Научная статья на тему '«Романная повесть» как жанровая доминанта в русской прозе первой половины XIX В. («Записки одного молодого человека» А. И. Герцена)'

«Романная повесть» как жанровая доминанта в русской прозе первой половины XIX В. («Записки одного молодого человека» А. И. Герцена) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
313
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"РОМАННАЯ ПОВЕСТЬ" / ЖАНР / ЖАНРОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА / "NOVELISTIC STORY" / GENRE / STYLE / ARTISTIC IMAGE / PHILOSOPHICAL PROSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Еремеев Александр Эммануилович

В статье рассматривается жанровая особенность произведения А. И. Герцена «Записки одного молодого человека», которое открывает новое жанровое направление в русской прозе 1830-х годов романизированное повествование. Рассматривается новое жанровое качество повести Герцена, основанное на содержательной трансформации биографического (романного) принципа организации художественного целого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«NOVELISTIC STORY» AS A GENRE DOMINANT In the RUSSIAN PROSE of the FIRST half of the XIX century («NOTES of a YOUNG MAN» BY A. I. HERZEN)

The article deals with a genre feature of the work of A. I. Herzen's «Notes of a young man», which opens a new genre in Russian prose of 1830-s, romanized narrative. We consider the new genre feature of Herzen's novel, We consider the new genre feature of Herzen's novel, based on the content transformation of biographical (novelistic) principle of the organization of the work.

Текст научной работы на тему ««Романная повесть» как жанровая доминанта в русской прозе первой половины XIX В. («Записки одного молодого человека» А. И. Герцена)»

РАЗДЕЛ 1 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РАRT 1 PHILOLOGICAL SCIENCES

УДК 821.161.1; 82.09 DOI 10.17238^п1998-5320.2016.26.10

А. Э. Еремеев, Омская гуманитарная академия

«РОМАННАЯ ПОВЕСТЬ» КАК ЖАНРОВАЯ ДОМИНАНТА В РУССКОЙ ПРОЗЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. («ЗАПИСКИ ОДНОГО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА» А. И. ГЕРЦЕНА)

В статье рассматривается жанровая особенность произведения А. И. Герцена «Записки одного молодого человека», которое открывает новое жанровое направление в русской прозе 1830-х годов -романизированное повествование. Рассматривается новое жанровое качество повести Герцена, основанное на содержательной трансформации биографического (романного) принципа организации художественного целого.

Ключевые слова: «романная повесть», жанр, жанровое направление, художественный образ, философская проза.

Проблеме прозаических форм в русской прозе XIX в. уделено огромное количество работ, особенно «внешней стороне» проблемы - прозаическому циклу как жанровому образованию1. Но до сегодняшнего дня вызывает полемику определение жанра таких произведений, как «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Записки одного молодого человека» А. И. Герцена2.

«Записки одного молодого человека» - первое художественное произведение Герцена. Задачу поиска жанровой формы, адекватной содержательному началу, в эту эпоху разрешал для себя и молодой автор. На первых порах «Записки...» могут показаться весьма несовершенным произведением, но так ли это? В художественной структуре герценовского произведения прозреваются особенности развития жанровых начал в русской прозе, которые станут, на наш взгляд, магистральными для отечественной литературы Х1Х-ХХ вв.

Если обратиться к теоретическому аспекту проблемы, то эпопейное и романное начала в современном литературоведении достаточно чётко разделены между собой3. Однако в своё время М. М. Гиршман, размышляя об определении жанра «Капитанской дочки», задавался вопросом о жанровом своеобразии этого произведения: роман это или повесть? В итоге исследователь приходил к выводу, что «...определить жанровую природу "Капитанской дочки" одним словом едва ли возможно. "Капитанская дочка" представляет собой уникальный синтез жанровых традиций» [1, с. 95].

Симптоматично, что А. И. Журавлева, размышляя о загадке жанра «Героя нашего времени», писала: «Он - не роман... какой же роман может так не заботиться о связном изложении хода

событий и мало-мальски выдержанном жанровом единообразии отдельных эпизодов? По тем же причинам он не повесть» [2, с. 128]. В своё время И. С. Нович отмечал, что «"Записки..." ... это произведение особого герценовского жанра, соединившего в себе разные жанровые особенности» [3, с. 257].

Сразу же бросается в глаза, что автор в «Записках...» стремится к объединению различных эпизодов не хронологически, что характерно для повести, а организует повествование с помощью взаимоотношений разных субъектов рассказа, что проявляет романную особенность. Герцен сочувственно цитирует слова Гейне о том, что «каждый человек есть вселенная», - и далее продолжает сам: «... история каждого существования имеет свой интерес... интерес этот состоит в зрелище развития духа под влиянием времени, обстоятельств, случайностей, растягивающих, укорачивающих его нормальное, общее направление» [4, с. 258].

Фрагментарность композиции «Записок...» - вполне оправданная цель, создающая впечатление длительности, протяжённости бытия. Постепенно вводя читателя в душевный мир героя, его историю судьбы, Герцен отражает в этой судьбе историческую действительность, тем самым открывая возможность для естественного перехода от одних временных состояний к другим - от ребячества к юности, от юности к отрезвляющей зрелости. Герцена привлекает «зрелище развития духа под влиянием времени, обстоятельств, случайностей, растягивающих, укорачивающих его нормальное общее направление» [4, с. 258]. Это исходило из стремления рассказать «историю души человеческой», поставить «важный современный вопрос о внутреннем человеке» [5, с. 146].

Так, Герцен в своём стремлении рассказать «историю души человеческой» открывает новое жанровое направление в русской прозе 1830-х годов - романизированное повествование. Подключение к внутреннему миру души сферы «чистого разума» диалектически смыкало это внутреннее дей-ствование с объективным миром.

Воспользовавшись теми приёмами построения сюжета, которые были известны ранее в творчестве В. Ф. Одоевского, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Герцен наделил их новыми функциями, позволившими создать новое качество художественного целого, вобравшего в себя процесс интеллектуального развития личности, сопряжённого с течением бытийных событий.

Художественный образ «одного молодого человека» в «Записках...» уникален. Он является тем синтезатором, в котором соединяется субъективное и объективное начала; не зря герой не обозначен ни именем, ни фамилией, он несёт в себе сугубо родовой временной признак: «молодой человек», но определение «один» вносит некую отдельность, субъективность внутреннего мира, души.

«Записки...» - первое в русской литературе произведение, где идейным и сюжетным центром является динамика становления и развития человеческого сознания поколения 30-х годов XIX столетия. Герцен за счёт синтеза субъективного внутреннего мира, т. е. романного начала, с объективной средой, т. е. эпическим миром, которые одновременно, если и взаимообусловлены, то и не притёрты друг к другу, создаёт в «Записках...» уникальную жанровую модификацию. Объектив писательской мысли, не совпадая ни с тем, ни с другим, просвечивая одно другим, создаёт жанровую структуру, которую можно обозначить как «романную повесть», и тем самым становится на новую ступень собственного художественного развития.

«Записки одного молодого человека» - произведение этапное; в нём прорастают и поляризуются стихии и тенденции, которые получат развитие в сугубо романном начале произведения «Кто виноват?», с другой - в философской эпопее «Былое и думы».

Название «Записки одного молодого человека» синтезирует, сводит разные жанровые тенденции: стремление к углублению во внутренний мир героя в его специфически романном ракурсе и установку на охват самого процесса бытия, через становление личности, обретающей свою историческую меру, характерную для повести. Указание на то, что записки принадлежат именно молодому человеку, создаёт особый исторический и социальный масштаб изображения действительности. Для молодой страны необычайно актуальной становится фигура молодого человека как выразителя не только потребностей времени, эпохи, а шире - потребностей национального исторического развития.

Смысловая значимость повести в разделе «Ребячество», посвящённой «былому», приобретается не за счёт упоминания о том, что читал мальчик, а за счёт характера его реакций на новые впечатления, несущего явно романный характер. Любопытно, что открывается повествование о духовном развитии героя столь характерным для стиля раннего Герцена смысловым параллелизмом: «Ребячество оканчивалось преждевременно: я бросил игрушки и принялся читать. Так иногда в тёплые дни февраля наливаются почки на деревьях, подвергаясь ежедневно опасности погибнуть...» [4, с. 265].

Здесь осуществляется взаимопроникновение конкретно-индивидуального и исторически бытийного: чтение, открывающее выход в мир широких человеческих интересов, содержит как опасность замены реальности романтическими фантазиями, так и гибельное в общественно-исторических условиях российской действительности стремление к гуманной и действенной её перестройке в соответствии со сложившимися идеалами. Внутренние потребности развития личности совпадают с сущностными тенденциями времени, но эти потенции не могут гармонично реализоваться в данной социально-политической структуре общества.

Можно сказать, что внутренним двигателем художественного развёртывания «Ребячества» является философствующее сознание авторского «я», балансирующее между воображением и мыслью. Уже здесь обнаруживается вся диалектичность и универсальность Герцена в осмыслении духовного развития и становления сознания личности в форме живого бытия во всём его богатстве.

В самой динамике повествования «Записок...» формируется новое жанровое качество повести Герцена, основанное на содержательной трансформации биографического (романного) принципа организации художественного целого. В этой связи следует заявить о важнейшей черте поэтики прозы Герцена, в которой собственно художественный способ связи и оформления целого создаётся за счёт приёмов, которые мы относим к философской прозе, и оформляется либо в форме призыва, либо риторического обращения к читателю или введения философско-лирического монолога-отступления.

Итак, внутри художественного мира «Записок...», как мы наблюдаем, столкнулись две противоположные жанровые тенденции, требующие, как будто, разных способов оформления и воплощения смысла. Это, с одной стороны, принцип биографического развёртывания по мере поступательного развития жизни, свойственный повести, а с другой - романный принцип драматизации диалогов с помощью риторического начала. Романная тенденция требовала авторской позиции наблюдателя с фиксированным положением в пространстве, т. е. так называемого созерцающего сознания повествователя. В этой роли выступает издатель4. Заданный и обыгранный в начале автобиографический характер повести, в которой молодой человек является героем и субъектом высказывания одновременно и для авторской позиции которого характерно доминирование поступающего сознания, - все эти столь противоречивые на первый взгляд жанровые тенденции синтезировались в «Записках одного молодого человека». И не только в произведении Герцена, но и в «Герое нашего времени» Лермонтова.

Таким образом, Герцен создаёт такое произведение, в котором биография личности поднялась бы «...до требования участия во всём человеческом» [4, с. 259]. Жанровая уникальность «Записок...» заключается в том, что никто до Герцена в русской литературе не пытался образ собственного «я» нерасторжимо соединить с образом соотнесённого с ним времени. Автор перестраивает свою прозу таким образом, чтобы философия жизни, философия бытия неразрывно соединились с философией личности, судьбы. Процесс становления личности, тяжкий путь познания Герцен неразрывно связывает с бытием. Бытие и судьба уравниваются в своих правах. Драма личной жизни, поданная в фило-софско-психологическом ключе, анализирующая, рефлектирующая мысль повествователя, возводят индивидуальное к общему, что даёт право осмыслить «Записки...» как совершенно особенное жанровое образование - «романная повесть».

Примечания

1 См. об этом в частности работы Б. М. Эйхенбаума, Н. Я. Берковского, В. В. Виноградова, Г. А. Гуковского, А. С. Янушкевича и т. д.

2 «Капитанская дочка» была опубликована в «Современнике» в 1836 г., «Герой нашего времени» печатался в «Отечественных записках» с 1839 по 1840 гг., а «Записки одного молодого человека» - с 1840 по 1841 гг.

3 См.: Кожинов В. В. Голос автора и голоса персонажей // Проблемы художественной формы социалистического реализма: в 2 т. - М. : Наука, 1971. - Т. 2. - С. 195-235.

4 Ср. мотив забытой рукописи, ставший в русской литературе традиционным, где нашедший рукопись становится первым читателем и издателем («Повести Белкина» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова).

Библиографический список

1. Гиршман, М. М. О жанре «Капитанской дочки» / М. М. Гиршман, Л. П. Стулишенко // Вопросы русской литературы. - Львов : Вища школа, 1982. - С. 90-96.

2. Журавлева, А. И. Повествование и повесть у Лермонтова / А. И. Журавлева // Журавлева А. И. Кое-что из былого и дум. О русской литературе XIX века. - М. : МГУ, 2013. - 272 с.

3. Нович, И. С. Молодой Герцен / И. С. Нович. - М. : Советский писатель, 1980. - 384 с.

4. Герцен, А. И. Собрание сочинений: в 30 т. Т. 1. / А. И. Герцен. - М. : Изд-во АН СССР, 1954.

5. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 4. - М. : Изд-во АН СССР, 1954. - С. 146.

A. E. Eremeev, Omsk Humanitarian Academy

«NOVELISTIC STORY» AS A GENRE DOMINANT IN THE RUSSIAN PROSE OF THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY («NOTES OF A YOUNG MAN» BY A. I. HERZEN)

The article deals with a genre feature of the work of A. I. Herzen's «Notes of a young man», which opens a new genre in Russian prose of 1830-s, romanized narrative. We consider the new genre feature of Herzen's novel, We consider the new genre feature of Herzen's novel, based on the content transformation of biographical (novelistic) principle of the organization of the work..

Keywords: «novelistic story», genre, style, artistic image, philosophical prose.

References

1. Girshman M. M., Stulishenko L. P. About the genre of «The captain's daughter». Voprosys russkois litera-tury\ L'vov, Vishcha shkola, 1982, pp. 90-96.

2. Zhuravleva A. I. Narrative and the novel by Lermontov. Koe-chto iz bylogo i dum. O russkoV literature XIX veka. Moscow, MGU, 2013, 272 p.

3. Novich I. S. MolodoV Gercen [Young Herzen]. Moscow, Sovetskif pisateF, 1980, 384 p.

4. Gercen A. I. Sobranie sochinenif: v 301. T. 1. [Collected works in 30 volumes. Vol. 1.]. Moscow, AN SSSR, 1954.

5. Belinskif V. G. Polnoe sobranie sochinenif: v 13 t. T. 4. [Complete works in 13 volumes. Volume 4]. Moscow, AN SSSR, 1954, p. 146.

© А. Э. Еремеев, 2016

Автор статьи: Александр Эммануилович Еремеев, доктор филологических наук, профессор, ректор Омской гуманитарной академии, e-mail: nou_ogu@mail.ru

Рецензенты:

Е. А. Акелькина, доктор филологических наук, профессор, руководитель Омского регионального научно-исследовательского Центра изучения творчества Ф. М. Достоевского.

Е. В. Киричук, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.

УДК 821.161.1 DOI 10.17238^п1998-5320.2016.26.13

Г. В. Косяков,

Омский государственный педагогический университет

МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА БИБЛЕЙСКИХ СРАВНЕНИЙ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Статья посвящена изучению библейских сравнений в лирике М. Ю. Лермонтова. В ходе исследования выявлено, что библейские сравнения и метафоры в лирике Лермонтова играют важную структурообразующую роль, оформляя хронотоп текста, реализуя модель восхождения от физического к метафизическому.

Ключевые слова: сравнение, метафора, художественная картина мира, романтизм, религиозность, метафизика.

В современной науке проблема изучения имманентной религиозности творчества М. Ю. Лермонтова является одной из актуальных. Данная проблема была поставлена ещё дореволюционными исследователями,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.