Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (34), с. 47-53
УДК 316.64
РОМАНТИЧЕСКИЕ И ПЕССИМИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРАХ МОЛОДЕЖИ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ
© 2014 г. Д.В. Зернов
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского zerdv@mail.ru
Поступила в редакцию 08.04.2014 Рассмотрено изменение ценностных ориентаций студенческой молодежи в период с 1991 по 2013 г. Ключевые слова: студенты, социальные установки, ценности, поколение, динамика.
Духовно-нравственные нормы человеческого общежития выступают фундаментом формирования человеческой личности, являются наиболее стабильными и долговременными. Они тесно связаны между собой и во многом определяют содержание нормативного пространства человека, например, его правовое, экологическое, эстетическое сознание. Особенность духовно-нравственных норм в том, что они подразумеваются как неизменная данность, не требующая фиксации в виде законов, правил или инструкций. Это во многом затрудняет их измерение социологическим инструментарием.
В августе 2013 г. на ежегодной конференции Американской социологической ассоциации (ASA) в Нью-Йорке с докладом «Постсоциалистическая аномия через призму экономической модернизации и формализации социального контроля» выступили доцент НИУ ВШЭ Кристофер Скотт Свондер и профессор НИУ ВШЭ Леонид Косалс. Опираясь на данные опросов Всемирного исследования ценностей (World Values Survey) 2005 и 2011 гг., они сделали вывод, что в России один из самых высоких уровней аномии, заключающейся в утрате ценностных ориентиров [13]. В интервью «Огоньку» Кристофер Свондер говорит, что за десятилетие экономической стабильности у нас не возникло не только национальной идеи, но даже политического вкуса [3]. В этом контексте примечательными являются результаты всероссийского опроса ВЦИОМ от 19-20 октября 2013 г., в ходе которого выяснилось, что лишь 15% россиян могут безошибочно ответить на вопрос, как называется праздник, отмечаемый 4 ноября, и 19% - указать событие, которым он обусловлен [4].
Полемизируя с Кристофером Свондером, заместитель директора Института сравнительных социальных исследований Анна Андреен-кова отмечает, что не все ценности для россиян
одинаково понятны. Находчивые россияне, делает вывод она, даже выработали нормы жизни в обществе без норм [3]. Многолетние исследования системы ценностей россиян, проводимые «Левада-центром», напротив, свидетельствуют об отсутствии принципиальных трансформаций, а отдельные колебания, как, например, отношение к отдельным нравственным дилеммам, возникают в зависимости от положения дел в стране [5; 6].
Духовно-нравственные ориентиры включают в себя множество аспектов, в том числе отношение к жизни, определение её смысла, поиск ответа на вопрос «Что же такое человек?», восприятие смысла и назначения любви. Все перечисленные явления суть важнейшие духовные характеристики человека. Поиск ответов на вопросы «Что же я такое?» и «Зачем я живу?» занимает человека всю жизнь. Однако признаемся, что наиболее остро эти вопросы встают перед нами на этапе вхождения во взрослую жизнь.
Нами будет рассмотрено изменение ценностных ориентаций студенческой молодежи в период с 1991 г. по 2013 г. Эмпирическим материалом послужили результаты всесоюзного социологического исследования «Новое поколение: надежды, цели, идеалы» (ноябрь-декабрь 1991 г., опрошено 1438 студентов вузов из 40 городов) и международного социологического исследования «Новое поколение: надежды, цели, идеалы. Двадцать лет спустя» (ноябрь 2012 - январь 2013 г., опрошено 3707 студентов России, Украины, Белоруссии и Армении).
Сравнение динамики отношения молодежи к тезисам, характеризующим смысл жизни, отношение к тому, что такое человек и что такое любовь, дает лишь самые общие представления о произошедших за двадцать лет изменениях (Табл. 1).
Таблица 1
Мнение молодых людей о смысле жизни, %
Тезисы 1991 г. 2013 г.
Смысл жизни - создать хорошую семью, вырастить детей 74 79
Смысл жизни в том, чтобы получать от нее как можно больше удовольствий 58 70
Смысл жизни - творчество, создание нового 62 61
В бытовой устроенности, комфорте 60 49
В финансовой независимости, богатстве 59 46
В борьбе за справедливость, равенство людей 45 43
Смысл жизни в том, чтобы прожить как можно полнее сегодняшний день и не думать о том, что будет завтра 37 40
В поиске истины 42 37
В служении идеалам добра и красоты 51 35
В том, чтобы добросовестно выполнять свои учебные, профессиональные, служебные обязанности 32 34
Смысл жизни - власть, сила 29 22
Таблица 2 Человек, люди в представлении молодежи, %
Тезисы 1991 г. 2013 г.
Человек - источник преобразующей и облагораживающей мир энергии 42 42
Человек - смысл и суть мироздания, хранитель его красоты и тайны 51 39
Человек - жестокое и хитрое создание, способное на любую подлость 34 32
Человек - маленькое, беспомощное существо, затерянное в бескрайних просторах Вселенной 38 28
С человеком в мир пришла доброта 35 26
Человек - господин и хозяин Вселенной, владыка мира 28 18
Люди - тупые, ленивые существа, понимают только язык силы и принуждения 19 16
Таблица 3
Любовь в представлении молодежи, %
Тезисы 1991 г. 2013 г.
Важнейшая основа человеческого единства 65 72
Любовь определяет сущность человека 69 67
Это великая сила, правящая миром 57 54
Это просто отношение между полами, секс 22 17
Пустое слово, придуманное романтиками 10 10
Осторожно можно говорить о том, что выросло число молодежи, ориентирующейся на развлекательный образ жизни, и стало меньше тех, кто смысл жизни видит в служении идеалам добра и красоты. Исследование свидетельствует, что современная молодежь растет в более благоприятных условиях, чем молодежь начала 90-х. Это выражается в снижении запросов на бытовую устроенность и комфорт, а также потребностей в финансовой независимости и богатстве. Остальные жизнеопределяющие ориентиры как бы остаются неизменными.
Похожая ситуация и с отношением к определению человека и его предназначения. Современная молодежь в меньшей степени склонна рассматривать человека через абстрактные определения, такие как «смысл и суть мироздания», «господин и хозяин Вселенной» или, напротив, максимально принижающее - «маленькое, беспомощное существо, затерявшееся в бескрайних просторах вселенной» (Табл. 2).
И ещё меньше отличий у молодежи вчерашней и сегодняшней по поводу того, что же такое любовь. Молодежь начала 90-х чуть чаще ставит на первое место тезис о том, что любовь определят сущность человека, а современная молодежь - то, что это важнейшая основа человеческого единства (Табл. 3).
Отличие современной молодежи от молодежи начала 1990-х более выпуклым становится при анализе групп. В 1991 г. было выделено несколько групп студентов, различающихся своим отношением к насущным проблемам современного им общества. В частности, это была пара групп - романтики и пессимисты, различающиеся более или менее выраженным оптимизмом в оценке явлений окружающей жизни. Романтики отличаются повышенным уровнем оптимизма, но основным признаком, позволившим выделить романтиков в особую группу, является их отношение к любви. Им противостоит группа, которую логично следовало бы назвать циниками, ибо они чаще не со-
Таблица 4
Любовь в представлении молодежи, %
Тезисы Выборка Романтики
1991 г. 2013 г. 1991 г. 2013 г.
Это великая сила, правящая миром 57 54 84 85
Важнейшая основа человеческого единства 65 71 88 95
Любовь определяет сущность человека 69 67 84 91
Таблица 5
Мнение молодых людей о смысле жизни, %
Тезисы Выборка Романтики
1991 г. 2013 г. 1991 г. 2013 г.
В том, чтобы добросовестно выполнять свои учебные, профессиональные, служебные обязанности 32 34 54 39
В поиске истины 42 37 77 45
В служении идеалам добра и красоты 51 35 84 50
В борьбе за справедливость, равенство людей 45 44 73 57
В бытовой устроенности, комфорте 60 49 65 49
В финансовой независимости, богатстве 59 47 67 45
Смысл жизни - власть, сила 29 21 26 16
Смысл жизни - творчество, создание нового 62 60 88 70
Смысл жизни в том, чтобы прожить как можно полнее сегодняшний день и не думать о том, что будет завтра 37 41 36 43
Смысл жизни - создать хорошую семью, вырастить детей 74 79 92 94
Смысл жизни в том, чтобы получать от нее как можно больше удовольствий 58 70 63 72
глашаются с романтичными определениями значения и роли любви в жизни молодого человека. Однако им было присвоено название «пессимисты» в силу того, что главным в их воззрениях явилось пессимистическое восприятие жизни: они воспринимали окружающую их действительность исключительно в мрачных красках.
Романтические настроения среди современной молодежи распространены не в меньшей степени, чем среди молодых людей двадцатилетней давности. Примерно пятую часть молодежи можно смело отнести к группе романтиков (18%). В замере 1991 г. их число было примерно таким же (17%). Группообразующим признаком для романтиков служит их отношение к любви как к важнейшей основе человеческого единства, силе, правящей миром и определяющей сущность человека. Эти характеристики у современных романтиков даже усиливаются по сравнению с романтиками начала 1990-х (Табл. 4). Возможно, это связано с увеличением числа студенток в современных вузах, на что, в частности, указывает репрезентативная выборка замера 2013 г. Во всяком случае среди романтиков явно доминируют девушки, а среди пессимистов больше юношей.
Если главенство любви в системе ценностных ориентаций у романтиков осталось неизменным, то целый ряд других мировоззренческих ориентиров за минувшие двадцать лет претерпел существенные изменения.
Сегодняшние романтики по отношению к смыслу жизни оказываются менее выразительной группой, чем их романтически настроенные сверстники двадцать лет назад (Табл. 5). Отличия от всей студенческой молодежи здесь менее заметны. Романтики начала 1990-х делали акцент на таких смысложизненных ценностях, как поиск истины, служение идеалам добра и красоты, борьба за справедливость. Эти характеристики среди романтиков подчеркивались чуть ли не вдвое чаще, чем среди всей студенческой молодежи. Романтики нашего времени акцентируют свое внимание также на служении идеалам добра и красоты, на борьбе за справедливость и равенство людей, однако интенсивность высказываний, которая отличала бы их от всей молодежи, здесь гораздо ниже. А вот поиск истины современных романтиков совсем не привлекает. Кстати, и служение идеалам добра и красоты в общем рейтинге у современных романтиков сместилось на два пункта вниз. Зато восприятие смысла жизни в гедонистическом аспекте, напротив, переместилось едва ли не с самого низа в число лидирующих характеристик.
Ярко выраженный гуманистический пафос при определении роли человека, который наблюдался у романтически настроенной молодежи начала 1990-х, в настоящее время существенно понижен. Современные романтики гораздо реже романтиков двадцатилетней
Таблица 6
Молодые люди о роли своего поколения в жизни общества, %
Тезисы Выборка Романтики
1991 г. 2013 г. 1991 г. 2013 г.
Мое поколение - носитель новых идей, начинаний 56 65 78 74
Мое поколение переполнено энергией, способной поднять общество на новую ступень развития 49 52 73 64
Мои сверстники - поколение без идеалов и целей 22 18 14 13
У моего поколения нет сил и желания что-либо делать 22 22 12 18
давности реагируют на такие пафосные высказывания, как «Человек является источником преобразующей и облагораживающей мир энергии» или «Человек - смысл и суть мироздания, хранитель его красоты и тайны».
Эмоциональный накал в оценке роли поколения в общественной жизни, который наблюдался у романтиков 1990-х, у сегодняшних романтиков заметно ослаблен. Однако следует признать, что современная молодежь в целом всё-таки более оптимистична по поводу своей роли в обществе, чем молодежь начала 1990-х. Отчасти из-за этого романтики как бы растворяются в общей массе оптимистично настроенной молодежи. Также создаётся впечатление, что романтики примеряют на своё поколение роль Манилова, который является генератором новых идей и начинаний и одновременно не желает реально ничего делать. Сегодняшние романтики, по сравнению с романтиками прошлых лет, реже говорят, что их поколение переполнено энергией, способной поднять общество на новую ступень развития, и, напротив, чаще отмечают, что у их поколения нет ни сил, ни желания что-либо делать (Табл. 6).
Ещё более выразительно обозначенная тенденция проявляется в восприятии политики. Романтики 1991 г. демонстрировали восторженное, хотя и не очень продуманное, отношение к роли политики. И этим они отличались от массы советской молодёжи. Сегодняшние романтики по вопросам политики практически полностью солидарны с остальными своими сверстниками. Теперь романтики, как, собственно, и большинство молодых людей, не считают, что политика способна вершить судьбы мира. Романтики преимущественно соглашаются с тем, что грамотный и продуманный политический курс является наиважнейшим условием процветания и благополучия каждого. Однако не меньшее число их представителей поддерживает точку зрения, что никакая политика не может снять с человека личной ответственности за его судьбу и судьбу страны.
Романтиков начала 1990-х отличало двойственное отношение к вопросам религии. С од-
ной стороны, их нельзя было назвать религиозными людьми, но, с другой стороны, они как бы подчеркивали свои симпатии к религии. Религия подавляющему большинству из них представлялась важнейшей составляющей культуры народа, опорой нравственности и морали в обществе. Современные романтики продолжают относиться к религии так же позитивно, как и их предшественники, однако уже без прошлого восторга. Отметим, что и у всей молодежи наблюдается небольшое охлаждение отношения к религии. В частности, немного вырос процент тех, кто считает религию вредным предрассудком. А среди сегодняшних романтиков, по сравнению с романтиками начала 90-х, число таковых выросло вдвое.
Таким образом, романтические настроения у современной молодежи, хотя и сохранились, но проявляются в несколько ином плане, нежели двадцать лет назад. Восприятие любви как важнейшей основы человеческого единства, как силы, правящей миром и определяющей сущность человека, обусловливает и подчеркивает романтический настрой молодых людей. Однако если романтики начала 1990-х акцентировали внимание на поиске истины, на служении идеалам добра и красоты, на борьбе за справедливость (всё это, по их мнению, и определяло смысл жизни), то для сегодняшних романтиков значение данных явлений понизилось. Зато доля считающих, что смысл жизни заключается в получении удовольствий, ощутимо выросла. Однако следует отметить, что и в целом среди молодежи число гедонистически настроенных людей определенно стало больше.
Пессимистические настроения в той или иной степени демонстрирует примерно четвертая часть молодежи. Однако оговоримся, что пессимизм в нашем случае - это крайняя форма выражения негативного взгляда на жизнь. К группе пессимистов нами была отнесена та часть молодых людей, которая, по сравнению со своими сверстниками, демонстрирует повышенный уровень недовольства сложившимися обстоятельствами. Пессимисты гораздо чаще всей массы молодежи характеризуют жизнь как
Таблица 7
Определения молодёжью категории «жизнь», %
Тезисы Выборка Пессимисты
1991 г. 2013 г. 1991 г. 2013 г.
Это просто борьба за существование 39 21 57 44
Жизнь - это тяжкий труд, боль и страдания 30 18 58 46
Жизнь - это грязная зловонная яма, полная преступлений и позора 14 7 33 29
Это судьба, фатальное сцепление событий, на которые человек не может повлиять 27 13 41 41
Жизнь - это праздник, нужно взять от нее все, что можно 56 64 53 57
Жизнь - это сон, у меня нет ощущения реальности того, что происходит вокруг 14 10 30 21
Жизнь - это скука и тоска обыденности 15 7 33 19
Жизнь для меня полна тайн и ярких впечатлений, вызывает у меня чувство жгучего интереса 64 70 53 54
Жизнь - это дар Божий, и человек ответствен за свою жизнь перед Богом - 54 - 50
Таблица 8
Оценка молодыми людьми положения собственной нации, %
Тезисы Выборка Пессимисты
1991 г. 2013 г. 1991 г. 2013 г.
Это великая нация с огромным нерастраченным потенциалом 58 46 59 42
Она была когда-то великой, у нее богатая история, но все это в прошлом 48 36 60 43
В будущем моей нации еще предстоит сыграть выдающуюся роль в мировой истории 58 43 52 39
Моей нации вообще не существует 5 5 13 10
Коварство, эгоизм других народов привели на край гибели мою нацию 22 14 41 24
Основы полноценной жизни моей нации подорвало безответственное руководство 54 41 52 47
Многие народы паразитируют за счет моей нации 38 25 44 34
Моя нация постоянно преследуется 14 10 34 18
Моя нация постоянно угнетается 15 16 36 25
тяжкий труд, боль и страдание, а судьба, в их представлении, является фатальным сцеплением обстоятельств, на которые человек повлиять не может (Табл. 7). Характерно, что сохраняя долю пессимистов в выборке, мы вынуждены констатировать, что настроения пессимизма сегодня у молодежи не столь ярко выражены, как это было в конце 1990-х гг. Однако нынешний пессимизм более заметен на фоне более высокой безмятежности нынешних студентов.
Сравнение пессимистов начала 1990-х и нашего времени показывает весьма интересную и симптоматичную тенденцию. Среди студенческой молодежи Армении, Белоруссии, России и Украины заметно уменьшилась выраженность пессимистических оценок окружающей действительности, что не удивительно, так как предыдущий замер пришелся на период распада Советского Союза и предшествовавшую ему ситуацию неопределенности, разрушения привычных ориентиров, разброда и шатаний в
стране. Среди пессимистов доля фаталистов, напротив, выросла вдвое, и немного больше стало тех, кто говорит, что человек - маленькое, беспомощное существо, затерянное в бескрайних просторах вселенной. Последнее положение в большей степени присуще установкам пессимистов начала 1990-х. Для современной молодежи в целом такое восприятие человека нехарактерно, но в группе пессимистов оно присутствует. Если пессимисты начала 1990-х нередко готовы были искать утешение в лоне церкви (каждый четвертый пессимист считал религию своим образом жизни), то для пессимистов нашего времени религия такого значения не имеет. Выравнялось со среднестатистическим уровнем и представление о том, что «Достойная жизнь человека возможна только с верой в Бога». Даже, напротив, по сравнению с общей массой студенческой молодежи нынешние пессимисты чаще оценивают религию как вредный предрассудок.
Исследование 1991 г. свидетельствовало о том, что многих пессимистов тех лет характеризовало чувство национальной ущемленности. Исследование 2011 г. говорит о том, что градус национализма в контексте социального пессимизма определенно понизился (Табл. 8).
Современные пессимисты заметно реже своих старших товарищей соглашаются с комплиментарными оценками своей нации и дают более взвешенные оценки. Пессимисты начинают скорее обвинять руководство собственной страны в бездарности и безответственности, нежели обличать коварство и эгоизм других народов. Они реже демонстрируют настроения национальной ущемленности, и если пессимисты 1991 г. часто делали акцент на том, что их нация постоянно преследуется и угнетается, то у пессимистов XXI века такие настроения если и присутствуют, то определённо в меньшей степени.
Итак, социальный пессимизм не является обратной стороной социального оптимизма, выраженного через молодежный романтизм. Романтическое жизнеощущение в большей мере смещено в сторону личностно-интимных отношений, а пессимизм несколько смещен в сторону отчасти мистического, фаталистического мировосприятия. В целом тенденция романтизма и пессимизма по прошествии двадцати двух лет сохраняется, однако становится не столь выраженной. У студенческой молодежи периода кануна распада СССР эти установки были весьма выраженными. Современная молодежь, хотя и демонстрирует подобные тенденции, однако современные романтики и пессимисты отличаются от оптимистов и пессимистов прошлых лет. Сегодня оптимисты по своим мировоззренческим характеристикам меньше отличаются от основной массы молодежи - заметно более оптимистичной, чем поколение студентов 1990-х. Современные пессимисты, напротив, более зримо отличаются от более жизнерадостной современной студенческой молодежи, хотя
их пессимизм не столь глубок и ярок. При этом среди современных пессимистов выше уровень фатализма, чем у пессимистов 1991 г. Также следует отметить, что современные пессимисты стали менее религиозны и более толерантны, чем их пессимистически настроенные сверстники прошлых десятилетий. Добавим, что пессимизм взрослого населения в тот период был заметно более массовым и глубоким, чем у молодежи, на что указывают данные многочисленных замеров того времени. Пессимизм был существенной характеристикой настроений советских людей конца ХХ века.
Список литературы
1. Косалс Л.Я., Свондер К. Модернизация и формализация нормативного регулирования // Презентация доклада (декабрь, 2011) [Электронный ресурс]. -URL: http://www.hse.ru/data/2012/11/04/1249197423/ Kosals_LCSR_15Dec2011.pdf (дата обращения 03.11.2013).
2. Селина М. Модернизация убивает социальные нормы // Исследования ВШЭ (публикация от 17.09.2013) [Электронный ресурс]. - URL: http://opec.ru/1563887.html (дата обращения 03.11.2013).
3. Филина О. Увечные ценности // Огонек. 2013. № 39 (7 октября) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kommersant.ru/doc/2308797?themeid=1304 (дата обращения 03.11.2013).
4. 4 ноября: национальный праздник - или просто выходной? // Пресс-выпуск ВЦИОМ №2445 (от 01.11.2013) [Электронный ресурс]. - URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114589 (дата обращения 03.11.2013).
5. «Левада-центр» измерил нравственность россиян // Русская служба Би-би-си, от 25.07.2013. На сайте «Левада-центра» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.levada.ru/25-07-2013/levada-tsentr-izmeril-nravstvennost-rossiyan (дата обращения 03.11.2013).
6. Портнягина М. Свободы больше - ответственности меньше (беседа с социологом Татьяной Воро-жейкиной) // Огонек. 2013. № 32 (19 августа) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kommersant.ru/ doc/2253866 (дата обращения 03.11.2013).
ROMANTIC AND PESSIMISTIC TRENDS IN THE VALUE ORIENTATION OF YOUNG PEOPLE OF DIFFERENT GENERATIONS
D.V. Zernov
Considered changing the value orientations of students in the period from 1991 to 2013. Keywords: students, social attitudes, values, generation, dynamics.
References
1. Kosals L.Ya., Svonder K. Modernizatsiya i for-malizatsiya normativnogo regulirovaniya // Prezentatsiya doklada (dekabr, 2011) [Elektronnyiy resurs]. - URL:
http://www.hse.ru/data/2012/11/04/1249197423/Kosals_ LCSR_15Dec2011 .pdf (data obrascheniya 03.11.2013).
2. Selina M. Modernizatsiya ubivaet sotsialnyie normyi // Issledovaniya VShE (publikatsiya ot 17.09.2013) [Elektronnyiy resurs]. - URL:
http://opec.ru/1563887.html (data obrascheniya 03.11.2013).
3. Filina O. Uvechnyie tsennosti // Ogonek. 2013. № 39 (7 oktyabrya) [Elektronnyiy resurs]. - URL: http://www.kommersant.ru/doc/2308797?themeid=1304 (data obrascheniya 03.11.2013).
4. 4 noyabrya: natsionalnyiy prazdnik - ili prosto vyihodnoy? // Press-vyipusk VTsIOM № 2445 (ot 01.11.2013) [Elektronnyiy resurs]. - URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114589 (data obrascheniya 03.11.2013).
5. «Levada-tsentr» izmeril nravstvennost rossiyan // Russkaya sluzhba Bi-bi-si, ot 25.07.2013. Na sayte «Levada-tsentra» [Elektronnyiy resurs]. - URL: http://www.levada.ru/25-07-2013/levada-tsentr-izmeril-nravstvennost-rossiyan (data obrascheniya 03.11.2013).
6. Portnyagina M. Svobodyi bolshe - otvetstvennosti menshe (beseda s sotsiologom Tatyanoy Vorozheykinoy) // Ogonek. 2013. № 32 (19 avgusta) [Elektronnyiy resurs]. - URL: http://www.kommersant.ru/doc/2253866 (data obrascheniya 03.11.2013).