УДК 801.731 ББК 83.3
Гульянц Надежда Михайловна
аспирант кафедра зарубежной литературы Московский государственный педогогический университет
г. Москва Gulyants Nadezhda Mikhailovna Post-graduate Foreign Literature Department Moscow State Pedagogical University Moscow
Романтическая символизация образа моря в «морском» романе Д.Ф. Купера «Лоцман» Romantic Symbolization of the Sea Image in J.F. Cooper's "Sea" Novel "The Pilot"
Статья посвящена малоисследованным «морским» романам американского писателя Д.Ф. Купера. Основное внимание сосредоточено на рассмотрении образа-символа моря в ранних произведениях писателя. На основе анализа выявленных значений делается несколько выводов о роли романтической символизации образа моря в «морских» романах Д.Ф.Купера.
Article is devoted the little investigated "sea" novels of American writer J.F. Cooper. The basic attention is concentrated on the consideration of the image-symbol of the sea in early works of the writer. On the basis of the revealed values analysis some conclusions are made about the role of romantic symbolization of the image of the sea in J.F. Cooper's "sea" novels.
Ключевые слова: «морской» роман, образы-символы, романтическая символизация образа моря, символический, образ-символ моря, Д.Ф. Купер, «Лоцман».
Key words: "sea" novel, image-symbols, romantic symbolization of the image of the sea, symbolic, image-symbol of the sea, J.F. Cooper, "The Pilot".
Символ в произведениях романтиков всегда занимал особое место, недаром именно в период романтизма были сделаны первые попытки дать определение этому понятию и классифицировать символы. Символ выступал как один из способов выражения романтической идеи о двоемирии и сам представлял, по сути, некий «проход» в мир грез и гармонии, нематериальный и идеальный мир души и Духа.
Образ моря - один из ярких и центральных романтических символов, который в период романтизма получил множество новых значений и трактовок. Море для романтиков всегда являлось, прежде всего, символом свободы, так как представляло противопоставление суше - миру правил, законов и условно-
стей. Помимо этого, море казалось романтикам отражением их бунтующей души (как, например, в «Корсаре» Байрона), море выступало убежищем от суеты и молчаливым собеседником одиноких героев, море оказывалось другом. Шум волн напоминал романтикам музыку, которую они считали наиболее неземным и уводящим в мир грез видом искусства. Этот шум позволял задуматься о смысле существования человека на земле, о том, каким маленьким он кажется на фоне огромной неподвластной стихии, на фоне непознанного «живого» океана, скрывающего тайны и будто знающего какие-то истины, которые не знает человек, но так хочет познать.
Образ-символ моря становится центральным в «морских» романах американского писателя-романтика Д.Ф. Купера. Писатель во многом переосмысливает некоторые значения этого символа, делая акценты на наиболее близких ему смыслах, которые постепенно раскрываются перед читателем, позволяя ему, тем самым, по-новому взглянуть на описанные в произведениях события. Образ моря в романах Купера - это не только место действия произведений, но и ключ к раскрытию характеров героев и позиции самого автора.
Автор «оживляет» океан, делает его самостоятельным персонажем, который активно участвует в жизни героев и, соответственно, в развитии сюжета. Образ моря приобретает множество различных значений, порой, амбивалентных (например, в «Лоцмане» океан символизирует место покоя и убежища пиратов от закона, но одновременно оказывается страшной неподвластной стихией, орудием судьбы (море бесщадно губит корабли и жизни моряков)).
Романтическая символизация образа моря становится отличительной жанровой особенностью «морских» романов Купера и неизменно присутствует в ранних произведениях писателя («Лоцман» (1823), «Красный корсар» (1828), «Морская волшебница или Бороздящий океаны» (1830)).
Напомним, что при написании первых «морских» романов Купером как писателем-историком двигало желание поведать читателям о становлении США как самостоятельного государства, создать яркий образ Америки как страны, в которой правит справедливый закон. Патриотическая тема неизменно
261 Вестник ЧГПУ 1'2010
доминирует в ранних «морских» произведениях писателя. Купер уделяет большое внимание воспоминаниям о войне за независимость и описаниям природных особенностей континента, стараясь создать красивый образ независимой и свободной Америки. При этом он прибегает не только к описаниям и сюжетным поворотам, образ страны во многом вырисовывается именно благодаря использованию автором романтической символики и ее переосмыслению в произведениях.
Обращение к символизации позволяет автору создать перед читателем почти идеальный образ Соединенных Штатов Америки, изображая страну не только через описания красоты природы на суше, но и на море, показывая ее могущество и возможности, и создавая образа благородного и бесстрашного американского моряка с новыми более прогрессивными политическими и жизненными взглядами.
Морская тематика в ранних произведениях Купера выполняет особую роль, она направлена на раскрытие более важной для автора темы - становление Америки как нового государства, и поэтому не является первостепенной. В некоторых ранних романах море даже не является основным местом действия, многие события разворачиваются на суше. Так, в «Лоцмане» посвящено немало глав описанию происходящего в аббатстве Святой Руфи и в лесах, окружающих его. В романе «Красный корсар» первые описания морских просторов возникают только в тринадцатой и четырнадцатой главах (сначала автор рисует небольшую бухту при маленьком городке). В «Морской волшебнице» также довольно много страниц повествуют о событиях на островах Манхаттан и Статен.
Но, когда автор обращается к описанию океана, образ моря, как было сказано выше, вырастает в отдельный самостоятельный персонаж, начинает постепенно усложняться, перерастая в многозначный и сложный символ. Рассмотрим процесс символизации образа моря в первом «морском» романе Купера «Лоцман» (1823).
Действие произведения разворачивается как на море, так и на суше. Первые описания океана рисуют перед читателем бушующую стихию, скрываю-
щую мели и буруны - огромную опасность для моряков. Провести корабль среди рифов и подводных скал может только очень опытный и знающий моряк, которым оказывается таинственный лоцман. Его не страшат угрозы разбушевавшейся стихии, он сохраняет спокойствие даже в самые опасные минуты и гениально выводит корабль в открытое море.
Первоначально образ моря предстает несколько пугающе и отталкивающе. Уже в первом «морском» романе Купер рисует страшную огромную стихию, неподвластную человеку и имеющею свои законы, море предстает как символ неизвестности и непознанности. У моряков бушующее море вызывает страх и ужас, пробуждает суеверия: «...море, казалось, таило угрозу. Оно глухо рокотало, как вулкан накануне извержения, усиливая чувство изумления и страха» [1: 3]. Таким море выступает и во всех последующих романах писателя, описания стихии, скрывающей страшные бури и ураганы, неизменно присутствуют в «морских» произведениях Купера.
При этом Купер всегда пишет об океане как о живом существе и рисует перед читателем угрожающий образ моря. Если в «Морской волшебнице» писатель сначала представляет спокойный и мирный морской пейзаж, то в «Красном корсаре» и в «Лоцмане» Купер сразу изображает самую опасную сторону океана - шторм и ураган. Образ моря усложняется, перед читателем предстает живой и страшный океан, который должен вот-вот «проснуться» и обрушиться на моряков: «Время от времени над бухтой пролетал ветерок, донося свежие запахи суши, но сама неравномерность подобных порывов доказывала, что это было предсмертное дыхание берегового бриза. Рокот прибоя, набегавшего на берега залива, порождал тупой, монотонный шум, который превращался в глухой рев, когда более мощная волна с силой разбивалась в расселинах скал. Словом, все объединилось, чтобы сделать окружающую картину мрачной и зловещей.» [1: 16].
Но буря оказывается своеобразным испытанием для героев романов, она раскрывает перед читателем новые черты их характеров. Неизвестный лоцман, поведение которого вначале вызывает недоверие у команды и капитана, сохра-
263 Вестник ЧГПУ12010
няя самообладание даже в самые страшные минуты, проводит корабль через буруны и рифы и доказывает свое великое мастерство и большие знания. Его бесстрашие поражает моряков: «Невозмутимость лоцмана, учитывая его положение и лежавшую на нем ответственность, казалась почти сверхъестественной» [1: 17]. В «Красном корсаре» также только знания, умения и ум капитана могут уберечь судно, но все его попытки спасти корабль оказываются безуспешны. Море, как строгий учитель, заставляет героев на ошибках и горьком опыте учиться выживанию даже в самых сложных обстоятельствах, оно воспитывает в них самообладание, закаливает их, показывая истинные ценности жизни.
При этом Купер продолжает рисовать образ страшного океана, прибавляя все более и более деталей. В «Лоцмане» мы находим подробные описания шторма, море как бы захватывает корабль в плен: «Между тем море все больше и больше волновалось, а ветер с каждой минутой крепчал. Он уже не свистел в корабельных снастях, а казалось, сердито ревел, встречая на своем пути сопротивление сложной системы рангоута и такелажа. Тяжелые лавины воды были покрыты бесконечной цепью белых гребней, и сам воздух был напоен блеском, исходившим от поверхности моря. Фрегат постепенно уступал натиску шторма, и менее чем через полчаса после поднятия якоря разбушевавшаяся стихия, казалось, овладела кораблем, увлекая его за собой». [1: 148].
Но, несмотря на эти страшные описания стихии, Купер, в итоге, всегда представляет океан как справедливого и мудрого судию. Море топит корабль Барн-стейбла, но не губит жизни героя и многих других моряков, которые благополучно добираются до берега вплавь, тогда как предатель Диллон попадает в водоворот - море выносит на берег только его холодный труп с выражением ужаса на лице: «Лицо его не изуродовано, но глаза, глаза!.. Они словно вылезают из орбит, и взгляд их такой ожесточенный, будто владелец их все еще жив, а руки раскинуты так, словно он еще продолжает бороться с волнами». [1: 152].
Помимо этого для героев океан оказывается идеальным миром справедливости и свободы, по сути, некой утопической формой жизни. Пираты и контра-
бандисты скрываются здесь от закона и только тут чувствуют себя по-настоящему свободными, так как на море не действуют правила суши и общества, здесь всем распоряжается стихия и сам Бог, который ею управляет. Море для флибустьеров - убежище и дом.
Символизируя свободу и справедливый закон, море выступает для героев еще и как путь к достижению счастья. Так, для Красного Корсара и Лоцмана (который на самом деле оказывается известным Пиратом) море - это способ борьбы с английскими колонистами за образование нового свободного американского государства. Будучи на стороне Лоцмана и Корсара и защищая их от бурь и врагов, океан уже сам по себе начинает символизировать свободную Америку, в которой правит истинный закон.
Таким образом, океан в «морских» романах Купера - это не просто место действия произведений, а - символ неуправляемой страшной стихии (подчиняющейся только Богу), справедливого закона, свободы и пути к счастью. Помимо этого океан оказывается и символом человеческой жизни. К окончанию каждого романа герои обязательно меняют свои взгляды на жизнь, приходят к каким-то новым умозаключениям и убеждениям, они получают мудрость и достигают той цели, которую и ставил перед ними сам автор - они делают правильный нравственный выбор и становятся на правильный путь.
Библиографический список
1. Купер, Д.Ф. Избранные сочинения в девяти томах. Т. 8 [Текст]/ Д.Ф. Купер. - М.: Терра, 1993 - 688с.
2. Боброва, М.Н. Д.Ф. Купер. Очерки жизни и творчества [Текст]/ М.Н. Боброва. - Саратов, 1967. - 234 с.
3. Струкова, Т.Г. Английский морской роман XIX-XX вв. [Текст]/ Т.Г. Струкова. -Воронеж: «Истоки», 2000. - 297 с.
4. Толмачев, В.М. От романтизма к романтизму: американский роман 1920-х годов и проблема романтической культуры [Текст]/ В.М. Толмачев. - М., 1997. - 363 с.
5. Розе, Е.Е. Художественные особенности дилогии Д.Ф.Купера о современности «Дома» и «Домой»: дис. канд. филолог. наук [Текст]/ Е.Е. Розе. - Великий Новгород, 2004. -257 с.
6. Franklin, W. The new world of J.F. Cooper [Текст]/ W. Franklin. - Chicago; London, 1982. - 205 p.
Bibliography
1. Bobrova, M.N. J.F. Cooper. Life and Oeuvre [Text] / М.К Bobrova. - Saratov, 1967. -
234 p.
2. Cooper, J.F. Selected Works in Nine Volumes [Text] / J.F. Cooper. - М.: Terra, 1993. -688 p.
265 Вестник ЧГПУ 12010
3. Franklin, W. The New World of J.F. Cooper [Text]/ W. Franklin. - Chicago; London, 1982. - 205 p.
4. Roze, Е.Е. Art Features of J.F. Cooper's Dilogy "At Home" and "Back Home" About Modern Times: Dis. ... Cand. of Phil. [Text] / Е.Е. Roze. - Veliky Novgorod, 2004. - 257 p.
5. Strukova, TG. English Sea Novel of XIX-XX Centuries [Text] / T.G. Strukova. - Voronezh, 2000. - 297 p.
6. Tolmachev, V^. From Romanticism to Romanticism: The American Novel of 1920s and the Problem of Romantic Culture [Text] / VM. Tolmachev. - М., 1997. - 363 p.