Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В АВГУСТЕ 2015 г.'

РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В АВГУСТЕ 2015 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Russian industry / demand / output / em- ployment / stocks of finished goods / crediting of manufacturing / actual trends and expectations.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергей Цухло

По данным конъюнктурных опросов, проводимых Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара1, промышленные предприятия продолжают уверенно контролировать развитие вялотекущих кризисных явлений в секторе. Оценки запасов готовой продукции, спроса и занятости далеки от привычных (фиксировавшихся в 2009 г.) кризисных. Однако прогнозы спроса, выпуска, занятости и инвестиций показывают скорее готовность углубить дно нынешнего кризиса, чем желание оттолкнуться от него.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Industry in August 2015

According to Gaidar Institute business surveys, industrial enterprises continue to exercise a commanding control over slow rolling downturn in the sector. Estimates of finished stock, demand and employment are far from traditional (as was in 2009) crisis ones. However, projections of demand, output, employment and investment show rather readiness to break through the bottom of 2015 crisis than a wish to bounce back from the bottom.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В АВГУСТЕ 2015 г.»

Промышленность

РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В АВГУСТЕ 2015 г.

Сергей ЦУХЛО, канд. экон. наук

По данным конъюнктурных опросов, проводимых Институтом экономической политики им. Е. Т. Гайдара', промышленные предприятия продолжают уверенно контролировать развитие вялотекущих, кризисных явлений в секторе. Оценки запасов готовой продукции, спроса и занятости далеки от привычных (фиксировавшихся в 2009 г.) кризисных. Однако прогнозы спроса, выпуска, занятости и инвестиций показывают скорее готовность углубить дно нынешнего кризиса, чем желание оттолкнуться от него.

Спрос на промышленную продукцию

В августе 2015 г. динамика спроса на промышленную продукцию не претерпела принципиальных изменений по сравнению с предыдущим месяцем - как исходные, так и очищенные от сезонности данные о фактических продажах не показали ни фронтального (образца 2008 г.) спада продаж, ни выхода на положительную (образца '998 г.) траекторию их роста. Вместе с тем результат такой динамики получил высокую оценку предприятий: в августе удовлетворенность спросом в российской промышленности выросла сразу на '0 п.п. и достигла 59%. Промышленность, таким образом, в который уже раз за последние год-два смогла «перевести дух» в условиях постоянно нагнетаемой нервозности и ожидания фронтального и почти одномо-

ментного спада, который все никак не наступает...

Однако надежд на сохранение подобной (некризисной по прошлым меркам) ситуации в августе стало меньше: прогнозы спроса «потеряли» 11 пунктов по исходным данным и 7 -по очищенным от сезонности. Последние ушли в существенный «минус», не достигнув, впрочем, пока панических уровней первых месяцев 2015 г., когда показатель продемонстрировал худшие значения с мая 2009 г.

Запасы готовой продукции

Оценки запасов готовой продукции снижают вероятность катастрофического варианта развития событий в российской промышленности по отслеживаемому чиновниками и аналитиками набору показателей.

Вялотекущий характер кризиса 2015 г. и заблаговременная подготовка к нему всех участников позволили предприятиям сократить излишки запасов. В нынешнем году доля ответов «выше нормы» находится на минимальных уровнях для всего 23-летнего периода опросов, проводимых Институтом Гайдара (с 1992 г.). Аналогичная ситуация складывается и с недостатком запасов готовой продукции: в 2015 г. был достигнут и его абсолютный минимум. В результате баланс оценок запасов уверенно пребывает около нулевой отметки. Доля же ответов «нормальные», наоборот, вышла на абсолютный максимум.

1 Опросы руководителей промышленных предприятий проводятся Институтом экономической политики им. Е..Т. Гайдара по европейской гармонизированной методике в ежемесячном цикле с сентября 1992 г. и охватывают всю территорию Российской Федерации. Размер панели составляет около 1100 предприятий, на которых работает более 15% занятых в промышленности. Панель смещена в сторону крупных предприятий по каждой из выделяемых подотраслей. Возврат анкет — 65-70%.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Выпуск продукции

Динамика выпуска до сих пор не может восстановиться после традиционного майского провала, который она переживает (причем ранее это происходило вполне успешно) каждый год. В 2015 г. неочищенный баланс показателя остался в июне-августе около нулевой отметки. Очистка от сезонности сохранила нулевой уровень в июне и снизила его до -6 пунктов в июле-августе. Впрочем, эти уровни пока далеки от привычных и ожидаемых кризисных значений и уже встречались в прошедшие межкризисные годы.

Не предвещают давно ожидаемого кризисного спада и производственные планы предприятий. Хотя в третьем квартале текущего года их уровни оказались ниже по сравнению с предыдущим кварталом, но оценки производственных планов по-прежнему далеки от отрицательных значений и превышают некоторые значения межкризисных лет.

Ограничения промышленного роста

Ежеквартальный мониторинг ограничений промышленного роста также не содержит привычных по прошлым годам признаков наступления ожидаемых большинством наблюдателей кризисных явлений в российской промышленности.

Во-первых, недостаточный спрос хотя и остается основной, судя по ответам, помехой росту выпуска, но упоминается сейчас только 45% предприятий. Это значение является минимальным для всего посткризисного периода 2009-2015 гг. и говорит о том, что промышленность уверенно адаптировалась к фактически сложившемуся объему продаж и не воспринимает его как кризисно низкий.

Во-вторых, «неясность текущей ситуации и ее перспектив» уверенно закрепилась на втором месте и сдерживает рост выпуска во вто-ром-третьем кварталах 2015 г. у 38% предприятий.

Финансовые проблемы волнуют предприятия только в третью очередь - в третьем квартале 2015 г. на недостаток оборотных средств

и высокий процент по кредитам указали 28% производителей. Этот результат немного лучше (т.е. меньше) оценок второго квартала. Но начался рост сдерживающего влияния неплатежей - с начала года число их упоминаний увеличилось на 5 пунктов, достигло 26% и вышло на четвертое место, хотя в 2013 г. находилось на девятом с 13% упоминаний.

В-четвертых, недостаток кадров, негативное влияние которого на промышленный рост снизилось за первую половину текущего (оцениваемого как кризисный) года с 33 до 22%, вновь «набирает популярность» - в третьем квартале на эту проблему указали уже 25% предприятий (в «традиционном» кризисном 2009 г. ее упоминание опускалось до 14%).

В-пятых, итоги первой (декабря 2014 г.) волны девальвации рубля исчерпали, похоже, к июлю 2015 г. положительный эффект, но сохранили (или даже увеличили) негативный. Об этом говорит динамика оценок предприятиями влияния курсовой политики на промпроизводство.

Сдерживающее влияние на рост производства реально конкурирующего с отечественной продукцией импорта в результате первой волны девальвации снизилось с 27 до 11% за первые два квартала 2015 г. и опустилось к апрелю до 15-летнего минимума. Меньшее негативное влияние импорта отмечалось российскими предприятиями после дефолта 1998 г., но до конца 2000 г., т.е. два с лишним года. В 2015 г. положительный эффект девальвации продлился только полгода, но будет, скорее всего, пролонгирован в результате второй, августовской, волны девальвации. Хотя, возможно, ее эффект будет менее глубоким и продолжительным -скажется адаптация и продавцов, и покупателей импортной продукции.

Негативный же эффект девальвации продолжает усиливать свое воздействие на российскую промышленность. Удорожание импортного оборудования и сырья привело к росту издержек и цен, падению спроса и выпуска в июле 2015 г. более чем у четверти российских промышленных предприятий, хотя ровно год назад (в июле 2014 г.) такой эффект

34 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 22 • № 10 • ОКТЯБРЬ-НОЯБРЬ 2015

РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В АВГУСТЕ 2015 г.

отмечали только 10% предприятий. Уверенно можно предполагать, что вторая волна девальвации усилит этот негативный эффект обесценения национальной валюты в условиях отсутствия производства многих необходимых отечественным предприятиям видов оборудования, комплектующих и сырья на территории страны, постепенно все более закрывающей свою экономику от внешнего мира.

Цены предприятий

В августе 2015 г. промышленность смогла снизить интенсивность роста своих цен, запущенного плановым повышением тарифов во втором полугодии: баланс (темп) изменения показателя снизился с +11 до +8 пунктов. Но дальнейшее торможение увеличения отпускных цен промышленности даже в «кризисном» 2015 г. маловероятно: судя по планам предприятий, показатель хотя и символически, но все-таки вырастет — на 3 пункта. (Заметим, что в этих ценовых планах еще не полностью учтены августовская девальвация рубля и неизбежное повышение цен как на используемый промышленностью импорт, так и на отечественную продукцию.)

Стимулом увеличения отпускных цен стал уверенный рост издержек российской промышленности: в третьем квартале 2015 г. интенсивность этого процесса вновь усилилась - конечно, не до +53 пунктов, как в первом квартале текущего года, но уже до +30 пунктов, в которых, как и в ценах, еще не полностью «отыграна» последняя волна девальвации.

Фактическая динамика и планы увольнений

В августе текущего года в российской промышленности снизилась интенсивность увольнений после июльского всплеска ухода работников с предприятий. Вместе с тем июль и август остаются самыми неблагоприятными месяцами в 2015 г. по этому показателю для промышленности. В первом полугодии динамика занятости выглядела явно более позитивно как по сравнению с предыдущими годами, так и по сравнению с другими секторами экономики. Однако в августе заметно вырос пессимизм в прогнозах предприятий относительно динамики показателя - они (прогнозы) показали самую высокую вероятность увольнений в следующие два-три месяца. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.