ЭКО. - 2014. - №7 АГАНБЕГЯН А.Г.
России требуется политика форсированных и эффективных инвестиций
А.Г. АГАНБЕГЯН, академик РАН, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва
В статье раскрываются главные причины стагнации экономики России, обосновывается необходимость перехода к новой экономической политике, базирующейся на увеличении объема инвестиций в экономику. Ключевые слова: ВВП, отток капитала, технологическое обновление, источники инвестиций
После относительно неплохих темпов восстановления нашей страны после кризиса (в 2010-2012 гг. ВВП вырос на 12,7%) ситуация в экономике стала ухудшаться - и в 2013 г прирост ВВП составил всего 1,3%. Темпы роста промышленности снизились с 8,2% в 2010 г. до 4,7% в 2011 г., 2,6% - в 2012 г. и 0,3% - в 2013 г. При этом показатели объемов строительства, инвестиций, экспорта, производства машин и оборудования, железнодорожных перевозок (грузооборот) оказались минусовыми по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Инфляция же, напротив, с 5,1% в годовом выражении в 2012 г. поднялась до 6,8% в 2013 г. Соединение стагнации с ускоренной инфляцией привело к возникновению трудного для развития страны процесса - стагфляции.
В 2014 г. уже в первом квартале прирост ВВП сократился до 0,8%, и к негативным процессам добавилось снижение объема импорта на 6,5% (по сравнению с первым кварталом 2013 г.), экспорта - на 5%. Впервые за 15 лет стали падать реально располагаемые денежные доходы населения, чего не было даже в кризис: в 2009 г. рост реальных доходов составил 1,9%. Значительно снизились и объемы инвестиций - на 5%. Все уверены в том, что второй квартал будет еще хуже в связи с влиянием санкций со стороны США и Евросоюза из-за присоединения Крыма к России. И только с третьего квартала, возможно, падение прекратится и начнется некоторый подъем. В целом на 2014 г. прогнозируется нулевой прирост или в лучшем случае 0,5-1% (при благоприятном сочетании факторов).
К сожалению, этот феномен катастрофического снижения темпов развития экономики не был заблаговременно предсказан. Еще в начале 2013 г Минэкономразвития РФ, исследовательские институты, которые этим занимаются, предполагали, что в 2013 г. будет нормальный темп роста ВВП - 3,5%, а не 1,3%. Обращаю внимание на расхождение в течение года оценок в темпах такого колоссального агрегированного показателя, как динамика ВВП, втрое. Причем не произошло никаких экстраординарных событий, которые могли бы повлиять на рост нашей экономики. Не было падения темпов роста в других странах, напротив, другие страны стали развиваться даже лучше, темпы роста мировой экономики, объемы торговли выросли, цена нефти отнюдь не снизилась. Каковы же причины происходящего?
Первая причина: в кризис 2007-2009 гг. объем инвестиций в России упал на 17% и с трудом восстановился только к концу 2012 г. А инвестиции - это вложения в будущее, и темп развития в перспективе зависит от сегодняшних инвестиций. Поскольку инвестиции влияют на темпы роста с лагом примерно в 3-4 года, то спад в объемах инвестиций в 2009 г. привел к снижению темпов роста экономики в 2013 г. В 2011 г. экономика хорошо развивалась под влиянием роста инвестиций в 2007 г. на 20%, а в 2012 г. - под воздействием приличных инвестиций 2008 г.
Вторая существенная причина - это колоссальный отток капитала. До кризиса наблюдался приток капитала в Россию: в 2006 г. - 43 млрд долл., в 2007 г. - 82 млрд долл., а в 2008 г. - минус 133 млрд долл. В 2009 г. разница между притоком и оттоком капитала составила минус 54 млрд долл., в 2010 г. - 38, в 2011 г. - 80,5, в 2012 г. - 54, в 2013 г. - минус 63 млрд долл. Первый квартал 2014 г. - рекордный: минус 55 млрд долл. Международный валютный фонд прогнозирует отток капитала в 2014 г. из России в размере 160 млрд долл. (Минэкономразвития РФ - 90 млрд долл.). В целом отток капитала из страны с 2008 г. превысил 470 млрд долл., что соответствует четверти всего валового внутреннего продукта России, оцененного по рыночному курсу. Это означает обескровливание экономики, недофинансирование факторов экономического роста, особенно инвестиций.
Пытаясь выйти из этой ситуации, после кризиса российские предприятия и организации стали активно занимать за рубежом.
В результате размер внешнего долга вырос с 450 млрд долл. после кризиса до 732 млрд долл. на 1 января 2014 г. Это уже может оказаться критичным, ибо долг внебюджетной сферы достиг 60% валового внутреннего продукта этой сферы. При этом государственный внешний долг в стране очень небольшой - всего 3% ВВП, основные заемщики - это предприятия и организации, в том числе корпорации с государственным участием, такие как «Газпром», «Роснефть», «Аэрофлот».
Третья причина - резкое устаревание материально-технической базы. Коэффициент выбытия значительно упал после кризиса и составляет 0,7% в год, поэтому с каждым годом состояние фондов ухудшается. В России средний срок службы машин и оборудования - более 13 лет (в то время как в мире старым считается уже 10-летнее), а нормальный срок - 7-8 лет.
Четвертая причина - уродливая, отсталая структура народного хозяйства. Мы по-прежнему «сидим» на нефтегазовой игле, от доходов нефти и газа наполовину зависят доходы федерального бюджета страны.
Российская экономическая политика, сформированная в условиях подъема экономики в первое десятилетие 2000-х, совершенно не соответствует этапу стагнации. По-прежнему сохраняется жесткое бюджетное регулирование: не допускаются дефицит бюджета (максимум - 1%), использование золотовалютных резервов в целях развития, происходит сдерживание кредитной массы, от которой, естественно, зависит финансирование. Все направлено на то, чтобы давать меньше денег. Все нынешние мероприятия - и попытка сбить инфляцию за счет сокращения денежной массы, и недавнее повышение ключевой ставки рефинансирования с 5 до 7% - направлены против экономического роста. И это вполне закономерно тянет экономику вниз.
Что делать? Совершенно ясно, что надо принять меры, которые бы устранили или хотя бы ослабили действие тех факторов, которые тормозят рост экономики. И развивать локомотивы, двигающие экономику вперед. На мой взгляд, главный из них - это инвестиции, без которых невозможно технологическое обновление устаревших фондов.
Чтобы преодолеть зависимость от нефтегазовой иглы, изменить отсталую структуру производства, повысить удельный вес экономики знаний (в России он самый низкий в мире - всего 15%
ВВП, а не 35%, как в Западной Европе, или 45%, как в США), надо вкладывать деньги в эту сферу. Если экономика знаний будет развиваться темпом 8-10% в год, это ускорит общий темп развития на 1-1,5%. Объемы жилищного строительства и мультипликативные эффекты, с ним связанные, на 10% определяют темп развития. Переход к массовому строительству автострад, скоростных железных дорог даст еще 0,5%. Но на все это нужны огромные инвестиции - дополнительно по 2 трлн руб. в год потребуется для таких сфер, как технологическое обновление оборудования, перестройка структуры экономики, модернизация транспортной инфраструктуры, по 1 трлн руб. - на жилищное строительство и на развитие экономики знаний. Итого дополнительно требуется 8 трлн руб. инвестиций в год.
Сейчас при крайне низкой норме инвестиций (ее доли в ВВП) - менее 20% - максимально возможный темп развития - в лучшем случае около 2% в год (именно такие темпы демонстрируют развитые страны при аналогичной норме инвестиций). Чтобы выйти из состояния стагнации и ускорить темпы развития до 5-6%, необходима норма инвестиций 30-35% (это средняя норма в развивающихся странах, в которых как раз наблюдаются такие темпы). Чтобы этого добиться, нужен в первую очередь инвестиционный кредит, который у нас совершенно не развит - он составлял только 7,7% всех инвестиций, в то время как в Германии - 32%, в США - 42%.
Основной денежный источник сейчас - активы российских банков (55 трлн руб., 86% ВВП). Но из этих средств всего 1 трлн руб. - это длинные деньги, а 54 трлн руб. - короткие. Увеличение доли длинных денег хотя бы втрое (с 2 до 6% активов) даст дополнительные 2 трлн руб. инвестиций. Доведение дефицита бюджета до 3% ВВП, как это рекомендует Европейский союз - это еще 2 трлн руб. инвестиций. На приватизации государственной собственности, как сделала Москва, заработав на этом 1,5 трлн руб., можно получать по 1 трлн руб. в год. Возможно провести эмиссию на 1 трлн руб., обменять на валюту и на нее купить за рубежом оборудование. По такому пути идут многие страны.
Еще один источник инвестиций - средства населения: 25 трлн руб., часть которых лежат без движения и обесцениваются, и еще 700 млрд долл. - в банках за границей (по самым
скромным оценкам). Можно предоставить населению земельные участки, построить на выгодных условиях жилье под государственные гарантии, чтобы люди были уверены, что если они внесли свои деньги, то получат жилье. Дать возможность на привлекательных условиях купить машину (так они продаются за рубежом). Кстати, один из локомотивов - рост автомобильной промышленности, которая у нас сейчас стагнирует. То есть можно найти источники инвестиций, я не говорю о возможных займах государства.
Сегодня главные инвесторы - предприятия, но у них прибыль сократилась на 13% в 2013 г. и на 32% - в первом квартале 2014 г. Из этой прибыли всего 15% идет на инвестиции. Если освободить инвестиции от налога, безусловно, объемы вложений увеличатся, к тому же в этих целях будет использоваться теневая прибыль (как это было до 2003 г.) - это может принести еще 1 трлн руб. инвестиций.
До последнего времени никаких серьезных мер со стороны Правительства РФ в этой области не предпринималось. Сейчас, после программного выступления Президента РФ В. В. Путина на Петербургском экономическом форуме с предложениями начать крупномасштабное технологическое обновление промышленности и всего народного хозяйства с широким использованием инвестиционного кредита по новым ставкам, а строительство новых предприятий освободить от налогообложения, положение коренным образом меняется. Страна переходит к новому этапу форсированных инвестиций - главного рычага социально-экономического подъема. В течение нескольких лет стагнация будет преодолена, и темпы экономического роста значительно ускорятся.
Надеюсь, что постепенно ослабнут и санкции против России. Сами по себе объявленные санкции мало влияют на наши темпы (десятые доли процента или даже меньше), но есть еще и негласные санкции: иностранные предприниматели не заключают с нами сделки по предоставлению кредитов, не участвуют в проектах, отзывают уже утвержденные проекты. И сейчас это происходит в массовом масштабе: нам перестали давать кредиты, тем более что рейтинг страны, а значит, и всех предприятий, снизился.
Прогноз, к сожалению, негативный: рейтинг России всего на 1-2 позиции отличается от спекулятивного (не инвестиционного), поэтому перестал расти внешний долг (нам просто не
дают деньги), а ведь каждый год 150 млрд долл. этого долга необходимо возвращать.
Но санкции вряд ли будут углубляться и расширяться, потому что западные страны тоже несут большие потери, и, судя по первым шагам, начинают отыгрывать назад ряд поспешно принятых решений.
Видимо, этот фактор будет ослабевать, поэтому с 2015 г. есть шанс немного увеличить темпы роста ВВП - до 1,5-2%. Но для того чтобы по-настоящему двигаться вперед, необходим переход к новой экономической политике - политике форсированных и эффективных инвестиций, что предусматривает программа, выдвинутая Президентом РФ В.В. Путиным.
«ЭКО»-информ
Распределение инвестиций в основной капитал
по источникам финансирования в 2013 г. (без субъектов малого предпринимательства), %
Регион Средства Из них:
собственные привлеченные кредиты банков бюджетные
Россия 46,1 53,9 9,3 18,8
СФО 52,8 47,2 9,1 14,9
Респ.Алтай 11,8 88,2 6,5 44,9
Респ. Бурятия 32,5 67,5 6,0 34,9
Респ. Тыва 5,6 94,4 30,7 45,8
Респ. Хакасия 29,3 70,7 7,9 20,5
Алтайский кр. 45,8 54,2 5,6 23,8
Забайкальский кр. 44,3 55,7 6,5 16,9
Красноярский кр. 60,9 39,1 10,5 10,1
Иркутская обл. 73,1 26,9 5,2 9,0
Кемеровская обл. 55,1 44,9 9,8 12,4
Новосибирская обл. 34,4 65,6 15,0 24,7
Омская обл. 35,3 64,7 6,4 18,4
Томская обл. 54,5 45,5 5,5 10,2
Источник: Росстат.