Научная статья на тему 'Роман Сенчин «Чего вы хотите?»: новый взгляд на интерпретацию прозаического повествования'

Роман Сенчин «Чего вы хотите?»: новый взгляд на интерпретацию прозаического повествования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
400
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ПРОЗА / СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ДЕТАЛИЗАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТАЛИЗМ / ПСИХОЛОГИЗМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Яковлева Дария Афанасьевна

Данная статья посвящена вопросу интерпретации прозаического повествования на материале авторского сборника повестей «Чего вы хотите?» современного писателя Романа Сенчина. Выведены такие основные черты, как детализация, политический документализм, психологизм, подчеркивающие и доказывающие новый, авторский, индивидуально интерпретируемый прозаический текст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роман Сенчин «Чего вы хотите?»: новый взгляд на интерпретацию прозаического повествования»

-т

SCIENCE TIME

РОМАН СЕНЧИН «ЧЕГО ВЫ ХОТИТЕ ?»: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ИНТЕРПРЕТАЦИЮ ПРОЗАИЧЕСКОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ

Яковлева Дария Афанасьевна, Северо - Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

11-т а ¡1: с/аг/уа.уако у/ в \а. 92 @т си I. г и

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу интерпретации прозаического повествования на материале авторского сборника повестей «Чего вы хотите?» современного писателя - Романа Сенчина. Выведены такие основные черты, как детализация, политический документализм, психологизм, подчеркивающие и доказывающие новый, авторский, индивидуально ф интерпретируемый прозаический текст.

Ключевые слова: интерпретация, проза, современная русская литература, детализация, политический документализм, психологизм.

Как сообщается на достаточно популярном русском сайте «ЛитСеть», который следит за всеми обновлениями на литературном поприще, в том числе и жанре критика, - «Современная литература, если не углубляться в противопоставление массовость - элитарность, имеет два течения: классическое и модное. К модным можно отнести постмодернизм, концептуализм, интеллектуальную литературу, магический реализм, киберпанк, фэнтези и многочисленные книжные сериалы. Сюда же относятся графические романы (комиксы), электронный эпистолярный жанр, и новые формы фольклора в виде песен, анекдотов, скетчей, лингвистических экспериментов. Литература на современном этапе подвергается серьёзным структурным изменениям. Она обновляется, приспосабливается к новому ритму жизни, к новому читательскому восприятию действительности. Она становится более разноплановой... Уверенную позицию продолжает занимать реализм. Если брать автобиографические произведения, то современная литература 21 века отводит особую нишу» [4]. Таким образом, можно рассуждать о новом, авторском, индивидуально интерпретируемом прозаическом тексте, который, с течением времени, развивается, обновляется и его все интересней исследовать с

431

литературоведческой точки зрения.

И именно с этой стороны мы подойдем и рассмотрим современного русского автора многих популярных прозаических текстов - Романа Сенчина.

Известный историк современного литературного процесса Сергей Беляков в своей статье «Роман Сенчин: неоконченный портрет в сумерках» так комментирует биографию писателя: «Я никогда не любил творчества Романа Сенчина. Трудолюбивый, но небрежный писатель, работающий как будто без черновиков и без корзины для мусора, мне не был интересен. Но события последних двух лет, «Лед под ногами» и «Елтышевы», изменили расстановку литературных сил. «Елтышевых» называли лучшим романом 2009 года. Редкий обзор обходится без ссылки на Сенчина. Михаил Бойко и Лев Данилкин уже числят Романа Валерьевича в живых классиках. Сравнение с Чеховым из курьеза, из шалости литературного обозревателя превратилось едва ли не в трюизм. Пришлось перечитывать его старые, некогда пропущенные мною рассказы и повести. Что я могу сказать теперь? Признаю, пока другие «подавали надежды» и собирали литературные премии, Сенчин работал, потихоньку двигался «вперед и вверх» [3]. И действительно, что не всякий писатель приносит новый язык. Но можно сказать, что «сенчинский феномен» широко известен и тесному кругу читателей, которые по достоинству оценили его. Так в 2009 году его роман «Ёлтышевы» вошел в шорт-листы главных литературных премий России — «Большая книга», «Русский Букер», «Ясная полна», «Национальный бестселлер» — и становится одним из самых обсуждаемых в литературной прессе произведений; в 2011 году вошёл в шорт-лист премии «Русский Букер десятилетия».

Мы же остановимся на его последней книге «Чего вы хотите?», которая еще достаточно не освещена литературоведческим и критическим вниманием. Так, по-нашему мнению, ее можно отнести к абсолютно новому жанру прозы -автобиографической повести с элементами современного реализма.

Для начала стоит интерпретировать тексты сборника «Чего вы хотите?» преобладающим числом элементов современного реализма.

1. Детализация. «Детализация в литературе не просто интересна, желательна, — она неизбежна; говоря иначе, это не украшение, а суть образа. Ведь воссоздать предмет во всех его особенностях писатель не в состоянии, и именно детали замещают в тексте целое. Выбирая ту или иную деталь, автор рассчитывает на воображение, опыт читателя, добавляющего мысленно недостающие элементы. Такое «устранение мест неполной определенности» Р. Ингарден называет «конкретизацией» произведения читателем и приводит, в частности, следующий пример (речь идет о романе Г. Сенкевича): «Не зная... (поскольку это не обозначено в тексте), какого цвета глаза у Баськи из «Пана Володыевского», мы представляем ее себе, допустим, голубоглазой. Подобным

432

же образом мы дополняем и другие, не определенные в тексте, особенности черт ее лица, так что представляем ее себе в том или ином конкретном облике, хотя в произведении этот облик дан не с исчерпывающей определенностью» [7].

В повести Сенчина «Чего вы хотите?» мы замечаем поразительно точную, продуманную до мелочей, деталезированнную картину: «Довольно тепло. Значит, на улице без ветра - при ветре, как бы ни грели батареи, в квартире зябко. Правда, рамы я не заклеиваю - лень возиться. Да и не помогает - от этих ветров только стеклопакеты спасают... Зажигаю на кухне колонку. Потом -плиту. Ставлю чайник. Электрочайники у нас не прижились - слишком много жрут электричества, а газ пока относительно дешевый. Да и вредны, говорят, эти электрочайники. Пластмасса. Пользуются ими в основном на работе. В кастрюле остатки сваренного дня два назад риса. Кусок вареной колбасы, кефир. Ставлю на плиту сковородку, наливаю немного масла. Поджариваю колбасу, разогреваю рис. Посимпатичней выкладываю на тарелку, в рисе делаю углубление, лью туда кетчуп. Отрезаю кусок хлеба. Возвращаюсь в комнату... Читая,— заметил В.В. Набоков,— мы должны замечать и лелеять детали. Лунный свет обобщений — вещь хорошая, но лишь после того, как любовно собраны все солнечные мелочи книги». [6] Автор с помощью деталей открывает нам абсолютно реалистичную картину современного мира - читателю не приходится додумывать, пережевывать, он просто принимает действительность такую, какая она есть. Каждая деталь говорит сама за себя, при этом максимально сконцентрирована: где читатель поэтапно наблюдает за действиями героя, а автор как бы специально подводит его к анализу каждой предметной детали, приходя к своим, определенным выводам.

2. Политический документализм. «Сегодня мы наблюдаем так называемую борьбу с коррупцией. А, по-моему, это блеф. Ясно, что такие же схемы существуют повсюду, и нужно менять все, а здесь выхватывают мелочь и демонстрируют, как каких-то монстров. Монстры в других креслах. Теоретически, в некой перспективе изменения возможны. Но для этого нужно проснуться не ста тысячам человек в той же Москве, а двум-трем миллионам. Пока же абсолютное большинство людей довольны, что у них есть хлеб с маслом, и они не хотят задуматься о том, что однажды это может закончиться. А если посмотреть, как грабят Россию в последние двадцать лет, то хлеба с маслом надолго не хватит», - говорит Роман Сенчин в своем интервью «Россия -это пространство между двумя площадями - Болотной и Революции» [5].

Действительно тему политики в произведениях Сенчина можно «черпать большим ковшом». Так, например, вторая повесть «Чего вы хотите?» вызвала бурный шквал двойственных эмоций - большая очередь разноплановых вопросов, на которые трудно ответить сходу, не перечитав текст несколько раз.

Похоже ли это на политическую пропаганду? Что странного и необычного

433

для современной литературы? Эта повесть написана, можно сказать, от лица подростка. Казалось бы, ребенок просто чего-то не понимает, пытается разобраться, задавая смешные вопросы.

1) «Мама поморщилась:

— Ты опять этот тост свой! Нельзя что-нибудь осмысленнее придумать? — Это самый осмысленный тост. "За всё хорошее!" — тут столько смысла... Трансцендентность.

— За Россию! — выкрикнула Настя.

— Вот, — мама кивнула, — пятилетний ребенок и то соображает» [6].

2) « — Ха! А что нас может ждать? Двенадцать лет Путина, а потом Сечин или Шувалов, или Медведева поставят опять. Путин никому чужому власть не отдаст» [6].

Роман Сенчин пишет свой текст без особого экспасизма, он не стремится уйти от мрачной действительности, он ее описывает даже детально. Так, возможно, автор не шлет читателю скрытые подтексты политики, скорее всего, он просто открывает глаза на многие завуалированные вещи в российской действительности. Стоит заметить, что для автора выбранный жанр произведения довольно органичный. Для него естественно писать с крайним документализмом, но документализм в случае этой повести — литературный прием, стилизация, как и язык: передает внутренний мир девочки-подростка;

3. Психологизм. Здесь подразумевается психологический посыл автора. Как отмечалось ранее, повесть «Чего вы хотите?» вызывает явно неоднозначную общественную реакцию, таким образом, Сенчин к этому и стремится, например, читателя заводит в тупик размышления о главной героине Даше, которой четырнадцать лет и она не гуляет с подружками, не болтает по телефону, а с огромным интересом слушает разговоры взрослых о политике, после «забивая» незнакомые слова в поисковик Google. И таких неоднозначных моментов достаточно много, что может свидетельствовать об авторской идее, замысле психологического подтекста, но это можно оспорить, поэтому стоит рассматривать подробнее в другой работе.

Интерпретировав прозаический текст - авторский сборник повестей Романа Сенчина «Чего вы хотите?» с точки зрения нового жанра, названного нами условно, автобиографической повестью с элементами современного реализма и выявили его особенности.

Говоря о автобиографизме книги, можно отметить, что сам автор не скрывает этого: имена главных героев не изменены - являются реальными прототипами из жизни писателя. Так, прозаик Алексей Варламов в своем комментарии «От отчаяния к надежде» говорит об этом: «... Этот внешне мрачный, неразговорчивый, нелюдимый человек с репутацией скандалиста впустил читателя в свой дом и оказался удивительно добрым, откровенным и

434

гостеприимным хозяином. Не всякий на это решится и не у всякого это получится. Писать о себе, любимом, можно сколько угодно, но писать о своих ближних — это совсем другое. Ему удалось соблюсти идеальную композиционную пропорцию и уделить себе столько места, сколько нужно. Он сумел взглянуть на себя со стороны — качество редкое в мире людей, а тем более писателей. Но главное, конечно, здесь — это семья, и дочь как центр семьи. Описать собственного ребенка — это наверное самое сложное, что есть в литературе. Себя, друзей, врагов, родителей, дальних и ближних родственников, жену, наконец, но дочь. На это надо решиться. Мир четырнадцатилетней девочки с его заботами, переживаниями, страданиями, ее отношение к тому, что происходит вокруг, к родителям, подругам, музыкальная школа, простая школа, учителя — через все это мы проходим со своими детьми, но именно что проходим, а Сенчин остановил свой взгляд» [1], доказывая эту особенность.

Таким образом, данная статья освещает новый взгляд на интерпретацию прозаического повествования на материале авторского сборника повестей «Чего вы хотите?» Романа Сенчина.

В заключении стоит привести слова С. Воложина: «Россия - страна чудес. Вот с таким масштабом в уме и написаны все три вещи» [2], которые в полной мере подтверждают современное русло развития отечественной прозы.

Литература:

1. Варламов Алексей. От отчаяния к надежде //Дружба Народов. — .2013. — №4 — [Электронный ресурс]. — URL: http://magazines.russ.ru/druzhba/2013/4/ r12.html

2. Воложин С. Сенчин. Чего вы хотите? Назидательный смысл. // Натания. Израиль. — 2014. — [Электронный ресурс]. — URL: http://art-otkrytie.narod.ru/ senchin2.htm

3. Ежемесячный литературный журнал Урал. — 2011. — №10 [Электронный ресурс]. — URL: http://uraljournal.ru/work-2011-10-218

4. ЛитСеть [Электронный ресурс]. — URL: http://litset.ru/stuff/12-1-0-434

5. Сенчин Роман в своем интервью «Россия - это пространство между двумя площадями - Болотной и Революции»

6. Сенчин Роман. Чего вы хотите?//электронная библиотеак ЛитМир — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.litmir.net/br/?b=179307

7. Чернец Л.В., Исакова И.Н. Теория литературы: Анализ художественного произведения // Лингвокультурологический тезариус «Гуманитарная Россия». — 2009. — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/ library. php?view=d&course=3&raz=2&pod=9&par=1 Лингвокультурологический тезарус «Гуманитараная Россия»» Теория литературы: Анализ художественного произведения \ 2. Предметный мир \ 2.9. Деталь

435

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.