Научная статья на тему 'РОССИЯ - АЗЕРБАЙДЖАН: ДИАЛОГ КУЛЬТУР В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ'

РОССИЯ - АЗЕРБАЙДЖАН: ДИАЛОГ КУЛЬТУР В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ КУЛЬТУР / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ МНОГООБРАЗИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сеидова Г.Н.

В статье рассматриваются вопросы международного сотрудничества в различных сферах, особенно научной, двух соседних стран, стратегических партнеров - России и Азербайджана, их истории, современного состояния и перспектив. Показывается, что после развала СССР в бывших союзных республиках идет не только процесс поиска национальной идентичности, но в то же время поиск точек соприкосновения для устойчивого развития в интересах наших стран и народов, имеющих длительный и плодотворный опыт совместного сосуществования. Этот опыт прошедших лет автономного плавания бывших советских республик показал, что для преодоления сложностей прошлого и новых вызовов, в частности, мировой пандемии, нужны объединённые усилия государств. Эффективным лекарством для излечения от негативных последствий этих процессов является сохранение культуры, как иммунной системы общества и бережное отношение к этноконфессиональному многообразию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA - AZERBAIJAN: DIALOGUE OF CULTURES IN CONTEMPORARY CONDITIONS

The article examines the issues of international cooperation in various fields, especially scientific, of two neighboring countries, strategic partners - Russia and Azerbaijan, their history, current state and prospects. It is shown that after the collapse of the USSR in the former Soviet republics, there is not only a process of searching for national identity, but at the same time a search for points of contact for sustainable development in the interests of our countries and peoples who have a long and fruitful experience of joint coexistence. This experience of the past years of autonomous navigation of the former Soviet republics has shown that to overcome the difficulties of the past and new challenges, in particular, the global pandemic, the combined efforts of states are needed. An effective remedy for curing the negative consequences of these processes is the preservation of culture as the immune system of society and respect for ethno-confessional diversity.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ - АЗЕРБАЙДЖАН: ДИАЛОГ КУЛЬТУР В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ»

УДК 327

РОССИЯ - АЗЕРБАЙДЖАН: ДИАЛОГ КУЛЬТУР В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Г.Н. Сеидова

gseidova@yandex.ru

Дагестанский государственный университет, филиал в г. Дербент г. Дербент, Российская Федерация

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы международного сотрудничества в различных сферах, особенно научной, двух соседних стран, стратегических партнеров - России и Азербайджана, их истории, современного состояния и перспектив. Показывается, что после развала СССР в бывших союзных республиках идет не только процесс поиска национальной идентичности, но в то же время поиск точек соприкосновения для устойчивого развития в интересах наших стран и народов, имеющих длительный и плодотворный опыт совместного сосуществования. Этот опыт прошедших лет автономного плавания бывших советских республик показал, что для преодоления сложностей прошлого и новых вызовов, в частности, мировой пандемии, нужны объединённые усилия государств. Эффективным лекарством для излечения от негативных последствий этих процессов является сохранение культуры, как иммунной системы общества и бережное отношение к этноконфессиональному многообразию.

Ключевые слова: диалог культур, национальная идентичность, устойчивое развитие, этноконфессиональное многообразие.

Для цитирования: Сеидова Г.Н. Россия - Азербайджан: диалог культур в условиях современности. Журнал центрально-азиатских и евразийских исследований. 2021;1(2):93-102.

Конец XX - первые десятилетия века XXI знаменуются кардинальными изменениями в мире, обусловленными тем, что наряду с государственными политическими акторами культурного процесса стали выступать также негосударственные и межгосударственные организации, транснациональные корпорации. После развала СССР, для всех без исключения в одночасье ставших независимыми государств, -

© Сеидова Г.Н., 2021

93

бывших союзных республик, весьма актуальной стала проблема самоопределения, поиска цивилизационной идентичности [6, с. 117-128]. Россия с Азербайджаном не составляют исключения. Но, безусловно, ни о каком устойчивом развитии не может быть и речи без конструктивного диалога наших стран по многим болевым проблемам современности. А их, к сожалению, весьма и весьма немало. Мировая же пандемия в еще большей степени обнажила все тонкие места.

Несомненно, что под влиянием объективного процесса глобализации происходит интенсивное взаимопроникновение разных культур, что делает еще более актуальным вопрос сохранения каждой страной собственной цивилизационно-культурной идентичности. Потому ощущается явственная необходимость возвращения к своим истокам, корням: языку, истории, религии, системе идеалов и ценностей, нормам быта и поведения [5, с. 117-128]. Не случайно российский ученый А.Т. Горяев пишет: «Что касается конкретно Прикаспийского региона, то современный узловой период исторического развития выдвигает целый ряд судьбоносных моментов, в частности, о том, как народам многонационального евразийского региона противостоять мировой и «локальной» глобализации» [2, с. 230].

Поле для интеграции России и Азербайджана очень широкое. Опыт прошедших лет автономного плавания бывших советских республик показал, что для преодоления сложностей прошлого и новых вызовов, в частности, мировой пандемии, нужны объединённые усилия государств. Эффективным лекарством для излечения от негативных последствий этих процессов представляется сохранение культуры, как иммунной системы общества и по-настоящему бережное отношение к этноконфесси-ональному многообразию. Неизбежные объективные процессы глобализации и интернационализации, множественность разных самобытных культур и цивилизаций, присущая как России, так и Азербайджану, формируют не только новую поликультурную картину мира, но и заставляют поднимать вопросы совместного бытия народов.

По-настоящему важно, чтобы здоровый прагматизм обосновывал основания для стремления к экономическим выгодам и интересам, что не преминет сказаться на степени приоритетности политических

факторов. Сегодня, когда консолидированный Запад и его главный форпост - США пытаются создать горячие зоны по всему периметру российских границ, а особенно - на юге и юго-западе, Россия нуждается в поясе добрососедства и спокойствия. Недопустимо превращение ближнего зарубежья в зону эскалации любых территориальных, конфессиональных, межэтнических и иных конфликтов. У России после гашения страшнейшего чеченского кризиса, а у Азербайджана - войны в Нагорном Карабахе, где сейчас способствуют делу мира российские миротворцы, появляется возможность решать назревшие насущные проблемы социального обустройства и государственного строительства. Тут прослеживаются явные параллели. Это создаст условия для серьёзных экономических прорывов, которые чрезвычайно важны для обоих государств. Несомненно, что участие в международных транспортных и инфраструктурных проектах обеспечит повышение геополитической значимости наших государств, а установление прочного мира и стабильности возможно только на основе взаимоприемлемого решения возникающих проблем.

Безусловно, что интересы ни России, ни Азербайджана в зоне Прикаспия не могут быть загнаны в «прокрустово ложе» нефтегазовой сферы. Эта зона имеет шансы стать важнейшим транспортным коридором между Европой и государствами Персидского залива и Южной Азии. А предложения Президента Азербайджана по созданию транспортных коридоров, связывающих наземными путями Нахичевань и Баку через Армению, и Армению с Россией - прекрасная возможность для оздоровления экономик всего региона. Также чрезвычайно позитивную роль сыграло то обстоятельство, что урегулирован статус Каспийского моря между всеми прикаспийскими государствами. Роль Азербайджана имеет шанс вырасти в условиях обостряющегося противостояния между группой Восточноазиатских цивилизаций, в том числе и евразийской, куда входит Россия с одной стороны и Евро-американскими цивилизациями - с другой. Географическое положение на евразийском континенте, исторический опыт, богатая культура, впитавшая достижения восточных и западных цивилизаций позволяет Азербайджану выступать мостом между цивилизациями Востока и За-

пада. Это тоже имеет немаловажное значение для сотрудничества наших стран и открывает достаточно оптимистичные перспективы в различных областях.

Условием же выстраивания подлинно добрососедских, взаимовыгодных отношений двух наших стран должен быть путь преодоления искаженных стереотипов о людях иной национальности, иной культуры или вероисповедания. Для меня, как коренного жителя древнего Дербента вопрос взаимоотношений России и Азербайджана - отнюдь не теоретический. После развала СССР Дербент оказался самым южным городом РФ, входящим в приграничную с Азербайджаном зону. Это - город-музей, один из древнейших в мире, удостоенный Почётного диплома ЮНЕСКО за распространение идеалов толерантности и ненасилия, включённый в Список объектов мирового культурного наследия.

Своим возникновением и значительной ролью в истории Дербент не в последнюю очередь обязан особому положению на западном побережье Каспия, где горы Кавказа вплотную подходят к Каспийскому морю, оставляя узкую (всего 3,5 км) прибрежную полосу, по которой пролегал знаменитый Прикаспийский путь - единственная тогда удобная дорога из Юго-Восточной Европы в Переднюю Азию. Наш город не случайно пользуется славой одного из крупнейших памятников в мировой фортификации и уникального историко-архитектурного заповедника. В архитектуре и градостроительной технике здесь органично проявляются традиции Закавказья, Ближнего Востока и Передней Азии, Северного Кавказа и Средней Азии. По мнению азербайджанского исследователя М.С. Неймат: «Надписи на караван-сараях, мечетях, медресе, оборонительных сооружениях Баку, Апшеронского полуострова, Дербента, позволяют делать вывод о сходстве их градостроительных традиций» [3; 6].

Уникальность Дербента в совокупности с Дербентским районом еще и в том, что преобладающее население здесь - этнические азербайджанцы. Вообще, вся историческая часть города, так называемые мага-лы, компактно заселена азербайджанцами. И поэтому здесь самые прочные, устойчивые связи Азербайджана и Дербента. Дагестанские азербай-

джанцы входят в число титульных этносов Дагестана, но никогда не переставали ощущать себя и частью азербайджанской нации. Показательно также, что население севера Азербайджана составляют представители дагестанских этносов, которые в карабахских событиях доказали, что являются неотъемлемой частью азербайджанской нации.

Сегодня не может быть сомнений, что без стабильности, подлинно добрососедских отношений, взаимовыгодного сотрудничества невозможно никакое развитие, что делает особенно актуальным и для России, и для Азербайджана совместную деятельность не только исключительно в зоне Прикаспия, но гораздо шире. А альтернативой противостоянию и конфликтам для развития мирового сообщества представляется фактор диалога культур во всех сферах: межнациональных, межкультурных, межрелигиозных. Вообще, ключевую, осевую проблему XXI века, от эффективного решения которой зависит будущее человечества, составляет взаимодействие цивилизаций. Динамика и взаимодействие цивилизаций в условиях современности обязательно приведут к изменению геополитической реальности, преодолению однобокого политического влияния Запада на остальную часть населения мира. Решающая же роль в выборе надёжного пути в будущее отводится интеллектуалам, научной элите. Но это предполагает особую ответственность ученых, чтобы избежать ошибочных ориентиров, ведущих в тупик. Вот почему мы обращаем особое внимание на сотрудничество именно в научной сфере.

Современная история взаимоотношений наших государств, даже ограничиваясь нашим регионом, дагестано-азербайджанскими отношениями, изобилует множеством примеров научных контактов. Приведем лишь несколько из них. На Всероссийскую конференцию «1700-летие принятия христианства в Дербенте как государственной религии Кавказской Албании» 14-15 ноября 2013 года высадился целый десант азербайджанских ученых. Упомяну некоторых авторов статей в сборнике этой конференции: Алиева Рагиба - доцент Института архитектуры и искусства НАНА, Ахундов Фуад - доктор политических наук, Керимли Вугар Гараджан оглы - ученый секретарь Института архитектуры и искусства НАНА, Зумруд-ханум Кули-заде - д.ф.н, профессор,

главный научный сотрудник Института философии, социологии и права НАНА, гл. редактор журнала «Проблемы восточной философии», Мобили Роберт - ст.н.с. Бакинского госуниверситета, председатель албано-удинской православной общины Азербайджана, Салимова Айтен - научный сотрудник Института архитектуры и искусства НАНА, Фатуллаев-Фигаров Ризван - доктор архитектуры, д-р филос.н., член-корреспондент НАНА, вице-президент Международной академии стран Востока.

Гусейнов Ризван Наджаф оглы - старший научный сотрудник Института права и прав человека, директор Центра истории Кавказа несколько лет был сотрудником нашего Отделения кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога по Северному Кавказу (Россия, Дербент), а сейчас является ассоциированным профессором нашей головной кафедры (Санкт-Петербург, Москва). Ризван-муаллим, говоря о наследии Кавказской Албании на конференции в Дербенте, призывал к сотрудничеству научных кругов России, Грузии, поскольку Кавказская Албания - древнее государство, возникшее в конце II - середине I века до н.э. на Восточном Кавказе, занимало значительную часть территории современного Азербайджана, юга Дагестана, Грузии. И это - несомненный предмет гордости не только всего Кавказа, но и более широкого ареала. Наши связи столь прочные, что наше выступление на VI Всероссийском философском конгрессе в Нижнем Новгороде 27-30 июня 2012 г. называлось «Философская концепция всеединства в современных исследованиях учёных Азербайджана».

Мы также принимали участие в работе целого ряда конференций в Баку: Бакинские международные культурные форумы, международные научные конференции «Баку - столица исламской культуры» (9-10 ноября 2009 года в Баку), «Культура устойчивого развития: проблемы и перспективы формирования» (Баку, 11-12 июля 2011), Conference on History Cultural Heritage of Ethnos of Caucasian Albania in the context of Human Rights. Baku. June, 10-11. 2014. Qafgaz Albaniasinin tarixi va Madani irsi insane hugudlari konteksinda. Beinalxalg konfransin tezislar toplusu. Baki-2014, «Албанская Апостольская церковь: прошлое

98

и настоящее» (20 июля 2016 г., Баку), «Пути достижения межрелигиозного мира: роль богословов, дипломатов и общественных деятелей» (Москва, 24-26 марта 2019.) и др. Профессоры нашего отделения ЮНЕСКО направили свои доклады на Международный симпозиум «Практика сосуществования в исламской культуре», намеченный ранее на 16-17 апреля 2020 и перенесённый в связи с пандемией. Так что у нас еще встречи впереди, и мы не сомневаемся, что откроются дополнительные горизонты для расширения взаимообогающего сотрудничества в самых разных сферах интеллектуальных поисков.

Достойно отдельного упоминания сотрудничество между Болгарской исламской академией, Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Группой стратегического видения Россия - Исламский мир с одной стороны и Азербайджанским институтом теологии, Ин-статутами Востоковедения и Литературы имени Низами Гянджеви Национальной академии наук Азербайджана, Национальным музеем истории Азербайджана, университетом Одлар Юрду - с другой. Ученые этих академических структур из Баку приняли участие в работе не только I Международного форума «Богословское наследие мусульман России», но и всех ставших регулярными форумов этой серии, других международных научно-практических конференций на базе БИА. Серьезный опыт научных контактов сложился во время работы над Информационно-аналитическим докладом «Роль межрелигиозного диалога в развитии высшего исламского образования» на базе Болгарской академии. В числе авторов этой серьезной исследовательской работы, в которой участвовали авторитетные российские учёные и доцент кафедры Азербайджанского института теологии, заведующий отделом «Восток - Запад» Института Востоковедения им. С.М. Буньядова НАНА Бабашлы М.А. [1]. Мы с удовольствием отмечаем также вновь ставшую реальной возможность обновления контактов по линии культурологических исследований в РФ и Азербайджане благодаря усилиям основателя азербайджанского культурологического общества «Си-мург», принимавшего участие в работе всех российских культурологических конгрессов, профессора Академии государственного управления при президенте Азербайджанской республики Фуада Мамедова.

С уверенностью можно утверждать, что налицо ситуация налаживания конструктивного взаимодействия, сложившегося между ав-раамическими религиями исламом, христианством и иудаизмом в данном регионе в самых разнообразных формах: от религиозных лидеров до контактов на уровне соседей, сослуживцев и т.д. Значительную лепту в налаживание межконфессионального диалога на Кавказе вносят взаимное уважение и личный авторитет главы Управления мусульман Кавказа шейх уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде и владыки Александра, Епископа Бакинского и Прикаспийского. Пример тому -их совместная молитва о мире и согласии в усыпальнице имама Хусейна в Кербеле (Ирак).

Для нас очень ценно, что деятельность нашего отделения кафедры ЮНЕСКО охватывает такую уникальную область, своего рода пограничную зону между мусульманским и христианским, тюркским и славянскими мирами. И по этой линии у нас масса возможностей для сотрудничества. Для того же, чтобы обеспечить более или менее мирное сосуществование в нашем общем доме - планете Земля, мы должны уметь выстроить вариант многополюсного, открытого культурно-цивилизационного проекта, без неограниченного либерального плюрализма, с наличием подвижной ценностной иерархии в обществе, идеологии, духовной жизни, с признанием этно-культурной и конфессиональной идентичности народов и людей. Это, в свою очередь, ведет к возникновению диалога культур, касающегося судеб мирового сообщества не столько с точки зрения экономического взаимодействия, а преимущественно религиозно-культурных особенностей, которые на протяжении веков формировались в ареалах различных духовных традиций [4, с. 59-61].

Литература

1. Абдархманов Д.М., Мчедлова М.М. и др. Роль межрелигиозного диалога в развитии высшего исламского образования. Информационно-аналитический доклад / Д.М. Абдрахманов, М.М. Мчедлова. - Казань: ИД «МеДДок», 2020. - 52 с.

2. Горяев А.Т. Диалог цивилизаций: опыт и перспективы сотрудничества в прикаспийском регионе. Сб. Диалог цивилизаций: исторический опыт и перспективы XXI

100

века. Доклады и выступления. Российско-иранский международный научный симпозиум, 1-2 февраля 2002 г., г. Москва. - М., 2002. - С. 230

3. Неймат М.С. Корпус эпиграфических памятников Азербайджана. Т.1: Арабо-тюркоязычные надписи Баку и Апшерона XI - начала XX века. - Баку: Елм, 1991. - С. 6

4. Сеидова Г.Н. К истории духовных контактов Азербайджана и Дербента. Материалы международной научной конференции «Баку - столица исламской культуры». 9-10 ноября 2009. Баку, 2009. - С. 59-61

5. Сеидова Г.Н. Глобализация и традиционная мусульманская культура в Дагестане / Материалы Международного научного конгресса «Глобалистика-2009» Пути выхода из глобального кризиса и модели нового мироустройства (Москва, 20-23 мая 2009 г.). - М., 2009. - С. 117-128

6. Сеидова Г.Н. Россия - Азербайджан: точки культурного соприкосновения. Культура устойчивого развития: от идеи к реальности. - Баку: Элм, 2013. - 348 с.

RUSSIA - AZERBAIJAN: DIALOGUE OF CULTURES IN CONTEMPORARY CONDITIONS

G. Seidova

Dagestan State University, branch in Derbent Derbent, Russian Federation

Abstract. The article examines the issues of international cooperation in various fields, especially scientific, of two neighboring countries, strategic partners - Russia and Azerbaijan, their history, current state and prospects. It is shown that after the collapse of the USSR in the former Soviet republics, there is not only a process of searching for national identity, but at the same time a search for points of contact for sustainable development in the interests of our countries and peoples who have a long and fruitful experience of joint coexistence. This experience of the past years of autonomous navigation of the former Soviet republics has shown that to overcome the difficulties of the past and new challenges, in particular, the global pandemic, the combined efforts of states are needed. An effective remedy for curing the negative consequences of these processes is the preservation of culture as the immune system of society and respect for ethno-confessional diversity.

Keywords: dialogue of cultures, national identity, sustainable development, ethno-confessional diversity.

Сведения об авторе Author of the publication

Сеидова Гюльчохра Надировна, Gyulchohra Seyidova, Ph.D., Professor,

к.ф.н., профессор отделение кафедры Department of the UNESCO Chair for Com-

ЮНЕСКО по компаративным исследова- parative Studies of Spiritual Traditions, the

ниям духовных традиций, специфики их Specificity of Their Cultures and Interreli-

культур и межрелигиозного диалога по gious Dialogue in the North Caucasus; Dage-

Северному Кавказу; Дагестанский госу- stan State University, branch in Derbent.

дарственный университет, филиал в г. E-mail: gseidova@yandex.ru Дербент.

E-mail: gseidova@yandex.ru

Дата поступления 13.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.