Научная статья на тему 'РОССИЯ - АРГЕНТИНА: ДВУСТОРОННИЕ СВЯЗИ И ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО'

РОССИЯ - АРГЕНТИНА: ДВУСТОРОННИЕ СВЯЗИ И ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
865
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / АРГЕНТИНА / ДВУСТОРОННИЕ СВЯЗИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новицкий Евгений Романович

В статье рассматривается линия исторического взаимодействия России и Аргентины. В начале XXI века Российская Федерация взяла курс на восстановление утерянных после распада Советского Союза межгосударственных связей, а также наращивание новых. Одним из российских партнеров в латиноамериканском регионе стала Республика Аргентина. Многогранность российско-аргентинских отношений привела к установлению стратегического партнерства, которое в 2015 году перешло на стадию всеобъемлющего стратегического сотрудничества. Военное сотрудничество, учитывая его специфику, представляется одним из направлений, способствующих укреплению двусторонних отношений. В данной статье рассматривается развитие российско-аргентинских связей, а также дается оценка достигнутому уровню военно-политического взаимодействия в рамках установленного стратегического партнерства. В работе прослеживается факт того, что мировая пандемия COVID-2019 оказывает негативный эффект на весь спектр межгосударственных отношений, интенсивность российско-аргентинских контактов будет также зависеть от того, когда мировое сообщество оправится от последствий коронавируса, и как быстро международная деятельность вернется к привычному формату.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA - ARGENTINA: BILATERAL TIES AND MILITARY-POLITICAL COOPERATION

Since the beginning of the XXI century the Russian Federation took course to restore the interstate relations, lost after the Soviet Union disintegration, as well as to build the new ones. The Argentine Republic has become one of the Russian “new age partners” in the region. The Russian-Argentine political ties were characterized as multifaceted, which led to the establishment of the Russian-Argentinean strategic partnership that in 2015 transformed into the comprehensive strategic cooperation. The military cooperation, taking into account its special nature, is considered to be one of the directions, which contributes to the strengthening of the countries' relations. The present article considers the development of the bilateral ties between Russia and Argentina, as well as assesses the reached level of military-political interaction in the frameworks of the established strategic partnership between the countries. The paper traces the fact that the global COVID-2019 pandemic has a negative effect on the entire spectrum of interstate relations, the intensity of Russian-Argentine contacts will also depend on when the world community recovers from the consequences of the coronavirus, and how quickly international activities will return to the usual format.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ - АРГЕНТИНА: ДВУСТОРОННИЕ СВЯЗИ И ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО»

Е.Р. Новицкий

РОССИЯ - АРГЕНТИНА: ДВУСТОРОННИЕ СВЯЗИ И ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация

В статье рассматривается линия исторического взаимодействия России и Аргентины. В начале XXI века Российская Федерация взяла курс на восстановление утерянных после распада Советского Союза межгосударственных связей, а также наращивание новых. Одним из российских партнеров в латиноамериканском регионе стала Республика Аргентина. Многогранность российско-аргентинских отношений привела к установлению стратегического партнерства, которое в 2015 году перешло на стадию всеобъемлющего стратегического сотрудничества. Военное сотрудничество, учитывая его специфику, представляется одним из направлений, способствующих укреплению двусторонних отношений. В данной статье рассматривается развитие российско-аргентинских связей, а также дается оценка достигнутому уровню военно-политического взаимодействия в рамках установленного стратегического партнерства .

В работе прослеживается факт того, что мировая пандемия COVID-2019 оказывает негативный эффект на весь спектр межгосударственных отношений, интенсивность российско-аргентинских контактов будет также зависеть от того, когда мировое сообщество оправится от последствий коронавируса, и как быстро международная деятельность вернется к привычному формату.

Ключевые слова:

Россия, Аргентина, двусторонние связи, стратегическое партнерство, военно-политическое сотрудничество.

E. Novitskiy

RUSSIA - ARGENTINA: BILATERAL TIES AND MILITARY-POLITICAL COOPERATION

Abstract

Since the beginning of the XXI century the Russian Federation took course to restore the interstate relations, lost after the Soviet Union disintegration, as well as to build the new ones. The Argentine Republic has become one of the Russian "new age partners" in the region. The Russian-Argentine political ties were characterized as multifaceted, which led to the establishment of the Russian-Argentinean strategic partnership that in 2015 transformed into the comprehensive strategic cooperation. The military cooperation, taking into account its special nature, is considered to be one of the directions, which contributes to the strengthening of the countries' relations. The present article considers the development of the bilateral ties between Russia and Argentina, as well as assesses the reached level of military-political interaction in the frameworks of the established strategic partnership between the countries.

The paper traces the fact that the global COVID-2019 pandemic has a negative effect on the entire spectrum of interstate relations, the intensity of Russian-Argentine contacts will also depend on when the world community recovers from the consequences of the coronavirus, and how quickly international activities will return to the usual format.

Key words:

Russia, Argentina, bilateral ties, strategic partnership, military-political cooperation.

Российско-аргентинские дипломатические связи насчитывают уже более 130 лет, однако взаимодействие между странами не было постоянным и стабильным. После Октябрьской революции 1917 года Аргентина, как и большинство стран Латинской Америки, не признала Советский Союз. Дипломатические контакты между СССР и Аргентиной были установлены только в 1946 году, чему способствовала победа советского народа и союзников во Второй мировой войне. Основой советско-аргентинских отношений во второй половине XX века стало торгово-экономическое взаимодействие [1]. Так, в 1971 году Советский Союз и Аргентина подписали Генеральное торговое соглашение, благодаря которому за 10 лет доля СССР в общем экспорте Аргентины составила более 30% и даже превысила соответствующий показатель США [2, р. 65]. Кроме того, в 1980-е гг. были заключены первые контракты на поставку советских турбин и оборудования для аргентинских гидроэлектростанций [1]. В конце 1990-х гг. было налажен и политический диалог: в 1986 году президент Аргентины Рауль Ри-кардо Альфонсин впервые в истории двух государств посетил СССР, а спустя несколько лет, в 1990 году, в Советский Союз прибыл с визитом президент Карлос Сауль Менем [3, с. 12].

После распада СССР товарооборот между Россией и Аргентиной существенно снизился, его доля (вместе с остальными странами Содружества Независимых Государств) не превышала 0,6% [4, с. 60]. Сложная внутриполитическая ситуация в России привела к дистанцированию от далекого латиноамериканского партнера. Кроме того, признание России в качестве преемницы Советского Союза требовало переформатирования существовавшей или создания новой нормативно-правовой базы для реализации сотрудничества.

Первые шаги в этом направлении были направлены на восстановление торгово-экономических связей. В мае 1993 года в Москве было подписано соглашение о создании межправительственной российско-аргентинской комиссии (МПК) по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Следующим шагом стала активизация политического взаимодействия. В июне 1998 года было подписано Соглашение об основах отношений между РФ и Аргентинской Республикой, в рамках которого стороны планировали координировать усилия, направленные на сокращение вооружений, поощрять сотрудничество в мирных целях в таких отраслях, как использова-

ние ядерной энергии, исследование и использование космического пространства, поддерживать отношения в военной сфере, а также развивать сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью и терроризмом [5]. Тем не менее, заключенные соглашения только намечали перспективные сферы сотрудничества между странами, а не переводили взаимодействие в практическую плоскость.

Этап более активного и разностороннего сотрудничества между Россией и Аргентиной пришелся на начало XXI века. С приходом к власти В.В. Путина в 1999 году Россия начала предпринимать попытки к восстановлению тех международных связей, которые имел бывший СССР. Стремление России играть более весомую роль на мировой арене подразумевало не только укрепление международных торгово-экономических связей, но и развитие других видов сотрудничества с государствами-партнерами.

Победа Нестора Киршнера в 2003 году на президентских выборах в Аргентине ознаменовала «левый поворот» и положила начало такому политическому течению как «киршнеризм». Основой внешнеполитической стратегии левоцентристского правительства Н. Киршнера стал прагматический национализм, направленный на диверсификацию внешних отношений, обеспечение конкурентоспособности государства и решение других экономических проблемы. Одновременно «левый дрейф» способствовал отказу от автоматического следования страны в фарватере политики США.

Таким образом, Россия и Аргентина в начале XXI века были заинтересованы в расширении своих внешнеполитических связей, что послужило импульсом к развитию отношений в различных сферах, в том числе и в сфере военного сотрудничества.

Российско-аргентинские связи в эпоху «киршнеризма»

Взаимодействие России и Аргентины в военно-политической сфере при «киршнеристах» представлялось достаточно перспективным. Падение аргентинской военной хунты в 1983 году и ее смена демократическим режимом привела к демилитаризации страны и, как следствие, к существенному снижению оборонных расходов. При администрации Р. Альфонсина (1983 -1989) численность вооруженных сил была сокращена более чем в два раза, а оборонные предприятия были практически полностью приватизированы. В результате данной политики военно-промышленный комплекс (ВПК) пришел в упадок, экспорт аргентинского вооружения и военной техники был факти-

чески сведен на нет, а уровень технической оснащенности вооруженных сил существенно снизился [3, с. 42].

Курс на повышение политического статуса Аргентины в регионе и проведение более самостоятельной национальной политики при администрации Н. Киршнера, а также базовая модернизация вооруженных сил, запланированная его правительством, способствовали восстановлению ВПК страны. Тем не менее несмотря на то, что основные национальные предприятия комплекса снова перешли к государству, было очевидно, что Аргентине не хватит собственных возможностей для переоснащения войск. Именно поэтому сотрудничество с Россией в военно-политической сфере выглядело своевременным и актуальным [3, с. 56].

Краеугольный камень данного вида отношений был заложен в 2004 году после подписания в Москве рамочного Соглашения о военно-техническом сотрудничестве (ВТС). Тем не менее, данный документ вступил в силу только в сентябре 2007 года, так как аргентинские парламентарии неоднократно откладывали процедуру ратификации [3 с. 59].

В апреле 2006 года Россия и Аргентина подписали межправительственный протокол о действии двусторонних соглашений, заключенных между государствами еще в советское время, что позволило восстановить действие 11 договоров, при этом соглашения в таких сферах, как морское судоходство, использование космического пространства, а также борьба с незаконным оборотом наркотиков могли быть использованы, в том числе, и в целях военно-политического сотрудничества [6].

Внутренняя и внешняя политика правительства Н. Киршнера впоследствии была продолжена его супругой, Кристиной Фернандес де Киршнер (2007 - 2015). Интенсификация российско-аргентинских связей пришлась на тот момент, когда в России была утверждена Концепция внешней политики 2008 года, в рамках которой Москва заявляла о своих намерениях расширять сотрудничество со странами латиноамериканского региона как на двустороннем уровне, так и в рамках международных организаций [7].

Первый шаг на пути практической реализации этих намерений был сделан именно при К. Фернандес благодаря началу сотрудничества в области освоения Антарктики. Данная сфера, пусть и косвенно, имеет отношение к военной сфере, так как в Аргентине вопросы освоения ледяного континента возложены на Министерство обороны (МО). В 2007-2008 гг. аргентинское правительство приняло решение взять в аренду дизель-электроход «Васи-

лий Головин» и ледокол «Капитан Драницын» для перевозки грузов и членов аргентинской экспедиции в Антарктиду. Это было связано с тем, что аргентинский ледокол «Адмирал Ирисар» (Almirante Irizar) после пожара находился на капитальном ремонте [3, с. 62]. Ввиду того, что его ремонт растянулся на срок более 10 лет, начиная с 2007 года, российские корабли неоднократно осуществляли доставку необходимых средств в Антарктику для обеспечения деятельности аргентинской полярной экспедиции [8].

Фрахт российских полярных кораблей является условным взаимодействием с точки зрения военного сотрудничества. Ледоколы и дизель-электроходы РФ находятся в ведении федерального государственного унитарного предприятия Росморпорт. Таким образом, российское оборонное ведомство в данной случае может выступать только в качестве промежуточного звена при обращении со стороны Министерства обороны Аргентины.

В декабре 2008 года К. Фернандес в рамках официального визита провела проводит встречу с президентом РФ Д.А. Медведевым. Это был первый визит президента Аргентины в Россию в XXI веке, по итогам которого главы государств подписали Совместное заявление РФ и Аргентинской Республики о построении отношений о стратегическом партнерстве [9].

Вопросы военно-политического взаимодействия между странами в документе не конкретизировались и сводились к проблемам международной безопасности. Стороны также проявляли заинтересованность в продвижении ВТС, что подкреплялось фактом создания межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Начиная с ноября 2008 года в ходе заседаний обсуждаются актуальные и перспективные направления ВТС между двумя странами: поставки вооружения и военной техники (ВиВТ), обмен технологиями, взаимные визиты кораблей военно-морских сил (ВМС) Аргентины и военно-морского флота (ВМФ) России и др.

С целью реализации достигнутых договоренностей в сентябре 2009 года министрами иностранных дел России и Аргентины С.В. Лавровым и Хорхе Энрике Тайаной был подписан План действий по построению отношений стратегического партнерства, выполнение которого должно было вывести российско-аргентинские отношения на новый уровень.

В апреле 2010 года состоялся ответный визит Д.А. Медведева в Аргентину, по итогам которого было подписано совместное заявление, подтверждающее намерения по построению стратегического партнерства, а также более десяти меморандумов и соглашений. Аргентинский политический ана-

литик Росендо Фрага отметил, что «на первый взгляд, Россия заинтересована в импорте из Аргентины товаров сырьевой группы, таких как мясо, и в инвестировании в энергетическую сферу» [10]. В то же время подписанные документы были направлены и на развитие культуры, спорта, мирного использования атомной энергии, железнодорожного транспорта. Кроме того, главы государств подписали Меморандум о намерениях оформить контракт на поставку двух вертолётов Ми-171Е для нужд МО Аргентины, который вскоре позволил заключить первый контракт на поставку российской военной техники [11]. Аргентина приобрела два вертолета Ми-171Е на сумму 20 млн евро [12]. Основной областью их применения стало обеспечение поисково-спасательных операций и логистических работ в Антарктиде.

В 2014 году в рамках турне по Латинской Америке Аргентину посетил В.В. Путин. В ходе визита были подписаны соглашения в правовой сфере, а также в области использования атомной энергии в мирных целях. Одним из знаковых событий стала договоренность трансляции канала «Russia Today» на территории Аргентины на испанском языке, при этом вещание включалось в государственную телесеть [13].

В апреле 2015 года в ходе очередного визита в Россию К. Фернандес подписала более двадцати соглашений, меморандумов, совместных планов и программ действий [14]. Также произошел сдвиг в развитии нормативно-правовой базы для военно-политического сотрудничества: министры обороны России и Аргентины, С.К. Шойгу и А.О. Росси подписали Соглашение между МО РФ и МО Аргентины о военном сотрудничестве, детали которого были засекречены. (Ограничение доступа к документу связано с тем, что в нем могли затрагиваться детали или указываться запланированные мероприятия в рамках расширения военного сотрудничества). Гриф секретности также создавал интригу для стран Запада, и в частности, для США. Кроме того, было заключено Соглашение между Правительством РФ и Правительством Аргентинской Республики о взаимной защите секретной информации в сфере ВТС. В.В. Путин отметил, что подписанные соглашения «позволят существенно нарастить практическое взаимодействие» на таком важном направлении, как военно-политическое сотрудничество [15].

По результатам визита К. Фернандес было подписано совместное заявление глав государств, которое символично подняло двусторонние отношения на уровень всеобъемлющего стратегического партнерства. Одновременно был согласован и подписан План действий по построению отношений

всеобъемлющего стратегического партнерства между РФ и Аргентинской Республикой. Фабиано Мельничук, профессор политологии в Федеральном университете Рио-Гранди-ду-Сул (Бразилия) отметил, что «визит К. Фернандес показывает довольно ясную позицию Аргентины, которая идет на конфронтацию в отношениях с США» [16].

Таким образом, испортившиеся отношения России и Запада не отразились негативно на российско-аргентинских связях, однако определенные направления не получили дальнейшего развития. Так, военное сотрудничество ограничивалось только обсуждениями: в 2014-2015 гг. поднимался вопрос о поставке или лизинге 12 российских бомбардировщиков Су-24 в аргентинские военно-воздушные силы (ВВС) на бартерной основе [17], а также о приобретении дополнительной партии вертолетов Ми-171 [18]. Тем не менее, данные проекты не были реализованы, что, скорее всего, было связано с нехваткой бюджетных средств.

Макри у власти: стратегическое партнерство под угрозой?

После прихода к власти Маурисио Макри (2015 - 2019), кандидата консервативного Республиканского предложения (Propuesta Republicana, PRO), активно поддержанного предпринимательскими кругами, Аргентина стала одной из первых стран, попавших под влияние «правого дрейфа» [19, с. 7]. Первоочередными задачами правительства стало принятие мер для улучшения экономических показателей страны, а также борьба с инфляцией. М. Макри провел частичную приватизацию и начал постепенно снижать участие государства в экономической сфере [20]. Во внешней политике был взят курс на сближение с США и Евросоюзом.

Победа представителя оппозиции с проамериканскими взглядами ставила под вопрос дальнейшее развитие российско-аргентинских связей. А. Сидякин, на тот момент координатор парламентской группы дружбы РФ и Аргентины, отмечал: «Победа оппозиционного кандидата Маурисио Макри на выборах президента Аргентины станет проверкой на прочность в отношениях Москвы и Буэнос-Айреса» [21]. Прогноз российского Министерства иностранных дел (МИД) был более благоприятным. С.А. Рябков, заместитель министра иностранных дел заявлял: «Я уверен, что наши отношения получат дальнейшее развитие. Мы на это настроены и будем прилагать усилия, чтобы всеобъемлющее стратегическое партнерство...воплощалось и дальше в конкретных делах и в новых договоренностях и решениях» [22]. Схожее

мнение было выражено и российским латиноамериканистом В.П. Сударевым, который отмечал: «Макри достаточно разумный человек и не будет разрывать никаких связей с Россией. Я думаю, что в Буэнос-Айресе будет проводиться политика максимальной диверсификации...» [23].

Несмотря на заверения президента Аргентины о пересмотре и возможной отмене ранее подписанных с Россией договоров, этого не произошло. Одним из немногих жестов, демонстрировавших смену вектора внешней политики Аргентины в сторону Запада, стал разрыв аргентинской стороной в июне 2016 года договора о трансляции канала «Россия сегодня» [24], который с октября 2016 года продолжил вещание только по кабельному телевидению. Тем не менее, смена политического лидера в Аргентине не привела к существенному ухудшений отношений с РФ [25, с. 87].

В подтверждение намерений правительства продолжить сотрудничество с Россией в июне 2016 года в Москву с визитом прибыла министр иностранных дел и культа Аргентины С. Малькорра. МИД Аргентины отмечал, что ее визит связан не только с необходимостью обсудить и, возможно, пересмотреть некоторые положения договоров, заключенных с РФ при К. Фернандес, но и демонстрирует, что Аргентина не собирается замыкать свои связи только на США [26]. Данная позиция нашла отражение в совместном заявлении министров иностранных дел России и Аргентины, в котором говорится, что «отношения между двумя странами вышли на качественно высокий уровень..., что свидетельствует о твердой политической воле укреплять братские узы между народами» [27].

Первая встреча В.В. Путина и М. Макри состоялась в сентябре 2016 года на полях саммита Большой двадцатки в Китае. Главы государств подтвердили курс на построение всеобъемлющего стратегического партнерства. Планировалось делать упор на торгово-экономические связи между государствами. Таким образом, правительство М. Макри, несмотря на прозападный настрой, решило действовать по принципу «здорового прагматизма» и выполнять задачи по экономическому развитию страны через взаимодействие с различными партнерами, включая Россию [25, с. 87]. Это могло быть обусловлено и тем, что Вашингтон принял ряд решений, которые препятствовали выполнению целей экономического развития, поставленных аргентинским правительством. Так, проблемным вопросом торгово-экономических связей Аргентины и США стал экспорт аргентинского биотоплива, которое поставлялось на сумму более 1,2 млрд долл. США в год. Американские про-

изводители не выдерживали конкуренцию со стороны Аргентины и под их давлением Белый дом в начале 2018 года ввел таможенный тариф на импорт аргентинского биотоплива в размере до 72%, что можно приравнять к запрету на ввоз данного товара [28].

Знаковым событием, которое подтверждало, что Аргентина диверсифицирует свои связи и не ориентируется только на США и Европейский союз (ЕС), стал официальный визит М. Макри в Россию в январе 2018 года. По итогам переговоров с В.В. Путиным было подписано совместное заявление о стратегическом внешнеполитическом диалоге. В заявлении главы государств отметили схожесть подходов России и Аргентины в таких глобальных вопросах, как необходимость проведения комплексной реформы ООН, использование атомной энергии в мирных целях, сохранение космического пространства для мирных целей, недопустимости героизации нацизма, борьба с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков [29]. После проведения переговоров В.В.Путин отметил: «...Совместное заявление включает в себя ряд важных договоренностей по расширению взаимодействия в таких ключевых сферах, как экономическая, внешнеполитическая, а также военно-техническая, культурно-гуманитарная и другие». Таким образом, курс на российско-аргентинское стратегическое партнерство, сформированный при К. Фернандес, сохранился и после смены власти в Аргентине.

Очередная встреча глав государств произошла в декабре 2018 года в рамках саммита Большой двадцатки в Буэнос-Айресе. Символичным событием стало подписание соглашения о продлении вещания телеканала «Россия сегодня» в сетке общественного телевидения Аргентины до 2022 года [30].

Уровень военно-политического взаимодействия с Россией с приходом к власти М.Макри существенно не изменился: закупки российского вооружения Аргентиной не осуществлялись так же, как и в последние годы правления К.Фернандес, а контакты и договоренности между странами в данной области носили формальный характер. Вскоре после избрания М. Макри Аргентину посетил Н.П. Патрушев, секретарь Совета безопасности РФ (СБ РФ), который провел встречу с новоизбранным президентом, подтвердившую настрой на развитие российско-аргентинского сотрудничества [31]. Подробности данной встречи не уточнялись, но, учитывая, что с момента вступления М. Макри в должность не прошло и недели, она, скорее всего, носила протокольный характер.

Более предметным стал повторный визит секретаря СБ РФ в Аргентину в декабре 2017 года, в ходе которого обсуждалось взаимодействие в сфере

обеспечения национальной безопасности и по линии правоохранительных органов и спецслужб. Н. П.Патрушев провел встречу с М. Макри, обсудив вопросы двустороннего сотрудничества в области безопасности, экономических отношений и ВТС. Отдельно обсуждались детали оказания российскими военными специалистами помощи Аргентине в поисках подводной лодки Сан Хуан, пропавшей 15 ноября 2017 года. МО РФ направило к берегам Аргентины океанографическое судно «Янтарь», которое с начала декабря 2017 по апрель 2018 года принимало участие в поисковой операции. Кроме того, военно-транспортной авиацией была отправлена мобильная группа специалистов экспедиционного поисково-спасательного 328-го отряда ВМФ РФ совместно с авиатранспортабельным комплексом телеуправляемого необитаемого подводного аппарата «Пантера плюс» [32]. Н.П. Патрушев также провел встречи с председателем правительства Маркосом Пеньей и секретарем по стратегическим вопросам Фульвио Помпео. По результатам визита стороны подписали меморандум о сотрудничестве в области безопасности [33].

При правительстве М. Макри продолжилась совместная работа межправительственной комиссии по ВТС. В ходе заседания в апреле 2017 года прорабатывался вопрос приобретения Аргентиной 15 российских истребителей МиГ-29 ввиду необходимости модернизировать устаревший авиационный парк. Тем не менее, данный вопрос так и остался на уровне обсуждения, а подписание контракта затягивалось. В июне 2017 года - практически параллельно с проведением переговоров о приобретении МиГ-29 - МО Аргентины заключило договор с Францией на закупку 5 подержанных штурмовиков «Дассо супер этандар» (Dassault Super-Étendard) на общую сумму 12,55 млн евро. Самолеты в рамках данного контракта были поставлены в мае 2019 года [34], а уже в октябре 2019 года стало известно, что Аргентина отложила подписание контракта на приобретение российской техники на неопределенное время [35].

При поставках любого вида ВиВТ покупатель попадает на далекую перспективу в определенную зависимость от поставщика вооружения. Учитывая, что аргентинские ВВС до этого не эксплуатировали самолеты типа МиГ-29, в случае их приобретения потребовались бы дополнительные услуги российской стороны по подготовке летного и технического персонала, оборудованию материально-технической базы для сервисного обслуживание техники, продаже запасных частей и боеприпасов. Лоббисты различных военно-промышленных кругов, в первую очередь американских, однозначно

не заинтересованы в том, чтобы Россия таким образом усиливала свои позиции на аргентинском рынке вооружения.

В то же время весьма вероятным поводом могли стать финансовые ограничения в государственном бюджете Аргентины. Приобретение только пяти, пусть и модернизированных, но устаревших французских штурмовиков, является подтверждением этому. Покупка «Дассо супер этандар» обошлась Аргентине, безусловно, дешевле, чем приобретение 15 МиГ-29. Кроме того, военное руководство Аргентины смогло сэкономить как на обучении личного состава, так и на оборудовании сервисной базы, так как данный тип самолетов в старой версии применялись ВВС Аргентины еще во время Фолклендской (Мальвинской) войны 1982 года.

Предположение о нехватке средств на приобретение военной техники выглядит еще более убедительным, если оценить расходы Аргентины на оборону. В 2006-2018 гг. доля военных расходов от общего объема ВВП страны была приблизительно одинакова, но колебалась в районе 1%. На фоне оборонных бюджетов крупных стран региона военные расходы Аргентины являются невысокими.

Диаграмма 1. Военный бюджет ряда государств Латинской Америки 2006-2018 гг.

<

3 и с;

о

4

С ü

40,00 35,00 30,00 25,00 20,00 15,00 10,00 5,00

2006 2008 2010 2012 2014 2016 2018

и Аргентина 1,95 2,63 3,14 4,35 4,22 5,21 4,23

H Бразилия 13,69 26,20 33,06 35,51 31,63 23,52 27,95

У Колумбия 2,87 6,00 6,18 7,91 8,42 9,20 10,64

iJ Мексика 3,29 4,71 4,88 6,29 7,30 4,92 5,23

Ь' Перу 1,09 1,52 2,06 2,19 2,82 2,23 2,30

^Чили 3,18 4,46 4,78 5,88 5,51 3,44 4,25

I Аргентина в Бразилия ^ Колумбия

I Мексика ^ Перу U Чили

Источник: Red de Seguridad y Defensa de América Latina (RESDAL). Atlas Comparativo de la Defensa en América Latina. Edición 2016; International Institute for Strategic Studies (IISS). Military Balance - 2019.

Кроме того, основная часть оборонного бюджета уходит на выплату денежного довольствия личному составу, его подготовку, а также на обеспечение миротворческих операций с участием аргентинского контингента. В начале второго десятилетия XXI века 75% военных расходов Аргентины предназначалось для выплаты денежного довольствия, а на приобретение и модернизацию вооружения выделялось только 3% от общего оборонного бюджета. В 2010 году правительство приняло решение увеличить к 2020 году военные расходы до 1,5% от ВВП и распределить средства так, чтобы 25% военного бюджета шло на приобретение вооружения, а расходы на денежное довольствие составляли 60% [36, с. 34]. Тем не менее, если оценить данные показатели в 2010-2018 гг., то можно увидеть, что расходы на содержание личного состава только увеличивались, а средства на приобретение, ремонт и модернизацию военной техники сокращались. Кроме того, объемы военного бюджета в 2018 году снизились до 0,89% от ВВП [37, с. 516].

Диаграмма 2. Процент расходов на содержание личного состава (выплата денежного довольствия, пенсий) и на ВиВТ (приобретение, ремонт, модернизация) от общего оборонного бюджета Аргентины.

90,0

го 80,0 I-

ш

I 7°,°

ю 60,0

0 |_

£ 50,0

1

ш

§ 40,0

I° 30,0

I

0J

? 20,0

а

с 10,0

0,0

78,4

80,8

82,7

2010 2012 2014 2016 2018

■ Расходы на л/с ■ Расходы на ВиВТ

Источник: Red de Seguridad y Defensa de América Latina (RESDAL). Atlas Comparativo de la Defensa en América Latina. Edición 2016; Presupuesto del Ministerio de Defensa de Argentina: https://www.argentina.gob.ar/defensa/transparencia/presupuesto

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая, что планы по увеличению ассигнований на ВиВТ не были реализованы, можно предположить, что Аргентине действительно не хватает средств для крупных закупок военной техники. В связи с этим страна слабо заинтересована во взаимодействии с российскими производителями вооружения, отдавая приоритеты другим направлениям сотрудничества.

Политические связи России и Аргентины в течение двух последних десятилетий активно расширялись в различных направлениях. Был заложен прочный нормативно-правовой фундамент для практического строительства стратегического партнерства, что позволило поддерживать двусторонние отношения на высоком уровне и при администрации М. Макри, которая изначально была настроена на более активное сотрудничество с Западом.

В то же время военно-политическое сотрудничество, несмотря на наличие стратегического партнерства, носит заявительный характер, так как не имеет практического наполнения. Единственным достижением в сфере ВТС стала продажа российских вертолетов в 2011 году, то есть взаимодействие по линии поставок вооружения находится фактически на нуле. Несущественные поставки российского ВиВТ в Аргентину объясняют отсутствие совместных предприятий по производству вооружения и сервисных центров по его обслуживанию. По этой же причине нет необходимости в подготовке специалистов для эксплуатации и ремонта российской военной техники. Таким образом, совместные мероприятия, проводимые в рамках военного сотрудничества, выглядят символично и, скорее, направлены на демонстрацию того, что в рамках стратегического партнерства между странами имеется место и для минимального развития военно-политических связей, хотя конкретные их результаты пока почти не заметны.

В декабре 2019 года президентом Аргентины стал Альберто Анхель Фернандес, председатель кабинета министров при Н. Киршнере и на начальном этапе президентства К. Фернандес, которая впоследствии в президентской связке с А. Фернандесом заняла пост вице-президента. Возвращение представителей «киршнеристов» к власти дает надежду на активизацию российско-аргентинского сотрудничества, в том числе и в военно-политической сфере.

Тем не менее, в связи с тем, что мировая пандемия COVID-2019 оказывает негативный эффект на весь спектр межгосударственных отношений, интенсивность российско-аргентинских контактов будет также зависеть от того, когда мировое сообщество оправится от последствий коронавируса, и как быстро международная деятельность вернется к привычному формату.

Литература

1. Gentile M.E. Argentina y su política exterior frente al Bloque Oriental durante la Guerra Fría (1945-1990) // Centro de Estudios Internacionales para el Desarrollo. Buenos Aires, 2011.

2. Schmidt R. U.S. and Soviet Relations with Argentina. Obstacles and Opportunities for the U.S. Army. A RAND Note. Santa Monica: Rand, 1989.

3. Россия и Аргентина на траектории взаимного сближения / под. ред. П.П.Яковлева. Москва: ИЛА РАН, 2G15.

4. Пашенцев Е.Н. Россия и Аргентина: от консульских отношений до стратегического партнерства. Что дальше? // Латинская Америка. 2G16. №11.

5. Соглашение об основах отношений между РФ и Аргентинской Республикой. URL: http://docs.cntd.ru/document/9G1751638 (дата обращения Q2.QS.2Q2Q).

6. Протокол между Правительством РФ и Правительством Аргентины о действии договоров, заключенных СССР и Аргентиной. URL: http://www.szrf.ru/szrf/doc.phtml?nb=102&issid = 1022006007000&docid=5 (дата обращения 12.G5.2G2G).

7. Концепция внешней политики Российской Федерации: указ Президента РФ № 144G от 12 июля 2GG8 г.

8. El País. Madrid, 23.G8.2G19.

9. Совместное заявление РФ и Аргентины о построении отношений о стратегическом партнерстве. URL: http://kremlin.ru/supplement/222 (дата обращения 2S.QS.2Q2Q).

10. Fraga R. Argentina-Rusia: una relación estratégica. URL: http://www.nuevamayoria.com/index.php?option=com_content&task=view&id= 2240&Itemid=1 (дата обращения 3G.G5.2G2G).

11. Документы, подписанные по итогам российско-аргентинских переговоров 15 апреля 2G1G года. URL: http://kremlin.ru/supplement/S22 (дата обращения Q3.Q6.2Q2Q).

12. SIPRI: Transfer of Major Weapons. URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register.php (дата обращения 1Q.Q6.2Q2Q).

13. Документы, подписанные по результатам российско-аргентинских переговоров 12 июля 2G14. URL: http://kremlin.ru/supplement/4736 (дата обращения 2G.G6.2G2G).

14. Документы, подписанные в ходе визита Президента Аргентины К. Фернандес в РФ: 23 апреля 2015 года. URL: http://kremlin.ru/supplement/4962 (дата обращения 28.06.2020).

15. Путин: договор по ВТС позволит нарастить сотрудничество РФ и Аргентины. URL: https://ria.ru/20151123/1326803518.html (дата обращения 30.06.2020).

16. Argentina Opens New Chapter in Relationship with Russia. URL: https://sputniknews.com/analysis/201504231021287932/ (дата обращения 02.07.2020).

17. Russia May Supply Su-24 Aircraft to Argentina in Exchange for Food. URL: https://www.defensenews.com/air/2014/12/30/report-russia-may-supply-su-24-aircraft-to-argentina-in-exchange-for-food (дата обращения 03.07.2020).

18. Аргентина докупит российские вертолеты Ми-171. URL: https://helicopter.su/argentina_dokupit_rossijskie_vertoletyi_mi_171/ (дата обращения 05.07.2020).

19. Ивановский Зб.В. Латинская Америка в новом тысячелетии // Латинская Америка. 2019. №9.

20. Ивановский Зб.В. Латинская Америка на перепутье // Свободная мысль. 2018. №1.

21. Сидякин: смена власти в Аргентине станет проверкой для отношений с РФ. URL: https://ria.ru/20151123/1326803518.html (дата обращения 10.07.2020).

22. Замглавы МИД РФ: отношения с Аргентиной будут развиваться и после выборов в этой стране. URL: https://tass.ru/politika/2462454 (дата обращения 12.07.2020).

23. Политолог: новые власти Аргентины займутся экономической интеграцией. URL: https://ria.ru/20151123/1326812115.html (дата обращения 15.07.2020).

24. Argentina suspende la transmisión de RT en el país. URL: https://actualidad.rt.com/actualidad/209920-argentina-suspender-transmision-rt (дата обращения 19.07.2020).

25. Яковлев П.П., Яковлева Н.М. Реалии стратегического партнерства России и Аргентины // Мировая экономика и международные отношения. 2018. №7.

26. Malcorra viajó a Rusia para revisar acuerdos y relanzar las relaciones. URL: https://www.lanacion.com.ar/politica/malcorra-viajo-a-rusia-para-revisar-acuerdos-y-relanzar-las-relaciones-nid1888403 (accessed 22.07.2020).

27. Совместное заявление министра иностранных дел РФ С.В.Лаврова и министра иностранных дел и культа Аргентины С.Малькорры. URL: https://www.mid.rU/ru/maps/ar/-/asset_publisher/xC4jwwU3udAz/content/ id/2229291 (дата обращения 22.06.2020).

28. Яковлев П.П. Аналитический доклад о научных результатах проекта «Формирование отношений стратегического партнерства между Россией и Аргентиной в контексте меняющегося миропорядка». URL: http://www.ilaran.ru/?n = 1139 (дата обращения 25.07.2020).

29. Совместное заявление РФ и Аргентины о стратегическом внешнеполитическом диалоге. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5275 (дата обращения 25.07.2020).

30. Российско-аргентинские документы, подписанные в ходе официального визита Президента РФ В.В.Путина в Аргентину: 1 декабря 2018 года. URL: http://kremlin.ru/supplement/5374 (дата обращения 23.07.2020).

31. Секретарь Совета Безопасности РФ посетит с рабочим визитом Бразилию и Аргентину. URL: http://www.scrf.gov.ru/news/allnews/2328// (дата обращения 30.07.2020).

32. Судно «Янтарь» ВМФ РФ прибыло в район поиска пропавшей подлодки «Сан Хуан». URL: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201712060515-pa6m.htm (дата обращения 01.08.2020).

33. Россия и Аргентина подписали меморандум о сотрудничестве в вопросах безопасности. URL: https://tass.ru/politika/4787274 (дата обращения 02.08.2020).

34. Envían los cinco aviones de guerra que Argentina le compró a Francia. URL: https://www.clarin.com/politica/envian-aviones-guerra-argentina-compro-francia_0_bXQ9og8CE.html (accessed 03.08.2020).

35. Су-27 сбил МиГ-29: Аргентина отказалась от российских истребителей. URL: https://svpressa.ru/war21/article/245757/ (дата обращения 03.08.2020).

36. Battaglino J. Auge, caída y retorno de la defensa en la Argentina // Foreign Affairs Latinoamérica. 2015. Vol.13. №1.

37. Military Balance. ISSR, 2019.

References

1. Gentile M.E. Argentina y su política exterior frente al Bloque Oriental durante la Guerra Fría (1945-1990) // Centro de Estudios Internacionales para el Desarrollo. Buenos Aires, 2011.

2. Schmidt R. U.S. and Soviet Relations with Argentina. Obstacles and Opportunities for the U.S. Army. A RAND Note. Santa Monica: Rand, 1989.

3. Rossiya i Argentina na traektorii vzaimnogo sblizheniya / pod. red. P.P. Yakovleva. Moskva: ILA RAN, 2015.

4. Pashentsev E.N. Rossiya i Argentina: ot konsul'skikh otnoshenii do strategicheskogo partnerstva. Chto dal'she? // Latinskaya Amerika. 2016. №11.

5. Soglashenie ob osnovakh otnoshenii mezhdu RF i Argentinskoi Respublikoi. URL: http://docs.cntd.ru/document/901751638 (data obrashcheniya 02.05.2020).

6. Protokol mezhdu Pravitel'stvom RF i Pravitel'stvom Argentiny o deistvii dogovorov, zaklyuchennykh SSSR i Argentinoi. URL: http://www.szrf.ru/szrf/doc.phtml?nb=102&issid = 1022006007000&docid=5 (data obrashcheniya 12.05.2020).

7. Kontseptsiya vneshnei politiki Rossiiskoi Federatsii: ukaz Prezi-denta RF № 1440 ot 12 iyulya 2008 g.

8. El País. Madrid, 23.08.2019.

9. Sovmestnoe zayavlenie RF i Argentiny o postroenii otnoshenii o strategicheskom partnerstve. URL: http://kremlin.ru/supplement/222 (data obrashcheniya 25.05.2020).

10. Fraga R. Argentina-Rusia: una relación estratégica. URL: http://www.nuevamayoria.com/index.php?option=com_content&task=view&id= 2240&Itemid = 1 (data obrashcheniya 30.05.2020).

11. Dokumenty, podpisannye po itogam rossiisko-argentinskikh peregovorov 15 aprelya 2010 goda. URL: http://kremlin.ru/supplement/522 (data obrashcheniya 03.06.2020).

12. SIPRI: Transfer of Major Weapons. URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register.php (data obrashcheniya 10.06.2020).

13. Dokumenty, podpisannye po rezul'tatam rossiisko-argentinskikh peregovorov 12 iyulya 2014. URL: http://kremlin.ru/supplement/4736 (data obrashcheniya 20.06.2020).

14. Dokumenty, podpisannye v khode vizita Prezidenta Argentiny K. Fernandes v RF: 23 aprelya 2015 goda. URL: http://kremlin.ru/supplement/4962 (data obrashcheniya 28.06.2020).

15. Putin: dogovor po VTS pozvolit narastit' sotrudnichestvo RF i Argentiny. URL: https://ria.ru/20151123/1326803518.html (data obrashcheniya 30.06.2020).

16. Argentina Opens New Chapter in Relationship with Russia. URL: https://sputniknews.com/analysis/201504231021287932/ (data obrashcheniya 02.07.2020).

17. Russia May Supply Su-24 Aircraft to Argentina in Exchange for Food. URL: https://www.defensenews.com/air/2014/12/30/report-russia-may-supply-su-24-aircraft-to-argentina-in-exchange-for-food (data obrashcheniya 03.07.2020).

18. Argentina dokupit rossiiskie vertolety Mi-171. URL: https://helicopter.su/argentina_dokupit_rossijskie_vertoletyi_mi_171/ (data obrashcheniya 05.07.2020).

19. Ivanovskii Zb.V. Latinskaya Amerika v novom tysyacheletii // Latinskaya Amerika. 2019. №9.

20. Ivanovskii Zb.V. Latinskaya Amerika na pereput'e // Svobodnaya mysl'. 2018. №1.

21. Sidyakin: smena vlasti v Argentine stanet proverkoi dlya otnoshenii s RF. URL: https://ria.ru/20151123/1326803518.html (data obrashcheniya 10.07.2020).

22. Zamglavy MID RF: otnosheniya s Argentinoi budut razvivat'sya i posle vyborov v etoi strane. URL: https://tass.ru/politika/2462454 (data obrashcheniya 12.07.2020).

23. Politolog: novye vlasti Argentiny zaimutsya ekonomicheskoi integratsiei. URL: https://ria.ru/20151123/1326812115.html (data obrashcheniya 15.07.2020).

24. Argentina suspende la transmisión de RT en el país. URL: https://actualidad.rt.com/actualidad/209920-argentina-suspender-transmision-rt (data obrashcheniya 19.07.2020).

25. Yakovlev P.P., Yakovleva N.M. Realii strategicheskogo partnerstva Rossii i Argentiny // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2018. №7.

26. Malcorra viajó a Rusia para revisar acuerdos y relanzar las relaciones. URL: https://www.lanacion.com.ar/politica/malcorra-viajo-a-rusia-para-revisar-acuerdos-y-relanzar-las-relaciones-nid1888403 (accessed 22.07.2020).

27. Sovmestnoe zayavlenie ministra inostrannykh del RF S.V. Lavrova i ministra inostrannykh del i kul'ta Argentiny S.Mal'korry. URL: https://www.mid.ru/ru/maps/ar/-

/asset_publisher/xC4jwwU3udAz/content/id/2229291 (data obrashcheniya 22.06.2020).

28. Yakovlev P.P. Analiticheskii doklad o nauchnykh rezul'tatakh proekta «Formirovanie otnoshenii strategicheskogo partnerstva mezhdu Rossiei i Argentinoi v kontekste menyayushchegosya miroporyadka». URL: http://www.ilaran.ru/?n = 1139 (data obrashcheniya 25.07.2020).

29. Sovmestnoe zayavlenie RF i Argentiny o strategicheskom vneshne-politicheskom dialoge. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5275 (data obrashcheniya 25.07.2020).

30. Rossiisko-argentinskie dokumenty, podpisannye v khode ofitsial'nogo vizita Prezidenta RF V.V.Putina v Argentinu: 1 dekabrya 2018 goda. URL: http://kremlin.ru/supplement/5374 (data obrashcheniya 23.07.2020).

31. Sekretar' Soveta Bezopasnosti RF posetit s rabochim vizitom Braziliyu i Argentinu. URL: http://www.scrf.gov.ru/news/allnews/2328// (data obrashcheniya 30.07.2020).

32. Sudno «Yantar'» VMF RF pribylo v raion poiska propavshei pod-lodki «San Khuan». URL: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201712060515-pa6m.htm (data obrashcheniya 01.08.2020).

33. Rossiya i Argentina podpisali memorandum o sotrudnichestve v voprosakh bezopasnosti. URL: https://tass.ru/politika/4787274 (data obra-shcheniya 02.08.2020).

34. Envían los cinco aviones de guerra que Argentina le compró a Francia. URL: https://www.clarin.com/politica/envian-aviones-guerra-argentina-compro-francia_0_bXQ9og8CE.html (accessed 03.08.2020).

35. Su-27 sbil MiG-29: Argentina otkazalas' ot rossiiskikh istrebitelei. URL: https://svpressa.ru/war21/article/245757/ (data obrashcheniya 03.08.2020).

36. Battaglino J. Auge, caída y retorno de la defensa en la Argentina // Foreign Affairs Latinoamérica. 2015. Vol.13. №1.

37. Military Balance. ISSR, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.