Научная статья на тему 'Роман В. А. Соллогуба "Через край": к проблеме автобиографизма'

Роман В. А. Соллогуба "Через край": к проблеме автобиографизма Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
133
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОБИОГРАФИЧНОСТЬ / В. А. СОЛЛОГУБ / "ЧЕРЕЗ КРАЙ" / ПЁТР АРДАРОВ / РОМАН / AUTOBIOGRAPHY / V. A. SOLLOGUB / "THROUGH THE EDGE" / PETER ARDAROV / NOVEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сутягина Татьяна Евгеньевна

Исследовательская задача автора статьи заключается в попытке осмысления специфики автобиографического начала в романе В. А. Соллогуба «Через край» (1885). Опираясь на существующие в литературоведении представления об автобиографизме (автопсихологизме) в художественных произведениях, автор статьи сопоставляет реалии жизни писателя с изображенными в романе фактами жизни главного героя Петра Ардарова (в частности, служба на Кавказе в 50-е гг. XIX века, увлечение пенитенциарным делом и пр.). Устанавливается отнесенность как автора, так и героя к типу «лишний человек» с психологическим комплексом «кающегося дворянина», который формируется в общественном сознании и входит в русскую литературу 70-х гг. XIX века. На основании проведенного анализа делается вывод о близости героя романа и автора. Это проявляется не только в том, что В. А. Соллогуб вводит в образ Петра Ардарова автобиографические реалии, но и, прежде всего, в том, что он сообщает герою собственный духовный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NOVEL “THROUGH THE EDGE” OF V. A. SOLLOGUB: TO THE PROBLEM OF AUTOBIOGRAPHY

The research aim of the article is to comprehend the autobiographical aspect in V. A. Sollogub`s novel “Through the Edge” (1885). According to the existing ideas of autobiography (self-psychology) in fiction, the author compares the realities of writer's life with the facts of biography of the main character Peter Ardarov (particularly, service in the Caucasus in the 50s of the XIX century, passion for penitentiary work, etc.). Both the author and his character are analyzed as literally type «the superfluous man» with «the complex of a repentant nobleman», is formed in the public consciousness and featured the Russian literature of the 70s of the XIX century. On the basis of the analysis, the affinity of the hero and the author is concluded. It seems not only in the fact that V. A. Sollogub introduces autobiographical realities into the image of Peter Ardarov, but, above all, in the fact that he gives the main character the spiritual experience of his own.

Текст научной работы на тему «Роман В. А. Соллогуба "Через край": к проблеме автобиографизма»

Т. Е. СУТЯГИНА

(Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия) ORCID ГО: 0000-0002-9842-6194

УДК 821.161.1-31 (Сологуб В. А.)

DOI 10.26170^19-05-02 ББК Ш33(2Рос=Рус)5-8,444

РОМАН В. А. СОЛЛОГУБА «ЧЕРЕЗ КРАЙ»: К ПРОБЛЕМЕ АВТОБИОГРАФИЗМА

Аннотация. Исследовательская задача автора статьи заключается в попытке осмысления специфики автобиографического начала в романе В. А. Соллогуба «Через край» (1885). Опираясь на существующие в литературоведении представления об автобиографизме (автопсихологизме) в художественных произведениях, автор статьи сопоставляет реалии жизни писателя с изображенными в романе фактами жизни главного героя Петра Ардарова (в частности, служба на Кавказе в 50-е гг. XIX века, увлечение пенитенциарным делом и пр.). Устанавливается отнесенность как автора, так и героя к типу «лишний человек» с психологическим комплексом «кающегося дворянина», который формируется в общественном сознании и входит в русскую литературу 70-х гг. XIX века. На основании проведенного анализа делается вывод о близости героя романа и автора. Это проявляется не только в том, что В. А. Соллогуб вводит в образ Петра Ардарова автобиографические реалии, но и, прежде всего, в том, что он сообщает герою собственный духовный опыт.

Ключевые слова: автобиографичность; В. А. Соллогуб; «Через край»; Пётр Ардаров; роман.

Последнее произведение В. А. Соллогуба - роман «Через край», опубликованный лишь после смерти автора (1885) в нескольких выпусках отнюдь не самого популярного и представительного «общедоступного» журнала «Новь».

Реакции на появление романа в печати не последовало ни в современной писателю критике, ни в литературоведении ХХ века. Исследователи, занимавшиеся изучением творчества В. А. Соллогуба, традиционно обращались лишь к той его части, которая относится, согласно общепринятому мнению, к самому продуктивному периоду литературной деятельности автора - к повестям первой половины 1840-х годов. Эстетическую ценность, по мнению исследователей, представляют исключительно произведения данного периода. О позднем творчестве писателя либо не сообщается вовсе, как о не заслуживающем внимания (завершение писательской карьеры В. А. Соллогуба видится

в написании поэмы «Нигилист» (1866), водевилей и воспоминаний [См.: Белкина 1972: VII, 52; Чистова 1988: 15; Якушин 1988: 20 и т.д.]), либо приводится лишь одна общая фраза о дате публикации романа «Через край» [См.: Венгеров 1990: XXX, 758; Ивинский 2017: XXX, 651 и т.д.], либо произведению даётся краткая оценка, при этом не подкреплённая анализом текста. Тем не менее, в литературоведении утвердились три характеристики романа В. А. Соллогуба:

• «незавершённый» («Он [В. А. Соллогуб - Т. С.] пишет ещё свои "Воспоминания" и большой роман "Через край", но ни то, ни другое ему уже не удаётся закончить» [Белкина 1937: 45]);

• «неудачный» («Он будет работать над мемуарами... испытает странную любовь и даже сочинит крайне неудачный роман (тоже на мемуарной основе), который появится в печати только после смерти автора» [Немзер 1998: 15]);

• «автобиографический» («Кроме воспоминаний, он написал в это время роман "Через край", посвящённый истории своей вторичной женитьбы и изданный посмертно» [Кийко 1962: 14]).

Как известно, завершённость/незавершённость произведения устанавливается при наличии соответствующих документальных свидетельств, а также в процессе анализа текста, в результате которого доказывается его художественная целостность (либо её отсутствие).

Художественная неудача - это «результат творческой деятельности, который негативно оценивается реципиентом (самим автором, (не)профессиональным читателем) исходя из несовпадения кода и де-кода (или сеток значений), адресата и реципиента и в то же время обладает разной степенью креативного потенциала» [Феномен творческой неудачи 2015: 443]. То есть, так или иначе, факт художественной неудачи устанавливается либо самим автором (речь идет о самооценке, что, вероятно, должно быть документально засвидетельствовано), либо в процессе творческого осмысления (анализа) произведения, которое предпринимает реципиент (нас интересует научная оценка, поэтому говорим о профессиональном читателе). Но ни той, ни другой негативной оценкой мы не располагаем.

Известно лишь одно современное исследование, посвящённое целостному анализу романа - «В. А. Соллогуб "Через край": забытая страница русской романистики» [Ермоленко, Валек 2013 б]. Наблюдения авторов названного исследования - С. И. Ермоленко, Н. А. Валек - мы будем учитывать по мере необходимости в дальнейших рассуждениях о романе.

Прежде, чем перейти к разговору о третьей закрепившейся характеристике романа В. А. Соллогуба - «автобиографический» - необходимо разобраться в том, что следует понимать под «автобиографично-

стью». Остановимся на данном понятии подробнее, так как автобиографичность романа как раз и является предметом нашего изучения. Традиционно данное понятие в литературе рассматривается двупланово. Так, Г. И. Романова выделяет два вида автобиографических текстов:

• «документ, в котором пишущий отмечает наиболее значительные вехи своей жизни»;

• «произведение, основное содержание которого составляет изображение процесса духовно-нравственного развития личности автора, основанного на осмыслении прошлого с точки зрения опытного, зрелого человека, умудрённого жизнью» [Романова 2003: 195-196].

По мнению Н. А. Николиной, развитие жанра автобиографии ведёт к его внутрижанровому усложнению, то есть возникновению разных жанровых модификаций. Исследователь называет четыре разновидности автобиографических текстов:

• «собственно автобиографии - документальные тексты, представляющие собой краткие и формализованные жизнеописания и относящиеся к официально-деловому стилю;

• автобиографические тексты, включающие одновременно развернутые воспоминания о прошлом, связанных с ним реалиях, лицах и т.п., написанные без установки на эстетическое воздействие (автобиографии и воспоминания исторических деятелей, писателей);

• автобиографии и воспоминания, тяготеющие к беллетризован-ной форме (содержащие, например, образные характеристики описываемых реалий);

• художественные произведения, использующие жанровую форму автобиографии и опирающиеся на реальные факты жизни автора» [Николина 2002: 12].

Наибольший интерес для нас представляет последняя из указанных разновидностей, то есть художественные тексты, в которых используются те или иные реальные факты жизни автора.

Художественная автобиографичность часто становилась объектом научного исследования. П. К. Чекалов, предпринимая попытку обзора и систематизации существующей научной литературы, посвященной данной проблеме, выявляет двенадцать основных признаков автобиографического художественного текста:

• «повествование о частной жизни создателя книги;

• прозаическая форма воплощения;

• ретроспективность изображения;

• преимущественно хронологическая пос ледовательность изложения;

• повествование от первого лица;

• жизнь повествователя выступает протосюжетом, а его личность - прототипом главного героя;

• близость, но не тождественность автора и героя;

• герой, как правило, положительный, в некоторых случаях даже идеализированный;

• сочетание саморефлексии и самоанализа с оценочными характеристиками других персонажей;

• наличие принципа "двойного зрения", двух точек зрения: бывшего "я" и нынешнего "я";

• возможность вымысла, создания автомифологии;

• открытость финала, незамкнутость жизнеописания» [Чекалов 2012: 121].

Принимая во внимание сформулированные выше выводы и наблюдения исследователей, попробуем ответить на вопросы: является ли автобиографическим роман В. А. Соллогуба «Через край»? Если да, то какова специфика этого автобиографизма?

На наш взгляд, исследователи, лишь только упоминая роман «Через край», восприняли автобиографическое начало в нем как буквальное отражение реального факта биографии писателя - его женитьбы на Варваре Константиновне Аркудинской, утверждая, что именно этому и посвящён роман.

О личной жизни писателя известно немного. Из имеющихся биографических работ о В. А. Соллогубе мы можем узнать лишь то, что его первый брак был заключен с Софьей Михайловной Виельгорской, фрейлиной, младшей дочерью графа М. Ю. Виельгорского, с которой они прожили вместе без малого сорок лет. Посажённым отцом жениха на свадьбе был сам Николай I, а празднество с размахом охватило весь столичный свет. В браке было рождено восемь детей. Однако, по воспоминаниям современников, друзей и знакомых семьи Соллогубов, их союз не был счастливым, в отношениях недоставало тепла и любви. В последние годы брака супруги и вовсе жили отдельно. Н. И. Якушин пишет об этом: «В семейной жизни Соллогуба произошли серьёзные изменения. К тому времени его первая семья давно распалась. Дети выросли, с женой он давно не ладил» [Якушин 1988: 20]. Естественным завершением отношений стала смерть С. М. Соллогуб после затяжной тяжёлой болезни в 1878 году.

В том же году писатель решился на вторую женитьбу. Однако современники утверждают, что отношения В. А. Соллогуба и В. К. Ар-кудинской начались ещё при жизни первой жены и на момент свадьбы длились уже несколько лет. Светское общество не одобрило выбор В. А. Соллогуба. Во-первых, вторая жена писателя была моложе его

на двадцать пять лет. Во-вторых, брак был неравным в силу неаристократического происхождения В. К. Аркудинской. В-третьих, низкое социальное положение женщины закрепило за ней репутацию авантюристки. Всё это становилось поводом для насмешек, сплетен, неодобрения и даже осуждения в светском обществе, что В. А. Соллогуб, вероятно, тяжело переживал.

Исследователи, полагающие, что в романе «Через край» писатель отразил историю своей последней любви, не прибегают к анализу любовных линий в произведении, не указывают, прототипом какой из героинь романа стала вторая жена В. А. Соллогуба В. К. Аркудинская. Мы можем лишь догадываться, что, делая подобные выводы, исследователи имеют в виду отношения Петра Ардарова и «барышни» Натальи Львовны Баратыновой. Но какие-либо совпадения здесь более чем условны и приблизительны.

Однако в романе «Через край» действительно художественно отразились некоторые реалии биографического характера. Так, молодость главного героя Петра Ардарова связана с Кавказом. Там ему предстояло пройти «боевое крещение». Там, на Кавказе, герой встретил свою первую любовь - Дарью Андреевну Колпину, Дарико. Чуть позже Ардаров становится участником Крымской войны (на Кавказском театре военных действий). В ожесточенном бою с турками под Башкадыкларом он получил контузию. Благодаря включению в роман реальных исторических фактов (например, Башкадыкларское сражение происходило 19 ноября 1853 года), мы узнаем, что Пётр Ардаров находился на Кавказе в 1850-е годы.

Службу на Кавказе проходил и молодой граф В. А. Соллогуб. Близки сроки службы создателя романа и его героя. Об авторе романа известно следующее: «В 1849 году Соллогуб вышел в отставку, но спустя два года снова вернулся на службу и отправился на Кавказ» [Якушин 1988: 18]. Е. И. Кийко называет более конкретные сроки: «С 1850 по 1856 год он [В. А. Соллогуб. - Т. С.] служил на Кавказе». За этот период писатель «напечатал целый ряд корреспонденций и поэтических произведений в газете "Кавказ"» [Кийко 1962: 13].

Второй факт, подтверждающий наличие автобиографического плана в романе «Через край», - увлечение Петра Ардарова пенитенциарной наукой («тюрьмоведением»). Тяжело переживая утрату самых близких людей (отца, тётки, сына), герой вспоминает о своём долге -о служении народу и, в первую очередь, решает исследовать вопрос об уголовном наказании и административной ссылке: «Изучением, разработкою и разрешением этого вопроса вознамерился заняться Ар-даров и посвятить ему свои силы. Он не притворялся, а действительно

хотел служить, в полном смысле слова» (IX, 80). Так, Пётр Ардаров «принялся наводить справки по инстанциям полицейским, осматривал места заключения, объезжал уезды и готовился в дальнее путешествие, в Сибирь, вплоть до самого Сахалина. <...> Везде посетил он остроги -эти притоны народных пороков и случайных злополучий» (IX, 81). Постепенно деятельность Ардарова приобретала всё более практический характер: «Он соображал улучшения уголовного законодательства. придумывал, на основании опытов, уничтожение бродяжничества, организацию тюремных работ и упразднение пересылочной системы» (X, 176).

Той же деятельностью в середине 1860-х - 1870-е годы был занят и сам автор романа. В. А. Соллогуб решает заняться реформированием уголовно-исполнительной системы в России. Достаточно подробно данный этап жизни писателя рассмотрен в трудах В. Б. Лебедева и Е. В. Степановой. По утверждению исследователей, в 1865 году на базе Московской исправительной тюрьмы В. А. Соллогуб начинает разработку проекта преобразования пенитенциарной науки, в ходе чего «были собраны и опубликованы самые подробные статистические сведения о российских заключенных за всю историю пенитенциарной системы» [Лебедев, Степанова 2013: 73].

Результатом деятельности В. А. Соллогуба явилась, прежде всего, разработанная им система исправления осуждённых, которую он успешно вводил во вверенном ему Московском смирительно-рабочем доме. Самую значительную роль в исправительной работе В. А. Соллогуб отводил организации труда заключённых, который, по его мнению, следовало подразделять на три вида: «карательный (тяжёлая физическая работа), дисциплинарный (механическая работа в помещении) и поощрительный (ремесленные работы, предполагающие освоение новой профессии). Эти работы для доступности понимания малограмотных арестантов Соллогуб предложил именовать "чёрными", "серыми" и "белыми"». Более того, В. А. Соллогуб сделал труд заключённых оплачиваемым: «проведя несколько лет в пенитенциарном учреждении, осуждённый получал нужную обществу профессию и первоначальный капитал на обзаведение собственными инструментами, что, по глубокому убеждению реформатора, служило лучшей гарантией от рецидива» [Лебедев, Степанова 2012: 84].

Разработанная В. А. Соллогубом исправительная система основывалась, главным образом, на принципе гуманизма: человек, отбывающий наказание за совершённое преступление, прежде всего, человек. Поэтому В. А. Соллогуб создаёт рабочие артели, во многом на собственные средства разбивает при тюрьме огород, открывает школу и библиотеку, разрабатывает учебные курсы для арестантов,

привлекает педагогов, использующих передовые методики обучения. Все приведённые факты свидетельствуют о том, что В. А. Соллогуб стремился сделать основной функцией пенитенциарных учреждений не наказание, а перевоспитание человека. Свои идеи и результаты собственной деятельности в этом направлении писатель опубликовал в статьях «Об организации в России тюремного труда» (1866), «Титов-ские казармы. Описание тюрьмы» (1867), «Тюрьмы и театры» (1867), «О нашем исполнительном правосудии» (1874).

Совершенствование пенитенциарной системы на определённый период становится делом всей жизни В. А. Соллогуба. Позже сам писатель в мемуарах скажет об этом: «.в последние годы посвятил себя тюремно-ведению, в котором и нахожу своё настоящее призвание» [Соллогуб 1931: 651]. Деятельность В. А. Соллогуба на этом поприще не только принесла ему славу известного пенитенциариста в России и за рубежом, но и привлекла внимание общественности к данной проблеме.

Однако, несмотря на отражение в романе «Через край» некоторых фактов биографии его автора, автобиографизм произведения нам видится в другом. В. А. Соллогуб создаёт образ во многом близкого ему героя. Писатель наделяет его не только биографическими реалиями, личным эмпирическим опытом, но, и это главное, собственным выстраданным духовным опытом, который он приобрёл к концу жизни - к моменту создания романа. Поэтому, вероятно, В. А. Соллогуб и не спешил с его публикацией, словно боясь придать огласке своё сокровенное.

Ещё одно обстоятельство видится нам важным в плане близости, но не тождественности автора и героя - фамилия последнего: Ардаров. По материнской линии В. А. Соллогуб был родом из семейства Архаровых. Именно эту фамилию в девичестве носила мать писателя, Софья Ивановна. Полагаем, В. А. Соллогуб неслучайно использует в романе близкую по звучанию (Ардаров - Архаров) фамилию, которая подчёркивает своеобразную связь героя и автора. Однако найти какие -либо комментарии писателя по этому поводу или иное подтверждение данного предположения нам не удалось.

Герой романа «Через край» и его автор относятся к одному и тому же типу личности. По мнению С. И. Ермоленко и Н. А. Валек, В. А. Соллогуб в лице Петра Ардарова «исследует тип "лишнего человека" - "человека не от века сего", осложнённый психологическим комплексом "кающегося дворянина" 70-х годов» [Ермоленко, Валек 2013 б: 244]. Впервые данное определение было применено Г. К. Щен-никовым по отношению к образу главного героя в романе Ф. М. Достоевского «Бесы»: «Типичные качества "лишнего человека" предстают в нём [Ставрогине - Т. С.] в новой модификации, совмещённые с пси-

хологическим комплексом семидесятника». Уточняя выдвинутое положение, литературовед предельно ясно заявляет: «В Николае Ставро-гине Достоевский соединил черты "лишнего человека" 40-х годов и "кающегося дворянина" 70-х» [Щенников 1987: 268-269. Курсив наш. - Т. С.]. Однако, на наш взгляд, данная формулировка в полной мере не может быть применена при характеристике образа Ставрогина в силу того, что одновременно с желанием покаяться герой ощущает принципиальную невозможность покаяния.

Пётр Ардаров в романе «Через край» неоднократно задумывается о собственной «лишности»: «Что я такое? Для чего я живу? - спрашивал себя Ардаров. - Для своих - чужой, для соотечественников - бесполезный! <.> И он с отчаянием хватался за голову, словно в лихорадочном бреду» (X, 177); «Он с болью в сердце спрашивал себя: А я-то что?» (V, 545). О том же герою прямо заявляет некий незнакомец, «печальник чужой жизни», повстречавшийся ему на губернаторском балу: «Вы человек не от века сего. Человек вы с характером, но без воли, с идеалами, но без цели. Вы всегда чего-то ищете в тумане и ничего не находите. Да хоть бы и сейчас: что вы здесь? Разве не чуждо вам всё это общество?» (XV, 366).

Однако образ Ардарова более всего интересен тем, что наряду с типичными признаками «лишнего человека» в нём наличествуют черты, указывающие на тип «кающегося дворянина» - «человека, возлагающего на себя нравственную ответственность за происходящее вокруг, как в жизни близких ему людей, так и в стране в целом, и в то же самое время осознающего личную неспособность что-либо изменить в общем российском неустройстве» [Ермоленко, Валек 2012: 204]. Это образ героя «из среды русского образованного дворянства, страдающего от сознания того, что предки его были крепостниками, и желающего "послужить народу"» и «Земле Русской» [Ермоленко, Валек 2013 б: 228].

Раз и навсегда запомнив предсмертный завет отца («Будь честным русским барином. Понадобится отечеству жизнь твоя, - не щади. Понадобится твоё состояние, - отдай. <...> Подружись с народом. чтоб учиться у него» (I, 424-425)), герой даже в тяжёлых жизненных ситуациях не замыкается в личных бедах и старается соблюдать данную клятву: «Ардаров горько задумался над собственным положением, и тут вспомнилось ему, что у него, кроме личной своей семьи, есть ещё другая семья, семья громадная. Семья эта - родная земля.» (VIII, 80).

Герой В. А. Соллогуба старается следовать сформировавшимся в его сознании принципам «служения народу». Оказывая посильную помощь бедствующей крестьянской семье, спасая её от холодной смерти, герой понимает: «Вот она служба, - служба настоящая, служба

на деле!» (IX, 83). Ардаров осознаёт несправедливость устройства общества и пытается заняться решением конкретных социальных проблем для того, чтобы послужить своей родине.

На вопрос: почему «кающийся дворянин» в данной исторической ситуации становится «лишним человеком» - можно ответить следующим образом: «Тип "безвольного", рефлектирующего интеллигента, не сумевшего порвать со своей средой и не знающего, "куда идти", в пору, когда на первый план выходил вопрос о герое, занимающем активную жизненную позицию, носителе передового общественного сознания, выглядел, очевидно, по меньшей мере, несвоевременным» [Там же: 233], а точнее - уже запоздавшим.

Пётр Ардаров - «лишний человек», при всём его стремлении найти своё место в жизни. Весь путь героя, «лишнего» для своего времени, -путь поиска себя и своего предназначения. Жизнь Петра Ардарова, равно как и жизнь его создателя, - это поиск и познание: себя, мира и себя в мире. Для Петра Ардарова, как и для В. А. Соллогуба, характерны «мучительные духовные искания... попытки понять истинные причины общего неустройства жизни, а главное - хоть в малой степени изменить ситуацию к лучшему» [Там же: 234]. Как видим, героя и автора роднят кризисный характер самоощущения, стремление преодоления его.

Выражением не только и не столько физического, сколько духовного пути героя в романе «Через край» становится сквозной образ дороги. Основой хронотопа дороги, утверждает М. М. Бахтин, является «реализация метафоры "жизненный путь"». Дорога - «точка завязывания и место совершения событий» [Бахтин 2000: 177] - отражение жизненного пути Петра Ардарова. «Большая дорога» героя В. А. Соллогуба - это история его духовных исканий. Таким образом, «внешний», событийный сюжет романа осложняется «внутренним», психологическим сюжетом: мучительными поисками героем ответов на вопросы «Что я такое? Для чего я живу?» (X, 177).

«Для чего жить? Для кого жить?.. Я никому не нужен.» (XVII, 547), - рассуждает Пётр Ардаров. Собственная «ненужность» была настоящей жизненной трагедией и самого автора романа «Через край», аристократа В. А. Соллогуба. Писатель уже в 60-е годы остро ощущал изменение отношения общества к своей личности и творчеству. В письме В. А. Соллогуба А. А. Краевскому (11 сентября 1865 г.) читаем: «Давно доходят до меня слухи, что вы относитесь обо мне враждебно и весьма ко мне не благоволите. А почему бы это, ума не приложу. - Кажется, давно знакомы. -Когда мог, содействовал, дурного не делал. - Впрочем, в нашей журналистике давно вошло в моду отзываться обо мне как о каком-то безграмотном бариче, идиоте, доносчике и т.п. <...> Я всегда помогал, где только

мог, другим, и отнимать у меня этого права, всей моей жизнью заслуженного, не следовало бы по самой простой справедливости. Что выразила эта манифестация, не понимаю. - Вижу, то есть, охоту плюнуть в лицо человеку, простирающему вам руку для доброго дела, - но все-таки не понимаю» [Соллогуб].

Пётр Ардаров - представитель петербургского светского общества. Несмотря на то, что герой чувствует свою «чужесть свету», он, тем не менее, не может вырваться из него: «ставший ему ненавистным "светик" будет цепко удерживать его в своих сетях, разорвать же их у него не хватит сил» [Ермоленко, Валек 2012: 206]. Слишком прочна связь героя с тем обществом, к которому он принадлежит по происхождению и воспитанию. Пётр Ардаров не готов отречься от своего класса, от всех благ барской жизни, «светского существования, "поэзия" которого всё-таки имела над героем (до самого конца его жизни) власть» [Там же: 205]. Именно поэтому его ещё нельзя назвать «кающимся дворянином» в полном смысле.

Сам же В. А. Соллогуб, будучи представителем знатного литовского графского рода, также до конца жизни останется неразрывно связан с аристократическим светским обществом. Интересно, что во всех источниках, где встречается фамилия писателя, ей неизменно сопутствует приставка «граф». Примечателен и тот факт, что в статьях о личности и творчестве В. А. Соллогуба характеристика «граф» всегда указывается на первом месте. И лишь после этого следует конкретизация: «русский писатель», «литератор», «действительный статский советник» [См. напр.: Русский биографический словарь 1909: 96-98; Краткая литературная энциклопедия 1972: VII, 51-52; Лермонтовская энциклопедия 1981: 519; Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 1990: XXX, 58; Большая российская энциклопедия 2017: XXX, 651] и т. д., словно бы социальный статус писателя мыслился как существенно более значимый, чем род его деятельности. Даже в одном из последних изданий мемуаров В. А. Соллогуба в строке с указанием автора фамилия писателя даётся с неизменной приставкой «граф» [См.: Соллогуб 1998].

В тот же самый период, когда В. А. Соллогуб пишет роман «Через край» (по замечаниям издателей, рубеж 1870-1880-х гг.), его современник Л. Н. Толстой вынесет на всеобщее обозрение и всеобщий суд собственный духовный кризис и последовавший за ним разрыв со своей средой. В «Исповеди», впервые опубликованной в 1884 году, писатель отмечает: «Со мной случился переворот, который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга - богатых, учёных - не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл» [Толстой 1957: 40]; «Я отрёкся от жизни нашего круга, признав,

что это не есть жизнь, а только подобие жизни, что условия избытка, в которых мы живём, лишают нас возможности понимать жизнь». Порвав со взглядами, привычками дворянской среды, с которой он был связан от рождения, Л. Н. Толстой провозгласил своим идеалом «жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придает ей» [Там же: 47].

Назревание и постепенное нарастание духовного кризиса Л. Н. Толстого сопряжено со временем его работы над романом «Анна Каренина». В нём уже отражены мучительные духовно--нравственные поиски, пусть и ещё не достигшие той силы и напряжённости, которые, в конечном счёте, приведут писателя к разрыву со своим классом. К этому Л. Н. Толстой придет позже, уже завершив работу над «Анной Карениной». Потому и герой романа, Константин Левин, ещё не делает последнего решительного шага, лишь, как и его создатель, максимально приближаясь к нему.

В. А. Соллогуб, в отличие от Л. Н. Толстого, не думает о каких-либо кардинальных изменениях в жизни, не готов расстаться с тем, что принадлежит ему, как он считает, по праву происхождения. Таков и герой писателя - Пётр Ардаров, который близок и дорог автору, а потому лишён осуждения. В. А. Соллогуб сочувствует своему герою, он любит и жалеет его. В этой связи напомним тонкое, с нашей точки зрения, наблюдение А. С. Немзера, сделанное в ходе размышлений над персонажами светских повестей писателя: «Жалея светских львов, незадачливых соблазнителей, самолюбивых мечтателей и невольных разрушителей чужого счастья, Соллогуб подсознательно жалел себя» [Немзер 1998: 11. Курсив наш. - Т. С.]. Рассматривая подобного рода произведения, В. М. Маркович приходит к выводу о том, что «автор здесь всегда предельно близок к герою, и они как бы могут поменяться местами» [Маркович 1996: 159]. В свою очередь, М. М. Бахтин, размышляя над проблемой соотношения автора и героя, заметил, что «автор-творец поможет нам разобраться и в авторе-человеке» [Бахтин 1979: 10].

Таким образом, автобиографичность в романе В. А. Соллогуба «Через край» достигается не только и не столько за счёт введения биографических реалий жизни автора, а путём наделения героя автопсихологическими чертами, личным духовным опытом. В данном случае следует говорить не о совпадении жизненных коллизий героя и автора, а именно об их духовной близости. Сведение автобиографичности в романе лишь к соответствию событийного плана произведения жизни самого автора художественно обесценивает роман, снижает его эстетическую значимость.

ЛИТЕРАТУРА

Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб. : Азбука, 2000. С. 9-193.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979. 423 с.

Белкина М. А. Водевиль Соллогуба // Соллогуб В. А. Водевили. М. : Гослитиздат, 1937. С. 3-46.

Белкина М. А. Соллогуб Владимир Александрович // Краткая литературная энциклопедия : в 9 т. / гл. ред. А. А. Сурков. М. : Сов. энциклопедия, 1962-1978. Т. 7. 1972. С. 51-52.

Бороздин А. К. Соллогуб Владимир Александрович // Русский биографический словарь. СПб. : Общественная Польза, 1909. С. 96-98.

Венгеров С. А. Соллогуб Владимир Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 43 т. СПб. : Брокгауз-Ефрон, 1990. Т. 30. С. 758.

Ермоленко С. И., Валек Н. А. Диалог в ситуации «всеобщего обособления», или «Лишний человек» на rendez-vous (роман В. А. Соллогуба «Через край») // Политическая лингвистика / гл. ред.

A. П. Чудинов. Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»,

2012. Вып. 2 (40). С. 203-209.

Ермоленко С. И., Валек Н. А. Поэтика времени в романе

B. А. Соллогуба «Через край» // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. №1. Ч. 2. С. 81-87. (а)

Ермоленко С. И., Валек Н. А. В. А. Соллогуб «Через край» : забытая страница русской романистики. Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2013. 253 с. (б)

Заборова Р. Б. Соллогуб Владимир Александрович // Лермонтовская энциклопедия. М. : Сов. энциклопедия, 1981. С. 519.

Ивинский А. Д. Соллогуб Владимир Александрович // Большая российская энциклопедия : в 30 т. М. : Большая российская энциклопедия, 2004-2017. Т. 30. С. 651.

Кийко Е. И. В. А. Соллогуб // Соллогуб В. А. Повести и рассказы. М. ; Л. : ГИХЛ, 1962. С. 3-14.

Лебедев В. Б., Степанова Е. В. В. А. Соллогуб и его роль в реформировании уголовно-исполнительной системы (1870-1874 гг.) // Пенитенциарная наука. Вологда : ФКОУ ВО «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний»,

2013. С. 72-77.

Лебедев В. Б., Степанова Е. В. В. А. Соллогуб и его эксперименты в области организации труда арестантов // Пенитенциарная наука. Вологда : ФКОУ ВО «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний», 2012. С. 82-87.

Маркович В. М. Автор и герой в романах Лермонтова и Пастернака // Автор и текст : сб. ст. СПб. : Изд-во СПбГУ, 1996. Вып. 2. С. 150-178.

Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М. : Республика, 1995. 606 с.

Немзер А. С. Быть так! Спасибо и за то. Владимир Соллогуб и его мемуары // Соллогуб В. А. Воспоминания. М. : Слово, 1998. С. 5-16.

Николина Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы : учеб. пособие. М. : Флинта, 2002. 424 с.

Романова Г. И. Автобиографические жанры // Литературная учёба. М. : Издательский дом «Литературная учёба». 2003. № 6. С. 195-199.

Соллогуб В. А. А. А. Краевскому. URL: http://az.lib.ru/s/sollogub_w_a /text_0250.shtml (дата обращения: 15.09.2019).

Соллогуб В. А. Воспоминания. М. ; Л. : Academia, 1931. 652 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соллогуб В. А. Воспоминания. М. : Слово, 1998. 384 с.

Соллогуб В. А. Через край. Посмертный роман графа

B. А. Соллогуба // Новь. Общедоступный иллюстрированный двухнедельный вестник современной жизни, литературы, науки, искусства и прикладных знаний, 1885. Т. 2. № 7-8. Т. 3. № 9-12.

Толстой Л. Н. Исповедь (вступление к ненапечатанному сочинению) // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. : в 90 т. М. : ГИХЛ, 19281958. Т. 23. 1957. С. 1-59.

Феномен творческой неудачи / под ред. А. В. Подчиненова и Т. А. Снигиревой. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. 486 с.

Чекалов П. К. Осмысление жанра художественной автобиографии в научной литературе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. Майкоп : ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет». 2012. № 1.

C. 119-122.

Чистова И. С. Беллетристика и мемуары Владимира Соллогуба // Соллогуб В. А. Повести. Воспоминания. Л. : Худож. лит., 1988. С. 3-20.

Щенников Г. К. Достоевский и русский реализм. Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1987. 352 с.

Якушин Н. И. Писатель с замечательным дарованием // Соллогуб В. А. Повести и рассказы. М. : Сов. Россия, 1988. С. 3-20.

REFERENCES

Bakhtin M. M. Formy vremeni i khronotopa v romane. Ocherki po istoricheskoy poetike // Bakhtin M. M. Epos i roman. SPb. : Azbuka, 2000. S. 9-193.

Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva. M. : Iskusstvo, 1979. 423 s.

Belkina M. A. Vodevil' Solloguba // Sollogub V. A. Vodevili. M. : Goslitizdat, 1937. S. 3-46.

Belkina M. A. Sollogub Vladimir Aleksandrovich // Kratkaya literaturnaya entsiklopediya : v 9 t. / gl. red. A. A. Surkov. M. : Sov. entsiklopediya, 1962-1978. T. 7. 1972. S. 51-52.

Borozdin A. K. Sollogub Vladimir Aleksandrovich // Russkiy biograficheskiy slovar'. SPb. : Obshchestvennaya Pol'za, 1909. S. 96-98.

Vengerov S. A. Sollogub Vladimir Aleksandrovich // Entsiklopedicheskiy slovar' Brokgauza i Efrona : v 43 t. SPb. : Brokgauz-Efron, 1990. T. 30. S. 758.

Ermolenko S. I., Valek N. A. Dialog v situatsii «vseobshchego obosobleniya», ili «Lishniy chelovek» na rendez-vous (roman V. A. Solloguba «Cherez kray») // Politicheskaya lingvistika / gl. red. A. P. Chudinov. Ekaterinburg : FGBOU VPO «Ural. gos. ped. un-t», 2012. Vyp. 2 (40). S. 203209.

Ermolenko S. I., Valek N. A. Poetika vremeni v romane V. A. Solloguba «Cherez kray» // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. 2013. №1. Ch. 2. S. 81-87. (a)

Ermolenko S. I., Valek N. A. V. A. Sollogub «Cherez kray» : zabytaya stranitsa russkoy romanistiki. Ekaterinburg : FGBOU VPO «Ural. gos. ped. un-t», 2013. 253 s. (b)

Zaborova R. B. Sollogub Vladimir Aleksandrovich // Lermontovskaya entsiklopediya. M. : Sov. entsiklopediya, 1981. S. 519.

Ivinskiy A. D. Sollogub Vladimir Aleksandrovich // Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya : v 30 t. M. : Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya, 2004-2017. T. 30. S. 651.

Kiyko E. I. V. A. Sollogub // Sollogub V. A. Povesti i rasskazy. M. ; L. : GIKhL, 1962. S. 3-14.

Lebedev V. B., Stepanova E. V. V. A. Sollogub i ego rol' v reformirovanii ugolovno-ispolnitel'noy sistemy (1870-1874 gg.) // Penitentsiarnaya nauka. Vologda : FKOU VO «Vologodskiy institut prava i ekonomiki Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy», 2013. S. 72-77.

Lebedev V. B., Stepanova E. V. V. A. Sollogub i ego eksperimenty v oblasti organizatsii truda arestantov // Penitentsiarnaya nauka. Vologda : FKOU VO «Vologodskiy institut prava i ekonomiki Federal'noy sluzhby

ispolneniya nakazaniy», 2012. S. 82-87.

Markovich V. M. Avtor i geroy v romanakh Lermontova i Pasternaka // Avtor i tekst : sb. st. SPb. : Izd-vo SPbGU, 1996. Vyp. 2. S. 150-178.

Mochul'skiy K. V. Gogol'. Solov'ev. Dostoevskiy. M. : Respublika, 1995. 606 s.

Nemzer A. S. Byt' tak! Spasibo i za to. Vladimir Sollogub i ego memuary // Sollogub V. A. Vospominaniya. M. : Slovo, 1998. S. 5-16.

Nikolina N. A. Poetika russkoy avtobiograficheskoy prozy : ucheb. posobie. M. : Flinta, 2002. 424 s.

Romanova G. I. Avtobiograficheskie zhanry // Literaturnaya ucheba. M. : Izdatel'skiy dom «Literaturnaya ucheba». 2003. № 6. S. 195-199.

Sollogub V. A. A. A. Kraevskomu. URL: http://az.lib.ru/s/sollogub_w_a /text_0250.shtml (data obrashcheniya: 15.09.2019).

Sollogub V. A. Vospominaniya. M. ; L. : Academia, 1931. 652 s. Sollogub V. A. Vospominaniya. M. : Slovo, 1998. 384 s. Sollogub V. A. Cherez kray. Posmertnyy roman grafa V. A. Solloguba // Nov'. Obshchedostupnyy illyustrirovannyy dvukhnedel'nyy vestnik sovremennoy zhizni, literatury, nauki, iskusstva i prikladnykh znaniy, 1885. T. 2. № 7-8. T. 3. № 9-12.

Tolstoy L. N. Ispoved' (vstuplenie k nenapechatannomu sochineniyu) // Tolstoy L. N. Poln. sobr. soch. : v 90 t. M. : GIKhL, 1928-1958. T. 23. 1957. S. 1-59.

Fenomen tvorcheskoy neudachi / pod red. A. V. Podchinenova i T. A. Snigirevoy. Ekaterinburg : Izd-vo Ural. un-ta, 2015. 486 s.

Chekalov P. K. Osmyslenie zhanra khudozhestvennoy avtobiografii v nauchnoy literature // Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Filologiya i iskusstvovedenie. Maykop : FGBOU VPO «Adygeyskiy gosudarstvennyy universiteta». 2012. № 1. S. 119-122.

Chistova I. S. Belletristika i memuary Vladimira Solloguba // Sollogub V. A. Povesti. Vospominaniya. L. : Khudozh. lit., 1988. S. 3-20.

Shchennikov G. K. Dostoevskiy i russkiy realizm. Sverdlovsk : Izd-vo Ural. un-ta, 1987. 352 s.

Yakushin N. I. Pisatel' s zamechatel'nym darovaniem // Sollogub V. A. Povesti i rasskazy. M. : Sov. Rossiya, 1988. S. 3-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.