывается в изменившуюся политико-дипломатическую картину отношений в треугольнике Россия - ЕС - США: консолидация в Евросоюзе линии на сдерживание России как альтернативы конструктивному диалогу; усиление американского влияния на стратегические решения Евросоюза; и, как следствие, не только новый порог (или красные линии) между ЕС и Россией, но и связанные с этим значимые ограничения в развитии двусторонних отношений России с европейскими странами. Глава представительства ЕС в России Маркус Эдерер утверждает, что отношения с Россией ещё «возможно, не достигли дна», и надо сохранить немногие из оставшихся ниш для сотрудничества, хотя «дискуссиям помешала высылка европейских дипломатов из России»2. Но призыв к сотрудничеству хотя бы в оставшихся сферах в ухудшившемся политическом климате звучит неубедительно.
Учитывая это, России предстоит принять принципиальное решение о будущем формате политико-дипломатических отношений с ЕС (с учётом фактически закрытой перспективы восстановления системного диалога); выстраивать отношения с США без расчёта на «отрезвляющее» влияние «европейской автономии»; переводить двусторонние отношения с европейскими партнёрами (странами и институтами) в максимально прагматичную плоскость, снижая давление геополитических аспектов. Иранская сделка, климатическая и энергетическая повестка3, Арктика или восстановление каналов взаимодействия в сфере контроля над вооружениями уже не могут рассматриваться как политический алгоритм «отталкивания от дна» отношений. Предложения ЕС об избирательном сотрудничестве в сферах «европейского интереса» также требуют более жёсткого аудита с точки зрения их соответствия конкретным российским позициям, включая оценку добавленной стоимости такого взаимодействия для Москвы.
Список литературы
Акопов П. Почему Лавров пообещал прекратить общение с европейскими лидерами. РИА Новости. 15.10.2020. URL: https://ria.ru/20201015/lavrov-1579840801.html (дата обращения 20.04.2021).
Белов В. Новые водородные стратегии ФРГ и ЕС: перспективы кооперации с Россией // Современная Европа. 2020. №5. С. 65-76. DOI: 10.15211/soveurope520206576
Белов В.Б. Германо-российское сотрудничество - вызовы 2020 г. и перспективы 2021 г. Часть 1. Политические аспекты // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2021. №1. С. 7080. DOI: 10.15211/vestnikieran120217080
Данилов Д.А. ОВПБ ЕС: передача стратегической эстафеты новому руководству // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. №2. 2020. С. 35-41. DOI: 10.15211/vestnikieran220203541
1 Захарова назвала действия Праги карикатурными и несамостоятельными. РИА. 18.04.2021. URL: https://ria.ru/ 20210418/praga-1728838597.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyan dex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D (дата обращения 23.04.2021).
2 Посол ЕС в Москве заявил, что отношения России и Евросоюза ещё «не достигли дна». ТАСС. 22.04.2021. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11216599 (дата обращения 23.04.2021).
3 Белов В. Новые водородные стратегии ФРГ и ЕС: перспективы кооперации с Россией // Современная Европа. 2020. №5. С. 65-76. DOI: 10.15211/soveurope520206576
4 Евросоюз предложил России возродить двусторонний диалог по разоружению и нераспространению. ТАСС. 22.04.2021. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11216135?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop &nw=1619084671000 (дата обращения 22.04.2021).
Заявление МИД России относительно очередных нелегитимных ограничительных мерах Европейского союза против России. Постоянное представительство РФ при Европейском союзе. 22.02.2021. URL: https://russiaeu.ru/ru/novosti/zayavlenie-mid-rossii-otnositelno-ocherednyk h-nelegitimnykh-ogranichitelnykh-merakh (дата обращения 20.04.2021).
Интервью Постоянного представителя России при Евросоюзе В.А.Чижова газете «Известия». Постоянное представительство РФ при Европейском союзе. 12.02.2021. URL: https://rus siaeu.ru/ru/novosti/intervyu-postoyannogo-predstavitelya-rossii-pri-evrosoyuze-vachizhova-gazete-izvestiya (дата обращения 20.04.2021).
Послание Президента Федеральному Собранию. Президент России. 21.04.2021. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65418 (дата обращения 22.04.2021).
References
Akopov P. Pochemu Lavrov poobeshchal prekratit' obshchenie s evropejskimi liderami [Why did Lavrov promise to stop communicating with European leaders]. RIA Novosti. October 15, 2020. Available at: https://ria.ru/20201015/lavrov-1579840801.html (accessed 20.04.2021). (In Russian).
Belov, V. (2020). Novye vodorodnye strategii FRG i ES: perspektivy kooperacii s Rossiej [New Hydrogen Strategies of Germany and the EU and Prospects for Cooperation with Russia]. Sovre-mennaya Evropa [Contemporary Europe]. 5. P. 65-76. (In Russian). DOI: 10.15211/soveurope520206576
Belov, V. (2021). Germano-rossijskoe sotrudnichestvo - vyzovy 2020 g. i perspektivy 2021 g. Chast' 1. Politicheskie aspekty [German-Russian Cooperation - Challenges of 2020 and Prospects for 2021. Part 1. Political aspects]. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN [Scientific and Analytical Herald of the Institute of Europe RAS]. 1. P. 70-80. (In Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran120217080
Danilov, D. (2020). OVPB ES: peredacha strategicheskoj estafety novomu rukovodstvu [EU's CFSP: Handover of a Strategic Baton to the New Leadership]. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN [Scientific and Analytical Herald of the Institute of Europe RAS]. 2. P. 35-41. (In Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran220203541
Foreign Affairs Council, 22 February 2021.Highlights from the Foreign Affairs Council held in Brussels on 22 February 2021. Main results. Russia. Available at: https://www.consilium.europa.eu/ en/meetings/fac/2021/02/22/ (accessed 25.03.2021).
Interv'yu Postoyannogo predstavitelya Rossii pri Evrosoyuze V.A. Chizhova gazete «Izvestiya» [Interview of the Permanent Representative of Russia to the European Union V.A. Chizhov to the Izvestia newspaper»]. Permanent Mission of the Russian Federation to the European Union. February 12, 2021. Available at: https://russiaeu.ru/ru/novosti/intervyu-postoyannogo-predstavitelya-rossii-pri-evrosoyuze-vachizhova-gazete-izvestiya (accessed 20.04.2021). (In Russian).
My visit to Moscow and the future of EU-Russia relations. Available at: https://eeas.europa.eu/ headquarters/headquarters-homepage/92722/my-visit-moscow-and-future-eu-russia-relations_en (accessed 20.04.2021).
Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu [Presidential Address to the Federal Assembly]. April 21, 2021. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65418 (accessed 22.04.2021). (In Russian).
Russia: Navalny case, European Parliament calls on EU to toughen its stance against Russia, in-eluding new sanctions. Europe Daily Bulletin. 12562. 18 September 2020. Р. 22-23.
Smolar P. L'introuvable dialogue avec la Russie [The intractable dialogue with Russia]. Le
Monde. April 22, 2021. Available at: https://www.lemonde.fr/international/article/2021/04/22/l-introuvable-dialogue-avec-la-russie_6077597_3210.html (accessed 22.04.2021). (In French).
Zayavlenie MID Rossii otnositel'no ocherednyh nelegitimnyh ogranichitel'nyh merah Evrope-jskogo soyuza protiv Rossii. [Statement of the Russian Foreign Ministry regarding the next illegitimate restrictive measures of the European Union against Russia]. Permanent Mission of the Russian Federation to the European Union. February 22, 2021. Available at: https://russiaeu.ru/ru/novosti/ zayavlenie-mid-rossii-otnositelno-ocherednykh-nelegitimnykh-ogranichitelnykh-merakh (accessed 20.04.2021). (In Russian).
Russia - EU: Dialogue without Dialogue
Author. Dmitry Danilov, Candidate of Sciences (Economics), Head of the Department of European Security Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences; Professor at MGIMO University. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: dm.danilov@mail.ru.
Abstract. The article deals with the problems of political and diplomatic relations between Russia and the European Union. The key event was the meeting of Josep Borrel as the High Representative of the Union for Foreign Affairs and Security Policy with Russian Foreign Minister Sergey Lavrov in Moscow in February 2021. The Russian side considered it as an opportunity to outline the prospect of resuming the political dialogue interrupted by the European Union in 2014, notably in the context of the reviewing a strategy on Russia initiated by the EU. The author analyzes the differences in the approaches of European countries and institutions in the context of the ongoing aggravation of Russia - EU relations. The main result of the meeting was not its «ineffectiveness», but, on the contrary, its obvious counterproductive effect. The EU has even more consolidated its policy of deterring Russia and increasing sanctions pressure, which actually closes the prospect for systemic dialogue. In this context, the political and diplomatic conflict in connection with the mass expulsion of Russian diplomats by the Czech Republic (the «Czech case») and the narrowing of opportunities to compensate for the EU-Russia dialogue shortcomings by bilateral tracks are also considered. In conclusion, some finding are presented regarding the perspective Russian reaction.
Key words: EU - Russia, Borrell, Lavrov, political dialogue, EU Russian policy, Navalny case, Czech case, sanctions, red lines.
DOI: http://dx.doi.org/ 10.15211/vestnikieran22021715