Научная статья на тему 'Роман о пугачевщине в Сурском крае'

Роман о пугачевщине в Сурском крае Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
450
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ / M.Y. LERMONTOV / РОМАН "ВАДИМ" / NOVEL "VADIM" / ПУГАЧЕВСКОЕ ВОССТАНИЕ / СЕЛО КРАСНОЕ / РЕКА СУРА / PUGACHEV REBELLION / VILLAGE OF RED / SURA RIVER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Четвертков Николай Васильевич

Анализируется первое прозаическое произведение М.Ю. Лермонтова роман «Вадим». Сюжет юношеского романа Лермонтова построен на рассказе о том, как Вадим, сын мелкопоместного дворянина, разоренного богатым соседом, примыкает к восставшим пугачевцам и мстит за честь своей семьи, несправедливость, свидетелем которой он был с детства. Роман не был закончен М.Ю. Лермонтовым. Несмотря на незавершенность, произведение представляет интерес как наиболее ранняя попытка осветить в литературе тему крестьянского восстания под руководством Е. Пугачева. Основу повествования составили личные впечатления начинающего автора. При изображении помещичьей жизни отразились случаи бесчеловечного отношения дворян Пензенской губернии к своим крепостным. Еще более заметна опора на реальные факты в разработке исторической линии. М.Ю. Лермонтов пользовался изустными преданиями о расправе пензенских крестьян-пугачевцев над помещиками. В романе запечатлены эпизоды, происходившие в 9-10 км от Тархан, близ Нижнеломовского монастыря, в селе Красном и т. д. Роман приобрел острый политический смысл. Не надеясь на публикацию, М.Ю. Лермонтов приостановил работу над произведением. Роман увидел свет уже после смерти поэта в 1873 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOVEL ABOUT PUGACHEV REBELLION IN SURSK TERRITORY

The first prose work of M.Y. Lermontov novel “Vadim” is analyzed. The plot of Lermontov’s youth novel is built on a story about how Vadim, the son of the landed gentry, rich ravaged neighbor, adjacent to the Pugachev revolt and revenge for the honor of his family, injustice, he had witnessed since childhood. The novel was not finished by M. Lermontov. Despite the incompleteness, the product is of interest as the earliest attempts to highlight the theme in the literature of the peasant uprising led by E. Pugachev. The basis of the story made the beginner’s personal impressions. When depicting country life reflected cases of inhuman treatment nobles of Penza province to their serfs. Even more remarkable is the reliance on the facts in the development of the historical line. M.Y. Lermontov used oral traditions about the massacre of Penza’s peasants-pugachevs against the landlords. The novel depicted scenes that took place in 9-10 km from Tarkhany near Nizhnelomovskiy monastery in the village of Red, and so on. Novel acquired acute political sense. Not relying on the publication, M.Y. Lermontov suspended work on the product. The novel was published after the poet’s death in 1873.

Текст научной работы на тему «Роман о пугачевщине в Сурском крае»

УДК 82.09

РОМАН О ПУГАЧЕВЩИНЕ В СУРСКОМ КРАЕ

© Николай Васильевич ЧЕТВЕРТКОВ

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории государства и права и политологии, e-mail: Valeriya-Zinovev@mail.ru

Анализируется первое прозаическое произведение М.Ю. Лермонтова роман «Вадим». Сюжет юношеского романа Лермонтова построен на рассказе о том, как Вадим, сын мелкопоместного дворянина, разоренного богатым соседом, примыкает к восставшим пугачевцам и мстит за честь своей семьи, несправедливость, свидетелем которой он был с детства. Роман не был закончен М.Ю. Лермонтовым. Несмотря на незавершенность, произведение представляет интерес как наиболее ранняя попытка осветить в литературе тему крестьянского восстания под руководством Е. Пугачева. Основу повествования составили личные впечатления начинающего автора. При изображении помещичьей жизни отразились случаи бесчеловечного отношения дворян Пензенской губернии к своим крепостным. Еще более заметна опора на реальные факты в разработке исторической линии. М.Ю. Лермонтов пользовался изустными преданиями о расправе пензенских крестьян-пугачевцев над помещиками. В романе запечатлены эпизоды, происходившие в 9-10 км от Тархан, близ Нижнеломовского монастыря, в селе Красном и т. д. Роман приобрел острый политический смысл. Не надеясь на публикацию, М.Ю. Лермонтов приостановил работу над произведением. Роман увидел свет уже после смерти поэта в 1873 г.

Ключевые слова: М.Ю. Лермонтов; роман «Вадим»; пугачевское восстание; село Красное; река Сура.

С раннего детства выросший в имении бабушки Е.А. Арсеньевой - в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии -Михаил Юрьевич Лермонтов получил хорошее домашнее образование. И в 14 лет был принят учиться в пансион Московского университета сразу в четвертый класс. В Москве бабушка нанимала ему репетиторов по иностранным языкам, по русской словесности и живописи, а родственница-москвичка Е. Столыпина давала ему уроки музыки.

В годы учебы М. Лермонтов был заядлым театралом. В письме М.А. Шан-Гирей он писал: «Помните ли, милая тетенька, вы говорили, что наши актеры (московские) хуже петербургских. Как жалко, что вы не видели здесь «Игрока», трагедию «Разбойники». Вы бы иначе думали. Многие из петербургских господ соглашаются, что эти пьесы лучше идут, нежели там, и что Мочалов во многих местах превосходит Каратыгина» [1, с. 389-390].

После трех лет учебы в пансионе М. Лермонтов был хорошо образован, начитан, литературные произведения читал на языке их авторов. Обладал «редкой музыкальностью -играл на скрипке, играл на рояле, пел арии из любимых опер, даже сочинял музыку... рисовал и писал маслом», легко «решал сложные математические задачи», считался сильным шахматистом. Словом, природа одарила

М. Лермонтова разнообразными талантами [2, с. 556]. И в 1830 г. он поступил в Московский университет, чтобы подготовить себя к «литературной карьере» [1, с. 406].

Учась на втором курсе университета, студент Михаил Лермонтов начал писать первое прозаическое произведение о крестьянских волнениях в Сурском крае в период пугачевского восстания 1774 г.

Почему эта тема заинтересовала студента М. Лермонтова?

Многие исследователи его художественного творчества считают, что в российском обществе того времени витал дух декабристов, а передовая интеллигенция верила в неизбежность народного восстания мощнее пугачевского, которое избавит его от крепостной зависимости. Именно эти идеи сподвигли А.С. Пушкина в середине 30-х гг. XIX в. написать повести «Капитанская дочка», «Дубровский», а также «Историю Пугачева», редактором которой вызвался стать сам император Николай I [2, с. 97]. Видимо, поэтому пугачевщина привлекла внимание и студента М. Лермонтова.

Где же брал М. Лермонтов материал для своего романа?

Прежде всего из бесед с бабушкой Е.А. Арсеньевой, имение которой посещали пугачевцы, когда оно принадлежало Нарышкиным, в Краснослободске восставшие кре-

стьяне убили ее родственника капитана Д. Столыпина, в селе Родники Мокшанского уезда повесили помещика М. Киреева, дочь которого воспитывалась вместе с Елизаветой Алексеевной. Крестный отец М. Лермонтова Ф.В. Хотяинцов рассказывал ему, как убили его отца в помещичьей усадьбе. О казне саранского помещика В. Акимова поведали ему внуки погибшего. Слышал М. Лермонтов рассказы о пугачевских восстаниях от соседей-помещиков А. Шан-Гирея, Кирее-вых, Максутовых, Мосоловых, а «в студенческие годы от знакомых и друзей - Лужиных, Шеншиных, Святослава Раевского». Знал он и о том, что брат бабушки А.А. Столыпин, владевший имением в саратовском селе Лесная Неловка, спасся от пугачевцев в подземной пещере. Сам М. Лермонтов посещал именья братьев бабушки Столыпиных, родственников Максутовых, Мосоловых, пострадавших во время пугачевского восстания крестьян в июле 1774 г. И реально отразил трагические события, происходившие в Сур-ском крае, вызванные занятием этих мест пугачевскими вооруженными отрядами. При этом «с сочувствием показал образы крестьян и дворовых, вынужденных подчиняться деспотически настроенным хозяевам жизни» [3, с. 304].

Но герои этого произведения, а также населенные пункты, где происходят трагические события, в основном вымышленные, за исключением села Красное. Зато река Сура, пересекающая Пензенскую губернию с востока на северо-запад, автором упоминается несколько раз: «Дом Бориса Петровича стоит на берегу Суры»; «Зарница, как алмаз, отделялась на синем своде, и свежая роса уже падала на опустевший берег Суры»; «Кто из вас бывал на берегах светлой Суры?».

Фабулой лермонтовского романа является прозаическая история: грязный оборванный нищий - горбун Вадим - нанимается в слуги к помещику Палицыну, в доме которого с младенческих лет на положении воспитанницы живет красивая девушка Ольга, сестра Вадима. В слуги он идет для того, чтобы мстить алчному и жестокому Палицыну за разорение и преждевременную смерть своего отца, за собственную нищету и бесправие, за унижение сестры, ничего не знавшей о прошлом ее родной семьи.

«- Твой отец был дворянин - богат -счастлив, - рассказывает Вадим Ольге, - и, подобно многим, кончил жизнь на соломе...

У него был добрый сосед, его друг и приятель, занимавший первое место за столом его, товарищ по охоте, ласкавший детей, -сосед искренний, простосердечный, который всегда стоял рядом в церкви, снабжал деньгами в случае нужды, ручался за него своею головою... Однажды на охоте собака отца обскакала собаку его друга; он посмеялся над ним: с этой минуты началась непримиримая вражда - пять лет спустя отец уже не смеялся... друг твоего отца открыл страшную тяжбу о землях, и выиграл ее, и отнял у него все имение; я видел отца перед кончиной» [1, с. 158-159].

И Ольга поняла, что ее настоящую семью в свое время разорил теперешний покровитель Борис Петрович Палицын. А его сын Юрий, находящийся в отпуске офицер, влюблен в нее, и ей он нравится, проявляет при общении скромность, благородство и непосредственность.

Автор романа убедительно показывает, как горбун Вадим приобретает доверие слуг, проявляя смелость, силу и сноровку. А прослышав, что войска Емельяна Пугачева приближаются к вотчине своего барина, он поднимает крестьян на восстание, становится во главе местного отряда мстителей, ибо, как отмечал М.Ю. Лермонтов, «каждая старинная и новая жестокость господина была записана его рабами в книгу мщения, и только кровь (его) могла смыть эти постыдные летописи» [1, с. 156].

В романе М.Ю. Лермонтов раскрывает моральное ничтожество, жестокость помещика Палицына, трусливо убегающего от своих крепостных крестьян, пытаясь скрыться в лесной уединенной пещере, где его находят сын Юрий и Ольга [1, с. 212].

Описывая окрестность и овраг возле села Палицына, М.Ю. Лермонтов показал «местность, находящуюся в девяти-десяти километрах от Тархан, между селами Нижние Поляны и Тархово», которыми владели родственники его бабушки помещики Мосоловы, где он неоднократно бывал в детстве и видел в овраге «гремучий ручей» [4, с. 103].

А такие эпизоды в романе, как расправа восставших крестьян у монастыря с женой помещика Палицына, бегство его в лес, казнь старого дворянина из села Красное написаны М.Ю. Лермонтовым на основании рассказов родственников, старожилов и личных впечатлений, полученных во время посещения

монастыря вблизи Нижнего Ломова и сел Красное, Нижние Поляны и Тархово.

Повествование в романе о судьбе «упрямых господ села Красное» изобилует подробностями расправы пугачевцев с помещиками, раскрывает роль Вадима как народного мстителя за все притеснения и издевательства их над крепостными крестьянами. Встретив отряд казаков-пугачевцев, которые везли в кибитках пожилого дворянина с двумя дочерьми к их атаману Белобородьке, Вадим подстрекательски сказал с коварной улыбкой:

«- Кто вам мешает их убить! Разве боитесь своих старшин?..

- Кто смеет нам мешать! - заревели пьяные казаки. - Мы делаем, что хотим, мы не рабы, черт возьми!.. Убить, да, убить! Отомстим за наших братьев... пойдемте, ребята... -И толпа с воем ринулась к кибиткам» [1, с. 246-247].

Казаки выволокли из кибитки старика и младшую дочь и растащили в разные стороны. Услышав неотвратимый приговор, девушка падает мертвой. Старика вздергивают на перекладине, но «пьяные безумцы прежде времени пустили конец веревки, который взвился кверху, мученик сорвался, ударился оземь, - и нога его хрустнула... он застонал и повалился возле трупа дочери...

Два ножа в минуту воткнулись в горло старика, и он умолк...

Божественная, милая девушка! И ты погибла, погибла без возврата... один удар - и свежий цветок склонил голову! Твое слабое сердце, как нить истлевшая разорвалась... » [1, с. 247].

Как видим, М.Ю. Лермонтов называет пугачевских казаков «пьяными безумцами», но не осуждает их жестокую расправу над помещиками, выступая в роли объективного рассказчика о трагических событиях, происходивших в Сурском крае. А портреты старика-дворянина и его дочерей он как бы «вмонтирует» в картину грозного веселья восставших крестьян и казаков: «...началась пирушка... сначала веселый говор пробежал по толпе, смех, песни, шутки, рассказы - все слилось в одну нестройную, неполную музыку, но скоро шум начал возрастать, возрастать, как грозное крещендо оркестра; хор сделался согласнее, выразительнее; о, какие песни, какие речи, какие взоры, лица, телодвижения, буйные, вольные! Какие разноцветные группы! Яркое пламя костров согласно с догорающим закатом озарило кар-

тину мира, когда Вадим решился подойти к ним, замешаться в их веселье» [1, с. 245].

Нельзя не заметить искреннего восхищения, с которым М.Ю. Лермонтов описывает веселье восставшего крестьянства против своих угнетателей - помещиков!

Эти эпизоды в романе написаны так ярко и убедительно, что у читателя создается впечатление будто М.Ю. Лермонтов сам был свидетелем тех кровавых событий в Сурском крае в период пугачевского восстания крестьян.

Обращает на себя внимание сходство фабулы в повести А.С. Пушкина «Дубровский» и в романе М.Ю. Лермонтова «Вадим». Только у А.С. Пушкина помещик Троекуров через суд лишает поместья Дубровского за то, что его собака на охоте обогнала собаку Троекурова, а у М.Ю. Лермонтова по той же причине помещик Палицын отнял именье у отца Вадима.

Использовать фабулу А.С. Пушкина студент М. Лермонтов не мог, т. к. они писали свои произведения в одно и тоже время - в 1832-1833 гг., лично они не были знакомы и не общались. К тому же повесть «Дубровский» была опубликована в посмертном издании сочинений А.С. Пушкина в 1841 г. [5, с. 555], а лермонтовский роман без названия вышел в свет в десятом номере журнала «Вестник Европы» в 1873 г. [6, с. 90].

Известный лермонтовед И.А. Андроников считает, что «фабула лермонтовского романа поразительно совпадает с историей Владимира Дубровского» потому, что авторы этих художественных произведений пользовались одним источником. Известно, что А.С. Пушкину его приятель П.В. Нащекин помог получить копию решения Козловского уездного суда Тамбовской губернии «О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевичем Муратовым имением, принадлежащим гвардии подполковнику Семену Петровичу сыну Крюкову, состоящим Тамбовской губернии Козловской округи сельца Новопанском». Михаил Лермонтов слышал об этом судебном деле от своей бабушки Е.А. Арсеньевой, которая дружила и переписывалась с дочерью тамбовской помещицы П.А. Крюковой - М.А. Лонгиновой, женой статс-секретаря, являвшейся, «вероятно, родственницей подполковника Крюкова». А поскольку это дело рассматривалось в суде Козловска, через который пролегал постоянный тракт из Москвы в Чембар, то и сам Ми-

хаил Лермонтов мог слышать о нем во время ожидания ямских лошадей в Козловске [2, с. 99-100].

Но если А.С. Пушкин в повести «Дубровский» показывает междуусобную вражду дворян на фоне пугачевского крестьянского восстания с позиции властных структур России, то М.Ю. Лермонтов отражает это через восприятие свидетелей крестьянских волнений и своего главного героя - горбуна Вадима, - у которого, к сожалению, даже нет фамилии. И цель жизни Вадима - мщение помещику Палицыну и всем эксплуататорам крестьян за издевательства над ними и поруганное человеческое достоинство. Этот герой-одиночка не имел никакого будущего.

Отражая в романе трагические события, происходившие в Сурском крае, автор «сосредоточивает внимание на ее главных, ведущих социально-политических тенденциях». А вслед за М.Н. Загоскиным, И.И. Лажечниковым и А.С. Пушкиным М. Ю. Лермонтов попытался создать исторический роман без натуралистической детализации материала складывающимся в ту эпоху методом романтизма и реализма [6, с. 93].

Роман «Вадим» остался незаконченным. В нем даже не представлен вождь крестьянской войны в России Емельян Пугачев, а отражены отдельные действия его отрядов. А ведь Емельяна Пугачева в Сурском крае всюду встречали как царя Петра III, стоя на коленях, с хлебом-солью, а в Краснослобод-ске - «с церковной церемонией иеромонахом Паисием, в Саранске - архимандритом Александром, в Пензе - иеромонахами Исаией, Германом и Ионой» [2, с. 109].

На своем пути отряды Пугачева вешали помещиков и их прислужников, грабили их имения, а пензенского воеводу А.А. Всеволожского, пытавшегося оказать сопротивление, сожгли в доме, где он и его окружение надеялось спастись [7, с. 29]. В этой борьбе с жестокими помещиками участвовало «несколько пензенских дворян», которые 1 августа 1774 г. ушли вместе с пугачевцами из Пензы в направлении Саратова, убегая от преследовавших их правительственных войск [2, с. 113].

Эти факты могли подсказать М.Ю. Лермонтову дальнейшую судьбу главного героя, использовать другие сюжеты для продолжения романа. Известно, что Михаил Лермонтов продолжал писать его, учась в школе подпрапорщиков, оставаясь после занятий

допоздна в учебных аудиториях, т. к. в казарме не разрешалось заниматься этим.

Так почему же роман не был закончен?

Сам М.Ю. Лермонтов признавал: «...мой роман - сплошное отчаяние: я перерыл свою душу, чтобы добыть из нее все, что только могло обратиться в ненависть, и в беспорядке изложил все это на бумаге» [1, с. 399]. Значит ли это, что причиной прекращения работы над романом явился моральный кризис молодого литератора? Или сложные армейские бытовые условия? Но ведь жил он и в более благоприятных условиях, а не возвращался к продолжению его. А может быть на него повлияло письмо его верного друга Марии Лопухиной, которая писала М.Ю. Лермонтову следующее: «Если вы продолжаете писать, не делайте этого никогда в школе и ничего не показывайте вашим товарищам, потому что иногда самая наивная вещь причиняет нам гибель. Остерегайтесь сходиться слишком близко с товарищами, сначала хорошо их узнайте. У вас добрый характер, и с вашим любящим сердцем вы тотчас увлечетесь» [2, с. 557]. Нельзя не учитывать этого предостережения, т. к. в военном учебном заведении были строгие порядки, а художественное творчество учащихся не только не поощрялось, а жестоко пресекалось.

Истинную причину, почему М.Ю. Лермонтов не закончил свой первый роман, никому не удалось установить. Вместе с тем его можно считать пробой пера в прозе молодого автора, позволившей позднее создать «Героя нашего времени» - прозаичный источник русского романа, по образному выражению А.Н. Толстого, из которого вышли «и Тургенев, и Гончаров, и Достоевский, и Лев Толстой, и Чехов» [8, с. 276].

Некоторые исследователи художественного творчества М.Ю. Лермонтова отмечают некую нелогичность в романе «Вадим». С этим трудно спорить. Но надо учитывать и то, что писал-то он его в 18-летнем возрасте. И этот юноша, оценивая социально-политическую обстановку России в период пугачевского восстания, сделал очень серьезный вывод: «В ХУШ столетии дворянство, потеряв уже прежнюю неограниченную власть свою и способы ее поддерживать, - не умело переменить поведение: вот одна из причин, породивших пугачевский год!» [1, с. 157].

1. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: в 4 т. М., 1976. Т. 4.

2. Андроников И.А. Лермонтов. Исследования и находки. М., 1964.

3. Горланов Г.Е. «Люблю отчизну я...». Пенза, 2012.

4. Вырыпаев П.А. Лермонтов. Новые материалы к биографии. Саратов, 1976.

5. Пушкин А.С. Собрание сочинений: в 10 т. М., 1975. Т. 5.

6. Щеблыкин И.П. Лермонтов. Жизнь и творчество. Саратов, 1990.

7. Савин О.М. Императоры и губернаторы. Пенза, 2006.

8. Толстой А.Н. М.Ю. Лермонтов в русской критике. М., 1951.

1. LermontovM.Yu. Sobranie sochineniy: v 4 t. M., 1976. T. 4.

2. Andronikov LA. Lermontov. Issledovaniya i nakhodki. M., 1964.

3. Gorlanov G.E. "Lyublyu otchiznu ya...". Penza, 2012.

4. Vyrypaev P.A. Lermontov. Novye materialy k biografii. Saratov, 1976.

5. Pushkin A.S. Sobranie sochineniy: v 10 t. M., 1975. T. 5.

6. Shcheblykin I.P. Lermontov. Zhizn' i tvorchestvo. Saratov, 1990.

7. Savin O.M. Imperatory i gubernatory. Penza, 2006.

8. Tolstoy A.N. M.Yu. Lermontov v russkoy kri-tike. M., 1951.

Поступила в редакцию 27.02.2014 г.

UDC 82.09

NOVEL ABOUT PUGACHEV REBELLION IN SURSK TERRITORY

Nikolay Vasilyevich CHETVERTKOV, Penza State University, Penza, Russian Federation, Candidate of History, Associate Professor of Theory of State and Law and Political Science Department, e-mail: Valeriya-Zinovev@mail.ru

The first prose work of M.Y. Lermontov novel "Vadim" is analyzed. The plot of Lermontov's youth novel is built on a story about how Vadim, the son of the landed gentry, rich ravaged neighbor, adjacent to the Pugachev revolt and revenge for the honor of his family, injustice, he had witnessed since childhood. The novel was not finished by M. Lermontov. Despite the incompleteness, the product is of interest as the earliest attempts to highlight the theme in the literature of the peasant uprising led by E. Pugachev. The basis of the story made the beginner's personal impressions. When depicting country life reflected cases of inhuman treatment nobles of Penza province to their serfs. Even more remarkable is the reliance on the facts in the development of the historical line. M.Y. Lermontov used oral traditions about the massacre of Penza's peasants-pugachevs against the landlords. The novel depicted scenes that took place in 9-10 km from Tarkhany near Nizhnelomovskiy monastery in the village of Red, and so on. Novel acquired acute political sense. Not relying on the publication, M.Y. Lermontov suspended work on the product. The novel was published after the poet's death in 1873.

Key words: M.Y. Lermontov; novel "Vadim"; Pugachev rebellion; village of Red; Sura river.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.