Научная статья на тему 'Рональд Нокс и католическая церковь в биографии «Рональд Нокс» Ивлина Во'

Рональд Нокс и католическая церковь в биографии «Рональд Нокс» Ивлина Во Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
232
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИВЛИН ВО / РОНАЛЬД НОКС / КАТОЛИЦИЗМ / КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / БИОГРАФИЯ / EVELYN WAUGH / RONALD KNOX / CATHOLICISM / CATHOLIC CHURCH / BIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Балашова Мария Сергеевна

В статье рассматривается сюжетообразующий конфликт биографии «Рональд Нокс» – конфликт между Рональдом Ноксом и католической церковью, а также отношение Ивлина Во к католической церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ronald Knox and the Catholic Church in THE biography “Ronald Knox” by Evelyn Waugh

The article analyzes the main conflict in the biography “Ronald Knox”, the conflict between Ronald Knox and the Catholic Church as well as Evelyn Waugh’s attitude towards the Catholic Church.

Текст научной работы на тему «Рональд Нокс и католическая церковь в биографии «Рональд Нокс» Ивлина Во»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №4(34)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

УДК 821.111.09

РОНАЛЬД НОКС И КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В БИОГРАФИИ «РОНАЛЬД НОКС» ИВЛИНА ВО

© М.С.Балашова

В статье рассматривается сюжетообразующий конфликт биографии «Рональд Нокс» - конфликт между Рональдом Ноксом и католической церковью, а также отношение Ивлина Во к католической церкви.

Ключевые слова: Ивлин Во, Рональд Нокс, католицизм, католическая церковь, биография.

Биография видного деятеля английского католицизма, личного друга Ивлина Во «Рональд Нокс» («The life of the Right Reverend Ronald Knox, fellow of Trinity College, Oxford, and Pronotary Apostolic to His Holiness Pope Pius XII», 1959) принадлежит к последнему этапу творчества великого английского сатирика. Она создавалась параллельно с романами трилогии «Шпага чести», и критика отмечает сходство в авторской позиции между трилогией и биографией. Так, Дуглас Пейти находит в биографии скептическое отношение к действительности и эпохе, ощущение скуки жизни, отстраненность от внутренних переживаний главного героя. Это одна из причин того, что биография «Рональд Нокс» встретила холодный прием читателей и критиков в момент публикации, отсутствие особого интереса исследователей творчества Во к данному произведению наблюдается по сей день. Однако с точки зрения стержневой проблемы творчества Во - его отношения к католицизму -биография Нокса представляет особый интерес; предметом нашего анализа станет выявление в ней авторского отношения к католицизму в целом и католической церкви в Англии.

К моменту написания биографии Во уже почти тридцать лет был католиком, однако именно в католической прессе его романы чаще всего подвергались суровой критике. Его сатира воспринималась многими как нечто недуховное, противоречащее нормам христианской морали, по-разному у него складывались отношения с отдельными деятелями католической церкви. На склоне лет, все более ограждаясь от внешнего мира, Во сузил круг своих корреспондентов и знакомых, оставив в нем лишь католиков, а немногочисленных знакомых вне этого круга активно пытался обратить в католическую веру. Переводчик Библии на английский язык, преподобный Рональд Нокс, скончавшийся в 1957 г. в возрасте 69 лет, назначил Во своим литератур-

ным душеприказчиком и доверил ему задачу написания своей биографии, что Во с благоговейной памятью о покойном и выполнил за два года.

При написании биографии Во столкнулся с задачей, противоречащей его призванию сатирика, - созданием положительного образа героя. Стараясь уберечь глубоко уважаемого им друга от каких бы то ни было обвинений в его адрес со стороны общества, Во сгладил противоречия в характере известного католического священнослужителя и создал портрет реального человека в духе житий святых.

Идеализировав главного героя, Во нашел движущую силу книги не во внутренних противоречиях Нокса, не в его переживаниях и сомнениях, а во внешнем конфликте, который, по мнению многих критиков, автор намеренно утрировал, - конфликте писателя и католической церкви, неспособной оценить его талант и помочь ему этот талант реализовать. Можно сказать, что большая часть книги посвящена анализу того, насколько несправедливо обошлась церковь с весьма одарённым и даже, как считал Во, гениальным писателем.

В предисловии к биографии Нокса Ивлин Во предупреждает читателей, что не претендует на то, чтобы дать исчерпывающий анализ духовных достижений Рональда Нокса, который, несмотря на разнообразие его деятельности, был все же в первую очередь священнослужителем, сначала в англиканской церкви, затем в католической. Автор изначально обозначает главную цель своей работы: «...to tell the story of his exterior life, not to give a conspectus of his thought; still less to measure his spiritual achievements». [1: ix] -'...рассказать историю его жизни, а не писать конспект его размышлений, тем более не оценивать его духовные достижения'1.

1 Здесь и далее перевод наш - М.С.

Такое объяснение должно снять с Во предъявляемые ему критиками обвинения в том, что он слишком поверхностно обрисовал образ главного героя. Автор также замечает, что знал Нок-са больше как писателя, а не как священника.

В таком случае, казалось бы, биограф должен был обращать большое внимание на анализ стиля и творчества Нокса как писателя и переводчика, но в книге мы этого не находим. Вместо этого автор много пишет об общественной жизни Нокса, а точнее, его церковной карьере, отношениям со священниками и конфликтам с церковным руководством.

Рональд Нокс, внук и сын епископов англиканской церкви, один из самых блестящих выпускников Оксфорда своего поколения, сразу по окончании занявший должности англиканского капеллана и преподавателя классических языков, начал сомневаться в истинности англиканской доктрины в 1914 году - очень тяжелое для всей Англии и для него лично время.

Первая мировая война, для Англии являвшаяся самым сильным потрясением ХХ века, заставила многих всерьез задуматься над своей жизненной позицией, но для Нокса решение о переходе в другую религию оказалось крайне сложным, и в итоге после долгих сомнений он выбирал не столько между англиканской церковью и католической, сколько между верой и неверием в целом.

Для того чтобы понять основные причины сомнений и дальнейшие последствия его выбора, следует принять во внимание различное положение англиканской и католической церквей в Англии.

Такую оценку дает англиканской церкви сам Во: «The Church of England was the religion of governing class which then ruled a great part of the world. Her roots spread deep and wide in the established order, holding it together and drawing strength from it» [1: 125]. - «Англиканская церковь была религией правящего класса, который в то время управлял значительной частью мира. Ее корни протянулись далеко и углубились в утвердившийся порядок, удерживая его и черпая из него силы»).

Католическая церковь к тому времени давно утратила былую значимость и, пережив после тюдоровского разгрома века гонений, объединяла теперь часто малообразованных, закореневших в своих традициях людей. Перейти из англиканской церкви в католическую для Нокса означало утратить все прежние связи, порвать с социальным кругом, к которому он привык, и начать подчиняться людям с другим уровнем образования, с другим воспитанием. Переход в

другую веру ставил барьер между ним и его лучшими друзьями, между ним и его семьей, между ним и людьми с привычным ему складом ума.

Такое решение Нокс смог принять не сразу. Во обращает особое внимание на то, как сильно переход из одной конфессии в другую должен был повлиять на социальные связи Нокса.

В англиканской церкви Нокс был чрезвычайно популярным проповедником. Его часто приглашали проповеди в различных городах. Его талантом писателя и оратора по праву восхищались. Один из главных конфликтов в судьбе Нокса, как видит это Во, была неспособность католической церкви оценить по достоинству и правильно использовать те возможности и ресурсы, которыми обладал Нокс.

Во, возможно, преувеличивший сложность перехода из одной конфессии в другую, преувеличил и тему нереализованности талантов Нокса: биография, описывая этапы карьеры героя в католической церкви, не подтверждает авторского тезиса о том, что церковь полностью игнорировала старания Нокса послужить ей. Однако именно эта проблема становится одной из центральных в биографии.

Таким образом, на фоне рано состоявшегося церковно-религиозного самоопределения в биографии разворачивается центральный сюжетооб-разующий конфликт: между блестящим творческим умом Нокса, обретшего при жизни святость и смирение, и его невостребованностью среди единоверцев, людей более низкого классового и интеллектуального калибра.

Решение Нокса о переходе в католичество происходит, что называется, за сценой, это весьма характерно для Во: обращение его героев в веру никогда не описывается, обычно лишь вскользь упоминается. В данном случае Во рассказывает о принятии Ноксом католической веры - решении, над которым он думал два года, - ограничившись цитированием записи в дневнике священника, присутствовавшего при этом.

Духовные переживания Нокса, как и описание момента его принятия в католическую церковь, остаются не вполне раскрытыми. Но в тех редких моментах, когда в биографии речь заходит об отношении Нокса к вере, можно заметить определенное сходство с самим Во, как и в других вопросах.

Нигде в биографии не указывается, с какими доктринами англиканской церкви Нокс был не согласен и почему именно католическую церковь он считал единственно истинной. Возможно, для католика Во это самоочевидно, при этом автор биографии, повествуя о переходе священника из

одной конфессии в другую, большое внимание уделяет человеческим отношениям: обстоятельно анализирует то, как отнеслись к этому шагу родственники Нокса, как переход отразился на его отношениях с друзьями, на его общественном положении. Автор подробно описывает устройство церкви, взаимоотношения Нокса со священнослужителями. У читателя создается впечатление, что смена религии была скорее жизненным потрясением, нежели духовным, и перемена произошла не в мировоззрении, а в социальном статусе Рональда Нокса.

Ноксу предстояло отдать себя в подчинение людям, обладавшим намного более узким кругозором и никогда не занимавшим такого уважаемого положения в обществе, как он. Во обращает внимание именно на тот аспект, который, очевидно, сближает его с героем созданного им произведения. Нокса не привлекало в католической церкви ничто, кроме рационального убеждения в истинности ее учения, однако нигде в биографии это авторское мнение не подтверждается никакими цитатами из писем или книг Нок-са. Как и во многом другом, в этом вопросе читатель должен полностью положиться на слова автора, которого мы не можем назвать вполне объективным. Возможно, по замечаниям об отношении Нокса к церкви мы можем гораздо больше судить о позиции самого автора, нежели его героя.

Так, Во пишет о былом отношении Нокса к католикам, одним из которых он теперь стал: «He had grown up to believe with the Anglican friends that, except for a few illustrious converts, the Roman clergy were a rough and rather tricky lot. He now sought to identify himself with them completely, eschewing all religious dandyism» [1: 226]. -'Вместе со своими англиканскими друзьями он привык верить, что, за исключением нескольких блестящих новообращенных, католическое духовенство было грубоватым и хитрым. Теперь он стремился к тому, что отождествлять себя с ними полностью, избегая всякого религиозного дендизма'.

Сравнивая мотивы перехода Нокса в другую конфессию в интерпретации автора с тем, что нам известно о переходе в католичество самого Во в 1930 г., мы можем увидеть много общего: они оба проявили очень мало религиозных чувств при своем принятии католичества и были движимы лишь доводами разума, оба привыкли к более интеллектуальному кругу общения и в католической церкви часто оказывались непонятыми.

В религиозной жизни Ивлина Во присутствует множество противоречий. Чем старше он ста-

новился, тем яростнее он пытался привести своих друзей и знакомых к вере и тем сильнее в его творчестве проявлялся мотив служения Богу, но одновременно с этим Во весьма скептически относился к церковной организации и католическому духовенству, что можно увидеть во многих его произведениях. Например, в романе «Безоговорочная капитуляция», третьей части трилогии «Шпага чести», католический священник, на исповедь к которому приходит главный герой, оказывается фашистским шпионом.

Он, как и Нокс, выбрал ту церковь, руководители которой вряд ли способны были оценить его талант, понять его произведения и стать интересными для него собеседниками и друзьями. Непочтительное отношение автора биографии к высокоуважаемым церковным служителям вызвало негодование читателей-католиков. Действительно, описание характера кардинала Борна, во время прихода Нокса в церковь уже являвшегося Архиепископом Вестминстера, то есть главой католической церкви Англии, нисколько не выражает благоговения и почтения со стороны автора: «Devout, industrious, well-instructed, the Cardinal was quite devoid of anything which would have passed for scholarship, taste of humour in Ronald's Anglican circle. He had no felicity of expression in speech or writing. His upbringing had been peculiarly narrow» [1: 211-212]. - 'Он не был человеком, с которым Нокс смог бы легко найти общий язык. Набожный, трудолюбивый, хорошо наставленный, кардинал был лишен даже тени того, что могло бы в англиканском кругу Рональда сойти за эрудицию и чувство юмора. Он был не способен выражать свои мысли как в письменной, так и в устной речи. Его воспитание было на удивление'.

Как правильно заметил Мартин Стэннард, в своей книге Во превратил главу католической церкви в убежденного в своей правоте недалекого диктатора, всячески препятствующего гениальному писателю Рональду Ноксу реализовать свой талант.

Первым из решений, которое принял кардинал Борн в отношении Рональда Нокса, стало распоряжение дать последнему должность преподавателя в католическом колледже Сэнт-Эдмундз (St Edmund's), в котором он состоял семь с половиной лет. По мнению автора, эти годы стали «растратой его гения» (waste of his genius). В 1926-39 гг. Нокс был католическим капелланом Оксфорда; после его ухода с должности капеллана церковь предложила ему составить новый молитвенник и сделать перевод Нового Завета на английский язык, понятный современным читателям, т. к. последний католический пе-

ревод Библии на тот момент был сильно устаревшим. Нокс согласился и в итоге решил перевести не только Новый, но и Ветхий Завет. Работа заняла у него 9 лет, однако ни его молитвенник, ни его Библия не получили официального одобрения. Завершенный перевод был опубликован для «частного использования», но так никогда не стал версией, принятой в католической церкви Англии.

Во посвящает много страниц своей книги именно этой ситуации конфликта Нокса-литератора, филолога-классика и мастера слова с доктриной церкви, так что даже в определенный момент считает необходимым объяснить читателям, почему так подробно останавливается на данном вопросе. Можно заметить, как в этой части биографии писатель переплетает две ключевые темы книги: первой является его субъективное мнение о том, что Рональд Нокс был не признан и не оценен по достоинству католической церковью, вторая тема характерна не только для рассматриваемой книги, но и для всего позднего творчества Во - это тема призвания.

Решив покинуть должность капеллана, Нокс, по мнению Во, сделал шаг к реализации своего истинного предназначения, которое было связано с литературой, и, хотя в этот же год Нокс получил приглашение стать директором колледжа Сэнт-Эдмундз, где он ранее работал учителем, он - после долгих сомнений - отказался, решив, что должен посвятить все свое время занятиям литературой, которая могла бы послужить церкви.

Современный перевод Библии Во считает важнейшим событием в жизни священника и литератора и смотрит на него так же, как на находку истинного креста распятия героиней романа «Елена». Католическая церковь, поначалу одобрившая кандидатуру Нокса, но в итоге не признавшая его перевод Библии, в этом случае играет роль силы, мешающей герою совершить свое божественное предназначение.

Объясняя читателям, почему он так подробно остановился на данной ситуации жизни Нокса, автор называет несколько причин. Во-первых, именно в этой конфликтной ситуации проявляется, по мнению Во, та невероятная учтивость

Нокса по отношению к своим оппонентам, которую автор часто называет святостью. Во-вторых, можно увидеть, как мало поддержки ощущал священник в своей работе, и, наконец, причина, являющаяся наиболее показательной: «It illustrates the ethos of the Church in which he was working. In 1915-17 when he was canvassing the advice of his Anglican friends and relations about his change of obedience, they all warned him that whatever the historic grandeurs of the Church of Rome, he would find himself in twentieth-century England associating with men who were notoriously deficient in taste and manners» [1: 387]. - 'Это является иллюстрацией атмосферы церкви, в которой он работал. Когда в 1915-17 годах он искал совета своих друзей и родственников о переходе из одной конфессии в другую, все они предупреждали его, что, несмотря на все былое величие Римской церкви, в Англии 20 века он окажется в одном ряду с людьми, не обладающими ни чувством вкуса, ни манерами'.

Несмотря на достаточно сдержанный тон биографии и на минимальное присутствие автора в тексте, биография Рональда Нокса предоставляет большой материал для анализа мнений Ивлина Во об эпохе, обществе, вере и католической церкви, которая наравне с Рональдом Ноксом является главным героем книги.

Пожалуй, ни в каком другом произведении, ни в письмах и дневниках Ивлина Во нельзя найти столько информации о его взглядах на церковь, хотя характер героя практически лишен внутренних конфликтов и противоречий, их можно найти в отношении автора к католической церкви, являясь членом которой, Во одновременно был ее первым критиком. Мощная и часто слепая сила, подавляющая талант и свободомыслие, и в то же время единственный носитель истины и хранитель веры в падшем мире - такой неоднозначной представляется католическая церковь, и в этой двойственности авторской позиции состоит подлинный конфликт в биографии Рональда Нокса.

1. Waugh, E. The Life of Right Reverend Ronald Knox.

Penguin books, 2011. - 477 s.

RONALD KNOX AND THE CATHOLIC CHURCH IN THE BIOGRAPHY "RONALD KNOX" BY EVELYN WAUGH

M.S.Balashova

The article analyzes the main conflict in the biography "Ronald Knox", the conflict between Ronald Knox and the Catholic Church as well as Evelyn Waugh's attitude towards the Catholic Church.

Key words: Evelyn Waugh, Ronald Knox, Catholicism, Catholic Church, biography.

1. Waugh, E. The Life of Right Reverend Ronald Knox. Penguin books, 2011. - 477 s.

Балашова Мария Сергеевна - аспирант кафедры зарубежной литературы и журналистики Саратовского государственного университета.

Balashova M.S. - postgraduate student, Saratov State University

83Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia E-mail: balashovams@gmail.com

Поступила в редакцию 26.09.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.