Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В МАРТЕ 2014 г.'

РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В МАРТЕ 2014 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
russian industry / demand / output / employment / stocks of finished goods / crediting of manufacturing / actual trends and expectations.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергей Цухло

Первые оценки мартовской (2014 г.) ситуации, по данным опросов, проводимых Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара1, не выявили никаких принципиальных изменений в динамике спроса, выпуска, занятости и инвестиций российской промышленности. Но цены предприятий, возможно, начинают поддаваться инфляционному давлению, а запасы – растущей неопределенности ближайших месяцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Industry in March 2014

According to the data of business surveys carried out by the Gaidar Institute, the first estimates of March did not identify any principal changes in the dynamics of demand, output, employment and investments of the Russian industry. However, enterprises’ prices have, probably, started to yield to the inflationary pressure, while reserves, to growing uncertainty of forthcoming months.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В МАРТЕ 2014 г.»

Промышленность

РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В МАРТЕ 2014 г.

Сергей ЦУХЛО, канд. экон. наук

Первые оценки мартовской (2014 г.) ситуации, по данны/м опросов, проводимых Институтом экономической политики им. Е. Т. Гайдара1, не вы/явили никаких принципиальных изменений в динамике спроса, вы/пуска, занятости и инвестиций российской промышленности. Но ценыI предприятий, возможно, начинают поддаваться инфляционному давлению, а запасыI — растущей неопределенности ближайших месяцев.

Индекс промышленного оптимизма

Первые данные за март 2014 г. показали небольшое улучшение настроений в российской промышленности, которое, однако, вывело индекс лишь «в ноль». Последнее обстоятельство наиболее точно отражает давно сложившееся положение дел на предприятиях.

Спрос на промышленную продукцию

В марте 2014 г., по оценкам предприятий, спрос на промышленную продукцию продолжал восстанавливаться после традиционного январского провала: исходный баланс изменения показателя (аналог темпа роста в привычном понимании) прибавил еще 4 пункта и вышел «в плюс» (годом ранее баланс этого показателя стал положительным уже в феврале). В результате очистка от сезонности показала продолжающееся сокращение спроса с почти прежней (февральской) интенсивностью.

Однако такая динамика спроса совсем не разочаровала предприятия - доля оценок «нормальный» впервые за период с 2013 г. превысила (хотя и в минимальной степени) долю оценок «ниже нормы». Промышленность вновь демонстрирует высокую адаптацию к сложной текущей ситуации и возросшей в связи с украинским кризисом неопределенности ближайших месяцев.

И это обстоятельство сказалось на прогнозах продаж российской промышленности даже в условиях ослабления курса рубля и ожидаемого экспертами и, наверное, властями импортозамещения: баланс прогнозируемых изменений спроса (т.е. темп его роста в терминах привычной статистики) после скромного февральского максимума снизился в марте до +12 пунктов, тогда как в предыдущие посткризисные годы он составлял +18 - +23 пункта. Очистка от сезонности показала, что баланс опустился до отрицательных значений. В целом динамика прогнозов спроса за первый квартал текущего года выглядит хуже значений показателя за аналогичный период года предыдущего.

Запасы готовой продукции

Баланс оценок запасов готовой продукции снизился (т.е. улучшился) в марте 2014 г. на 6 пунктов и в результате достиг минимальных значений за последние 18 месяцев. Иными словами, таких небольших излишков запасов го-

1 Опросы руководителей промышленных предприятий проводятся Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара по европейской гармонизированной методике в ежемесячном цикле с сентября 1992 г. и охватывают всю территорию Российской Федерации. Размер панели составляет около 1100 предприятий, на которых работает более 15% занятых в промышленности. Панель смещена в сторону крупных предприятий по каждой из выделяемых подотраслей. Возврат анкет — 65-70%.

30 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 21 • № 5 • МАЙ—ИЮНЬ 2014

РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В МАРТЕ 2014 г.

товой продукции опросы не регистрировали с сентября 2012 г.

Выпуск продукции

Интенсивность роста выпуска в марте текущего года усилилась по исходным данным еще на 2 пункта и вышла на традиционное для этого месяца значение показателя. После очистки от сезонности темп роста выпуска вернулся в область нуля, что говорит о сохранении едва различимых темпов изменения выпуска в российской промышленности и позволяет получать итоговое значение с любым знаком в результате применения немного отличающихся друг от друга методов исключения сезонных и календарных факторов.

Аналогичная ситуация складывается и с планами выпуска промышленности: после очистки от сезонности этот показатель вернулся в границы, которые он выдерживает с января 2013 г. Таким образом, надежды на умеренный рост выпуска по-прежнему не покидают нашу промышленность.

Цены предприятий

Российская промышленность продолжала и в марте удерживать относительно высокую интенсивность роста цен, которая лишь 2 пункта уступила январскому темпу изменения показателя. (В предыдущие два года к концу первого квартала баланс уже терял январский импульс и стремился к нулю.) В 2014 г., в условиях давления на курс рубля и усиления инфляционных процессов, предприятия вынуждены изменить свою ценовую политику даже в ущерб сбыту.

Ценовые прогнозы предприятий тоже ведут себя нетрадиционно. Во-первых, предновогодний взлет показателя ограничился одним месяцем (декабрем), хотя в предыдущие годы предприятия плавно наращивали свои прогнозы и/или удерживали их на максимальных уровнях несколько месяцев, - сейчас же сбытовые проблемы заставили производителей поступить иначе. Во-вторых, январское снижение прогнозов не получило продолжения,

а в марте показатель даже вырос на несколько пунктов - предприятия начинают учитывать изменение инфляционного фона в российской экономике.

Фактическая динамика и планы увольнений

Исход работников из российской промышленности продолжается. После традиционного январского пика увольнений в феврале и марте баланс изменения численности персонала смог подняться только до -10 и -8 пунктов соответственно и вышел в результате на обычные для второй половины 2013 г. уровни (интенсивность) снижения количества работников.

Прогнозы изменения показателя утратили январский оптимизм: взлетев в начале года сразу на 22 пункта - до +7, уже в феврале баланс стал нулевым и сохранил это значение в марте. Промышленность вновь «осознала» бесперспективность усилий по набору персонала. Впрочем, пока это не создает проблем с кадровой обеспеченностью ожидаемого предприятиями промышленного роста: в первом квартале 2014 г. баланс оценок текущей численности работников стал нулевым, т.е. доля ответов «более чем достаточно» сравнялась с долей ответов «менее чем достаточно» при абсолютном превосходстве (72%) оценок «достаточно».

Инвестиционные планы предприятий

Промышленность продолжает держать инвестиционную паузу: баланс инвестиционных намерений в марте текущего года остался в отрицательной зоне (т.е. ответов о планируемом снижении было больше, чем ответов о возможном росте инвестиций) уже десятый месяц подряд. Единственным «лучом света» (точнее -слабым проблеском надежды) в этой мрачной инвестиционной картине может считаться символичное улучшение показателя с -15 пунктов в ноябре-декабре 2013 г. до -8 пунктов в марте 2014 г. ■

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 21 • № 5 • MAY-JUNE 2014 31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.