Научная статья на тему 'РОМАНТИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА'

РОМАНТИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литература / романтизм / реализм / лирика и проза. / literature / romanticism / realism / lyrics and prose.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Клычханов Х., Аманмухаммедова О.

Данная работа посвящена системным анализам пушкинской романтической лирики. Наиболее ярко и глубоко гений Пушкина проявился в лирической поэзии, самой существенной, однако, менее всего изученной области его творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROMANTICISM IN PUSHKIN'S WORK

This work is devoted to the systematic analysis of Pushkin's romantic lyrics. Pushkin's genius manifested itself most vividly and deeply in lyrical poetry, the most significant, however, least studied area of his work.

Текст научной работы на тему «РОМАНТИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА»

УДК - 82

Клычханов Х., к ф. н. заведущий кафедрой русской литературы

Аманмухаммедова О. преподаватель кафедра русской литературы Туркменский национальный институт мировых языков имени

Довлетмеммеда Азади Туркменистан, Ашхабад

РОМАНТИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА

Аннотация. Данная работа посвящена системным анализам пушкинской романтической лирики. Наиболее ярко и глубоко гений Пушкина проявился в лирической поэзии, самой существенной, однако, менее всего изученной области его творчества.

Ключевые слова: литература, романтизм, реализм, лирика и проза.

Gylychhanow H., candidate of philological sciences Head of the Department of Russian Literature

Amanmuhammedowa O.

lecturer

Department of Russian Literature Turkmen National Institute of world languages named after

Dovletmemmet Azadу Turkmenistan, Ashgabat

ROMANTICISM IN PUSHKIN'S WORK

Abstract. This work is devoted to the systematic analysis of Pushkin's romantic lyrics. Pushkin's genius manifested itself most vividly and deeply in lyrical poetry, the most significant, however, least studied area of his work.

Keywords: literature, romanticism, realism, lyrics and prose.

Романтическое начало — самый существенный элемент, определяющий проблематику пушкинской лирики второй половины 20-х — начала 30-х годов. Согласно привычным схемам эволюции творчества Пушкина, оно как бы автоматически перестает существовать после 1825 года, однако оно не исчезает в одночасье, а сохраняет романтическую направленность.

Лирические произведения, написанные поэтом после этого времени, не получают систематической квалификации в отношении их метода и

стиля, нет и историко-литературного обоснования своеобразия лирики 1825 - 1836 гг.

Но достаточно напомнить о романтических ценностных ориеитациях в циклах стихов о поэте и поэзии, шедеврах болдинской лирики, о романтическом культе лицейской дружбы как священного нерушимого союза избранных душ, то станет очевидным, что романтика была действенным источником, питавшим лирическое творчество Пушкина во все периоды его творчества.

Наиболее показательной для пушкинистики рубежа XIX—XX веков является концепция пушкинского романтизма, предложенная авторитетным в университетских кругах начала XX века профессором В.В. Сиповским в его статье «Пушкин и романтизм». Основу романтизма, по В.В. Сиповскому, составляет индивидуализм как принцип отражения действительности (в отличие от классицизма, пронизанного пафосом общечеловеческого, и от реализма, в центре которого стоит проблема изображения типического в характерах персонажей). В соответствии с ним ученый прослеживает развитие романтического мировосприятия на разных этапах творчества Пушкина.

В лицейский период творчества Пушкин часто обращался к автохарактеристике. «Нет другого русского поэта», — замечает автор, — который бы так много говорил о себе»; с 1817 года его охватывает «мучительное ощущение горя от ума, трагизм непримиримого конфликта с толпой, упорное бегство от людей». Таким образом, по мнению Сиповского, Пушкин — романтик в той мере, в какой он выступает в жизни как индивидуалист. Именно поэтому «Пушкин в своем творчестве осуществил все виды и все существенные черты романтизма».

Таким образом, прослеживая историю пушкиноведения, содержащую немало непреходящих ценностей, следует сделать вывод, что ясного и определенного ответа на вопрос о возникновении реализма в лирике Пушкина пока нет, в связи с чем и вопрос о характере его романтизма в 20— 30-е годы остается открытым для новых решений, даже если принять общепризнанное по преимуществу в популярной учебной литературе положение о «рождении» реализма в трагедии «Борис Годунов» и поэме «Евгений Онегин».

В целом современный уровень осмысления пушкинских романтических текстов можно оценить следующим образом. Внимание ученых по преимуществу привлекают лишь «южные» поэмы, в которых усматривается главное творческое достижение романтического периода Пушкина. Лирика остается на втором плане, ее или обходят молчанием, или характеризуют лишь в самом общем плане.

Еще одна особенность, свойственная большинству работ о пушкинском романтизме, — это сведение его сущности к одной, ведущей, по мнению исследователей, черте — индивидуализму, утверждению

высоких страстей, ценностей свободы, героики подвига, в то время как пушкинский романтизм — это, прежде всего, система взглядов на окружающую действительность. Поэтому едва ли целесообразно ограничиваться характеристикой одной «глобальной» черты.

Романтизм Пушкина до сих пор рассматривается едва ли не как маргинальное явление, мотив «преодоления романтизма» стал центральным у исследователей Пушкина, отсутствует последовательная концепция пушкинского романтизма, как и типология романтического метода.

Важной стороной романтической лирики Пушкина является ее связь с ведущими поэтическими системами, существовавшими в его время в Западной Европе. Исследование контекста общеевропейского романтизма — крайне трудное, но необходимое условие для понимания и освещения национального своеобразия пушкинского романтизма. За последнее время значительное оживление произошло и в западноевропейской пушкинистике: важны работы американских и немецких славистов и пушкинистов. Среди них выделяются капитальные труды Шоу, О'Белл, Майклсона, Бетеа, Бриггса, Сэндлер, Клайтона. Когорту заслуженных пушкинистов Германии возглавляют Кайль, Роте, Шмид, Книгге.

В отечественном и зарубежном литературоведении неоднократно освещались самые разнообразные аспекты романтизма в творческой практике Пушкина: использование романтических сюжетов, переделка фабул народных сказок в поэтические тексты, активизация сюжетных схем байроновского типа («южные поэмы»), обращение к легендам средневекового Запада («Сцены из рыцарских времен»), преобразование новеллы о «разбойниках» в повествовательный текст («Дубровский», «Капитанская дочка»), трансформация народных баллад («Песни западных славян»), использование фантастики («Пиковая дама»), насыщение философской проблематикой историй и легенд об одаренных творческих натурах («Моцарт и Сальери», «Египетские ночи»), введение историй -сновидений («Гробовщик»), изображение героев-безумцев в ироническом и серьезном планах («Медный всадник», «Полтава»), объединение в рамках единого повествовательного блока фантастики и реальности (наброски неоконченного текста «Влюбленного беса»).

Романтические тенденции явственно прослеживаются на уровне мотивов сна («Гробовщик», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Пиковая дама», «Капитанская дочка»), безумия («Медный всадник», «Полтава», «Пиковая дама», «Не дай мне бог сойти с ума»), поэта-пророка, жизни-странствования.

К кругу романтических воздействий относят смешение прозы и стихотворного текста в «Египетских ночах», принцип свободы лирического изложения в «Евгении Онегине». Актуальность изучения пушкинского романтизма становится все несомненней.

Пушкин отобразил существенные свойства романтического видения мира — универсализм, радикально обновленную систему поэтических ценностей, эстетически сложное богатство внутренней субъективности лирического «я».

Но одно обстоятельство требует особого внимания. Пушкин обладал настолько огромным дарованием и творческой силой, его художественные творения отличаются такой широтой и полновесностью, что трудно отнести его творчество к строго определенному методу. Здесь вступает в свои права уникальность и неподражаемая индивидуальность гения.

Использованные источники:

1. Пушкин А. С. Сочинения: Т. 1. Лирические стихотворения (1812-1817) / Приготовил и примеч. снабдил Л. Майков. 2-е изд. СПб., Изд. Имп. Акад. наук, 1900.

2. Батюшков К Н. Сочинения: В 2 т. М., 1989.^ 17. Веневитинов Д.В. Стихотворения. М., 1980.

3. Гаспаров Б. М Поэтический язык Пушкина как факт истории русскоголитературного языка. СПб., 1999

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.