Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В МАРТЕ 2015 г.'

РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В МАРТЕ 2015 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Russian industry / demand / output / employment / stocks of finished goods / crediting of manufacturing / actual trends and expectations.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергей Цухло

Согласно конъюнктурным опросам, проводимым Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара1, российская промышленность удержалась в первом квартале 2015 г. от кризисного спада производства, несмотря на медленное восстановление спроса после январских каникул. Последнее обстоятельство не устраивает все большее число предприятий, которые, судя по оценкам запасов готовой продукции, пока уверенно контролируют баланс спроса и предложения. Начавшееся замедление роста цен, снижение банковской ставки и перелом негативной тенденции в инвестиционных планах выглядят явно позитивно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Industry in in March 2015

According to business surveys carried out by the Gaidar Institute, in Q1 2015 the Russian industry managed to escape the crisis output gap despite a slow recovery of demand after January holidays. The latter factor does not suit a growing number of enterprises which judging by the estimates of stocks of finished products confidently control for the time being the balance between demand and supply. Slowdown of growth in prices, reduction of the banking rate and breaking of the negative trend in investment plans appear explicitly positive.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В МАРТЕ 2015 г.»

Промышленность

РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В МАРТЕ 2015 г.

Сергей ЦУХЛО, канд. экон. наук

Согласно конъюнктурным опросам, проводимым Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара', российская промышленность удержалась в первом квартале 2015 г. от кризисного спада производства, несмотря на медленное восстановление спроса после январских каникул. Последнее обстоятельство не устраивает все большее число предприятий, которые, судя по оценкам запасов готовой продукции, пока уверенно контролируют баланс спроса и предложения. Начавшееся замедление роста цен, снижение банковской ставки и перелом негативной тенденции в инвестиционных, планах выглядят явно позитивно.

Спрос на промышленную продукцию

В марте 2015 г. продажи промышленной продукции продолжили восстановление после традиционного январского провала, однако пока с отставанием от обычного для прошлых лет графика: сейчас неочищенный баланс (темп) изменения объемов продаж достиг только нулевого уровня, тогда как в предыдущие годы он поднимался в марте уже до +5 -+10 пунктов. В результате очистка от сезонности показывает низкие для этого месяца темпы изменения данного параметра - но не кризисные. (Заметим, что аналогичные темпы уже регистрировались опросами во второй поло-

вине 2012 г.) В такой ситуации продолжает снижаться удовлетворенность объемами продаж: за первый квартал доля ответов о текущем спросе на продукцию «ниже нормы» увеличилась на 5 пунктов и сравнялась с долей оценок «нормальный».

Не набрали должного оптимизма и прогнозы продаж. В феврале они достигли только +7 пунктов, хотя ранее поднимались в этом месяце до +20. В марте баланс прогнозов традиционно снизился, но не стал отрицательным. Поэтому очищенные от сезонности данные выявили падение показателя в первом квартале текущего года до худших значений с середины 2009 г. Таким образом, вероятность дальнейшего снижения спроса сохраняется.

Запасы готовой продукции

Однако оценки запасов готовой продукции показывают уверенный контроль промышленности за балансом спроса и предложения в ожидании кризиса и пока не содержат близких признаков его наступления: баланс оценок с июля 2014 г. стабильно пребывает в пределах -2 - +4 пунктов при рекордном (73%) значении доли ответов «нормальные». Тем самым промышленность лишает возможный будущий кризисный спад выпуска дополнительного импульса за счет необходимости «кризисной расчистки» складов готовой продукции.

' Опросы руководителей промышленных предприятий проводятся Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара по европейской гармонизированной методике в ежемесячном цикле с сентября '992 г. и охватывают всю территорию Российской Федерации. Размер панели составляет около 1100 предприятий, на которых работает более '5% занятых в промышленности. Панель смещена в сторону крупных предприятий по каждой из выделяемых подотраслей. Возврат анкет — 65-70%.

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 22 • № 5 • MAY-JUNE 2015 35

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Выпуск продукции

Но необходимости в подобной расчистке складов у промышленности, похоже, в ближайшее время не возникнет -скорее наоборот. В пользу такого позитивного для данного момента сценария развития событий говорят планы выпуска предприятий: в марте 2015 г. баланс этих планов увеличился на символичные три пункта (после сезонной очистки) и таким образом прервал негативный тренд периода октября 2014 - февраля 2015 гг., за время которого баланс снизился на 11 пунктов.

Позитивно (опять же для «кризисного» периода) выглядит и фактическая динамика промышленного производства - в марте она вновь удержалась от кризисного спада и продемонстрировала после очистки от сезонности прежние скромные темпы роста выпуска. Таким образом, первый квартал кризисного 2015 г. оказался для российской промышленности совсем не кризисным, по крайней мере по объему промышленного производства.

Цены предприятий

Российская промышленность начинает закладывать основу для будущего роста спроса на свою продукцию. Так можно интерпретировать ценовую политику предприятий - в марте текущего года в промышленности продолжалось торможение роста ее цен, самое интенсивное увеличение которых для последних четырех лет опросы зарегистрировали в январе 2015 г. Тогда баланс («рост минус снижение») достиг +42 пунктов, а доля ответов «нет изменений» упала до 49%. Последнее значение стало постдефолтным минимумом показателя, т.е. никогда с января 1999 г. в промышленности не было так мало предприятий, сохранивших свои цены неизменными, как в январе 2015 г.

Сейчас уровень стабильности цен в промышленности вырос до 69% - столько предприятий сообщили о том, что они не изменили свои цены в марте по сравнению с февралем 2015 г. (Абсолютный рекорд этого показателя для всего периода мониторинга с 1992 по

2015 гг. был достигнут совсем недавно - в августе 2014 г., когда 87% предприятий сообщили о стабильности своих цен.) Однако введенные затем российские антисанкции и декабрьская девальвация рубля сократили уровень стабильности цен предприятий почти на 40 п.п.

Планы промышленности демонстрируют намерение предприятий и дальше снижать свои цены - в марте баланс ценовых планов уменьшился еще на 9 пунктов, а итоговое его сокращение за февраль-март составило 19 пунктов. Такой резкой корректировки этого показателя после кризиса 2008 г. опросы еще не регистрировали.

Фактическая динамика и планы увольнений

В условиях начавшихся (или продекларированных) увольнений в других секторах экономики и при торможении роста заработных плат российская промышленность в целом получила больше возможностей для решения своих кадровых проблем. Как показывают опросы, даже в начале первого квартала 2015 г. (когда панические кризисные настроения у всех экономических агентов достигли максимума) четвертая часть промышленных предприятий испытывала недостаток кадров для обеспечения текущего объема выпуска, а 15% ожидали его сохранения в краткосрочной перспективе с учетом прогнозируемых изменений спроса.

В подобных обстоятельствах достижение в марте 2015 г. положительной динамики занятости (т.е. превышение доли сообщений о найме над долей сообщений об увольнениях) выглядит вполне логично. Заметим, что такой ситуации в промышленности не регистрировалось уже три года, т.е. только в начале 2012 г. промышленности удалось увеличить количество работников в отрасли. Однако последовавший затем рост зарплат в других секторах экономики (и особенно - в бюджетном) лишил промышленность конкурентоспособности на рынке труда, привел к устойчивому сни-

36 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 22 • № 5 • МАЙ-ИЮНЬ 2015

РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В МАРТЕ 2015 г.

жению количества работников в отрасли и к возникновению текущего дефицита кадров на 37% предприятий.

Инвестиционные планы предприятий

Инвестиционные планы промышленности тоже начинают формировать основу будущего (пока отдаленного) промышленного роста - но уже инвестиционного. В пользу такого вывода говорит зарегистрированный перелом в инвестиционных намерениях предприятий: если в сентябре 2014 - феврале 2015 гг. баланс этих планов устойчиво снижался, потерял 43

п.п. и достиг в итоге худшего уровня с октября 2009 г., то в марте текущего года данный показатель улучшился на 10 пунктов.

Одной из причин такого перелома в настроениях российской промышленности стало резкое снижение удовлетворенности объемами вложений в производство: только 42% предприятий оценили инвестиции первого квартала 2015 г. как «нормальные»- после 55% «нормальных» оценок инвестиций, зарегистрированных в четвертом квартале 2014 г. В результате показатель опустился до абсолютного минимума с середины 2010 г. (когда начался мониторинг этих оценок). ■

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 22 • № 5 • MAY-JUNE 2015 3 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.