Научная статья на тему 'РОМАН М. ГОРЬКОГО "МАТЬ" КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОВЕСТИ "ФОМА ГОРДЕЕВ"'

РОМАН М. ГОРЬКОГО "МАТЬ" КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОВЕСТИ "ФОМА ГОРДЕЕВ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
206
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКСИМ ГОРЬКИЙ / "ФОМА ГОРДЕЕВ" / "МАТЬ" / СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЛИТЕРАТУРА СТЫКА ВЕКОВ / БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Журавлев И.А.

В статье анализируется зарождение идей Горького о «Новом человеке» и богостроительстве в своем первом крупном произведении - повести «Фома Гордеев», и достижение их апогея спустя 7 лет в романе «Мать». Проведены параллели между основными мотивами обоих произведений, их персонажами, а также рассмотрена общая для них проблема «свободного поколения»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОМАН М. ГОРЬКОГО "МАТЬ" КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОВЕСТИ "ФОМА ГОРДЕЕВ"»

УДК 82-31

Журавлев И.А.

Студент 4 курса факультета культурологии и социально-культурных технологий ФГБОУ «Пермский государственный институт культуры» (Россия, г. Пермь)

РОМАН М. ГОРЬКОГО «МАТЬ» КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОВЕСТИ «ФОМА ГОРДЕЕВ»

Аннотация: в статье анализируется зарождение идей Горького о «Новом человеке» и богостроительстве в своем первом крупном произведении - повести «Фома Гордеев», и достижение их апогея спустя 7 лет в романе «Мать». Проведены параллели между основными мотивами обоих произведений, их персонажами, а также рассмотрена общая для них проблема «свободного поколения».

Ключевые слова: Максим Горький, «Фома Гордеев», «Мать», советская литература, литература стыка веков, богостроительство.

Алексей Пешков, известный всему миру под псевдонимом Максим Горький, в контексте русской литературы и отечественной философской мысли является едва ли не самой значимой и известной фигурой. Пик его популярности пришелся на тяжелые для страны годы — это было начало ХХ века, известное своей нестабильностью и постоянным предчувствием грядущего Апокалипсиса. Так уж случилось, что именно Горькому было суждено стать флагманом растущих в народе революционных и отрицательных настроений, так как его идеи и взгляды уж больно удачно совпали с теми скепсисом и жаждой перемен, царивших в сознании человека ХХ столетия. Подтверждением столь удачного и своевременного появления на литературной арене являются и многотысячные тиражи, и включение в школьную программу, и благосклонность власти, и многолетняя дружба с Владимиром Ильичом Лениным. Более того, в честь Горького был назван целый город, позднее переименованный в Нижний Новгород. Театральные постановки по его пьесам собирали огромную аудиторию, его произведения немедленно переводились на иностранные языки.

Но, повторюсь, подобный успех обусловлен не исключительным художественным талантом; вернее, не только писательский талант помог ему попасть на страницы истории в качестве одного из главных авторов ХХ века, а именно его своевременное появление. Ведь Горький, по сути, является олицетворением всего того, что породило человечество на стыке веков — это тотальное непонимание своего предназначения, полное отрицание намеченного пути и, как следствие, потеря нравственного ориентира. Все это в совокупности побудило человека на поиски новых смыслов и полное идейное

пересоздание мира. Иными словами, Горький - типичный человек ХХ столетия или, если угодно, его продукт.

На подобных настроениях строилось все творчество писателя: от начала и до конца его литературной карьеры. Все искусство Горького — это искусство отрицания и несогласия. Сам, на страницах им же уничтоженной поэмы «Песнь старого дуба», он утверждал: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться» [1, С. 13]. Это же, к слову, и объясняет его сочувствие большевикам, так как именно их программа по переустройству всего человечества была ему наиболее близкой. В поисках нового смысла Горький блуждал без малого 45 лет, но обрести его так и не сумел - к нему он смог лишь приблизиться.

Атеистические взгляды начали складываться в сознании еще юного Алексея, когда тот обучался в приходской школе, а значительную роль в его воспитании играл его дед, Василий Каширин, обучавший юного Алешу церковной грамоте. В то время Пешков, будучи ребенком, уже хорошо знал жития святых и Псалтыри. Но, именно в период близкого знакомства со священными писаниями, он начал задумываться о неправильности христианской концепции Бога. Спустя много лет, уже будучи именитым писателем, он скажет: «Бог выдуман — и плохо выдуман! — для того, чтобы укрепить власть человека над людьми, и нужен он только человеку-хозяину, а рабочему народу он — явный враг» [5, С. 45].

Его идеи удивительно точно совпали с философским учением Фридриха Ницше, чья концепция «смерти Бога» стала революционной для всей мировой культуры. Люди убили Бога, рационализировав его, превратив его в функцию нравственного ориентира. Однако вскоре русская интеллигенция поняла, что эта самая «смерть Бога» за собой влечет: Ницше видел в Боге образ «потенциальной возможности самопревышения каждого человека» [7, С. 307], и без него бытие становилось попросту невозможным. Тогда многие поняли, что смерть Бога - величайшая опасность, и его необходимо реанимировать. Но Горький понимал, что такой Бог воскрешению не подлежит. Следовательно, Бога необходимо пересоздать.

Наиболее полно идеи «богостроительства» Горький сумел отразить в своем романе «Мать», написанном в 1906 году во время пребывания писателя в США. В данном произведении автору удалось тесно связать идеи социал-демократов, христианства и ницшеанства, таким образом, обогатив идеологию марксизма религиозным и философским смыслами. Вот как сам Горький высказывался о социализме в письме к З. И. Гржебику, написанном по время работы над «Матерью»: «Социализм есть великий процесс собирания раздробленных жадностью, пошлостью, ложью, злобой людей в единого, великого Человека, прекрасного, внутренне свободного, цельного» [3, С. 232].

Подобным образом и создается образ Бога в романе: его больше не ищут, он умер, но его «строят» люди, объединенные в коллектив. Обожествляются прогресс и общество в целом, ведь именно они приведут в соответствие идеал и реальность.

«Мать», безусловно, является романом многогранным и во многом непонятым. Наполненное глубоким философским и религиозным контекстом, оно, все же, оказалось заклеймовано советскими литературоведами как идеальный пример агитационного произведения. Как писала Л. А. Спиридонова: «...повесть Горького не была плодом его безоговорочного подчинения большевистской партии, а отразила наиболее актуальные религиозно-философские искания своего времени, ибо в ней социализм был впервые показан как проявление духовной эволюции русского народа» [9, С. 89].

Если обратиться непосредственно к тексту, становится ясно, что произведение буквально наполнено библейскими образами. Приглядимся повнимательнее к главным героям произведения.

Центральный персонаж романа - молодой человек по имени Павел Власов. В самом начале романа он теряет отца, после чего перед ним встает выбор: быть сыном своего родителя или жить по собственному уставу. Поначалу Павел, казалось бы, поддается силам родства, и пытается вести себя подобно своему покойному отцу: «Спустя недели две после смерти отца, в воскресение, Павел Власов пришел домой сильно пьяный. Качаясь, он пролез в передний угол и, ударив кулаком по столу, как это делал отец. Крикнул матери:

— Ужинать!

Мать подошла к нему, села рядом о обняла сына, притягивая голову его к себе на грудь. Он, упираясь рукой в плечо ей, сопротивлялся и кричал:

— Мамаша, — живо!..

— Дурачок ты! - печально и ласково сказала мать, одолевая его сопротивление.

— И — курить буду! Дай мне отцову трубку... - тяжело двигая непослушным языком, бормотал Павел» [2, С. 11].

Однако в конечном итоге Павел выбирает собственный путь и, вопреки всеобщей «моде» на разгул и пьянство (а сам Горький отметил в романе, что «кроме кабака, людям негде почерпнуть радости» [2, С. 12]) он начинает жадно читать книги. Как выяснится позже, Павел увлекся запрещенной литературой. Он начинает приводить в свой дом товарищей, где «запрещенные люди» начинают проводить свои собрания.

Павел носит имя апостола Павла, и между этими двумя персонажами проведена явная параллель: святой апостол, прежде участвовавший в гонении христиан, принял новую веру после чудесного исцеления Ананием; Власов же, в свою очередь, начинает «верить» в идеологию социализма. Иными словами, оба персонажа отказываются от прежней жизни в пользу новой -праведной.

Та же Л. А. Спиридонова отмечала сходство персонажей романа с иными христианскими личностями: «... в соответствии с замыслом образ матери ориентирован не столько на реальных женщин, которых встречал писатель, сколько на образ Богоматери, а Павел и его друзья напоминают Христа и святых апостолов» [9, С. 72].

Стоит отметить, что для считывания истинного замысла произведения необходимо помнить об одном образе - образе детей. Недаром сам Горький отмечал в одном из своих писем: «В повести, которую я теперь пишу, героиня ее, вдова 312 и мать рабочего-революционера... говорит: «— В мире идут дети... идут дети к новому солнцу, идут дети к новой жизни... Дети наши, обрекшие себя на страдания за все люди, идут в мире - не оставляйте их, не бросайте кровь свою без заботы!» Впоследствии, когда ее будут судить за ее деятельность, она скажет речь - в которой обрисует весь мировой процесс, как шествие детей к правде. Детей, ты это пойми!» [6, С. 97]. Таким образом, автор дает понять, что Старый мир уже переживает эпоху своего заката, будущее теперь зависит от детей, нового поколения. Иными словами, времена старого Бога подошли к концу - он умер, а пересоздать его под силу лишь таким, как Павел Власов и его товарищи.

Таким образом, Горький изображает не только хронику революционных событий и выступлений социал-демократов. «Мать» - это религиозно-философская повесть о поколении Новых людей, в чьих руках находятся ключи от «Царства Правды и Истины» [7, С. 314].

Разумеется, идеи о создании образа Нового человека родились в сознании (а как следствие - и в творчестве) писателя не мгновенно, даже не в течение месяцев. К разработке данной концепции автор приступил задолго до написания «Матери»: если обратиться к раннему творчеству Максима Горького, можно заметить ее зачатки в первом его крупном произведении - «Фоме Гордееве». Повесть писалась на протяжении двух лет, в период с 1897 по 1899 гг.. Именно на рубеже веков Горький начинает близко общаться с людьми из рабочего движения, а также наблюдает их столкновения с представителями буржуазии, миром хозяев. В этот период он четко формулирует свое отношение к капиталистам и буржуа, которое окажется далеко не самым положительным.

Автор изображает богатую и насыщенную сторону русской жизни, мир русской буржуазии, представленной со всеми ее пороками и прегрешениями, и у которой есть свои типичные представители. Это и набожный Ананий Щуров, совершивший преступление ради богатства и процветания. Его мораль довольно-таки проста: «Деньги - это сила человеческая, это - ум людской. Тысячи людей в деньги твои жизнь вложили, а ты над тем народом хозяин» [4, С. 107]. Это и Яков Маякин - человек «железный и при этом «мозговой», он уже способен думать шире, чем требуют узколичные его интересы, он политически наточен и чувствует значение своего класса» [8, С. 112]. Маякин представляет собой идеолога всего буржуазного сословия, он - его мысли и действия. Роль купечества в судьбе страны он определяет так: «Мы, купцы, торговые люди, веками Россию на своих плечах несли и теперь несем» [4, С. 158].

В своей повести Горький, еще не заинтересованный идеей о мертвом Боге, начинает рисовать человека всячески старающегося отвергать общепринятые ценности и нормы. Он поставил перед собой конкретную задачу - изобразить картину современности, «и в то же время на фоне её должен бешено биться энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей

энергии. Ему тесно. Жизнь давит его, он видит, что героям в ней нет места, их сваливают с ног мелочи, как Геркулеса, победившего гидр, свалила бы с ног туча комаров» (так писал Горький своему издателю).

Фома Гордеев, главный герой произведения, оказался именно этим «здоровым» человеком. Он помещен автором в среду враждебную и хищническую, он не может соотносить себя с этим миром, а значит, он должен из него вырваться.

Примечательно, что, как и в «Матери», главный герой теряет отца, правда в «Фоме Гордееве» Игнату Гордееву отведено намного больше писательского внимания: если в романе «Мать» Горький «расправляется» с отцом Павла Власова буквально на первых страницах, то на Гордееве-старшем он фокусируется куда пристальнее.

Прежде всего, стоит обозначить роль этих двух отцов в контексте символического осмысления. Смерть отца - очень важный сюжетный поворот для обоих произведений, так как знаменует собой падение порядков Старого мира, а также может отсылать читателя к смерти Бога (Бога Отца), однако, в сущности, обе интерпретации перекликаются друг с другом, взаимодополняют друг друга.

Фома не может идти по пути накопительства и стяжательства, инстинктивно тянется к красоте, правде и справедливости, не хочет и не умеет фальшивить. Мир, основой для которого служит собственничество, для него — «тюрьма»: «...душно мне ... Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что не мирится!»

Фома — тот самый «здоровый человек», жаждущий свободы жизни. Он является чужим в мире господ и хозяев, и именно это, по мнению Горького, говорит о шаткости современной жизни, является показателем того, что настает время перемен.

Фома не понимает до конца устройства жизни, не знает путей и методов ее изменений, далек от передовой интеллигенции и народа, не находит с ними общего языка, хотя в душе и тянется к ним. Он много думает над жизнью, но у него нет тяги к знаниям, к книге, общество умных и образованных людей отпугивает Фому. Стремления иметь друзей он не ощущает. Мир собственности, который Фома отвергает, купеческий уклад жизни наложили на него свою печать; он рано познал «снисходительную жалость к голодному».

В конце повести Фома повержен и унижен. Мещанский мир торжествует победу над бунтарем.

Таким образом, проанализировав оба произведения, мы можем провести между ними очевидную параллель: оба главных героя олицетворяют собой поколение, судьба которого привнести в этот мир новые порядки, утвердить новые правила жизни, доказать, что старый мир умирает, но грядет новый.

Естественно, и Фома Гордеев, и Павел Власов - это герои отвергаемые. Но это не типичные представители лишних людей. Более того, ни тот, ни другой не подходят под подобный архетип главным образом потому, что лишние люди обязательно существуют не в то время и не в том месте.

Фома и Павел, напротив, живут в то время, когда мир больше всего в них нуждается. Это время нравственного тупика и гибели Бога.

Горький начал развивать идею о «новом человеке» еще в начале своего творчества, но самой яркой точкой отсчета стала именно повесть «Фома Гордеев». Однако в ней главный герой еще не обладает достаточной силой: люди за ним не идут, а в конечном итоге он и сам терпит поражение, после чего его все его идеи и убеждения рассыпаются в прах.

Но спустя годы роман «Мать» дарит мировой литературе нужного героя - того самого «нового человека», олицетворение нового времени. Все то, что начал развивать в себе Фома Гордеев, воплотил в жизнь Павел Власов.

Роман «Мать» является своего рода идеологическим продолжением «Фомы Гордеева», «чистовиком» трактата о новом Боге. И хотя данный лейтмотив объединяет красной нитью все горьковское творчество, именно рассмотренные произведения дают четкое представление о его развитии.

Список литературы:

1. Быков Д. Л. Советская литература. Краткий курс/ Дмитрий Быков. — М.: ПРОЗАиК, 2013. — 416 с.

2. Горький М. Мать: роман / Максим Горький. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. — 384 с.

3. Горький М. Полн. собр. соч. Художественные произведения: в 25 т. / Максим Горький. — М., 1973. Т. 5. — 384 с.

4. Горький А. М. Собрание сочинений. В Восемнадцати томах. / А. М. Горький // М.: Гослитиздат. Т. 3. — 480 с.

5. Настольный календарь 1981. — М.: Политиздат, 1980. — 192 с.

6. Никитин Е.Н. «Исповедь» М. Горького: Новое прочтение / Е.Н. Никитин. — М.: Наследие, 2000. — 165 с.

7. Пименов В. Ю. Богостроительские мотивы в повести М. Горького «Мать» / В. Ю. Пименов // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. — 2009. — №3. — С. 306-314.

8. Родина В.В. Образ торгово-промышленного сословия в русской литературе / В.В. Родина // Известия СПбГЭУ. — 2016. — №6 (102). — С. 105-115.

9. Спиридонова Л.А. Максим Горький: новый взгляд. / Л.А. Спиридонова. — М., 2004. — 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.