Научная статья на тему 'Ромбическая ювелирная подвеска из Рождественского городища'

Ромбическая ювелирная подвеска из Рождественского городища Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
120
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эпоха средневековья / фактория / Пермское Предуралье / Рождественское городище / украшение / подвеска / техника изготовления / орнамент / зернь / филигрань / the Middle Ages / the Perm Preduralye / the Rozhdestvenskoye settlement / decoration / pendant / production technique / ornament / granulation / filigrane.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крыласова Наталья Борисовна, Подосенова Юлия Александровна

В 2019 г. на Рождественском городище была обнаружена уникальная серебряная ромбическая подвеска, датируемая XII–XIII вв. Подвеска имеет зерносканный декор и стеклянную вставку в ромбическом касте. Ее особенностью является присутствие в декоре изображения личины в окружении солярных символов. Подобное изображение присутствовало и на найденной в предыдущем полевом сезоне на этом же раскопе подвеске-луннице с изображением животных. Данный сюжет сближает вновь найденные подвески с известными медальонами «с сокольничим». Особенности технологии изготовления и декоративного оформления изделия, а также наличие указанного сюжета, позволяют предполагать местное прикамское происхождение изделия. Не исключено, что оно было изготовлено в ювелирной мастерской, располагавшейся на Рождественском городище

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The rhomboid jewellery pendant from the Rozhdestvenskoye settlement

In 2019 a unique rhomboid silver pendant was found dating back to 12-13th centuries. The pendant is decorated with a granular pattern and a glass slide in a rhomboid cast. It is peculiar for a facial image surrounded by solar symbols incorporated in the pattern. A similar image was found on a lunula pendant with images of animals at the same archaeological site during the previous field season. This theme relates the newly found pendants to the well-known falconer themed ones. The peculiarities in the production technique and the decoration patterns of the items, as well as the theme mentioned, allow one to assume that the item is of the Prikamye origin. There is a chance of it having been made in a jewellery workshop in the Rozhdestvenskoye settlement.

Текст научной работы на тему «Ромбическая ювелирная подвеска из Рождественского городища»

Н.Б. Крыласова, Ю.А. Подосёнова

Пермский Федеральный научно-исследовательский центр УрО РАН Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

(г. Пермь)

Ромбическая ювелирная подвеска из Рождественского городища

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию ФГБОУ ВО "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет" и ФГБОУ ВО "Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсеева"

УДК 902.01

DOI 10.24411/9999-035A-2019-10920 В 2019 г. на Рождественском городище была обнаружена уникальная серебряная ромбическая подвеска, датируемая XII-XIII вв. Подвеска имеет зерно-сканный декор и стеклянную вставку в ромбическом касте. Ее особенностью является присутствие в декоре изображения личины в окружении солярных символов. Подобное изображение присутствовало и на найденной в предыдущем полевом сезоне на этом же раскопе подвеске-луннице с изображением животных. Данный сюжет сближает вновь найденные подвески с известными медальонами «с сокольничим». Особенности технологии изготовления и декоративного оформления изделия, а также наличие указанного сюжета, позволяют предполагать местное прикамское происхождение изделия. Не исключено, что оно было изготовлено в ювелирной мастерской, располагавшейся на Рождественском городище. Ключевые слова: эпоха средневековья, фактория, Пермское Предуралье, Рождественское городище, украшение, подвеска, техника изготовления, орнамент, зернь, филигрань.

N.B. Krylasova, Yu.A. Podosenova Perm Federal Research Center UrD the Russian Academy of Sciences Perm state humanitarian pedagogical University

(Perm)

The rhomboid jewellery pendant from the Rozh-destvenskoye settlement.

Abstract. In 2019 a unique rhomboid silver pendant was found dating back to 12-13th centuries. The pendant is decorated with a granular pattern and a glass slide in a rhomboid cast. It is peculiar for a facial image surrounded by solar symbols incorporated in the pattern. A similar image was found on a lunula pendant with images of animals at the same archaeological site during the previous field season. This theme relates the newly found pendants to the well-known falconer themed ones. The peculiarities in the production technique and the decoration patterns of the items, as well as the theme mentioned, allow one to assume that the item is of the Prikamye origin. There is a chance of it having been made in a jewellery workshop in the Rozh-destvenskoye settlement. Key words: the Middle Ages, the Perm Preduralye, the Rozhdestvenskoye settlement, decoration, pendant, production technique, ornament, granulation, filigrane.

По сложившейся традиции, в очередном выпуске «Вестника МАЭ» мы представляем вашему вниманию информацию об одном из наиболее уникальных предметов, обнаруженных в прошедшем полевом сезоне, и поступивших на временное хранение в фонд Музея Археологии и этнографии Пермского Преду-ралья ПГГПУ.

Среди находок 2019 г. одно из самых уникальных является

серебряная ромбическая подвес

/

ка, обнаруженная на Рождественском городище (рис.11). Это городище являлось факторией Волжской Булгарии на прикам-ских землях — средневековым городком, значительную часть населения которого составляли ремесленники и торговцы. Их уровень жизни но высоким, что многочисленными находками серебряных изделий в погребе-

из сплава с высоким содержанием серебра (Ag-Cu, где Ag более 90%; табл.1).

Подвеска имеет форму квадрата с размером сторон 47 мм. Но по особенностям оформления и следам от петли для подвешивания понятно, что носилась она одним углом вверх, представляя собой, таким образом, правильный прямоугольный ромб.

Лицевая сторона изделия де-рирована крупной (3-4 мм) и мелкой (1-1,5 мм) зернью, позолотой, торсированной проволочкой, а также кастом со вставкой из стекла. Торсированные проволочки на изделии выложены в два ряда так, чтобы направление их витков шло в противоположные стороны, создавая эффект

«косички».

<рай изделия декорирован

от-

ступом 3 мм от него по периметру изделия был

ниях могильника, сопровождавшего городище, да и в культурном слое самого городища.

Подвеска была найдена на раскопе VIII в северо-восточной части площадки Рождественского городища, недалеко от вала. На раскопе изучена часть мастерской медника, открытой в предшествующем полевом сезоне 2018 г., и часть жилища, в верхней части заполнения которого и был обнаружен рассматриваемый предмет.

Исследование химического состава металла подвески показало, что ее основные конструктивные элементы изготовлены

всему выло-

"жен второй ряд «косички», образующий рамку внутри украшения (далее — внутренняя рамка-«косичка»). По углам между рядами «косичек» расположены шарики крупной и мелкой зерни. В центре украшения — квадратный каст со стеклянной вставкой, повторяющий общую форму изделия. По периметру каста, в его основании располагается торсированная проволочка, на ней — мелкая зернь. П углам каста — зернь крупног размера на подложках из торси-рованной проволочки. От боковых углов внутренней рамки к крупной зерни на подложках, на

86

© НБ Крьгаащ ЮА ГОдосёнова

расстоянии 3 мм друг от друга, расположено по два ряда «косичек». Эти ряды разделяют всю орнаментальную композицию украшения на две зоны — верхнюю и нижнюю.

В нижней орнаментальной зоне также имеется два ряда косичек, расположенных на расстоянии 3 мм друг от друга и идущих от нижнего угла внутренней рамки-«косички» к крупной зерни на подложках в нижнем углу каста. Они разделяют нижнюю орнаментальную зону на две части — правую и левую. Внутри зон — треугольники, выложенные из мелкой зерни и ряд из зерни, проложенный вдоль внутренней рамки-«косички».

Более выразительна верхняя орнаментальная зона украшения. В верхнем углу внутренней рамки — орнамент, напоминающий личину: круг из торсиро-ванной проволочки; внутри круга — вертикальный ряд из тор-сированной проволочки; по бокам от него, в верхней части круга, — шарики мелкой зерни. Слева от круга помещен солярный символ, напоминающий месяц, выполненный из изогнутой тор-сированной проволочки. Справа от круга четко фиксируются следы еще одного утерянного круга без декора внутри него (рис. 1). По бокам личины и солярных символов расположены треугольники, выложенные из мелкой зерни. Так же, как и в нижней орнаментальной зоне, вдоль внутренней рамки-«косички» выложен ряд из шариков мелкой зерни. Мелкие шарики зерни окаймляют и подложку из тор-сированной проволочки для крупной зерни в верхнем углу каста.

Фон изделия, свободный от декора, позолочен.

Изнаночная сторона изделия не декорирована. Однако на ней фиксируются следы припоя от утерянного крепления (рис. 11, изнаночная сторона изделия).

По всей видимости, это была петля прямоугольной формы, вырезанная из пластины, и припаянная к верхнему углу подвески. На поверхности фиксируются следы шлифовки места для петли, уходящие под припой. Кроме этого на изнаночной стороне в центральной части изделия фиксируется углубление ромбической формы (рис. 1; изнаночная сторона изделия).

Достаточно интересна техника изготовления изделия. Основа была вырезана из листа металла. Перед декорирующими операциями на основе с помощью выколотки было сделано углубление, необходимое мастеру для последующего удобства сборки изделия (если бы выколотка была сделана после припаивания, «косички», составленные из тор-сированных проволочек, могли разойтись). На будущую лицевую часть подвески был припаян каст. Он сложен из вырезанной прямоугольной пластины, его концы спаяны на одной из сторон внахлест (рис. 2). Затем на лицевую часть изделия был припаян зерневой и филигранный декор. Четкую последовательность операций, производимых далее, как и сам процесс операции пайки, восстановить трудно.

Торсированные проволочки изготовлены путем кручения вокруг своей оси квадратной или прямоугольной в сечении проволочки. Такие проволочки с разным направлением витков, как отмечалось выше, припаивались вместе в два ряда и создавали «косички». Между «косичек» были проложены пластинки, вырезанные из тонкого листа металла (рис. 3). К сожалению, пока не удалось точно выяснить, из какого металла были выполнены данные пластинки. Возможно, они вырезаны из листа золота, а возможно — из серебра с нанесенным на него толстым слоем позолоты. На изделии фиксируется отслаивание пластинок от основы

Крыласова Наталья Борисовна,

д.и.н, главный научный сотрудник Пермского Федерального исследовательского центра УрО РАН,

профессор кафедры отечественной и всеобщей истории, археологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Пермь)

Подосенова Юлия Александровна

к.и.н., старший научный сотрудник Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН,

доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, археологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Пермь)

Рис. 1.

Подвеска из Рождественского городища. Следы от утерянного круга из торсированной проволочки — солярного орнамента. Без масштаба.

Рис. 2.

Подвеска из Рождественского городища. Крепление внахлест краев пластины, образующих каст и следы доработки каста. Без масштаба.

Рис. 3.

Подвеска из Рождественского городища. Фиксация отслаивания пластин от основы изделия.

Без масштаба.

изделия (рис. 3). По всей видимости, первоначально был выложен филигранный декор, затем — зерневой (так как зернь подчинена «косичкам», а отдельные зернинки заходят на проволочки или располагаются на их поверхности). На последних этапах изготовления проводилась операция нанесения позолоты на фон изделия и закрепление стеклянной вставки в каст. Позолота была нанесена способом амальгамирования на фон изделия, свободного от зер-невого и филигранного декора. Для закрепления стеклянной вставки в углах припаянного каста были сделаны надрезы, пластины разведены, когда стекло заняло свое место, края каста были загнуты (рис. 4).

Уникальность этой находки обусловлена, прежде всего, чрезвычайной редкостью встречаемости подобных предметов. В конце Х-Х1 вв., судя по материалам Рождественского и Баянов-ского могильника, в элитарном мужском костюме появляется новая деталь в виде воротников-оплечий, обтянутых шелком и украшенных круглыми серебряными медальонами. В это время медальоны представляли собой простые гладкие подвески, вырезанные из тонкого серебряного листа с отверстиями для пришивания к основе, или круглые пластинчатые подвески с чеканным точечным орнаментом. Серия таких подвесок представлена в составе Редикарского клада Х-XI вв., где среди круглых пластинчатых подвесок имеется одна ромбическая с аналогичным точечным чеканным декором (рис. 12) [9, с. 100-105, рис. 1/6]. Это дает основание предполагать, что ромбические медальоны могли использоваться так же, как круглые, или в сочетании с ними в составе шейно-нагрудных украшений. В последующий период ХП-ХШ вв. ассортимент круглых подвесок расширился. В это время преобладали украше-

ния с зерно-сканым декором — медальоны и лунницы. Отдельные изделия стали дополняться цветными вставками из стекла или камня. К этому же кругу украшений принадлежат известные медальоны «с сокольничим», которые имеют разные варианты исполнения от роскошных экземпляров чернью, позолотой и обрамлением из штампованной проволоки, зер-но-сканных замкнутых лунниц до простых серебряных кружков с прочерченным рисунком.

В это же время существовали и ромбические подвески с аналогичным зерно-сканым декором и стеклянными вставками, к числу которых принадлежит и новая находка с Рождественского городища.

Кроме нее известно еще две подобные подвески, которые входили в состав клада XII в., обнаруженного в 1927 г. в селе Вильгорт Чердынского района Пермского края (фонды Чер-дынского краеведческого музея им. А.С. Пушкина). Одно изделие целое, оно представлено в экспозиции музея, другое имеет повреждения, и хранится в фондах музея (рис. 13). Благодаря именно этому изделию, имеющему непрезентабельный вид, удалось зафиксировать отдельные нюансы изготовления.

Подвеска имеет правильную ромбическую форму с размерами сторон 46-47 мм. На ее изнаночной стороне изделия фиксируются следы припоя от петли, идущие по диагонали от одного угла к противоположному; на месте утраченной петли фиксируются глубокие следы шлифовки (рис. 5). В описаниях клада можно встретить информацию, что кроме обнаруженных разных серебряных предметов в кладе были и «бронзовые петли, которые припаивались к оборотной стороне блях» [10, с. 58]. Как и у подвески с Рождественского городища, на изнаночной стороне изделия имеется углубление,

повторяющее его форму (рис. 13, изнаночная сторона изделия).

Несмотря на то, что многие элементы, выполненные из филиграни и зерни, на лицевой стороне подвески утрачены, по участкам, не покрытым позолотой и по остаткам припоя можно практически полностью восстановить орнаментальную композицию украшения (рис. 6). В центре размещался каст ромбической формы, по углам которого располагались шарики крупной зерни на подложках из филигранных проволочек. По периметру основания каста в один ряд была уложена зернь среднего размера (рис. 7). С отступом в 3 мм от него располагался второй ряд из зерни среднего размера, также повторяющий форму всего изделия и форму каста. Между данными рядами, а также между подложками для крупной зерни припаяны тонкие прямоугольные полоски с нанесенной на них позолотой (это хорошо заметно на общей фотографии и фотографии с увеличением; рис. 8). С отступом в 3-4 мм от второго ряда зерни, располагался третий ряд, выложенный из зерни и повторяющий общую форму украшения. Между вторым и третьим рядом зерни вместо пластинок с позолотой фиксируется позолота, нанесенная способом амальгамирования. Вдоль третьего ряда зерни была проложена «косичка» из проволоки, а с отступом в 3 мм от нее по краю изделия — второй ряд «косички». «Косички» выложены из пары сканных проволочек с витками, направленными в противоположные стороны

(рис. 9). Между рядами проволочных «косичек» по периметру изделия были припаяны прямоугольные полоски из тонких серебряных пластин с позолотой. В двух углах подвески сохранились шарики крупной зерни на подложках (рис. 9). Вероятнее всего, такие же шарики, сгруппированные по 2-3, располагались по

всем углам подвески, о чем свидетельствуют не только отсутствие позолоты и фиксирующиеся следы припоя, оставшиеся на их месте, но и декор на втором экземпляре подвесок (рис. 14).

Вторая ромбическая подвеска из Вильгортского клада, представленная в экспозиции музея, отличается лучшей сохранностью (рис. 14). У нее сохранились все конструктивные детали — каст со вставкой из красного камня или стекла, сканные проволочки, зернь разного размера, и дополнительно отмечается наличие орнамента в виде рядов маленьких зерненных треугольников. По технике изготовления — это изделие аналогично предыдущему. На его оборотной стороне также имеются четкие следы припоя от бронзовой петли, фиксируются следы грубой шлифовки перед припаиванием петли, а также углубление, повторяющее форму украшения (рис. 14; изнаночная сторона изделия).

Результаты исследования химического состава металла изделий из Вильгортского клада аналогичны результатам исследования химического состава металла изделия из Рождественского городища - они также выполнены из сплава с высоким содержанием серебра (табл. 1).

На изделиях Вильгортского клада фиксируются отверстия, появление которых следует связывать с более поздним временем (не исключено, что они были пробиты после утраты припаянных бронзовых петель).

Между подвесками из Виль-гортского клада и с Рождественского городища имеется немало схожих особенностей: прокладок из тонких прямоугольных пластин металла, декорирование рядами филиграни и зерни, декорирование зернью разного размера, использование филигранных подложек для зерни крупного размера, золочение способом амальгамирования,

Рис. 4.

Подвеска из Рождественского городища. Надрезы и сгиб краев каста для крепления вставки из стекла. Без масштаба.

Рис. 5.

Поврежденная подвеска из Вильгортского клада. Фиксация глубоких следов шлифовки на месте припаивания петли. Без масштаба.

1 * Л %3 • Ш V "• Л

V

%

к ... • • Л А

Рис. 6.

Изделие из Вильгортского клада. Следы припоя на месте утерянных декорирующих элементов: следы от маленьких шариков зерни и круга-подложки для крупного шарика зерни, выложенного из филиграни. Без масштаба.

Рис. 7.

Поврежденное изделие из Вильгортского клада. Следы от ряда зерни, идущего вдоль основания каста и тонкая полоска металла, отошедшая от основы украшения. Без масштаба.

Рис. 8.

Поврежденное изделие из Вильгортского клада. Тонкие полоски металла, проложенные между рядами зерни. Без масштаба.

Рис. 9.

Поврежденное изделие из Вильгортского клада. Фиксация скани. Без масштаба.

Рис. 10.

Ромбическая подвеска из погребения 97 Антыбарского

могильника.

АРХЕОЛОГИИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ В МУЗЕЕ

одинаковое расположение петли для подвешивания, углубление на оборотной стороне, одинаковый состав металла. Но и есть одно весомое отличие — в изделиях Вильгортского клада использовалась настоящая скань, а при декорировании изделия из Рождествеского городища — тор-сированная проволока. Необходимо отметить, что и в декорировании других изделий из Вильгортского клада, не относящихся к кругу описываемых нами изделий, также используется настоящая сканная проволочка.

При анализе ювелирных изделий, изготовленных в филигранной технике, происходящих с территории Пермского Преду-ралья, было выделено несколько особенностей, которые выделяют их среди прочих подобных изделий этого же времени, и позволяют предполагать наличие собственного пермского ювелирного центра. Среди таких особенностей авторы выделяют использование в декоре крупной зерни в обрамлении поясков из крученой проволоки или мелкой зерни применение преимущественно торсированной проволоки вместо настоящей скани [2, с. 93; 8, с. 37], использование позолоты фона для усиления декоративного эффекта. В рассмотренных ромбических подвесках прослеживаются перечисленные особенности, за исключением того, что на подвесках из Виль-горсткого клада использована настоящая скань. Однако исследования показывают, что на территории Пермского Предуралья существовал не один, а несколько обособленных ювелирных центров, которые изготовляли внешне похожие ювелирные изделия по разной технологии. Поэтому не исключено, что в одном из таких центров мастер отдавал предпочтение настоящей скани, а не торсированной проволоке.

О вероятном прикамском происхождении новой ромбической подвески с Рождественского городища свидетельствует и присутствие в орнаменте солярных знаков в виде месяца и луны по бокам расположенной в центре личины. Они сближают ее с известной серией медальонов «с сокольничим», центральное место в сюжете которых занимает фигура всадника с птицей на плече, окруженного изображениями животных. У головы сокольничего справа и слева расположены солярные символы, обычно слева месяц, справа солнце [1, рис. 40]. На рассматриваемой ромбической подвеске изображение солнца в виде простого круга также размещено справа, месяца - слева, а вместо целой фигуры человека помещена личина. Нечто подобное наблюдалось на подвеске-луннице, статья о которой опубликована в прошлом выпуске: на ней присутствуют изображения животных - лося и пушного зверька, а над ними, как мы предполагали, «круг (солярный символ) с крестовидной фигурой внутри» [6, с. 31-35]. Однако находка нынешнего года позволяет уточнить эти предположения. Указанный круг — это, по всей видимости, изображение личины, аналогичное представленному на рассматриваемой ромбической подвеске: вертикальная полоса изображает нос, а зернинки на горизонтальных лучах креста — глаза (эффект креста образовался из-за залива металла). Солярные знаки на этой луннице изображены зернью — слева традиционно месяц (выложенный тремя зернинками), справа — солнце в виде одного шарика зерни [6, рис. 1].

Параллельно с ювелирными зерно-сканными украшениями были распространены и дешевые копии этих изделий, отлитые из оловянно-свинцового сплава. В частности, в погребении № 97 Антыбарского могильника XII-

XIII вв. в Чусовском районе Пермского края была обнаружена пара ромбических подвесок, отлитых из легкоплавкого сплава по оттиску ювелирного изделия (рис. 10), вероятно, ромбической подвески, подобной найденным в Вильгорском кладе. Они имеют размеры 4х4 см, в центре — имитация ромбического каста, окруженного по периметру мелкой зернью, по углам — крупной; вдоль внешнего края подвески — два ряда гладких выпуклых валиков, повторяющих форму подвески, располо-

женных на расстоянии 0,40,5 см друг от друга (вероятно, отпечаток проволочных «косичек» в форме был нечетким), между ними по углам подвески — по три крупные зернинки, в верхнем углу вместо одной из них сформирована петля, отлитая вместе с подвеской; вдоль второго валика с внутренней стороны — ряд мелких зернинок. Подвески обнаружены возле черепа в районе шеи, что подтверждает их использование в составе шейно-нагрудного украшения. Рядом с ними найдено 6

стеклянных бусин, которыми, очевидно, был дополнительно расшит воротник-оплечье [7]. К сожалению, антропологический анализ костных останков из погребения не проводился, а по составу инвентаря (кроме указанных подвесок и бус — нож, железный и костяной наконечники стрел и два керамических сосуда) невозможно однозначно судить о половой принадлежности погребенного.

В ХШ-Х1У вв., судя по материалам Плотниковского могильника, дешевые медальоны и

лунницы из легкоплавких сплавов, которые украшали воротники-оплечья, получили более широкое распространение. Они преимущественно встречаются в мужских и детских захоронениях [5, с. 176], как и на территории Удмуртии, где они в это время становятся характерным мужским украшением [4, с. 69-70]. Ромбические подвески с Анты-барского могильника, очевидно, можно отнести к этому же кругу украшений.

Таким образом, найденная на Рождественском городище в пе-

АРХЕОЛОГИИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ В МУЗЕЕ

риод полевого сезона 2019 г. серебряная ромбическая ювелирная подвеска уникальна тем, что принадлежит к числу единичных предметов, встреченных на территории Пермского Предуралья, и единственная содержит в декоре изображение личины в окружении солярных символов. Несмотря на редкость подвесок ромбической формы, они могут быть сопоставимы с более распространенными круглыми подвесками-медальонами, как по технологии изготовления, так и по особенностям использования

в костюме. Судя по характерным особенностям (использование крупной зерни в обрамлении мелкой, позолоты фона, торси-рованной проволоки, а также характерного прикамского сюжета в декоре), подвеска может считаться продукцией местного ювелира, мастерская которого, вполне вероятно, могла располагаться на Рождественском городище, где имеются многочисленные свидетельства существования ювелирного дела [3, с. 3038].

Рис. 13. Поврежденная подвеска Вильгортского клада из фондов Чердынского краеведческого музея им. А.С. Пушкина.

Общий вид.

Рис. 14. Целое изделие из Вильгортского клада, представленное в экспозиции Чердынского краеведческого музея им. А.С. Пушкина.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Белавин А.М. Камский торговый путь. Средневековое Предуралье в его экономических и этнокультурных связях. Пермь: Изд-во ПГПУ, 2000. 200 с.

2. Белавин А.М. Прикамский ювелирный центр эпохи средневековья // Материалы V (XXI) Всероссийского археологического съезда: сб. науч. тр. Барнаул: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», 2017. С. 93.

3. Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Новые материалы раскопок Рождественского комплекса в Пермском крае // Археология Евразийских степей. Выпуск № 1. 2017. С. 30-39

АРХЕОЛОГИИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ В МУЗЕЕ

4. Иванова М.Г. Погребальные памятники северных удмуртов XI-XIII вв. Ижевск: УдИИЯЛ УрО РАН, 1992. 184 с.

5. Крыласова Н.Б., Брюхова Н.Г. Плотниковский могильник. Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2017. 259 с.

6. Крыласова Н.Б., Подосёно-ва Ю.А. Лунница из Рождественского городища // Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Преду-ралья. № 8. 2018. С. 31-35.

7. Ленц Г.Т. Отчет о полевых исследованиях Антыбарского могильника в Чусовском районе Пермской области в 1988 году // Архив Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. Пермь, 1989.

8. Подосёнова Ю.А. Зернь и скань в ювелирных изделиях Пермского Предуралья эпохи средневековья // Вестник Пермского университета. Серия «История». Выпуск 1 (24). 2014. С. 36-43.

9. Подосёнова Ю.А. Серебряные пластинчатые подвески с территории Пермского Предуралья эпохи средневековья //Вестник Пермского научного центра. Выпуск 4. 2017. С. 100-105.

10. Чагин Г.Н. Чердынские клады. Сокровища археологических коллекций. Пермь: Изд-во «ЛитерА», 2013. 144 с.

Таблица 1.

Результаты исследования химического состава металла изделий из Рождественского городища и Вильгортского клада.

Место пробы* Cu (%) Ag (%) Pb (%) Аu (%) Остальные элементы (менее 0,5%)

Подвеска из Рождественского городища

изнаночная сторона, основа 2,38 96,5 0,35 0,74 Аs

изнаночная сторона, основа 3,71 95,1 0,42 0,73 Аs

лицевая сторона, крупная зернь 3,5 94,8 0,37 0,92 Fe, Аs

лицевая сторона, крупная зернь 2,09 97 0,23 0,69 Fe, Аs

Подвески из Вильгортского клада

Подвеска из фондов музея, изнаночная сторона, основа 2,49 95,7 0,71 0,66 Fe, Аs

Подвеска из экспозиции** Ag-Cu

Исследование химического состава металла было проведено с помощью рентгено-флюоресцентного анализа (использовался портативный рентгено-флюоресцентный спектрометр Bruker S1 Sorter). На месте проб очищения не проводилось. **Результаты исследования пробирной компании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.