Научная статья на тему 'Роман и его жанровые модификации в контексте современной литературы'

Роман и его жанровые модификации в контексте современной литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3569
507
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНРОВЫЕ ПРОЦЕССЫ / ДИФФУЗИЯ ЖАНРОВ / ПРОЦЕСС ИНТЕГРАЦИИ / GENRE PROCESSES / DIFFUSION OF GENRES / PROCESS OF INTEGRATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Серова З. Н.

В статье рассматриваются процессы жанрообразования в современной прозе, исследуются процессы синтеза, интеграции романной формы с другими жанровыми формами. В статье делается акцент на том, что процесс гибридизации и возникновения новых жанровых форм осуществляется именно на основе романа, поскольку, эта форма наиболее восприимчива к изменениям, наиболее гибкая и динамичная, постоянно демонстрирует практически неограниченные возможности. В результате автор приходит к выводу, считая, что жанровые новообразования свидетельствуют о специфическом художественном мышлении современных авторов, стремящихся отобразить сложную и многоликую действительность не через одну форму, а путем моделирования разных жанровых форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Серова З. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The novel and its genre modification in the context of contemporary literature

The article discusses the process of genre formation in modern prose, the author investigates the processes of synthesis, integration with other novel genre. The study emphasizes that the process of hybridization and the emergence of new genre forms is at the heart of the novel, because this form is most susceptible to change, the most flexible and dynamic, constantly demonstrates the virtually unlimited possibilities. Provides links to authoritative opinion of Mikhail Bakhtin on the novel properties that are able to include in its design to any genre, as well as the views of contemporary researchers of this issue: L. N. Zelkovas, M. V. Yakushevich, Y. Borev, etc. as a result the author comes to the conclusion that genre tumors show specific artistic thinking contemporary authors seeking to display a complex and multifaceted reality not through a single form, and by modeling different genre forms.

Текст научной работы на тему «Роман и его жанровые модификации в контексте современной литературы»

УДК 808.1;82.08

З.Н.Серова

РОМАН И ЕГО ЖАНРОВЫЕ МОДИФИКАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В статье рассматриваются процессы жанрообразования в современной прозе, исследуются процессы синтеза, интеграции романной формы с другими жанровыми формами. В статье делается акцент на том, что процесс гибридизации и возникновения новых жанровых форм осуществляется именно на основе романа, поскольку, эта форма наиболее восприимчива к изменениям, наиболее гибкая и динамичная, постоянно демонстрирует практически неограниченные возможности. В результате автор приходит к выводу, считая, что жанровые новообразования свидетельствуют о специфическом художественном мышлении современных авторов, стремящихся отобразить сложную и многоликую действительность не через одну форму, а путем моделирования разных жанровых форм.

Ключевые слова: жанровые процессы, диффузия жанров, процесс интеграции.

Z.N.Serova THE NOVEL AND ITS GENRE MODIFICATION IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY LITERATURE

The article discusses the process of genre formation in modern prose, the author investigates the processes of synthesis, integration with other novel genre. The study emphasizes that the process of hybridization and the emergence of new genre forms is at the heart of the novel, because this form is most susceptible to change, the most flexible and dynamic, constantly demonstrates the virtually unlimited possibilities. Provides links to authoritative opinion of Mikhail Bakhtin on the novel properties that are able to include in its design to any genre, as well as the views of contemporary researchers of this issue: L. N. Zelkovas, M. V. Yakushevich, Y. Borev, etc. as a result the author comes to the conclusion that genre tumors show specific artistic thinking contemporary authors seeking to display a complex and multifaceted reality not through a single form, and by modeling different genre forms.

Key words: genre processes, diffusion of genres, the process of integration.

Литературное развитие ХХ-ХХ1 веков характеризуется активизацией жанровых процессов. Это время ознаменовалось существенными изменениями в общественно-политической, экономической и социально-нравственной сферах жизни нашего общества, изменилась и культурная ситуация. Современные авторы проявляют особый интерес к новым формам, смелым экспериментам, тем самым они, с одной стороны, обновляют традиции, с другой,- сохраняют верность важнейшим из них.

Роман остается ведущим жанром современности, но при этом претерпевает существенные изменения, трансформации. Такую его особенность отметил еще М.М.Бахтин, полагая, что роман в принципе не может обладать завершенной жанровой формой, поскольку это «эпос нашего времени», т.е. эпос настоящего, поэтому для него важен максимальный контакт с «неготовой», переживающей становление действительностью, с ее постоянной переоценкой и переосмыслением [1: 76].

Принципиально важным представляется постулат Бахтина о том, что любой жанр может быть включен в конструкцию романа. Более того, ученый выделяет особую группу жанров, которые иг-рают в романах существеннейшую конструктивную роль, а иногда прямо определяют собою конструкцию романного целого, создавая особые жанровые разновидности романа. Ученый отмечает, что роман использует вводные жанры как выработанные формы словесного овладения действительностью [1: 138].

В настоящее время в отечественном и зарубежном литературоведении наблюдается активи-зация интереса к процессам, происходящим с жанром романа. В частности, например, в работе Л.Н.Целковой «Современный роман (Размышления о жанровом своеобразии)» говорится о том, что современные романисты упорно ищут «новые художественные структуры, которые могли бы с наибольшей полнотой передать как мир усложнившейся действительности, так и внутренний мир героя-современника, происходит жанровое смещение: приемы одного жанра используются для раскрытия проблематики другого <...> Фантасмагория, ирреальность, включение элементов мифо-логии, нарушающих или взрывающих традиционное развертывание действия, дают возможность авторам глубоко и неоднозначно выразить волнующие проблемы. Современному романисту как будто тесно в рамках одного жанра, он смело сочетает элементы психологического и философского, исторического и документального. Все это свидетельствует о постоянном поиске новых форм, новых средств выражения, новых художественных приемов, используемых для отражения сложности нашего времени» [5: 9].

Можно отметить, что в переходные эпохи всегда наблюдается диффузия жанров, сращение

между ранее доминирующими, но уже как бы исчерпавшими себя формами и зародышами новых, которым впоследствии тоже суждено стать «старыми». Такую закономерность активизации жанро-вых исканий на рубеже веков всегда можно наблюдать, когда происходит смена одной парадигмы художественности другой.

В результате объединения нескольких жанровых моделей возникают синтетические жанры. Преобладание синтетических форм можно связать с пограничными, переходными периодами, когда усиливается ощущение катастрофичности, неустойчивости человеческого бытия, утраты гармонии. Такие изменения происходили, в частности, в эпоху Возрождения, формирования романтизма, на рубеже Х1Х-ХХ веков.

Для характеристики современного литературного процесса понятие синтеза вообще является одним из ключевых. Разные авторы обращают свое внимание на разные аспекты данной тенденции. Понятие «синтеза искусств» подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к сумме составляющих его компонентов. Современные теории синтеза искусств основаны на принципах классификации разных видов соединений художественных элементов и научно обосновывают закономерности этих соединений.

Так, М.В.Якушевич в своем исследовании «Синтез в искусстве Испании и его претворение в творчестве Ф.Гарсиа Лорки и М. де Фальи», ссылаясь на авторитетное мнение ученых (Ю.Борев, М.Каган и др.) о формах синтеза, выделяет пять наиболее значимых типов межвидовых художественных контактов, которые, так или иначе, присутствуют во всех классификациях (подчеркнем еще раз, что в реальной художественной практике разновидности этих взаимосвязей гибко и пластично пересекаются):

1) интеграция - соединение разных видов искусства, которые не приводят к возникновению качественно нового явления;

2) соподчинение или синтетизм - возникновение нового синтетического целого на основе сохраняющих самостоятельность видов искусства с выделением одного из них в качестве доминанты-интегратора;

3) синтез-симбиоз - растворение отдельных видов искусства в качественно новой художест-венной реальности;

4) объединение искусств не в результате непосредственных языковых контактов, а на уровне общих закономерностей художественного мышления (т.н. «дополняющий синтез» или «снятие»);

5) психологический феномен объединения различных видов искусства на основе сходных характеристик (красочность, звучность, яркость, массивность и т.д.), принадлежащих всем видам искусства одновременно, что позволяет им пересекаться в плоскости единой эстетической чувственности (синестезия искусств) [6: 34].

Исследователи данной проблемы отмечают, что возможен целый ряд градаций процесса интеграции - от формального механического соединения (эклектизм) до рождения относительно целостного явления, при котором одно из искусств берет на себя ведущую роль, а другие встраивают в него дополнительные измерения. Этот наиболее органический вариант интеграции соприкасается с одной из форм синтеза искусств (архитектура), который Ю.Борев определяет как соподчинение [2: 132]. Особенность этого типа синтеза заключается в сохранении относительной самостоятельности сотрудничающих элементов и возможности их соединения. Чаще всего такие взаимоотношения реализуются в пространственных искусствах, где архитектура доминирует над скульптурой и живописью.

Другой тип системно-видовых контактов предполагает полное растворение отдельных видов искусства в качественно новой художественной реальности, что характерно, например, для театра. Для создания целостного художественного впечатления в театральном спектакле необходимо рав-ноправное соединение литературы, сценической интерпретации (искусства режиссуры, актерского мастерства), живописи, музыки, архитектуры, причем последние могут присутствовать опосредованно - в виде ритма и пространственных решений. Особенность этого типа синтеза состоит в невозможности выключения одного из искусств из контекста целого, ибо оно рождается благодаря комплексному воздействию на разные воспринимающие каналы (вербальный, визуальный, аудиальный и т.д.). По классификации Ю.Борева, этот тип синтеза обозначается термином «симбиоз», где искусства равноправно взаимодействуют, сливаясь в нечто новое. К подобному виду синтеза, обозначаемому им иначе как «концентрация», относятся также кинематограф, телевидение и фотография, где искусство вбирает в себя другие, оставаясь

самим собой.

Следующий тип межвидовых связей (уровень «дополняющего синтеза») опирается на синтез композиционных и образно-языковых элементов, которые обнаруживают себя с помощью общеэс-тетических категорий, действующих не через непосредственное объединение искусств, а на уровне основных принципов художественного мышления. Но в основном этот тип синтеза реализуется в музыкальных закономерностях, которые пронизывают литературу, театр, живопись.

Хотя в данном случае идет речь о синтезе разных видов искусств, приведенная классификация может быть использована и по отношению к тем жанровым процессам, которые происходят в литературе.

Общая направленность подобных жанровых процессов обусловлена стремлением писателей найти, создать жанровую форму, наиболее адекватно отражающую сложную, не поддающуюся истолкованию привычными жизнеподобными средствами, действительность. Таким образом, объяснение столь специфических жанровых процессов, происходящих в современной отечественной литературе, следует искать в самой жизни, протекающей на фоне тотального кризиса, распада незыблемых основ жизни и не создающих базу для эпической, романной картины мира. В своих экспериментах с романом современные писатели пытаются, с одной стороны, сохранить некое неразложимое ядро романного жанра, а, с другой, придать ему совершенно новую как формальную, так и содержательную форму.

В литературе рубежа ХХ-ХХ1 веков в результате жанровых трансформаций возникают подчас совершенно неожиданные авторские модели. Так, на основе синтеза с романом были образованы такие формы, как: «роман-наваждение» («Пирамида» Л.Леонова), «роман-комментарий» («Подлин-ная история «Зеленых музыкантов» Е.Попова), «роман-сказка» («Белка» А.Кима), «роман-коллаж» («Мастер Хаос» Е.Попова), «роман-гротеск» («Поселок кентавров»

A.Кима), «роман-комикс» («Синдикат» Д.Рубиной), «роман-странствие» («За доброй надеждой»

B.Конецкого), «рукопись на правах романа» («Живите в Москве» Д.Пригова), «роман-глюк» («Google» А.Боссарт), «роман-притча» («Отец-Лес» А.Кима), «роман-мистерия» («Сбор грибов под музыку Баха» А.Кима), «роман-житие» («Дурочка» С.Василенко), «роман-клип» («поп-арт» роман) («Бренд» О.Сивуна) и многие другие.

Примечательно, что процесс гибридизации и возникновения новых жанровых форм осуществляется именно на основе романа, поскольку, как уже не раз отмечалось, эта форма наиболее восприимчива к изменениям, наиболее гибкая и динамичная. Она имеет длительную историю и в ходе своей эволюции продемонстрировала практически неограниченные возможности.

О способности романного жанра «вступать» в самые разнообразные связи с другими словесными формами искусства говорилось немало. Вспомним высказывание В.Е.Хализева, который по этому поводу пишет следующее: «Роман как жанр, склонный к синтетичности, резко отличен от иных, ему предшествовавших, являвшихся «специализированными» и действовавших на неких локальных «участках» художественного постижения мира <...> «жанровая сущность романа синтетична. Этот жанр способен с непринужденной свободой и беспрецедентной широтой соединять в себе содержательные начала множества жанров, как смеховых, так и серьезных» [4: 330].

«Синтетические» способности романа использовались авторами на протяжении всей истории существования данного жанра. Уже большинство романов Х1Х века имело сложную жанровую природу. Примером подобной гибридизации в определенной мере можно считать произведения, созданные на рубеже XIX-XX веков: символистский роман (Ф.Сологуб, В.Брюсов, А.Белый); модернистский «роман-миф» (А.Ремизов, А.Платонов, В.Набоков); неклассическая проза (К.Вагинов, Л.Добычин, С.Кржижановский, Д.Хармс) и тому подобные. Каждая из названных разновидностей в силу принадлежности к романному архитексту, характеризуется общевидовыми интертекстуальными интенциями: неканоничностью, гетеродоксией, установкой на чужое слово, способностью интегрировать нероманный жанровый материал. Ситуация рубежа Х1Х-ХХ веков, способствующая поиску и созданию новых, зачастую экспериментальных форм, в еще большей мере активизировала процессы, происходящие в области жанрообразования в настоящее время.

Современные произведения представляют собой парадоксальный сплав в органичное един-ство классических и неклассических элементов, которые сложным образом

взаимодействуют друг с другом, отменяют друг друга, тем самым, фиксируя неограниченный потенциал романа именно в конструктивном плане.

В последующих исследованиях романного жанра, как отечественных, так и западноевропейских, также отмечается интересующая нас тенденция к синтезу. В частности, в работах западногерманского ученого, одного из основателей школы рецептивной эстетики В.Изера, зафиксирована динамика основных жанровых категорий, таких как: проблема личности в романе; развитие нарративных техник и подмена жанрологии нарратологией; восприятие романа как «аппеллятивной структуры» и, наконец, самое важное в плане интересующей нас темы - возникновение переходных или гибридных романных форм.

Таким образом, жанровые новообразования свидетельствуют о специфическом художественном мышлении современных авторов, стремящихся отобразить сложную и многоликую действительность путем моделирования новых жанровых форм.

Литература

1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М.М.Бахтин. - М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.

2. Борев Ю.Б. Теория художественного восприятия и рецептивная эстетика и герменевтика // Теории, школы, концепции: критические анализы / Ю. Б. Борев. - М.: Просвещение, 1985. - 267 с.

3. Каган М. С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Ч. 1,2, 3 / М.С.Каган. - Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1972 . - 440 с.

4. Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. -М.: Изд-во Моск-го ун-та, 1991. - 412 с.

5. Целкова Л.Н. Современный роман (Размышления о жанровом своеобразии) / Л.Н.Целкова. - М.: Изд-во «Знание», 1987. - 64 с.

6. Якушевич М. В. Синтез в искусстве Испании и его претворение в творчестве Ф. Гарсиа Лорки и М. де Фальи: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. / Якушевич М. В. - Новосибирск, 2004. - 249 с.

1. Bahtin M. M. Voprosy literatury i jestetiki: Issledovanija raznyh let / M.M.Bahtin. - M.: Hudozh. lit., 1975. - 502 s.

2. Borev Ju.B. Teorija hudozhestvennogo vosprijatija i receptivnaja jestetika i germenevtika // Teorii, shkoly, koncepcii: kriticheskie analizy / Ju. B. Borev. - M.: Prosveshhenie, 1985. - 267 s.

3. Kagan M. S. Morfologija iskusstva. Istoriko-teoreticheskoe issledovanie vnutrennego stroenija mira iskusstv. Ch. 1,2, 3 / M.S.Kagan. - L.: Iskusstvo, Leningradskoe otdelenie, 1972 . - 440 s.

4. Halizev V.E. Teorija literatury / V.E. Halizev. - M.: Izd-vo Mosk-go un-ta, 1991. - 412 s.

5. Celkova L.N. Sovremennyj roman (Razmyshlenija o zhanrovom svoeobrazii) / L.N.Celkova. - M.: Izd-vo «Znanie», 1987. - 64 s.

6. Jakushevich M. V. Sintez v iskusstve Ispanii i ego pretvorenie v tvorchestve F. Garsia Lorki i M. de Fal'i: dis. ... kand. iskusstvovedenija: 17.00.02. / Jakushevich M. V. - Novosibirsk, 2004. - 249 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.