Научная статья на тему 'Романтический аспект исторического романа "Айвенго" В. Скотта'

Романтический аспект исторического романа "Айвенго" В. Скотта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8243
703
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Романова Татьяна Николаевна, Давлетшина Марина Гавизовна

В статье изложена информация о жанровом многообразии романа «Айвенго», а также представлен системный и многоуровневый анализ романа на предмет романтического воплощения в нем исторической конкретности. Некоторые специфические черты одних жанров сопоставляются с другими, а также упоминаются факты из биографии автора книги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Романтический аспект исторического романа "Айвенго" В. Скотта»

4. Сердобинцева Е.Н. Структура и язык рекламных текстов. - М.: Флинта; Наука, 2010. - 160 с.

5. Ульяновский А.В. Реклама в сфере культуры: учебное пособие. - СПб.: Лань, 2012. - 520 с.

© Панин Е.И., Чиркова Е.А., 2016

РОМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА

«АЙВЕНГО» В. СКОТТА

Татьяна Николаевна Романова

канд. филол. наук, доцент кафедры английского языка Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: romanova.tn@yandex.ru

Марина Гавизовна Давлетшина

студентка гр.742 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: marinadavletshina1@gmail. com

Аннотация: В статье изложена информация о жанровом многообразии романа «Айвенго», а также представлен системный и многоуровневый анализ романа на предмет романтического воплощения в нем исторической конкретности. Некоторые специфические черты одних жанров сопоставляются с другими, а также упоминаются факты из биографии автора книги.

Ключевые слова: жанр, исторический роман, историзм, романтизм, жанровое многообразие.

В начале XIX века в литературе возник новый жанр - жанр исторического романа. Исторический роман появился в эпоху романтизма, эпоху весьма короткую (30 лет), но особо значимую с точки зрения развития культуры и смены социально-психологических акцентов. В культурно-эстетическом отношении романтизм характеризуется повышенным интересом к личности по сравнению с социумом, а также стремлением уйти от мира действительности в другой, идеальный мир мечты и фантазии. Такого рода двоемирие определяет атмосферу романтического произведения.

Впервые в европейской литературе шотландский романист В. Скотт обратился к историзму как принципу познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями и одному из важнейших способов отображения действительности, подарив мировой литературе исключительное количество тем, сюжетов и фабул.

Исследованию жанра исторического романа посвящены многочисленные работы литературоведов. В частности, главы об этом жанре входят в учебники

по филологии и литературоведению (Г.И. Богин, А.А. Чувакин, Н.Л. Вершинина и др.), о самом жанре говорится в ряде статей (Н.Я. Берковский, Ф.Б. Бешукова и др.).

Что касается творчества В. Скотта и, в частности, особенностей одного из наиболее знаменитых его романов «Айвенго», то эти моменты также весьма обстоятельно рассмотрены рядом авторов [2; 6; 7; 10].

Возникший на рубеже двух литературных эпох, исторический роман Скотта одновременно подводил итог двадцатилетнему развитию английского романтизма и подготавливал почву для появления реалистического романа.

Тем не менее, сложность и многогранность самого жанра исторического романа не позволяют в полной мере утверждать, что существующие исследования полностью и исчерпывающе раскрывают его сущность, смысл и притягательность для читателя. Особой заслугой В. Скотта считается создание нового жанра - исторического романа, вобравшего, по мнению критиков, главные эстетические устремления той эпохи. «Вальтер Скотт создал, изобрел, открыл или, лучше сказать, угадал эпопею нашего времени -исторический роман» [2], - писал В.Г. Белинский.

Хотя В. Скотта называют «отцом исторического романа», в его творчестве заметны не только романтические, но и реалистические черты. По мнению С.А. Орлова, творчество писателя являлось переходным явлением, в котором реалистические тенденции берут верх над романтическими [5].

М.Е. Елизарова отмечает важную черту исторического романа Скотта -прием соединения описания частной жизни с историческими событиями, а также умение писателя подчеркнуть «зависимость судьбы отдельного человека от хода развития истории» [3].

Умение показать неизбежность смены старого жизненного уклада новыми тенденциями выделяет Скотта среди других писателей его времени. Так, в романе «Айвенго» он обосновывает правомерность победы норманнов над саксами в Англии конца XII века, в романе «Квентин Дорвард» -необходимость централизации королевской власти во Франции XV века. Эти примеры дают литературоведам основание утверждать, что творчество В. Скотта послужило основой для развития историзма в литературе, во многом определив пути развития реалистического романа XIX века. Уже никто из писателей последующих поколений не мог не учитывать опыт Скотта, изображавшего прошлое в его неразрывной связи с настоящим. Обращаясь к старине, Скотт ставил острые вопросы, связанные с современностью.

Благодаря историческим событиям, которые находят отражение в историческом романе, мы можем взглянуть также на современные события через их призму. Более того, нельзя не отметить и обращение автора к философско-эстетическим проблемам, как то: проблеме реальности и вымысла, проблеме правды жизни и правды художественной; проблеме коммуникации, общения между людьми, причем не только в словесном выражении.

Романтическое двоемирие, воссозданное Скоттом, реализовалось и в системе персонажей, а именно в том, что герои четко различаются по принадлежности или склонности к силам добра и зла. В этом отношении творчество шотландского романиста Вальтера Скотта - это формирование нового литературного жанра - рыцарского приключенческого романа, в котором на историческом фоне идеализируются образы людей благородных, с чистыми помыслами и идеалами; им противопоставляются образы людей коварных, чьи низменные или меркантильные интересы толкают их на неблаговидные поступки.

Иногда авторы-романтики рисуют в книгах мир своей мечты, а серая обыденность остается за пределами книги, просто подразумевается. Таковы, например, романы В. Скотта («Айвенго» — это яркий мир Средневековья, далекий от читателей XIX века). Романтический герой (как и автор) пребывает в вечном конфликте с миром и другими людьми. Он не такой, как все, а в чем-то исключительный. Очень часто это бунтарь, нарушающий привычное течение обыденной жизни. Романтики признавали настоящими героями лишь тех, чья душа способна создать для себя второй мир — мир мечты. Тема двоемирия исторического романа «Айвенго», которая перекликается с современной виртуальной реальностью, понятна сегодняшнему читателю, читателю XXI века. Именно в этом романе запечатлены истоки этого момента.

Авторы романтических произведений не только сами уходят в такой идеальный мир, но и уводят за собой читателя.

Создавая новый тип исторического романа, В. Скотт также открыл и особый тип литературного творчества, в дальнейшем сложившийся как метод художественного мышления и оказавший огромное влияние на развитие современной ему художественной и философско-исторической мысли. Новым оказался угол зрения, под которым В. Скотт видел «частную жизнь с ее заботами и хлопотами» [1] и простыми человеческими взаимоотношениями.

В историческом романе «Айвенго», как того требует канон романтизма, с любовью выписан облик Прекрасной дамы. В образе главного героя также автор сумел объединить художественную интуицию и научную документальность.

Айвенго - яркий представитель средневекового рыцарства с его законами, обетами и идеалами. Идеал рыцаря в романе Скотта становится в значительной мере эталоном поведения, чести и благородства, а сам писатель - проводником этих идеалов.

Все герои Скотта принадлежат к разным социальным слоям, и эти образы в своем бесконечном разнообразии выражают противоречия, характерные для далекой эпохи (времени действия романа), но романтически переосмысленные Скоттом в исторической перспективе современной ему действительности.

Большой интерес читателя вызывают красочная фабула, динамика повествования, окрашенная особым колоритом Средневековья, представленного как в разнообразных и многочисленных бытовых деталях,

описании обычаев и нравов, так и в речи героев, основанной на мощной балладной эпической традиции, воспевающей благородство, смелость и справедливость короля-демократа. Король Ричард I представлен в романе чрезвычайно человечным монархом: в его обществе на равных могут ощущать себя и простой монах, и разбойник Робин Гуд, король способен оказать помощь участнику рыцарского поединка. Разнообразие сцен и эпизодов, быстрая смена событий свидетельствуют о верности Скотта шекспировской традиции в изображении эпохи и характеров. Согласимся с мыслью Н.А. Соловьевой о том, что основной пафос романа заключается в утверждении места личности в историческом процессе. Таким образом, частная жизнь вымышленного героя становится неотделима от судьбы исторических лиц и государства в целом.

С.А.Орлов также подчеркивает ведущую роль народа как носителя национальных традиций в романе: так, именно народ решает исход борьбы короля с непокорными феодалами, возглавляемыми принцем Джоном [5]. Король для народа воплощал наивысшую справедливость, и поддержка короля народом против феодалов была в те времена явлением естественным. Именно с фигурой короля народ связывал свои надежды на улучшение жизненных условий, связанное с защитой от повсеместно укоренившегося феодального произвола, представленного в романе неприглядными образами норманнских баронов.

В историческом романе «Айвенго» В. Скотт соединил вымысел и историческую действительность, в нем действуют реальные исторические лица и вымышленные персонажи. Таким образом, историческая правда произведения заключается в описании и в авторском преломлении духа эпохи, интересов людей, живших в Англии в XII веке. Сочетание любовной и авантюрно-приключенческой линий придают убедительность и динамику сюжету исторического повествования.

Повествователь, не являясь действующим лицом романа, лишь комментирует происходящее, создавая, таким образом, эффект ретардации повествования, на какое-то время приостанавливает ход событий, но потом как бы наверстывает упущенное, быстро приближаясь к счастливой развязке. Большинство героев романа сочетает в себе историзм и романтическую идеализацию: король в романе почти идеален и близок к балладному образу мудрого и справедливого правителя, а образ Айвенго -типично романтический, в то же время вполне соответствующий типическому образу средневекового рыцаря, готового всюду следовать за своим сюзереном, но нарушая при этом родительскую волю.

По мнению отечественных исследователей (Б.И. Колесников, Н.А. Соловьева и др.), будучи верным своему поэтическому кредо, Скотт уважает право каждого народа на собственную историю, культуру, обычаи. Оттого в «Айвенго» достоверно и убедительно, одинаково полно и многосторонне показаны норманн Буагильбер и еврей Исаак, Седрик и король Ричард, гонимые и угнетенные, угнетатели и завоеватели. Исследователи также отмечают как достоинство романа и то, что каждый

персонаж от знатного рыцаря или храмовника до свинопаса или шута, строго индивидуализирован, обладает только ему присущими речевыми, портретными и поведенческими характеристиками.

Жанровое своеобразие романа Айвенго заключается в органичном соединении в ткани романа предшествующих жанров: легенды, куртуазной повести, исторической хроники, психологического романа, национального фольклора. Особое значение в романах В. Скотта приобрели «археологические» и «этнографические» подробности: топос со всеми особенностями и колорит эпохи, костюмы, речь и поведение героев - все должно было исторически соответствовать своей эпохе. К такому же соответствию Скотт стремился и при изображении «старых нравов»: привычек, обычаев, и предрассудков людей прошлого, - воссоздавая с особой тщательностью в ткани романа бытовой и исторический фон эпохи.

А.Н. Шохина также отмечает принцип историзма в творчестве В. Скотта как основу для создания художественного произведения. Она считает показательным обращение автора «Айвенго» к эпохе средних веков как к «историческому прологу», необходимому для понимания современного общества и общей логики развития конкретного государства [10]. По мнению исследователя, Скотт тем самым «открыл» для своих соотечественников Средневековье как эпоху, достойную внимания, таящую множество неисследованных тем и увлекательных сюжетов [10].

«Айвенго», бесспорно, следует считать одним из лучших романов В. Скотта. В этом романе писатель проявил свой талант во всей его многогранности. Роман стал своего рода итогом его творческих исканий. Именно в «Айвенго» присутствует в снятом виде вся биография писателя, весь его жизненный путь непрестанных исканий, приведший романиста к созданию не только многочисленных исторических романов, но и самого жанра исторического романа как такового.

Исторический роман представляет собой, без всякого преувеличения, один из наиболее ярких литературных жанров, поскольку ретроспектива прошлого в воображении писателя восполняет отсутствие воображения и фантазии профессионального историка.

Список литературы

1. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. 7. - М., 1976.

2. Бельский А. «Айвенго»: комментарии // Скотт В. Айвенго (пер. Е.Г. Бекетовой)//Скотт В. Собр. соч.: в 20 т. Т. 8. - М.-Л.: Гос. Изд-во худ. литры, 1965.

3. Елизарова М.Е. История зарубежной литературы XIX в. - М., 1972.

4. Жачемукова Б. М., Бешукова Ф.Б. Художественная специфика жанра исторического романа // Вестник Адыгейского государственного университета, Сер.: Филология и искусствоведение. - 2011. - Вып. 1. - С. 13-19.

5. Орлов С.А. / Исторический роман Вальтера Скотта. - М.: Худ. лит. - 1965.

6. Пинский Л.Е. Исторический роман Скотта // Магистральный сюжет. -М., 1989.

7. Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. - М. -Л., 1965. - С. 457.

8. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. -Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1958.

9. Скотт В. Айвенго // пер. с англ. Е.Г. Бекетовой. - М.: АСТ, 2013. - 476 с.

10. Шохина А.Н. Художественное воплощение исторического процесса в романах В. Скотта и М.Н. Загоскина: автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Н. Новгород, 2010. - С. 3.

© Романова Т.Н., Давлетшина М.Г., 2016

ЖАНРОВОЕ СВОЕБРАЗИЕ РОМАНА О. УАЙЛЬДА «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ»

Татьяна Николаевна Романова

канд. филол. наук, доцент кафедры английского языка Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: romanova.tn@yandex.ru

Олеся Михайловна Никонова

студентка гр. 742 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: olesya_stepochkina@mail.ru

Аннотация: В статье изложена информация об историческом развитии жанров, теоретических основах романа и драмы и представлен анализ романа «Портрет Дориана Грея». Некоторые специфические черты одних жанров сопоставляются с другими, а также упоминаются факты из биографии автора книги.

Ключевые слова: жанр, роман, драма, парадокс, театральность, эстетизм, символизм, красота.

Оскар Уайльд был одним из самых известных писателей и драматургов Англии конца XIX века Его называли апостолом красоты, принцем эстетизма и королем парадоксов. И «в конце концов, вся его жизнь стала парадоксом», -писал один из его биографов [3].

Парадоксы Уайльда цитируют в самых разных аудиториях. Обширная литература, посвященная Оскару Уайльду, растет из года в год. В конце XX века исследователи отмечают наметившийся новый подход к изучению Уайльда: рост интереса к творчеству, к проблемам формы, композиции, стиля. Эпоха Уайльда - рубеж веков - была переходной, полной противоречий: менялись старые жанровые конструкции, грань между ними размывалась, жанры перетекали один в другой. В это время закладывались основы процесса,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.