Kaiumov R.R.
Summary
The heritability in milk release and stress resistance was studied in cows of the first lactation. Factors affecting these variations are considered.
УДК 82.09
РОМАНЫ Н.П. ВАГНЕРА И СТАНОВЛЕНИЕ МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Киселева Е.Ю. - ст. преподаватель Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана
тел.: (843) 273-97-94
Ключевые слова: Н.П. Вагнер, массовая литература, русская литература, роман.
Keywords: N.P. Wagner, mass literature, Russian literature, the novel.
Н.П. Вагнер, профессор Казанского университета, известный зоолог, автор ряда открытий, признанных европейскими учеными, был известен широкой публике также как автор литературных сказок, изданных под псевдонимом «Кот-Мурлыка» (СПб., 1872; 10- е изд., М.-П., 1923). Эти сказки были признаны публикой (первое издание разошлось чрезвычайно быстро) и критикой явлениями яркими и талантливыми. Однако в собрании сочинений Н.П. Вагнера сказки занимают только часть наследия, он писал также рассказы, притчи, повести, легенды, романы. Среди наиболее известных современникам - роман «К свету» (опубликован в журнале «Русская мысль», 1883, № 1-4), роман «Темный путь»
(опубликован под названием «Темное дело» в журнале «Ребус», 1881-84; отд. изд. т. 1-2, СПб., 1890), претендующий на масштабное изображение русской и европейской общественной жизни 1850-70-х гг., повести «Князь Костя» (в журнале «Русский вестник»), «За счастьем» (в журнале «Русское богатство»), «Впотьмах» (в журнале «Свет», 1877, № 1,3,5,8), «Ольд-Дикс» (там же, № 7,9,10). Как видим, эти произведения опубликованы в ведущих российских «толстых» литературных журналах. И тем не менее они не были положительно оценены «серьезной» литературной критикой и более поздним литературоведением. В чем причины этого?
Прежде всего, на наш взгляд, дело не просто в качестве романов и повестей Н.П. Вагнера. Это связано с тем, что современная писателю критика была ориентирована прежде всего на «серьезную беллетристику»,
а литературоведение ХХ века - на вершинные явления русской классической литературы. Проза Вагнера, кроме его сказок, которые носили философский характер, развивалась в русле массовой литературы.
Массовая литература, еще недавно отвергаемая отечественным литературоведением как псевдолитература, ныне является предметом внимания литературоведов, культурологов, социологов, психологов и других представителей гуманитарного знания. Значимость её изучения, как и беллетристики и классики, не вызывает сомнений. Но история массовой литературы в целом и массовой литературы в России до сих пор недостаточно изучена [1,2,3,4 и др. работы]. Несмотря на то, что её истоки исследователи находят во все эпохи существования литературы (в античности, в эпоху Возрождения, в средневековье - это древнегреческий роман и персидские дастаны, восточная обрамленная повесть и средневековые жития [5]), её формирование как социокультурного феномена начинается в буржуазную эпоху, когда происходит становление массовой читательской аудитории. Эти процессы происходят в Западной Европе и США в середине XIX в. Долго считалось, что формирование массовой литературы в России происходило на рубеже Х1Х-ХХ вв., однако в последнее время появились работы, свидетельствующие о том, что массовая литература начинает складываться в России с 1830-х гг., особенно благодаря деятельности Ф. Булгарина: «Уже в 1824 г. он писал, что <...> писатель должен учитывать вкусы публики. И если публике нравятся, например, новости, а они отсутствуют, то что-то новое следует придумать - как пишет Булгарин, "одним махом пера убить наповал несколько десятков тысяч турок". Следовательно, писатель, как и журналист, должен выдумывать различные происшествия и приключения, соотнося их "с вкусом и образом мыслей" публики, которая любит "как можно больше необыкновенного, странного, сверхъестественного, страшного, смешного и вздорного". <...> Так, по большей части, были написаны его исторические романы, создававшиеся в 1830-е гг. и являющиеся одними из первых образцов массовой литературы в России»[6]. Дальнейшее развитие этого вида литературы в России второй половины XIX в. исследовано точечно, и ее эволюция в целом представляется неясной. Обращение к прозе Н. Вагнера в этом плане позволит восстановить некоторые важные аспекты её становления в России.
К наиболее распространенным жанрам массовой литературы относят разновидности романа: прежде всего, все формы авантюрного романа (детективный, криминальный, костюмно-исторический с примесью мелодрамы), роман ужасов, любовный, дамский и пр. Все эти произведения носят, по известному выражению Дж. Кавелти, «формульный» характер. Для того чтобы проанализировать романы Вагнера как явления начального этапа массовой литературы в России, надо
увидеть в них черты формульного мышления, а также другие черты одной из разновидностей романа в массовой литературе.
Обратимся к достаточно объемному и характерному для творчества автора уже названному роману «К свету» [здесь и далее цит.по: 8].
В основе сюжета романа лежит «формула», синтезирующая черты готического романа (давшего толчок к развитию многих современных массовых жанров и связанного с постоянным и ведущим мотивом смерти), дамского любовного романа, в котором героиня «обуздывает» носителя силы, мужчину, своей слабостью как женщина, с элементами мелодрамы, при этом вся ситуация перенесена на русскую почву. Главная героиня, Катя, выросшая в уединенном дворянском имении среди зла и разврата, порожденного её отцом, выбирает между положительным героем, который ее любит, и злодеем, любовь к которому почти убивает её. Несмотря на то, что в конце концов она выходит замуж за положительного героя, силы зла и смерти, очень разрушительные, по мнению Вагнера, побеждают, и героиня умирает от скоротечной чахотки. Таким образом, удовлетворена потребность читателя (вернее, читательницы) в сентиментальном и мелодраматическом.
Для массовой литературы характерно сочетание двух противоположных тенденций. Во-первых, использование в качестве фона действия бытовых узнаваемых реалий современности. Так и в этом романе фабульная линия связана с популярной проблемой - становлением женщины, которая стремится «к свету», к просвещению. Главная героиня Катя в финале романа едет с мужем в Петербург, где много «учится» (правда, неизвестно, чему конкретно), ходит в публичную библиотеку, в их доме бывает много молодежи, все они, в основном, учителя. Но, несмотря на эти «реальные элементы», роман строится на необычном, гиперболизированном, делающим всё, происходящее в романе, фантастическим, далеким от повседневной действительности. Для мироощущения Вагнера как писателя вообще характерно неприятие современной ему жизни - настолько острое, что оно определяет эскапизм, бегство от действительности в мир мечты и фантазии. Как отмечал критик Л. Оболенский, эта черта таланта Вагнера оказалась весьма плодотворной для его сказок, но она предопределила «нежизненность» его романов [7]. Напомним, что эскапизм - характерная черта массовой литературы.
Психология всех героев романа дана Н. Вагнером по принципам так называемого массового романтизма. Главная героиня одарена исключительным живописным, музыкальным, беллетристическим талантом, уже в 10 лет она знала, что является «избранницей». Поскольку массовая литература отличается крайним дидактизмом, то отличительной особенностью Кати является необыкновенное нравственное чувство. Однажды девочкой восьми лет она так выговорила пьяному отцу, чтобы он прогнал пьяных гостей, что тот целовал ее ручки и рыдал. В пансионе
Катю окружали тупые, черствые и бессердечные подруги, которые называли её «дикой индейкой» и не понимали её возвышенной натуры, учителя были извергами и невеждами, поэтому она ничему не научилась в пансионе и была вынуждена познавать все самостоятельно. Все люди, окружающие героиню, - тупая и злобная масса. Но главная ее особенность - пылкость, умение любить. Её любовь - не просто страсть, а нечто еще большее: она «сожгла все свои тетради, рисунки, сожгла портрет «его», и теперь всею силой воли искала одного забвения, бесчувствия. Среди этих поисков чаще, повелительнее являлась у нее мысль об уничтожении. Какое-то страстное, томительное желание влекло ее туда, в эту томительную бездну. Вера, привязанности, мечты, думы - все было разбито, похоронено, и впереди манил неудержимо только один этот желанный покой смерти». Её любит также необыкновенный герой, Талыгин, который с детства осознал свое призвание быть творцом и создателем русской промышленности, он стремится реформировать социологию, является великолепным сыном, образцовым влюбленным, альтруистическим общественным деятелем. Он любит героиню, но не может признаться в этом, так как не хочет помешать ей выполнить некое неведомое важное жизненное призвание, сковав ее цепями брака. Второй герой - Ратищев - также с детства обнаружил свои необыкновенные способности, но уже злодея: в детстве без милосердия ломал игрушки, прикалывал мух и наслаждался мучениями несчастных существ, разрывал мух на части, чтобы узнать, что у них внутри, растерзал перочинным ножом мертвую кошку, которую однажды нашел в саду, в юношеские годы в нем рожается желание вскрывать трупы. Ратищев - демон-соблазнитель, он искушает религиозную веру героини, давая ей читать Ренана, критикуя ее картины и беллетристические произведения.
В массовом романе нет психологизма - психология героя стереотипна, используется прием внешнего или открытого психологизма: «она быстро ходила по пансионному залу. А солнце так ободрительно светило в окна и сквозь них блестел снежными искрами пансионский сад с голыми деревьями, по которым прыгали красногрудые снигири». Ратищев также полюбил Катю, но не возвышенной, а демонической любовью: «он стал какой-то зелено-бледный, глаза ввалились. На шее его был повязан наглухо большой черный платок. Он долго с ожесточением боролся пропив страсти, которая так неожиданно и серьезно захватила его. Он и бесился, и любил, и ненавидел. Порой, среди ночи он вдруг вскакивал с глухим стоном с постели, начинал дико хохотать <. > совсем перестал есть и не вставал уже с постели, весь желтый, с дикими, воспаленными глазами».
Еще одна особенность повествования Вагнера - нагнетание мелодраматических эффектов. Так, изображая «ужасные» страдания героини из-за любви, он показывает полное забвение чувств Кати: «Один
раз она очнулась над самым прудом. Еще одно мгновение - и она выпустила бы из рук ствол ивы, нависший над водой! <...> В другой раз она очнулась уже в самой воде на аршин от берега. Сырой холод привел ее в себя; она вышла на берег, вся дрожа и не понимая, какая сила завлекла ее в воду».
Романы Н. Вагнера несут многие черты массовой литературы -формульность, гиперболизированность событий, эскапизм и мелодраматизм. Не все черты массовой литературы выдержаны им полностью: например, в роман введены объёмные биографии и
предыстории героев в духе беллетристики того времени и т.д. Писатель ещё словно «нащупывает» те элементы, которые позволяют воздействовать на массового читателя. Не выдержаны в полной мере и черты определенного романного жанра - как уже отмечалось, мы видим синтез несколько сглаженного «готического романа», «дамского романа» и «романа на современную тему».
Анализ произведений Вагнера позволяет сделать вывод о том, что во второй половине XIX века в русской литературе параллельно с линией «серьезной литературы» формировалась традиция массовой литературы, недооцененная критиками и не изученная исследователями. Эта традиция сложно соотносилась с литературой первого ряда и оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры, особенно культуры XX века.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Гурвич И. А. Беллетристика в русской литературе / И.А. Гурвич.- М., 1991.- 90 с. 2. Зоркая Н. М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов / Н. М. Зоркая. -М.: Наука, 1976. - 304 с. 3. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема / Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т.- Таллинн: Александра, 1993.- Т.3.- С.380-389. 4. Черняк М.А. Феномен массовой литературы ХХ века / М.А. Черняк. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. - С. 152-178. 5. Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох / С.С. Аверинцев и др. // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Сб. статей. - М.: Наследие, 1994. - С. 3-38. 6. Фёдорова Ж.В. Массовая литература в России XIX века: художественный и социальный аспекты / Ж.В. Федорова // Русская и сопоставительная филология: Взгляд молодых - Казань, 2003. -С. 203-208. 7. Л.О. [Оболенкий Л.Е.] Кот Мурлыка (Н. П. Вагнер) как романист / Л. Оболенский // Русское Богатство. - 1888. - № 11. 8. Вагнер Н.П. К свету /Н.П. Вагнер //Русская мысль. - 1883. - №№ 1-4.
РОМАНЫ Н.П. ВАГНЕРА И СТАНОВЛЕНИЕ МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Киселева Е. Ю.
Резюме
Несмотря на внимание к массовой литературе в современном междисциплинарном знании, история, формирование массовой литературы в русской культуре второй половины XIX века не изучены. Одним из участников этого процесса был казанский зоолог, профессор Н.П. Вагнер, в романах которого, в частности, обширном произведении «К свету», проявились тенденции, характерные для складывающейся массовой культуры.
NOVELS BY N.P. WAGNER AND FORMATION OF MASS RUSSIAN LITERATURE IN
THE SECOND HALF OF XIX CENTURY
Kiseleva E. Yu.
Summary
Despite the attention to popular literature in the modern interdisciplinary knowledge, the history, the formation of popular literature in Russian culture of the second half of the XIX century is not known. One of the participants in this process was the Kazan zoologist, Professor N.Wagner, in his novels, in particular, extensive work "Toward the Light", appeared some features of the emerging mass culture.
УДК 636.4+636.082.262.+631.417.8
ВЛИЯНИЕ ЗООГИГИЕНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ НА МОРФОБИОХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КОРОВ И ТЕЛЯТ
Ларцева С.А. - к.б.н., доцент; Асрутдинова Р.А. - д.в.н., профессор Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана
тел.: (843) 273-97-75
Ключевые слова: микроклимат, содержание телят, коров, морфобиохимические показатели.
Keywords: microclimate, youngstock housing, caw managing,
hematological and biochemical parameters.
Для получения высокой продуктивности при интенсивном ведении животноводства необходимо решение вопросов по созданию на