Научная статья на тему 'Роман-эксперимент в литературе 20-х гг. Xx века (на примере романа-комплекса Мариэтты Шагинян "КиК")'

Роман-эксперимент в литературе 20-х гг. Xx века (на примере романа-комплекса Мариэтты Шагинян "КиК") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
370
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАН-ЭКСПЕРИМЕНТ / РОМАН-КОМПЛЕКС / АВАНТЮРНЫЙ РОМАН / МАРИЭТТА ШАГИНЯН / MARIETTA SHAGINYAN / "КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ПИНКЕРТОН" / "COMMUNIST-LIKE PINKERTON" / NOVEL-AS-AN-EXPERIMENT / ECLECTIC NOVEL / PICARESQUE NOVEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Наприенко Анастасия Владимировна

В статье на примере романа-комплекса «КиК» Мариэтты Шагинян рассматривается проблема актуализации в 20-е гг. XX века различных экспериментов с романным жанром. Роман-комплекс «КиК» соотнесен с первым в творчестве писательницы экспериментом по комбинированию разных жанров циклом «Месс-Менд», бывшим откликом на своеобразный «социальный заказ» по созданию «коммунистического пинкертона», озвученный в октябре 1922 года на V Всесоюзном съезде РКСМ Н. Бухариным. Задуманный Шагинян как роман-эксперимент, названый романом-комплексом, «КиК» осмысливается как более сложное явление как романом-компромисс, попытка не просто соединить разные жанры в одном произведении, но и примирить любимый писательницей авантюрный сюжет с эстетикой производственного романа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Novei-as-an-experiment in literature of the 1920 s (as exemplified in the eclectic novel “KiK” by Marietta Shaginyan)

The article focuses on the different experiments with the eclectic novel “KiK” by Marietta Shaginyan as the example of foregrounding experiments in the literature of the 1920ies. The novel is compared with the writer’s first attempt to combine different genres in the series “Mess Mend”, a response to the social demand for “communist-like Pinkerton”, since in October 1922, at the Fifth All-Union Congress of the RKSM, N. Bukharin had suggested creating that. The novel “KIK” appeared as the experiment. It was defined as an eclectic novel. In the article "KiK" is looked upon as a compromise, in which the picaresque plot was combined with the esthetics of an occupational novel.

Текст научной работы на тему «Роман-эксперимент в литературе 20-х гг. Xx века (на примере романа-комплекса Мариэтты Шагинян "КиК")»

УДК 82.09

РОМАН-ЭКСПЕРИМЕНТ В ЛИТЕРАТУРЕ 20-Х ГГ. XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА-КОМПЛЕКСА МАРИЭТТЫ ШАГИНЯН «КиК»)

NOVEI-AS-AN-EXPERIMENT IN LITERATURE OF THE 1920 S (AS EXEMPLIFIED IN THE ECLECTIC NOVEL "KiK" BY MARIETTA SHAGINYAN)

© 2017

А.В. Наприенко A.V. Naprienko

В статье на примере романа-комплекса «КиК» Мариэтты Шагинян рассматривается проблема актуализации в 20-е гг. XX века различных экспериментов с романным жанром. Роман-комплекс «КиК» соотнесен с первым в творчестве писательницы экспериментом по комбинированию разных жанров - циклом «Месс-Менд», бывшим откликом на своеобразный «социальный заказ» по созданию «коммунистического пинкертона», озвученный в октябре 1922 года на V Всесоюзном съезде РКСМ Н. Бухариным. Задуманный Шагинян как роман-эксперимент, названый романом-комплексом, «КиК» осмысливается как более сложное явление - как роман-компромисс, попытка не просто соединить разные жанры в одном произведении, но и примирить любимый писательницей авантюрный сюжет с эстетикой производственного романа.

Ключевые слова: роман-эксперимент; роман-комплекс; авантюрный роман; Мариэтта Шагинян; «коммунистический пинкертон».

The article focuses on the different experiments with the eclectic novel "KiK" by Marietta Shaginyan as the example of foregrounding experiments in the literature of the 1920ies. The novel is compared with the writer's first attempt to combine different genres in the series "Mess Mend", a response to the social demand for "communist-like Pinkerton", since in October 1922, at the Fifth All-Union Congress of the RKSM, N. Bukharin had suggested creating that. The novel "KIK" appeared as the experiment. It was defined as an eclectic novel. In the article "KiK" is looked upon as a compromise, in which the picaresque plot was combined with the esthetics of an occupational novel.

Keywords: novel-as-an-experiment; eclectic novel; picaresque novel; Marietta Shaginyan; "communist-like Pinkerton".

Писатели и критики 1920-хх годов активно обсуждали проблему новых путей развития литературы. Многие из них констатировали упадок романного жанра, переставшего в условиях стремительно меняющейся действительности быть актуальным. Такой точки зрения придерживалась и Мариэтта Шагинян. В самом начале 20-х годов она писала, что романная форма - это форма, которая больше всего тяготеет к правде, к всеобъемлющему отражению жизни через быт, а идеалом, к которому должен стремиться роман, является рассказ очевидца, письмо, исповедь [1, с. 718]. Однако в ходе своего развития этот жанр становится бесформенным и теряет выразительность. Помочь ему снова обрести оригинальность может возвращение к истокам, а именно - к авантюрному роману. Занимательность, за-

ложенная в нем, может привлечь читателей и сделать жанр снова современным.

Шагинян возлагала на авантюрный роман большие надежды. В статье, посвященной «Серапионовым братьям», она отмечала, что беллетристика канонизирует быт и что новая форма советского быта должна укрепиться в литературном образе для того, чтобы стать подлинной [1, с. 732]. Этим объяснялась необходимость обращения к сюжетной литературе.

В 1923 году Шагинян начинает создавать первую часть приключенческой трилогии «Месс-Менд», «коммунистический пинкертон», который был не только «агиткой», но, в первую очередь, литературным экспериментом по комбинированию жанров мелодрамы, детектива, фантастики, сатиры и утопии. Эту часть писательница назвала романом-сказкой, потому что в аван-

тюрном романе, как и в сказке, одной из основных черт является условность, а материал для них можно взять уже готовым, «подобно тому, как продают готовое тесто в итальянских кондитерских для печенья» [1, с. 718].

В 1924 году, во время работы над второй частью «Месс-Менд», Шагинян задумывает написать еще один роман-эксперимент. Она записала в своем дневнике: «Будет совершенно новая форма» [2, с. 98]. В основу была положена идея о том, что писателю не следует специализироваться на определенных жанрах, но нужно свободно сводить в единое целое самые разные жанры, в том числе и нелитературные. Так и был задуман «КиК», который, по первоначальному замыслу писательницы, должен иметь форму газеты, где печатаются передовицы, хроники, фельетоны, телеграммы и т.п. Сама форма газеты могла оправдать свободное соединение очень разных текстов.

«КиК» был закончен и напечатан только в 1929 году, потому что, по воспоминаниям Шагинян, писался «урывками, между делом, не отрывая ни дня, ни часа, ни сил у непрерывной очередной работы» [3, с. 411], и получил жанровое определение «роман-комплекс».

Роман делится на несколько частей:

1. Посвящение некоему другу, написанное в стихотворной форме.

2. Эпизод первый - газета «Аманаус-ская правда», где напечатаны телеграммы, передовица, фельетон, научно-популярная статья, библиография и даже реклама; редакционная корзина, где находятся несколько стихотворений; протокол митинга; запись телефонного разговора; несколько телеграмм; две справки; протоколы допросов и частное письмо.

3. Эпизод второй - телеграммы и письма.

4. Приложение - разговор в общей камере (расписанный по ролям как пьеса, но на самом деле являющийся рапортом коменданта аманаусского исправдома), где несколько героев сначала обсуждают «не-

выносимые условия научной работы в Советской России» [3, с. 438], а потом договариваются создать каждый свое литературное произведение, используя материал газеты. К рапорту приложены получившиеся поэма, новелла, мелодрама, сценарий научного фильма. Сюда же относится стенограмма речи.

Все эти части в единое произведение объединяет детективная история об исчезновении коммуниста - товарища Львова - и появлении в «Аманаусской правде» таинственного объявления о демонстрации фильма, о котором понятия не имеет владелец кинотеатра. Выяснению обстоятельств появления этого объявления и посвящены запись телефонного разговора, телеграммы, справки и протоколы допросов. Арестовывают нескольких человек, и по их записанному разговору становится понятно, что Львов исчез во время охоты.

К жанру детектива у Шагинян было особое отношение. Она не раз признавалась в своем увлечении серией книг о сыщике Нате Пинкертоне, редактировала книги Уилки Коллинза и считала детектив «самой удачной выдумкой, какая вообще существует в области сюжета в старой литературе». «Криминальный роман, - писала она в книге «Человек и время», - «это сказка для взрослого человека, познавательная, морализирующая, дающая полное удовлетворение» [4, с. 316]. Это удовлетворение возникает в ходе реализации знакомой схемы -разоблачение зла, наказание злодея и торжество справедливости. Большое место детективному жанру уделено в трилогии «Месс-Менд».

Ближе всего к приключенческому, авантюрному роману стоит новелла «Три-надцать-Тринадцать», написанная арестованным журналистом Иваницким. Материалом для нее послужила статья профессора Казанкова «О богатствах Бу-Ульгенского хребта», в которой он, не только приводит информацию о полезных ископаемых, но и рассказывает «странную историю» о турке-шпионе, пойманном с подробным планом хребта, и о погибшей в горах экспедиции

Роман-эксперимент в литературе 20-х гг ХХ века (на примере романа-комплекса Мариэтты Шагинян «КиК»

фон Юсса. Иваницкий закручивает острый сюжет вокруг рукописи, которую якобы оставил фон Юсс своей внучке - Камилле Матвеевне. В лучших традициях детектива и «красного пинкертона» эту рукопись хотят заполучить иностранные агенты, но из-за случайного звонка девушки на номер «13-13» бумага попадает к Львову, работающему в ВЧК. Юсс утверждал, что в Бу-Ульгене им был найден не свинец, а новый металл с исключительной намагниченностью. Свойства этого металла настолько сильны, что могут дать возможность регулирования погоды, климата, вращения Земли. Здесь очевидна перекличка с лэнием -металлом с фантастическими свойствами из второй части приключенческой трилогии «Месс-Менд». Львов решает собрать экспедицию в Бу-Ульген. На этом рукопись обрывается.

Еще одним часто используемым Шагинян жанром является мелодрама. Ее создает арестованная писательница Ирина Геллерс. И называется она, как и сам роман Шагинян, «Колдунья и коммунист» («КиК»). Материалом для этого произведения послужили очерки о том, что покинутый монахинями монастырь будет переделан под фабрику, а также о том, что в монастыре был найден портрет, «изображающий молодую женщину необычайной красоты с веревкой, накинутой на голую шею. Женщина стягивает концы веревки, как если б собиралась себя задушить» [3, с. 419]. Писательница использовала и заметку селькора о том, что в одном из аулов до сих пор процветают суеверия: один из пастухов уверял, что видел проходившую по скалам колдунью с распущенными волосами, голыми ногами и свечой в руке. Из этого Геллер сплетает двойной сюжет: уже знакомую историю о заговоре против большевиков и отчаянно мелодраматичную историю об Ольге - жене князя Собесского, губернатора Пензы, которого неоднократно пытались убить террористы. В конце концов они сделали это, убив и сына-младенца. Ольга уходит в монастырь, но из-за случившейся ре-

волюции монахини покидают его. Тогда молодая женщина решает, что пришло время отомстить за мужа и сына. Эта рукопись тоже не закончена.

В 1956 году, подготавливая собрание своих сочинений, Шагинян писала о «КиКе»: «Я сводила в нем концы с концами своего тогдашнего профессионального опыта ... стараясь нащупать и развить те зародыши новой эстетики, нового отношения к творчеству, какие стали уже ощутимыми для нас за эти первые десять советских лет» [3, с. 411]. Под новой эстетикой писательница понимала каноны жанра производственного романа, который пришел на смену роману приключенческому. Последняя часть «КиКа» - «Стенограмма речи, произнесенной *** августа 192* года в комендатуре анаусского исправдома» - отражает эту «новую эстетику». Стенограмма представляет собой запись речи, произнесенной для арестованных писателей настоящим Львовым. По форме это - и критический разбор написанных произведений, и рассуждение о том, куда же дальше должна идти литература. Речь полностью разрушает авантюрную ауру романа, крепко привязывая его к реальности и объясняя каждую мелочь. Львов не только анализирует прочитанные им произведения с точки зрения «герой - материал - задание», но и предсказывает концовки незаконченных, следуя матрице жанра. Он объясняет истинные причины своего исчезновения, оказавшиеся вполне прозаическими. И это объяснение уничтожает созданную первыми эпизодами атмосферу таинственности, демонстрирует читателю шаблонность прочитанных ранее текстов.

По мнению Львова, у всех писателей хорошо получилось не приключенческое и мелодраматическое, а идеологическое - например, выступление Ленина на партийной конференции в «13-13» или сценка с учебой милиционеров в «КиКе». Все то таинственное и интересное, что взяла Геллер из газеты, коммунист называет «галантерейным товаром» и спрашивает своих слушателей,

почему они не использовали ту информацию, которая была действительно важной: о текстильной фабрике, которую горком организовывает в стенах монастыря, или о субботнике, в результате которого был восстановлен мост. Таким образом, ясно чувствуется тенденция конца 20-х годов: приключенческий материал, необычное становится не более чем «галантерейным товаром». Приключенческая литература возвращается туда, откуда она пришла - на периферию литературного процесса. Явственно намечается путь к производственному роману и социалистическому реализму вообще.

«Разве мало в нашей переходной экономике увлекательных конфликтов? Разве борьба плана с анархией и разные способы выполнения плана, правильный и формальный, не способны воодушевить писателя, дать ему огромное подспорье для создания живых, реальных, характеров?», - изумляется Львов [3, с. 544].

Именно в связи с этой завершающей стенограммой многие исследователи восприняли «КиК» как попытку разрушить традиционную форму романа тайн, которая была так популярна в 20-е годы. Но так ли это?

В 1956 году писательница вспоминала: «После "КиКа"» мне уже просто тяжело было возвращаться к условным вещам типа Джима Доллара, становилось скучно их писать, и великим наслаждением сделалась огромная напряженная работа над "Гидроцентралью"» [3, с. 414]. Шагинян лукавила, потому что и в последующие годы старалась вернуть актуальность своим авантюрным произведениям и читательский интерес к ним. В 1935 году, когда авантюрный жанр был частично реабилитирован, в журнале «Молодая гвардия» под названием «Дорога в Багдад» вышла переработанная версия третьей части трилогии «Месс-Менд». В 1956 году она переделала первую часть трилогии, а сам «КиК», хотя и сопровождаемый длинным «объяснением», вошел в первое собрание ее сочинений.

Таким образом, «КиК», явно задуманный Шагинян как роман-эксперимент, названый романом-комплексом, является своеобразным романом-компромиссом, попыткой не просто соединить разные жанры в одном произведении, но и примирить любимый писательницей авантюрный сюжет с эстетикой производственного романа.

* * *

1. Шагинян М. Собрание сочинений. В 9 т. Т. 2. Стихи 1906-1921. Пьесы 1917-1918. Проза 1915-1927. М. : Художественная литература, 1986. 783 с.

2. Шагинян М. Дневники 1917-1931. Л. : Издательство писателей в Ленинграде, 1932. 431 с.

3. Шагинян М. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 7. Приключение дамы из общества. «Месс-Менд», или Янки в Петрограде. КиК. Очерки. М. : Государственное издательство художественной литературы, 1956. 691 с.

4. Шагинян М. Человек и время: История человеческого становления. М. : Советский писатель, 1982. 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.