Научная статья на тему 'Росатом и планы на строительство АЭС в Чехии 2014–2021 гг. с точки зрения политэкономии'

Росатом и планы на строительство АЭС в Чехии 2014–2021 гг. с точки зрения политэкономии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Росатом / Чехия / атомная энергия / политэкономия / российско-чешские отношения / Rosatom / the Czech Republic / nuclear energy / Russian-Czech relations / political economy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Свобода Карел

В статье рассматривается политика российской госкорпорации «Росатом» в ее стремлении выиграть контракт на достройку нескольких энергоблоков АЭС «Дукованы» в 2014–2021 гг. С помощью теории экономического маневрирования объясняется, как «Росатом» обратился к ключевым игрокам в чешской политике во главе с президентом Милошем Земаном. Он приходит к выводу, что «Росатом» воспользовался низкой консолидацией, в частности, в чешской политике. Только появление сильного фактора секьюритизации положило конец этим усилиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROSATOM AND PLANS FOR NPP CONSTRUCTION IN THE CZECH REPUBLIC IN 2014–2021 FROM THE POINT OF VIEW OF POLITICAL ECONOMY

The article deals with the policy of the Russian state corporation Rosatom in its effort to win the contract for the completion of the Dukovany nuclear power plant in 2014–2021. With the help of economic maneuvering theory, it explains how Rosatom appealed to key players in Czech politics led by President Miloš Zeman. The author concludes that Rosatom took advantage of low consolidation, particularly in Czech politics. Only the emergence of a strong securitization factor put an end to these efforts.

Текст научной работы на тему «Росатом и планы на строительство АЭС в Чехии 2014–2021 гг. с точки зрения политэкономии»

к ©

УДК 327

Карел Свобода

< i ^ о ч ^ о

Росатом и планы на строительство АЭС

CL

<

в Чехии 2014-2021 гг. с точки зрения политэкономии

Аннотация. В статье рассматривается политика российской госкорпорации «Росатом» в ее стремлении выиграть контракт на достройку нескольких энергоблоков АЭС «Дуко-ваны» в 2014-2021 гг. С помощью теории экономического маневрирования объясняется, как «Росатом» обратился к ключевым игрокам в чешской политике во главе с президентом Милошем Земаном. Он приходит к выводу, что «Росатом» воспользовался низкой консолидацией, в частности, в чешской политике. Только появление сильного фактора секьюритизации положило конец этим усилиям.

Ключевые слова: Росатом, Чехия, атомная энергия, политэкономия, российско-чешские отношения.

© Свобода Карел - доцент Факультета социальных наук Карлова университета (Прага, Чехия). E-mail: karlsvoboda@seznam.cz

Введение

Тот факт, что государственные инвестиции в страну из-за рубежа представляют собой экономический и политический интерес одновременно, едва ли кого-то удивит. Российские и китайские компании подозревают в том, что они ориентируются скорее на стратегические цели своих государств, нежели на собственные экономические. Российские компании оказались под более пристальным вниманием после присоединения Россией Крыма в 2014 году. Тем не менее, примеры Северного Потока-2 или деятельности «Росатома» в Венгрии и Чешской Республике демонстрируют, что российские компании способны продвигать свои

е

I

0 ^

ск

А

1

Ч

>

А

I

ск

А

1

0 интересы даже в условиях недоверия к себе. АР

1

ч этапе тендера на строительство атомной электростанции в Чешской Респу-

Используя в качестве примера участие «Росатома» в предварительном

блике до 2021 года, результат данного исследования позволяет утверждать, что успех экономической политики определяется степенью консолидации как в стране, оказывающей воздействие, так и в целевой стране. Этот вывод, однако, объясняет только часть вопросов. Россия стремится достичь своих геоэкономических интересов при помощи различных инструментов, и атомная энергетика является одним из наиболее эффективных с учётом значительной степени её развития в России. Таким образом, исследование ставит целью сделать вклад в дискуссию о ведении экономической политики и роли государственных компаний. В каких условиях эти компании могут быть успешны? Исследование использует трехуровневую модель, которая рассматривает условия в стране, оказывающей воздействие, её инструменты влияния и условия в целевой стране.

Непосредственно в случае Чехии, «Росатом» использовал особенности чешского энергетического баланса и восприятие влиятельными группами использования атомной энергии как необходимого дополнения. Исследование рассматривает, как «Росатом» или Россия как единый актор могут использовать внутриполитические условия Чешской Республики для продвижения своих целей. В отношении России исследование рассматривает уровень интереса в развитии атомной энергетики Чехии и, следовательно, степень давления, которое страна готова оказать, чтобы добиться завершения строительства АЭС.

Эта статья стоит в одном ряду с более крупной группой исследова- о ний экспансии влияния государственных компаний из стран с развивающейся экономикой (Cuervo-Cazurra, 2018; Kalasin, Cuervo-Cazurra, < Ramamurti, 2020; Gammeltoft, Cuervo-Cazurra, 2021; Wright et al., 2021). Большая часть исследований, однако, фокусируется на китайских компаниях и, в значительно меньшей степени, на бразильских (Luo, Xue, Han, 2010; Cuervo-Cazurra, Grosman, Megginson, 2023: 87). В отношении

е i

0

о; <

1

:т >

< л

России Ингерид Опдаль в 2020 г. предоставила ценный взгляд на консолидацию и деятельность «Росатома» на постсоветском пространстве вместе с другими энергетическими компаниями. Аалто и др. (Аако Р. et а1.2017а) проанализировали энергетическую дипломатию «Росатома» в отношении Финляндии и Венгрии на основании структурного подхода. Они рассмотрели интересы «Росатома» и внутриполитическую ситуацию в обеих странах. Саня Тепавчевич (Tepavcevic S., 2015) исследовала взаимодействие между государством и российскими государственными компаниями, в особенности рассматривая три из них, в том числе «Росатом»

ск <

I

о («Атомстройэкспорт»). Другие исследования рассматривали специфику ^ чешской энергетики в сферах нефти и газа (Binhack, Tichy, 2012) или отношение Чехии к атомной энергетике (Osicka, Cernoch, 2017). Таким ш образом, взаимодействие между «Росатомом» как актором российской геополитики и местными условиями в Чехии на данный момент не было рассмотрено.

Статья выстроена следующим образом: первая часть представляет структуру, на основе которой происходит анализ роли и позиции «Роса-тома» как консолидированного актора. Следующая часть фокусируется на пределах секторальной автономии Чешской Республики (возможности выбирать другой источник энергии) и переходит к анализу выбора поставщика (кто должен строить АЭС). Последняя часть фокусируется на изучении поставщиков технологий и самом строительстве АЭС. В ней заявлено, что «Росатом» использовал стратегию схожую, например, со стратегией в отношении Венгрии, где обращение к главной политической силе, Виктору Орбану, позволило российской компании заключить контракт без тендера. В Чехии, однако, политическая среда и оппозиция предотвратили подобное развитие событий.

Аналитическая структура и дизайн исследования

Государства используют экономические инструменты для достижения стратегических целей (Blackwill, Harris, 2016; Wigell, Scholvin, 2018; Wigell, Scholvin, Aaltola, 2018; Baldwin Kapstein, Ethan B., 2020). Впрочем, эти цели могут варьироваться в зависимости от изменения полити- < ческой ориентации целевой страны: от роста влияния в ее экономике о до развития крупных компаний до статуса «национальных лидеров» (Lazzarini et al., 2015). В последние годы исследователи обратили свое <

внимание на государственно-центричный подход к негосударственным ¡^

<

акторам в экономической политике (Strange, 1992; Cuervo-Cazurra, 2017; Babic, 2021; Wright et al., 2021). Степень, в которой сочетаются интересы бизнеса и государства, таким образом является значимым элементом

е

I

о

в оценке успеха экономической политики. Негосударственные акторы играют свою роль и со стороны целевых государств. Согласно Альберту Хиршману, давление, которое оказывается с целью повлиять на целевую страну, направляется на группы внутри общества и промышленную сферу, создавая «пятую колонну» (Шrschman, 1980). Хиршман подчеркивает, что гегемону не требуется контролировать целевую страну полностью, но он должен быть тесно связан с влиятельными группами внутри

А

I

> неё. Основные мотивы не обязательно должны быть политическими,

ш

ск

А

1

0 мозависимости. Дэвид Болдуин дополнительно развил идеи экономи АР

1

£з роль доступности альтернативных решений, которые не подразумевают

но углубление экономических связей неизбежно имеет политическую коннотацию. Такой подход создаёт ограничения для парадигмы взаимозависимости. Дэвид Болдуин дополнительно развил идеи экономической политики (Wigell M., Vihma, 2016). Он подчеркнул критическую

увеличения влияния других государств. Существование таких решений также позволяет сопротивляться потенциальному давлению (Baldwin Kapstein, Ethan 2020). Похожим образом Бланшар и Рипсман рассмотрели условия, необходимые для успеха проводимой политики (Blanchard, Ripsman, 2013). В качестве основы для эффективного экономического воздействия государства они выделяют комбинацию легитимности правителя, возможность действовать независимо от внешних факторов и способность сопротивляться давлению.

Данная статья анализирует условия, в которых «Росатом» смог провести своё коммерческое предложение в условиях недоверия. Она рассматривает консолидацию действующих сторон в плане своего отношения друг к другу в критический момент. Таким образом, с точки зрения и воздействующего государства, и целевого государства консолидация и вовлечение во взаимодействие являются основными критериями. В плане экономического воздействия и его успешности, значение имеют три фактора: обстановка в воздействующей стране, применяемые ей инструменты и обстановка в целевой стране. Степень консолидации воздействующей страны, её способность и желание говорить одним голосом особенно важны для успешного воздействия на целевое государство. На промежуточном этапе важная роль отводится средствам воздействия. Их количество и эффективность естественным образом 2 увеличиваются с увеличением важности воздействующего государства о в качестве партнёра. Таким образом, решающую роль играет соотношение размеров и расстояние между государствами. Впрочем, даже если

воздействующее государство имеет в своём распоряжении достаточно 5

<

инструментов и готово их использовать, условия целевого государства могут существенно снизить эффективность воздействия. В отношении эффективности экономического воздействия, внутренняя консолидация

целевого государства также является решающим критерием (Hufbauer, Schott, Elliott, 2009). Отсутствие «пятых колонн» и того, что Бланшар и Рипсман называют «государственностью» (stateness) увеличивают способность государства сопротивляться давлению; напротив, ее отсутствие существенно ослабляет государство.

Данная статья использует публичные заявления чешских и российских официальных лиц, в том числе служб безопасности и представителей самого «Росатома». Ловушка такого подхода заключается в том, что он следует, за небольшими исключениями, официальным заявлениям и пресс-релизам. Для того, чтобы включить в исследование, насколько это возможно, непубличные переговоры и личные мнения, автор провел пятнадцать интервью с чиновниками Министерства иностранных дел и Министерства промышленности Чешской Республики, с профессионалами в области атомной энергетики и экспертами в области политэкономии России. Эти интервью, проясняющие некоторые вопросы, в тексте даны исключительно со ссылкой на позицию респондента, где это уместно.

«Росатом» как консолидированный актор

Атомная энергетика, наряду с коммуникационными технологиями, биомедициной, космической отраслью и технологиями накопления энергии, представляет собой одно из ключевых направлений модернизации, определенных российскими властями в период правления В. Путина (Gershman, Thurner, 2016; Aalto et al., 2017a: 390). Российские власти заинтересованы в продвижении своих производителей, особенно на европейском рынке, характерном своим высоким спросом и уровнем конкуренции. Этот интерес, однако, имел скорее пропагандистскую ценность, демонстрируя, что Россия конкурентоспособна в высокотехнологичных отраслях. Параллельно с этим развивалась политика продвижения «национальных лидеров», как это происходило в Китае и Бразилии (Cuervo-Cazurra, Grosman, Megginson, 2023: 84). Она подчеркнула высокую значимость такого продвижения, но все же меньший интерес к ней по сравнению с критически важной нефтегазовой отраслью. Однако даже в нефтегазовой отрасли существует иерархия, основанная на близости компаний к центру влияния (Tepavcevic, 2015).

Политика продвижения «Росатома» в качестве «национального лидера» была запущена при Путине, по большей части в политических целях. В течение 1990-х гг., вместо всеобъемлющей государственной поддержки экспорта ядерных технологий, власти страны сконцентрировались на консолидации индустрии (Balmaceda, 2013). «ТВЭЛ» (подразделение «Росатома» — прим. пер.), таким образом, в первую очередь был задействован в продаже ядерного топлива. Только со временем Россия

е i

о

А

I

Ч

>

А

I

ск

А

I Ч

0

Р

А

1

>

к

А

С ч

А

смогла развить и начать поддерживать деятельность своих компаний ^ за рубежом. Её интерес, однако, в основном фокусировался на постсо-5 ветском пространстве, где у России были значительные конкурентные

Р

^ преимущества, среди которых знание локальной среды, сохраняющиеся политические и экономические связи, зависимость действующих субъектов от российского рынка (Opdahl, 2020). Из-за неспособности российского государства оказать дипломатическое давление и собственных внутренних проблем, оно не смогло вмешаться в процесс решения о строительстве атомной электростанции «Темелин», и в 1993 г. контракт был заключен с компанией Westinghouse. Таким образом, можно сказать,

I

0

ск

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

>

<

I

ск

<

1

о что интерес к расширению влияния не поспевал за графиком строитель-

^ ства «Темелин» — Россия не смогла ни выразить потенциальный интерес, ни предложить конкурентоспособную технологию.

«Росатом» — государственная корпорация, состоящая приблизительно из 360 компаний в области атомной энергетики, созданная на базе бывшего Министерства атомной энергетики (Минатом). Их объединение в холдинговую компанию в 2004 году имело целью создание структуры, включающей в себя все элементы производственной цепочки, от строительства до поставки топлива и утилизации ядерных отходов. Как и другие государственные корпорации, «Росатом» и его менеджмент получили задачу стать мировым лидером в сфере атомной энергетики (Aslund, 2007: 252). Статус государственной корпорации в дальнейшем позволил компании получить значительные преимущества, в частности финансирование проектов через государственные займы. Венгрия, например, получила кредит в размере 10 млрд евро на строительство АЭС «Пакш-2» в 2014 году, что равнялось 85% всей стоимости строительства. Затем, в 2017 г., Владимир Путин предложил займ в размере полной стоимости строительства, предоставленный российским государственным «Внешэкономбанком», который только недавно преодолел серьёзные финансовые проблемы (Thomas, 2018: 246). Аналогично, оценочная стоимость Белорусской АЭС составляет 12,5 млрд долларов (Aalto et al., 2017b). Хотя эти займы недёшевы, это стандартные условия, которые предоставляют и все другие организации. Их главным преимуществом является стабильность, так как конкуренты «Росатома» предлагают финансирование, зависящее от международных финансовых рынков и, следовательно, о сами зависимы от изменения процентной ставки по ним. Российская корпорация, в свою очередь, может предложить более стабильную процентную ставку, фиксированную или состоящую из фиксированного и динамического элементов. «Росатом» может частично использовать для финансирования Фонд национального благосостояния России (Martmek, 2017). Впрочем, и средства этого фонда не безграничны.

е

I

0

ск <

1

>

< I

В дополнение к формальному контролю со стороны России или, точнее, Администрации Президента РФ, в случае «Росатома» существует явная персональная связь. Её обеспечивает бывший премьер-министр Сергей Кириенко, который также принадлежит к внутреннему кругу президента Владимира Путина. В сентябре 2005 г. Кириенко был назначен главой будущего «Росатома». Его влияние возросло в 2016 г., когда он стал первым заместителем руководителя Администрации Президента по вопросам внутренней политики, возглавив также наблюдательный совет «Росатома». Одновременно с этим, он по-прежнему служит связующим звеном с Владимиром Путиным. Эта тесная связь привела к дискуссии

CK <

1

о о том, является ли «Росатом» инструментом российской геополитики

(Minin, Vlcek, 2017).

А

I

Кириенко поставил перед собой цель обеспечить экспансию «Росато-

ма» на российском рынке, ключевым мотивом которой является снижение зависимости от нефти, газа и импорта (Opdahl, 2020: 107). Стратегия развития была также выражена в таких концептуальных документах, как Долгосрочный план развития, принятый в 2011 (Мтт, V1Cek, 2017). Интерес «Росатома» в зарубежной экспансии был оправдан и с точки зрения внутренней политики. Сфера атомной энергетики предоставляет большое количество рабочих мест в России и новые заказы способствуют сохранению этих рабочих мест, что особенно важно для так называемых «моногородов» — городов, зависимых от единственной отрасли промышленности. Экспансия была в той же степени значима и для демографии: предприятия «Росатома» в Сибири (Ангарск и др. города) позволяли населению не переезжать в другие области России, в частности в её европейскую часть (Аако et а1., 2017Ь). В данном случае, это был исключительно вопрос сохранения занятости и знаний для высококвалифицированных и востребованных профессий.

Стандартная стратегия «Росатома» — предложение комплекса услуг в соответствии с моделью «строй-владей-эксплуатируй». Такая модель в первую очередь подходит развивающимся странам, которые не могут позволить профинансировать строительство (МаЛтек, 2017). Это, однако, не распространяется на Чешскую Республику, которая предпочитает строительство «под ключ» или комбинированную схему, где основная часть сооружений и оборудования, «ядерный остров», строятся и монтируются о одной компанией, ответственной за качество. Остальные части комплекса АЭС, однако, могут быть переданы другим претендентам в рамках < конкурса. «Росатом» имеет опыт участия в различных видах проектов, ¡^ включая участие в консорциуме с EdF в Болгарии. Этот вариант также рассматривался после того, как в апреле 2021 года «Росатом» исключили из тендера в Чехии. Тем не менее это означало, что один из участников

<

тендера должен будет добровольно отказаться от своей части проекта в пользу российской компании.

Изначально «Росатом» сделал ставку на поддержку со стороны чешской промышленности, обещая контракты в рамках других своих проектов. При этом он заявил, что чешские и европейские компании смогут взять на себя все элементы комплекса АЭС, кроме «ядерного острова», ядра электростанции (Kubätovä, 2020). Это сочеталось с упомянутым выше условием чешской стороны. В этом плане козырем российской стороны было участие в конкурсной заявке компании Skoda JS, которой владела принадлежащая «Газпромбанку» ПАО «ОМЗ» (Объединённые машиностроительные заво-

контрактов в рамках своих международных проектов (Moznosti zapojeni prumyslu... 2018: 2) и его обещания продолжали меняться. Несмотря на это, «Росатом» позиционировал себя как фаворит для чешской промышленности в рамках тендера. В рамках реакции на исключение из тендера на строительство АЭС «Дукованы», «Росатом» упомянул ущерб, который понесёт чешская индустрия в результате этого шага (ROSATOM statement on. 2021).

Для «Росатома» победа в тендере на строительство АЭС в стране Евросоюза имела большое значение в качестве примера для других проектов. Хотя «Росатом» предпочитает проекты за пределами ЕС, он запустил новый проект в Венгрии и участвовал в консорциуме в Финляндии. Предпочтение стран за пределами Европы можно объяснить продолжающейся в ЕС дискуссией о будущем атомной энергетики. Столь же важным ограничением для развития энергетического сектора ЕС были строгие правила строительства и эксплуатации атомных электростанций, которые усложняют и увеличивают стоимость участия в этих проектах для инвесторов. В связи с этим концентрация на проектах за пределами ЕС имеет смысл. Тем не менее, возможное участие в проекте АЭС «Дукованы», т.е. в тендере с чётко обозначенными правилами, могло помочь другим проектам на территории ЕС. Хотя вопрос репутации постепенно терял значимость, поскольку «Росатому» удалось подписать контракты на АЭС в других частях света, особенно в Азии, проект в ЕС всё равно укрепил бы репутацию компании. «Росатом» заявляет, что реализует 2 проекты в Бангладеш, Индии, Турции и Китае и говорит о 35 зарубежных о проектах (точнее, энергоблоках) на различных этапах реализации (Itogi Deiatelnosti... 2019).

Хотя последний позиционирует себя крупнейшим частным банком в России, тем не менее на 49 процентов на тот момент принадлежало структурам «Газпрома», а еще 40 процентов - Юрию Шамалову, сыну близкого друга Владимира Путина. (Gustafson, 2017)

к

<

и <

Как и другие российские государственные компании, «Росатом» фокусируется, хотя и не афиширует этого, на странах с авторитарной формой правления и слабо развитыми общественными институтами (Libman, Stone, Vinokurov, 2022). Это обосновано стремлением избежать масштабных дебатов о строительстве АЭС, риска смены правительства, протестов со стороны природоохранных организаций и других рисков, существующих в демократических обществах. В качестве примера, в Европе строится Белорусская АЭС. Ещё одним примером может служить АЭС «Пакш-2», контракт на строительство которой «Росатом» получил без тендера в 2014 году, транслируя давление через премьер-министра

з

I ш CL ш

е

I

0

ск <

1

>

<

I

ск <

о Венгрии Виктора Орбана (Aalto et al., 2017b). Как и Чешская республика, ^ Венгрия имеет ограниченный потенциал развития возобновляемой £з энергии. Орбан серьёзно ограничил политическую дискуссию внутри ш страны, внося в систему управления страной всё больше авторитарных элементов. Для «Росатома» ситуация, в которой Орбан отделяется от общеевропейского политического сообщества и изолирует себя, несёт в себе преимущества, так как она ограничивает его позиции на переговорах. Часть стратегии Орбана, «многовекторная политика» (в Венгрии она называется «политикой открытия на Восток»), представляет Россию и Китай в качестве альтернативы Западу, фокусируясь на преимуществах возможности выбирать. Впрочем, как продемонстрировали договорённости между Россией и Венгрией о строительстве АЭС, полезность этих контрактов вызывает большие вопросы. Согласно опубликованным контрактам, Венгрия отвечает сама буквально за все риски проекта. В свою очередь, российская сторона обеспечивает себе контроль над всеми этапами проекта от строительства до демонтажа всего комплекса станции, включая топливо и т.д. Тот факт, что контракт даже не был переведён на венгерский, также имеет большое значение. Платежи за услуги должны будут начаться в 2026 г., когда станция будет подключена к энергосети. Несколько задержек, в том числе процедура одобрения проекта со стороны властей ЕС, привела к переносу запуска АЭС на 2031 г. Договор между государствами отсрочил начало выплат до этой даты, однако ни объём займа (12,5 млрд евро), ни процентная ставка (3,95% — 4,95%), ни другие условия не были изменены (Than, 2015; Hungary and Russia agree... 2021).

Предпочтительное отношение к атомной энергетике

<

с

о

ск

Структура энергетического сектора Чехии в том виде, в котором < мы его знаем сейчас, в основе своей сформировалась в 1970-1980-х гг. ¡^

А

в результате давления со стороны СССР, направленного на снижение потребления нефти. Основным ответом на растущее потребление энергии социалистическими странами было увеличение добычи угля. В Чехосло-

е

I

0

ск <

1

>

< I

вакии это был преимущественно низкокачественный лигнит, что привело к серьёзным последствиям для экологии страны. В то же время началось развитие атомной энергетики. В 1970 г. между Чехословакией и СССР был заключён контракт на строительство АЭС в Дукованах, на границе Южной Моравии и Богемии, и АЭС в Ясловске-Богуницах в Словакии. На АЭС «Дукованы» было установлено 4 реактора ВВЭР-440 типа В-213 мощностью 500 МВт каждый (Narodní акст р1ап... 2015: 48). Основные условия контракта были следующими: большая доля оборудования чехословацкого производства (около 80%) в комплексе АЭС, также чехословацкие (или чешские) компании осуществляли обслуживание и дальнейшую

Чехословакия не располагала реками, хорошо подходящими для

ск <

1

о модификацию оборудования.

<

£з строительства ГЭС, а другие источники возобновляемой энергии, в частиц ности энергии солнца и ветра, были ещё недостаточно развиты (не говоря о неблагоприятных условиях). В связи с этим власти Чехословакии в 1978 г. решили построить АЭС «Темелин» на основе технологий, переданных Советским Союзом в 1981 году (Fawn, 2006: 102). Выбор технологии не представлял сложности, поскольку политическая обстановка не предполагала других поставщиков, кроме Советского Союза. АЭС состояла из четырёх энергоблоков, мощностью 1000 МВт каждый (Narodnf akcni plan. 2015).

После ноября 1989 года отношение к атомной энергии как к приемлемому методу снижения зависимости от угля не изменилось. Только

График 1. Энергетический баланс Чешской Республики

50

40

20

10

1990 1995 2000 2005 2010 2015 2019

<

1= О

■ Уголь ■ Природным газ <

■ АЭС ■ ГЭС

■ Биотопливо и энергия, получаемая ив отходов ■ Нефть

■ Ветряные, солнечные электростанции и т.д.

Источник: Международное энергетическое агентство

<

в 1990-е годы поддержка атомной энергетики снижалась до менее чем 50%. Это краткосрочное снижение в основном было связано с экономическими причинами, а вопросы безопасности оказались на повестке дня только в следующем десятилетии (Dostavbu jademë е1еЙгату... 2009). Дискуссия о строительстве АЭС «Темелин» происходила в условиях протеста и противодействия со стороны Австрии (OsiCka, СегпосЬ, 2017). Чешское общество, однако, преимущественно поддерживало строительство АЭС, что стало решающим фактором в одобрении проекта правительством (Ахе1г^, 2004; ТкЬу, 2012; Frantа1, Ма1у, 2017). Также чешское общество выступало за использование технологий не из России.

^

I ш

Р

ш

е

I

0 ^

ск

А

1

Ч

>

А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

ск

А

1

0 Это отношение было вызвано недоверием к российским технологиям АР

1

£з не проявляла существенной активности в продвижении своих интересов.

из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС. В 1990-х гг. российская сторона

Хотя строительство двух первых энергоблоков АЭС «Темелин» было заморожено в 1990 году и строительство двух оставшихся было полностью остановлено, работа над первым и вторым энергоблоками возобновилась в 1993 г. На основе рекомендаций МАГАТЭ, советская технология и дизайн были изменены и дополнены технологиями американской фирмы Westinghouse. Это уменьшило опасения по поводу безопасности АЭС, несмотря на всё ещё свежие отголоски чернобыльской катастрофы. С другой стороны, это вызвало сомнения по поводу комбинации советских, российских и американских технологий. Westinghouse также должна была обеспечивать АЭС топливом, что она и делала до 2010 г. После этого момента, топливо для АЭС поставляла российская компания «ТВЭЛ», часть структуры «Росатома». В настоящий момент идут переговоры с другими поставщиками топлива, но двумя единственно возможными поставщиками остаются Westinghouse и «Росатом».

В политической среде АЭС «Темелин» начали воспринимать как единственный способ обеспечить энергетическую безопасность Чехии, несмотря на протесты со стороны Австрии и Германии (Fawn, 2006). Атомная энергетика получила поддержку таких влиятельных людей, как Милослав Грегр, министр промышленности и торговли в правительстве Милоша Земана, чьи взгляды основаны на идее развития инженерии и промышленности как таковых, а также намного более либеральных, 2 как Карел Шварценберг. Вацлав Гавел, с другой стороны, изначально о относился к проекту крайне сдержанно, что впоследствии превратилось в открытое противодействие (Vaclav Havel o... 2000). В целом, однако, оппонентами строительства АЭС в Чехии были организации вроде «Матери Южной Богемии против Темелина» или Движение «Радуга», чьё реальное влияние на общественное мнение было незначительным (Verejnost o jaderne... 2021).

е

I

0 ^

ск

А

1

Ч

>

А

I

ск

А

I

ч

0

Р

А

1

>

График 2. Производство электроэнергии по источникам

2%

| Уголь ■ АЭС

I Фотоэлектрическая энергия ■ Энергия комбинированного цикла

| Природный газ ■ ГЭС

| Гидроаккумулирующие электростанции ■ Ветряные электростанции

Источник: ERU (Управление по регулированию энергетики)

Тот факт, что новые блоки должны были построить на месте, где уже были построены АЭС, обеспечил их поддержку со стороны местного населения (БгапШ, Ма1у, 2017). Исключением стали хранилища ядерного топлива, строительство которых столкнулось с серьёзным противодействием со стороны муниципалитетов, на территории которых должны были располагаться хранилища (ОсеНк et а1., 2017).

Строительство АЭС «Дукованы» и «Темелин»

Атомная энергия обеспечивает около 18% энергетического баланса Чешской Республики. Согласно национальной стратегии энергетической безопасности, принятой в мае 2015 года, доля атомной энергии должна была вырасти до 50%, заменив уголь в качестве основного источника генерации электричества. Стратегия установила цель увеличения выработки электричества атомными станциями до примерно 20 ТВт • ч в год (Шг^ш акст р1ап... 2015: 7). Эта цель является результатом уменьше- 2 ния непропорционально большой доли угля в энергетическом балансе о и давления со стороны ЕС с целью снизить выделение парниковых газов. Перед Чешской Республикой встал выбор, как обеспечить снижение ис- <

пользования угля и одновременно сохранить текущий уровень промыш- ¡^

А

ленного производства. С учётом неблагоприятных условий для развития возобновляемой энергетики, несмотря на популярность этой сферы в обществе, атомная энергетика выглядела единственным возможным

вариантом (Postoje с^ке vefejnosti... 2019). В результате, с точки зрения теории экономической политики, пространство Чешской Республики для манёвра ограничено, поскольку атомная энергетика — единственная возможность развития. Неудивительно, что защита атомной энергетики в качестве источника чистой энергии стала для Чехии политическим вопросом. Например, в рамках переговоров внутри ЕС по вопросу достижения климатической нейтральности к 2050 году Чехия потребовала включения атомной энергетики в список источников энергии с нулевым воздействием на климат. Ей удалось добиться своей цели, но с условием, что Чешская Республика не получит финансирования со стороны ЕС

^

I ш

Р

ш

е

I

0 ^

ск

А

1

Ч

>

А

I

ск

А

I

ч

о на развитие атомной энергетики.

Хотя Чешская Республика является экспортёром электроэнергии, £з дискуссия о новой энергетической политике и возможном строительстве

новых АЭС продолжается. В случае АЭС «Темелин» главным вопросом является строительство двух энергоблоков по 1200 МВт, а в случае АЭС «Дукованы» сейчас одновременно происходит остановка действующих энергоблоков и строительство нового. Проблема места, где находятся АЭС, заключается в качестве и объёме воды в реке Йиглава, которая ограничивает потенциальную мощность новой АЭС двумя малыми энергоблоками (до 1200 МВт) или одним большим (до 1700 МВт). Сама по себе локация не идеальна из-за недостатка водных ресурсов и их качества. Увеличение установленной мощности с текущего уровня (4 блока по 500 МВт) ещё на 1200 МВт — предельно возможное для этой локации, следовательно дальнейший потенциальный рост мощности станет невозможен. В связи с этим многие эксперты считали АЭС «Темелин» более подходящей для развития, однако в 2014 году тендер на строительство новых энергоблоков был отменён. Таким образом, вопрос приобретает временное измерение, так как если строительство пятого энергоблока не начнётся вовремя, появится возможность заменить действующие реакторы более мощными.

До решения об исключении «Росатома» из тендера, обсуждалось только строительство АЭС «Дукованы». Тендер на «Темелине», в котором «Росатом» участвовал в рамках чешско-российского консорциума с «МИР-1200» и Westinghouse, был отменён в 2014 году после того, как <

с

государство отказалось гарантировать определённую цену на электри- о чество, производимое на АЭС. С точки зрения чешской государственной компании С^, которая должна была стать главным инвестором, это было слишком рискованным предприятием. Слабостью СEZ является обращение её акций на публичном рынке, поскольку при текущих ценах на электричество строительство нецелесообразно, и держатели акций компании не заинтересованы в нём. Существует значительное противодействие,

ск

А

^

С

А

особенно со стороны миноритарных акционеров, которые приложили большие усилия для отмены тендера. Впрочем, вопрос потенциального расширения «Темелина» возвращается, как так существует риск закрытия АЭС «Дукованы».

«Росатом» уже продемонстрировал, что он способен корректировать свои предложения в соответствии с требованиями клиента. В случае Чехии, однако, схема отличается, поскольку чешское правительство не просит финансировать проект. Финансирование было одобрено государством в июле 2020 г. в виде долга, равного 70% от стоимости АЭС в 160 млрд чешских крон, который в течение строительства будет выплачиваться без процентов и после запуска АЭС — с процентной ставкой в 2%. Оставшиеся 30% стоимости строительства будет оплачено CEZ (Vláda schválila financování... 2020). Впрочем, эти условия нельзя было назвать окончательными, поскольку они зависят от обстановки на финансовом рынке и могут сильно измениться. Финансирование проекта через государственный займ означало, что один из наиболее значимых аргументов, отличающих российскую компанию от других, то есть прямой доступ к государственному финансированию на достаточно выгодных условиях с низкой зависимостью от рынка, потерял свою актуальность.

Конкуренция в тендере на АЭС «Дукованы»

Авария на АЭС «Фукусима» в марте 2011 г. парадоксально стала преимуществом «Росатома». Несмотря на то, что укрепились позиции таких стран, как Германия, в борьбе с атомной энергетикой, такие страны, как Чехия, Венгрия и Великобритания, не отказались от атомной энергии. Последующий кризис освободил рынок от нескольких прямых конкурентов «Росатома» (Aalto et al., 2017b). Так «Siemens» заявил, что прекращает работу в сфере атомной энергетики, другие немецкие компании также снизили свою активность в этой отрасли. Westinghouse столкнулся с серьёзными проблемами и даже объявил о банкротстве в 2017 г., трудности переживала также французская Areva из-за политического климата и негативного отношения к ней ввиду аварии на «Фукусиме». Areva или EdF (Framatome), как и «Росатом», является государственной компанией, что даёт ей преимущество над Westinghouse. Впрочем, французские политики находятся под контролем общественности, поэтому их возможности компенсировать убытки своей компании намного меньше, чем у России. Для Areva это означало почти полную остановку всех её проектов, за исключением установки нового оборудования на АЭС «Олкилуото» в Финляндии. Среди других конкурентов в тендере нужно отметить Korea Hydro and Nuclear Power (KNHP или Korean Electric Power Corporation, KEPCO), которая имеет опыт строительства атомных реакторов, но также

е i

о

А

I

Ч

>

А

I

ск

А

I Ч

0

Р

А

1

>

к

А

С ч

А

е

I

0 ^

ск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А

1

Ч

>

А

I

столкнулась с внутриполитическими проблемами. Последний участник, китайская компания CGNP, не была допущена к возможному тендеру из-за отсутствия успешно реализованных объектов. Опыт в строительстве и эксплуатации реакторов был критически важным фактором при выборе, и эта компания ими не обладала. Так или иначе, но китайская компания потеряла свой интерес к тендеру ещё до своего исключения из него (Ведерников М.В., 2021).

Таблица 1. Первоначальные участники тендера на строительство энергоблоков на АЭС Дукова-ны (действующие участники тендера на момент конца 2022 г. выделены темным фоном)

Участник Страна Тип Мощность MW (gross/net) Примечание

CGN Китай HPR 1000 1160/1065 В разработке энергоблоки в Китае и Пакистане. Планируется строительство на АЭС «Брэдуэлл» (Великобритания), АЭС «Фанчэнган» 3 и 4 энергоблоки (Китай)

EdF Франция /Япония EPR 1200 1200/1100 На основе проекта EPR 1600 запущены проекты в Китае (АЭС «Тайшань», энергоблоки 1 и 2), в процессе строительства АЭС «Олкилуото» (Финляндия), АЭС «Фламанвиль» (Франция) и «Хинкли Поинт С» (Великобритания)

Керсо/^Р Корея APR1000+ 1018/958 На основе проекта APR1400 запущен проект в Южной Корее, 4 реактора построены в ОАЭ. Также эксплуатируются реакторы на основе OPR1000 в Южной Корее. А именно, реакторы: АЭС «Вольсон» (1 и 2 энергоблоки), АЭС «Кори» (1 и 2 энергоблоки), АЭС «Ханбит» (энергоблоки 3,4,5,6), АЭС «Ханул» (энергоблоки 3,4,5,6)

Росатом Россия MIR/WER 1200 1180/1098 Действующие реакторы в России (Ленинградская АЭС, энергоблок 1, 2) и в процессе постройки реакторы в Белоруссии, Финляндии, Венгрии, Турции и т.д.

Westinghouse США / Канада АР1000 1200/1100 Четыре действующих реактора в Китае (АЭС «Хайян») и два в процессе строительства в США (АЭС «Вогтль»)

А

с

о

ск

А

^

С

А

Источник: CEZ

С технической точки зрения, каждая компания представляла своё решение, любое из которых заслуживало внимания, но они также имели и недостатки. «Росатом» обладал наиболее серьёзным преимуществом благодаря обширному опыту в строительстве реакторов — он является наиболее крупным строителем атомных реакторов в мире. Для чешского проекта был предложен реактор ВВЭР-1200, который уже используется в России. Аналогичный реактор строится, например, в Венгрии в рамках решения аналогичного вопроса по замене старых установленных мощностей новыми. Однако, согласно интервью чешского эксперта по атомной энергетике от 1 июня 2022 г., проблема заключается в том, что ни в одной

^

I ш О. ш

е

I

0

ск <

1

>

<

I

ск <

I

ч

о стране еще не реализована такая же версия реактора, как та, которую ^ «Росатом» предлагает Чешской Республике. Westinghouse, в свою очередь, предлагает реактор AP-1000, который уже действует в Китае. Areva ш изначально предлагала реактор EPR мощностью 1650 МВт, подразумевая закрытие АЭС «Дукованы» и её замену на два энергоблока для «Темелин». После исключения из тендера в 2016 г. из-за скандалов и сложной конструкции реактора, которая затянула бы строительство, Areva вернулась в партнёрстве с японской компанией Mitsubishi. Она предложила вариант, который позволил бы использовать АЭС «Дукованы», меньший реактор Atmea-1. KHNP предложила реактор APR-1000, который также подходил для строительства в Дукованах в условиях ограниченных водных ресурсов. Банкротство Areva привело к её поглощению государственной EdF, которая в заявке на тендер предложила реактор EPR, модифицированный до мощности 1200 МВт. Сейчас действующих реакторов такого типа не существует, но к моменту начала строительства должна быть запущена АЭС «Хинкли-Пойнт», хотя там используется вариант реактора мощностью 1600 МВт.

Если рассматривать только технические и политические аспекты, ни один из кандидатов не был идеален. Как следствие, сомнения правительства были вызваны в том числе тем, что каждый проект имел свои слабости: Westinghouse и Framatome не могли предложить реактор подходящей мощности, а корейская компания предлагала реактор текущего поколения, который к моменту начала строительства мог устареть. Проблема российского предложения заключалась в том, что, хотя 2 российский реактор подходил по параметрам, предложенный для АЭС о «Дукованы» вариант отличался от аналогичных проектов «Росатома».

Поскольку среди участников не было фаворита с точки зрения тех- < нологий, большую роль стало играть лоббирование. Администрация Дональда Трампа, точнее государственный секретарь Майкл Помпео, сыграла значительную роль в продвижении заявки США. В августе 2020 г. он открыто выступал против участия «Росатома», характеризуя его по-

тенциальное участие или предпочтение в рамках тендера как фактор, который негативно повлияет на отношения Чехии и США. Аналогично администрация Джо Байдена приветствовала «смелое» исключение «Ро-сатома» из тендера после взрыва во Врбетице (Secretary Blinken's Call... 2021). Также в ноябре 2020 г. прошла встреча между премьером Андреем Бабишем, министром промышленности и торговли Карелом Гавличеком и исполнительным директором EdF Жаном-Бернаром Леви.

В рамках конкурса Westinghouse, EdF и корейская KHNP предложили, ^ помимо своих заявок в тендере, способ решения «классической» пробле-I мы зависимости от атомной энергии в виде т.н. модульных реакторов о (Czech Republic's first. 2022). Определение малого модульного реактора ^ неоднозначно и различается у разных регуляторов. Их модули имеют £з мощность 77 МВт, но они могут быть объединены в более крупные бло-

е

I

0

ск <

1

>

< I

ки, чья суммарная мощность может достигать 924 МВт. Они позволяют решить множество проблем, связанных со строительством реактора и их подключением к электросети, также они могут выполнять другие функции, такие как производство водорода. Малые ядерные реакторы также разрабатываются в России, Китае и Чехии. С другой стороны, реакторы такого типа, за единственным исключением, не эксплуатируются и не строятся, поэтому опора на них несёт в себе риски для энергетической безопасности (Ма1е modularm геакюгу... 2018).

Стремление «Росатома» (и России) лоббировать свои интересы и его консолидация, которая произошла в 2000-е годы, служили преимуществом российской компании относительно её конкурентов. В этом смысле корейская компания очевидно находилась в самой слабой позиции. В Южной Корее атомная энергетика сталкивалась с серьёзным противодействием, и страна даже намерена полностью отказаться от неё. С другой стороны, примечателен тот факт, что Южная Корея является четвёртой страной по объёму инвестиций в Чешской Республике, в основном в автомобильной промышленности, но также и в энергетике. В случае Westinghouse давление ограничено тем, что это частная компания. Для Areva главной проблемой стало ухудшение отношения французских политиков к компании после ряда скандалов и финансовых потерь, которые потребовалось компенсировать из государственного .А бюджета. Таким образом, в то время как конкуренты «Росатома» сталки- о вались с проблемами (финансовыми, политическими) и общественным

ск

неприятием, российская компания имела полную государственную <

поддержку. ^

А

е

I

0

ск <

1

>

< I

Дискуссия в Чехии по поводу «Росатома»

Чешские политики были едины в своей поддержке развития атомной энергетики, в то время как противники этого направления находились только на периферии политического спектра. И президент М. Земан, и представители основных политических партий в принципе не возражали против строительства АЭС «Дукованы». Они, однако, расходились во мнениях о предпочтительном проекте строительства и роли «Росатома». В то время как правые партии, такие как Пиратская партия, Гражданская демократическая партия (ГДП), Христианско-демократический союз — Чехословацкая народная партия (ХДС-ЧНП) и ТОП09, требовали

CK <

о исключения российской заявки на строительство АЭС «Дукованы», та-^ кие партии, как АНО 2011 и Чешская социал-демократическая партия, £з заняли неоднозначную позицию, а Коммунистическая партия Богемии ш и Моравии и партия «Свобода и прямая демократия» поддержали российский проект (Trachtova, 2021; Projekt Dukovany...). Противоположные стороны по вопросу российского проекта заняли с одной стороны, политики, ориентированные на безопасность, такие как Ян Липавский и Павел Фишер, а с другой стороны, сторонники развития национальной промышленности.

Президент Милош Земан, хотя он не имел формального влияния на ход тендера, играл значительную роль в переговорах по строительству АЭС. Он был окружён людьми, чьи связи с Российской Федерацией были темой публичных обсуждений. Наиболее заметным среди них был советник президента Мартин Неедлы, который жил в России 10 лет, — об этом периоде нет информации — и впоследствии служил официальным представителем «Лукойла» в Чешской Республике. Хотя «Лукойл» является частной компанией, предполагается, что она имеет крепкие связи с российской политикой и корректирует собственную деятельность с оглядкой на неё. Земан выступал с популистских «прагматичных» позиций, уравнивая поддержку деятельности российских компаний с поддержкой чешской индустрии (Zeman jednal s ruskym... 2019). Земан активно лоббировал российскую заявку в рамках отменённого тендера на строительство АЭС «Темелин» (Koutnik, 2022). Хотя его позиция давно воспринималась как сильно пророссийская, в своей риторике он опирался на промышлен- < ное лобби, сформировавшееся из группы компаний, ассоциированных о с «Атомстройэкспортом» (дочерняя компания «Росатома»). Например, по аналогии с венгерским сценарием, он выступал за заключение ме- < жгосударственного договора на строительство АЭС «Дукованы» между правительством Чехии и выбранной компанией без проведения тендера.

В ответ на заявления, что «Росатом» следует исключить из тендера, Милош Земан подчеркнул, что идеология не должна играть роли в вы-

боре компании: «Чем больше в тендере участников, тем лучше условия, и наоборот. Те, кто хочет уменьшить число участников тендера на два, вредят национальным интересам Чехии, потому что это приведёт к росту стоимости АЭС «Дукованы», кто бы её ни строил» ^етап je ргой... 2020). Хотя Земан заявлял о своей беспристрастности, он предпочёл российский проект. В 2019 г. вместе с представителями чешских компаний он посетил стройку АЭС «Пакш» в Венгрии. Двумя годами ранее он описывал венгерскую модель выбора исполнителя без тендера как возможный пример ^ для подражания (Perknerova, 2021). Неясно, однако, до какой степени его I позиция определялась интересами окружающей его группы и до какой

0 степени он служил представителем интересов чешской промышленности. АР

1

£з политических оппонентов.

е

I

0

ск <

1

>

< I

Или же такое поведение могло быть мотивировано борьбой против своих

Негосударственные акторы, представляющие интересы определенных групп, также были вовлечены в процесс. Важной их частью было промышленное лобби, уже объединившееся в консорциум «МИР-1200» в рамках тендера на АЭС «Темелин», которое состояло из компаний, производящих оборудование для электростанций. Среди них можно назвать Skoda JS и Doosan, которые в последние годы были вовлечены в строительство АЭС и в Дукованах, и в Темелине. За счёт этого они имели опыт в поставке оборудования, в основном, российским/советским компаниям. Впрочем, как заявили они сами, они были готовы сотрудничать с любым победителем тендера, поддерживая идею максимально широкого списка участников (SKODA JS pocita... 2021). Помимо самих компаний, интересы промышленности представляло Министерство промышленности и торговли и его глава Карел Гавличек, а также Ассоциации промышленников (Hovorkova, 2021). Естественно, что участники тендера рассчитывали на содействие и участие чешской промышленности в переговорах. «Росатом», среди прочего, обещал построить фабрику ядерного топлива, которая будет снабжать АЭС в Чехии и других странах. Вместо прямой поддержки интересов «Росатома» компании выступали за строительство новых мощностей в области атомной энергетики, как новые энергоблоки в «Темелине», так и замену старых в «Дукованах» (Wagner, 2021).

Чешские спецслужбы, в частности Служба безопасности и инфор- 2 мации, давно говорили о росте российского влияния и о возможной о зависимости от России. Президент Земан и его окружение, в свою очередь, сомневались в их выводах. В декабре 2020 г. глава государства < запросил список агентов России на территории Чехии, хотя это было ¡^ не в его компетенции. Его запрос остался без ответа, подтверждая давнюю вражду между президентом и спецслужбой. После исключения «Росатома» из участников тендера на АЭС «Дукованы» существовали

<

е

I

0

ск <

1

>

< I

опасения, что Земан назначит правительство, которое позволит российской компании вернуться в тендер или напрямую выберет её проект (ODS je pro. 2021).

Дело о взрыве склада боеприпасов во Врбетице полностью изменило правила игры. Хотя взрыв произошёл в 2014 г., подробности дела, особенно роль российских спецслужб (ГРУ) в произошедшем, не были известны в течение долгого времени. В апреле 2021 г. премьер-министр Андрей Бабиш и министр иностранных дел Ян Гамачек в ходе пресс-конференции объявили, что российские спецслужбы стояли за взрывом на складе боеприпасов. Правительство Чехии в течение не-

CK <

1

о скольких дней согласилось исключить «Росатом» из тендера. Министр

промышленности и торговли впоследствии подтвердил, что запрет

< I

£з распространяется и на субподряд. Коммунистическая партия и попу-

листская «Свобода и прямая демократия» заняли противоположную позицию. Президент Земан, в свою очередь, взял неделю на то, чтобы обдумать произошедшее. Хотя это было неожиданно, он поддержал высылку российских дипломатов, которых Чехия обвинила в работе на российскую разведку. Хотя он назвал ошибкой исключение «Росато-ма» из тендера спустя четыре месяца после скандала, в конце концов он все же согласился с этим решением (Beranova, 2021).

Давление на чешское правительство в отношении строительства АЭС «Темелин» и «Дукованы» было двойным. На первом этапе важно было ускорить принятие решения о расширении АЭС: в этом случае, мы не можем говорить о российском влиянии, поскольку быстрое принятие решения оставило бы «Росатом» вне списка участников тендера. Представители Skoda JS и других компаний также жаловались на проблемы, связанные с нерешительностью чешского правительства и задержкой принятия решений. Итоговое решение было запланировано на 2023 г., что вызывало сомнения в том, насколько обязательным мог быть запрет на участие «Росатома» в тендере для правительства, сформированного по итогам предстоявших выборов. Частично эта дилемма связана с тем, требуется ли Чехии большой реактор. Американская компания, в свою очередь, указывает на перспективы малых модульных реакторов, которые могут стать будущим энергетики. Как следствие, существуют опасе- < ния, что строительство даже современного реактора окажется тупиковым о путём развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вторая дилемма заключается в недоверии к российской заявке. По словам одного из чешских парламентариев в интервью от 1 июня 2021 г., исключение нескольких участников из тендера произошло под давлением служб безопасности и ряда политических партий. Китайскую компанию исключили из-за технических недостатков проекта. В случае

CK <

и <

«Росатома» ситуация отличается, поскольку давление было связано с сомнениями в политических рисках его заявки. Через спецслужбы и Агентство национальной кибербезопасности сообщество служб безопасности выступило против «Росатома». Такие учреждения, как Министерство внутренних дел и Министерство иностранных дел высказались похожим образом, критикуя документацию к тендеру, подготовленную С^ за недостаточное внимание к вопросам безопасности (КаЬЛе^а, 2020). Служба безопасности и информации дала более подробный комментарий по поводу участия «Росатома»: она предупредила, что с большой долей вероятности чрезмерная зависимость от России как от единственного

^

I ш

Р

ш

е

I

0 ^

ск

А

1

Ч

>

А

I

ск

А

1

о партнёра в области энергетики впоследствии может привести к шантажу ^ с её стороны. Также она предупредила, что подрядчик может намерен-£з но задерживать строительство АЭС также с целью шантажа ^апо^ко ш ргасо^ Бкирту... 2020).

Вопросы также возникают в связи с экономическим аспектом строительства. Строительство АЭС «Темелин» должно было стоить около 200 млрд чешских крон, а строительство одного энергоблока АЭС «Дукованы» — 160 млрд крон, согласно условиям тендера, отменённого в 2014 г. В обоих случаях, эти суммы было сложно обосновать с экономической точки зрения. Таким образом, с одной стороны существует консенсус, что новые энергоблоки для АЭС нужны, но с другой — электричество, которое они произведут, будет стоить дороже, чем сейчас оно стоит на рынке. Без цены, гарантируемой государством, возникает проблема, которую едва ли возможно решить. Хотя чешское правительство указало на готовность гарантировать «зелёный» тариф, неясным остаётся, какой будет минимальная цена. Премьер-министр Бабиш говорил о стоимости в 60 евро за МВт • ч, но насчёт этой цены существуют сомнения ^^оЬа, 2021).

Заключение

Энергетический баланс Чехии и восприятие атомной энергетики как единственного возможного источника увеличения мощности электрогенерации создали ощущение неотложности в отношении строительства АЭС «Дукованы». Вместе с тем факт, что «Росатом» был единственной .А компанией, владеющей технологиями, которые не требуют участия о других компаний, дал российской компании преимущество над всеми конкурентами. Общественность, которая не одобряла участие российской компании в тендере, высказалась против «Росатома». В такой обстановке «Росатом» взял на вооружение стратегию, которая полностью соответствует допущениям теории экономической политики.

е i

0

ск <

1

>

< I

Переизбрание Милоша Земана президентом в 2018 г. укрепило влияние сторонников атомной энергетики в Чехии, которое было и так велико. В то же время, ослабла единая позиция по отношению к «Роса-тому», который президент признал возможным и, вероятно, наиболее привлекательным из участников тендера. Против позиции президента выступали правительство, оппозиция и службы безопасности. Имело значение и то, что из-за направленной политики России, «Росатом» представляет собой консолидированного и мобилизованного на достижение целей актора. Его давление на «пятую колонну», то есть окружение президента, обеспечило успех компании на подготовительном этапе тен-

ск

А

1

0 дера. Только разразившийся дипломатический скандал спровоцировал АР

1

ч «Росатома» из тендера.

консолидацию политических сил, в том числе президента, и исключение

«Росатом» сделал ставку на промышленное лобби Чехии и политику президента по поддержке промышленности. Уже участвуя в тендере на строительство двух блоков АЭС «Темелин», компания сформировала консорциум «МИР-1200», включающий в себя чешские компании, хотя некоторые из них и находились под российским контролем. Значимой также являлась связь с президентом Земаном или его окружением. Хотя это, по сути, является спекуляцией, «Росатом» и президент поддерживали риторику о необходимости деполитизации проекта. «Росатом», таким образом, пользовался местными группами влияния, то есть президентом, его окружением и промышленным лобби. Эта статья ни в коем случае не заявляет, что президент Чехии М. Земан напрямую следовал указаниям «Росатома». Эти заявления появлялись в прессе, но доступная информация не позволяет сделать такие выводы. С другой стороны, популистская политика «следования интересам Чехии» позволила «Росатому» использовать президента для продвижения своих интересов в условиях, неблагоприятных для российской заявки в тендере. Таким образом президент, осознанно или нет, стал «пятой колонной» в том виде, как её определяет Хиршман.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ/REFERENCES

Ведерников, М.В. (2021). Атомная дилемма в чешско-российских отношениях // Научно-а- < налитический вестник Института Европы РАН. (1). С. 81-88. о

Итоги деятельности государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» за 2019

год. Росатом. 2019. Available at: https://www.report.rosatom.ru/go/rosatom/go_rosatom_2 ^ 019/%D0%93%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D1%82%D1 ¡j %87%D0%B5%D1%82_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BC_2019. ^ pdf (accessed 20.12.2022). Aalto, P. et al. (2017a). Russian nuclear energy diplomacy in Finland and Hungary. In: Eurasian Geography and Economics 58(4): 386-417. DOI: 10.1080/15387216.2017.1396905

Aalto, P. et al. (2017b). Russian nuclear energy diplomacy in Finland and Hungary. In: Eurasian

Geography and Economics 58(4): 386-417. DOI: 10.1080/15387216.2017.1396905 Aslund, A. (2007). Russia's capitalist revolution: Why market reform succeeded and democracy failed. Peterson Institute.

© Axelrod, R. (2004). Nuclear power and EU enlargement: The case of Temelin. In: Environmental Politics 13(1): 153-172. DOI: 10.1080/09644010410001685182 Babic, M. (2021). State capital in a geoeconomic world: mapping state-led foreign investment in the global political economy. In: Review of International Political Economy: 1-28. DOI: 10.1080/09692290.2021.1993301 Baldwin, D.A. (2020). Economic statecraft: New edition. Princeton: Princeton University Press. < Balmaceda, M.M. (2013). Politics of Energy Dependency. University of Toronto Press. Available at: http://www.jstor.org/stable/10.3138/j.ctt5hjv5k (accessed 17.09.2022). Beranova, K. (2021). Zeman k velvyslancum: Vyrazeni Rosatomu je chyba a do Afghanistanu se vratime. Novinky. Available at: https://www.novinky.cz/clanek/domaci-prezident-zeman-

i

0

a.

<

1

prijme-ceske-velvyslance-40369957 (accessed 17.09.2022).

Binhack, P., Tichy, L. (2012). Asymmetric interdependence in the Czech-Russian energy relations.

In: Energy Policy 45: 54-63. DOI: 10.1016/j.enpol.2012.01.027 Blackwill, R.D., Harris, J.M. (2016). War by other means. Harvard University Press. Blanchard, J.-M., Ripsman, N. (2013). Economic Statecraft and Foreign Policy: Sanctions, incentives,

and target state calculations. London: Routledge. Cuervo-Cazurra, A. (2017). State-owned multinationals: Governments in global business. Springer. Cuervo-Cazurra, A. (2018). Thanks but no thanks: State-owned multinationals from emerging markets and host-country policies. In: Journal of International Business Policy 1(3): 128-156. Cuervo-Cazurra, A., Grosman, A., Megginson, W.L. (2023). A review of the internationalization of state-owned firms and sovereign wealth funds: Governments' nonbusiness objectives and discreet power. In: Journal of International Business Studies, 54(1): 78-106. DOI: 10.1057/ s41267-022-00522-w

Czech Republic's first SMR could be built at Temelín by 2032, Nuclear Engeneering International. Neimagazine. 22.09.2022. Available at: https://www.neimagazine.com/news/newsczech-republics-first-smr-could-be-built-at-temeln-by-2032-10025944 (accessed 20.12.2022). Dostavbu jaderné elektrárny Temelín. STEM. 2009. Available at: https://www.stem.cz/dostavbu-

temelinske-elektrarny/ (accessed 20.12.2022) Fawn, R. (2006). The Temelín nuclear power plant and the European Union in Austrian-Czech relations. In: Communist and Post-Communist Studies 39(1): 101-119. DOI: 10.1016/j. postcomstud.2005.12.001 Frantál, B., Maly, J. (2017). Close or renew? Factors affecting local community support for rebuilding nuclear power plants in the Czech Republic', Energy Policy, 104 134-143. Available at: https://doi.org/10.1016Zj.enpol.2017.01.048. Gammeltoft, P., Cuervo-Cazurra, A. (2021). Enriching internationalization process theory: insights < from the study of emerging market multinationals', Enriching internationalization process o theory: insights from the study of emerging market multinationals 27(3): 100884. DOI:

10.1016/j.intman.2021.100884 ^

<

Gershman, M., Thurner, T. (2016). New development: State-owned enterprises as powerhouses ^ for innovation—the Russian case. In: Public Money & Management 36(4): 297-302. DOI: ^ 10.1080/09540962.2016.1162996 Gustafson, T. (2017). Wheel of Fortune : The Battle for Oil and Power in Russia. Cambridge, Massatchusetts: Belknap Press of Harvard University Press.

е

х

о

Hirschman, A.O. (1980). National Power and the Structure of Foreign Trade. Berkeley, CA:

University of California Press. Hovorkova, J. (2021). Pavel Fischer: Rosatom je nzen z Kremlu. Havlickovy kroky nejsou srozumitelne, Forum24. 26.03.2021. Available at: https://www.forum24.cz/pavel-fischer-rosatom-je-rizen-z-kremlu-havlickovy-kroky-nejsou-srozumitelne/ (accessed 20.12.2022). Hufbauer, G., Schott, J., Elliott, K. (2009). Economic Sanctions Reconsidered, 3rd Edition (paper). Peterson Institute for International Economics. Available at: https://EconPapers.repec.org/

us

RePEc:iie:ppress:4129 (accessed 20.12.2022). =r Hungary and Russia agree five-year delay in start of repayments of €10bn Paks loan facility. BNE Intellinews. 30.04.2021. Available at: https://intellinews.com/hungary-and-russia-agree-five-year-delay-in-start-of-repayments-of-10bn-paks-loan-facility-209453/ (accessed 17.09.2022). x Kabrhelova, L. (2020) Reporterka o dokumentu k tendru na dukovany: bezpecnostni komunita zrejme chtela, aby se dostal na verejnost. Irozhlas. Available at: https://www.irozhlas.cz/zpravy-domov/podcast-vinohradska-12-dukovany-trachtova_2011230600_bar (accessed 20.12.2022). > Kalasin, K., Cuervo-Cazurra, A, Ramamurti, R. (2020). State ownership and international expansion: The S-curve relationship. In: Global Strategy Journal 10(2): 386-418. DOI: 10.1002/gsj.1339 s Koutnik, O. (2022). Kazite reputaci ruskych investorü v Cesku, vycital Zeman firme na Hrade.

Seznam zpravy. 06.12.202 Available at: https://www.seznamzpravy.cz/clanek/domaci-kauzy-kazite-reputaci-ruskych-investoru-v-cesku-vycital-zeman-firme-na-hrade-220719 (accessed 20.12.2022).

Kubätovä, Z. (2020). Rosatom: Vse mimo jaderny ostrov Dukovan müzou dodat ceske a evropske firmy. Seznam zpravy. 19.11.2020. Available at: https://www.seznamzpravy.cz/clanek/rosatom-cast-novych-dukovan-muzou-dodat-ceske-nebo-evropske-firmy-129762 (accessed 20.12.2022).

Lazzarini, S.G. et al. (2015). What Do State-Owned Development Banks Do? Evidence from BNDES, 2002-09. In: World Development 66: 237-253. DOI: 10.1016/j.worlddev.2014.08.016.

Libman, A., Stone, R.W., Vinokurov, E. (2022). Russian power and the state-owned enterprise. In: European Journal of Political Economy 73: 102-122. DOI: 10.1016/j.ejpoleco.2021.102122

Luo, Y., Xue, Q., Han, B. (2010). How emerging market governments promote outward FDI: Experience from China. In: Journal of world business 45(1): 68-79.

Male modularni reaktory u nas a ve svete. Oenergetice.cz. 07.03.2018. Available at: https:// oenergetice.cz/jaderne-elektrarny/male-modularni-reaktory-u-nas-ve-svete (accessed 20.12.2022).

Martinek, S. (2017). Sovereign wealth funds — Driving growth of the nuclear power sector. In: Energy Strategy Reviews 18: 141-149. DOI: 10.1016/j.esr.2017.09.018

Minin, N., Vlcek, T. (2017) Determinants and considerations of Rosatom's external strategy. In: Energy Strategy Reviews 17: 37-44. DOI: 10.1016/j.esr.2017.07.001

Moznosti zapojeni prumyslu CR v pnpravovanych projektech NJZ v CR a dalsich zemich v jednotlivych projektech, udrzeni odborneho zazemi dodavatelü z CR pro vystavbu NJZ a budouci servis. Ministry of Industry and Trade. 2018. Available at: https://www.mpo.cz/assets/ cz/energetika/novy-jaderny-zdroj/zapojeni-ceskeho-prumyslu/2018/10/Moznosti-zapojeni-prumyslu-CR.pdf (accessed 20.12.2022).

Nädoba, J. (2021). Proc se Dukovany nevyplati. Respekt. 17.02.2021. Available at: https://www. respekt.cz/kontext/proc-se-dukovany-nevyplati (accessed 20.12.2022).

Narodni akcni plan rozvoje jaderne energetiky v Ceske republice. Ministry of Industry and Trade and Ministry of Finance. 2015. Available at: https://www.mpo.cz/assets/ dokumenty/54251/61936/640148/priloha001.pdf (accessed 20.12.2022).

Ocelik, P. et al. (2017). Local opposition and acceptance of a deep geological repository of radioactive waste in the Czech Republic: A frame analysis. In: Energy Policy 105: 458-466. DOI: 10.1016/j.enpol.2017.03.025

<

x

О

CK <

и <

е

I

о

ODS je pro co nejrychlejsi vypsani tendru na Dukovany, Hamacek neni proti, Seznam Zpravy. 02.05.2021. Available at: https://www.seznamzpravy.cz/clanek/ods-je-pro-co-nejrychlejsi-vypsani-tendru-na-dukovany-hamacek-neni-proti-152878 (accessed 20.12.2022). Opdahl, I.M. (2020). The Russian state and Russian energy companies 1992-2018. New York: Routledge.

Osicka, J., Cernoch, F. (2017). Anatomy of a black sheep: The roots of the Czech Republic's pro-nuclear energy policy. In: Energy Research & Social Science 27: 9-13. DOI: 10.1016/j. erss.2017.02.006

n

Perknerova, K. (2021). Milos Zeman a jeho vyroky tykajici se ruskych zajmu v CR: Od Dukovan k novicoku. Denik. 20.04.2021. Available at: https://www.denik.cz/z_domova/milos-zeman-vyroky-rusko-20210419.html (accessed 20.12.2022).

<

i Postoje ceske verejnosti k energeticke koncepci a tezbe uhli. Median. 2019. Available at: https:// www.median.eu/cs/wp-content/uploads/2020/02/MEDIAN_energeticka_koncepce_tezba_ uhli_200210.pdf (accessed 20.12.2022).

n:

> Projekt Dukovany II, Pirati. Pirati. Available at: https://jadro.pirati.cz/projekt-dukovany-ii/ (accessed 20.12.2022).

LLI

Z ROSATOM statement on the exclusion from the Dukovany NPP expansion tender. Rosatom.

19.04.2021. Available at: https://www.rosatom.ru/en/press-centre/news/rosatom-statement-on-the-exclusion-from-the-dukovany-npp-expansion-tender-/ (accessed 20.12.2022).

Secretary Blinken's Call with Czech Prime Minister Babis. USDS. 05.03.2021. Available at: https://www.state.gov/secretary-blinkens-call-with-czech-prime-minister-babis/ (accessed 20.12.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SKODA JS pocita s vyraznym zapojenim do projektu vystavby pateho bloku Dukovan. Skoda JS. 24.05.2021. Available at: https://www.skoda-js.cz/news/skoda-js-pocita-s-vyraznym-zapojenim-do-projektu-vystavby-pateho-bloku-dukovan/ (accessed 20.12.2022).

Stanovisko pracovni skupiny sloZene z Ministerstva vnitra, Bezpecnostni informacni sluZby, uradu pro zahranicni styky a informace, Vojenskeho zpravodajstvi, Ministerstva zahranici a Narodniho uradu pro kybernetickou a informacni bezpecnost (Unpublished, non-classified). Ministry of Interior. 2020.

Strange, S. (1992). States, Firms and Diplomacy. In: International Affairs 68(1): 1-15. DOI: 10.2307/2620458

Tepavcevic, S. (2015). The motives of Russian state-owned companies for outward foreign direct investment and its impact on state-company cooperation: observations concerning the energy sector. In: Transnational Corporations 23(1): 29-58.

Than, K. (2015). Special Report: Inside Hungary's $10.8 billion nuclear deal with Russia. Reuters. 30.03.2015. Available at: https://www.reuters.com/article/us-russia-europe-hungary-specialreport-idUSKBN0MQ0MP20150330 (accessed 20.12.2022).

Thomas, S. (2018). Russia's Nuclear Export Programme. In: Energy Policy 121: 236-247. DOI: 10.1016/j.enpol.2018.06.036

Tichy, L. (2012). The Czech discourse on the completion of the Temelin Nuclear Power Plant. In: International Issues & Slovak Foreign Policy Affairs 21(1-2): 21-43.

Trachtova, Z. (2021). Spor o stavbu Dukovan pokracuje. Vladni strany veri, Ze tajne sluZby

< о

zmeni nazor na flcast Ruska a Ciny. Irozhlas.cz. 26.02.2021. Available at: https://www. ск irozhlas.cz/zpravy-domov/dostavba-dukovany-jaderna-elektrarna-tendr-rusko-cina-anketa- ^ poslanci_2101261602_aur (accessed 20.12.2022). ^

Vaclav Havel o Temelinu. Irozhlas. 09.10.2000. Available at: https://www.irozhlas.cz/zpravy-domov/vaclav-havel-v-ceskem-rozhlasu-1-o-temelinu-_200010090000_mkopp (accessed 20.12.2022).

Verejnost o jaderne energetice. CVVM. 2021. Available at: https://cvvm.soc.cas.cz/cz/tiskove-zpravy/ostatni/ekologie/5503-verejnost-o-jaderne-energetice-cervenec-2021 (accessed 20.12.2022).

Vlada schvalila financovani dostavby Dukovan. Vyjit by mohla na 162 miliard korun. Irozhlas. 20.07.2020. Available at: https://www.irozhlas.cz/ekonomika/dukovany-jaderna-elektrarna-dostavba-2020_2007201749_ako (accessed 20.12.2022). Wagner, V. (2021). Nejen ceska energetika v klestich ideologie. All for Power. 30.03.2021. Available at: https://allforpower.cz/zajimavosti/nejen-ceska-energetika-v-klestich-ideologie-359 (accessed 20.12.2022).

Wigell, M., Scholvin, S., Aaltola, M. (2018). Geo-economics and power politics in the 21st century.

In: The revival of economic statecraft. Wigell, M., Vihma, A. (2016). Geopolitics versus geoeconomics: the case of Russia's geostrategy and its effects on the EU. In: International Affairs 92(3): 605-627. DOI: 10.1111/1468-2346.12600 Wigell, S., Scholvin, M. (2018). Geo-economics as Concept and Practice in International Relations. Helsinki: FIIA.

Wright, M. et al. (2021). State capitalism and the firm: An overview. In: Oxford handbook of state

capitalism and the firm. Oxford: Oxford University Press. Zeman je proti vylucovani Ruska a Ciny z tendru na Dukovany. Oenergetice.cz. 20.12.2020. Available at: https://oenergetice.cz/jaderne-elektrarny/zeman-je-proti-vylucovani-ruska-a-ciny-z-tendru-na-dukovany (accessed 20.12.2022). Zeman jednal s ruskym ministrem prflmyslu o modernizaci jadernych elektraren. CTK. 06.03.2019. Available at: https://zpravy.aktualne.cz/domaci/zeman-jednal-s-ruskym-ministrem-prumyslu-o-modernizaci-jader/r~bc20f726404811e9b38a0cc47ab5f122/ (accessed 20.12.2022).

ROSATOM AND PLANS FOR NPP CONSTRUCTION IN THE CZECH REPUBLIC IN 2014-2021 FROM THE POINT OF VIEW OF POLITICAL ECONOMY

Karel Svoboda

Charles University, Prague, Czech Republic, e-mail: karlsvoboda@seznam.cz

Abstract. The article deals with the policy of the Russian state corporation Rosatom in its effort to win the contract for the completion of the Dukovany nuclear power plant in 2014-2021. With the help of economic maneuvering theory, it explains how Rosatom appealed to key players in Czech politics led by President Milos Zeman. The author concludes that Rosatom took advantage of low consolidation, particularly in Czech politics. Only the emergence of a strong securitization factor put an end to these efforts.

Key words: Rosatom, the Czech Republic, nuclear energy, Russian-Czech relations, political economy

e i

о

А

I

Ч

>

А

I

ск

А

I

0

Р

А

1

>

ск

А

^

С

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.