Научная статья на тему 'Роман Сергеевич Четыркин'

Роман Сергеевич Четыркин Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роман Сергеевич Четыркин»

Г. И. Вольфсон

Роман Сергеевич Четыркин

Из Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института

Роман Сергеевич Четыркин родился 10 октября 1797 г. в Рославле Смоленской губернии в семье священника. Учился он в Рославльском уездном училище, окончив которое, поступил в Смоленскую гимназию.

После разгрома наполеоновской армии и освобождения Смоленска Р. С. Четыркин закончил гимназию и успешно выдержал вступительные экзамены в Московский университет. Но так как здание университета сгорело в 1812 г. и занятия откладывались, он переехал в Петербург, где поступил в Медико-хирургическую академию, которуй окончил в 1817 г. и был послан врачом в Финляндский драгунский полк. В полку он столкнулся с гнусной аракчеевской системой содержания и обучения солдат. На основании глубокого и внимательного изучения быта солдат Р. С. Четыркин написал свою первую работу «Правила о сбережении здоровья солдат», которую разослал в виде рукописи для руководства офицерам полка.

Энергичный, умный и знающий врач Р. С. Четыркин вскоре получил назначение на должность лекаря Главной квартиры действующей армии (январь 1832 г.), а 1/У 1833 г. был утвержден Главным медиком действующей армии.

В этом же году вышла в свет одна из ранних работ Романа Сергеевича «Донесение штаб-лекаря Четыркина о появившейся 1831 года Воронежской губернии Валуйского уезда в слободе Мандрово повальной болезни — Антонов огонь селезенки»1.

Работа Р. С. Четыркина об Антоновом огне (т. е. гангрене) селезенки представляет собой полное описание эпидемической вспышки кишечной формы сибирской язвы, имевшей в России широкое распространение. До сих пор ошибочно считалось, что первое описание клиники кишечной формы сибирской язвы и первая мысль о связи заболевания с потреблением мяса животных, погибших от сибирской язвы, принадлежат Карчанико (1835).

Получив назначение на должность Главного медика действующей армии, Р. С. Четыркин продолжал борьбу за улучшение здоровья солдат. Рукопись «Правила о сбережении здоровья солдат» легла в основу проекта Военно-медицинского устава, написанного Р. С. Четыркиным в 1834 г., который он напечатал в виде отдельной книги под названием «Опыт военно-медицинской полиции» 2. По приказу царя проек был рассмотрен в Медицинском совете Министерства внутренних дел. Устав утвержден не был, так как Николай I решил, что отпуск солдатам необходимого количества доброкачественной пищи является излишним мероприятием, требующим слишком больших расходов.

Дальнейшим развитием этих трудов Р. С. Четыркина явились работы «Приложения к наставлениям по части практической военно-медицинской полиции» (1850). Все они представляют собой единый труд по военной гигиене и эпидемиологии.

В работе «Опыт военно-медицинской полиции» Р. С. Четыркин использовал не только новейшие сведения, опубликованные в медицинской литературе, но и свой личный боевой опыт, накопленный во время 16-летней службы в армии.

' Военно-медицинский журнал, 1833, ч. 21, № 3, стр. 343—364.

2 Р. С. Четыркин, Опыт военно-медицинской полиции, или правила к сохранению здоровья русских солдат в сухопутной службе, СПБ, 1834.

Под военно-медицинской полицией автор подразумевал совокупность военной гигиены и эпидемиологии. В своем труде он не выделил гигиену и учение о борьбе с заразными заболеваниями в два особые раздела умышленно, так как считал, что это затруднит пользование руководством для лиц, не имеющих медицинского образования. По его мнению, очень важно было дать возможность ознакомиться с излагаемыми им сведениями также командному офицерскому составу армии, от которого, разумеется, в очень большой степени зависело здоровье солдат. Он требовал, чтобы врач следил за развитием науки, чтобы медицинские начальники наблюдали за лечением, согласным с развитием науки, чтобы весь офицерский состав армии знал элементарные основы медицины, необходимые для правильного содержания солдат.

Касаясь вопроса поступления на солдатскую службу, Р. С. Четыр-кин отмечал подавленное психическое состояние, в котором рекрут покидает круг своих родных и знакомых. К этому подавленному психическому состоянию обычно сразу же присоединяются такие неблагоприятные моменты, как изменение климата, питания, труда, привычек и т. п. Все это, по мнению Р. С. Четыркина, делает неудивительным, что рекруты легко подвергаются разным изнуряющим болезням и, следовательно, необходимо обратить на них большое внимание непосредственно после прибытия в часть. Это должно выразиться в немедленном медицинском осмотре для выделения слабых и больных, в правильном распределении среди прибывших солдат обязанностей, в хорошем обращении, в терпеливом постепенном обучении сообразно способностям. Далее, говоря об обстоятельствах, влияющих на здоровье солдат в мирное время, он детально разработал следующие вопросы: состояние жилищ, одежды, питания, распределение ежедневных занятий, условия труда, обращение с солдатами и пр.

Большое внимание Р. С. Четыркин уделял влиянию на организм разных климатических условий, резких колебаний температуры, осадков, ветров и т. д. В работе имеется описание климатических особенностей различных местностей России и указывается связь их с характерными для той или иной местности заболеваниями. При этом высказывается предположение, что неблагоприятные климатические условия в сочетании с переутомлением, плохим состоянием жилищ, плохим питанием, скверными условиями труда приводят к ослаблению устойчивости организма и способствуют тем самым поражению его той или иной болезнью, причем, по мнению автора, заразное начало (соп1а^£;шт) развивается в большем количестве в ослабленном организме и может передаваться здоровым людям. Передача заразы может осуществляться или непосредственно через соприкосновение, или же через вещи, пищу и воздух. Природа заразы вполне материальна.

Эти замечательные мысли были высказаны за 40 лет до открытия первых патогенных для человека микробов и за 70—80 лет до выяснения значения неспецифической сопротивляемости к инфекционным болезням.

Из общих мер борьбы с повальными и заразными заболеваниями указывалось на необходимость улучшения общегигиенических условий труда, питания и т. п. и рекомендовался отвод войск из эндемических очагов в благополучные. В книге изложены и главные меры борьбы •с отдельными заразными и повальными заболеваниями.

Передовые люди России с удовлетворением встретили книгу о сбережении здоровья русского солдата.

Получив от Р. С. Четыркина экземпляр «Опыта военно-медицинской полиции» (СПБ, 1884), боевой генерал и партизан Отечественной войны 1812 г. Денис Давыдов в письме к нему писал: «Благодарю вас за прекрасный подарок, вашу книгу. Такого сочинения недоставало у нас в военных библиотеках и я не мог тому надивиться: чтобы воевать, надо —

людей, а чтобы их было большое число, надо их беречь, предохранять и лечить от болезней способами, приличнейшими натуре, обычаям и привычкам русского человека. В вашей книге все это есть и потому она есть истинное благодеяние войску нашему, бессмертному по славе, но весьма подверженному смертности при добывании этой славы»1.

Труд Р. С. Четыркина «Приложения к наставлениям по части практической военно-медицинской полиции»2 содержит очень важный раздел об организации слабосильных команд из числа выздоравливающих. Это было первое введение в русских армиях команд выздоравливающих, что давало возможность добиться полного выздоровления солдата до его отправки в часть и способствовало изоляции бацилловыделителей. В этом же труде приводятся данные, связанные с венгерским походом. В 1849 г. усмиритель Польши Паскевич во главе 140-тысячного войска был послан Николаем I против маленькой Венгрии с напутствием: «Не щади каналий!». Феодально-монархическая реакция в Европе торжествовала. Но а виде памятника царизму около военных дорог остались курганы, заполненные трупами тысяч жертв холеры, тифов, дизентерии, малярии и других заболеваний. Всего из 140-тысячной армии заболело 73 529 человек.

Особенно большое внимание было уделено Р. С. Четыркиным изучению таких бичей того времени, как чума, холера и тифы.

Специально о чуме ученый написал две книги. Первая была посвящена чуме в войсках Закавказского корпуса в 1828—1829 гг.3. Это был детальный анализ причин возникновения и распространения эпидемии, а также изучения и оценки эффективности мер, которые привели к ее прекращению.

За эту работу Р. С. Четыркину Военно-хирургической академией была присвоена ученая степень доктора медицины. Значение этой работы были вынуждены признать и за границей. Так, в рецензии, помещенной в немецком журнале «Jahrbücher der in- und ausländischen gesammten Medicin», отмечалось, что эта работа имеет исключительный интерес и «принадлежит к лучшим сочинениям из всей литературы о чуме».

Вторая работа Р. С. Четыркина о чуме появилась в 1838 г. Это был труд, в котором автор критически обобщил и исчерпывающе изложил весь многолетний опыт, накопленный человечеством в борьбе с этим заболеванием.

Очень важным явилось предложение об учреждении наблюдательных карантинов в местах, которые могут явиться промежуточными звеньями распространения инфекции.

Р. С. Четыркин написал также ряд работ по борьбе с холерными эпидемиями. В этих работах изложены причины возникновения и пути распространения эпидемий холеры, представлен большой статистический материал, перечислены и обоснованы применявшиеся противоэпидемические мероприятия, описаны характерные клинические формы холеры и известные в то время способы лечения.

Труды Р. С. Четыркина по борьбе с холерой также получили блестящие отзывы современников не только в России, но и за рубежом. Заграничные ученые были вынуждены признать их значение и приоритет. Р. С. Четыркин получил благодарность от Парижской Академии, а имя его было внесено в список иностранных корреспондентов. Главный медицинский совет Англии в протоколе своего заседания от 19/Х 1852 г. записал: «Принимая во внимание обширные размеры опытов, точность

1 М. Г. Соколов, Р. С. Четыркин и его время, Медицинский вестник, 1865, № 42, стр. 398.

2 Р. С. Ч е т ы р к и н, Приложения к наставлениям по ч!асти практической военно-медицинской полиции, Варшава, 1850.

3 Р. С. Четыркин, Краткий исторический обзор появления, хода и прекращения чумы в войсках Закавказского корпуса в 1828 и 1829 гг., СПБ, 1834.

4t

наблюдений, заботливость и умение в сборе статистических материалов и, наконец, характер вполне практических заключений, которые могут быть сделаны из этих опытов, Совет находит, что труды Четыркина способствуют ознакомлению с холерой больше, чем все написанное до этих пор по этому предмету в других странах».

В 1855—1856 гг. в русской армии вновь резко увеличилось число заболеваний тифами. В связи с этим Р. С. Четыркин написал «Наставление для медиков на случай эпидемического развития тифоидальной горячки или тифа в войсках Западной и Средней Армии»1. Эта работа являлась итогом всего его жизненного опыта по борьбе с этим заболеванием. Очень важным и существенным моментом в ней явился совет о применении при тифе гидропроцедур — метод, который применяется и в наши дни.

&/У 1865 г. один из первых русских гигиенистов и эпидемиологов — Р. С. Четыркин — скончался от кровоизлияния в мозг.

■¿г -А--Й

' М. Г Соколов, Р. С. Четыркин и его время, Медицинский вестник. ¿865, № 41—52; 1866, № 1—9; 1867, № 6, 7, 9, 10—15; 1868, № 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.